Экологизация как драйвер ESG-трансформации ритейл компании
Тимофеева Анастасия Геннадиевна,
исследователь, преподаватель-исследователь, направление подготовки «Менеджмент», Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Ритейл является важной отраслью для построения и развития инклюзивной и устойчивой экономики в России. Основным драйвером повестки устойчивого развития у ритейл компаний выступает - клиент. В современных условиях ритейл компании продолжают развивать практики устойчивого развития, направляя фокус внимания на экологизацию своих бизнес-процессов, и переходят к процессу ESG-трансформации. Таким образом, у менеджмента компаний возрастает необходимость в использовании новых инструментов управления. На текущий момент специфика управления устойчивым развитием у ритейл компаний малоизучена. В статье разработан усовершенствованный алгоритм управления ESG-трансформацией компании, направленный на повышение эффективности данного процесса, а также предложен набор ESG-показателей, позволяющий оценить экологизацию ритейл компании и обеспечить качественное раскрытие информации по данному направлению.
Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG-трансформация, ESG-показатели, экологизация, ритейл.
Доля розничной и оптовой торговли в ВВП России в первом квартале 2023 года составила - 18,1%. Оборот розничной торговли составляет - 3 665,9 млрд рублей [1]. Большая часть расходов приходится на потребительские товары повседневного спроса, начиная от продуктов питания и напитков, включая в себя косметику и чистящие средства. При этом, по данным Агентства по охране окружающей среды США, средний продуктовый магазин выбрасывает 1300 тонн С02 в год только из-за потребления энергии. Это эквивалентно выбросам углекислого газа за год от 600 автомобилей.
По итогам экономических событий 2022 года внимание ритейл компаний преимущественно было направлено на обеспечение устойчивости новых цепочек поставок, оптимизацию ценовой политики, а также поддержание конкурентного преимущества, что привело к смещению экологической повестки в рамках устойчивого развития компаний на второй план. При этом климатические изменения, а также глобальный тренд на декорбанизацию экономик продолжил оказывать влияние на ритейл компании, затрагивая такие направления их деятельности как: сельское хозяйство, продажа собственных торговых марок (далее - СТМ), переработка отходов, упаковка товаров, работа с покупателями и другое. Также стоит отметить, что основным драйвером внедрения практик устойчивого развития у ритейла выступает - клиент. На сегодняшний день ритейл является важной отраслью для построения и развития инклюзивной и устойчивой экономики в России. Все вышеперечисленные факторы способствуют развитию тренда на внедрение новых инструментов для более эффективного управления устойчивым развитием и переход к ESG-трансформации ритейл компаний, а также экологизацию ритейла.
В этой связи, вопросы, связанные с управлением ESG-трансформацией становятся все более актуальными, иностранные и российские исследователи изучают их в своих работах. Теоретический аспект принципов и алгоритмов ESG-трансформации российских компаний в целом рассматривается в работах Ю.М. Цыгалова, С.А. Сти-жова [2], С.И. Бик [3], А.В. Марголин, И.В. Вякина [4] и других авторов. Цифровизация является одним из основных драйверов организационных изменений в компании, влияние внедрения новых технологий на переход к ESG-трансформации компании изучают в своих работах зарубежные авторы -Дж. Джерард, С. Шиллебек [5], Я. Пэн, Х. Чен, Т. Ли [6], С. Эль-Масса, М. Мохильдин [7] и другие. Вопросы, связанные с экологическим аспектом устойчивого развития компании изучают российские авторы - В.И. Осипов [10], Ю.А. Цыпкин, А.В. Фоми-
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
на, И.В. Чуксин [9], Е.Л. Зимина, Д.К. Панкевич, С.М. Горячева [8].
Специфика ESG-транcформации у ритейл компаний рассмотрена в работе - В.А. Едемская, Е.Д. Давыдова, Ф.И. Сухов [11], процесс экологизации ритейл компаний изучают в работах - В.В. Ба-харев, И.В. Капустина, Г.Ю. Митяшин, Ю.В. Катра-
шова [12], О.В. Година, Л.С. Максименко, Э.В. Та-ташева [13]. При этом на текущий момент не проведена систематизация практик, тенденций и направлений ESG-трансформации с учетом специфики ритейл компаний, что позволяет сделать вывод, что специфика управления устойчивым развитием у ритейл компаний малоизучена.
1 этап
Анализ и актуализация миссии, видения организации
4
I
Этап 3.
Выбор приоритетных тем с вовлечением заинтересованных сторон
I
Этап 4.
Постановка ключевых целей и задач по Б80-трансформации компании
_4_
Этап 5.
Создание / корректировка орг. структуры управления УР. Разработка системы мотивации
Этап 6.
Создание дорожной карты по достижению поставленных целей Б80-трансформации
I
Этап 7.
Трансформация бизнес-процессов компании => изменение бизнес-модели компании
I
Этап 8.
Оценка выполнение плана по показателям оценки устойчивого развития продуктовых ритейл компании, подготовка отчетности
I
да
В рамках исследования Центра устойчивого = развития «Сколково» «Корпоративное управление е и ESG-трансформация российских компаний» авто-Я ры выделили ключевые этапы ESG-трансформации ° компании: 1 - формирование видения; 2 - прове-£ дение бенчмарк-анализа и диагностика практики
компании в области устойчивого развития; 3 - разработка плана действий и постановка целей; 4 - назначение ответственных лиц, мотивация; 5 - оценка прогресса, отчетность и корректировка плана [14]. Кроме того, по данным отчета - 77% опрошенных Директоров по устойчивому развитию и 36% чле-
нов Советов директоров и топ-менеджеров сообщили, что их компании начали ESG-трансформацию и успешно реализуют данную инициативу. При этом, 46% членов Советов директоров и топ-менеджеров заявили, что в их компаниях реализуются лишь отдельные практики устойчивого развития [14]. Данные результаты подтверждают необходимость совершенствования и развития практики ESG-трансформации у российских компаний. Анализ практик управления устойчивым развитием у российских и международных ритейл компаний позволил разработать усовершенствованный алгоритм управления ESG-трансформации компании, представлен на рисунке 1.
Предложенный алгоритм состоит из восьми ключевых этапов, включающих в себя анализ глобальной миссии и видения организации,оценку текущего ESG-профиля компании и далее создание стратегии и постановку задач по внедрению ESG-принципов в бизнес-процессы компании, а также совершенствование организационной структуры и системы мотивации, в завершении процесса предусмотрена оценка достигнутых результатов и подготовка интегрированной отчетности.
Использование данного алгоритма ESG-трансформации позволит компаниям проанализировать свои текущие бизнес-процессы, выявить «разрывы» между ожидаемым результатом и текущим положением дел, а также начать системную работу по экологизации ритейл компании.
На сегодняшний день российские ритейл компании не имеют системного подхода к экологизации, при этом компании скорее реализуют практики по отдельным направлениям, например: в большинстве магазинов крупнейших ритейлеров представлены товары с маркировкой «эко», «био», «органик» и другие. По данным исследования Ме^епЮ 2023 года «Устойчивое развитие взгляд в 2023» потребители продолжают придерживаться базовых эко-практик, в качестве наиболее распространенных выделяют: использование многоразовых сумок-шоперов (49%); разумное потребление-избегание отходов (47%); минимизация потребления электроэнергии и сознательное разделение мусора для вторичной переработки (45%), 24% покупателей покупают товары с экологичными характеристиками. По данным опроса ВЦИОН в 2021 году более половины россиян (55%) учитывают эко-логичность товаров при совершении покупки [15]. Кроме того, интерес к осознанному потреблению, а также эко-повестке растет каждый год, особенно это проявляется у молодого современного поколения. Результаты опроса ВЦИОН показали, что актуальность проблем загрязнения планеты, изменения климата, исчерпания природных ресурсов и другое выше у молодого поколения (18-24 лет) -70%, старшая возрастная группа (24-50) - 48%.
В работе «Экологизация розничной торговли: анализ стратегий» авторы выделяют четыре уровня товарной экологизации: стартовый, базовый, продвинутый и системный [12]. При достижении продвинутого и системного уровня эко-товары
становятся неотъемлемой частью уникального ценностного предложения для клиента.
Таким образом, в связи с изменениями потребительских предпочтений, ритейл компании меняют свои стратегии развития, а также адаптируют свое ценностное предложение под запрос клиента, включая в него здоровый образ жизни. Под ценностным предложением наиболее часто подразумевают совокупность тех выгод и преимуществ, которые бизнес готов предложить потребителю [16].
Говоря о трансформации ценностного предложения ритейл компании с учетом экологизации, можно выделить ключевые направления:
- расширение ассортимента с эко-маркировкой, использование эко-упаковки;
- повышение внимания к категориям «фреш», «ультрафреш», ФРОВ;
- расширение ассортимента продуктов здорового питания;
- повышение осведомленности потребителей принципам ответственного потребления;
- увеличение доли покупателей, считающих, что розничные сети помогают им вести здоровый образ жизни - создание позитивного клиентского опыта и другое.
Анализ интеграции направления здорового образа жизни в ценностное предложение ритейл компаний произведен у пяти крупнейших российских продуктовых ритейлеров (ТС «Перекресток» и ТС «Пятерочка» входят в состав «Х5 Group») по обороту выручки за 2022 год, представлен в таблице 1.
Проведенный анализ позволил выявить общий тренд у продуктовых ритейл компании на включение ЗОЖ в ценностное предложения для клиентов, что подтверждает фокус на экологизацию, включающую в себя внедрение практик по ответственному потреблению и производству.
Кроме того, комплексный процесс экологизации ритейла включает в себя три направления работы:
- работа с поставщиками: расширение ассортимента с эко-маркировкой, увеличение доли продуктов категории «фреш», «ультрафреш», использование эко-упаковки и другое;
- работа с покупателями: повышение осведомленности потребителей принципам ответственного потребления, создание позитивного клиентского опыта, развитие тренда на экологичные товары;
- окружающая среда: снижение негативного воздействия на окружающую среду, снижение объема отходов, внедрение практик фудшеринга товаров и другое.
На сегодняшний день возрастает необходимость оценки достижения поставленных целей по данному направлению. С целью обеспечения контроля и объективной количественной и качественной оценки процесса экологизации компании в работе предложен набор показателей управления устойчивым развитием ритейл компаний на основе ESG-факторов с учетом отраслевых особенностей по направлению экология, представлено в таблице 2.
сз о
со £
m Р сг
СТ1 А
=Е
Таблица 1. Анализ ценностного предложения крупнейших российских продуктовых ритейл компании в направлении ЗОЖ
Компания Место в рейтинге Элементы ЗОЖ в ценностном предложении Практики
ТС «Перекресток» «Х5 Group» 1 Особое внимание качеству и свежести товара во всех категориях («уль-трафреш», «фреш», ФРОВ) - ЗОЖ-фестивали совместно с поставщиками; - Открытие фермерских островков; - Расширение ассортимента продуктов СТМ «Зеленая линия»; - «Забег чемпионов» совместно с компаниями «Bite», «Epica».
ТС «Пятерочка» «Х5 Group» 1 Внимание свежести и качеству продукции; Увеличение ассортимента категории «фреш» - Информационная кампания по здоровому образу жизни; - Маркировка здоровой продукции с ЗОЖ-характеристиками; - Пилотные занятия по приготовлению здорового питания в школах.
«Магнит» 2 Внимание на свежесть и качество продукции - Инициатива с крупнейшими брендами потребительских товаров «Вместе за здоровое будущее» в рамках продвижения здорового образа жизни среди потребителей и местных сообществ; - Создание секции здорового питания в магазинах.
«Лента» 4 Цели - формирование ассортимента для здорового питания; увеличение доли вегетарианских продуктов в собственном производстве; разработка и внедрение маркировки полезности продукта для всего ассортимента собственного производства. - ЗОЖ бренды; - Развитие ЗОЖ портфеля СТМ.
«Вкусвилл» 8 Фокус на вкусные, уникальные, доступные продукты. - «Сумка с бонусами» - акция по переходу на многоразовые сумки-шопперы для покупателей; - Знаки переработки на товарах; - Рационы здорового питания; - Связь программы лояльности с экообменниками.
Источник: составлено автором по данным годовых отчетов компаний, информации с официальных сайтов.
Таблица 2. Показатели для оценки экологического аспекта в рамках устойчивого развития продуктовых ритейл компании
о. в
Наименование показателя Направление экологизации
- удельные выбросы парниковых газов на 1 кв.м. торговой площади; - удельное потребление электроэнергии на 1 кв.м. торговой площади; - потребление природного газа и топлива Потребление энергии и топлива
- потребление воды на 1 кв.м. торговой площади; - наличие экологической отчетности Управление водными ресурсами
- объем проданных товаров, потерявших свой товарных вид до истечения срока годности; - объем проданного вторичного сырья; - доля товаров с эко-упаковкой; - минимизация пищевых отходов (фуд-шеринг, передача отходов в ферм. хоз-ва, апсайклинг) Управление отходами
- сбор и утилизации товаров; - продажи сумок-шоперов, фруктовок; - переход на электронные чеки (онлайн-инкассация); - увеличение доли продуктов на полках категории («фреш», «ультрафреш», ФРОВ); - включение в программу лояльности программ ЗОЖ; - эко-маркировкатоваров Ответственное потребление и производство
Источник: составлено автором.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что несмотря на структурные изменения, внешние и внутренние ограничения, связанные с турбулентностью рынка, вопросы управления устойчивым развитием, а также достижение поставленных целей остаются в фокусе внимания у крупнейших ритейл компаний России.
В качестве ключевых трендов развития ритейла в 2023 году выделяют: развитие онлайн-продаж; повышение качества управления цепочками поставок; повышение внимания к кибербезопасно-сти; трансформацию ассортимента с учетом изменения покупательского поведения; оптимизацию бизнес-процессов. Данные вызовы стимулируют ритейл компании к поиску новых решений с целью адаптации к новым рыночным условиям.
Таким образом, в современных условиях ритейл компании выстраивать свои бизнес-стратегии с ориентиром на предпочтения покупателей, стратегию устойчивого развития и делают свой бизнес более клиентоориентированным. При этом, процесс управления устойчивым развитием компании также требует внедрения новых решений и инструментов, включающих в себя оценку эффективности и контроль за ключевыми показателями устойчивого развития компании. Несмотря на то, что процесс ESG-трансформации требует со стороны компании финансовых и временных ресурсов на сегодняшний день он становится одним из стратегических приоритетов при работе с новым поколением покупателей. Предложенный усовершенствованный алгоритм ESG-трансформации компании позво-
лит сделать данный процесс более эффективным, а также обеспечит комплексный подход к экологизации ритейл компании. Проведение количественной и качественной оценки показателей по экологическому направлению развития компании является важным этапом в управлении устойчивым развитием компании и обеспечивает контроль за достижением поставленных целей.
Литература
1. Социально-экономическое положение России январь - март 2023. / Федеральная служба государственной статистики. - Текст: электронный. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/osn-03-2023.pdf (дата обращения: 15.11.2023)
2. Цыгалов, Ю.М, Стижов, С.А. Политики и процедуры ESG-преобразования российских компаний. - Текст: электронный. - URL: https://eli-brary.ru/download/elibrary_49526564_42607095. pdf (дата обращения: 15.11.2023)
3. Бик, С. ESG-трансформация банков и предприятий: вектор на устойчивое развитие. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=49556999 (дата обращения: 20.11.2023)
4. Марголин, А.М., Вякина, И.В. Риски, вызовы и механизмы ESG-трансформации систем управления. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vyzovy-i-mehanizmy-esg-transformatsii-sistem-upravleniya (дата обращения: 10.11.2023)
5. George G., Schillebeeckx S.J.D. Digital Transformation, Sustainability, and Purpose in the Multinational Enterprise. Journal of World Business, 2022, vol. 57, no. 3, pp. 101326. https:// doi. org/10.1016/j.jwb.2022.101326
6. Peng, Y., Chen H., Li T. The Impact of Digital Transformation on ESG: A Case Study of Chinese-Listed Companies. - Текст: электронный. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/374855480_ TheJmpact_of_Digital_Transformation_on_ES-G_A_Case_Study_of_Chinese-Listed_Compa-nies (дата обращения: 10.11.2023).
7. ElMassah, S., Mohieldin, M. Digital transformation and localizing the Sustainable Development Goals (SDGs). - Текст: электронный. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0921800919303258 (дата обращения: 11.11.2023).
8. Зимина, Е.Л., Панкевич, Д.К., Горячева С.М. Методика оценки экологического аспекта устойчивого развития предприятия. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=39244604(дата обращения: 11.11.2023).
9. Цыпкин, Ю.А., Фомина, А.В., Чуксин, И.В. Экологический аспект повестки для ESG как механизм устойчивого развития. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=48020826 (дата обращения: 11.11.2023).
10. Осипов, В.И. Устойчивое развитие. Экологический аспект. - Текст: электронный. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38497087 (дата обращения: 19.11.2023).
11. Едемская, В.А., Давыдова, Е.Д., Сухов, Ф.И. Развитие ESG-трансформации ритей-ла в России. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-esg-transformatsii-riteyla-v-rossii (дата обращения: 19.11.2023).
12. Бахарев, В.В., Капустина, И.В., Митяшин, Г.Ю., Катрашова, Ю.В. Экологизация розничной торговли: анализ стратегий. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekologizatsiya-roznichnoy-torgovli-analiz-strategiy (дата обращения: 19.11.2023).
13. Година, О.В., Максименко, Л.С., Таташева, Э.В. Инновационные и маркетинговые технологии как инструменты экологизации розничного бизнеса. - Текст: электронный. - URL: https:// dspace.ncfu.ru/handle/20.500.12258/19705 (дата обращения: 7.11.2023).
14. Корпоративное управление и ESG-трансформация российских компаний // Инновационный центр «Сколково»: официальный сайт. - Москва. - Текст: электронный. -URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_stor-age/ce3ed02f-e360-4725-aabc-3ee3adc688de/ SKOLKVO&SC_report_Corporate-Governance-and-ESG-Transformation_2022.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
15. Экологичное потребление / ВЦИОМ Новости: официальный сайт. - Москва. - Текст: электронный. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkologichnoe-potreblenie (дата обращения: 18.11.2023).
16. Трачук, А.В., Линдер, Н.В., Туаев, В.О. Формирование ценностного предложения для клиентов: теоретические подходы и понимание представителей российских компаний. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_49332921_46663796.pdf (дата обращения: 18.11.2023).
17. Шаркова, А.В., Елисеева, Е.Н., Ахметшина, Л.Г., Дуброва, М.В., Кручинина, В.М., Рыжкова, С.М., Литвинов, И.А., Харитонова, Е.Н., Морозов, М.А., Морозова, Н.С., Морозов, М.М., Литвинов, И.А., Харитонова, Н.А., Зворыкина, Т.И., Бакай, Б.И., Батаева, Б.С., Бондарчук, Н.В., Прудникова, А.А., Алленых, М.А., Курдюкова, Н.О. и другие. Стратегии предпринимательства: бизнес-экосистемы, реальные ценности, общество. . - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/docu-ment?id=429154 (дата обращения: 18.11.2023).
ECOLOGIZATION AS A DRIVER OF ESG-TRANSFORMATION OF RETAIL COMPANIES
Timofeeva A.G.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Retail is the important industry for building and developing the inclusive and sustainable economy in Russia. The main driver of the sustainable development for retail companies is - the client. In modern conditions, retail companies continue developing sustainable development practices, focusing on ecologization their business process-
es о
CO £
m Р СГ
CT1 А
IE
es and moving towards the process of ESG- transformation. Thus, this forces management to use the new management tools. In nowadays, the specifics of managing sustainable development in retail companies are poorly understood. The article has developed an improved algorithm for managing the company's ESG-transformation, aimed at increasing the efficiency of this process and also proposes a set of ESG-indicators that allows us to assess the ecologization of the retail company and ensure the information in this area.
Keywords: sustainable development, ESG-transformation, ESG-in-dicators, ecologization, retail/
References
1. Socio-economic situation in Russia January - March 2023 / Federal State Statistics Service. - Text: electronic. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-03-2023.pdf (access date: 11/15/2023)
2. Tsygalov, Yu.M., Stizhov, S.A. Policies and procedures for ESG transformation of Russian companies. - Text: electronic. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49526564_42607095.pdf (access date: 11/15/2023)
3. Bik, S. ESG transformation of banks and enterprises: vector for sustainable development. - Text: electronic. - URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=49556999 (access date: 11/20/2023)
4. Margolin, A.M., Vyakina, I.V. Risks, challenges and mechanisms for ESG transformation of management systems. - Text: electronic. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vyzovy-i-mehanizmy-esg-transformatsii-sistem-upravleniya (date of access: 11/10/2023)
5. George G., Schillebeeckx S.J.D. Digital Transformation, Sus-tainability, and Purpose in the Multinational Enterprise. Journal of World Business, 2022, vol. 57, no. 3, pp. 101326. https:// doi. org/10.1016/j.jwb.2022.101326
6. Peng, Y., Chen H., Li T. The Impact of Digital Transformation on ESG: A Case Study of Chinese-Listed Companies. -Text: electronic. - URL: https://www.researchgate.net/publi-cation/374855480_The_Impact_of_Digital_Transformation_ on_ESG_A_Case_Study_of_Chinese-Listed_Companies (accessed 11/10/2023).
7. ElMassah, S., Mohieldin, M. Digital transformation and localizing the Sustainable Development Goals (SDGs). - Text: electronic. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0921800919303258 (access date: 11/11/2023).
8. Zimina, E.L., Pankevich, D.K., Goryacheva S.M. Methodology for assessing the environmental aspect of sustainable develop-
ment of an enterprise. - Text: electronic. - URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=39244604 (date of access: 11/11/2023).
9. Tsypkin, Yu.A., Fomina, A.V., Chuksin, I.V. The environmental aspect of the ESG agenda as a mechanism for sustainable development. - Text: electronic. - URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=48020826 (access date: 11/11/2023).
10. Osipov, V.I. Sustainable development. Environmental aspect. - Text: electronic. - URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=38497087 (access date: 11/19/2023).
11. Edemskaya, V.A., Davydova, E.D., Sukhov, F.I. Development of ESG retail transformation in Russia. - Text: electronic. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-esg-transformatsii-riteyla-v-rossii (access date: 11/19/2023).
12. Bakharev, V.V., Kapustina, I.V., Mityashin, G. Yu., Katrasho-va, Yu.V. Greening retail: analysis of strategies. - Text: electronic. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologizatsiya-roznichnoy-torgovli-analiz-strategiy (access date: 11/19/2023).
13. Godina, O.V., Maksimenko, L.S., Tatasheva, E.V. Innovative and marketing technologies as tools for greening retail business. - Text: electronic. - URL: https://dspace.ncfu.ru/han-dle/20.500.12258/19705 (date of access: 7.11.2023).
14. Corporate governance and ESG transformation of Russian companies // Skolkovo Innovation Center: official website. -Moscow. - Text: electronic. - URL: https://sk.skolkovo.ru/stor-age/file_storage/ce3ed02f-e360-4725-aabc-3ee3adc688de/ SKOLKVO&SC_report_Corporate-Governance-and-ESG-Transformation_2022.pdf (access date: 11/10/2023).
15. Eco-friendly consumption / VTsIOM News: official website. -Moscow. - Text: electronic. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkologichnoe-potreblenie (access date: 11/18/2023).
16. Trachuk, A.V., Linder, N.V., Tuaev, V.O. Formation of a value proposition for clients: theoretical approaches and understanding of representatives of Russian companies. - Text: electronic. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_49332921_46663796.pdf (access date: 11/18/2023).
17. Sharkova, A.V., Eliseeva, E.N., Akhmetshina, L.G., Dubrova, M.V., Kruchinina, V.M., Ryzhkova, S.M., Litvinov, I.A., Khari-tonova, E.N., Morozov, M.A., Morozova, N.S., Morozov, M.M., Litvinov, I.A., Kharitonova, N.A., Zvorykina, T.I., Bakai, B.I., Bat-aeva, B.S., Bondarchuk, N.V., Prudnikova, A.A., Allenykh, M.A., Kurdyukova, N.O. and others. Entrepreneurship strategies: business ecosystems, real values, society. . - Text: electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=429154 (access date: 11/18/2023).
e