Научная статья на тему 'Использование статистических показателей при характеристике экологической обстановки'

Использование статистических показателей при характеристике экологической обстановки Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
1649
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Шумилин О. В.

В статье рассмотрено современное состояние информационного обеспечения вопросов, связанных с решением задач охраны правопорядка в области защиты атмосферы. Показана важность информации в обеспечении гласности работы природоохранных органов, в создании условий сохранения норм окружающей среды и соблюдении экологического законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Шумилин О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using strategic indicators at characterization of environmental situation The article is devoted to the present condition of the information support of atmosphere protection issues, connected with law enforcement task decisions. It also reflects the information significance in providing publicity to environmental authorities and maintaining of environmental norms and environmental legislation

Текст научной работы на тему «Использование статистических показателей при характеристике экологической обстановки»

УДК 343.775 О.В. Шумилин*

Использование статистических показателей при характеристике экологической обстановки

В статье рассмотрено современное состояние информационного обеспечения вопросов, связанных с решением задач охраны правопорядка в области защиты атмосферы. Показана важность информации в обеспечении гласности работы природоохранных органов, в создании условий сохранения норм окружающей среды и соблюдении экологического законодательства.

Using strategic indicators at characterization of environmental situation

The article is devoted to the present condition of the information support of atmosphere protection issues, connected with law enforcement task decisions. It also reflects the information significance in providing publicity to environmental authorities and maintaining of environmental norms and environmental legislation.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая информация, охрана атмосферного воздуха, состояние атмосферного воздуха, загрязнение атмосферы.

В настоящее время в России вопросы социально-экономического развития все чаще рассматриваются во взаимосвязи с воздействием на окружающую среду. Вместе с тем доминирующее значение проблем экологической безопасности еще не приобрело в России того значения, которое они имеют в большинстве развитых стран. Но даже осознание на уровне государственного управления значения вопросов охраны окружающей среды как важнейшего фактора успешной жизнедеятельности человека и общества свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих в России в последние годы. Сегодня многое уже зависит от использования природных ресурсов на условиях, предоставляемых государством - и поддержание охраны окружающей среды на уровне, не ухудшающем сложившегося экологического баланса, и формирование правильного отношения к вопросам экологии в обществе, и развитие социальных институтов управления и контроля состояния окружающей среды.

В данной статье предлагаются пути решения информационного обеспечения системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов (Закон «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ, в редакции от 29 декабря 2004 г.). Изучение вопросов информационного обеспечения защиты атмосферы также необходимо при решении задач законодательства в области обеспечения экологических прав граждан, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 41).

Пристальное внимание общества к проблемам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и природопользованию усиливает спрос на экологическую информацию, которая формируется на основе разработанной системы показателей и комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в природоохранной отрасли.

ta

гъ

съ

I

?

а

*

I

3

<\>

съ

*

8

X

S

сь

?

съ

S

3

?

съ

съ

I

* Проректор ФГОУ «Государственный региональный образовательный центр» Росатома, кандидат экономических

наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (33) 2007

Об источниках экологической информации

Сегодня можно выделить несколько групп держателей экологической информации среди органов государственной власти и управления:

1) органы исполнительной власти РФ: министерства, федеральные службы и агентства и их территориальные органы в субъектах Федерации, в т.ч.:

- Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз);

- Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды);

- Федеральная служба государственной статистики (Росстат);

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

2) Федеральные агентства:

- кадастра объектов недвижимости,

- по рыболовству,

- водных ресурсов,

- по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

- Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Среди других негосударственных организаций и не отнесенных к органам власти держателям экологической информации являются:

- научно-исследовательские организации;

- проектные организации;

- международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды;

- общественные экологические организации.

Провести анализ всей информации и системы статистических показателей окружающей среды и природопользования в рамках одной работы не представляется возможным, поэтому мы ограничимся примерами формирования и анализа показателей состояния атмосферного воздуха.

Источники информации о состоянии атмосферного воздуха

Под качеством атмосферного воздуха понимается совокупность свойств атмосферы, определяющих степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, флору, фауну и на окружающую среду в целом.

Официальными публикациями, характеризующими состояние атмосферного воздуха в РФ, являются:

- обзоры загрязнения природной среды в Российской Федерации Росгидромета1;

- ежегодники состояния загрязнения атмосферы в городах на территории Российской Федерации2, подготавливаемые Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова;

- статистические публикации Росстата3.

В обзорах Росгидромета рассматривается состояние загрязнения окружающей среды на территории РФ по данным наблюдений его межрегиональных территориальных управлений и материалам по природным средам, подготовленных институтами Росгидромета: Главной геофизической обсерваторией, Гидрохимическим институтом, Государственным океанографическим институтом, НПО «Тайфун», Институтом глобального климата и экологии, Государственным гидрологическим институтом, Гидрометцентром, Центральной аэрологической обсерваторией, Институтом прикладной геофизики, РЦ «Мониторинг Арктики» и ГУ «Московский ЦГМС-Р».

В ежегодниках, подготовленных Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова, приводятся данные о состоянии атмосферы в городах РФ на основе данных наблюдений Росгидромета проводимых в 253 городах на 682 станциях, расположенных в жилых районах, вблизи автомагистралей и крупных промышленных предприятий4.

В ежегодники о состоянии загрязнения атмосферы на территории России включается информация о загрязнении атмосферы по различным веществам в целом по России и отдельным наиболее загрязненным городам, сведения о климатических условиях, о местоположении главных источников выбросов, о методах измерений и сети мониторинга состояния атмосферы.

В статистические публикации Росстата ежегодно помещаются сведения, характеризующие ведение лесного хозяйства, охрану атмосферного воздуха, водных объектов, земельных ресурсов, данные об особо охраняемых природных территориях и затратах на охрану окружающей среды. При этом по значительному числу показателей сведения представлены по отраслям экономики, в разрезе субъектов Федерации, по территориям федеральных округов.

При подготовке материалов Росстатом активно используются данные федеральных государственных статистических наблюдений, и сведения из государственной отчетности, централизованной в министерствах и ведомствах Российской Федерации (Министерства природных ресурсов, Федеральной службы земельного кадастра России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по рыболовству).

Тематика выпускаемых изданий территориальных органов Федеральной службы государственной статистики складывается исходя из условий информационного взаимодействия с органами власти и управления, ответственными за вопросы природоохранного законодательства и экологии. Так, территориальный орган Росстата по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) ограничивает тематику статистических публикаций ежегодным сборником о состоянии окружающей среды, в котором содержатся статистические данные о состоянии окружающей среды Санкт-Петербурга за последние пять лет5 и публикуются материалы по охране атмосферного воздуха, водного бассейна, земельных ресурсов, об образовании, поступлении, использовании и размещении отходов производства и потребления. Кроме того, в сборнике приводятся показатели, характеризующие использование средств, выделяемых на охрану окружающей среды в Санкт-Петербурге.

В сборнике помещаются данные статистической отчетности по охране окружающей среды, а также материалы Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, Управления Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Важную роль среди данных, характеризующих воздействие на окружающую среду, имеют статистические показатели, которые дают возможность получить сводные данные по федеральной, окружной, региональной, отраслевой и иным группам, сравнивать их с показателями, характеризующими социально-экономические изменения. В настоящее время используют показатели, число которых может значительно изменяться в соответствии с изучаемой проблемной ситуации и целью исследования.

Одним из важнейших источников официальной статистической информации об атмосферном воздухе является регулярная (на протяжении последних 20 лет) государственная статистическая отчетность по форме № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 14 июля 2004 г. № 28. Отчет содержит 149 показателей.

Форму № 2-тп (воздух) составляют юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций.

Источником информации для составления отчета по форме № 2-тп (воздух) являются данные первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам:

- ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»;

- ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»;

- ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок».

В качестве первичной учетной документации допускается также использование отраслевых форм и указаний, согласованных в установленном порядке.

В отчете по охране атмосферного воздуха отражаются данные по стационарным источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ. Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. В указанном отчете не отражаются данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.

Ьв

гъ

тни

Я

*

Сан

*

кт-Пет

т

ер

бу

рг

<\>

съ

*

ог

у

X

Я

ерс

съ

Я

те

Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рос

съ

съ

Я

и

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (33) 2007

В отчете по форме № 2-тп (воздух) также содержатся данные:

- о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации;

- о выбросах в атмосферу специфических загрязняющих веществ;

- об источниках загрязнения атмосферы;

- о выполнении мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Информация, собранная по формам 2-тп (воздух), не является полной при определении общих объемов загрязнения окружающей среды, т.к. существует ценз по выбросам, на основании которого отбираются предприятия «для отчета». Скорее следует говорить о том, что показатели, полученные с помощью этого обследования, можно использовать в качестве структурных оценок и средних величин с тем, чтобы правильно подготовить необходимую информацию на основании данных, полученных из других источников.

При оценке уровня загрязнения атмосферы недоучитывается также и роль автотранспорта в валовые выбросы вредных веществ в атмосферу, доля которых составляет в регионах от 40% до 94%. Учитывая, что статистические показатели по загрязнению атмосферного воздуха на основе информации, полученной по форме № 2-тп (воздух), не в полной мере позволяют оценить экологическую ситуацию на уровне субъекта РФ и особенно муниципальных образований, используются данные министерств, служб и агентств, ответственных за разработку показателей, получаемых на основе полевых измерений в пунктах наблюдения. Среди них:

1) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, в т.ч. по видам автотранспорта: автомобильный, речной, морской, железнодорожный;

2) среднегодовая концентрация загрязняющих веществ в атмосфере крупных городов;

3) количество городов и населенных пунктов, в которых наблюдались случаи высокого и экстремального высокого загрязнения атмосферного воздуха;

4) число случаев высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха.

Анализ состояния атмосферного воздуха

Представляем оценку основных проблем загрязнения атмосферы с использованием системы показателей государственной статистики, с дополнением ее доступной информацией из приведенных выше источников.

На территории нашей страны в последние годы наметилась тенденция постоянного увеличения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (2000 г. - 18,8 млн. т, 2001 г. - 19,1, 2002 г. - 19,5, 2003 г. - 19,8 и 2004 г. - 20,5 млн. т). Наиболее распространенными загрязняющими атмосферу веществами, отходящими от стационарных источников, в 2004 г. являлись: оксид углерода - 6,8 млн. т (33%), диоксид серы - 4,8 (23%), углеводороды - 4,2 (21%), твердые вещества - 2,9 (14%) и оксиды азота -1,6 млн. т (8%).

Предприятия цветной металлургии осуществляли в последние годы половину общего объема выбросов в атмосферу диоксида серы. Топливная промышленность и черная металлургия оставались главными загрязнителями атмосферного воздуха: выбросы оксида углерода (соответственно 38,8% и 24,9% от общего объема выбросов). Предприятия электроэнергетики выбрасывают в атмосферу оксиды азота (52,2% от общего объема выбросов этого вещества), твердые вещества (34,7 %) и диоксид серы (26,4 %). Основными загрязнителями атмосферного воздуха углеводородами и летучими органическими соединениями являются предприятия топливной промышленности и трубопроводный транспорт6.

Отраслевая структура выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в 2004 г., выглядит следующим образом: промышленность -81,7%, транспорт - 10,4%, жилищно-коммунальное хозяйство - 4,8%, на прочие отрасли экономики приходится 3,1%.

Отраслевая структура выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по территориям субъектов РФ, входящим в федеральные округа, в 2004 г. имеет некоторые отличия. Например, в Приволжском и Южном федеральных округах на транспорт приходится более 23% атмосферных загрязнений, в Дальневосточном федеральном округе - 27% на жилищно-коммунальное хозяйство (см. табл. 1).

Таблица 1

Отраслевая структура выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по федеральным округам РФ в 2004 г. (в процентах)7

Всего Промышлен ность Транспорт Жилищно- коммунальное хозяйство Прочие отрасли экономики

Российская Федерация 100 81,7 10,4 4,8 3,1

Центральный федеральный округ 100 83,5 7,2 6,1 3,2

Северо-Западный федеральный округ 100 77,0 10,9 7,7 4,4

Южный федеральный округ 100 70,2 23,0 3,5 3,3

Приволжский федеральный округ 100 71,7 23,8 2,0 2,5

Уральский федеральный округ 100 85,9 10,7 0,7 2,7

Сибирский федеральный округ 100 89,2 2,0 6,2 2,6

Дальневосточный федеральный округ 100 60,3 5,4 27,4 6,9

Анализ загрязнения атмосферы городов РФ

В городах проживает 73,4% жителей нашей страны. Экологические проблемы городов связаны с концентрацией на сравнительно небольших территориях значительного числа населения, транспорта и промышленных предприятий.

Состояние атмосферы оценивается с помощью интегрального показателя загрязнения атмосферного воздуха, рассчитываемого Росгидрометом, который проводит оценку уровня загрязнения атмосферы на основе ИЗА - комплексного индекса загрязнения атмосферы, учитывающего несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Поэтому этот показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха.

В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения считается низким при ИЗА от 0 до 4, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА равным или более 14.

Росгидромет проводит регулярные наблюдения за загрязнением атмосферы в 248 городах России. В обзоре Росгидромета говорится, что уровни загрязнения атмосферного воздуха в городах РФ остаются высокими. В 73% городов, где проводятся наблюдения, уровни загрязнения оценивались как высокие и очень высокие, и только в 17% городов -как низкие. В 203 городах средние за год концентрации какого-либо вещества превышали одну ПДК.

Количество городов, где средние концентрации какой-либо примеси превышали одну ПДК, за пять лет практически не изменилось. Число городов, включаемых в Приоритетный список, составляет 43, что обусловлено прежде всего ростом концентраций бенз(а)пирена.

Увеличение концентрации бенз(а)пирена было связано с ростом промышленного производства без соблюдения правил защиты атмосферы, использованием автомобилей с повышенным выделением сажи, пожарами в лесах и разжиганием костров для сжигания мусора. Кроме того, наблюдался значительный рост средних концентраций бенз(а)пирена в зимние месяцы, что указывает на использование твердого топлива для обогрева помещений.

В приоритетный список городов, в который включаются города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха с ИЗА равным или выше 14, в 2004 г. включено 43 города: Ангарск, Балаково, Барнаул, Благовещенск (Амурская область), Братск, Владимир,

Ьв

гъ

съ

І

Я

*

£

*

I

<\>

съ

*

я

сь

•§

съ

Я

3

3

&

съ

съ

Я

І

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (33) 2007

Волгоград, Волжский, Екатеринбург, Зима, Иркутск, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Краснотурьинск, Курган, Кызыл, Магадан, Магнитогорск, Набережные Челны, Нерюнгри, Нижнекамск, Новокузнецк, Новороссийск, Новочеркасск, Норильск, Омск, Первоуральск, Петропавловск-Камчатский, Радужный, Ростов-на-Дону, Рязань, Саратов, Селенгинск, Улан-Удэ, Уссурийск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Чита, Шелехов, Югра, Южно-Сахалинск. Уровень загрязнения в этих городах определяется высокими концентрациями бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида азота и взвешенных веществ, а также высокими концентрациями фенола, сероуглерода, фторида водорода и аммиака.

Таким образом, качество воздуха в крупных городах России, в которых проживает более половины городского населения, остается неудовлетворительным8.

Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха городов вносит автомобильный транспорт (см. табл. 2).

Таблица 2

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от автотранспорта и стационарных источников по городам-миллионерам РФ в 2002 г.9

Города Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в 2002 г. Уровень загрязнения воздуха

Всего (тыс. т) в том числе от: Выбросы автотранспор та в % к всего

автотранспо рта стационарных источников

Екатеринбург 141,9 118,4 23,5 83 Очень высокий

Казань 111,0 72,3 38,7 65 Высокий

Москва 1743,7 1644,3 99,4 94 Высокий

Нижний Новгород 74,1 31,3 42,8 42 Очень высокий

Новосибирск 303,8 209,5 94,3 69 Высокий

Омск 455,8 255,3 200,5 56 Очень высокий

Ростов- на-Дону 157,9 149,1 8,8 94 Очень высокий

Санкт- Петербург 254,4 196,6 57,8 77 Высокий

Уфа 355,0 184,6 170,4 52 Очень высокий

Челябинск 292,0 168,7 123,3 58 Высокий

Анализ состояния атмосферного воздуха Санкт-Петербурга

Вопросы загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга представлены в достаточно большом числе теоретических исследований и натурных экспериментов. В данной части работы приведен анализ загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга с использованием данных указанного статистического наблюдения проводимого Петростатом.

Загрязнение атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге является одной из актуальнейших проблем города. Высокий уровень загрязнения атмосферы Санкт-Петербурга оказывает негативное воздействие на здоровье населения, а также на состояние садовопарковых ансамблей и архитектурных памятников города. Несколько облегчают положение климатические условия и географическое расположение города - большое количество ветреных дней и направление ветров способствуют естественному рассеиванию и очищению атмосферы от загрязнений. За текущий год заметных изменений не произошло. Наблюдается

даже некоторое ухудшение ситуации в основном за счет увеличения числа единиц индивидуального автотранспорта, хотя уровень загрязненности зависит также от выбросов в атмосферу предприятий топливно-энергетического комплекса и промышленности. С 2000 по 2003 гг. рост объема промышленной продукции в Санкт-Петербурге составил 233%, что, безусловно, привело к увеличению нагрузки на окружающую среду.

Согласно данным регулярных наблюдений, средние годовые концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, фенола и бенз(а)пирена в течение многих лет превышают предельно допустимые концентрации (ПДК), а максимальные разовые ПДК многократно превышаются, кроме указанных веществ, также оксидом углерода, хлоридом водорода, аммиаком. В дальнейшем при выходе экономики из кризисного состояния следует ожидать увеличения загрязненности воздушного бассейна города по целому ряду вредных примесей.

Наименее управляемым и в то же время самым важным фактором загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Улучшение состояния атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге в значительной степени зависит от решения проблемы автотранспорта, т.к. в настоящее время доля выбросов автотранспорта в суммарных выбросах города составляет более 70%. На фоне спада промышленного производства в последние годы происходит интенсивное увеличение численности автомобильного парка города, причем в основном за счет устаревших и изношенных транспортных средств, в т.ч. импортных. Это привело к изменению структуры выбросов и сделало потоки автомобильного транспорта на улично-дорожной сети Санкт-Петербурга основным источником загрязнения атмосферного воздуха. Выбросы от автотранспорта опасны тем, что распространяются на уровне дыхания человека, а это способствует непосредственному их воздействию на организм.

На состояние воздушного бассейна Санкт-Петербурга оказывают влияние выбросы загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников выделения. За 2004 г. выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, по сопоставимому кругу предприятий (без учета выбросов от автотранспорта индивидуального пользования), уменьшились на 5% и составили 57,0 тыс. т, из них 9% - твердые, 91% - газообразные и жидкие вещества.

По сведениям УГИБДД на 1 января 2005 г. в Санкт-Петербурге на учете состояло 1195498 единиц автомобильного транспорта, в т.ч. 1013764 единицы легковых автомобилей, 104841 единица грузовых автомобилей, 18735 единиц автобусов, 58158 единиц мотоциклов. По сравнению с 1 января 1997 г., их число увеличилось на 20%. Из общего числа автомобильного транспорта Санкт-Петербурга на легковые автомобили приходится 85%, грузовые автомобили - 8,8%, мотоциклы - 4,9%, автобусы - 1,6%. Из общего количества автотранспорта 90% транспортных средств находится в частной собственности (на 1 января 1997 г. в частной собственности находилось 73% автотранспортных средств).

Развитие магистральной сети города в последние годы происходит в основном за счет строительства новых улиц и объездных автодорог в периферийных районах массовой жилой застройки. Очень заметно их отсутствие в центральной части города. Сохранение потоков грузового и легкового транспорта, вынужденных следовать через центр по узким улицам, с частыми остановками перед светофорами, оказывает негативное влияние на условия проживания в прилегающих кварталах, а также перегружает невские мосты.

Отдельной проблемой магистральной улично-дорожной сети Санкт-Петербурга остается недостаточное количество мостов через р. Неву, особенно в центральной части города, в связи с чем существующие мосты и подходящие к ним магистрали перегружены транспортом.

Плохое техническое состояние улично-дорожной сети и отсутствие специальных магистралей для пропуска транзитного транспорта высокой грузоподъемности приводит к появлению задержек и заторов перед перекрестками, резкому снижению скоростей движения, и как результат - к ухудшению экологической обстановки в районе крупных транспортнообразующих узлов. Необходима скорейшая реализации проекта строительства объездной дороги с использованием комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений и строительство кольцевой автомагистрали вокруг города. Эти объекты наряду с развитием и совершенствованием планировочной структуры города кардинально улучшат сложившуюся ситуацию и позволят организовать пропуск транзитного движения в обход города с минимальными издержками. В комплексе данные мероприятия позволят значительно снизить уровень загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами автотранспорта и улучшить состояние экологической среды города.

Ьв

съ

1

Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

а

*

I

<\>

съ

*

X

Я

сь

•§

съ

Я

3

съ

съ

Я

1

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (33) 2007

Второй составляющей общего объема выбросов в атмосферу после автотранспорта являются стационарные источники.

Большую долю загрязняющих веществ выбрасывают в атмосферу Санкт-Петербурга объекты топливно-энергетического комплекса. Для нормальной работы промышленных производств и коммунальных служб, для снабжения энергией городского электротранспорта, для отопления и горячего водоснабжения Санкт-Петербургу требуется значительное количество электрической и тепловой энергии. Эта энергия производится на девяти ТЭЦ (в границах Санкт-Петербурга), принадлежащих АО «Ленэнерго», в котельных ГП ТЭК, а также в энергетических цехах, котельных или ТЭЦ, принадлежащих промышленным предприятиям. Эти энергетические предприятия и являются главными загрязнителями атмосферного воздуха среди стационарных источников. 43% валового выброса энергетических предприятий города приходится на АО «Ленэнерго», около 19% дают котельные тепловых сетей, остальные 38% - энергетические подразделения промышленных предприятий. Выбросы энергетических предприятий в целом (50,2 тыс. т) составили более 64% от валового выброса веществ-загрязнителей, произведенного всеми стационарными источниками Санкт-Петербурга. На долю энергетических предприятий приходится 90% выброса оксидов азота (в пересчете на диоксид азота), а также 85% выброса диоксида серы. Доля газа в топливном балансе возросла от 77,5% в 1993 г. до 92% в 1995 г., а доля мазута соответственно снизилась с 19,5% до 3,6%.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 2004 г. в Санкт-Петербурге имеют следующий состав ингредиентов: диоксид серы - 9,2 тыс. т, оксид углерода - 7,3 тыс. т, оксид азота - 19,2 тыс. т, углеводороды - 6,9 тыс. т, летучие органические соединения - 6,0 тыс. т.

Основными загрязнителями воздушного пространства города являются предприятия промышленности - 64% всех выбросов (в т.ч. предприятия электроэнергетики - 47%), предприятия жилищно-коммунального хозяйства - 21% и транспорта по стационарным источникам - 6%.

Наибольший «вклад» в загрязнение воздушного бассейна Санкт-Петербурга вносят предприятия Кировского (20% от общего объема выбросов), Выборгского (14%), Фрунзенского (11%) и Приморского (10%) районов. В Кировском районе наибольшие выбросы загрязняющих веществ осуществляют предприятия АО «Ленэнерго»: Первомайская ТЭЦ и ТЭЦ № 15, доля которых составляет, соответственно, 8% и 6% от общего объема выбросов по городу, во Фрунзенском - Южная ТЭЦ (8%). Суммарные выбросы от вышеперечисленных предприятий составляют 21% от общего объема выбросов загрязняющих веществ по Санкт-Петербургу.

В 2004 г. на 208 обследованных предприятиях Санкт-Петербурга, в результате своей деятельности выбрасывающих в атмосферу загрязняющие вещества, сосредоточено 16,8 тыс. стационарных источников выбросов вредных веществ. Из них 15 тыс. - организованных, которые оборудованы газоочистными установками. В 2004 г. такими установками было уловлено 68,3 тыс. т загрязняющих веществ, или 54% от общего количества, в т.ч. твердых

- 67,9 тыс. т или 99%.

В 2004 г. снижение выбросов загрязняющих веществ по отношению к предыдущему году по сопоставимому кругу предприятий составило 7,9 тыс. т. Ежегодно на некоторых предприятиях проводятся мероприятия, направленные на сокращение выбросов загрязняющих веществ. На предприятиях Санкт-Петербурга в 2004 г. было выполнено 113 атмосфероохранных мероприятия, что в 1,6 раза больше, чем в 2003 г. Затраты на их выполнение составили 198,3 млн. рублей.

Проведение атмосфероохранных мероприятий в основном проводились на предприятиях таких видов деятельности, как машиностроение, электроэнергетика и металлообработка. На ФГУП «Адмиралтейские верфи» эффект от внедрения новых газоочистных установок составил 17,5 т, затраты на выполнение мероприятий - 46,6 млн. рублей.

Негативное воздействие на атмосферный воздух города оказывают передвижные источники загрязнения. Для Санкт-Петербурга крайне актуальной является проблема загрязнения воздуха выбросами загрязняющих веществ от передвижных источников, в первую очередь от автотранспорта. Парк легкового автотранспорта физических лиц в Санкт-Петербурге с 1990 г. по 2003 г. вырос в 3,3 раза (с 281 тыс. до 983 тыс. штук) По расчетным данным Управления Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу, в 2004 г. выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта по городу увеличились на

15,1 тыс. т и составили 238,7 тыс. т. В т.ч. увеличилось содержание в выбросах диоксида азота - на 8% по сравнению с 2003 г. (26,7 тыс. тонн), содержание оксида углерода увеличилось на 7% (192,6 тыс. т), а количество углеводородов - на 7% (19,4 тыс. т). Выбросы загрязняющих веществ от индивидуальных автомобилей составили 164,2 тыс. т, что на 6,3 тыс. т выше уровня предыдущего года.

Развитие науки, технологий требует постоянного внимания к совершенствованию существующей системы показателей. Государственная статистика, являющаяся составной частью научного познания и практической деятельности, призвана сыграть важную роль в осознании обществом серьезности проблем состояния и развития окружающей среды. Считаем, что данные государственной статистической отчетности помогут определить приоритеты в государственной политике в сфере экологии - важнейшей части развития общества.

Загрязнение атмосферного воздуха является одной из главных причин риска здоровью индивидуума из-за прямого, через органы дыхания, и опосредованного действия, через воду, почву, продукты питания, воздействия на организм человека. Поэтому при оценке экологического состояния того или иного региона можно дополнительно использовать показатели, характеризующие состояние здоровье населения: заболеваемость, особенно детскую, смертность населения, ожидаемую продолжительность жизни. Данные показатели принимаются в качестве одного из критериев оценки изменения среды обитания для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

Несмотря на большое количество исследований по вопросам охраны окружающей среды, существует определенный недостаток экологических показателей. Статистические данные, данные министерств, служб и агентств, сравнение показателей с существующими нормативами состояния окружающей среды могут составить статистическую базу данных для федеральных, окружных, региональных и отраслевых программ развития.

Считаем, что предложенные в данной статье материалы помогут при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и осуществлении экологического просвещения посредством распространения информации о состоянии окружающей среды (ст. 74 Закона «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ, в редакции от 29 декабря 2004 г.).

1 См.: Обзор загрязнения природной среды в Российской Федерации за 2004 г. / Ред. комиссия: Ю.А. Израэль, Ю.С. Цатуров, А.В. Цыбань, Г.М. Черногаева, В.В. Челюканов, В.И.Егоров. М., 2005.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 47. Ст. 5410 .

3 См.: Основные показатели охраны окружающей среды: Статистический бюллетень. М., 2004; Основные показатели охраны окружающей среды. Статистический бюллетень. М., 2005.

4 См.: Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2002 г. Ежегодник. СПб., 2003; Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2003 г. Ежегодник. СПб., 2004.

5 См.: Состояние окружающей среды Санкт-Петербурга в 2003 году: Статистический сборник. СПб., 2004; Состояние окружающей среды Санкт-Петербурга в 2004 году: Статистический сборник. СПб., 2005.

Основные показатели охраны окружающей среды: Статистический бюллетень. М., 2004.

Основные показатели охраны окружающей среды: Статистический бюллетень. М., 2005.

Обзор загрязнения природной среды в Российской Федерации за 2004 г.

Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2003 г. Ежегодник. СПб., 2004.

6 См.

7 См.

8 См.

9 См.

Ьв

гъ

съ

1

Я

£

а

*

I

<\>

съ

*

X

Я

сь

•§

съ

Я

3

съ

съ

Я

1

5 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.