Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА В АРКТИКЕ'

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ОЧИСТКА ТЕРРИТОРИИ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / RESOURCE POTENTIAL / ENVIRONMENTAL DAMAGE / GEO-ECOLOGICAL SURVEY / TERRITORY CLEANING / INFRASTRUCTURE PROJECTS / STRATEGIC ENVIRONMENTAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шевчук Анатолий Васильевич, Шумихин Олег Вячеславович

В статье исследуются эколого-экономический механизм ликвидации накопленного экологического ущерба (НЭУ) в Арктике, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию такого механизма, включая программные методы. Рассматриваются вопросы состояния окружающей среды и экологической безопасности в Арктической зоне России. Основное внимание уделено формированию программы по ликвидации НЭУ на загрязненных островах и других территориях. Полученные результаты исследований учтены при дальнейшем развитии Программы ликвидации накопленного экологического ущерба на загрязненных островах архипелага Земля Франца-Иосифа, а также при подготовке предложений по дальнейшему планированию и организации работ по очистке. В целом работы по очистке островов, осуществленные в период 2012-2017 гг., показали высокую результативность. Необходимо расширение данного вида работ по другим загрязненным территориям, расположенным в Арктике, разработка специальной программы «Экологическая безопасность Арктической зоны», развитие научных исследований по арктической тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE ELIMINATION OF ACCUMULATED HARM IN THE ARCTIC

The article examines the ecological and economic mechanism for the elimination of accumulated environmental damage (NEU) in the Arctic, the development of recommendations for further improvement of such a mechanism, including programmatic methods. The issues of the state of the environment and environmental safety in the Arctic zone of Russia are considered. The main attention is paid to the formation of a program to eliminate NEU on polluted islands and other territories. The results obtained were included in the development of the Program for the Elimination of Accumulated Environmental Damage on the Polluted Islands of the Franz Josef Land Archipelago, and in the preparation of proposals for the further planning and organization of cleanup work. In general, the cleaning of the islands, carried out in the period 2012-2017, showed high performance. It is necessary to expand this type of work in other contaminated areas located in the Arctic, to develop a special program “Ecological safety of the Arctic zone”, to develop scientific research on Arctic topics.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА В АРКТИКЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2019. № 4

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА А. В. Шевчук1,

Совет по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России (Москва, Россия) О. В. Шумихин2,

Совет по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России (Москва, Россия)

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА В АРКТИКЕ

В статье исследуются эколого-экономический механизм ликвидации накопленного экологического ущерба (НЭУ) в Арктике, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию такого механизма, включая программные методы. Рассматриваются вопросы состояния окружающей среды и экологической безопасности в Арктической зоне России. Основное внимание уделено формированию программы по ликвидации НЭУ на загрязненных островах и других территориях. Полученные результаты исследований учтены при дальнейшем развитии Программы ликвидации накопленного экологического ущерба на загрязненных островах архипелага Земля Франца-Иосифа, а также при подготовке предложений по дальнейшему планированию и организации работ по очистке. В целом работы по очистке островов, осуществленные в период 2012—2017гг., показали высокую результативность. Необходимо расширение данного вида работ по другим загрязненным территориям, расположенным в Арктике, разработка специальной программы «Экологическая безопасность Арктической зоны», развитие научных исследований по арктической тематике.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, экологический ущерб, геоэкологическое обследование, очистка территории, инфраструктурные проекты, стратегическая экологическая оценка.

Цитировать статью: Шевчук А. В., Шумихин О. В. Эколого-экономические аспекты ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2019. — № 4. — С. 95-106.

1 Шевчук Анатолий Васильевич, д.э.н., профессор, зампредседателя Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, руководитель Отделения проблем природопользования и экологии, e-mail: shev.avas@rambler.ru

2 Шумихин Олег Вячеславович, младший научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России; e-mail: oleg.shumikhin@mail.ru

Shevchuk A. V.,

The Council for Study of Productive Forces (Moscow, Russia)

Shumikhin O. V.,

The Council for Study of Productive Forces (Moscow, Russia)

ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF THE ELIMINATION OF ACCUMULATED HARM IN THE ARCTIC

The article examines the ecological and economic mechanism for the elimination of accumulated environmental damage (NEU) in the Arctic, the development of recommendations for further improvement of such a mechanism, including programmatic methods. The issues of the state of the environment and environmental safety in the Arctic zone of Russia are considered. The main attention is paid to the formation of a program to eliminate NEU on polluted islands and other territories. The results obtained were included in the development of the Program for the Elimination of Accumulated Environmental Damage on the Polluted Islands of the Franz Josef Land Archipelago, and in the preparation of proposals for the further planning and organization of cleanup work. In general, the cleaning of the islands, carried out in the period 2012—2017, showed high performance. It is necessary to expand this type of work in other contaminated areas located in the Arctic, to develop a special program "Ecological safety of the Arctic zone", to develop scientific research on Arctic topics.

Key words: resource potential, environmental damage, geo-ecological survey, territory cleaning, infrastructure projects, strategic environmental assessment.

To cite this document: Shevchuk A. V., Shumikhin O. V. (2019). Ecological and Economic Aspects of the Elimination of Accumulated Damage in the Arctic. Moscow University Economis Bulletin, (4), 95-106.

Введение

В последние годы Арктика все больше привлекает к себе внимание, что объясняется высоким природоресурсным потенциалом территории (в том числе наличием значительного запасов углеводородов и других природных ресурсов), геополитическим и логистическим значением региона, высоким туристическим потенциалом, наличием уникальных биологических видов и историко-культурных памятников освоения региона. Кроме того, необходимо отметить уникальное значение Арктических территорий в обеспечении национальной безопасности государства.

По развитию Арктического региона приняты важные документы, в том числе определяющие перспективу в части осуществления государственной политики, обеспечения национальной безопасности, социально-экономического развития [Основы государственной политики..., 2008; Стратегия развития..., 2013; Государственная программа., 2014].

Утверждены отраслевые стратегии развития в области ТЭКа, транспортного комплекса, национальной и экологической безопасности, принци-

пиально меняющие перспективы функционирования секторов экономики в Арктике. Указом Президента РФ предусмотрено дальнейшее развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн тонн в год, что соответственно повлечет за собой повышение уровня функционирования сопутствующих отраслей экономики [Указ Президента..., 2018].

В этой связи весьма важно учесть при развитии Арктики не только социально-экономические, но и экологические вопросы, которые могут возникнуть при реализации инфраструктурных проектов в этом регионе. Инвесторы могут столкнуться с рядом непредвиденных экологических проблем, которые в перспективе будут отрицательно влиять на реализацию крупных проектов.

В статье обобщаются результаты исследований Совета по изучению производительных сил (СОПС), проведенные в последние годы в области оценки состояния окружающей природной среды в Арктике и выполненные под руководством одного из авторов, даются выводы и рекомендации.

Цели и задачи. Целью исследования является разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию эколого-экономического механизма ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике.

Следует выделить следующие основные экологические проблемы при осуществлении технологического развития Арктики:

— текущее загрязнение региона от деятельности промышленных предприятий и различных организаций;

— наличие значительных объемов накопленного экологического ущерба (НЭУ), возникшего в прошлые годы освоения Арктики;

— необходимость предотвращения и обеспечение ликвидации будущих экологических ущербов от новых проектов [Разработка Программы., 2011; Проведение работ., 2014; Оценка., 2013].

Накопленный экологический ущерб и финансовые проблемы

На сегодняшний день основные экологические проблемы Арктики связаны в первую очередь с неудовлетворительным состоянием атмосферного воздуха в промышленно развитых арктических районах и значительными объемами накопленного экологического ущерба, образовавшегося в основном в результате военной и научно-исследовательской деятельности, что приводит к деградации земель в регионе, загрязнению морей и внутренних водных объектов.

Активное развитие в регионе горнодобывающей промышленности, добычи углеводородов оказывает негативное влияние на его экологию. Ряд городов АЗРФ регулярно входит в списки городов с наиболее загрязненным атмосферным воздухом.

Сложная экономическая ситуация 1990-х гг., сложившаяся в результате распада СССР, не способствовала улучшению экологического состояния Российской Арктики. Районы загрязнений не только не уменьшились,

но и увеличились в площади в виде загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов (как поверхностных, так и подземных) тяжелыми металлами, нефтепродуктами, соединениями меди и пр.

В настоящее время наблюдается значительное количество и масштабы утечек в окружающую среду нефтяных углеводородов. В результате в регионах добычи нефти за время работы в почвах и грунтах накопилось значительное количество техногенных нефтяных углеводородов и их содержание растет. Возможные концентрации битуминозных веществ в почвах севера России превышает ПДК в десятки и тысячи раз [Оценка., 2013].

Решение проблемы текущего воздействия на окружающую среду возможно обеспечить на основе выполнения требований новой редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также с учетом утверждения национального проекта «Экология».

Исследование показывает, что после текущего загрязнения одной из сложнейших проблем в целом по территории Арктики является накопленный экологический ущерб (НЭУ). Правительством Российской Федерации было поручено трем ведомствам (Минэкономразвития России, Минприроды России и Минфину России) подготовить предложения по очистке островов архипелага Земля Франца-Иосифа от отходов, остатков горюче-смазочных материалов, накопленных в результате деятельности в этом регионе, связанной с хозяйственной и оборонной нуждами (2010). В 2011 г. со времени проведения первой экспедиции Совета по изучению производительных сил (СОПС) по геоэкологическому обследованию островов архипелага, начинает осуществляться один из самых амбициозных экологических проектов по очистке загрязненных территорий архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ) от огромного количества

■ Лом черных и цветных металлов

■ Промышленные и бытовые отходы

■ Нефтепродукты

Рис. 1. Количество выявленных отходов на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа, т

отходов (рис. 1) [Шевчук, 2013].

В работах по обследованию островов архипелага СОПС привлекал различные научные и производственные организации. По итогам обследования была подготовлена Программа по очистке островов архипелага, согласно которой предусматривалось финансирование мероприятий из средств федерального бюджета в объеме 8,5 млрд рублей на период 2012—2020 гг., с учетом возможной корректировки в результате геоэкологического обследования загрязненных территорий островов в 2012 г. (рис. 2).

1000

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

• Обустройство мест проведения работ

• Работы по очистке загрязненных территорий

• Геоэкологическое обследование загрязненных островов

• Обеспечение реализации Программы

Рис. 2. Объемы финансирования Программы работ по очистке ЗФИ, млн руб.

При осуществлении технологических работ производственными организациями применялось самое различное оборудование и техника, в том числе: дизельные электростанции, погрузочно-разгрузочное, подъемно-транспортное и специальное оборудование, ломовозы, бульдозеры, самосвалы, автоцистерны, вездеходы, снегоходы, аппараты на воздушной подушке и пр.

В период 2012—2015 гг. были проведены работы по очистке четырех островов архипелага: Греэм-Белл, Земля Александры, Хейса, Гукера. Генеральными подрядчиками в этот период были ОАО «Севморгео» (2012— 2013 гг.) и АО «Росгео» (2014-2015 гг.). За период 2012-2015 гг. было собрано более 34 тыс. т отходов, осуществлена техническая рекультивация более 200 га земли.

В 2016 г. работы по экологической реабилитации островов не проводились. В 2017 г. возобновились работы по очистке. Кроме непосредственного возобновления работ, 2017 г. был ознаменован проведением Международного арктического саммита в г. Архангельске. В рамках данного мероприятия на архипелаг Земля Франца-Иосифа совершил визит Президент Российской Федерации В. Путин, который положительно оценил проведенные в 2012-2017 гг. работы [Шевчук, 2018].

Генеральным подрядчиком работ, проводившихся в 2017 г., стало ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис». В результате проведенных работ было утилизировано свыше 10 тыс. т отходов. Кроме работ по очистке загрязненных территорий, в 2017 году СОПС ВАВТ Минэкономразвития России было осуществлено экспедиционное геоэкологическое обследование территорий архипелага. В процессе работ проверены полнота и качество проведенных работ по очистке островов, соответствие проектам и требованиям природоохранного законодательства [Оценка результатов., 2017].

В качестве базы информации о первоначальном состоянии загрязненных территорий использовались материалы экспедиционных геоэкологических обследований СОПС 2011 и 2012 гг., а также был произведен анализ отчетных материалов за 2012-2017 гг.

Участниками экспедиции было обследовано 2230 га территорий, выполнены все необходимые объемы работ. Сравнение показателей объемов отходов и загрязнений, зафиксированных экспедицией в 2011-2012 гг., показало, что работы по очистке, выполненные за указанный период, оказались результативны и масштабны. В целом было вывезено 90% отходов (табл. 1) [Оценка результатов., 2017].

Таблица 1

Результаты очистки загрязненных островов Земли Франца Иосифа

Остров Категория отходов (в т) 2011/2012 (оценка) 2017 (оценка) Убрано Коэффициент очистки,%

Металлолом 2200 390 1809 93,0

Хейса Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 3343 363 2980

Нефтешламы 170 5,0 165

Всего 5712 757 4954

Металлолом 1358 64 1294 95,0

Земля Александры Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 19221 735 18486

Нефтешламы 1333 0,00 1333

Всего 21912 799 21113

Остров Категория отходов (в т) 2011/2012 (оценка) 2017 (оценка) Убрано Коэффициент очистки,%

Металлолом 47 14 33 70,0

Гукера Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 1993 590 1403

Нефтешламы 4,00 0,00 4,00

Всего 2044 604 1440

Металлолом 3531 65 3466 94,0

о М 2 т Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 18288 3371 14917

е £ Нефтешламы 4376 0,00 4376

Всего 26196 3436 22759

1 Металлолом 7135 533 6602 93,0

н о о о 2 Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 42845 50589 37786 88,0

е О и Нефтешламы 5883 5 5878 100,0

с Всего 55863 5596 50267 90,0

Оценки, полученные в результате экспедиционного обследования островов в 2017 г., а также данные исследований о. Рудольфа (2012 г.) и о. Гофмана (2011 г.) свидетельствуют о необходимости продолжения работ и возможного их завершения в ближайшие годы.

В этих целях необходимо:

— завершить очистку островов Гукера, Хейса, Греэм-Белл;

— осуществить технологические работы по очистке островов Гофмана и Рудольфа.

Были представлены разработанные предложения по необходимым объемам финансирования мероприятий по завершению очистки островов ЗФИ на трехлетний период (табл. 2) [Оценка результатов., 2017]. К сожалению, анализ федерального бюджета показывает, что эти работы могут быть не завершены, поскольку в окончательном варианте бюджета эти затраты не предусмотрены, хотя в бюджете на 2017—2019 гг. и в проектировках бюджета на 2018-2020 гг. по ЗФИ было предусмотрено финансирование работ по очистке архипелага.

Таблица 2

Необходимые объемы финансирования мероприятий по очистке островов ЗФИ (на период 2020-2022 гг.)

Площадь очистки, га Объемы утилизированных отходов, т Финансирование, млн руб.

Работы по технической очистке загрязненных территорий: 385 9046 1739,93

Греэм-Белл 60 3436 662,76

Хейса 110 757 277,66

Земля Александры 50 799 280,40

Гукера 6 604 65,76

Гофмана 116 2800 352,14

Рудольфа 43 650 101,21

Мониторинг 234,98

Научно-методическое сопровождение работ 200,00

Всего 2174,91

Очевидно, что останавливать работы по очистке на архипелаге нецелесообразно — значительные средства затрачены, отработаны технологии и логистика, сформированы коллективы. Прекращение работ вызовет негативную реакцию международной и российской экологической общественности, поскольку на многих арктических саммитах данный проект представлялся пионерным и наиболее продвинутым. Поднимался данный вопрос и на V Международном арктическом форума «Арктика — территория диалога», который состоялся в апреле 2019 г. в Санкт-Петербурге. В этой связи Минприроды России необходимо оптимизировать финансирование планируемых работ и обеспечить завершение проекта. Объем финансирования мероприятий по очистке архипелага ЗФИ в 2020—2022 гг., с учетом отсутствия финансирования в 2016, 2018 и 2019 гг., может оценочно составить 2,175 млрд руб.

Кроме работ по очистке архипелага Земля Франца-Иосифа и острова Северный архипелага Новая Земля, велись подобные работы и на других арктических территориях [Проведение работ., 2014]. Следует отметить проведенное в 2012 г. по инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа геоэкологическое обследование загрязненных территорий острова Белый, осуществленное с использованием методических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходов и материалов СОПС. Практические работы по очистке острова Белый были осуществлены в 2013-2015 гг. [Пушкарев 2017].

В условиях огромных масштабов планируемых работ в Арктике возникает явная опасность повторения ошибок по отношению к охране окружающей среды при реализации крупных инфраструктурных проектов, что может привести к необходимости ликвидации будущих экологических ущербов от новых проектов. Перечислим только некоторые российские масштабные проекты в Арктическом регионе. Здесь можно отметить проекты «НОВАТЭКа». На полуострове Ямал в 2017 г. была запущена первая очередь проекта «Ямал СПГ» (СПГ-завод (мощность 17,4 млн т), морской порт Сабетта; предусмотрена вторая очередь («Арктик СПГ-2») (запуск в 2023 г., СПГ-завод (мощность 19,8 млн т). На Кольском полуострове будет создан Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (планируемый запуск — 2020 г.) для обеспечения второй очереди строительства на Ямале [Крюков, 2019].

Не менее масштабны проекты «Роснефти», связанные с Арктическим регионом. На Кольском полуострове предусмотрены проекты по трансферу технологий в области добычи на шельфе, а также реализация государственных планов по импортозамещению. Обоснование строительства — высокие издержки на доставку готовых элементов платформы из других регионов. На Дальнем Востоке проект «Роснефти» связан с локализацией производства судов в России. Привлекаются зарубежные партнеры (Китай, Южная Корея), которые обеспечат поставку тяжелого оборудования и технологию производства морской техники. При этом за российскими предприятиями — только поставки металлопроката [Крюков, 2019].

Следует отметить, что после завершения действия месторождения или необходимости закрытия производства неизбежно возникает вопрос о физической ликвидации зданий, сооружений, оборудования, хранилищ топлива, шламонакопителей. Работы по ликвидации таких сложных производств весьма затратные. Так, закрытие в 2016 г. старого никелевого завода в г. Норильске, по экспертным оценкам, потребовало порядка 11 млрд руб. В этой связи необходимо обеспечить накопление средств на утилизацию закрываемых производств в специализированных фондах, что позволит начинать работы по подготовке проекта ликвидации опасных объектов и осуществлять финансирование технологических работ по очистке территории сразу после принятия соответствующего решения.

Выводы

Очистка загрязненных территорий Российской Арктики не только улучшит ее экологическое состояние, но также повысит экологический имидж страны и позволит выполнить России ее международные обязательства, поднимет эффективность использования государственной собствен-

ности, создаст новые инфраструктурные возможности при формировании Северного морского пути, будет способствовать развитию арктического туризма. Опыт очистки территорий островов архипелага Земля Франца-Иосифа может быть тиражирован при ликвидации накопленного экологического ущерба на других территориях России.

Назрела необходимость рассматривать все крупные инфраструктурные проекты через призму института стратегической экологической оценки, чтобы изначально были выявлены негативные последствия для окружающей среды Арктики, которые могут проявиться через 10, 20 или 30 лет.

Можно выделить основные направления дальнейших научных исследований и практических действий в целях совершенствования эколого-экономического механизма ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике и обеспечения экологической безопасности. Для адекватного учета экологического фактора при реализации проектов освоения и технологического развития Арктики требуется:

— обеспечить подготовку поправок в законодательство в целях выработки правовых механизмов, позволяющих оценить масштабы, разработать и реализовать эффективные мероприятия по ликвидации НЭУ на территории Арктики;

— осуществить проведение инвентаризации объектов НЭУ;

— разработать программу экологической безопасности Арктики;

— совершенствовать механизмы финансирования работ по ликвидации НЭУ на объектах, находящихся в федеральной собственности;

— подготовить требования по формированию фондов ликвидации будущих объектов НЭУ для новых проектов по освоению Арктики;

— сформировать эколого-экономические механизмы стимулирования природопользователей к обеспечению экологической безопасности, предотвращению и ликвидации возникающих ущербов в Арктике.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 № 366).

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом Российской Федерации 18.09.2008 № пр-1969).

4. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 20.02.2013).

5. Крюков В. А. Арктическая экономика — можно ли обеспечить гармонию общего и особенного? (презентация) // «Абалкинские чтения» — «Арктика: вызовы для России» г. Москва, 31.01.2019, ВЭО России.

6. Оценка накопленного экологического ущерба в Арктической зоне Российской Федерации и обоснование мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности в Арктике, в том числе на континентальном шельфе и в районах российского присутствия на архипелаге Шпицберген // Отчет о НИР / СОПС Минэкономразвития и РАН, рук. А. В. Шевчук. — М., 2013.

7. Оценка результатов геоэкологического обследования загрязненных участков островов архипелага ЗФИ в соответствии с планом выполнения работ и с учетом проведенных работ в 2012-2017 годы // Отчет о НИР / ВАВТ Минэкономразвития России, рук. А. В. Шевчук. — М., 2017.

8. Проведение работ по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике // Отчет о НИР / ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», рук. А. Г. Кириллов. — Архангельск, 2014.

9. Пушкарев В. А. Организационно-экономические вопросы проведения геоэкологического обследования острова Белый // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2017. — № 2.

10. Разработка Программы и проекта производства работ по ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа // Отчет о НИР/ СОПС Минэкономразвития и РАН, рук. А. В. Шевчук. — М., 2011.

11. Шевчук А. В. Технологическое, правовое и организационное обеспечение ликвидации накопленного экологического ущерба на островах архипелага Земля Франца-Иосифа // Экологический вестник России. — 2018. — № 7. — С. 25-30.

12. Шевчук А. В. Эколого-экономические аспекты ликвидации накопленного ущерба в Арктической зоне Российской Федерации // Природообустрой-ство. — 2013. — № 5. — С. 80-83.

The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (utv. pos-tanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21.04.2014 № 366).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda».

3. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossij skoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 18.09.2008 № pr-1969).

4. Strategiya razvitiya arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacion-al'noj bezopasnosti na period do 2020 goda (utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii 20.02.2013).

5. Kryukov V. A. Arkticheskaya ekonomika — mozhno li obespechit' garmoniyu obsh-chego i osobennogo? (prezentaciya) // «Abalkinskie chteniya» — «Arktika: vyzovy dlya Rossii», g. Moskva, 31.01.2019, VEO Rossii.

6. Ocenka nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba v Arkticheskoj zone Rossij skoj Federacii i obosnovanie meropriyatij po ego likvidacii i snizheniyu ugroz okruzhay-ushchej srede, vyzyvaemyh rasshireniem hozyajstvennoj deyatel'nosti v Arktike, v tom chisle na kontinental'nom shel'fe i v rajonah rossij skogo prisutstviya na ar-hipelage Shpicbergen // Otchet o NIR / SOPS Minekonomrazvitiya i RAN, ruk. A. V. Shevchuk. — M., 2013.

7. Ocenka rezul'tatov geoekologicheskogo obsledovaniya zagryaznennyh uchastkov ostrovov arhipelaga ZFI v sootvetstvii s planom vypolneniya rabot i s uchetom pro-vedennyh rabot v 2012-2017 gody // Otchet o NIR / VAVT Minekonomrazvitiya Rossii, ruk. A. V. Shevchuk. — M., 2017.

8. Provedenie rabot po likvidacii nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba v Arktike // Otchet o NIR / FGBU «Nacional'nyj park «Russkaya Arktika», ruk. A. G. Kiril-lov. — Arhangel'sk, 2014.

9. Pushkarev V. A. Organizacionno-ekonomicheskie voprosy provedeniya geoekologicheskogo obsledovaniya ostrova Belyj // Ispol'zovanie i ohrana prirodnyh resursov v Rossii. — 2017. — № 2.

10. Razrabotka Programmy i proekta proizvodstva rabot po likvidacii istochnikov negativnogo vozdejstviya na zagryaznennyh territoriyah ostrovov arhipelaga Zem-lya Franca — Iosifa // Otchet o NIR/ SOPS Minekonomrazvitiya i RAN, ruk. A. V. Shevchuk. — M., 2011.

11. Shevchuk A. V. Tekhnologicheskoe, pravovoe i organizacionnoe obespechenie likvi-dacii nakoplennogo ekologicheskogo ushcherba na ostrovah arhipelaga Zemlya Franca-Iosifa // Ekologicheskij vestnik Rossii. — 2018. — № 7. — S. 25-30.

12. Shevchuk A. V. Ekologo-ekonomicheskie aspekty likvidacii nakoplennogo ushcherba v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii // Prirodoobustrojstvo. — 2013. — № 5. — S. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.