Научная статья на тему 'Экологизация как современное направление развития экономики'

Экологизация как современное направление развития экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / экологизация экономики / экологическая статистика.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизация как современное направление развития экономики»

Чинаева Т.И.

к.э.н., доцент Финансового университета

Ларионова Е.И.

к.э.н., профессор Финансового университета

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологизация экономики, экологическая статистика.

Экологическая экономика является одним из приоритетных направлений человеческого и экономического развития в современном мире.

Многие государства мира в настоящее время сталкиваются с растущей конкуренцией за ограниченные природные ресурсы. Кроме того, развитие науки и производительных сил приводит к загрязнению окружающей среды, существенному обострению экологических проблем и, как следствие, к реальной угрозе глобальной экологической катастрофы. Обострению отношений между обществом и средой обитания, прежде всего, способствует техногенный тип экономического развития, характеризуемый как природоразрушающий, базирующийся на использовании природных ресурсов и средств производства без учета экологических ограничений1.

Обеспечение устойчивого развития экономики и человеческой жизнедеятельности в целом, в значительной степени зависит от правильных стратегических решений, принимаемых на основе своевременной и достоверной информации.

В документе «Базовые принципы развития статистики окружающей среды (ПРСОС)», который был принят на сорок четвертой сессии Статистической комиссии ООН, говорится: «Признание того, что благополучие человечества зависит от состояния окружающей среды, обусловило повышенное внимание к проблемам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития, которые требуют принятия решений и мер. Для осуществления этих мер первостепенное значение имеет регулярная подготовка высококачественных данных статистики окружающей среды, которые будут способствовать разработке основанной на фактических данных политики в поддержку директивных решений, принимаемых на основе имеющихся данных с тем, чтобы можно было определить вопросы экологической политики и дать им объективную количественную оценку»2.

Экологическая статистика как отрасль статистики появилась сравнительно недавно. На международном уровне по инициативе Европейских Статистиков в 1973 году было проведено совещание по статистическим данным, необходимых для исследований в области окружающей среды и принятия политических решений. Статистической комиссией ООН была проведена большая исследовательская работа и в конечном итоге в 1983 г. был принят документ содержащий: 1) определение статистики окружающей среды; 2) описание сферы ее охвата; 3) источники данных и методы сбора, а также основной круг потребителей статистической информации.

Согласно этому документу статистика окружающей среды охватывает природные явления и антропогенную деятельность, которые оказывают воздействие на окружающую среду, последствия этого воздействия, а также деятельность по улучшению состояния окружающей среды. Кроме того статистика окружающей среды характеризует качество и наличие природных ресурсов.

Позднее было принято решение о пересмотре ранее разработанного документа, что было связано с рядом причин. В частности, с появлением новых экологических проблем и изменением климата, а также с целью совершенствования статистического наблюдения за окружающей средой и рациональным использованием природных ресурсов. Пересмотренные Базовые принципы развития статистики окружающей среды были подготовлены Статистическим отделом ООН (СОООН) в тесном сотрудничестве с группой экспертов, которая была создана в соответствии с решением Статкомиссии ООН в 2010 году3.

В настоящее время существует большое количество различных международных организаций, которые осуществляют сбор статистической информации по окружающей среды. В частности, ОЭСР, Евростат, Европейское бюро ВОЗ, ФАО, секретариаты различных конвенций. Деятельность этих организаций, безусловно, нуждается в создании единой статистической базы данных по окружающей среде, которая могла бы быть использована как специалистами, так широким кругом пользователей.

1 Думнов А. Д. Природа России: статистика окружающей природной среды: история и современность. - Шр^/^^^ргт^а. га/геу1е%г8Л1е1аП.рЬр?ГО=8475

2 Восьмирко Е.О. Экологическая статистика сегодня и перспективы ее развития / Доклад на Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2013. - http://www.gosbook.ru/node/71810

3 Там же.

В связи с этим по инициативе Европейского союза было принято решение о разработке проекта по созданию Совместной системы экологической информации (SEIS). Основная цель проекта - содействие защите окружающей среды в странах, участвующих в программе «Европейский инструмент соседства и партнерства» (ЕИСП).

Данный проект рассчитан на период 2010-2014 гг. Осуществлением проекта занимается Европейское агентство по окружающей среде совместно со странами-партнерами. В ходе реализации этого проекта предполагается решить ряд задач, а именно:

- сформировать поток данных и показателей, необходимых для выработки экологической политики;

- расширить возможности соответствующих ведомств, в том числе и национальных статистических служб, в области мониторинга, сбора, хранения, оценки и распространении экологической информации в соответствии с международными соглашениями;

- создать национальные и региональные системы экологической информации в странах Европейского соседства, которые бы соответствовали бы Совместной системе экологической информации Евросоюза1.

На пространстве Содружества Независимых Государств существует достаточно схожая для всех стран-участниц практика статистического наблюдения за состоянием окружающей среды. Это связано с тем, что основные методологические принципы наблюдения были разработаны в советское время и в результате этого статистические данные обладают высокой степенью сопоставимости и могут быть использованы для межстрановых сравнений.

В настоящее время Вопросник по статистике охраны окружающей среды стран-членов СНГ2 содержит следующие группы показателей:

1. Особо охраняемые природные территории.

2. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников.

3. Выбросы загрязняющих веществ от мобильных (передвижных) источников.

4. Качество атмосферного воздуха в городах и городских населенных пунктах.

5. Выбросы парниковых газов.

6. Опасные отходы.

7. Земельные ресурсы.

8. Лесные ресурсы.

В Российской Федерации информационное обеспечение по основным показателям, характеризующим экологического состояние, обеспечивает статистика окружающей среды. Статистика окружающей среды и природных ресурсов - отрасль социально-экономической статистики.

В отечественной статистике существует значительное количество проблем в организации учета и статистического наблюдения по показателям природно-ресурсной и природно-охранной направленности. Одной из них является то, что существенная часть отчетности по природоохранной деятельности собирается и от природопользователей и обрабатывается в системе Росводресурсов, Ростехнадзора, Роснедвижимости, Роспотребнадзора и других организаций. В системе Росстата разрабатывается порядка 20 форм из 50, «произошло сокращение числа форм государственной статистической отчетности (форм федерального статистического наблюдения) и уменьшение количества показателей в рассматриваемой сфере по сравнению с концом 80-х гг.»3.

Статистика окружающей природной среды использует следующие понятия:

1. Окружающая (человека) природная среда - совокупность естественных (природных абиотических (неорганических) и биотических (органических) факторов, оказывающих прямое или косвенное (потенциальное) влияние на человека, его хозяйственную деятельность, социальную активность и общие условия жизни, и на которую он, т.е. человек, оказывает обратное воздействие.

2. Под природными ресурсами в широком смысле понимается совокупность естественных компонентов и свойств окружающей природной среды, которые используются или в перспективе могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей общества в качестве предметов и (или) орудий (условий) труда, источников энергии, продуктов питания, объектов рекреации (восстановление жизнедеятельности человека), а также объектов охраны и восстановления естественных богатств природы и т. д.4

В настоящее время статистикой окружающей среды охвачены все компоненты природной среды, и в первую очередь такие, как воздух, вода, земля, растительный и животный мир, недра.

Основными задачами статистики окружающей среды являются: контроль за выполнением государственных заданий по охране окружающей среды и рациональным природопользованием обеспечение правительственных и государственных органов управления, министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений, а также общественности информацией о масштабах вовлечения в производственно-хозяйственный оборот природных ресурсов контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных международными соглашениями.

1 Восьмирко Е.О. Экологическая статистика сегодня и перспективы ее развития / Доклад на Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 2013. - http://www.gosbook.ru/node/71810

2 Леса и лесные ресурсы Российской Федерации / Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов в Российской Федерации, 2011. - http://www.rosleshoz.gov.rU/docs/other/77/1.pdf.

3 Думнов А. Д. Природа России: статистика окружающей природной среды: история и современность. - http://www. ргич^а. ru/reviews/detail.php?ID=8475

4 Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов. Обучающихся по специальности «Статистика» / Под ред. М.Г. Назарова. - 7-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2009.

Стремительное развитие науки и производства является причиной все более активного использования природных ресурсов и отдельных элементов окружающей среды, что наносит ощутимый и часто непоправимый ущерб окружающей среде. В связи с этим возрастает необходимость в увеличении затрат на контроль и охрану природных ресурсов и окружающей среды, что, в свою очередь способствует развитию статистики окружающей среды.

По мнению Т. Тодорова1, в перспективе статистика окружающей среды будет развиваться в двух направлениях:

а) с усовершенствованием уже созданной системы показателей;

б) посредством постепенного введения новых показателей и расширения сети наблюдаемых (контролируемых) объектов.

Этот процесс продолжится до тех пор, пока не будут удовлетворены нужды экоменеджмента в достаточно качественной информации об охране и восстановлении окружающей среды. В этом смысле системе статистической отчетности о деятельности по охране окружающей среды предстоит решить следующие проблемы:

1. Организовать получение достаточной по объему и высокой по качеству информации, необходимой для разработки комплексной оценки состояния окружающей среды;

2. Обеспечить охват абсолютно всех видов затрат природоохранного назначения, включая расходы на восстановление нарушенного экологического равновесия и расходы на предотвращение нарушения экологического равновесия;

3. Ввести стоимостные измерители, связанные с оценкой природных ресурсов, ущербов, различных агрегатов, отражающих используемые в производственных процессах природных ресурсов;

4. Организовать сбор информации для определения комплекса социальных, экономических и экологических ущербов и эффективности природоохранной деятельности.

Для анализа состояния окружающей среды и решения вышеперечисленных задач разработана система статистических показателей окружающей среды, к которым относятся: показатели состояния, загрязнения и охраны атмосферы, водных, лесных ресурсов; показатели состояния и охраны заповедных территорий и лесных насаждений; показатели охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов; показатели, характеризующие совокупные расходы на охрану окружающей среды.

Совокупные расходы на природоохранные мероприятия включают:

• Текущие затраты на охрану окружающей среды, к которым относятся: затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов; на охрану атмосферного воздуха, сохранение озонового слоя и климата; на охрану и рациональное использование земель; экологическое нормирование, экспертизу и паспортизацию; экологическую сертификацию, экологический аудит и экологическое страхование; затраты на содержание заповедников и природных национальных парков; затраты на научные исследования и разработки по охране окружающей среды и другие.

• Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование водных, земельных, лесных, минеральных ресурсов, рыбных запасов, заповедников, диких животных, атмосферного воздуха, на строительство установок по переработке, обезвреживанию отходов производства и потребления и др.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие состояние окружающей среды2

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, млн. т - всего 32,4 32,6 32,5

в том числе: от стационарных источников 19,1 19,2 19,6

от передвижных источников - всего 13,2 13,5 12,8

в том числе: от автотранспорта 13,1 13,3 12,8

от железнодорожного транспорта 0,13 0,14 0,16

Улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, млн. т 59,5 59,2 56,8

Забор воды из природных водных источников для использования, млрд. м3 69,7 66,4 64,0

Сброс загрязненных сточных вод, млн. м3 16,5 16,0 15,7

Образование отходов производства и потребления, млн.т. 3735 4303 5008

в том числе опасных 114 120 114

Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, млн.т. 1738 1991 2348

Основным показателем, характеризующим степень загрязнения атмосферного воздуха, являются «Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками».

Учитываются все загрязнители, поступающие в атмосферный воздух как после прохождения пылегазоочистных установок (в результате неполного улавливания и очистки) на организованных источниках загрязнения, так и без очистки от организованных и неорганизованных источников загрязнения. Учет выбросов загрязняющих атмосферу веществ ведется как по их агрегатному состоянию (твердые, газообразные и жидкие), так и по отдельным веществам (ингредиентам).

1 Тодоров Т. О некоторых проблемах статистики окружающей среды // Вопросы статистики. 2010. - № 9.

2 Составлено по: Основные показатели охраны окружающей среды - 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b_oxr13/Main.htm

Стационарный источник загрязнения атмосферы - непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества. Сюда же относятся другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).

В статистике охраны атмосферного воздуха кроме объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками, которые отслеживаются на основании отчетности, расчетным путем определяются объемы выбросов от передвижных источников.

По данным Росстата на долю стационарных источников загрязнения в 2012 году приходилось 60,5% от всего выброса загрязняющих атмосферу веществ. Среди хозяйствующих субъектов, имеющих стационарные источники выбросов, с установленными нормативами выбросов загрязняющих атмосферу веществ, доля субъектов, производящих выбросы с установленными нормативами предельно допустимыми выбросами, составляла 86,4% от общего числа респондентов, с установленными временно согласованными выбросами - 1,3%, и прочие - 12,3%.

Среди передвижных источников загрязнения учитываются выбросы, производимые автомобильным и железнодорожным транспортом (в 2012 г. - 98,8 и 1,2% соответственно).

Важным в статистике окружающей среды является и такой показатель как «сброс основных загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы Российской Федерации». Надо отметить, что в последние годы он характеризуется снижающейся динамикой, в 2012 г. объем сброса в млрд. м3 снизился по сравнению с 2010 г. на 7,5%. В структуре сброса сточных вод большая часть приходится на сброс хлоридов - 69,4% и сульфатов - 24,7% от всего объема.

Таблица 2

Лесные ресурсы Российской Федерации* (данные на 1 января соответствующего года)1

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Общая площадь, млн. га 1183,7 1183,3 1183,4

в том числе лесная 892,0 891,8 891,8

из нее покрытая лесом 797,5 797,1 796,8

Лесистость территории, % 46,6 46,6 46,6

* По данным государственного лесного реестра Федерального агентства лесного хозяйства.

Российская Федерация является одним из мировых лидеров по площади лесов (891,8 млн. га в 2012 г.). Большая часть мировых лесных ресурсов принадлежит таким странам как: Россия (20,1% от общей площади лесов мира), Бразилия (12,9%), Канада (7,7%), США (7,5%), Китай (5,1).

По объему общего запаса древесины Россия занимает второе место в мире после Бразилии. Общий объем древесины в мире составляет 527 млрд. м3, на долю Бразилии приходится 23,9% от всего объема, России - 15,5%, Канады -8,9%, США - 6,3% и Китая - 2,8%.

Лесистость территории - это показатель, отражающий процентное отношение лесного покрова к общей площади страны. Лесистость российской территории составляет 46,6%. Это значительно меньше, чем в Финляндии, которая является абсолютным лидером по лесистости среди всех стран, 76% ее территории покрыто лесами.

Финансирование природоохранных мероприятий и мероприятий по охране окружающей среды осуществляется за счет различных источников, таких как: бюджетные средства (федерального, регионального и местного бюджетов); средства предприятий и учреждений; экологические фонды; фонды экологического страхования; кредиты банков; добровольные взносы населения, иностранных юридических лиц и граждан и другие источники.

В целом объем затрат на охрану окружающей среды в 2012 году составлял 445,8 млрд. руб. Структура затрат по направлениям природно-охранной деятельности в 2012 году выглядела следующим образом: большая часть средств была направлена на сбор и очистку сточных вод (41,8%) и охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата (20%). Значительно ниже были удельные веса затрат направленных на обращение с отходами (9,2%), защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод (8,2%), сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий (6,3%).

По сравнению с 2010 г. в структуре затрат произошли некоторые изменения. Возросла доля затрат на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод, а так же прочих затрат.

Финансирование мероприятий по охране окружающей среды в России находится на низком уровне. Доля затрат на охрану окружающей среды в ВВП составила в 2012 г. 0,7%. Кроме того, многие из существующих мер по преодолению негативных последствий для окружающей среды от человеческой жизнедеятельности в настоящее время уже не дают возможности коренным образом изменить экологическую ситуацию в лучшую сторону.

Весьма важным направлением развития для защиты окружающей среды являются экологические инновации. Под экологическими инновациями в статистике понимаются нововведения, способствующие повышению экологической безопасности, снижению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Впервые обследование экологических инноваций в нашей стране было проведено в 2009 г.2 На период первого обследования (2009 г.) экологические инновации осуществляли 15,5% предприятий, имевших за трехлетний период завершенные инновации, в 2012г. число таких предприятий увеличилось до 26%. Самые высокие показатели в 2009 г. относились к среднетехнологичным секторам, в состав которых входят такие экологически вредные производства, как производство кокса и нефтепродуктов (39%), металлургия (35%), химия (34%). В 2012 г. первенство среди таких предприятий

1 Составлено по: Основные показатели охраны окружающей среды - 2013. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b_oxr13/Main.htm

2 Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.

также принадлежало среднетехнологичным предприятиям, из них лидировали: производство кокса и нефтепродуктов (48,6%), металлургия (35,8%), химическое производство (34,3%). Среди высокотехнологичных предприятий в 2012 г. выделялись предприятия по производству летательных аппаратов, включая космические (37,7%), а среди низкотехнологичных - табачное производство (37,5%) и производство целлюлозы, древесной массы, картона и изделий из них (36,4%).

Таблица 3

Затраты на охрану окружающей среды* (в фактически действовавших ценах, млн. руб.)1

2010 г. 2011 г. 2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем затрат на охрану окружающей среды - всего 372 382 412014 445 817

в том числе по направлениям природоохранной деятельности:

охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата 80 071 88 362 89 236

сбор и очистка сточных вод 169 152 197 073 186 445

обращение с отходами 41 510 44 172 41 022

защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод 17 219 23 435 36 498

сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий 22 975 13 381 28 091

прочие 41 455 45 591 64 525

Объем затрат на охрану окружающей среды в процентах к ВВП 0,8 0,8 0,7

* Включает прямые инвестиции в основной каптал, текущие расходы, капитальный ремонт основных фондов, затраты органов исполнительной власти на содержание аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды, затраты на научные исследования и разработки в сфере охраны окружающей среды.

Для Российской Федерации экологическая направленность развития экономики является весьма важной на фоне общей неэффективности использования природных ресурсов. Стратегия инновационного развития России до 2020 г. предусматривает достижение технологиями альтернативной энергетики (водородная энергетика, зеленые технологии, использование энергии ветра, солнца, приливов и иных возобновляемых источников) экономически приемлемых параметров; улучшение экологических параметров тепловой энергетики, в первую очередь, угольной. Нарастание экологических проблем и экономические последствия природных и антропогенных катастроф диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве, экологически чистые материалы, зеленые инновации и т. д.), по многим из которых в России нет существенных заделов2.

Методологические понятия:

Затраты на охрану окружающей среды - общая сумма расходов государства бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), предприятий (организаций, учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих целевое природоохранное значение, которая включает как целевые капитальные вложения, текущие (эксплуатационные) затраты, затраты на капитальный ремонт, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охраной окружающей среды. В объем природоохранных затрат также входят расходы: на содержание государственных природных заповедников и национальных парков, на охрану и воспроизводство животного мира, на научные исследования и разработки, на образование в сфере охраны окружающей среды и др.

Затраты на охрану окружающей среды в процентах к ВВП - это соотношение общего объема затрат государства, предприятий и организаций на охрану окружающей природной среды и Валового внутреннего продукта, рассчитывается в текущих ценах и выражается в процентах.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.

Данные о вводе в действие природоохранных мощностей и объектов включают ввод за счет строительства и реконструкции действующих предприятий. Введенные в действие мощности и объекты показываются в размерах, указанных в разрешениях на ввод объектов (мощностей) в эксплуатацию, оформленных в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности3._

1 Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.

2 Колонтаевская И.Ф. Экологические инновации как фактор повышения уровня жизни // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXVIII международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2013. - http://sibac.info/12482

3 Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов. Обучающихся по специальности «Статистика» / Под ред. М.Г. Назарова. - 7-е изд., перераб. - М.: Омега-Л, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.