ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ И МИНИМИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА
© Маколова Л.В.*
Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону
Рассматривается проблема экологической безопасности использования смазочных материалов при эксплуатации сельскохозяйственной техники на основе применения концепции предотвращения загрязнения посредством сбора, восстановления и повторного использования отработанных автотракторных масел. Автором анализируются применяемые механизмы избавления от отработанных масел за рубежом.
Экстенсивный рост производства и потребления возобновляемых ресурсов в значительной степени опережает возможности самовосстановления биосферы, что увеличивает риск ее деградации. Напряженная ситуация складывается и с потреблением невозобновляемых ресурсов, и, в первую очередь, топлива. С каждым годом сокращается обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами [1]. В этой связи, очевидно, что старые принципы и методы охраны окружающей среды уже не работают: перед государством встает задача особой важности - сформировать новую эффективную эколо-го-экономическую политику, цель которой - значительное улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически конкурентных производств.
Проблема загрязнения окружающей среды опасными отходами производства сейчас активно обсуждается в мировом экологическом сообществе. В частности, это касается отработанных смазочных материалов, среди которых основное место по образующемуся объему занимают отработанные индустриальные и моторные масла.
Отработанные смазочные масла значительно загрязняют биосферу. В отличие от нефти и других нефтепродуктов, отработанные моторные масла при попадании в окружающую среду еще в меньшей степени обезвреживаются естественным путем (окисление, фотохимические реакции, биоразложение). В процессе эксплуатации качество масла изменяется за счет термического разложения и окисления. В результате этих процессов в маслах накапливаются асфальто-смолистые соединения, частицы сажи, различные соли, кислоты, поверхностно-активные вещества, частицы металлов и оки-
* Доцент кафедры Управления и экономики таможенного дела, кандидат экономических наук, доцент.
слов. К этому необходимо добавить, что присадки, содержащиеся в маслах, удерживают загрязняющие вещества, попадающие или образующиеся в маслах в процессе эксплуатации. Вот почему при сжигании отработанных масел происходит загрязнение атмосферы тяжелыми металлами, сажей, диоксидом серы, устойчивыми химическими соединениями. В связи с этим, во многих странах отработанные масла сжигаются только после удаления из них экологически вредных веществ [2].
«Согласно оценкам экспертов, около 15 % территории России по экологическим показателям находится в критическом состоянии, и бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды», - сказал Путин на совещании по улучшению экологической обстановки в РФ. Премьер добавил, что серьезной проблемой является и так называемое «захламление» почв. При этом речь идет не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые не идут на переработку, а вывозятся на свалки, нанося вред природе и людям [3].
По оценкам специалистов США ежегодное потребление только моторных масел в мире превышает 42 млн. весовых тонн, т.е. примерно 60 млн. тонн в условном топливе. Из них только четвертая часть используется повторно, перерабатывается или сжигается. Причем, отработанные масла имеют калорийность выше угля, дизельных и мазутных топлив и превышают 10000 ккал/кг, что представляет высокую топливно-энергетическую ценность. Для сравнения дизельное топливо имеет калорийность 33500-34000 кДж/литр, растительные и отработанные масла - 33500-35000 кДж/литр. В то же время 1 литр отработанного масла, рассеянного в почве, делает непригодным для питья от 100 до 1000 тонн грунтовых вод. Более 40 % поверхности водных путей в мире, по оценкам экологов, загрязнено и покрыто пленкой использованных моторных масел [3].
Управление отработанными маслами в ЕЭС руководствуется отдельной Директивой по утилизации отработанных масел 75/439/ЕЕС от 16.06.1975 (утилизация включает в себя сбор, транспортировку, переработку (в том числе регенерацию) и захоронение отработанных масел). В Директиве ЕЭС отработанные масла впервые рассматриваются не как отходы, подлежащие уничтожению, а как отработанные продукты, подлежащие вторичному использованию. Деятельность сборщиков, перевозчиков и переработчиков подлежит обязательному лицензированию. Важным фактором реализации положений Директивы ЕЭС являются предусмотренные в ней ежегодные отчеты стран-членов ЕЭС в Комиссию ЕЭС о своем техническом уровне, опыте и достигнутых результатах. Для обеспечения жизнеспособности требований Директивы ЕЭС предусматриваются способы экономического стимулирования предприятий, занимающихся утилизацией отработанных масел (соответствующие ценовая, налоговая и акцизная политики, субсидии и
вознаграждения). Эти предприятия в качестве компенсации за обязательства, возлагаемые на них, могут получать дотации за оказанные услуги. Благодаря такой законодательной системе в странах ЕЭС достигнуты высокие показатели по сбору и переработке отработанных масел [3].
Среднее количество собранных отработанных масел в Европе достигло 70-75 % - более 1.8 млн. тонн. Из них около 675 000 тонн было противозаконно использовано в качестве топлива или сброшено в окружающую среду. В целом в Европе сбрасывается 25 % всех отработанных масел; 75 % -собирают, из них 25 % - регенерируются, 49 % используется в качестве топлива и 1 % уничтожается. В таких странах, как Германия, Бельгия и Италия более 50 % (55, 50 и 55 соответственно) отработанных масел от сбора поступает на установки регенерации с целью получения регенерированных базовых масел. В Европе в настоящее время наибольшая мощность предприятий по регенерации отработанных масел сосредоточена в Германии. В начале тридцатых годов двадцатого века в Германии началось преобразование небольших нефтеперерабатывающих заводов в предприятия по регенерации отработанных масел. Сейчас там начинают работать новые высокотехнологичные предприятия по производству высококачественных базовых масел второй группы из отработанных масел [4].
В настоящее время в Германии имеется 6 установок регенерации отработанных масел общей производительностью 280 тысяч тонн в год, в проекте находятся еще 3 установки регенерации отработанных масел. Только 30 % собранных масел используется в качестве топлива для сжигания. Во Франции имеется одна установка производительностью 110000 тонн в год, 28 % от сбора поступает на регенерацию и 54 % - на сжигание в качестве топлива. В Испании - 8 установок регенерации общей производительностью 190000 тонн в год, 16 % от сбора отработанных масел поступает на регенерацию. В других странах ЕЭС отработанные масла нашли основное применение в качестве топлива для сжигания, при этом не всегда с использованием способов предварительной очистки [3].
Реализация мероприятий по управлению отходами требует разработки и принятия специальных программ. В ноябре 2005 года на пятнадцатом всероссийском экономическом форуме, в рамках конференции, посвященной государственной экологической политике в реальном секторе экономики, шла речь о внедрении административных и экономических реально работающих механизмов в области обращения с отходами. В настоящее время действует Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» который регламентирует механизм исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методикой исчисляется размер вреда, причиненного почвам, в результате химического загрязнения почв, несанкционированного размещения отходов производства и потребления, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв и почвенного профиля искусственными покрытиями и линейными объектами [5].
Если с транспортированием и переработкой большинства отходов при наличии благоприятных инвестиционных условий можно справиться с помощью усилий российского бизнеса и привлечением иностранных источников финансирования, то проблема сбора отходов не решиться без работы государственных органов и выработки необходимых законодательных актов, усиливающих и ужесточающих контроль в области управления отходами города [4].
Отличительной особенностью организации сбора отработанных масел на предприятиях агропромышленного комплекса является потребность в больших расходах, связанных с их сбором, хранением и транспортировкой к месту переработки. Для регенерации отработанных масел сконструировано разнообразное оборудование, позволяющее получать базовые масла, по качеству идентичные свежим. Анализ способов применения отработанных масел показал, что отработанные масла, очищенные от примесей, могут использоваться при консервации сельскохозяйственного оборудования, а также в гидравлических системах машин. Отработанные масла, прошедшие регенерацию, применяются на уровне свежих товарных масел.
Обследование ряда сельскохозяйственных предприятий Юга России показало, что в них отсутствует: система организации хранения отработанных масел; не отработаны способы и средства сбора и раздачи смазочных материалов; отсутствуют емкости для раздельного хранения отработанных масел на участках предприятия, а также технические средства, позволяющие очищать масла от механических примесей; отсутствует учет многократного использования регенерированных и нерегенерированных отработанных масел взамен свежих.
Правильная организация смазочного хозяйства требует установления норм расхода масел на каждую единицу техники с учетом планов технологического и технического обслуживания и ремонта, организации системы учета и отчетности по расходу смазочных материалов в соответствии с особенностями технологического и технического обслуживания машин и оборудования во времени, контроля качества выполнения этих работ и т.д. [6].
Создание экономической заинтересованности всех сторон рынка обращения с отходами может решить проблему повторного использования отработанных масел и снизить уровень экологического воздействия на окружающую среду. У предприятий должны появиться стимулы для внедрения новых технологий и проведения дополнительных природоохранных меро-
приятий. Организация предприятий по сбору, хранению и переработке отработанных масел внутри сельскохозяйственного района является своевременной и целесообразной мерой рационального природопользования, а также одной из мер поддержки сельскохозяйственных предприятий в период дефицита денежных средств.
Список литературы:
1. Доклад 15 мая 2010 Контрольно-надзорная деятельность в формировании новой эколого-экономической политики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rgo.ru.
2. Деяшкина О. На рынке нефтяных масел / О. Деяшкина // Научно-практический журнал «Твердые бытовые отходы». - Режим доступа: www.akpr.ru (дата обращения 24.08.2011)
3. Материалы докладов на Международной научно-практической конференции «Новые технологии в переработке и утилизации отработанных масел и смазочных материалов», 26-28 ноября 2003 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ht:tp//eco.шю.ru/projects (дата обращения 24.08.11).
4. Чередниченко Р.О. Развитие экологического бизнеса в России - это не только государственная задача. Перспективы использования механизма саморегулирования в сфере обращения с отходами - заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства при Комитете ГД РФ 10 февраля 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rosaro.ru (дата обращения 07.08.2011).
5. Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды: приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Маколова Л.В. Эколого-экономическая оценка и формирование механизма рационального природопользования в агропромышленном комплексе: монография / Маколова Л.В. - Ростов н/Д: МОСАП, 2011.