операций, различные используемые методы, типы контролируемых процедур. Многие системы контроля терпят крах по причинам, связанным с недостаточным пониманием необычных операций [2].
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели.
Список литературы:
1. Анискин Ю.П. Планирование и контроллинг: учебник / Ю.П. Ани-скин, А.М. Павлов. - 3-е изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2007. - 280 с.
2. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 496 с.
3. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: учебник. -М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. - 320 с.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
© Маколова Л.В.*
Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону
Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий возможно только при достаточном обеспечении ресурсами и использовании механизма рационального природопользования. Основными факторами вредного воздействия сельскохозяйственной техники на окружающую среду являются: выброс в атмосферу выхлопных газов, загрязнение почвы топливом, маслами и смазочными материалами, рабочими жидкостями гидросистем, систем охлаждения двигателей, накопление объемов и избавление от отработанных масел, шум, распыл незерновой части урожая. При поиске вариантов решения проблемы избавления от отработанных топливно-смазочных материалов необходимо учитывать, в первую очередь экологический фактор.
Системный кризис в сельскохозяйственном производстве страны отразился на экономическом состоянии большинства сельскохозяйственных предприятий. Падение платежеспособного спроса привело к сокращению по-
* Доцент кафедры Управления и экономики таможенного дела, кандидат экономических наук, доцент.
требности во всех видах сельскохозяйственной техники. В современных условиях техническое оснащение сельскохозяйственных предприятий предполагает эксплуатацию устаревшей техники, которая, в свою очередь, требует более частых ремонтов, большего количества смазочных материалов. Анализ возрастного состава машинно-тракторного парка АО «Гигант» показал, что большинство техники используется сверх срока службы. Так, тракторный парк состоит в основном из тракторов марки МТЗ-80, 82, износ которых составляет 54 %, Т-150К - износ 76 %, ЮМЗ-6 - износ 83 %. Соответственно эксплуатируемые машины характеризуются более частыми выходами из строя, а значит более частыми ремонтами и большими затратами смазочных материалов (таблица).
Поступление новых зерноуборочных комбайнов в сельхозпредприятия страны с необходимых 9,5-10 % от наличия в парке упало до 2,2-2,5 %. Парк зерноуборочных комбайнов сократился более чем в 3 раза (с 408 тыс. штук в 1990 г. до 122 тыс. в 2006 г.), а сезонная нагрузка на 1 комбайн возросла с 155 - 162 га в 1990 г. до 356 - 411 га в 2006 г. Только в последние три года существенно возросло поступление уборочной техники в сельскохозяйственные предприятия (в 2008 г. хозяйствами было приобретено 9,6 тыс. зерноуборочных комбайнов) и парк комбайнов увеличился до 138,5 тыс. штук на начало 2009 г.
Таблица 1
Возрастной состав основных энергомашин АО «Гигант» Сальского района Ростовской области
Марка трактора Наличие в Эксплуатация сверх Процент Удельный расход
эксплуатации срока амортизации износа картерного масла, кг/ч
Т-150К 17 13 76 1,48
Т-150Г 4 1 25 1,29
Т-4 1 - - 0,86
ДТ-75 9 9 100 0,67
МТЗ-80,82 81 44 54 0,6
ЮМЗ-6 12 10 83 0,44
Т-40 2 1 50 -
Т-25 4 1 25 -
К-701 25 7 28 2,1
Дон-1500 48 - - 20,55
Всего 203 86 - 27,99
Основными факторами вредного воздействия зерноуборочных комбайнов на окружающую среду являются [1]:
- выброс в атмосферу выхлопных газов;
- разбрасывание по поверхности поля семян сорных растений;
- загрязнение почвы топливом, маслами и смазочными материалами, рабочими жидкостями гидросистем, систем охлаждения двигателей и др.;
- шум, распыл незерновой части урожая;
- уплотнение почвы движителями ходовой части комбайна, сопровождающееся образованием колеи определенной глубины и эро-зионно-опасных частиц размером до 1 мм.
Анализ сложившейся в настоящее время обстановки в обеспечении и использовании смазочных материалов в сельскохозяйственной отрасли показал, что потребление их зависит от типа техники, её срока эксплуатации и сложности выполняемых работ. До конца 80-х годов расход масел предприятиями АПК увеличивался за счет расширения машино-трактор-ного парка, однако начиная с 90-х годов по мере роста цен и сокращения парка машин в хозяйствах потребление масел продолжает увеличиваться за счет сверхнормативного использования сельскохозяйственной техники.
Расходы топлива и смазочных материалов увеличиваются пропорционально сроку службы машин, а также при неправильной их эксплуатации. Так, расход топлива увеличивается на 8-10 %, если не соблюдается нормальный тепловой режим. При затуплении рабочих органов плугов и культиваторов их тяговое сопротивление увеличивается, что повышает расход топлива на 15-20 %. Работа трактора без обкатки или после неправильно проведенной обкатки ведет к повышению расхода картерного масла по отношению к расходу основного топлива до 5-7 % вместо 3-4,5 % по норме.
Двигатели большинства зарубежных комбайнов, имеющие намного завышенную по сравнению с необходимой мощность, работают зачастую со значительной недогрузкой. Так как снижение мощности двигателя против номинальной при полных оборотах коленчатого вала достигается благодаря обеднению топливно-воздушной смеси, это приводит к повышению токсичности отработавших газов (увеличивается содержание оксидов азота). Повышению токсичности выхлопных газов способствует и невысокое качество дизельного топлива.
Отработавшие (выхлопные) и картерные газы двигателей внутреннего сгорания являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Для живой природы наиболее опасны такие составляющие отработавших газов, как оксиды азота, сажа, альдегиды, оксид углерода, оксиды серы, углеводороды, бенз(а)пирен и др. По отношению к оксиду углерода (СО) токсичность углеводородов (СпНт) выше в 3,2 раза, оксида серы ф04) - в 22 раза, а оксидов азота (N0^ - в 41 раз. В суммарной токсичности дизельных двигателей доля оксидов азота и твердых частиц (сажа) превышает 95 %. Высокая токсичность твердых частиц обусловлена тем, что нетоксичная сама по себе сажа адсорбирует тяжелые металлы, а также канцерогенные и мутагенные углеводороды. Более высокие энергонасыщенность и энергоемкость зарубежных комбайнов предопределяют повышенный расход топлива на 1 т собранного зерна, а с ним и повышенный выброс отработавших газов. Известно, что сжигание в дизельном двигателе
1 кг топлива сопровождается выбросами в атмосферу 20-27,3 кг отработавших и картерных газов [1].
Увеличение вместимости топливных баков до 800-1000 л в сочетании с использованием для их изготовления материалов с пониженной прочностью создают опасные предпосылки для попадания топлива в почву.
Утилизация топливных отходов для большинства предприятий - это проблема, дорогая в финансировании содержания пунктов сбора, хранения, транспортирования и переработки. Данная проблема возникла в связи с утратой единого контроля за использованием топлив и топливных отходов на объектах. В настоящее время незначительная часть отработанных материалов сжигается в мало приспособленных котельных и печах, а большая часть сливается в водоемы и в канализацию, в почву, чем наносится экологический ущерб. Только десятая часть отработанных масел потребляется химическим производством, например, для изготовления солидолов и второсортных масел, которые уже малоприменимы в технике и подлежат утилизации [2].
Отработанные масла - это вид высококалорийного топлива и такой ресурс целесообразно максимально использовать на местах в теплоэнергетических целях, тем более, что современные технологии позволяют эффективно и экологически чисто его сжигать.
По оценкам специалистов США ежегодное потребление только моторных масел в мире превышает 42 млн. весовых тонн, т.е. примерно 60 млн. тонн в условном топливе. Из них только четвертая часть используется повторно, перерабатывается или сжигается. Причем, отработанные масла имеют калорийность выше угля, дизельных и мазутных топлив и превышают 10000 ккал/кг, что представляет высокую топливно-энергетическую ценность. Для сравнения дизельное топливо имеет калорийность 33500-34000 кДж/литр, растительные и отработанные масла - 33500-35000 кДж/литр.
В то же время 1 литр отработанного масла, рассеянного в почве, делает непригодным для питья от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. Более 40 % поверхности водных путей в мире, по оценкам экологов, загрязнено и покрыто пленкой использованных моторных масел.
Губин С.В., сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, в своем докладе «Изменение структурной организации материала верхних частей профилей криоземов, загрязненных нефтепродуктами» пишет: «Отработанное масло - очень серьезная угроза здоровью. Судите сами: отравление организма происходит при прямом контакте «отработки» с кожей, при вдыхании, при попадании в систему пищеварения. Причем воздействие отработанного масла носит кумулятивный характер, что означает постепенно накопление его в организме. Это что касается непосредственного воздействия на человека» [3].
Проникновение нефтепродуктов в почву влечет за собой отмирание питающих корней и, как следствие, гибель растительности. У листьев, «питающихся» таким образом, сокращаются темпы фотосинтеза, происходит за-
держка роста молодой поросли. Кроме того, «4 л отработанного масла могут загрязнить 3,8 тыс. л воды или сформировать масляную пленку площадью 32 кв. км», а «1 л отработанного масла делает непригодными для питья до миллиона литров грунтовой воды». Прочитав все это, а также некоторую статистику (она приведена чуть ниже) мы твердо решили - отработку, что скопилась в гараже (около 10 литров - это же 80 кв. км масляной пленки или 10 млн. л отравленной грунтовой воды!), сливать никуда не будем, а сдадим на переработку.
В России до 77 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы; из всех собранных отработанных масел только 14-15 % идет на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются. В Европе сбрасывается порядка 25 % отработанных масел; до 75 % - собирают, из них 25 % регенерируется, 49 % используется в качестве топлива и 1 % уничтожается [3].
Анализ сведений Госкомстата РФ и специализированных институтов «ГИПРОНИИГАЗ» и «ВНИИ по переработке нефти» показывает - объем отработанных масел в России достиг 10 млн. тонн в год в условном топливе, что соответствует 70 млн. Гкал тепла (81,4 млрд кВтч).
В период СССР в стране действовали десятки инструкций и стандартов, регламентирующих оборот отработанных масел, в основном это были отраслевые документы. На сегодня сложилась ситуация, когда оборот масел стал бесконтролен. Ценный ресурс, в виде масла, топлива или продукта иного назначения, подлежит частичному учету, а степень опасности его использования только частично документирована, регламенты оборота масел носят исключительно локальную географию. Формат и аспекты лицензирования деятельности предприятий в этой сфере недоработаны и разно-чтимы, что создает больше проблем обществу, чем приносит пользы.
Инвесторы готовы вкладывать деньги в сектор переработки масел и их утилизации, т.к. бизнес целесообразен и высокорентабелен, при условии, если администрации городов и регионов обеспечат централизованный сбор. Если во многих странах с меньшей территорией и меньшим населением процесс централизованного сбора отработанных масел организован, то в нашей стране пока нет отлаженного механизма сбора и восстановления отработанных масел.
Чтобы неблагоприятная экологическая ситуация, начала улучшаться, необходима новая эффективная эколого-экономическая политика, направленная на компенсацию вреда, наносимого окружающей среде и на прогнозирование возможных экологических рисков с целью предотвращения экологических катастроф.
Список литературы:
1. Ломакин С. Зерноуборочные комбайны: потребности покупателей, предложения производителей [Электронный ресурс] // Журнал «Аграрное обозрение». - 2010. - № 2. - Режим доступа: http://www. agroobzor.ru.
2. Захаров С.В. Кожевников В.А. Анализ потенциала использования отработанных масел для нужд теплоснабжения Московский энергетический институт ОАО «ВНИПИэнергопром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ecokom.ru.
3. Губин С.В. Изменение структурной организации материала верхних частей профилей криоземов, загрязненных нефтепродуктами [Электронный ресурс] // Журнал «Криосфера Земли». - Режим доступа: www.izdatgeo.ru.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИОННОГО МЕТОДА РАСЧЕТА СЕТЕВЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ СИСТЕМАМИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РАБОТ
© Мандыч И.А.*, Люкманов В.Б.Ф, Цой А.В.*
Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Данная статья посвящена оптимизационному методу расчета сетевых графиков, который позволяет управлять ими в динамике оперативно и принимать необходимые оптимальные решения, связанные, например, с изменениями финансирования, с перераспределением трудовых ресурсов, с использованием методов стимулирования и т.п.
Главным достоинством использования сетевых планов для управления сложными системами взаимосвязанных работ должна являться возможность управления в динамике. Условия выполнения работ, входящих в сетевой план, могут меняться: люди, ресурсы, взаимозависимость работ могут не позволить начать или продолжать выполнение работ в запланированные сроки, задержать их, или наоборот, появляется возможность начать работы раньше или ускорить их выполнение. Управление должно принимать решения, учитывающие эти изменения. Такими решениями могут быть изменение финансирования, перераспределение трудовых ресурсов, использование методов стимулирования и т.п. Именно сетевой график позволяет наглядно проследить взаимосвязь параметров работ и происходящих событий, изменение различных видов резервов работ и найти оптимальные решения ситуаций [1].
Традиционные методы расчета сетевых планов не позволяют управлять ими в динамике оперативно и принимать необходимые оптимальные решения в силу сложностей с разработкой программ расчета и корректировки се-
* Старший преподаватель кафедры Маркетинга и менеджмента.
* Заведующий кафедрой Маркетинга и менеджмента, кандидат технических наук, доцент. " Доцент кафедры Маркетинга и менеджмента.