Научная статья на тему 'О роли эколого-ориентированных предприятий как ключевого института устойчивого развития страны'

О роли эколого-ориентированных предприятий как ключевого института устойчивого развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECO-ORIENTED COMPANIES / ECONOMIC GROWTH / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуртдинов А. Р.

Статья посвящена институциональному исследованию эколого-ориентированных предприятий. Уточняется их эволюция, сущность, обосновывается вывод о ключевой роли эколого-ориентированных предприятий в обеспечении устойчивого развития экономики. Разработаны институциональные особенности по их распространению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуртдинов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the study of institutional eco-oriented companies. The article clarifies their evolution and the essence. The conclusion about the key role of environmental-oriented enterprises in the sustainable development of the economy is justified. Institutional features of their extension were worked out.

Текст научной работы на тему «О роли эколого-ориентированных предприятий как ключевого института устойчивого развития страны»

УДК 330.341.2 А. Р. Нуртдинов

О РОЛИ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК КЛЮЧЕВОГО ИНСТИТУТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Ключевые слова: экономический рост, расширенное воспроизводство, экономическое развитие, устойчивое развитие,

эколого-экономическое равновесие.

Статья посвящена институциональному исследованию эколого-ориентированных предприятий. Уточняется их эволюция, сущность, обосновывается вывод о ключевой роли эколого-ориентированных предприятий в обеспечении устойчивого развития экономики. Разработаны институциональные особенности по их распространению.

Keywords: sustainable development, eco-oriented companies, economic growth, development institutions, state policy.

The article deals with the study of institutional eco-oriented companies. The article clarifies their evolution and the essence. The conclusion about the key role of environmental-oriented enterprises in the sustainable development of the economy is justified. Institutional features of their extension were worked out.

Переход к устойчивому развитию в решающей степени будет зависеть от формирования критической массы эколого-ориентированных предприятий, способных обеспечить разрешение обостряющихся противоречий между экономической, социальной и экологической сферой общества, снизить техногенное воздействие на окружающую природную среду, содействовать сохранению ассимилирующих возможностей природы.

Это обусловлено тем, что предприятия являются: основными субъектами эколого-

экономических отношений; главными участниками создания национального продукта; самыми крупными загрязнителями окружающей среды; основными потребителями невоспроизводимых природных ресурсов. Кроме того, по мнению Дж. Гэлбрейта, корпорации в современной экономике выступают главными институциональными образованиями, роль которых постоянно возрастает [1].

Формирование эколого-ориентированных предприятий берет начало в последней трети прошлого столетия. Это было обусловлено как факторами объективного характера, так и субъективного: процессами экологизации экономики, достижениями научно-технического прогресса, результатами научных изысканий «Римского клуба», протестным движением «зеленых» партий, постепенным осознанием общества значимости экологических ценностей, политикой правительств по защите окружающей среды и т.д.

Первоначально считалась достаточной организация на предприятиях экологических служб, ответственных за отдельные области природоохранной деятельности. Но вскоре стало ясно, что этого мало, а значимость экологических факторов проникает во все сферы функционирования предприятия, связанные с формированием ассортимента продукции, технологиями, системой организации и управления производства и т.д. Постепенно пришло понимание, что экология выступает как многоуровневая и целостная проблема, требующая системного подхода и комплексных решений. Внимание предприятий требовало учет нагрузки на экологию на всех стадиях производственного процесса,

изучение отрицательного воздействия на природную среду на протяжении всего жизненного цикла продукта, включая фазы снабжения, производства, распределения, обмена и потребления, а также транспортировки и утилизации отходов.

Столкнувшись с новыми институциональными реалиями, формируемыми государством, другими субъектами в сфере экологии, а также потребностями рынка, обусловленные спросом на экологически чистые продукты, предприниматели стали вносить коррективы в свое экономическое поведение, использовать новые подходы в повышении эффективности производства, основанные на учете эколого-экономических проблем. Для этого они разработали и внедрили ряд институтов: добровольные экологические хартии, «кодексы поведения» по отношению к окружающей среде, в числе которых: «Программа ответственной заботы» для химической промышленности, многоотраслевая «Хартия бизнеса за устойчивое развитие», Международная торговая палата, добровольные стандарты экологического менеджмента БМЛ8 и ИСО 14000.

Национальные правительства стали перекладывать большую часть расходов на охрану окружающей среды непосредственно на плечи хозяйствующих субъектов. Предприятия, серьезно занимаясь экологическими проблемами, смогли обеспечить большую эколого-экономическую эффективность производства и повысить свои конкурентные преимущества за счет экономии ресурсов, повышения качества управления и производства и др. Эти обстоятельства стали одним из источников нового подхода к организации взаимоотношений общества и окружающей среды - экологической модернизации.

Под воздействием создаваемых институциональных рамок политика предприятий по отношению к экологии постепенно трансформировалась: защитная, нейтральная, активная и опережающая. Соответственно и государство изменяло свое отношение. Если первоначально оно использовала методы принуждения и наказания, то в последующем методы содействия и помощи.

Понятие «эколого-ориентированное предприятие» не является еще общепринятым и не ут-

вердилось в экономической литературе. Обычно используют понятия «интегрированности предприятия», «эколого-экономическое управление» или «экологический менеджмент».

Понятие интегрированности понимается по-разному, в него вкладывают различный смысл. Прежде всего, имеют в виду экологическую политику предприятия, на ряду с первоочередными его приоритетами. Подразумевается, что предприятие проявляет максимальную инициативу в деле снижения нагрузки на окружающую среду, что выражается в использовании им экологически чистых технологий и соответствующей мотивации персонала и т.д. Такое предприятие проводит активную экологическую деятельность, препятствует загрязнению окружающей среды.

Понятию «интегрированный» А. Бородин придает двоякое значение: во-первых, гармоническое взаимопроникновение и взаимодействие структуры общепроизводственного управления, сложившейся на предприятии, и структуры внедряемого эколого-экономического управления; во-вторых, подчинение всего производственного процесса, а не только отдельных его частей, цели снижения нагрузки на природу, начиная со стадии НИОКР и заканчивая утилизацией отработанных продуктов [2].

В свою очередь, содержание понятия экологического менеджмента Р. Грэй определяет как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегий, направленных на улучшение этой позиции, и при изменении систем управления, чтобы обеспечить текущее совершенствование и эффективное управление» [3].

В принципе, разделяя вышеприведенные трактовки, мы отмечает некоторую их односторонность, связанную с чисто управленческим подходом. Речь в них идет в основном лишь о факторах надстрочного слоя хозяйствующих субъектов, связанных с экономической политикой, механизмами управления, этическими аспектами стратегии деятельности предприятий в условиях экологоэкономического неравновесия. Это, безусловно, важно, но при этом в тени остаются производственные, социально-экономические и институциональные факторы. Эколого-ориентированные предприятия характеризуются, на наш взгляд, экологизацией всех сторон его деятельности.

Предприятие в политэкономическом аспекте является сложным и многоуровневым образованием, включающим в себя материально-

техническую, социально-экономическую, организационно-экономическую и институциональную стороны. В воспроизводственном аспекте предприятие представлено стадиями производства, распределения, обмена и потребления. В этом ракурсе экологоориентированное предприятие выступает как особая разновидность производственной структуры.

Эколого-ориентированные предприятия характеризуются использованием современных экологически безопасных факторов производства, мало-

отходных и ресурсосберегающих технологий, с преимущественно интенсивным характером развития, главным источником которых стала наука. Экологоориентированные предприятия трансформируют трудовой фактор в человеческий капитал, обладающий современными технико-экономическими и экологическими знаниями и навыками, а также высокой эколого-экономической культурой. Реализация экологической направленности деятельности предприятия предполагает формирование соответствующей «институциональной системы» [4], включая институты производства, распределения, обмена и потребления.

Институты эколого-ориентированного

предприятия предполагают формирование стратегии деятельности предприятия. На этой основе формируются отдельные звенья и элементы институциональной структуры.

В центре экономического развития экологоориентированного предприятия стоит концепция устойчивого развития. В этой связи можно выделить основные формы экономической деятельности, основанные на учете экологического фактора: структурные экологические изменения, охрана окружающей среды, ориентированная на продукт, на производственные функции и интегрированная в производство.

Экологическая политика предприятия устанавливается в форме локального акта, утверждающего принципы эколого-экономической деятельности. Она оказывает влияние на экологические стратегии и программы, а также в соответствии с ними воздействует на производственную структуру и поведение персонала. Экологические стратегии показывают долгосрочные пути возможного улучшения экологического состояния производственных процессов и продукции, не препятствуя экономическому успеху предприятия. Для их реализации необходимы поддержка стратегического развития, а также поведение сотрудников, осознающих важность экологического вопроса, в рамках подготовки персонала и институтов, определяющих их поведение. Экологическая программа содержит описание конкретных экологических целей, мероприятий, сроков и ответственности. Для ее реализации также необходима поддержка посредством институциональной структуры и экологически сознательного поведения персонала.

Структуры предприятия определяют институциональные рамки деятельности. Предпринимательская этика, основанная на учете экологического фактора, конкретизируется в стратегической и оперативной системах управления. Она определяет структуру управления предприятия и соответствующие рамки поведения персонала, регулирует отношения с внешней средой предприятия.

Институты стратегического управления включают как экологическую организацию предприятия, так и различные подсистемы для поддержки менеджмента при планировании, управлении и контроле экостратегии. Их организация зависит от специфики экостратегии и воздействует посредством заданной свободы действий на поведение

сотрудников относительно экологии. Институты оперативного управления подготавливают структуры управления и принятия решений, а также соответствующие инструменты.

Экологическая культура предприятия на нормативном уровне конкретизируется в осознанном отношении к экологической проблеме на стратегическом уровне и в экологически сознательном поведении сотрудников на оперативном уровне. Экологическая культура предприятия включает в себя характерные для него экологические ценности, правила, нормы и привычки поведения. Она мотивирует поведение сотрудников на достижение лучших эколого-экономических результатов предприятия, придает больший динамизм его развитию.

Эколого-ориентированное предприятие основывается на институтах четко распределяющих целей, задачи и функции для каждого структурного подразделения, на каждой стадии производства с определением соответствующих сроков, ответственности и полномочий.

Учет экологического фактора в институциональном производстве зависит от системы ценностей предприятия, степени важности для него экологической проблемы. Это находит свое выражение в экологической политике предприятия, содержание и осуществление которой зависят от того, как взаимодействует фирма с внешней средой, от способности формулировать экологические цели и обрабатывать информацию относительно экологической среды.

Стратегический уровень служит определению долгосрочных целей предприятия. Основной его задачей является своевременное реагирование на изменения во внешней среде предприятия и формирование стратегий, находящих свое выражение в так называемом экологическом портфеле. Экологический портфель составляется на основе сопоставления потенциальных шансов и рисков для предприятия или его отдельных мероприятий относительно снижения нагрузки на окружающую среду. Различают следующие экологические стратегии: стратегии сокращения потребления ресурсов; стратегии рециклирования вплоть до цикличной замкнутости использования материалов и энергии в производственном процессе; использование экологически чистых технологий; экологически безвредную продуктовую политику; избежание, устранение и снижение загрязнения посредством развития соответствующей природоохранной техники; анализ новых возможностей удовлетворения потребностей потребителя.

Целью оперативных действий является реализация производственного потенциала посредством наиболее эффективного использования дефицитных производственных факторов. Это предполагает эффективное по затратам выполнение экологического законодательства и реализацию дополнительно существующего экологического и экономического потенциала улучшения. Экологические усовершенствования возможны по следующим направлениям: экономия ресурсов, ограничение выбросов, снижение рисков. Оперативный уровень концентри-

рует внимание на производстве, складировании, транспорте, а также снабжение сырьем, энергией и устранение отходов.

На институциональном уровне основную роль играют правила экологического поведения, определяющие обязанности предприятия по выполнению экологических требований, проверка продуктов на безвредность, системы экоанализа и экобаланса.

Целью экоанализа являются создание и внедрение на предприятии инструментов, позволяющих системно, объективно и регулярно оценивать природоохранную деятельность. Инструмент экобаланса предназначен для систематических учета и оценки нагрузок на окружающую среду вследствие воздействия на нее продуктов, процессов или предприятий в целом.

На оперативном уровне используется целый ряд институтов, важнейшими из которых являются порядок расчета потоков материалов и энергетических потоков, бухгалтерский учет отходов, а также экологические показатели и индикаторы, с помощью которых измеряется и контролируется экологическая эффективность деятельности предприятия.

Экологическая стратегия призвана соединить многочисленные аспекты эколого-

экономической деятельности предприятия, она представляет собой комплексный план по достижению целей и задач в эколого-экономической сфере. Она зависит от большего количества факторов и взаимосвязана со стратегией предприятия в целом.

Анализ роли экологической стратегии при функционировании предприятия позволяет выделить следующие аспекты экологической стратегии:

• выполнение институциональных рамок, установленных государством и общественностью в экологической сфере;

• предупреждение экологических ситуаций, которые могут повлечь финансовые потери (штрафы, компенсационные выплаты, затраты на ликвидацию последствий);

• анализ рынка с целью определения перспективности выпуска экологически чистой продукции, замены технологий и выбор альтернативы;

• использование достижений научнотехнического прогресса для обеспечения экологичности продукции и производственных процессов на всех этапах жизненного цикла;

• формирование маркетинговой политики с учетом экологических характеристик продукции, преимуществ экологической маркировки.

Экологическую стратегию необходимо рассматривать как динамическую совокупность пяти таких взаимосвязанных управленческих процессов, как анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения. Эти процессы логически следуют один из другого, также существуют устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

Анализ внутренней среды предприятия позволяет вскрыть внутренние возможности и потенциал, опираясь на которые возможно уточнить и

достичь своих целей. Внутреннюю среду принято анализировать по следующим направлениям: кадры, производство, научные исследования и разработки, финансы; маркетинг; организация и организационная культура. Все эти элементы рассматривают с позиции экологических характеристик.

В процессе определения целей предприятия необходимо разрешить конфликт интересов экономики и экологии. Здесь возможны две крайности: либо доминирование экономических целей, либо преобладание целей экологических. В случае преобладания экономических целей экологические требования принимаются во внимание только в той степени, в какой этого требуют государственные законы и запреты. Преобладание экологических целей означает осознанное ограничение экономических интересов, включая доходность, конкурентность и т.д.

Главное предназначение эколого-

ориентированных предприятий заключается в том, что они формируют институциональные рамки, позволяющие сглаживать противоречия между экономикой и экологией, совмещать природоохранные мероприятия с изменениями выпускаемой продукции, процессами производства и управления.

Рассматривая взаимосвязь эколого-

ориентированной деятельности предприятия и его конкурентоспособности, М. Портер подчеркивал, что загрязнение окружающей среды является формой экономического расточительства, когда отходы производства, вредные вещества и те или иные формы энергии попадают в окружающую среду в виде загрязнения или расточительного использования ресурсов. Кроме того, в результате таких выбросов предприятия несут дополнительные издержки на устранение их последствий. Эти расходы сказываются на цене продукции, ничего не добавляя к ее потребительской ценности. Он считает, что, с точки зрения производительности ресурсов, защита окружающей среды и конкурентоспособность неразделимы [5].

Экологические стратегии призваны соединить экологические факторы и факторы сохранения конкурентоспособности, так как они пытаются найти как можно больше точек соприкосновения между ними. Экостратегии способствуют достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочной деятельности фирмы, при максимально возможном снижении нагрузки на окружающую среду на всем протяжении жизненного цикла предприятия и продукта.

Для всех составляющих экостратегии присуще правило минимального стандарта, соблюдение которого является условием дальнейшего существования фирмы. Минимальные требования конкурентной стратегии образуются из соответствующих рыночных потребностей потребителя и их предпочтений. Минимальные стандарты относительно уровня максимальных затрат и минимальной дифференциации образуются там, где изменения одной составляющей не могут быть возмещены без более сильного изменения других составляющих.

Таким образом, «поле действия экологической стратегии лежит между границами минимальных требований для каждой из ее составляющих и максимально возможным удалением от них. Одновременное достижение максимальных значений для всех составляющих экостратегии едва ли возможно ввиду ограниченности ресурсов» [6].

Для формирования конкурентной экологической стратегии нельзя забывать такую важную составляющую, как ориентация на конкурентные запросы потребителей. А значит, отличительной чертой экологической стратегии является не выделение экологии в отдельный элемент, а экологизация всех составляющих стратегии предприятия.

Успех реализации принципов экологоэкономической ориентации предприятия в значительной мере будет зависеть от природоохранных действий в сфере производства, целью которых является значительное снижение или полное устранение нагрузки на природную среду, возникающей в процессе производства. Это может быть реализовано посредством оптимизации уже существующего способа производства или посредством выбора нового, ориентированного на экологию производства.

Применение определенного способа производства является предметом выбора экологически приемлемого типа производства, подходящего для возможностей и условий конкретного предприятия. Улучшение экологичности происходит в данном случае вследствие сокращения объема выбросов или за счет повышения экономичности использования ресурсов. Посредством перехода от технологий, сокращающих вредное воздействие уже имеющего -ся загрязнения, к интегрированным в производство природоохранным технологиям можно заранее предупреждать последствия отрицательного влияния на окружающую среду. Большую роль в этом может вносить процесс рециклирования, возвращение в производство использованной продукции.

Другими институциональными инструментами экологической ориентации производства являются: выбор соответствующего способа производства, организация производственной программы, определение объема производства, определение продолжительности жизненного цикла продукта, выбор необходимых материалов и формирование системы утилизации отходов.

Формирование эколого-ориентированных предприятий в нашей стране началось в 80-е гг. прошлого столетия, однако экономический, финансовый и политический кризис отбросили страну далеко назад и в этой области. В связи с уменьшением государственного финансирования природоохранных работ в России практически прекратили свою деятельность предприятия, выпускавшие природоохранную технику. На российском рынке экологических технологий и услуг по разным оценкам действуют от 400 до 1000 предприятий [7].

Экологическим предпринимательством в России заниматься невыгодно, поэтому экологический рынок развит слабо. Большинство предприятий пока не мотивировано на экологическую переориентацию, однако создание соответствующих институ-

циональных стимулов, должно побудить их изменить свое нейтральное поведение на активную и даже опережающую политику.

Принятие Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 2002 г. было призвано создать институциональную основу для функционирования российского экологического рынка (во многом, опираясь на Указ Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. [8]). Он отводит значительную роль инновациям в решении экологических проблем. В частности, предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, при использовании нетрадиционных видов энергии, вторичных ресурсов и переработке отходов. Предусматривается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

Однако этого явно недостаточно. Формирование эколого-ориентированных предприятий будет зависеть от следующих институциональных мероприятий: ужесточения нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду, образования отходов производства и потребления, изъятия компонентов природной среды, антропогенной нагрузки лимитов на выбросы загрязняющих веществ и т.д. [9]. Кроме того, важная роль должна быть отведена экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду, экологической сертификации, экологическому аудиту, экологическому менеджменту, лицензированию природопользования, государственному мониторингу, государственному контролю соблюдения природоохранного законодательства и т.д.

Институты эколого-экономического государственного регулирования должны включать: повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование природными ресурсами, возмещение вреда окружающей среде, административные штрафы за экологические нарушения; льготы при отводе земельных участков, экологическое страхование, эколого-ориентированные национальные счета и т.д.

Эффективность института, недопущение его дисфункциональности возможно лишь при достаточном финансировании, что предполагает значительных ассигнований из всех бюджетов бюджетной системы страны, предоставление государственных кредитов и гарантий, налоговых, таможенных и иных льгот, направленных на стимулирование эко-лого-ориентированной деятельности. При всей значимости государственного бюджетного финансирования оно не может стать определяющим.

Созданию системы кредитования экологоэкономических предприятий в России препятствует незаинтересованность кредитных организаций в решение подобных задач, целевой установкой которых является, и это вполне естественно, максимизация прибыли.

Наряду со стимулированием коммерческих банков по предоставлению льготных кредитов для эколого-ориентированных предприятий, решению этой проблемы содействовало бы создание крупного государственного некоммерческого специализиро-

ванного банка, уставной целью которого было бы финансирование экологических программ предприятий. Учредителями банка могли бы стать правительство страны, Банк России, а также коммерческие банки, находящиеся под государственным контролем (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Россел-хозбанк и др.). Учредители могли бы наделить банк уставным капиталом в пределах 25-30 млрд. долларов, что позволило бы ему индуцировать из негосударственных источников дополнительно до 200-250 млрд. долларов кредитных ресурсов. Инвестиционный банк должен быть наделен, с одной стороны, достаточной оперативно-хозяйственной самостоятельностью для предотвращения лоббирования и давления со стороны учредителей, с другой - находиться под жестким контролем со стороны попечительского совета, состоящего из представителей государства, общественных экологических организаций и авторитетных специалистов. Это позволит банку кредитовать наиболее важные и эффективные проекты.

Источниками рефинансирования государственного инвестиционного банка могли бы стать:

1) Средства федерального бюджета. С этой целью можно было бы законодательно закрепить определенную долю доходов бюджета, получаемых за счет эксплуатации нефтегазовых и других природных месторождений, а также экологических платежей.

Для этого следует также использовать: а) иностранные кредиты под гарантии правительства; б) инвестиционные кредиты Международного и Европейского банков реконструкции и развития; в) отчисления от внутренних заимствований; г) поступления от приватизации.

2) Средства предприятий. Условием предоставления экологических кредитов должно стать накопление определенной доли собственных средств на инвестиционных счетах (20-40% от объема капиталовложений, предусмотренных проектом). Если предприятия не смогут обеспечить финансирование экологического проекта за счет реинвестируемой прибыли и амортизационных отчислений, они будут вынуждены накапливать средства, а до начала осуществления проекта эти средства могут находиться в обороте.

3) Государственные экологические облигации. Их можно было бы размещать среди коммерческих банков, предприятий, инвестиционных фирм, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, а также среди физических лиц.

Государственные гарантии по обязательствам банка, их активное размещение среди физических и юридических лиц, включая нерезидентов, возможность конвертации облигаций в акции предприятий «первого эшелона» обеспечили бы приемлемую цену привлекаемых ресурсов.

Основными принципами кредитной политики экологического банка должны стать: льготный характер кредитования (низкая по сравнению с рыночными условиями процентная ставка); долгосрочный и строго целевой характер кредитования; предоставление кредитов на реализацию проектов в

приоритетных сферах экономики; конкурсный подход при отборе инвестиционных проектов; формализация процедуры предоставления кредитов, многоступенчатость и коллегиальность принятия решения.

Таким образом, переход к устойчивому развитию во многом будет зависеть от трансформации традиционных производственных структур в эколо-го-ориентированные предприятия, придерживающиеся принципов новой концепции развития, основанной на гармоничном взаимодействии экономических, социальных и экологических факторов. Это в свою очередь предполагает модернизацию институциональной системы, ключевыми аспектами которой будут институты рыночной экономики, а также с учетом российских условий институты государственного регулирования.

Литература

1. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1979. -С. 286.

2. Бородин А.И. Эколого-экономическое управление предприятием в эффективной экономике // Вестник мо-

сковского университета. - 2007. - № 1. - С. 88.

3. Gray R., Bebbington J., Walters D. Accounting for the Environment. - London: P.Chapman Publishing Ltd., 1993. -P. 5.

4. Нуртдинов А.Р. Институциональная среда как условие устойчивого экономического развития / А.Р. Нуртдинов// Вестник Казан. технол. ун-та - 2010. - №6 -С.190.

5. Портер М. Конкуренция.- М.: Вильямс, 2005. - С. 345.

6. Бородин А.И. Эколого-экономическое управление предприятием в эффективной экономике // Вестник московского университета. - 2007. - №1. - С. 92.

7. Диллик Т. Концепция «экологически осознанного» руководства предприятием // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 4. - С. 96.

8. Нуртдинов Р.М., Нуртдинов А.Р. От теории экономического роста к концепции устойчивого развития: вопросы переосмысления / Р. М. Нуртдинов, А. Р. Нуртдинов// Вестник Казан. технол. ун-та - 2012. -T. 15, №5 -С.179.

9. Gray R., Bebbington J., Walters D. Accounting for the Environment. - London: P.Chapman Publishing Ltd., 1993. - P. 6.

© А. Р. Нуртдинов - доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, nur_albert@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.