Научная статья на тему 'Эколого-эпидемиологические особенности лихорадки Западного Нила в Ростовской области'

Эколого-эпидемиологические особенности лихорадки Западного Нила в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
125
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — М.В. Забашта, Э.А. Москвитина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-эпидемиологические особенности лихорадки Западного Нила в Ростовской области»

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

Таким образом, на основе полученных результатов серологического мониторинга постпрививочного иммунитета, мы считаем возможным изменить схему иммунизации, увеличив интервал между ревакцинациями с 3 до 5 лет.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БРУЦЕЛЛЕЗА В РАЗЛИЧНЫХ ЭПИЗООТИЧЕСКИХ ОЧАГАХ

М.М. Желудков1, Л.Е. Цирельсон1, О.С. Хадарцев2

ФГБУНИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Роспотребнадзора, Москва; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Бруцеллез остается одной из основных зооноз-ных инфекций, наносящей огромный материальный и социальный ущерб в России. Естественным резервуаром бруцелл в природе являются животные, а эпидемиология бруцеллеза целиком определяется его эпизоотологией.

Цель исследования — изучение характера эпидемических проявлений в различных эпизоотических очагах бруцеллеза на территории Южного и Северо-Кавказского ФО за 2008—2010 гг., определяющих основную заболеваемость людей в стране. По официальным данным Россельхознадзора, в России основным источником инфекции является крупный рогатый скот. Число пунктов, неблагополучных по бруцеллезу крупного рогатого скота, возросло с 68 до 223, мелкого — с 17 до 24, число территорий субъектов РФ — с 37 до 39. Заболеваемость людей возросла с 412 случаев до 432. Анализированы клинические формы заболевания, их сезонность, поло-возрастной и профессиональный состав заболевших, пути заражения и источник инфекции, трудовой прогноз в различных очагах бруцеллеза. Очаги бруцеллеза смешанного типа — Республики Дагестан, Калмыкия, а также Ставропольский край, крупного рогатого скота — Республика Северная Осетия (Алания), Кабардино-Балкарская Республика, Волгоградская область. В указанных субъектах в 2008—2010 гг. заболели бруцеллезом 963 человека (77,1% от всего количества учтенных больных — 1249). Установлено, что в очагах смешанного типа острые формы бруцеллеза установлены в 59,9% (51,1-73,1%) случаев, хронические — 40,1%. Контактный путь заражения выявлен у 26,9-49,4%, алиментарный — 16,9-26,9%, источник не установлен — 33,8-46,3%. При этом владельцы скота болели в 41,2-59,7% случаев, лица, не имеющие отношения к животноводству — 25,3-46,3%. Заболевали в возрасте 20-59 лет 63,8-84,0%, чаще мужчины — 59,3 — 71,0%. Профессиональная заболеваемость установлена в 15,8-44% случаев, чаще в Ставропольском крае, из них инвалидность — в 11,8-37,7%, также в этом регионе. В очагах бруцеллеза крупного рогатого скота заболеваемость была не высокой — 66 случаев. Здесь также преобладали острые клинические формы заболевания — 63,6% (41-100%) реже регистрировались хронические — 36,4%. Преобладали больные в возрасте 20-59 лет — 76,0-77,3%, чаще мужчины — 68,4-72,7%. Сезонность заболевания не была четко выраженной. Контактный путь передачи выявлен в 40,0-68,4% случаев, алиментарный — 31,6-31,8%. Владельцы скота болели в 63,2-70,1% случаев. Инвалидность чаще всего регистрировалась в Кабардино-Балкарской Республике (в 4,4 чаще, чем число новых случаев бруцеллеза).

ОЦЕНКА МИКРОБНОГО РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАКТЕРИАЛЬНЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ВОДНЫМ ПУТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

П.В. Журавлев1, В.В. Алешня1, О.П. Панасовец1, А.А. Морозова1, Т.З. Артемова2, А.В. Загайнова2, Г.Т. Айдинов3

ФБУН «Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии» Роспотребнадзора, г. Ростов-на-Дону; 2ФГБУ «НИИэкологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» МЗиСР России, Москва; 3ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», г. Ростов-на-Дону

Оценка микробного риска играет важную роль при определении приоритетности мероприятий по обеспечению здоровья населения и предотвращению распространения кишечных инфекций, связанных с водным фактором.

Эпидемиологическая безопасность водопользования определяется отсутствием в физиологически потребляемом человеком объеме воды (1 л) возбудителей кишечных инфекций.

Нами в течение пяти лет (2006—2010 гг.) проводилось целенаправленное изучение бактериального состава водопроводной воды городов Азова и Цимлянска. На основе полученных данных по обнаружению патогенной и потенциально патогенной микрофлоры в распределительной сети указанных городов проведена оценка микробного риска возникновения бактериальных кишечных инфекций. Работа велась согласно разработанным авторами Методическим рекомендациям по оценке риска возникновения бактериальных кишечных инфекций, передаваемых водным путем (Москва, 2011), где интегральный показатель риска на популяци-онном уровне зависит от количественного содержания болезнетворных бактерий в питьевой воде подаваемой населению.

Санитарно - бактериологический анализ водопроводной воды показал, что в городе Азове уровень содержания потенциально патогенных бактерий выше, чем в городе Цимлянске. Соответственно, расчетный интегральный показатель риска возникновения ОКИ выше в городе Азове и составил 1,0 х 10-2 — 3,4 х 10-2, а в городе Цимлянске аналогичный показатель определялся в пределах 2,5 х 10-3 — 2,0 х 10-4. В то же время, в соответствии с Руководством по обеспечению качества питьевой воды (Рекомендации ВОЗ, Женева, 2004), рекомендуемая величина приемлемого микробного риска составляет 10-5.

За этот же период заболеваемость бактериальными кишечными инфекциями на 100 тыс. населения в Цимлянске равнялась в среднем 264, в Азове — 432, что согласуется с данными расчета популяционного риска.

ЭКОЛОГО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИХОРАДКИ ЗАПАДНОГО НИЛА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

М.В. Забашта, Э.А. Москвитина

ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт Роспотребнадзора, г. Ростов-на-Дону

В современный период в мире, в том числе в России, отмечены крупные вспышки лихорадки Западного Нила. При этом одной из основных эпидемиологических особенностей лихорадки является расширение нозоареала и ареала вируса ЗН.

2012, Т. 2, № 1-2

Санитарная охрана территории

В Ростовской области с 2000 по 2011 гг. проведены исследования в 41 административном районе и 15 городах, в том числе на стационарах многолетнего наблюдения. Определен видовой состав, динамика численности и характера пребывания птиц. Учтено 165 видов птиц 15 отрядов, 49,1% из которых относятся к водному и околоводному комплексам. Выявлено 18 видов кровососущих комаров шести родов, в том числе 12 видов — потенциальных переносчиков вируса ЗН, а также семь видов иксодовых клещей и 21 вид мелких млекопитающих.

В природных и антропогенных биоценозах установлены экологические связи вируса ЗН с птицами водного, околоводного (большой баклан, речная крачка, озерная и сизая чайки) и синантропного (грач, серая ворона, обыкновенный скворец) комплексов, комарами — Culex pipiens, Aedes vexans, Ae. caspius, Ae. cinereus, Anopheles claviger, An. maculipennis, клещами Hyalomma m. marginatum, Rhipicephalus rossicus и млекопитающими (обыкновенная полевка, домовая и лесная мыши).

На основании полученных данных экологического и эпизоотологического мониторингов установлено формирование природного и антропоургического очагов лихорадки Западного Нила.

В общей структуре заболеваемости ЛЗН в России (2000—2011 гг.) на Ростовскую область приходится 9,1% (150 больных). При анализе эпидемических проявлений выявлены: тенденция роста заболеваемости; расширение нозоареала с высокими показателями плотности инфекции в городах; вовлечение в эпидемический процесс населения, преимущественно возрастных групп 40—59 лет и старше, летне-осенняя сезонность, обусловленная подъемами численности доминирующих и субдоминирующих видов комаров родов Aedes и Culex. Определен ареал вируса Западного Нила, включающий 29 районов и 10 городов.

Применение комплекса показателей, характеризующих эпидемические проявления лихорадки Западного Нила, результаты эпизоотологических обследований и изучения иммунной прослойки среди выборочных групп населения позволили провести эпизоотолого-эпидемиологическое районирование Ростовской области по степени эпидемической опасности инфицирования населения с выделением территорий высокого, повышенного и низкого риска, что направлено на совершенствование эпидемиологического надзора и профилактических мероприятий.

ЗООЭНТОМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

С.А. Завгородний, Н.Д. Труфанов, А.С. Талдыкина

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Республике Адыгея», г. Майкоп

По результатам многолетних зооэнтомологиче-ских наблюдений, проводимых на территории республики, установлен видовой состав мелких млекопитающих (18 видов), клещей (3 вида), комаров (3 рода) имеющих эпидемиологическое значение.

Республика Адыгея является территорией эндемичной по туляремии, лептоспирозу и сибирской язве. Туляремия в Республике Адыгея не регистрируется с 1992 года, сибирская язва — с 1997 года. План иммунизации по итогам 2011 г. выполнен на 98-100%.

Случаи заболеваний малярией, клещевым весенне-летним энцефалитом, Крымской гемор-

рагической лихорадкой в 2010—11 гг. в Республике Адыгея не регистрировались.

Имеются картограммы с обозначением эпидзна-чимых территорий по природно-очаговым инфекциям.

Численность иксодовых клещей достигла наибольшего значения в горных и предгорных районах и уменьшилась в равнинной части. Средний индекс обилия клещей на животных в пределах порога эпидемической опасности (0,5) отмечался в 4-х административных территориях РА: Шовгеновский (0,8), Красногвардейский (0,8), Теучежский (1,2), Майкопский районах (4,1).

Среднесезонный показатель заклещевленности H. marginatum крупного рогатого скота и лошадей в 2011 г. увеличился на 18%.

В весенне-летне-осенний период 2011 г. по данным оперативного мониторинга в ЛПУ число лиц, обратившихся по поводу укусов клещей, составило— 358случаев, в том числе — 154 детей до 14 лет, показатель остался на прежнем уровне.

В 2011 г. проведено исследование 794 экземпляров клещей и 143 комара (КГЛ, ВКЭ, Лайм — Боррелиоз, Лихорадка Западного Нила) положительных нет. Методами РПГА, РМАЛ, ПЦР исследовано 376 мышевидных грызунов на 8 инфекций (сальмонеллез, иерсиниоз 03, иерсиниоз 09, туляремия, псевдотуберкулез, листериоз, лептоспироз, бруцеллез). Методом ПЦР было проведено 1186 исследований, положительных нет. Серологическими методами исследования мышевидных грызунов выявлена следующая пораженность: сальмонеллез — 18, иерсини-оз 03 — 2, иерсиниоз 09 — 1, литериоз — 4, туляремия — 16, псевдотуберкулез — 1.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКОЙ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРИРОДНЫХ ОЧАГАХ ЗА 10-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД И.И. Зайцев, В.Е. Першев, Е.Г. Прокопьева, Е.Л. Десятскова, Д.Г. Алексеева, Е.Ф. Работаев, Д.И. Гаврилова

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии», г. Чебоксары

Изучение эпидемического процесса на территории Чувашской Республики (ЧР) за период с 2000 по 2010 годы показало, что на территории республики природные очаги геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) разного уровня активности выявлены в 14 из 21 районов республики с максимальным уровнем заболеваемости 30,2 на 100 тыс. населения, зарегистрированным в 1985 г. Всего за анализируемый период было зарегистрировано более 1600 случаев ГЛПС с подъемом заболеваемости в 2000 г. (14,6), 2001 г. (15,5), 2003 г. (16,4), 2005 г. (12,0), 2008 г. (13,9), 2009 г. (17,3).

Зоологическая работа проводилась по эпидемиологическим показаниям в очагах ГЛПС, на стационаре в окрестностях г. Чебоксар и пунктах многолетних наблюдений в 5 районах Чувашии. Лабораторные исследования отловленных мелких млекопитающих на антиген возбудителя ГЛПС проводились с использованием тест-системы «Хантогност» в лаборатории диагностики особо опасных инфекций ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.