Научная статья на тему 'Экологические аспекты технологического раз-вития Арктики'

Экологические аспекты технологического раз-вития Арктики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ЛИКВИДАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / RESOURCE POTENTIAL / ENVIRONMENTAL DAMAGE / NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT / ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE / GEO-ECOLOGICAL SURVEY / LIQUIDATION OF ENVIRONMENTAL DAMAGE / INFRASTRUCTURE PROJECTS / STRATEGIC ENVIRONMENTAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шевчук А.В.

В статье рассматриваются вопросы состояния окружающей среды и экологической безопасности в Арктической зоне России, новые позиции в формировании и развитии государственной экологической политики, документы стратегического планирования, определяющие основные направления и методы совершенствования государственного регулирования в сфере экологии, экологической безопасности, практика оценки и ликвидации экологического ущерба. Особое внимание уделяется прикладным работам по оценке и ликвидации экологического ущерба, в том числе на примере загрязненных островов архипелага Земля Франца-Иосифа, о. Белый и других территорий. Дается оценка новым механизмам развития Арктической зоны России и возможности обеспечить при этом качество окружающей среды на должном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шевчук А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF THE TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

The article discusses the state of the environment and environmental safety in the Arctic zone of Russia, new positions in the formation and development of state environmental policy, strategic planning documents defining the main directions and methods for improving state regulation in the field of ecology, environmental safety, the practice of environmental damage assessment. Special attention is paid to applied work on the assessment and elimination of environmental damage, including the example of the polluted islands of the Franz Josef Land Archipelago, White Island and other territories. An assessment is given of the new mechanisms for the development of the Arctic zone of Russia and the possibility of ensuring the quality of the environment at the proper level.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты технологического раз-вития Арктики»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИКИ ENVIRONMENTAL ASPECTS OF THE TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE

А.В. ШЕВЧУК

Член Правления ВЭО России, заместитель председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, руководитель Отделения проблем природопользования и экологии, профессор РАНХиГС, академик Российской экологической академии, Академии водохозяйственных наук, д.э.н.

A.V. SHEVCHUK

Member of the Board of the VEO of Russia, Deputy chairman SOPS-VAVT, the head of the department of problems of nature management and ecology SOPS-VAVT under the Ministry of Economic Development, Professor of RANEPA, Academician of the Russian Ecological Academy, Academy of Water Sciences, Doctor of Economics

ARCTIC

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы состояния окружающей среды и экологической безопасности в Арктической зоне России, новые по-

12

зиции в формировании и развитии государственной экологической политики, документы стратегического планирования, определяющие основные направления и методы совершенствования государственного регулирования в сфере экологии, экологической безопасности, практика оценки и ликвидации экологического ущерба. Особое внимание уделяется прикладным работам по оценке и ликвидации экологического ущерба, в том числе на примере загрязненных островов архипелага Земля Франца-Иосифа, о. Белый и других территорий. Дается оценка новым механизмам развития Арктической зоны России и возможности обеспечить при этом качество окружающей среды на должном уровне. ABSTRACT

The article discusses the state of the environment and environmental safety in the Arctic zone of Russia, new positions in the formation and development of state environmental policy, strategic planning documents defining the main directions and methods for improving state regulation in the field of ecology, environmental safety, the practice of environmental damage assessment. Special attention is paid to applied work on the assessment and elimination of environmental damage, including the example of the polluted islands of the Franz Josef Land Archipelago, White Island and other territories. An assessment is given of the new mechanisms for the development of the Arctic zone of Russia and the possibility of ensuring the quality of the environment at the proper level.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ресурсный потенциал, экологический ущерб, негативное воздействие на окружающую среду, накопленный экологический ущерб, геоэкологическое обследование, ликвидация экологического ущерба, инфраструктурные проекты, стратегическая экологическая оценка.

KEYWORDS

Resource potential, environmental damage, negative impact on the environment, accumulated environmental damage, geo-ecological survey, liquidation of environmental damage, infrastructure projects, strategic environmental assessment.

В последние годы Арктика все больше привлекает к себе внимание разных стран. При этом вопросами развития деятельности в этом регионе интересуются не только страны, которые непосредственно имеют выход к этому региону, но и государства, расположенные достаточно далеко от Арктики. Последнее можно объяснить наличием в Арктике огромного ресурсного потенциала и целым рядом факторов, в том числе:

— значительные запасы углеводородов и иных природных ресурсов;

— уникальные виды биоресурсов (белый медведь, моржи, белая чайка);

— геополитика — расширение различных видов деятельности стран в Арктике;

— рост морских перевозок через Северный морской путь;

— национальная безопасность;

— развитие круизного экологического туризма, историко-культурные памятники освоения Арктики.

В этой связи приняты важные документы по развитию Арктического региона, в том числе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», Государственная программа Российской Федерации «Социаль-

128

но-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», которые определяют перспективу развития арктического региона [1,2,3].

Приняты отраслевые стратегии развития в области ТЭК, транспортного комплекса, национальной и экологической безопасности, принципиально меняющие перспективы функционирования секторов экономики в Арктике. Указом Президента РФ реквизиты предусмотрено дальнейшее развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн тонн в год, что, соответственно, повлечет за собой повышение уровня функционирования сопутствующих отраслей экономики [4].

В этой связи весьма важно учесть при развитии Арктики не только социально-экономические, но и экологические вопросы, которые могут возникнуть при реализации инфраструктурных проектов в этом регионе.

Исследования Совета по изучению производительных сил (СОПС), проведенные в последние годы в области оценки состояния окружающей природной среды в Арктике, показывают, что инвесторы могут столкнуться с рядом неожиданных непредвиденных экологических проблем, которые в перспективе (близкой или удаленной) будут отрицательно влиять на реализацию крупных инвестиционных проектов. Современная экологическая ситуация в Арктики характеризуется:

— неудовлетворительной оценкой атмосферного воздуха в ряде промышленных регионов;

— захламлением значительных территорий в результате прошлой научной, транспортной, военной и экономической деятельности;

— наличием загрязнения морей и водных объектов суши;

— угрозой качественному и количественному состоянию биоразнообразия;

— деградацией земель, в том числе естественных кормовых угодий, в местах размещения промышленных объектов;

— трансграничным загрязнением окружающей среды;

— радиационным загрязнением окружающей среды.

В целом можно выделить следующие основные экологические проблемы при осуществлении технологического развития Арктики:

• текущее загрязнение региона от деятельности промышленных предприятий и различных организаций;

• наличие значительных объемов накопленного экологического ущерба (НЭУ), возникшего в прошлые годы освоения Арктики;

• необходимость ликвидации будущих экологических ущербов от новых проектов [5, 6, 7].

Относительно текущего загрязнения окружающей среды Арктики можно отметить следующее. Добыча и транспортировка углеводородного сырья в арктических регионах России создают мощное антропо-техногенное воздействие не только на экосистемы суши, но и в результате аварийных разливов через систему речного стока оказывают заметное давление на речные и морские экосистемы Арктики.

Отдельные внутренние районы арктической зоны России характеризуются сильнейшей трансформацией естественного геохимического фона, загрязнением атмосферы, деградацией растительного покрова, почв и грунтов, внедрением загрязняющих веществ в цепи питания, повышенной заболеваемостью населения.

Выделяется четыре основных очага экологической напряженности. Это Мурманская область (10% от суммарного

130

выброса загрязняющих веществ), Норильская агломерация (более 30% от суммарного выброса загрязняющих веществ), районы освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири (более 30%) и Архангельская область (высокая степень загрязнения специфическими веществами). Города арктической зоны постоянно присутствуют в перечне городов со значительным уровнем загрязнения атмосферы. Среди отраслей промышленности арктической зоны, с которыми связано формирование импактных территорий, первое место занимает горно-металлургическая с крупнейшими центрами в Норильске, Мончегорске, Печенге, Заполярном, Оленегорске, Кандалакше, Талнахе, Ковдоре, Депутатском и др. Нет в Билибино ничего, кроме атомной ТЭЦ [8].

Несмотря на экономический спад 1990-х годов, площади районов загрязнения продолжают медленно разрастаться вследствие непропорционального снижения производства и инерционности природных процессов. Для центров горнометаллургической промышленности характерны повышенные уровни накопления токсических веществ в экосистемах, повышенная заболеваемость населения бронхо-легочными, онкологическими и кожными заболеваниями. Добыча и первичная переработка минерального сырья в арктической зоне приводит к механическим нарушениям почв и грунтов преимущественно в районах криолитозоны, а также загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха соединениями стронция, меди, тяжелыми металлами (особенно ртутью), нефтепродуктами и т.д.

Особенно высоки нагрузки на ландшафты тундры, лесотундры и северной тайги Западной Сибири и Большеземель-ской тундры. Количество аварий на отдельных промыслах

неодинаково, но прямо связано с размерами месторождений и, соответственно, общим количеством технических объектов на его территории, длительностью их эксплуатации, плотностью технических нагрузок на территории промысла. Каждый из них является потенциальным источником воздействия на окружающую среду.

Ежегодное количество и масштабы утечек в окружающую среду нефтяных углеводородов чрезвычайно велико. Вследствие этого в нефтедобывающих регионах за время работы промыслов и эксплуатации трубопроводных систем в почвах и грунтах уже накопилось значительное количество техногенных нефтяных углеводородов и их содержание непрерывно увеличивается. Диапазон возможных концентраций битуминозных веществ в почвах севера России превышает ПДК в десятки и тысячи раз [8].

НЭУ является одной из сложнейших проблем в целом по территории страны, однако в условиях Арктики наличие брошенных экологически опасных объектов ощущается наиболее остро.

По результатам первых итогов инвентаризации НЭУ на территории Арктической зоны Российской Федерации Минприроды России приступило к разработке проектов по его ликвидации. Одним из самых амбициозных проектов в этой области стал проект по очистке загрязненных островов архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ). В 2010 г. Правительством Российской Федерации было поручено Минэкономразвития России, Минприроды России и Минфину России подготовить предложения по очистке островов архипелага ЗФИ от отходов, остатков ГСМ, накопленных в результате хозяйственной и оборонной деятельности на этой территории.

132

СОПС с участием ряда организаций провел в 20112012 гг. полевые геоэкологические обследования шести наиболее загрязненных островов архипелага: о. Земля Александры, о. Гукера, о. Гофмана, о. Греэм-Белл, о. Рудольфа и о. Хейса. В работах по экспедиционному геоэкологическому обследованию загрязненных островов ЗФИ в период 2011-2012 гг. были задействованы государственные органы, научные и производственные организации, в том числе: Минприроды России, ФГБУ «НП Русская Арктика», ФГБНИУ СОПС Минэкономразвития России и РАН, ГИН РАН, ИВП РАН, ИГ РАН, ЗАО «Полиинформ», ЗАО «Арктик Консалтинг Сервис», ОАО «Севморгео», ООО «Адиком-Системс», ООО «ЦГЭИ», Северное УГМС, ЦЛА-ТИ по Архангельской области.

В ходе проведенных в 2011-2012 гг. работ было выявлено 60 загрязненных участков. Общее количество отходов на загрязненных территориях архипелага приведено в таблице 1.

[5].

По результатам обследования островов был разработан проект «Программы ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях островов архипелага ЗФИ на 2012-2020 гг.», определяющей основные направления реализации комплекса мер производственного и организационного характера, обеспечивающих создание условий и механизмов для выполнения работ по ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях островов архипелага ЗФИ на 2012-2020 гг.

Программа была рассмотрена и одобрена на заседании Общественного совета Минприроды России в ноябре 2011 года и содержала целевые показатели (индикаторы), позволяющие оценивать ход ее реализации; объемы и источ-

ники финансирования; оценку ожидаемой эффективности и результативности.

Объем необходимого финансирования реализации Программы в 2012-2020 гг. оценочно был определен в размере 8,5 млрд руб. (в ценах соответствующих лет) из средств федерального бюджета с учетом корректировки разработанного в 2011 г. проекта программы по результатам проведенных в 2012 г. работ [5].

Объем финансирования определялся с учетом поступивших предложений федеральных органов исполнительной власти, а также результатов проведенных аналитических работ, маркетинговых исследований и экспертных оценок.

Предполагалось, что Программа будет реализована поэтапно в течение 2012-2020 гг. На первом этапе (2012-2013 гг.) планировалась реализация первоочередных мероприятий, включая:

- проведение оргмероприятий, инженерных изысканий и проектирования, создание необходимой инфраструктуры для осуществления работ;

- выполнение работ по очистке загрязненных территорий о. Земля Александры и о. Гукера;

- проведение геоэкологического обследования загрязненных территорий о. Рудольфа и о. Хейса.

На втором этапе (2014-2016 гг.) планировалась реализация комплекса мероприятий по ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях о. Греэм-Белл, о. Гофмана, о. Рудольфа и о. Хейса.

На третьем этапе (2017-2020 гг.) ставилась задача завершения очистки островов архипелага, включая демонтаж временно построенных объектов и рекультивацию используемых территорий.

134

Таблица 1

Количество отходов на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа

Основные виды отходов Ед.изм. Кол-во

Остатки зданий и сооружений ед. 318

Авиационное топливо тыс. м3 2,8

Дизтопливо и бензин тыс. м3 1,7

Отработанные масла и ГМС тыс. м3 3,3

Лом черных металлов, в т.ч.: тыс. т 21,1

бочки тыс. шт. 388,9

резервуары шт. 800

брошенные автомобили и их остатки ед. 243

брошенные суда и их остатки ед. 4

продуктопроводы ед. 6

Лом цветных металлов, в т.ч.: т 137

остатки самолетов ед. 10

Электрооборудование, приборы м3 146,3

Аккумуляторы свинцовые отработанные шт. 729

Отходы резины м3 71

Шламы, отходы горения м3 101

Отходы каменного угля тыс. м3 86

Древесные отходы тыс. м3 5,4

Мусор от разборки зданий тыс. м3 16,1

ТБО тыс. м3 46

Реально очистка островов архипелага началась в 2012 году с о. Земля Александры и о. Гукера. В 2012-2013 годах работы на архипелаге ЗФИ были выполнены под эгидой ОАО «Севморгео». Генподрядчик ОАО «Севморгео» утилизи-

ровал на этих островах порядка 7,5 тыс. т отходов и провел техническую рекультивацию территории площадью 50 га, а также доставил собранный объем отходов на материк. В 2013 году работы по очистке территорий от накопленного экологического ущерба велись на острове Греэм-Белл. Работы включали такие же мероприятия, как и в 2012 году: сбор и сортировку отходов и загрязнений; складирование кондиционных и подготовка к утилизации некондиционных видов горюче-смазочных материалов; техническую рекультивацию территорий.

Очистку и ликвидацию НЭУ на архипелаге ЗФИ в 20142015 гг. проводит ОАО «Росгеология» с участием подрядных организаций. В этот период были выполнены работы на 3 островах: о. Земля Александры; о. Хейса; о. Греэм-Белл. Было собрано 8,2 тыс. т металлолома, проведена техническая рекультивация на площади 50 га [6].

Следует отметить, что в 2014-2015 гг. также проводились работы на архипелаге Новая Земля. На острове Северный, в бухте Поспелова было собрано и вывезено отходов каменного угля 2900 т, проведена техническая рекультивация на площади 50 га, отгружено и вывезено в порт Архангельск 1,5 тыс. тонн металлолома, утилизировано около 1 тыс. тонн отходов производства и потребления [6].

По разным причинам технологические работы по очистке загрязненных островов ЗФИ в 2016 году не проводились, что, конечно, сказалось на сроках реализации Программы и эффективности работ.

При осуществлении технологических работ производственными организациями применялось самое различное оборудование и техника, в том числе: дизельные электростанции, погрузочно-разгрузочное, подъемно-транспорт-

13

ное и специальное оборудование, ломовозы, бульдозеры, самосвалы, автоцистерны, вездеходы, снегоходы, аппараты на воздушной подушке и пр.

В 2017 году в Год экологии работы по очистке островов ЗФИ продолжились. В этом же году в Архангельске прошел международный Арктический саммит. В рамках саммита Президент страны В.В. Путин посетил архипелаг ЗФИ и дал положительную оценку работам.

Для более детальной оценки эффективности работ по очистке островов ЗФИ в августе-сентябре 2017 года экспедицией СОПС было проведено повторное контрольное геоэкологическое обследование загрязненных участков островов архипелага ЗФИ. В процессе работ проверены полнота и качество проведенных работ по очистке островов, соответствие проектам и требованиям природоохранного законодательства [9].

В качестве исходных данных для выполнения работы были использованы отчетные материалы о проведенных в 2011 и 2012 годах работах по геоэкологическому обследованию островов архипелага Земля Франца-Иосифа, о разработке Программы выполнения работ по ликвидации источников негативного воздействия, отчетные материалы о выполнении работ по очистке архипелага Земля Франца-Иосифа в период 2012-2017 гг.

Участниками экспедиции было обследовано 2230 га территорий, выполнены все необходимые объемы работ. Сравнение показателей объемов отходов и загрязнений, зафиксированных экспедицией в 2011-2012 гг., показало, что работы по очистке, выполненные за указанный период, имеют высокую эффективность (вывезено в целом 90% отходов, см. табл. 2) [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Результаты очистки территории островов ЗФИ

Остров Категория отходов (в тоннах) 2011/2012 (оценка) 2017 (оценка) Убрано Коэффициент очистки, %

Металлолом 2200 390 1809

Хейса Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 3343 363 2980 93,0

Нефтешламы 170 5,0 165

Всего 5712 757 4954

2 Металлолом 1358 64 1294

о. X а и * е ■¡г Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 19221 735 18486 95,0

г е Нефтешламы 1333 0,00 1333

т Всего 21912 799 21113

Металлолом 47 14 33

Гукера Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 1993 590 1403 70,0

Нефтешламы 4,00 0,00 4,00

Всего 2044 604 1440

Металлолом 3531 65 3466

Ш 1 2 т е Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 18288 3371 14917 94,0

Нефтешламы 4376 0,00 4376

Всего 26196 3436 22759

138

Остров Категория отходов (в тоннах) 2011/2012 (оценка) 2017 (оценка) Убрано Коэффициент очистки, %

2 Металлолом 7135 533 6602 93,0

го со о р н и о 2 (и Твердые промышленные и коммунально-бытовые отходы 42845 50589 37786 88,0

Сй о Нефтешламы 5883 5 5878 100,0

С Всего 55863 5596 50267 90,0

Оценки, полученные в результате экспедиционного обследования островов в 2017 году, а также данные исследований о. Рудольфа (2012 г.) и о. Гофмана (2011 г.) свидетельствуют о необходимости продолжения работ и возможного их завершения в ближайшие годы. При планировании работ на перспективу необходимо обеспечить:

— доочистку в 2020 году остаточных загрязнений на островах, где уже велись работы (о. Земля Александры, о. Гу-кера, о. Хейса и о. Греэм-Белл);

— проведение подготовительных работ для реализации мероприятий по дальнейшей очистке загрязненных островов;

— организацию работ в 2020-2021 годы по очистке загрязненных территорий на о. Гофмана, о. Рудольфа.

Анализ федерального бюджета показывает, что работы по очистке ЗФИ могут быть не завершены, поскольку в федеральном бюджете на 2017-2019 годы по ЗФИ было предусмотрено финансирование и в проектировках бюджета на 2018-2020 гг. также было предусмотрено финансирование работ по очистке архипелага, но в окончательном варианте бюджета эти затраты не предусмотрены.

Очевидно, что останавливать работы по очистке на архипелаге нецелесообразно - значительные средства затрачены, отработаны технологии и логистика, сформированы коллективы, осталось работы на 1,5-2 года. Прекращение работ вызовет негативную реакцию международной и российской экологической общественности, поскольку на многих арктических саммитах, в т.ч. на Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» (г. Архангельск, 2017 г.) данный проект представлялся пионерным и наиболее продвинутым. В этой связи Минприроды России необходимо оптимизировать финансирование планируемых работ и обеспечить завершение проекта.

Следует отметить, что в период 2011-2012 г. велась практическая работа по очистке иных арктических территорий: о. Врангеля, п. Амдерма, архипелага Шпицберген [6].

Представляет интерес инициатива правительства ЯНАО, которое в 2012 году организовало геоэкологическое обследование о. Белый, а в 2013-2015 гг. провело работы по очистке острова. При этом специалистами, которые отвечали за организацию обследования, были использованы методические подходы и материалы СОПС [10,11].

В результате выполнения работ по очистке Арктики будет достигнуто: предотвращение дальнейшего загрязнения окружающей среды; улучшение экологического состояния российской части Арктики; повышение качества компонентов окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; выполнение международных обязательств России и улучшение экологического имиджа страны; возможность использования очищенных территорий для формирования инфраструктуры Северного морского пути, создание условий для тиражирования накопленного опыта очистки на

140

других территориях, в том числе при освоении природных ресурсов; повышение эффективности использования государственной собственности; создание условий для развития экологического туризма.

В условиях огромных масштабов планируемых работ в Арктике возникает явная опасность повторения ошибок по отношению к охране окружающей среды при реализации крупных инфраструктурных проектов необходимость ликвидации будущих экологических ущербов от новых проектов.

Так, арктические проекты «НОВАТЭК» на полуострове Ямал представляют: в 2017 г. запущена первая очередь проекта «Ямал СПГ» (СПГ-завод (мощность 17,4 млн т)), морской порт Сабетта; вторая очередь («Арктик СПГ-2»): запуск в 2023 г. (СПГ-завод (мощность 19,8 млн т)). Кольский п-ов: создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (планируемый запуск — 2020 г.) для обеспечения второй очереди строительства на Ямале [12].

Проекты «Роснефти» в Арктике. Кольский полуостров: цель — трансфер технологий в области добычи на шельфе, а также реализация государственных планов по импортоза-мещению. Обоснование строительства — высокие издержки на доставку готовых элементов платформы из других регионов. Дальний Восток: цель — локализация производства судов в России. Привлекаются западные партнеры (Китай, Южная Корея), которые обеспечат поставку тяжелого оборудования и технологию производства морской техники. При этом за российскими предприятиями - только поставки металлопроката [12].

Следует отметить, что после завершения действия месторождения или необходимости закрытия производства неиз-

бежно возникает вопрос о физической ликвидации зданий, сооружений, оборудования, хранилищ топлива, шламона-копителей. Работы по ликвидации таких сложных производств весьма затратные. Так, закрытие в 2016 году старого Никелевого завода в г. Норильске, по экспертным оценкам, потребует порядка 11 млрд руб. В этой связи необходимо обеспечить накопление средств на утилизацию закрываемых производств в специализированных фондах, что позволит начинать работы по разработке проекта ликвидации опасных объектов сразу после принятия соответствующего решения и дальнейшее финансирования технологических работ по очистке территории.

Необходимо все крупные инфраструктурные проекты просматривать через институт стратегической экологической оценки, чтобы были выявлены последствия для окружающей среды Арктики, которые могут проявиться через 10, 20 и 30 лет.

Для обеспечения учета экологического фактора при реализации проектов освоения и технологического развития Арктики требуется:

— разработать международную Стратегию экологической безопасности в Арктике на период до 2035 года;

— подготовить программы научных исследований по экологической безопасности в Арктике на период до 2035 года;

— провести Стратегическую экологическую оценку влияния на окружающую среду Арктики крупных инфраструктурных проектов на весь период их жизненного цикла;

— разработать и включить требования по формированию фондов ликвидации будущих объектов НЭУ для новых проектов по освоению Арктики по мере завершения их деятельности;

142

— осуществить оценку влияния изменения климата в Арктике на состояние секторов экономики и население, а также разработать меры по адаптации объектов промышленности, энергетики, транспортной инфраструктуры, жилья, социальной сферы;

— разработать рекомендации по организации мониторинга экологических угроз в Арктике.

Библиографический список

1. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 18.09.2008 № пр-1969).

2. Стратегия развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 20.02.2013).

3. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ 21.04.2014 № 366).

4. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204.

5. Проект программы ликвидации источников негативного воздействия на загрязненных территориях островов архипелага ЗФИ на 2012-2020 гг. — М.: СОПС, 2012.

6. Отчет «Проведение работ по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике». — М., НП «Русская Арктика», 2014.

7. Отчет НИР по теме: «Оценка накопленного экологического ущерба в Арктической зоне Российской Федерации и обоснование мероприятий по его ликвидации и снижению угроз окружающей среде, вызываемых расширением хозяйственной деятельности

в Арктике, в том числе на континентальном шельфе и в районах российского присутствия на архипелаге Шпицберген». — М.: СОПС, 2013.

8. Материалы Рабочей группы СОПС по оценке накопленного экологического ущерба. — М.: СОПС, 2013.

9. Отчет о проведении работ по оказанию консультационных услуг по теме: «Оценка результатов геоэкологического обследования загрязненных участков островов архипелага ЗФИ в соответствии с планом выполнения работ и с учетом проведенных работ в 2012-2017 годы» (заключительный). М.: СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, 2017.

10. Пушкарев В.А. Организационно-экономические вопросы проведения геоэкологического обследования острова Белый // Журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России. № 2, 2017.

11. Шевчук А.В. «О реализации проекта по оценке и ликвидации экологического ущерба на загрязненных островах архипелага Земля Франца-Иосифа» // Экологическое машиностроение» № 2, 2018, с. 81-89.

12. Крюков В.А. Арктическая экономика — можно ли обеспечить гармонию общего и особенного? (презентация). ВЭО России, «Абалкинские чтения» — «Арктика: вызовы для России» г. Москва, 31.01.2019.

List of References

1. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuju perspektivu (utverzhdeny Prezidentom RF 18.09.2008 № pr-1969)

2. Strategija razvitija arkticheskoj zony rossijskoj federacii i obespechenija nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda (utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 20.02.2013)

144

3. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Social'no-jekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF 21.04.2014 № 366).

4. Ukaz Prezidenta RF «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» ot 07.05.2018 № 204.

5. Proekt programmy likvidacii istochnikov negativnogo vozdejstvija na zagrjaznennyh territorijah ostrovov arhipelaga ZFI na 2012-2020 gg. M.: SOPS, 2012.

6. Otchet «Provedenie rabot po likvidacii nakoplennogo jekologicheskogo ushherba v Arktike». M., NP «Russkaja Arktika», 2014.

7. Otchet NIR po teme: «Ocenka nakoplennogo jekologicheskogo ushherba v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii i obosnovanie meroprijatij po ego likvidacii i snizheniju ugroz okruzhajushhej srede, vyzyvaemyh rasshireniem hozjajstvennoj dejatel'nosti v Arktike, v tom chisle na kontinental'nom shel'fe i v rajonah rossijskogo prisutstvija na arhipelage Shpicbergen». M.: SOPS, 2013.

8. Materialy Rabochej gruppy SOPS po ocenke nakoplennogo jekologicheskogo ushherba. M.: SOPS, 2013.

9. Otchet o provedenii rabot po okazaniju konsul'tacionnyh uslug po teme: «Ocenka rezul'tatov geojekologicheskogo obsledovanija zagrjaznennyh uchastkov ostrovov arhipelaga ZFI v sootvetstvii s planom vypolnenija rabot i s uchetom provedennyh rabot v 20122017 gody» (zakljuchitel'nyj). M.: SOPS VAVT Minjekonomrazvitija Rossii, 2017.

10. Pushkarev V.A. Organizacionno-jekonomicheskie voprosy provedenija geojekologicheskogo obsledovanija ostrova Belyj. Zhurnal «Ispol'zovanie i ohrana prirodnyh resursov v Rossii. № 2, 2017.

11. Shevchuk A.V. «O realizacii proekta po ocenke i likvidacii jekologicheskogo ushherba na zagrjaznennyh ostrovah arhipelaga

Zemlja Franca-Iosifa». Stat'ja v Federal'nom zhurnale «Jekologicheskoe mashinostroenie» № 2, 2018, s.81-89.

12. Krjukov V.A. Arkticheskaja jekonomika — mozhno li obespechit' garmoniju obshhego i osobennogo? (prezentacija). VJeO Rossii, «Abalkinskie chtenija» — «Arktika: vyzovy dlja Rossii» g. Moskva, 31.01.2019.

Контактная информация

Шевчук Анатолий Васильевич

Москва, 117997, ул. Вавилова, 7 СОПС

Телефон 8 499 135 21 85, моб. 8 916 682 15 76

Почта: avs@sops.ru; shev.avas@rambler.ru

Contacts

Shevchuk Anatoly

Moscow, 117997, Vavilova street, 7 SOPS

Phone number.8 499 131 21 85, Mobile phone: 8 916 682 15 76

Email: avs@sops.ru; shev.avas@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.