Научная статья на тему 'Эколого-мировоззренческий аспект произведений В. Г. Короленко'

Эколого-мировоззренческий аспект произведений В. Г. Короленко Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
534
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖНОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ / ПЕЙЗАЖНЫЕ ОПИСАНИЯ / ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕКСТЫ В.Г. КОРОЛЕНКО / ТОПОНИМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ИСКАНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скопкарева Светлана Леонидовна

В статье рассматриваются вопросы поэтики пейзажных описаний в текстах В.Г. Короленко и их особенности в изображении литературных героев, что обусловливает эколого-мировоззренческую позицию писателя. Значительное внимание уделяется осмыслению экологии духовного мира героев В.Г. Короленко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-мировоззренческий аспект произведений В. Г. Короленко»

С.Л. Скопкарева

ЭКОЛОГО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.Г. КОРОЛЕНКО

В статье рассматриваются вопросы поэтики пейзажных описаний в текстах В.Г. Короленко и их особенности в изображении литературных героев, что обусловливает эколого-мировоззренческую позицию писателя. Значительное внимание уделяется осмыслению экологии духовного мира героев В.Г. Короленко.

Ключевые слова: пейзажное портретирование, пейзажные описания, петербургское пространство, тексты В.Г. Короленко, топонимический пейзаж, цветовая палитра, человек и природа, экология мировоззренческих исканий.

Экология души - экология культуры

Понятие «экология души» впервые ввел в общепринятый словарный оборот академик Д.С. Лихачев. Образованное словосочетание оказалось настолько удачным для семантики функционирующего языка, что до сих пор не утратило актуальности, а, напротив, подчеркивает глобальный характер поставленной проблемы.

Как известно, каждая эпоха, выдвигая требования к герою своего времени, формирует собственный идеал. Его нравственная шкала ценностей в достаточно полной мере проявляется в культурно-этическом, художественно-эстетическом планах. На наш взгляд, именно искусство слова наиболее ярко раскрывает личностно-нравственный диапазон,

Скопкарева Светлана Леонидовна - заведующая аспирантурой АОУ ДПО УР «Институт развития образования», кандидат филологических наук, доцент.

представляя нам книжный опыт постижения действительности. Именно тексты художественных произведений позволяют сформировать и осмыслить ценностные аспекты мировосприятия личности. Одной из основных нравственно-этических составляющих является культура экологического поведения человека. Формирование экологической компетенции человека осуществляется, например, через природоведческую книгу, представленную известными именами таких писателей, как К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки, В. Сахарнов, В. Чарушин и др. Их творчество достаточно широко известно и изучено.

Мы же в своем исследовании обратимся к художественному феномену В.Г. Короленко. Творчество писателя невозможно представить без онтологического осмысления действительности. И эту задачу воплощает такой, например, прием, как изображение природы, с помощью которого воссоздается параллельный план повествования, позволяющий выявить психологическое и эмоциональное состояние героя, уточнить его философские воззрения на мир. «Природа - это то, без чего нельзя обойтись, нельзя оставить за кадром, анализируя жизнь писателя, его семьи, его окружения. В юности он мечтал стать лесничим, учился в Петровско-Разумовской академии сельскохозяйственной академии, а курс ботаники ему читал сам Тимирязев» [3, с. 9]. Природа, пейзажные описания заняли достойное место в творчестве В.Г. Короленко. Портретные описания героев, их поступки, переживания - все сопряжено у писателя с описаниями природы. И это не случайно, так как автор заинтересован в раскрытии малейших психологических изменений героев. В.Г. Короленко делает это настолько мастерски, что невозможно отделить одно от другого. Все не только взаимообусловлено, но и пронизано между собой, отчего повествование приобретает силу авторского художественного дарования, наполненное философскими воззрениями писателя.

В.Г. Короленко размышляет о гармоничной обустроенности мира, взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества, что является отличительной чертой его творчества.

Обладая художественным даром описания природы, В.Г. Короленко заставляет читателя размышлять о таких вечных ценностях, как добро и зло, правда и ложь. Названные этико-философские категории напрямую соотносятся с описанием природы, пейзажной зарисовкой, представленной как некое воспоминание об увиденном. И в этом можно

убедиться, обратившись, например, к «сибирской» теме в творчестве писателя, которая к 1900-м гг. отчетливо проявилась в художественно-эстетической системе автора.

Тема природы, ее осмысление выводит творчество писателя на раскрытие философской темы в произведениях. И это становится сквозным мотивом всего его творчества. Названная тема напрямую соотносится с проблемой человеческого счастья, полноты духовной жизни. С большим мастерством изображена в рассказах и повестях В.Г. Короленко природа, которая с удивительной полнотой и поэтической силой раскрывается в тесной связи с поисками и обретениями смысла жизни героями.

Так в рассказе «Огоньки» писатель раскрывает обыденную, на первый взгляд, ситуацию (переправа на другой берег), которая становится поучительной не только для героя, но и читателя. Вот как об этом повествует автор: «Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...

- Ну, слава богу! - сказал я с радостью, - близко ночлег!

Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла: «Далече!» Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом, - и путь кончен... А между тем - далеко!..

И долго мы еще плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко, и все так же далеко... Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни»! [1, с. 489]

Автор сравнивает жизнь с рекой, текущей в угрюмых берегах. А с чем можно сопоставить огонек? В понимании В.Г. Короленко, огонек становится символом надежды на счастье. Манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой,

помогающей преодолевать трудный жизненный путь. А для достижения светлой цели «приходиться налегать на весла», преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Смысл рассказа «Огоньки» заключается в том, чтобы не терять надежды в этом меняющемся мире, стремиться к своему идеалу вопреки всему.

В такой авторской интерпретации повествование о реке и манящем огоньке очевидна соотнесенность с философским постижением смысла человеческого существования. Удачные вкрапления пейзажных описаний в сюжетику произведения - отличительная манера художественной системы писателя. И это можно встретить практически во всех произведения В.Г. Короленко. В своем творчестве он неустанно осмысливает проблему счастья и борьбы за него. Короленковский афоризм - «человек рожден для счастья, как птица для полета» - становится неотъемлемой составляющей мироощущения самого писателя и его героев в том числе. С горькой иронией писатель называет рассказ, где произносится эта формула жизни, «Парадоксом». Как птица не может летать, когда у нее связаны крылья, так не может быть счастлив и человек в неволе.

К этой теме писатель пытается подойти с разных точек зрения, поэтому восприятие его сводится к осмыслению следующих принципов: счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми, счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески, счастье - в преодолении себя, в самосовершенствовании, счастье - в общении с друзьями и родными.

В одном из первых рассказов «Эпизоды из жизни искателя» (1879) В.Г. Короленко обращается к мотиву пути, дороги, обретения жизненного смысла. Не случайно эпиграфом для произведения взяты слова из поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Средь мира дольного Для сердца вольного Есть два пути. Взвесь силу гордую, Взвесь волю твердую -Каким идти.

Проблема выбора - извечная проблема поисков истины. Герой рассказа выбирает для себя трудный путь служения народу и отказывается

от личного счастья. Это соответствовало нравственным установкам самого писателя. В то время ему казалось, что движение народников способно победить самодержавие, для чего необходимо усилие передового общества. Из воспоминаний современников известно, что на квартире В.Г. Короленко скрывались участники революционного подполья, хранилась запретная литература. Писатель готовился к деятельности пропагандиста и для того, чтобы иметь возможность легче войти в народную жизнь, изучал сапожное ремесло. В служении праведному делу видел В.Г. Короленко смысл своего существования.

Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, автор посвящает одно из наиболее значительных своих произведений -повесть «Слепой музыкант» (1886). Герой повести Петр Попельский слеп от рождения. С раннего детства он воспринимал свою слепоту как несчастье, ощущая себя выброшенным из жизни, отгороженным от мира зрячих людей.

Лишив мальчика зрения, природа щедро наградила его незаурядными музыкальными способностями. Но герою предстояло постигнуть сущность и силу воздействия на личность народной музыки. Это пробудило в нем любовь к музыке, приобщило к жизни народа. Его хождение в народ, постижение сущности народного искусства, органично впитавшего в себя звуки природы, стало предтечей будущей славы Петра Попельско-го. Увлечение музыкой позволило герою выйти из состояния погруженности в собственное несчастье. И в этом немалую роль сыграл брат его матери, дядя Максим. Он помогает слепому музыканту переосмыслить свою жизнь, осознать, что подлинное счастье человека невозможно вне общества, в отрыве от жизни народа и природы в том числе. Вот как об этом повествует автор: «В окно, которое оставалось открытым на ночь, вливалось из сада свежего раннего утра. Несмотря на свою слепоту, Петр отлично чувствовал природу. Он знал, что еще рано, что его окно открыто - шорох ветвей раздавался отчетливо и близко, ничем не отдаленный и не прикрытый. Сегодня Петр чувствовал все это особенно ясно: он знал даже, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса» [2, с. 81].

В своем произведении В.Г. Короленко видит предназначение героя в его служении народу. И в этом заключается его представление о счастье человека. Все повествование направлено на осмысление духовного про-

зрения Петра Попельского, поскольку, по мнению писателя, личность возвышается только в том случае, если живет одной жизнью с народом, если отдает себя служению обществу. И это воссоздается автором с помощью художественно-изобразительных средств. В их числе следует назвать речевую характеристику героев, включающую народный говор, меткие выражения, цветовые эпитеты. Все эти поэтические приемы являются составными элементами образного языка писателя, определяют то многогранное речевое пространство, которое делает В.Г. Короленко одним из самых выдающихся и оригинальных мастеров художественного слова.

Природа в произведениях писателя раскрывается в тесной связи с изображением человека. Вот как об этом пишет Л.В. Ольховская: «... природа в книгах мастера станет не только необходимым фоном, на котором развивается сюжет повествования, хотя и это тоже, но и полноценным, наряду с людьми, героем его очерков, рассказов, повестей» [4, с. 9]. Свидетельством тому и названия самих произведений, например, «Лес шумит», «Река играет», «Мороз», «Стой, солнце, и не движись луна», «На Волге», «На Ниагаре» и др. Уже в этом ощутимо слияние сюжетного действа и пейзажного изображения. Пейзаж в произведениях В.Г. Короленко способствует раскрытию их художественного замысла в раскрытии мира и человека. Кроме того, описания природы воссоздают в творчестве писателя географический локус изображаемого пространства: от описания леса Поволжья, степей Украины до изображения непроходимой сибирской тайги, снежных просторов Лены и пр. Пейзажи писателя передают зрительные ощущения. Их целительная мощь раскрывается автором через систему образов. Идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества пронизывает все творчество В.Г. Короленко.

В цикле рассказов о сибирских бродягах писатель представил галерею людей, страдания которых не сломили их стремления к воле. Подобно сибирским бродягам, представители «дурного общества» (повесть «В дурном обществе») наделены чувством собственного достоинства. Это люди с трагической судьбой, обреченные на кладбищенское существование. Общение с ними раскрывает перед юным героем (Вася) неблаговидную сторону жизни. Позже он поймет, что в «дурном обществе» царит горе и нужда. Особым образом обратил на себя пан Тыбурций. Нищий и вор одновременно остается философом, рассуждая об ответственности общества за преступления. И это воплощает собою

сочетание достоинства и независимости. Именно в «дурном обществе» Вася получает первые уроки самостоятельности и умения мыслить, проходит школу истинного гуманизма и человечности. Вместе с сестрой Соней они произносят клятву над могилой Маруси.

Весь повествовательный контекст сопряжен с пейзажными вкраплениями, которые выполняют здесь функцию психологического воспроизведения героев и обстоятельств. Описывая одиночество Васи, которого отец после смерти жены практически не замечал, воспроизводится в произведении с помощью приема параллелизма: «Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы» [1, с. 192]. С такой же обстоятельностью автор описывает место действия: «Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа. Река, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от года мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находился остров. На острове - старый, полуразвалившийся замок» [1, с. 193]. Такое детальное описание места обитания «странных» людей, получивших у писателя характеристику -«дурное общество» - есть свидетельство социальной характеристики всего общества, расслоение которого автор представил во всем многообразии. Как видим, пейзажные вкрапления выполняют функцию глубокого проникновения в суть изображаемой картины мира и человека. Пейзаж как средство художественного воспроизведения действительности выполняет в творчестве В.Г. Короленко значительную функцию, способствующую раскрытию концепции личности его героев.

Наиболее ярко это представлено в повести на примере детских образов, воссоздающих мир детства благополучного и трудного. Отсюда парная система образов: Вася и Соня, Валек и Маруся. Соответственно их социальной принадлежности и используется автором пейзажное описание. Вот, например, как описывается Вася: «А утром, чуть свет, когда в доме все еще спали, я уж прокладывал росистый след в густой, высокой траве сада, перелезал через забор и шел к пруду, где меня ждали с удочками такие же сорванцы-товарищи, или к мельнице, где

сонный мельник только что отодвинул шлюзы и вода, чутко вздрагивая на зеркальной поверхности, кидалась в «лотоки» и бодро принималась за дневную работу» [1, с. 211]. Жадное познание мира, взаимопроникновение в загадочную сущность природы - отличительное качество героя. Природа помогает Васе перенести изолированность в семье после смерти матери. Отец, погруженный в горе, просто не замечает его: «Убежав в чащу сада, я упал лицом в траву и горько заплакал от досады и боли. С шести лет я испытывал уже ужас одиночества» [1, с. 213]. Именно эта ситуация и послужила поводом для сближения с «детьми подземелья» Валеком и Марусей. Оказавшись на кладбище, Вася проник в часовню. И этот момент автором изображается с помощью пейзажных вкраплений в том числе: «Зеленая свежая трава ровным, слегка склонявшимся к городу пологом любовно скрывала в своих объятиях ужас и безобразие смерти. Мы были одни; только воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали в окна старой часовни, которая стояла, грустно понурясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц, на развалинах которых стлалась густая зелень, пестрели разноцветные головки лютиков, кашки, фиалок» [1, с. 215]. С момента встречи герои уже не расставались. Только смерть Маруси («серый камень высосал из нее жизнь») разлучила их.

Пейзаж в этой повести как бы сливается с сюжетным контекстом повествования. Представленный параллелизм усиливает философичность подымаемых проблем и психологизм воссозданных характеров. Так, утекающая из Маруси жизнь на время останавливалась живительной силой природы: «Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала; девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, на щеках ее загорался румянец; казалось, что ветер, обдававший ее своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья. Но это продолжалось так недолго...» [1, с. 239]. По мере возможности природа продлевала жизнь этой маленькой девочке, так рано обреченной на смерть. В этом очевидна обреченность всех тех, кто оказался на дне жизни. И далеко не каждому удается противостоять невзгодам и тяготам жизни.

Серьезные испытания обрушиваются не только на детей социального дна, но и детей, принадлежащих благополучному миру. Вот как ощущает это герой: «Между тем над моей головой тоже стали

собираться тучи» [1, с. 239]. Ощущение тревоги, чего-то необратимого, плохого умело передает В.Г. Короленко всего лишь одной фразой, сопряженной с природным явлением. Словосочетание «стали собираться тучи» является метафорой непростых взаимоотношений Васи и отца.

Отличительной особенностью творческой манеры письма В.Г. Короленко является лаконизм повествования. Синтаксис его произведений, как правило, отличается неразвернутыми конструкциями. И это есть свидетельство высочайшего мастерства писателя, раскрывающего емкое содержание в лаконичной форме. Вот очередной пример тому: «В окно заглядывало грустное осеннее солнце. Отец некоторое время сидел в своем кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца» [1, с. 243]. На фоне представленного повествования происходит выяснение, куда пропала кукла. Мучительная сцена объяснения заканчивается благополучно, так как в эту критическую минуту на помощь пришел пан Тыбурций, вернувший после смерти Маруси куклу и объяснивший судье, какой у него замечательный сын. С этого времени взаимоотношения отца и сына стали более теплыми и доверительными: «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы» [1, с. 246]. «Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщательно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виделся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца, застилавший его добрый и любящий взгляд. ... И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына» [1, с. 247].

Общение с представителями «дурного общества» благотворно сказалось на взаимоотношениях отца и Васи. А представленные в повествовании пейзажные описания наиболее ярко характеризуют психологическое состояние героев, принадлежащих к разным социальным сословиям, миру «трудного» и «благополучного» детства. Благодаря пейзажу автор не только воспроизводит сезонные изменения, напрямую передающие эмоциональную наполненность повествовательного контекста, но и жизненные перипетии героев. Свидетельством тому повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Главный герой преодолевает такие препятствия и преграды, против которых человек бессилен. Будучи слепым от природы, герой преодолевает собственные страдания, проявляет активное сочувствие к обездоленным и униженным. И в этом обретает свое человеческое призвание. Перебороть эгоизм, замкнутость на своем несчастии удается Петру Попельскому лишь только через приобщение к народу, к естеству природы, что благодатным образом воздействует на него. Так мучительно герой обретает свое настоящее счастье. И осознать это суждено всем, не зависимо от физического и интеллектуального потенциала. Таково жизненное кредо писателя.

Уже с раннего детства герой В.Г. Короленко ощущает таинственную связь с природой, слышит каждый ее шорох и запах. Такое обостренное восприятие природы помогает Петру воссоздать ее с помощью тончайших нюансов музыкальных тонов, что и приведет его в дальнейшем к славе великого музыканта. Живительная, преобразующая сила природы наполняет жизнь героя полноценной жизнью. И осознание своей значимости, нужности и полезности миру позволяет Петру ощущать себя полноценным гражданином общества.

Практически в каждом своем произведении В.Г. Короленко решает эту важную для каждого человека задачу приобщенности к миру и обществу. И в этом вновь можно убедиться, обратившись к такому удивительному произведению писателя, как рассказ «Без языка». В нем В.Г. Короленко предпринимает своеобразный художественный эксперимент. Он переносит русского крестьянина в буржуазную страну, в Америку. Как и Тюлин, герой рассказа «Без языка» Матвей Лозинский наделен чертами силы и мощи, дремлющей, но близкой к пробуждению. Этот русский правдоискатель оказывается выше буржуазных порядков и представлений. Америка производит на него отталкивающее впечатление. Силу и мощь этого восприятия автор передает с помощью живописных пейзажных описаний. Вот как живописно автор изображает море, которое нужно преодолеть герою, чтобы оказаться в Америке: «Плещет волна, ходят туманные облака, летают за кораблем чайки, садятся на мачты, потом как будто отрываются от них ветром и, колыхаясь с боку на бок, как клочки белой бумаги, отстают, отстают и исчезают назади, улетая обратно, к европейской земле, которую наши лозищане покинули навеки. Матвей Лозинский провожает их глазами и вздыхает. Вот, думает он: и чайка боится лететь дальше, а мы полетели.

И рисуется перед ним сосновый лес, под лесом речка с бледною лозой, над речкой - бедные соломенные хаты. И кажется, - вернулся бы назад к прежней беде, родной и знакомой.

А море глубоко бьет о борты корабля, и волны, как горы, подымаются и падают с рокотом, с плеском, с глухим стоном, как будто кто грозит и жалуется вместе. Корабль клонит-клонит, вот, кажется, совсем перевернется, а там опять начнет подниматься с кряхтением и скрипом. Гнутся и скрипят мачты, сухо свистит ветер в снастях, а корабль все идет и идет; над кораблем светит солнце, над кораблем стоит темная ночь, над кораблем задумчиво висят тучи или гроза бушует и ревет на океане, и молнии падают в колыхающуюся воду. А корабль все идет и идет.» [1, с. 249]. Такое основательное описание позволяет писателю воссоздать не только бушующую стихию, но и серьезные переживания героя, отправившегося в неизвестное, пугающее его и в тоже время манящее своей новой и зажиточной жизнью. И далеко не каждому удается решиться на такой шаг, переправиться через океан и выжить в новых условиях.

Преодолевая длительный морской путь, герой следит за манящими и уходящими вдаль огнями. Так и возникают ассоциации с произведением писателя «Огоньки», в котором Тюлин, как и Матвей, понимает недосягаемость огней, так как они находятся в дали. Но в то же время герои не теряют надежды, потому что «впереди все-таки огни.».

Много серьезных испытаний выпало на долю Матвея. Не зная языка чуждой ему страны, он мучительно, но верно социализируется в этих условиях. Вот как он размышляет: «А! Пойду к первому, возьму косу из рук, взмахну раз-другой, так тут уже и без языка поймут, с каким человеком имеют дело» [1, с. 251]. Разные жизненные перипетии, обрушившиеся на Матвея, не сломили его волю и стремление честно трудиться и быть полезным обществу: «Грустные дни чередовались с еще более грустными ночами. И по мере того, как природа становилась доступнее, понятнее и проще, по мере того, как душа лозищанина все более оттаивала смягчалась, раскрываясь навстречу спокойной красоте мирной и понятной ему жизни; по мере того, как в нем, на месте тупой вражды, вставало сначала любопытство, а потом удивление и тихое смирение, - по мере всего этого и наряду со всем этим его тоска становилась все острее и глубже. Теперь он чувствовал, что и ему нашлось бы место в этой жизни, если бы он не отвернулся сразу от этой страны, от ее людей, от ее города, если

б он оказал более внимания к ее языку и обычаю, если бы он не осудил в ней сразу, заодно, и дурное и хорошее.» [1, с. 254]. Вот так с помощью приема параллелизма В.Г. Короленко воссоздает размышления героя о произошедшем с ним.

Идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества пронизывает все творчество В.Г. Короленко. Природа у него является неотъемлемым элементом лирического начала, что привносит в контекст повествования особые ноты душевности и доверительности.

Пейзаж в творчестве писателя не лишен экспрессии и импрессионизма. Он представляет собой кинохронику событий, метко, отдельными штрихами воссоздающую реальную действительность. Этого вполне достаточно для понимания сущности поведения героев и их психологического состояния. И в этом проявляется мастерство писателя в раскрытии мира и человека.

Пейзаж у В.Г. Короленко не является фоновой декорацией произведения. Пейзажные описания становятся полноправным компонентом повествования, неотъемлемой частью архитектоники произведения. С помощью пейзажа автору удается еще более акцентировать реалистический принцип воспроизведения действительности.

В творчестве писателя природа становится не только объектом описания и созерцания, но и субъектом действия, в чем можно убедиться на примере любого его произведения. Вместе с героями автор созерцает природу, слушает ее. Изображая рассвет, восход, закат, писатель воспроизводит внутренние противоречия героев, передает разные периоды их жизни от взлета до падения, и наоборот.

Как видим, пейзажные описания в творчестве В.Г. Короленко определяют естественную среду обитания героев, их поведенческую модель. Пейзаж как средство отражения действительности и литературный прием раскрытия человеческих характеров умело используются автором в произведении и как средство психологического восприятия мира и человека.

Осмысление текстов В.Г. Короленко в аспекте его экологических воззрений направлено на выявление творческой индивидуальности писателя. Использованные им приемы художественно-изобразительных средств наиболее ярко воплотилось в представленных в текстах пейзажных изображениях, направленных на выявление духовно-нравственного начала личности. Кроме того, описания природы способствуют воспроизведе-

нию как места обитания героев, так и их психологического состояния. И удается это автору благодаря использованию приема параллелизма, с помощью которого раскрываются бытовые и экстремальные ситуации, придающие повествованию философичность.

В творчестве интересующего нас писателя значительное место занимает топонимический пейзаж. Описание городского пространства позволяет увидеть авторское восприятие мира и человека, живущего в Петербурге. И это находит непосредственное отражение в биографической судьбе В.Г. Короленко. Будучи студентом Технологического института, он включился в активную революционную деятельность. После нескольких лет ссылки вновь возвращается в Петербург и поступает в Горный институт, сближается с народниками, пробует себя в качестве журналиста. Затем становится редактором-издателем петербургского журнала «Русское богатство».

Именно поэтому петербургское пространство так рельефно представлено в творческом наследии В.Г. Короленко. И этот художественно-эстетический феномен получил серьезное научное объяснение в трудах московского филолога Владимира Николаевича Топорова, который впервые ввёл в литературоведческий обиход такое понятие, как «петербургский текст». По мнению ученого, город в «петербургском тексте» некой высшей реальностью, наполненной символико-мифологической сущностью. Ее основная идея - это идея гибели и воскресения. Именно поэтому Петербург предстает особым пространством, в котором осмысливаются тема жизни и смерти, пути к обновлению и вечной жизни. Так, на основании всей петербургской художественно-публицистической деятельности В.Г. Короленко выстраивается единый текст о Петербурге.

Петербургское пространство в жизни и творчестве В. Короленко выполняет, прежде всего, топонимическую функцию, не более того. Петербург не олицетворен в его творчестве, как, например, это можно встретить в творчестве современных ему писателей (Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов и др.). В такой манере повествования В. Короленко узнаваем, поскольку это еще раз говорит о том, что он, прежде всего, публицист, хроникер, летописец современной ему эпохи.

Созвучие творческого и биографического феномена писателя в аспекте петербургского пространства, органичным образом сформировавшего такое явление в отечественной литературе, как петербургский

текст, становится привлекательным объектом для дальнейших литературных исследований, особенно с точки зрения воспроизведения топонимического пейзажа.

Таков механизм, в представлении писателя, формирования экологии души человека, экологии его культуры. Творческий феномен писателя отличает предельно лаконичный, но невероятно емкий по силе изображения и восприятия пейзаж. Благодаря этому изобразительному средству художник слова решает важную задачу - формирование эстетического восприятия мира и человека, что очень важно для каждого поколения читателей. Именно поэтому произведения В.Г. Короленко выдержали испытание временем и стали классикой отечественной и мировой литературы.

Источники и литература

1. Короленко В.Г. Избранное. - М., 1973.

2. Короленко В.Г. Слепой музыкант. - М.: Советская Россия, 1991.

3. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. - СПб.: Художественная литература, 2003.

4. Экогуманизм В.Г. Короленко: монография / под общей редакцией А.В. Труханенко [и др.]. - Львш: Сполом, 2015. - 168 с.

5. Экогуманизм В.Г. Короленко: сборник статей / под общей редакцией А.В. Труханенко [и др.]. Вып. 2. - Львов: СПОЛОМ, 2016. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.