Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ТРУБОПРОВОДАМ'

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ТРУБОПРОВОДАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айгузина С.Ю.

Система магистральных трубопроводов России считается самой протяженной в мире и является основным экспортным каналом. В настоящий момент данный вид транспортировки остается самым дешевым способом. Поставка нефтегазовых ресурсов по трубопроводам осуществляется в Европу, страны СНГ и Китай. Транспортировка углеводородов играет значительную роль в образовании бюджета страны. Поэтому правильное регулирование отношений транспортировки в сфере топливно-энергетического комплекса сказывается на экономическую составляющую страны, прибыли компаний и себестоимости услуг. Несмотря на большую значимость для экономики, объекты магистральной транспортной инфраструктуры относятся к классу опасных и являются высокорисковыми. Воздействие на окружающую среду отражается в загрязнении почв, водных объектов, гибели живности, влиянии на здоровье людей, и может привести к необратимым последствиям. Поэтому особое внимание необходимо уделять экологической безопасности. Анализ теоретико-правовых основ регулирования отношений в сфере транспортировки углеводородных ресурсов по трубопроводам обуславливает исследование в данной области существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL AND LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF TRANSPORTATION OF HYDROCARBON RESOURCES THROUGH PIPELINES

Russia's main pipeline system is considered the longest in the world and is the main export channel. At the moment, this type of transportation remains the cheapest way. Oil and gas resources are supplied via pipelines to Europe, CIS countries and China. Transportation of hydrocarbons plays a significant role in the formation of the country's budget. Therefore, the correct regulation of transportation relations in the field of fuel and energy complex affects the economic component of the country, the profits of companies and the cost of services. Despite the great importance for the economy, the objects of the main transport infrastructure belong to the class of dangerous and are high-risk. The impact on the environment is reflected in the pollution of soils, water bodies, the death of livestock, the impact on human health, and can lead to irreversible consequences. Therefore, special attention should be paid to environmental safety. The analysis of the theoretical and legal foundations of regulating relations in the field of transportation of hydrocarbon resources through pipelines determines the investigation of existing problems in this area.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ТРУБОПРОВОДАМ»

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ ПО ТРУБОПРОВОДАМ

С.Ю. Айгузина, студент

Научный руководитель: А.С. Курманов, д-р юрид. наук, профессор Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-175-178

Аннотация. Система магистральных трубопроводов России считается самой протяженной в мире и является основным экспортным каналом. В настоящий момент данный вид транспортировки остается самым дешевым способом. Поставка нефтегазовых ресурсов по трубопроводам осуществляется в Европу, страны СНГ и Китай. Транспортировка углеводородов играет значительную роль в образовании бюджета страны. Поэтому правильное регулирование отношений транспортировки в сфере топливно-энергетического комплекса сказывается на экономическую составляющую страны, прибыли компаний и себестоимости услуг. Несмотря на большую значимость для экономики, объекты магистральной транспортной инфраструктуры относятся к классу опасных и являются высокорисковыми. Воздействие на окружающую среду отражается в загрязнении почв, водных объектов, гибели живности, влиянии на здоровье людей, и может привести к необратимым последствиям. Поэтому особое внимание необходимо уделять экологической безопасности. Анализ теоретико-правовых основ регулирования отношений в сфере транспортировки углеводородных ресурсов по трубопроводам обуславливает исследование в данной области существующих проблем.

Ключевые слова: экологическое безопасность, правовое регулирование, магистральные трубопроводы, углеводородные ресурсы, окружающая среда, возмещение ущерба.

Транспортировка углеводородных ресурсов является важнейшим звеном в нефтегазовой деятельности. Транспортная коммуникация связывает самые отдаленные уголки государства и является материальной основой поддержки международных отношений. Самым экологичным и дешевым способом перемещения большого количества ресурсов признано по магистральным трубопроводам. В России транспортировку нефти и газа осуществляют разные компании. Так, к газовым газопроводным компаниям относятся «Газпром трансгаз», «Росукрэнерго», к нефте-проводным компаниям - «Транснефть» и «Транснефтепродукт».

Считается, что магистральные трубопроводы являются самым безопасным способом перевозки углеводородных ресурсов. Взаимодействие магистральных трубопровод с окружающей средой обусловлено их протяженностью, пропускной способностью, опорой на землю, прокладка труб происходит в различных климатиче-

ских условиях и гидрогеологических свойств горных пород, массой и свойствами углеводородных ресурсов. Безопасность трубопроводов предполагает их устойчивость к воздействию как внешних, так и внутренних факторов, соблюдая при этом правила их эксплуатации и обслуживания. Поэтому компаниям важнее предупреждать аварии.

Однако при повреждении труб последствия аварий наносят колоссальный ущерб окружающей среде. На сегодняшний момент для государства и собственника ресурсов становится серьёзной проблемой возмещения последствий аварийной ситуации окружающей среде, т.к. основным способом транспортировки нефти и газа остается по магистральным трубопроводам - перемещение газа составляет 100%, нефти - 99%, а на продукцию переработки приходится более 50%. Россия является одним из ведущих стран, экспортирующих нефть и газ. Протяженность магистральных трубопровод в 2020 году составила

217 тыс.км, включая 151 тыс. км газопроводных магистралей и 46,7 тыс. км нефте-проводных [1].

Поэтому предотвращение аварий является основной задачей эколого-правового регулирования отношений в сфере транспортировки углеводородных ресурсов по трубопроводам.

Разберем, какие экологические требования предъявляются к компаниям, транспортирующие углеводородные ресурсы, со стороны государства.

Эксплуатация трубопроводов происходит согласно ФЗ «Об охране окружающей среды». В статье 46 настоящего закона указано, что компания должна предусмотреть восстановление использованных земель после строительства магистральных трубопроводов, иметь соответствующую документацию с пройденной государственной экспертизой [2]. Кроме этого, компания должна соблюдать экологические, санитарно-эпидемиологические и другие правила. Контроль за соблюдением экологических норм ведет Министерство природных ресурсов РФ.

На сегодняшний момент действуют более 80 правовых актов, касающихся функционированию деятельности магистрального транспорта. Один из них является постановление Госгортехнадзора России «Правила охраны магистральных трубопроводов». Согласно нему для предотвращения аварий на магистральных трубопроводах необходимо соблюдать правила обустройства трасс и для исключения возможных повреждений трубопроводов необходимо установить охранную зону. В охранных зонах запрещается как-либо разрушать упоры, на которых держится трубопровод, ломать, закрывать либо сдвигать специальные знаки, указывающие трассы трубопроводов, а также устраивать свалки и разводить источники огня [3]. Без письменного разрешения предприятий, в данной зоне около принадлежащих ему трубопроводного транспорта воспрещается строить сооружения, высаживать растительность либо проводить геологические и другие работы.

Розлив может произойти на любом этапе деятельности оборота нефти и нефте-

продуктов, в том числе при транспортировке. Чаще всего это происходит в результате износа магистральных труб. Основная часть восстановления окружающей среды приходится на рекультивацию земель. Обязанность возмещения причинённого вреда окружающей среде в результате розлива нефти и нефтепродуктов возложена как на собственника ресурсов, так и на собственника трубопровода. Учитывая данный факт, сложно доказать причинения вреда окружающей среды и оценить масштаб нанесения вреда, т.к. по некоторым объектам не разработана единая методика оценки нанесенного вреда. В статьях 77 и 78 закона «Об охране окружающей среды» указано два способа возмещения ущерба: «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды» [2].

Проведение работ на магистральных трубопроводах должны обеспечивать обращение отходов в соответствии в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и соблюдая СанПин «Почва». Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Ликвидация изношенных труб также должна соответствовать экологическим требованиям. После проведения соответствующих работ «освобождающиеся территории должны быть рекультивированы», т.к. магистральные трубопроводы относятся к опасным производственным объектам [4].

Анализируя экологическое право, возникла неопределённость окончательного результата возмещения ущербы окружающей среды: при устранении источников загрязнения окружающей среды почва должна полностью восстановится до первоначального состояния, либо достаточно исправить текущую ситуацию. В этом состоит сложность проведения процедур

государственного контроля. В 2018 году дов». Также стоит отметить Федеральный были приняты «Правила проведения ре- закон, который не был опубликован «О культивации и консервации земель», со- магистральном трубопроводном транс-гласно которому «рекультивация земель порте». В документе в главе 6 настоящего должна обеспечивать восстановление зе- ФЗ определяются «правовые основы эко-мель до состояния, пригодного для их ис- логической безопасности в области маги-пользования в соответствии с целевым стрального трубопроводного транспорта». назначением и разрешенным использова- Таким образом, в законодательстве в

нием» [5]. При определении факта загряз- сфере транспортировки углеводородных нения окружающей среды необходимо ресурсов по трубопроводам следует при-проводить специальные экологические нять единый акт, установить процедуру экспертизы, установить последствия при- подхода воздействия на субъектов, причи-чиненного ущерба и определить причин- нившие вред окружающей среде, также но-следственную связь между ними. принять меры, которые бы обеспечивали

Основная проблема эколого-правового добровольное возмещение ущерба. Ком-регулирования состоит в отсутствие еди- пании, которые без умысла загрязнили ного законодательного акта, контролиру- окружающую среду, добровольно устра-ющего безопасное функционирование ма- няют последствия и компенсируют ущерб, гистральных трубопроводов. В 2017 году т.к. их действия могут повлиять на репута-Государственная Дума отклонила проект цию, что, в свою очередь, может сказаться федерального закона № 408228-5 «Техни- на прибыли. Поэтому государству необхо-ческий регламент о безопасности маги- димо поддерживать бизнес с точки зрения стральных трубопроводов для транспорти- экологической ответственности. ровки жидких и газообразных углеводоро-

Библиографический список

1. Официальный сайт Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. О Министерстве. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/112

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране окружающей среды» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

3. Постановление Госгортехнадзора России от 22.04.1992 №9 «Правила охраны магистральных трубопроводов» // Минэнерго России от 29.04.1992

4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. № 520 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности». «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146173/

5. Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель») // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ыф://™™™. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302235/90e01d185047971 fe921b2bb4ea2a be4389a57d5/

6. Проект Федерального закона от 25.10.2017 № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте» // Гарант: справочно-правовая система. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/56726772/

ENVIRONMENTAL AND LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF

TRANSPORTATION OF HYDROCARBON RESOURCES THROUGH PIPELINES

S.Y. Aiguzina, Student

Supervisor: A.S. Kurmanov, Doctor of Legal Sciences, Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. Russia's main pipeline system is considered the longest in the world and is the main export channel. At the moment, this type of transportation remains the cheapest way. Oil and gas resources are supplied via pipelines to Europe, CIS countries and China. Transportation of hydrocarbons plays a significant role in the formation of the country's budget. Therefore, the correct regulation of transportation relations in the field of fuel and energy complex affects the economic component of the country, the profits of companies and the cost of services. Despite the great importance for the economy, the objects of the main transport infrastructure belong to the class of dangerous and are high-risk. The impact on the environment is reflected in the pollution of soils, water bodies, the death of livestock, the impact on human health, and can lead to irreversible consequences. Therefore, special attention should be paid to environmental safety. The analysis of the theoretical and legal foundations of regulating relations in the field of transportation of hydrocarbon resources through pipelines determines the investigation of existing problems in this area.

Keywords: environmental safety, legal regulation, trunk pipelines, hydrocarbon resources, environment, compensation for damage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.