Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ'

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / НАКОПЛЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ» / ОЧИСТКА ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ОЦЕНКА И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ENVIRONMENTAL RISKS / ACCUMULATED ENVIRONMENTAL DAMAGE ELIMINATION OF ACCIDENTS / THE NATIONAL PROJECT "ECOLOGY" / CLEANING UP CONTAMINATED AREAS / ASSESSMENT AND ELIMINATION OF THE CONSEQUENCES OF ACCIDENTS / INVESTMENTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевчук Анатолий Васильевич

Арктика имеет большое значения для развития экономики страны. В тоже время активное вхождение промышленности в этот регион несет с собой экологические риски. Наиболее сложными вопросами для снижения экологической напряженности в этой зоне являются вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба, предотвращение и ликвидация аварий. Принятые важные решения в сфере развития Арктики предусматривают осуществление природоохранных мероприятий на основе национального проекта «Экология». Значительную роль при этом будут играть крупные промышленные предприятия, расположенные в Арктике. Для обеспечения условий для дальнейшего развития экономики в этой зоне следует активизировать работу по очистке загрязненных территорий, в том числе завершить амбициозный проект по экологическому оздоровлению архипелага Земля Франца-Иосифа. Актуальным для Арктики является вопрос оценки и ликвидации последствий аварий, однако в этом направлении требуется совершенствовать нормативно-методическую базу. Крупнейшая авария в Норильске в мае 2020 г. вывела работу в этом направлении на новый уровень, включая принятие поправок в законы. Остается сложным вопрос привлечения инвестиций для осуществления экологических проектов. Возможным решением и важным дополнением к финансированию национального проекта «Экология» может стать развитие государственно-частного партнерства. Разработка федеральными органами исполнительной власти рекомендуемых в статье документов, будет способствовать улучшению качества окружающей среды и повышению степени комфортности для населения в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF ARCTIC DEVELOPMENT

The Arctic is of great importance for the development of the country's economy. At the same time, the active entry of industry into this region brings with it environmental risks. The most difficult issues for reducing environmental stress in this zone are the elimination of accumulated environmental damage, prevention and elimination of accidents. The important decisions made in the development of the Arctic provide for the implementation of environmental protection measures based on the national project "Ecology". Large industrial enterprises located in the Arctic will play a significant role in this. To ensure conditions for the further development of the economy in this zone, it is necessary to intensify the work on cleaning up the contaminated areas, including the completion of a project for the ecological improvement of the Franz Josef Land archipelago. The issue of assessing and eliminating the consequences of accidents is relevant for the Arctic, but in this direction it is necessary to improve the regulatory and methodological base. Based on the results of the study, specific measures are proposed to improve the environmental situation in the Arctic, including: to organize scientific research to assess the accumulated and current and environmental damage in the Arctic, to form a separate subprogram "Elimination of accumulated environmental damage in the Russian Arctic for the period 2022-2030"; to prepare proposals for the allocation of directions in the structure of the Arctic Development Fund for environmental safety and elimination of accumulated and future environmental damage; to develop a modern regulatory and methodological base for the determination of damage; to settle issues of a regulatory and methodological nature in terms of assessment and elimination of the consequences of accidents to develop proposals on the use of public-private partnership mechanisms with state funding of measures aimed at the rehabilitation of environmentally unfavorable territories, the elimination of environmental damage in the Arctic.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ»

146

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-226-6-146-162

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF ARCTIC DEVELOPMENT

шЕВЧУК АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Член Правления ВЭО России, заместитель председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, руководитель Отделения проблем природопользования, д.э.н., академик РЭА

ANATOLY V. SHEVCHUK

member of the Board of the VEO of Russia, deputy Chairman of the SOPS VAVT of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Head of the Department of Environmental Problems, Doctor of Economics Sciences, Academician of the REA

Арктика имеет большое значение для развития экономики страны. В то же время активное вхождение промышленности в этот регион несет с собой экологические риски. Наиболее сложными вопросами для снижения экологической напряженности в этой зоне являются вопросы ликвидации накопленного экологического ущерба, предотвращение и ликвидация аварий. Принятые важные решения в сфере развития

АННОТАЦИЯ

Арктики предусматривают осуществление природоохранных мероприятий на основе национального проекта «Экология». Значительную роль при этом будут играть крупные промышленные предприятия, расположенные в Арктике. Для обеспечения условий дальнейшего развития экономики в этой зоне следует активизировать работу по очистке загрязненных территорий, в том числе завершить амбициозный проект по экологическому оздоровлению архипелага Земля Франца-Иосифа. Актуальным для Арктики является вопрос оценки и ликвидации последствий аварий, однако в этом направлении требуется совершенствовать нормативно-методическую базу. Крупнейшая авария в Норильске в мае 2020 г. вывела работу в этом направлении на новый уровень, включая принятие поправок в законы. Остается сложным вопрос привлечения инвестиций для осуществления экологических проектов. Возможным решением и важным дополнением к финансированию национального проекта «Экология» может стать развитие государственно-частного партнерства. Разработка федеральными органами исполнительной власти рекомендуемых в статье документов будет способствовать улучшению качества окружающей среды и повышению степени комфортности для населения в Арктике. ABSTRACT

The Arctic is of great importance for the development of the country's economy. At the same time, the active entry of industry into this region brings with it environmental risks. The most difficult issues for reducing environmental stress in this zone are the elimination of accumulated environmental damage, prevention and elimination of accidents. The important decisions made in the development of the Arctic provide for the implementation of environmental protection measures based on the national project "Ecology". Large industrial enterprises located in the Arctic will play a significant role in this. To ensure conditions for the further development of the economy in this zone, it is necessary to intensify the work on cleaning up the contaminated areas, including the completion

148

of a project for the ecological improvement of the Franz Josef Land archipelago. The issue of assessing and eliminating the consequences of accidents is relevant for the Arctic, but in this direction it is necessary to improve the regulatory and methodological base. Based on the results of the study, specific measures are proposed to improve the environmental situation in the Arctic, including: to organize scientific research to assess the accumulated and current and environmental damage in the Arctic, to form a separate subprogram "Elimination of accumulated environmental damage in the Russian Arctic for the period 2022-2030"; to prepare proposals for the allocation of directions in the structure of the Arctic Development Fund for environmental safety and elimination of accumulated and future environmental damage; to develop a modern regulatory and methodological base for the determination of damage; to settle issues of a regulatory and methodological nature in terms of assessment and elimination of the consequences of accidents to develop proposals on the use of public-private partnership mechanisms with state funding of measures aimed at the rehabilitation of environmentally unfavorable territories, the elimination of environmental damage in the Arctic.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экологические риски, накопленный экологический ущерб, ликвидация аварий, национальный проект «Экология», очистка загрязненных территорий, оценка и ликвидация последствий аварий, инвестиции, государственно-частное партнерство. KEYWORDS

Environmental risks, accumulated environmental damage elimination of accidents, the national project "Ecology", cleaning up contaminated areas, assessment and elimination of the consequences of accidents, investments, public-private partnership.

На арктическом шельфе России имеются огромные запасы нефти и газа, но из-за сложных климатических условий в регионе страна только начинает их осваивать. Россия готовится к широкомасштабному освоению нефтегазовых ресурсов Арктики. Другим важным направлением экономического использования Арктики предполагается сделать транспортное сообщение. Российский Северный морской путь и канадско-американский Северо-западный проход позволяют значительно сократить торговые маршруты между Европой, Азией и Америкой. По оценкам, грузооборот по СМП может достигнуть 50-80 млн тонн в год. [1] В последние годы приняты многие документы по развитию Арктики, в том числе «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и т.д. [2-4] В этом году вышли: «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года», «Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», которые ставят еще более амбициозные цели в сфере развития этого региона. В каждом документе есть позиции, касающиеся вопросов экологии и рационального природопользования в Арктике. [5-6] Реализация стратегических целей требует соответствующего финансового обеспечения мероприятий, направленных на их достижение. Динамика затрат на охрану окружающей среды в целом по Российской Федерации формально имеет положительную тенденцию. По итогам 2018 г. объем выделяемых средств составил боле 720 млрд руб. и виден рост показателя (см. рис. 1), однако, если взять выделяемые средства на охрану окружающей среды в процентном отношении к ВВП, то с 2013 г. наблюдается снижение этого показателя с 1,3 до 0,8% в 2011 г., а с 2012 г. он не

150

меняется и держится на уровне 0,7% в течение последних восьми лет (см. рис. 2). Поэтому задачи, с точки зрения развития Арктики в части экологии, требуют приоритетности, оптимизации выделяемых средств при очистке территорий от накопленного экологического ущерба, снижения затрат на ликвидацию последствий аварий и пр.

В рамках национального проекта «Экология», подготовленного в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусматривается ряд федеральных проектов с общим финансированием 4 трлн руб. [1, 8] Направления использования данных средств должны быть приоритетными и результативными. 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000

0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Обьем затрат на охрану окружающей среды

Рис. 1. Динамика затрат на охрану окружающей среды в целом по РФ, тыс. руб.

Источник: составлено автором по данным Росстата [7]

Продолжающиеся и планируемые широкомасштабные виды хозяйственной деятельности в АЗРФ связаны с возрастанием нагрузки на окружающую среду. Имеют место аварии и значительные объемы накопленного экологического ущерба.

В Указе Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» предусмотрено решение задачи по продолжению работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (пункт 15 «в»). [5]

В настоящее время в АЗРФ работы по ликвидации накопленного экологического вреда осуществляются на ограниченных территориях и не во всех субъектах Российской Федерации. Координация работ на федеральном и региональном уровнях осуществляется слабо, отсутствует общая программа работ.

Совокупные затраты на охрану окружающей среды в %% от ВВП России

1,3%

N^1,2% N„1,1% Х^о/о

-^9% 0,9% 0,9%

~ ^ ^8% 0,8%

~ \^,7%0,7% 0,7% 0,7% 0,7%0,7% 0,7%

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 2. Объем затрат на охрану окружающей среды в % к ВВП Источник: составлено автором по данным Росстата [7]

Первоочередными территориями и объектами для разработки программ работ являются: Мурманская обл., Кольский залив (300 затопленных судов); Архангельская обл. и Ямало-Ненецкий АО (загрязнение нефтепродуктами); Ненецкий АО, пос. Амдерма (бывшая военная база); Красноярский край, пос. Диксон (опасные отходы); Республика Саха (Якутия) — 250 затонувших судов и порядка 90 тыс. тонн металлоотходов, и Чукотский АО (хвостохранилища бывших рудников). В этой связи необходимы расчеты возможных затрат на обследование, разработку и реализацию программ по ликвидации объектов накопленного экологического вреда в районах Арктики. [9]

Для ликвидации накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации необходима достоверная информация о местоположении объектов, объемах, технологиях утилизации, логистике и пр.

В федеральном проекте «Чистая страна» указано более ста объектов в Арктике по ликвидации ущерба. Однако есть не завершенные объекты, в том числе проект очистки загрязненных островов архипелага Земли Франца-Иосифа. Остались неохваченными работами по очистке два острова, остров Рудольфа ближайший к Северному Полюсу, и остров Гофмана.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа впервые в России были проведены крупномасштабные работы по очистке арктических территорий на основе комплексного геоэкологического обследования и разработки долгосрочной программы на период 2011-2020 гг. с расчетным объемом финансирования 8,5 млрд руб. [10]

Работы по очистке загрязненных территорий островов архипелага Земля Франца-Иосифа в рамках проекта Минприроды России показали высокие положительные

результаты. Так, за период 2011-2017 гг. были очищены территории островов: Земля Александры, Гукера, Хейса, Греэм-Белл. Только металлоотходов, шламов нефтепродуктов и пр. за этот период было вывезено порядка 40 тыс. тонн.

Однако с 2018 г. темп реализации проекта был утерян, поскольку работы по очистке островов не проводились. С учетом актуальности проблемы снижения накопленного экологического ущерба в Арктике и повышения имиджа России в предстоящем ее председательстве в Арктическом Совете следует продолжить работы по ликвидации накопленного экологического ущерба на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа, включая организацию аналогичных работ на оставшихся двух островах: о. Гофмана и о. Рудольфа. При этом очевидно, что потребуется научно-методическое обеспечение работ в части геоэкологического дообследования мест расположения отходов на этих островах и корректировки затрат на проведение последующих технологических работ в период 2021-2022 гг. Завершение мегаэкологического проекта по очистке «западных ворот» АЗРФ и выполнение одного из первых поручений Президента РФ от 2010 г. по «генеральной уборке в Арктике» даст весьма позитивный посыл странам — участницам Арктического Совета, который Россия возглавит в 2021-2022 гг.

Все эти аспекты требуют системного анализа. Одновременно необходимо учитывать практический опыт реализации проектов в части отработки технологий очистки территории, технико-экономического обоснования, проектирования и организации полевых (натурных) работ.

Острым вопросом для развития Арктики является проблема оценки и ликвидации аварий. Старение основных производственных фондов, нарушения правил безопасности

154

и другие причины приводят к авариям и техногенным катастрофам (чрезвычайным ситуациям — ЧС). По данным МЧС России, в 2019 г. на территории Российской Федерации произошло 266 ЧС. Основными видами ЧС были техногенные, биолого-социальные и природные. На долю техногенных ЧС пришлось 76% от общего количества. Суммарный материальный ущерб за 2019 г. составил более 20,5 млрд руб., из которых на долю техногенных ЧС пришлось 4,8 млрд руб. (%23 от суммарного материального ущерба). [11]

Авария на ТЭЦ-3 в Норильске, произошедшая 29 мая 2020 г., является крупнейшей техногенной экологической катастрофой в Арктике за последние годы и ставит серьезные вопросы по обеспечению экологической безопасности в этом регионе. В результате просадки бетонной площадки и разрушения резервуара разлилось более 21 тыс. кубометров нефтепродуктов, попавших в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, впадающие в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясина, несущая свои воды в Карское море (см. рис. 3). [12]

Данная авария высветила недостатки в существующей нормативно-правовой и методической базе оценки и ликвидации последствий аварии.

Норма закона о необходимости возмещения вреда при использовании водных объектов, установленная Водным кодексом РФ, реализуется применением Методики. Однако законодательные акты, четко фиксирующие процедуру применения Методики и самого процесса возмещения вреда, отсутствуют, что приводит к неэффективности ее использования. Основанная на устаревшем нормативно-таксовом подходе, Методика из соображений фискального характера определяет условную величину ущерба для взыскания с виновника.

Рис. 3. Космоснимок территории аварии на ТЭЦ-3 (г. Норильск, 29.05.2020) Составлено автором. Источник: maps.google.ru

Исчисление размера вреда может рассчитываться и исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ. Однако требований к содержанию таких проектов на сегодня нет. Отсутствуют и порядок учета затрат нарушителя, которые были понесены при ликвидации аварии.

«ГМК «Норникель» задействовал значительные силы и средства для ликвидации аварии: 750 человек специалистов, много различной техники и воздушные суда. В экономическом плане Росприроднадзор выставил 150 млрд руб.

в возмещение нанесенного ущерба водным объектам и почве. Росрыболовство обозначило 40 млрд руб., включая штраф. «ГМК «Норникель» оплатил 500 млн руб., и дело перешло в суд, поскольку компания доказывает, что ущерб составляет не более 20 млрд руб. [12]

Современные международные методы и практики оценивают ущерб через затраты на восстановление окружающей среды до исходного уровня, делая акцент на натуральном содержании компенсации нанесенного вреда. Проводимые исследования в области исчисления вреда окружающей среде показывают, что международная практика (в том числе в странах ОЭСР и ЕС) в большей степени ориентируется на «воспроизводственный» подход при компенсации вреда, при котором возмещение происходит в натуральной форме за счет восстановительных работ.

В международной практике для решения экологических проблем используют специализированные фонды. Так, во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках отдельных территорий создаются коллективные распределительные фонды целевого назначения. Такие фонды формируются, прежде всего, за счет средств предприятий-загрязнителей, государственных дотаций и средств бассейновых органов. Грамотная организация функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов содействует увеличению притока средств и частичному самофинансированию природоохранных работ за счет платежей предприятий за загрязнения.

Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что условиями эффективного использования их средств является наличие конкретных природоохранных программ, что позволяет более точно определять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств.

Дальнейшее развитие системы природоохранных (водных) фондов привело к созданию во многих странах национальных экологических, межрегиональных фондов и глобальных экологических (водных) фондов. [13]

Применительно к Арктике целесообразно использовать перспективу, которая открывается п. 12 раздела 10 «Общенационального Плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения», в который включена позиция «Формирование Фонда развития Арктической зоны Российской Федерации». Последнее дает возможность использования такой новой финансовой структуры для поддержки экологических проектов. [14]

Актуальным для решения экологических проблем в Арктике остается вопрос привлечения инвестиций в природоохранные проекты. В этом направлении есть перспектива расширения применения практики государственно-частного партнерства (ГЧП).

Законодательство и механизм реализации проектов ГЧП в России постепенно совершенствуется, включая практику «публичной поддержки» («бюджетного плеча») и моделей возврата инвестиций.

В целом законодательство ГЧП РФ отвечает требованиям настоящего времени, а Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» является серьезным стимулом для рассмотрения таких проектов. В этой связи актуально провести исследование возможностей привлечения инвесторов к проектам по ликвидации экологического ущерба на основе ГЧП, в том числе: осуществить анализ зарубежной практики использования различных форм ГЧП для ликвидации эколо-

158

гического ущерба на примере арктических стран, а также разработать научно обоснованные предложения по привлечению к проектам по ликвидации экологического ущерба в Арктике инвесторов на основе государственно-частного партнерства.

Исходя из проведенного анализа, возможно предложить следующие рекомендации федеральным органам исполнительной власти, направленные на улучшение эколого-эконо-мического механизма оценки и ликвидации экологического ущерба:

Минприроды России, Минвостокразвития России организовать научные исследования по оценке накопленного и текущего экологического ущерба в Арктике, включая обоснование необходимых затрат по его ликвидации;

Минвостокразвития России в целях обеспечения эффективной работы по ликвидации накопленного экологического ущерба сформировать отдельную подпрограмму «Ликвидация накопленного экологического ущерба в АЗРФ на период 2022-2030 годов»;

Минвостокразвития России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минприроды России подготовить предложения по выделению в структуре Фонда развития Арктики направления по экологической безопасности и ликвидации накопленного и будущего экологического ущерба;

Минприроды России:

— разработать современную нормативно-методическую базу по определению ущерба, причиненного водным и иным природным объектам в результате негативного воздействия загрязняющих веществ на основе воспроизводственного принципа;

— урегулировать Порядок зачисления и использования средств, взимаемых за счет штрафов и исков, обеспечиваю-

щий целевое использование направляемых в бюджет средств и стимулирующий деятельность инспекционных служб;

— утвердить Порядок и условия учета затрат, понесенных лицом, причинившим соответствующий вред природным объектам;

— разработать Требования к проекту восстановления состояния природного объекта, включая вопросы согласования;

Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, Минприроды России, Минфину России разработать предложения о применении механизмов государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий, направленных на реабилитацию экологически неблагоприятных территорий, ликвидацию экологического ущерба в Арктике.

Разработка и принятие предлагаемых мер будет способствовать повышению уровня экологической безопасности в Арктике, снижению риска аварий, улучшению качества окружающей среды и созданию более комфортных условий проживания для населения.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.

3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до

160

2020 года. Утверждена Президентом Российской Федерации от 08.02.2013 № Пр-232.

4. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366.

5. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года. 5 марта 2020 г. № 164.

6. Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 26.10.2020 № 645.

7. Интернет-ресурс: https://rosstat.gov.ru/folder/11194

8. Вдовин И.А., Венглинский Д.Р. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты. Журнал «Бизнес. общество. власть». Сентябрь, 2020, № 2-3 (36-37), «Национальные проекты».

9. Шевчук А.В. «Горячие» точки Арктики. М.: ПОРА, 05.06.2020.

10. Шевчук А.В. О реализации проекта по оценке и ликвидации экологического ущерба на загрязненных островах архипелага Земля Франца-Иосифа. М.: Федеральный журнал «Экологическое машиностроение», 2018, № 2, стр. 81-89.

11. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. — 259 с.

12. Интернет-ресурс: https://www.rbc.ru/business/13/07/2020/5f0bed8a 9а794731630!26е5

13. Совершенствование использования экономических инструментов для управления водными ресурсами и водной инфраструктурой в Молдове. ОЭСР, 2019.

14. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (от 02.10.2020).

15. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».

16. Шевчук А.В. Экологическая безопасность — время перемен. М.: журнал РЭЭ, 2020, № 3.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 g.».

2. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuju perspektivu. Utverzhdeny Prezidentom Rossijskoj Federacii 18 sentjabrja 2008 g. № Pr-1969.

3. Strategija razvitija Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespech-enija nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda. Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii ot 08.02.2013 № Pr-232.

4. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii "Social'no-jekono-micheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda". Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 aprelja 2014 g. № 366.

5. Osnovy gosudarstvennoj politiki RF v Arktike na period do 2035 goda. 5 marta 2020 g. № 164.

6. Strategija razvitija AZRF i obespechenija nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Fed-eracii 26.10.2020 № 645

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Internet-resurs: https://rosstat.gov.ru/folder/11194).

8. Vdovin I.A., Venglinskij D.R. Problema privlechenija vnebjudzhetnyh investicij v nacional'nye proekty. Zhurnal «Biznes. obshhestvo. vlast'». Sentjabr', 2020 № 2-3 (36-37), «Nacional'nye proekty».

9. Shevchuk A.V. «Gorjachie» tochki Arktiki. M.: PORA, 05.06.2020.

10. Shevchuk A.V. O realizacii proekta po ocenke i likvidacii jekologich-eskogo ushherba na zagrjaznennyh ostrovah arhipelaga Zemlja Fran-ca-Iosifa. M.: Federal'nyj zhurnal «Jekologicheskoe mashinostroenie», 2018, № 2, str.81-89.

11. Gosudarstvennyj doklad o sostojanii zashhity naselenija i territorij Rossijskoj Federacii ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tehnogen-nogo haraktera v 2019 godu. M.: MChS Rossii; FGBU VNII GOChS (FC), 2020. - 259 s.

12. nternet- resurs:https://www.rbc.ru/business/13/07/2020/5f0bed8a9a7 94731630f26e5

13. Sovershenstvovanie ispol'zovanija jekonomicheskih instrumentov dlja upravlenija vodnymi resursami i vodnoj infrastrukturoj v Moldove. OJeSR, 2019.

14. Obshhenacional'nyj plan dejstvij, obespechivajushhih vosstanovle-nie zanjatosti i dohodov naselenija, rost jekonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmenenija v jekonomike (ot 2.10.2020).

15. Federal'nyj zakon ot 1 aprelja 2020 g. № 69-FZ "O zashhite i pooshhrenii kapitalovlozhenij v Rossijskoj Federacii".

16. Shevchuk A.V. Jekologicheskaja bezopasnost' — vremja peremen. M.: zhurnal RJeJe, 2020, № 3.

Контактная информация / Contact information

Совет по изучению производительных сил (СОПС) Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Министерства экономического развития Российской Федерации 119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А.

Council for the Study of the Productive Forces оf Russian Foreign Trade Academy Ministry of economic development of the Russian Federation 6А, Vorobiyovskoye Shosse, 119285, Moscow, Russia Шевчук Анатолий Васильевич / Anatoly V. Shevchuk +7 499 135 21 85, shev.avas@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.