Научная статья на тему 'Эколого-экономическое управление предприятием в эффективной экономике'

Эколого-экономическое управление предприятием в эффективной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое управление предприятием в эффективной экономике»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2007. № 1

А.И. Бородин

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕМ В ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие интегрированное™ пока еще не утвердилось в качестве безусловной и необходимой приставки к эколого-экономичес-кому управлению. Интегрированность можно интерпретировать по-разному, вкладывая в нее различный смысл, что часто и происходит. Прежде чем формировать собственную позицию, представим и другие взгляды, имеющиеся на этот счет в специальной литературе. Так, ряд авторов, говоря об интегрированной охране окружающей среды, имеют в виду экологическую политику предприятия, возведенную в один ряд с первоочередными приоритетами фирмы. Таким образом, подразумевается, что предприятие проявляет максимальную инициативу в деле снижения нагрузки на окружающую среду, что выражается в использовании им экологически чистых технологий, в соответствующей мотивации персонала и т.д. Такое предприятие проводит активную экологическую деятельность, изначально препятствуя возникновению загрязнения окружающей среды. Главным фактором при такой интерпретации выступает понятие «чистые технологии», предупреждающие возникновение загрязнения, в противовес «не интегрированным» технологиям «конца трубы».

Об интегрированное™ говорят также и в том случае, когда обсуждается проблема приспособления структур эколого-экономи-ческого управления (ЭЭУ) к имеющейся уже системе управления. Интеграция здесь подразумевает «безболезненное» для фирмы дополнение сложившихся принципов менеджмента новыми характеристиками, свойственными ЭЭУ.

На взгляд автора, интегрированность предполагает наряду с учетом других требований конструктивное объединение «рациональных зерен», содержащихся, прежде всего, в этих, а также в других подходах. Для этого проанализируем процесс эволюции развития ЭЭУ от его основ до современного, интегрированного состояния.

На ранних стадиях «экологизации» экономики в большинстве экономически развитых стран Европы в 70—80-е гг. прошлого столетия и чуть позже в бывшем СССР считалась достаточной в целях охраны окружающей среды организация на предприятиях экоотделов или подобных служб, ответственных за отдельные области природоохранной деятельности. Но вскоре стало ясно, что

значимость экологического вопроса проникает во все сферы функционирования предприятия, будь то политика формирования ассортимента, организация способа производства, коммуникационная или кадровая политика. Экология заявила о себе как многоуровневая проблема, требующая целостного подхода и комплексных решений. Сегодня становится очевидной необходимость учета нагрузки на экологию не только на выходе производственного процесса (сбросы/выбросы), но и изучение отрицательного воздействия на природу, возникающего на протяжении всего «экологического» жизненного цикла продукта (в фазах снабжения, производства, потребления, утилизации отходов, транспорта). Возникла необходимость принятия решений не только относительно отдельных элементов цепи создания стоимости. Итогом всех этих процессов и стало появление во второй половине 90-х гг. XX столетия такого понятия и соответствующей ему и применяемой на практике модели, как интегрированное эколого-экономическое управление.

Развитие ориентированного на экологию управления предприятием вплоть до утверждения модели интегрированного ЭЭУ с начала 70-х гг. XX столетия проходило несколько этапов. В научной литературе можно встретить различные подходы к периодизации данных этапов, хотя многие из них отражают приблизительно одинаковые ступени формирования ЭЭУ, а различия заключаются, главным образом, в степени конкретизации происходивших процессов. В данной статье будет использована периодизация одного из известнейших немецких экономистов В. Хопфенбека, которая достаточно полно отражает исторический процесс становления эколого-экономического управления в большинстве экономически развитых стран Европы. Эта «мысленная» дифференциация формирует определенный тренд, хотя в отдельных случаях расхождения между фирмами-пионерами, внедряющими новые системы эколого-экономического управления, и «обычными» предприятиями достаточно существенны. Кроме того, в разных странах эти этапы имели определенную специфику.

На первом этапе (70-е гг.) были сформулированы морально-этические экологические требования к деятельности предприятия. Основные импульсы исходили от природоохранных организаций и гражданской инициативы. В это время формировались первые «зеленые партии». Римский клуб очертил границы количественного экономического роста.

На втором этапе (начало 80-х гг.) происходили перемены в осознании важности экологической проблематики, а охрана окружающей среды приобрела характер первостепенной задачи для нации.

Третий этап (середина 80-х гг.) характеризуется интерпретацией природоохранных действий как фактора риска и затрат. Политическими решениями были значительно ограничены рамки предпринимательской деятельности. Реакция предприятий на подобные изменения в системе ценностей и приоритетов была в большинстве своем пассивной. Предпринимательская коммуникативная политика выполняла защитную функцию.

Только в ходе четвертого этапа (конец 80-х — начало 90-х гг.) встала необходимость применения интегрированных технологий (охрана окружающей среды, интегрированная во все производственные функции), которые вначале даже не рассматривались с точки зрения задачи предотвращения возникновения вредных веществ.

Охрана окружающей среды на этом этапе стала приобретать значение существенного фактора конкуренции, позволяющего с помощью активной природоохранной политики, повышающей экологическую привлекательность продукции, открывать новые сегменты рынка. Как это показывает опыт Германии и других стран Западной Европы, преимущественно средние по величине предприятия первыми распознали конкурентные преимущества и возможности экологизации производства. Причем если вначале охрана окружающей среды была воспринята ими, а позже и другими предприятиями как оперативный фактор успеха расширяющегося рыночного сегмента, то затем она зарекомендовала себя в качестве потенциала стратегического профилирования. Качество товаров и услуг рассматривалось уже в единстве с их экологическим качеством. Эколого-экономическое управление, используемое как инструмент превентивной предпринимательской политики, развивается постепенно как рисковый менеджмент и система рисковой коммуникации.

На пятом этапе, начавшемся в некоторых отраслях развитых стран в первой половине 90-х гг. и продолжающемся до сих пор, понимаемые ранее экологические выгоды продукта как дополнительные выгоды стали принимать характер основного преимущества, воспринимаемого уже в качестве неофициальной нормы. Наряду с экономической и социальной ответственностью пятый этап показал широкое общественно-политическое признание экологической ответственности. Параллельно с ориентацией экологической активности на продукт широкое распространение находит ориентация на все производственные действия. Таким образом, процесс экологизации начинает охватывать не только отдельные составляющие производства, но и распространяется на предприятие в целом. Необходимость обеспечения общественного признания обусловила выдвижение экокоммуникации предприятия в ка-

честве одной из центральных стратегических задач управления. Многие фирмы на своем горьком опыте убедились, как чрезвычайно тяжела такого рода коммуникация и как быстро можно потерять имеющийся кредит доверия потребителя.

Пятый этап также ознаменован развитием производственных информационных систем и систем оценки. Возникают экологический учет и экоаудит, система экологических показателей способствует контролю выполнения правовых предписаний, публикуются многочисленные экологические отчеты и составляются первые экобалансы.

Шестой этап, ведущие характеристики которого еще только начинают формироваться и временные рамки которого также пока не определены, связан с неизбежными изменениями структуры потребления и потребительского поведения. Данный этап соответствует формированию кардинально новой системы ценностей предьявителей спроса на различного рода блага, что призвано в корне изменить предпринимательские цели и приоритеты.

Данная периодизация имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, в том числе для стран с переходной экономикой. Что касается России, то отметим, что здесь ситуация с развитием эколого-экономического управления неоднозначна. Если взять за точку отсчета приведенную выше периодизацию, то, с одной стороны, некоторые крупные предприятия можно условно отнести к пятому этапу, с другой стороны, большинство мелких и средних фирм России не вышли на сегодняшний день за рамки третьего этапа.

Классификация существующих концепций эколого-экономи-ческого управления может быть осуществлена с использованием следующих основных критериев: рыночные признаки и экологическая ориентация; инструментально-аналитическое и ценностное понимание. Значение ее заключается в том, что она позволяет полнее проследить эволюцию систем ЭЭУ с формированием в итоге его интегрированной модели.

Сегодняшнюю ситуацию с развитием систем ЭЭУ характеризует стремление формирования таких его структур, которые одновременно соединяют как этические, так и рыночные принципы. Данная тенденция и приводит нас к интегрированному эколого-экономическому управлению, которое подразумевает, подчеркнем еще раз, интегрирование процедур и мероприятий по охране окружающей среды во все производственные функции на всех стадиях создания стоимости. Данное стремление нашло свое отражение в современном принципе международной экологической политики устойчивого развития и в разработке международных экологических стандартов серии ИСО 14000. Эти и другие стан-

дарты ориентированы на совершенствование системы управления охраной окружающей среды и призваны внести существенный вклад в идею эффективной охраны природы и рационального природопользования.

Понятию «интегрированный» автор придает двоякое значение. Во-первых, имеется в виду гармоническое взаимопроникновение и взаимодействие структуры общепроизводственного управления, сложившейся на предприятии, и структуры внедряемого эколого-экономического управления. Во-вторых, речь идет о подчинении всего производственного процесса, а не только отдельных его частей, цели снижения нагрузки на природу (начиная со стадии НИОКР и заканчивая утилизацией отработанных продуктов).

Для изучения вопроса интегрирования ЭЭУ в имеющиеся структуры менеджмента следует рассмотреть разработанные в экономической науке модели управления (так называемые общие модели управления), которые определяют принципы взаимодействия персонала и управленческого звена, распределение ответственности между ними и т.д. К основным из них относятся: управление по целям1; Гарбургская модель; Сент-Гальская модель2; концепция групп Лайкерта3. Внедрение модели управления или комбинации элементов нескольких моделей вызывает на практике значительные проблемы, связанные с ее применением или отторжением. Существующие организационные структуры, соотношение сил и интересов, а также личные отношения сотрудников могут дискредитировать любую концепцию, как бы хорошо она ни была теоретически обоснована, если лица, участвующие в ее реализации, не идентифицируют себя с этой концепцией. Поэтому выбор подходящей модели управления представляет собой комплексную проблему принятия решений, которую необходимо планировать.

В Европе большинство попыток построения модели интегрированного эколого-экономического управления строятся на основе Сент-Гальской модели, которая была разработана швейцарскими учеными Г. Ульрихом и В. Критом и далее расширена Т. Дилли-ком4.

Данная модель претендует на вклад в развитие концепции интегрированного эколого-экономического управления, где равным образом принимаются в расчет обе составляющие понятия ЭЭУ:

1 См.: Друкер П.Ф. Рынок. Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.

2 См.: Беа Ф., Дихта Е., Швайцер М. Экономика предприятия / Под ред. А. Павлова, К. Рихтера, В. Антонова. Jena, 1992.

3 Там же.

4 См.: Диллик Т. Концепция «экологически осознанного» руководства предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1994. N° 4. С. 75—91.

аспект управления и аспект охраны окружающей среды. При этом речь идет не только о присоединении элемента рационального природопользования к теории общего менеджмента, но и о необходимости уделения требуемого внимания экологическим особенностям последней.

Основой последующего изложения является ориентированная на Сент-Гальскую модель концепция эколого-экономического управления. Последняя представлена в качестве общих базовых рамок для разработки концепции интегрированного ЭЭУ, так как она изначально была создана как всеобъемлющая, комплексная система менеджмента для решения задач интеграции.

Наряду с классическим разделением уровней менеджмента на нормативный (мотивирующая функция), стратегический (руководящая функция) и оперативный (выполняющая функция) выделяются также следующие три аспекта менеджмента: структуры, действия и поведение.

Структуры — конкретизация в форме предпринимательской психологии, формировании организации и системы распоряжений.

Действия — конкретизация норм действий для программ, включая поручения.

Поведение — мотивирующее, руководящее, выполняющее (реализующее).

Необходимо отметить, что в процессе интеграции элементов ЭЭУ в рамки общей структуры управления предприятием на первом плане находятся не отдельные люди, а скорее взаимосвязи между ними.

Первоначальная организация ориентированного на соблюдение экологических интересов производства начинается с руководящей идеи, или видения эколого-экономического управления (ЭЭУ). На этой основе формируются отдельные модули ЭЭУ и отношения между ними, причем классификация происходит соответственно аспектам общего менеджмента (действия, структуры, поведение).

Видение долгосрочного экономического развития выражает руководящая идея предприятия относительно его перспективной деятельности. В центре эколого-политической дискуссии о постановке целей экологически приемлемого экономического развития в настоящее время стоит рассмотренная выше концепция устойчивого развития. В этой связи обсуждаются пять возможных конкретных форм экономической деятельности, не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду: структурные экологические изменения; циклическая экономика; охрана окружающей среды, ориентированная на продукт; охрана окружающей среды, ориентированная на производственные функции, и охрана окру-

жающей среды, интегрированная в производство. Все эти формы относятся к разным уровням действий.

Действия образуют центральное звено ЭЭУ. Экологическая политика зависит от видимых перспектив и существующей предпринимательской этики в отношении экологии и основывается на экологической культуре, определяющей действия. Она конкретизируется в разработке экологических стратегий, осуществление которых в экологических программах происходит на оперативном уровне.

Экологическая политика предприятия устанавливается в форме генерального предписания и утверждает принципы общего эколо-го-экономического управления. Она оказывает влияние не только на экостратегии и программы, но и в согласовании с последними воздействует на производственную структуру и поведение сотрудников. Экологические стратегии показывают долгосрочные пути возможного улучшения экологического состояния производственных процессов и продукции, не препятствуя экономическому успеху предприятия. Для их реализации необходимы поддержка стратегического ЭЭУ, а также поведение сотрудников, осознающих важность экологического вопроса, в рамках подготовки персонала. Экологическая программа содержит описание конкретных экологических целей, мероприятий, сроков и ответственности. Для ее реализации также необходима поддержка посредством структуры в форме оперативного ЭЭУ и экологически сознательного поведения персонала, так как успех многих оперативных действий по охране природы основывается на добровольной инициативе.

Структуры предприятия определяют институциональные рамки деятельности фирмы. Предпринимательская этика, учитывающая экологический вопрос, на нормативном уровне конкретизируется в стратегической и оперативной системах ЭЭУ.

Предпринимательская этика, учитывающая экологический вопрос, определяет структуру власти предприятия и необходимые рамки поведения сотрудников в эколого-экономическом управлении. Она воздействует на формальные границы нахождения целей и регулирует отношения с внешней средой предприятия, например посредством экологических комиссий.

Системы стратегического ЭЭУ включают как экологическую организацию предприятия, так и различные подсистемы для поддержки менеджмента при планировании, управлении и контроле экостратегий. Их организация зависит от специфики экостратегии и воздействует посредством заданной свободы действий на поведение сотрудников относительно экологии.

Система оперативного ЭЭУ подготавливает структуры управления и принятия решений, а также соответствующие инструменты

для оперативного ЭЭУ. Ее деятельность регулярно проверяется в форме аудита.

Категория поведение включает так называемые «мягкие» факторы ЭЭУ. Экологическая культура предприятия на нормативном уровне конкретизируется в осознанном отношении к экологической проблеме на стратегическом уровне и в экологически сознательном поведении сотрудников на оперативном уровне. Экологическая культура предприятия включает в себя всю совокупность характерных для фирмы экологических ценностей, норм, привычек поведения, адаптированных и интегрированных в ходе развития предприятия. Она действует в качестве мотиватора поведения. Особенное значение в рамках ЭЭУ принадлежит отношению сотрудников к экологической проблематике, так как при принятии стратегических решений часто имеется значительное поле действий для учета экологических аспектов, использование которых зависит от системы ценностей носителя решений. Посредством экологически осознанного поведения персонала достигается постоянное экологическое улучшение предпринимательской культуры, придающей больший динамизм эколого-экономическому управлению и противодействующей статичности действующей структуры.

На первом плане экологически приемлемого развития предприятия стоят стратегии экологических процессов. С все возрастающей чувствительностью рынка к экологическим вопросам большое значение приобретают стратегии экологических продуктов. Экологическое развитие предприятия ориентируется на требования различных групп и не имеет твердо устоявшейся исходной точки.

Определение всех составляющих представленной модели важно с точки зрения понятия взаимосвязи между отдельными ее модулями. Каждый элемент системы должен быть определен через другие ее элементы. Данную схему характеризуют законченность и комплексность, позволяющие сформировать концептуальную картину взаимодействия ее основных компонентов. Следующим шагом при объяснении модели является определение конкретных задач каждого уровня управления. Интегрированное эколого-экономи-ческое управление предполагает широкий круг полномочий и ответственности для всей структуры менеджмента.

Для осуществления экологической политики необходимо четкое распределение целей и задач согласно каждому уровню менеджмента, с определением для каждого из них соответствующей ответственности и полномочий. Проанализируем данный вопрос более подробно.

Степень учета экологического вопроса на нормативном уровне зависит от системы ценностей организатора и степени важности для него экологической проблемы. Нормативный уровень находит

свое выражение в экологической политике предприятия. Ее содержание и осуществление зависят от того, как взаимодействует фирма со своей внешней средой, от способности руководства формулировать экологические цели и от способности обрабатывать информацию относительно окружающей экологической среды.

Стратегический уровень служит описанию долгосрочных целей предприятия. Основной его задачей является своевременное реагирование на изменения во внешней среде предприятия и формирование стратегий, находящих свое выражение в так называемом экологическом портфеле. Экологический портфель составляется на основе сопоставления потенциальных шансов и рисков для предприятия или его отдельных мероприятий относительно снижения нагрузки на окружающую среду. Стратегический портфель недостаточен как базис экологических стратегий, так как предполагает, скорее, определение основных направлений экологической активности фирмы. Согласно швейцарскому экономисту Т. Диллику, можно различить следующие экологические стратегии: стратегии сокращения потребления ресурсов; стратегии рециклирования вплоть до цикличной замкнутости использования материалов и энергии в производственном процессе; использование экологически чистых технологий; экологически безвредную продуктовую политику; избежание, устранение и снижение загрязнения посредством развития соответствующей природоохранной техники; анализ новых возможностей удовлетворения потребностей потребителя5.

Целью оперативных действий является реализация производственного потенциала посредством наиболее эффективного использования дефицитных производственных факторов.

Оперативная охрана окружающей среды состоит прежде всего в эффективном по затратам выполнении экологического законодательства и осуществлении дополнительно существующего экологического и экономического потенциала улучшения. Возможности экологического усовершенствования можно определить по следующим направлениям: экономия ресурсов, ограничение выбросов, снижение рисков6. Оперативный менеджмент рассматривает экологическую проблему как наиболее возможное эффективное использование экосферы как фактора производства. Поэтому оперативный уровень концентрирует внимание на производстве, складировании, транспорте, включая снабжение сырьем и энергией, устранение отходов и рециклирования.

3 Там же

6 Walford R. Cases in environmental management and business strategy. L., 1994.

Оперативное выполнение экологических стандартов нельзя понимать лишь как выполнение и осуществление целей, предоставленных верхними уровнями управления, и их контроль. Отдельные структурные единицы не должны ограничиваться рамками, определенными сверху. То есть работа оперативного уровня должна сопровождаться творческим, самостоятельным подходом.

Для реализации соответствующих решений на всех уровнях управления необходим инструментарий руководства, включающий в себя нормативные, стратегические и оперативные элементы, т.е. требующиеся экономические системы руководства в форме информационных систем, систем принятия решений и систем контроллинга7.

На нормативном уровне основную роль играют правила экологического поведения, определяющие обязанности предприятий по выполнению экологических требований.

На стратегическом уровне можно использовать различные системы. Однако следует стремиться к тому, чтобы новые экологические цели были интегрированы в уже применяемые системы планирования, руководства и контроля. Предметом дискуссий в последнее время стали (наряду с анализом продуктовых линий и проверкой на безвредность для окружающей среды) используемые в рамках стратегического управления системы экоанализа и экоба-ланса.

Основной целью системы экоанализа являются создание и внедрение на предприятии инструментария, позволяющего системно, объективно и регулярно оценивать его природоохранную деятельность в конкретном регионе.

Инструмент экобаланса предназначен для систематических учета и оценки нагрузок на окружающую среду вследствие воздействия на нее продуктов, процессов или предприятий в целом.

На оперативном уровне используется целый ряд систем и инструментов, важнейшими из которых являются расчет потоков материалов и энергетических потоков, бухгалтерский учет отходов, а также экологические показатели и индикаторы, с помощью которых измеряется и контролируется экологическая эффективность деятельности предприятия.

Вышеизложенный материал показывает, как эколого-экономи-ческое управление в качестве самостоятельного элемента общего менеджмента может быть интегрировано в сферу управления предприятием. С помощью Сент-Гальской концепции менеджмента

7 См.: Цюст Р., Шлаттер А., Фрайт М., Рюэсс-Шторм И. Экологическая информация на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 7. С. 77-82.

7 ВМУ, экономика, № 1

97

представлены относительные рамки, применяемые для разработки интегрированного ЭЭУ. Интерпретация ЭЭУ в этих рамках указывает, с одной стороны, на недостаток актуальной дискуссии на эту тему, которая концентрирует свое внимание главным образом на европейской системе ЭЭУ и ее структурах. Особенно мало-разработанными областями являются сфера стратегического менеджмента, аспекты поведения и экологическое развитие предприятия. Эти области должны придавать особенное значение практически интегрируемому ЭЭУ, в то время как сейчас основное внимание уделяется системе оперативного ЭЭУ. С другой стороны, эти относительные рамки облегчают интеграцию ЭЭУ в общий менеджмент предприятия, его системы и структуры. Этим предотвращается опасное развитие, которое можно сейчас констатировать, — достаточно изолированное построение систем ЭЭУ, связанное с системами качества, охраны труда и т.д., но не с основной на каждом предприятии системой общего менеджмента, осуществляемой посредством политики планирования, бюджетирования и контроля для управления коммерческими процессами и предпринимательского успеха. Пока это разделение не будет преодолено, невозможно гарантировать будущее и успех ЭЭУ и системы эколого-экономического управления.

С учетом вышеизложенного рассмотрим особенности стратегического менеджмента в экологической сфере.

Термин «стратегическое управление» начал использоваться теоретиками и практиками на рубеже 60—70-х гг. для того, чтобы разделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего, оперативного управления на уровне производства. Необходимость проведения такого разделения была вызвана в первую очередь изменениями условий осуществления бизнеса, быстрыми изменениями окружающей деловой среды. Основной идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного, является идея необходимости переноса центра внимания руководства на окружение, для того чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой8.

В последние десятилетия таким вызовом стало обострение экологических проблем во всем мире, и в ответ на этот вызов предприятия стали перестраивать свою деятельность, включая менеджмент, что и привело к появлению понятия «экологическая стратегия».

8 См.: Виканский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. VI.. 1998; Менеджмент организаций / Под ред. З.П. Румянцевой. VI.. 1995.

Экологическая стратегия призвана связать воедино многочисленные аспекты эколого-экономического управления и представляет собой всесторонний комплексный план по достижению целей и задач предприятия в экологической сфере. Она является связующим звеном между экополитикой и оперативными экологическими программами. Экологическая стратегия зависит от большего количества факторов и связана со стратегией предприятия в целом. Таким образом, эколого-экономическое управление становится не просто составной частью концепции развития предприятия, а органически связывается с ней. Кратко стратегическую роль эколого-экономического управления можно определить так: для эффективного экополитического развития эколого-экономи-ческое управление должно быть представлено на высшем уровне управления предприятия, его функции необходимо учитывать при разработке стратегии бизнеса и оргструктуры.

Анализ роли экологической стратегии при функционировании предприятия позволяет выделить следующие аспекты экологической стратегии:

— выполнение требований государства и общественности в экологической сфере, позиционирование текущего состояния по отношению к ним;

— предупреждение экологических ситуаций, которые могут повлечь финансовые потери в виде штрафов, компенсационных выплат, затрат на ликвидацию последствий, учет экологических рисков;

— исследование рынка на предмет определения перспективности выпуска экологически чистой продукции, замены технологий и выбор альтернативы, обеспечивающей гибкость предприятия, т.е. возможность переориентации в случае изменения внешних условий;

— использование достижений научно-исследовательских работ для обеспечения экологичности продукции и процессов на всех этапах жизненного цикла;

— формирование маркетинговой политики с учетом экологических характеристик продукции, преимуществ экологической маркировки, обеспечивающей в долгосрочной перспективе устойчивое положение на рынке.

Экологическую стратегию необходимо рассматривать как динамическую совокупность пяти таких взаимосвязанных управленческих процессов, как анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения. Эти процессы логически следуют один из другого, также существуют устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это важная особенность системы стратегического менеджмента.

Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить собственные цели. Внутреннюю среду принято анализировать по следующим направлениям: кадры, их потенциал; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки; финансы; маркетинг; организационная культура. В системе экологического стратегического управления все эти элементы рассматривают с точки зрения экологических характеристик. В процессе анализа необходимо обратить внимание на то, что вопросы экологии имеют отношение ко всем сферам деятельности фирмы. В сфере продукта они являются элементом его качества, в сфере производства касаются экологического качества используемых технологий. Проблемы экологии прямо связаны с областью научных исследований и проектирования. В финансовой сфере они связаны с финансированием экологической деятельности предприятия, прибылью и ценами, в сфере снабжения требуют от соответствующих служб обеспечения сырьем и полуфабрикатами необходимого экологического качества, производимыми на базе природосберегающих технологий. Постоянно совершенствуемые экологические знания и сознательная экологическая деятельность в области качества изделий и технологий являются важными составными элементами кадровой сферы предприятия. Сфера организации и планирования должна учитывать современные структуры управления, сориентированные на реализацию системных действий в области экологичности продуктов, а также тенденций в области охраны окружающей среды. В пределах сферы распределения следует принимать во внимание, в частности, использование экологии в маркетинге изделий. В структуре потенциала предприятия важно, чтобы экологическими знаниями владели все его работники, производственная деятельность осуществлялась с учетом фактора охраны окружающей среды.

Экологический анализ потенциала фирмы можно связать с ресурсным подходом. В ресурсной концепции, касающейся ключевых компетенций, исходят из того, что основой успеха фирмы является умение консолидации имеющихся технологий и производственных способностей в компетенции, которые позволяют предприятию быстро приспосабливаться к возможностям, появляющимся в окружении. Отличительными чертами ключевых компетенций являются: обеспечение потенциального доступа на многие рынки, существенный вклад в отмечаемые потребителем выгоды, получаемые от обладания продуктом данной фирмы,

трудности с имитацией ключевых компетенций у конкурентов. Экологические черты изделий могут входить в состав ключевых компетенций фирмы. Маркетинговым выражением этой компетенции может быть специальный экологический знак на изделии.

В процессе определения целей предприятия необходимо разрешить конфликт интересов экономики и экологии. Принято выделять два основных направления9: либо доминирование экономических целей, либо преобладание целей экологических. К этим двум направлениям необходимо добавить еще одно: тесную взаимосвязь экологии и экономики, когда принятие экономических решений опирается на принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В случае преобладания экономических целей экологические требования принимаются во внимание только в той степени, в какой этого требуют государственные законы и запреты.

Преобладание экологических целей означает осознанное ограничение экономических интересов, включая доходность, конкурентность и т.д.

Эколого-экономическое управление состоит в сглаживании противоречий между экономикой и экологией, в совмещении природоохранных мероприятий с изменениями выпускаемой продукции, процессов производства и управления.

При разработке эффективной стратегии необходимо учитывать основные области выработки стратегии, обозначенные одним из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления, М. Портером10.

Первую область он связывает с лидерством в минимизации издержек производства. Это означает, что предприятие добивается самых низких издержек производства и реализации продукции. В результате этого возможно завоевание большой доли рынка за счет более низких цен. Для реализации такой стратегии необходима хорошая организация производства и снабжения, хорошая технология и инженерно-конструкторская база, а также хорошая система распределения продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, необходимо координировать все то, что связано с себестоимостью продукции; в данном случае не очень велика роль маркетинга. Что касается экологических аспектов, то традиционно считается, что улучшение экологических характеристик продукции и всей деятельности предприятия сопряжено с повышенными издержками. Но такой подход к затратам на охрану окружающей среды связан с тем, что до 80-х гг. в наиболее развитых

9 См.: Портер М. Конкуренция: Учебн. пособие. VI.. 1996.

10 См.: Виканский О. С., Наумов А.И. Указ. соч.; Портер М. Указ. соч.

странах, а в России на многих предприятиях и по сей день преобладают так называемые технологии «конца трубы», т.е. различного рода фильтры, очистные сооружения, системы, не затрагивающие основной производственный процесс, а нацеленные на удаление и ликвидацию образовавшегося загрязнения. Для минимизации издержек необходимо внедрение инновационных технологий производства, предотвращающих загрязнение окружающей среды.

Портер, говоря о взаимосвязи воздействия предприятия на окружающую среду и о конкурентоспособности11, подчеркивает, что загрязнение окружающей среды является формой экономического расточительства, когда отходы производства, вредные вещества и те или иные формы энергии попадают в окружающую среду в виде загрязнения или расточительного использования ресурсов. Кроме того, в результате таких выбросов предприятия несут дополнительные издержки на устранение их последствий (например, вывоз на свалку или повторная переработка отходов производства). Эти расходы сказываются на цене продукции, ничего не добавляя к ее потребительской ценности.

Неэффективность использования ресурсов на предприятии проявляется в форме неполного использования материалов и недостаточной действенности методов управления процессами, результатом которых являются потери, дефекты и необходимость хранить большие запасы материалов. Кроме того, существует много других, скрытых издержек, проявляющихся уже после продажи продукции. Например, упаковка, которую дистрибьюторам или покупателям приходится выбрасывать, также свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов и излишних издержках производства. Потребителям приходится нести дополнительные расходы, когда они пользуются изделиями, загрязняющими окружающую среду или чрезмерно потребляющими энергию. Ресурсы расходуются неэффективно и в тех случаях, когда выбрасываются продукты, содержащие материалы, пригодные для использования, и когда потребители платят — прямо или косвенно — за утилизацию продуктов.

В мерах по защите окружающей среды эти системные издержки по традиции не учитывались. Напротив, главное внимание уделялось контролю загрязнения на основе более современной идентификации, переработки и утилизации отходов или выбросов, что связано со значительными расходами. В последние годы самые передовые компании и специалисты по защите окружающей среды выдвинули концепцию предотвращения загрязнения с использова-

11 См.: Портер М. Указ. соч.

нием таких подходов, как замена материалов и процессы с замкнутым циклом.

Таким образом, Портер считает, что, с точки зрения производительности ресурсов, защита окружающей среды и конкурентоспособность неразделимы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае необходимо осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы стать лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данный товар, даже если цена и достаточно высока. Для реализации такой стратегии необходимы высокий потенциал для проведения НИОКР, наличие хороших дизайнеров, системы обеспечения высокого качества и экологических характеристик, развитой системы маркетинга.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий на выбранном рыночном сегменте. В этом случае предприятие не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в продукции определенного типа. В данном случае предприятие может стремиться к снижению издержек, либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения такой стратегии является то, что предприятие строит свою деятельность прежде всего на анализе потребностей потребителей определенного сегмента.

Первоначальная концепция Портера была интерпретирована применительно к экологии следующим образом12: среди составляющих экостратегии выделены экология, преимущества в издержках, дифференциация. Экологические стратегии призваны интегрировать экологические аспекты и аспекты стратегии сохранения конкурентоспособности тем, что они пытаются найти по возможности больше точек соприкосновения между этими разными аспектами. Они могут быть определены следующим образом: экостратегии служат достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования фирмы, при максимально возможном снижении нагрузки на окружающую среду на всем протяжении жизненного цикла продукта.

Интегрированный учет всех трех категорий предполагает знание соответствующих связей между ними. Разработка экостратегии предполагает наличие специфических знаний во взаимосвязях

12 См.: Пахомов Н.В., Рихтер К.К. Указ. соч.

между ее составляющими элементами. Воздействие на одну из составляющих вызывает многочисленные изменения по меньшей мере в одной из двух оставшихся. Поэтому экостратегия должна развиваться в балансировании между ее элементами.

Для всех составляющих экостратегии существует правило минимального стандарта, соблюдение которого является необходимым условием дальнейшего существования фирмы. Минимальные требования конкурентной стратегии образуются из соответствующих рыночных потребностей потребителя и границ их предпочтений. Минимальные стандарты относительно уровня максимальных затрат и минимальной дифференциации образуются там, где изменения одной составляющей не могут быть возмещены без более сильного изменения других составляющих.

Таким образом, поле действия экологической стратегии (рис. 1) лежит между границами минимальных требований для каждой из ее составляющих и максимально возможным удалением от них. Одновременное достижение максимальных значений для всех составляющих экостратегии едва ли возможно ввиду ограниченности ресурсов.

Следовательно, общий успех экостратегии зависит от того, насколько дальше удается уйти от минимальных требований, используя имеющиеся наличные ресурсы.

Для формирования конкурентной экологической стратегии нельзя опускать такую важную составляющую экостратегии, как ориентация на конкурентные запросы потребителей. Поэтому характерной чертой современной экологической стратегии становится не столько выделение экологии в отдельную составляющую, сколько экологизация всех областей выработки стратегии предприятия.

Реализация такого подхода приводит к повышению экологической активности и сознательности, деятельность предприятия обусловливает изменение внешней среды. Существуют примеры изменения законодательного регулирования государства и поведения рынка под влиянием активной деятельности предприятия в экологической сфере13.

Способы реализации экологической стратегии предприятия классифицируются следующим образом14:

— стратегия «конца трубы» — обезвреживание загрязняющих веществ происходит в конце технологического процесса с использованием различных установок;

13 Richter К. Environmental Management. Geormen expeorience. European University Viadrina. Franfurt, 1996.

14 См.: Нортон К. Основы экономического менеджмента/ Пер. с англ. VI.. 1996.

Преимущество в издержках Дифференциация

Рис. 1. Поле функционирования экостратегии

— стратегия «более чистого производства», включающая стратегии минимизации отходов и рециклинг: уменьшение образования загрязняющих веществ; оценку жизненного цикла при разработке «зеленой» продукции.

В практике оценки экологической стратегии используют два измерения:

— направление воздействия: экологическая программа основана на изменениях внутри предприятия или на изменении через собственное производство;

— цель предприятия, которая может заключаться только в выполнении требований государства, достижении конкурентного преимущества или в достижении экологически устойчивого развития.

Стратегии большинства предприятий ориентированы на изменение собственного поведения, поскольку это тот фактор, который аппарат управления может контролировать. Примером может служить стратегия, направленная на управление снижением опасных отходов.

Использование рыночного потенциала для изменения поведения рынка нацелено на изменение поведения потребителей или поставщиков, которое в большинстве случаев осуществляется через изменение собственного поведения, но в отличие от стратегии, описанной выше, через это изменение происходит воздействие на других участников рынка. Стратегия, нацеленная на изменение рынка, может реализоваться следующим образом: через конкуренцию, т.е. изменение поведения рынка напрямую через государственное регулирование (рыночное поведение меняется в

результате изменения регулирования, которое инициировано передовыми предприятиями).

При анализе экологической стратегии с данных позиций предприятия можно отнести к одной из шести групп на основании экспертных оценок15.

Наиболее общей среди зарубежных компаний является стратегия соответствия, основанная на изменении собственного поведения (данное исследование проводилось в 1995 г.). В то же время компании, не имеющие рыночного потенциала, по определению не имеют достаточной гибкости для реализации другой, более активной стратегии, поскольку в любой экономике большая часть производства и распределения осуществляется компаниями, не имеющими существенного рыночного потенциала.

Использование соответствия государственным требованиям для изменения рыночного поведения затруднительно. В развитых странах выполнение законодательства не является ключевым фактором, это скорее является условием входа на рынок, но не его изменения. Реализация такой стратегии может дать некоторое преимущество в случае изменения нормативно-правовой базы, например при росте экологических требований к автомобилям.

Другой стратегический ориентир, как говорилось выше, основан на достижении конкурентного преимущества. Трудности могут возникнуть в связи с использованием стратегии, меняющей собственное поведение. Для этого необходимо наличие особых активов или организационных возможностей.

Для достижения конкурентного преимущества и изменения поведения рынка, во-первых, необходимо значительное положение на рынке; во-вторых, чаще всего компании, реализующие такую стратегию, представляют подразделение транснациональных корпораций; в-третьих, такие компании создают экстерналии; в-четвертых, каждая из них находится под контролем и влиянием экологических организаций. То есть в прошлом такие компании оказывали существенное экологическое воздействие, которое создавало этические, технические и финансовые трудности, и для их устранения руководство смогло найти решение, приемлемое как для окружающей среды, так и для экономики.

Третий тип стратегического ориентирования — экологически устойчивое развитие. Он представлен самой малочисленной группой предприятий16. Сложно определить, в какой степени эколо-

13 Werlford R. Environmental Strategy and sustainable Development. The corporate challenge for 21st century. L.; N.Y., 1995.

16 Экологический учет для предприятий // Конференция ООН по торговле и развитию / Пер. с англ. 1997.

гическое поведение может быть действительно экологически устойчивым. К этой группе отнесли предприятия, использующие наиболее передовые достижения науки в решении экологических проблем, например отказ от отбеливания хлором при производстве целлюлозы, всеобщий рециклинг, выполнение более строгих стандартов. Все компании, отнесенные к этой группе, являются серьезными представителями своей отрасли, но не обладают рыночным потенциалом, основанным на репутации, доле рынка, новых технологиях.

Предприятие может осуществлять одну из шести стратегий в конкретный момент. В то же время стратегия может меняться и перейти в другую группу — от стратегии соответствия к конкурентному преимуществу и устойчивости. Кроме того, требования экологического законодательства становятся более жесткими, и стратегия конкурентного преимущества может превратиться в стратегию соответствия, а преимущество в технологии может изменить возможность влияния на рынок через собственное поведение.

Такой подход к оценке экологической стратегии не является универсальным. Отсутствуют четкие критерии, на основании которых стратегию предприятия относят к тому или иному типу, оценка во многом зависит от субъективного мнения экспертов, при оценке не используются экономические характеристики деятельности предприятия в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Кроме того, использование подобного перехода невозможно без изменений и адаптации к особенностям российской экономики.

Все это обусловило необходимость выделения дополнительных критериев для оценки экологической стратегии российских предприятий.

Оперативные функции эколого-экономического управления. Рассмотрим действия ЭЭУ с позиций различных производственных функций, начиная с процесса обеспечения предприятия необходимым сырьем и материалом и заканчивая заключительной стадией эксплуатации обработанных уже материалов.

Эколого-экономическое управление и материально-техническое снабжение. Производственное снабжение сырьем и материалами вследствие давления высоких затрат и жесткой международной конкуренции в последние годы находится в центре пристального внимания предприятий развитых стран. Концепции, подобные технологии «just in time», ориентированы сегодня на эффективно организованную систему снабжения. Выросшие требования рынка зачастую требуют от поставщиков быстрых и точных поставок, изготовления небольших партий товаров, а вместе с этим и нерентабельного транспортного обслуживания. Поэтому производст-

венная экологическая политика заказчика не должна оставлять без внимания экологическую направленность производства и заготовки продукта поставщиком.

Сегодня в экономике получает признание принцип глобализации. Совершенствующиеся из года в год информационные каналы и эффективность транспортного соединения разрешают сегодня обеспечивать сырьем и материалами весь мир. Широкий выбор поставщиков должен влиять не только на критерии качества, затраты и сроки, но и на экологическую приемлемость производства и качества. Так называемый аудит поставщиков, при котором заказчик проверяет выполнение экологических требований, а также стандартизированного перечня экологических и качественных характеристик продукции, может содействовать реализации системы снабжения, ориентированной на охрану окружающей среды. От поставщика можно ожидать по меньшей мере предоставления компетентной информации о составе и возможном побочном действии продукта.

В задачу снабжения сырьем и материалами входят, с одной стороны, предоставление материалов, необходимых для производственной деятельности, с другой — оптимизация капиталовложений и заготовительных затрат.

Снабжение выступает, таким образом, функцией предпринимательской деятельности, наиболее связанной с функцией окружающей среды как поставщика ресурсов.

Экологическая ориентация сферы снабжения проявляется в предоставлении экологически приемлемых факторов производства, используемых предприятием для осуществления своих целей.

Для эффективной экологической политики снабжение имеет особенно большое значение, так как экологически оптимальное снабжение позволяет минимизировать нагрузку на экологию с момента ее первоначального возникновения.

Прежде всего необходимо определить потребности предприятий в материалах и сырье согласно их виду, количеству и качеству. Эта потребность зависит от существующих производственной и сбытовой программ, т.е. от того, что хочет вырабатывать и предлагать на рынок предприятие. Затем с помощью исследования рынка снабжения производится обзор рыночной ситуации (например, условий договоров: цены, условия оплаты и поставок, качество и состав сырья). Далее выбираются и проверяются необходимые сырье и материалы, определяется наилучшее их предложение с последующим заказом. После поставки заказанного материала происходит контроль приобретенных материалов.

Важную роль наряду с формированием эффективного транспортного сообщения (использование транспортных средств; экс-

плуатация более экологического транспорта (например водного или железнодорожного); комбинированного транспорта небольших транспортных партий; оптимизация путей соединения) играют вопросы эффективного управления запасами, производства и заготовки продукта.

Если вводится система вторичной переработки продукта, в которой в качестве начальных затрат выступают также и переработанные элементы ранее использованных продуктов, возникает следующая модель кругооборота (рис. 2).

Рис. 2. Модель кругооборота альтернативных продуктов и переработки использованных товаров

Степень возврата использованных продуктов в так называемую систему возврата (контейнеры, поддоны, бутылки, стройматериалы и т.д.) в зависимости от поставленного количества определить достаточно сложно.

Эколого-экономическое равновесие в значительной степени зависит от соотношений основных показателей производственной и коммерческой деятельности предприятий. Поэтому динамические модели могут стать основой принятия решений. Они становятся количественной оценкой исходной ситуации и информацией для рационального соотношения ресурсов.

Эколого-экономическое управление и производство. Целью природоохранных действий в сфере производства является частичное или полное устранение или избежание нагрузки на окружающую среду, возникающей в производственном процессе. Это может быть реализовано посредством оптимизации уже существующего способа производства или посредством выбора нового, ориентированного на экологию производства.

Применение определенного способа производства является предметом выбора экологически приемлемого типа производства, подходящего для возможностей и условий конкретного предприятия. Улучшение экологичности в этом случае происходит вследствие уменьшения объема выбросов или за счет повышения экономичности использования ресурсов. Посредством перехода от тех-

нологий, сокращающих вредное воздействие уже имеющегося загрязнения, к интегрированным в производство природоохранным технологиям можно уже заблаговременно предупреждать возникновение отрицательного воздействия на окружающую среду. Значительный вклад в снижение нагрузки на окружающую среду может вносить учет аспектов рециклирования (например, возвращение в производство использованной или не нашедшей спроса продукции).

Охрана окружающей среды в рамках требований интегрированного экоменеджмента предполагает учет предприятием экологических требований в процессе планирования всех производственных областей a priori.

Наряду с организацией производственного процесса можно назвать еще ряд инструментов долгосрочной экологической ориентации производства: выбор соответствующего способа производства, организация производственной программы, определение объема производства, определение продолжительности жизненного цикла продукта, выбор необходимых материалов и формирование системы утилизации отходов.

Необходимые для этого проблемный анализ и широкое информационное обеспечение приводят к нижеперечисленным составляющим интегрированной охраны окружающей среды в процессе производства.

Техника, используемая собственно в процессе производства, характеризует выбор соответствующего способа производства.

При этом наряду с типом применяемой техники важную роль играет и управление производством.

Таким образом, например, с помощью современной измерительной и регулирующей техники можно осуществлять бесперебойную и вместе с тем малоотходную деятельность предприятия.

Организация производственной программы также является значительным фактором экологической ориентации сферы производства. Так как вид производимого продукта определяет ход производства, то уже при формировании продукта необходимо учитывать воздействие на окружающую среду, возникающее при его производстве.

Определение объема производства играет особенную роль тогда, когда вследствие интенсивного расширения предприятия существует опасность перейти границы допустимых выбросов. При постоянстве прочих производственных условий его объем должен или сокращаться, или временно перемещаться. Если последнее не представляется возможным или является недостаточным, то необходимо, например, приобретать поставки со стороны.

Определение жизненного цикла продукта относится к определению нагрузки на окружающую среду вследствие потребления про-

дукта потребителем. Чем продолжительней срок службы продукта, тем меньше продукции необходимо производить, а следовательно, тем значительнее снижение нагрузки на экологию.

Формирование системы утилизации отходов — это создание необходимых структур, предотвращающих их потенциальное возникновение. Остаточные материалы производственной деятельности после соответствующей обработки могут найти свое применение в качестве нового сырья.

Эколого-экономическое управление и сбыт. Задача ЭЭУ в сфере сбыта заключается в управлении реализацией производимых предприятием товаров и услуг и доведении их до потребителя при максимальном обеспечении снижения нагрузки на природу.

Рамочные условия ориентированной на экологию политики сбыта определяются, главным образом, факторами государственного и международного регулирования в области охраны окружающей среды, требованиями общественности в целом и потребителей и торговли в частности, экологической активностью в сфере исследований и разработок новых природоохранных технологий и ориентированными на экологию действиями конкурентов.

С одной стороны, это международное и национальное государственное регламентирование в области охраны окружающей среды (законы, приказы, распоряжения администраций, европейские правовые акты, международные соглашения), а также требования общественности, касающиеся, например, вредного действия предприятия на экологию. Эти общественные требования инсти-туализируются в форме гражданских инициатив и организаций по охране природы и выражаются через средства массовой информации. В результате действия этих факторов возникает давление интернализации на предприятие в смысле сокращения и переложения на себя внешних издержек. Сюда причисляют также экологическую активность в сфере исследований и науки, а также разработку новых природоохранных технологий, инициирующих инновационное давление на предприятие. С другой стороны, рамочными условиями экологически ориентированного сбыта выступают требования рыночных партнеров при сбыте товара, когда потребитель или торговый партнер предъявляет претензии или пожелания в отношении экологичности продукта. Экологические действия конкурентов и спрос на экологические продукты также можно отнести к этим факторам.

Интеграция экологической проблематики в сфере сбыта выражается в модификации инструментов маркетинга (маркетинговый набор) относительно политики цен, продукта, коммуникации и распределения.

Размышления в отношении политики цен находят свое выражение в учете ограниченности ресурсов и нагрузке на экологию в

калькуляции (исчисление издержек на единицу продукции или произведенной работы). Наряду с экологически ориентированной дифференциацией цен смешанная калькуляция в пользу экологически приемлемых продуктов дает возможность перекладывать возросшие вследствие природоохранных мероприятий затраты на предьявителей спроса.

Мероприятия по формированию экологически безвредного продукта выражаются в организации продукта (разработка экологически приемлемой и способной к рециклированию продукции), подборе ассортимента (исключение вредного для окружающей среды продукта из ассортимента) и соответствующей упаковки (уменьшение количества использованного упаковочного материала, увеличение многократности использования упаковки, снижение использования дополнительного к основной упаковке).

Констатация компетенции в вопросах охраны окружающей среды является элементом модифицированной коммуникативной политики. Рекламные службы, кроме того, пытаются представить экологические характеристики продукта как дополнительные преимущества при его покупке. Наряду с этим действия Public-Relation служат для повышения ознакомления общественности с экологической проблемой и усиления экологической сознательности.

В рамках политики распределения выбираются системы сбыта, позволяющие возвращать использованные продукты и упаковку в процесс производства. Кроме того, ориентированная на экологию система логистики учитывает аспекты охраны окружающей среды при складировании и транспорте.

Управление утилизацией отходов. Эффективное управление утилизацией отходов в рамках ЭЭУ максимально обеспечивает снижение отрицательного воздействия на экологию в процессе обращения с отработанными материалами, возникшими в ходе производственного процесса.

Интегрированные концепции утилизации отходов представляют собой комбинацию следующих методов:

дифференцирование и разделение вредных веществ;

утилизация материалов;

термическая обработка и утилизация энергии и остаточных материалов;

хранение (захоронение) неуничтожаемых остаточных материалов.

Вторичное использование отходов является во многих развитых странах правовой обязанностью в случаях, когда таковая обязанность допустима с экономической точки зрения. Оно состоит из частичных процессов сбора, разделения, сортировки, классификации, подготовки и доставки на рынок отработанных материа-

лов. Реализация целостного хозяйственного подхода предполагает логистическую концепцию сбора и сортировки, высокую норму утилизации отходов, а также приемлемое качество и чистоту собранных отходов. Наконец, удаление отходов происходит посредством демонтирования, сжигания или химической или физической обработки.

Для специальных отходов, требующих особой эксплуатации, необходимо документальное подтверждение и разрешение на перевозку. Документально фиксируются поставщики, перевозчики, приемщики и т.д. Строгие правила и высокие издержки удаления отходов в экономически развитых странах ведут автоматически к тому, что сами предприятия начинают сравнивать альтернативные стратегии избежания появления отходов и их утилизации.

Закон «Об отходах производства и потребления», принятый в России в 1998 г. определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение этих отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно этому закону определены права собственности на отходы (возможность купли-продажи, мены, дарения и других видов отчуждения), введен государственный кадастр отходов, регистрирующий, классифицирующий последние, а также отслеживающий их размещение и обезвреживание. На основе этого кадастра должна осуществляться паспортизация опасных отходов, предусматривающая экспертизу и оценку их вредности для окружающей среды.

Данный закон создает сегодня необходимый базис для перехода российской экономики на рельсы экологически безвредного функционирования. Он является необходимой предпосылкой формирования в России системы управления отходами как одного из возможных элементов эффективного эколого-экономического управления.

8 ВМУ, экономика, № 1

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.