Научная статья на тему 'Эколого-экономическое обоснование развития использования КПГ в автотранспортных предприятиях (на примере Утт и ст ООО "Газпром добыча Оренбург" и дочерних автотранспортных предприятий)'

Эколого-экономическое обоснование развития использования КПГ в автотранспортных предприятиях (на примере Утт и ст ООО "Газпром добыча Оренбург" и дочерних автотранспортных предприятий) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Сергей Иванович, Савин Владимир Иванович, Коротков Максим Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое обоснование развития использования КПГ в автотранспортных предприятиях (на примере Утт и ст ООО "Газпром добыча Оренбург" и дочерних автотранспортных предприятий)»

Научные разработки и исследования

ш

Эколого-экономическое обоснование развития использования КПГ в автотранспортных предприятиях (на примере УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург» и дочерних автотранспортных предприятий)

С.И. Иванов,

генеральный директор ООО «Газпром добыча Оренбург», профессор, к.т.н., В.И. Савин,

начальник транспортного отдела ООО «Газпром добыча Оренбург», М.В. Коротков,

ведущий инженер ИТЦ ООО «Газпром добыча Оренбург», доцент, к.т.н.

Окончание. Начало в № 1 (13) 2010 г

Substantiation of compressed natural gas usage on automotive enterprises from viewpoints of economy and ecology

S.I. Ivanov, V.I. Savin, M.V. Korotkov

The end. The beginning in № 1 (13) 2010.

Рекомендации по переоборудованию автотранспортных средств

УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург» и дочерних автотранспортных предприятий для работы на КПГ Как уже отмечалось выше, целью настоящего исследования являлась эколо-го-экономическая оценка возможности переоборудования автотранспортной техники ООО «Газпром добыча Оренбург» и дочерних АТП для использования КПГ в качестве моторного топлива. Поэтому в дочерних автотранспортных предприятиях ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» на первом этапе исследования были отобраны 13 и 43 ед. автотранспортных средств (соответственно), переоборудование которых на КПГ технически возможно и не противоречит требованиям

безопасности. Из-за ограниченности объема статьи перечень этих автотранспортных средств не приводится.

Затем для отобранных АТС была проведена оценка экономической эффективности переоборудования, которая позволила из выбранных АТС идентифицировать те, переоборудование которых экономически оправданно (табл. 11 и 12).

Как следует из табл. 12, переоборудование автомобилей ГАЗ-3221 «Газель» и ГАЗ-31105 «Волга» на КПГ окупится менее чем за четыре года, а к окончанию шестого года чистый денежный доход составит более 21 тыс. руб.

На следующем этапе была проведена оценка экологической эффективности переоборудования этих АТС на КПГ (табл. 13).

Данные, представленные в табл. 13, показывают, что переоборудование

автомобилей ГАЗ-3221 «Газель» и ГАЗ-31105 «Волга» позволит значительно снизить экологическую опасность ВВ, входящих в состав ОГ этих автомобилей (на 50%). В абсолютном представлении это может быть выражено в условных 1,7 тыс. м3 атмосферного воздуха, ежесекундно оставляемого «чистым».

В результате проведенных оценок были сформулированы рекомендации руководству УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург», ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» по переводу автотранспортных средств на КПГ, переоборудование которых было признано технически возможным, не противоречащим требованиям безопасности, экономически эффективным и приводящим к снижению экологической нагрузки на атмосферный воздух (табл. 14).

Таким образом, разработанные рекомендации по переоборудованию АТС в УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург», ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» являются обоснованными и эффективными как с экономических, так и с экологических позиций.

Заключение

Для проведения эколого-экономи-ческой оценки возможности переоборудования автотранспортной техники УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург», ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» для работы на КПГ были решены следующие задачи:

■ Обследованы парки автотранспортных средств вышеуказанных автотранспортных предприятий. В процессе этого обследования были отобраны 41 ед. техники в УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург», 13 ед. в ЗАО «АК № 1825» и 43 ед. в ООО «Оренбурггазпромтранс», которые потенциально могли быть переоборудованы для работы на КПГ.

■ Проведен анализ существующих методов оценки коммерческой и экологической эффективности перевода автотранспортных средств на альтернативные виды моторного топлива. Для оценки коммерческой эффективности был выбран упрощенный алгоритм расчета экономической эффективности переоборудования АТП (АТС) на компри-мированный природный газ [4], а для оценки экологической эффективности перевода автотранспортной техники на КПГ - «Интегральный метод оценки

«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (14) март 2010 г.

Научные разработки и исследования

экологической опасности ВВ, входящих в состав ОГ автомобилей» [11-13].

■ Оценена коммерческая эффективность переоборудования отобранных автотранспортных средств на КПГ с применением упрощенного алгоритма расчета экономической эффективности переоборудования АТП (АТС) на компри-мированный природный газ, разработанного специалистами ООО «Газпром ВНИИГАЗ» на основе интегрального метода «денежных потоков». Проведенные

расчеты позволили идентифицировать те АТС, переоборудование которых на КПГ будет экономически целесообразным: в УТТ и СТ - 11 ед., в ЗАО «АК № 1825» - 1 ед. и в ООО «Оренбурггазпро-мтранс» - 1 ед.

■ На основе «Интегрального метода оценки экологической опасности ВВ, входящих в состав ОГ автомобилей» определена экологическая эффективность переоборудования 13 АТС, переоборудование которых было

признано экономически целесообразным. Оценка показала, что в результате переоборудования на КПГ экологическая опасность ОГ дизельных автомобилей может быть снижена на 29%, а автомобилей, работающих на бензине, - на 50%. В абсолютном представлении общее снижение экологической опасности отработавших газов 13 автотранспортных средств может достигать условных 60 тыс. м3 атмосферного

Таблица 11

Перечень АТС, подлежащих переоборудованию на КПГ в дочерних АТП

Марка автомобиля Модель двигателя Год выпуска Средний годовой пробег, км Норма, л/100 км Расход, л/г.

ГАЗ-3221 «Газель» 40522Р 2007 47760 14,5 6925,2

ГАЗ-31105 «Волга» 2Ж^0ИС 2007 56400 13 7332,0

Таблица 12

Чистый дисконтированный доход от переоборудования АТС ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» на КПГ

Марка АТС Капвложения (без НДС) 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год 6-й год

ЗАО «АК № 1825»

ГАЗ-3221 «Газель» -41287 -25575 -12371,6 -1276,2 8047,5 15882,6 21768,8

ООО «Оренбурггазпромтранс»

ГАЗ-31105 «Волга» -41360 -25652,4 -12452,8 -1360,6 7960,4 15793,3 21676,5

Таблица 13

Изменение экологической опасности ОГ автомобилей ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» после их переоборудования на КПГ

Вид техники Категория ВВ, входящих в состав ОГ, м3/с

КОВс КОВи КОЧ КОВс КОЧ коае

ЗАО «АК № 1825»

ГАЗ-3221 «Газель» до переоборудования 557 7 1021 35 35 1655

ГАЗ-3221 «Газель» после переоборудования 203 5 617 0 0 825

ООО «Оренбурггазпромтранс»

ГАЗ-31105 «Волга» до переоборудования 590 7 1081 37 37 1752

ГАЗ-31105 «Волга» после переоборудования 215 6 654 0 0 875

Таблица 14

Перечень автотранспортной техники УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург» и дочерних АТП, подлежащей переоборудованию для работы на КПГ

Марка АТС Цена ГБО, руб. Срок окупаемости, лет Экологическая эффективность перевода на КПГ, % Количество АТС, подлежащих переоборудованию, ед.

УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург»

Автобус «НЕФАЗ» 161 362 4,9 29 6

К-702 «Кировец» 214 406 4,8 29 5

ЗАО «АК № 1825»

ГАЗ-3221 «Газель» 41 287 3,1 50 1

ООО «Оренбурггазпромтранс»

ГАЗ-31105 «Волга» 41 360 3,2 50 1

<ФШ ЯИИВР ШШП ФЧР Ш Л «Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (14) март 2010 г.

Научные разработки и исследования

воздуха, ежесекундно оставляемого «чистым».

■ На основании проведенных оценок руководству УТТ и СТ ООО «Газпром добыча Оренбург», ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» подготовлены рекомендации по переоборудованию АТС для работы на КПГ.

Таким образом, в настоящей статье на примере автотранспортных предприятий, подведомственных ООО «Газпром добыча Оренбург», показано, что современные методы оценки коммерческой и экологической эффективности применения альтернативных видов топлива позволяют научно обосновывать использование КПГ в качестве моторного топлива. Следовательно, предложенный подход может быть полезен в качестве инструмента при принятии управленческих решений по переоборудованию автомобилей на альтернативные виды топлива.

P.S. Авторы выражают признательность коллективу Управления «Уралав-тогаз» филиала ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и лично начальнику Управления Э.Д. Гайдту за организацию помощи по переоборудованию автомобилей ЗАО «АК № 1825» и ООО «Оренбурггазпромтранс» для работы на КПГ.

Литература

1. Пронин Е.Н. Природный газ - моторное топливо XXI века. Природный газ в моторе? Вопросы и ответы. - Управление по газификации и использованию газа ОАО «Газпром»: Альбом информационных материалов. Сост. Е.Н. Пронин. М. - 2006. - 60 с.

2. Экологическая политика ОАО «Газпром», утв. Постановлением № 45 Правления ОАО «Газпром» от 25.09.2008.

3. Переход автотранспорта на природный газ: Нормативно-справочное пособие для руководителей и специалистов автотранспортных организаций. - Под ред. Морева А.И., Афлятонова Ф.С. и др.

- М.: ИРЦ Газпром, 1995. - 144 с.

4. Маленкина И.Ф., Ровнер Г.М., Мкртычан Я.С. Система обеспечения эффективного развития и эксплуатации сети метановых автозаправочных станций. - М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 272 с.

5. Методическое пособие по управлению проектами в газовой промышленности. М.: МГСУ

- УКЦ, 1996. - 176 с.

6. Временные методические указания по определению коммерческой эффективности новой техники в ОАО «Газпром». Действ. с 01.10.2001.

7. Автомобильный справочник. - Перевод с англ. Первое русское издание. - М.: Издательство «За рулем», 1999. - 896 с.

8. Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. Учеб. пособие. Вла-дим. гос. ун-т. - Владимир, 2000. - 256 с.

9. Магарил Е.Р., Резник Л.Г. Интегральная оценка токсичности отработавших газов. Тюменский государственный нефтегазовый университет. УДК 621.43.019:629. -113 с.

10. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Постановление Госкомгидромета от 4.08.1986 г., № 192, Л.: Гид-рометеоиздат, 1987.

11. Коротков М.В. Ранжирование автомобилей разных марок с позиции экологической безопасности. Автомобильная промышленность, № 1, 2003. - С. 17-19.

12. Коротков М.В., Филиппов А.А. Оценка экологической эффективности применения различных видов моторного топлива в ДВС автотранспортных средств. - Транспорт на альтернативном топливе. - 2008, № 1. - С. 73.

13. Коротков М.В., Строганов С.В., Иванов С.И. Экологическая эффективность использования газомоторного топлива в ООО «Оренбурггазпром». - Транспорт на альтернативном топливе. - 2008, № 2.- С. 76-79.

14. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03.

/////////////////////ш^^^^

Использование природного газа в качестве моторного топлива будет расширяться

Правительство Нижегородской области планирует в 2010 г. подписать соглашение с ОАО «Газпром» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива, сообщила пресс-служба губернатора и правительства области. Реализация соглашения направлена на повышение экономической эффективности и надежности энергетического обеспечения транспортного комплекса, а также на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Перевод автотранспорта на газомоторное топливо позволяет снизить расходы на его эксплуатацию в 1,5-2 раза по основной статье затрат на

топливо, которая составляет 45% от всех транспортных расходов предприятия. Кроме того, правительство Нижегородской области считает перевод автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива крайне важным для улучшения экономического состояния предприятий транспорта и улучшения экологической обстановки.

Для решения задачи газификации автотранспорта реализуется целевая комплексная программа «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 гг.» ОАО «Газпром». В соответствии с этой программой на

территории Нижегородской области предполагается строительство авто-газозаправочных комплексов и перевод автотранспорта на КПГ.

К 2012 г. планируется переоборудовать на газомоторное топливо около 3 тыс. ед. автотранспорта, в том числе 1,5 тыс. грузовых автомобилей, 1 тыс. автобусов и около 700 ед. сельскохозяйственной техники. В целях стимулирования владельцев автотранспорта к переводу на газовое топливо ставка транспортного налога снижена на 50%.

Также подготовлено три законопроекта о дополнительных мерах экономического стимулирования потребителей газомоторного топлива в Нижегородской области, в том числе о льготном налогообложении прибыли и имущества организаций.

http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=165721

«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (14) март 2010 г. Ä ИЩИ ж^^Ё^. ЧРФ ИШШ ЧНИНШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.