Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова З.Б., Омаров М.К., Давлетбердин Д.Д.

В последние годы географическое образование претерпевает большие изменения. Принята концепция развития географического образования в России, где отмечается, что география формирует представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой, а географическая информация служит базой для выявления и решения проблем, которые возникают в процессе этого взаимодействия. Одна из задач современного географического образования заключается в его экологизации. При тесном взаимодействии географии и экологии появляется новое направление - геоэкология; в статье раскрыта сущность этого термина, его концептуальная основа. Одной из главных составляющих общей культуры человека является географическая культура, формирование которой обеспечивает географическое образование. Географическая культура способствует формированию экологической культуры. В современной географической и экологической литературе часто обсуждается проблема формирования экологической культуры; методистами разрабатываются различные практические внеурочные мероприятия, способствующие этому. Основным методом эколого-географических исследований является геоэкологическое (экологическое) картографирование, ориентированное на обеспечение программ и проектов природоохранной направленности. В результате экологогеографических исследований создаются геоэкологические, ландшафтно-экологические карты. Сегодня активно продолжается разработка единой методики создания этих карт. Моделью, или базой, при этом должна быть ландшафтная карта территории. В статье раскрыто значение ландшафтно-экологического каркаса территории. Разработкой этой сложной системы должны заниматься географически и экологически грамотные люди, подготовка которых - первостепенная задача географического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION OF GEOGRAPHIC EDUCATION AND FORMING OF ECOLOGICAL CULTURE

In recent years geographical education has undergone great changes. Taking into account its significance and current situation, the Concept of the Development of Geographical Education in Russia was adopted. It notes that geography forms the concept of human activity in interaction with the environment at all levels, and geographical information serves as the basis for identifying and solving problems that arise in the process of this interaction. This allows us to conclude that one of the features and tasks of modern geographical education is its greening, which is the subject of this article. As geography and ecology are now closely cooperating, there is a new thread occurring in science. This is geoecology. The article reveals the essence of this term and its conceptual basis. One of the main components of a human culture is the geographic culture. The geographic culture forms thanks to geographical education. Meanwhile, the geographical culture facilitates the formation of the ecological culture. The contemporary literature on geography and ecology often discusses the issue of how the ecological culture is formed. Methodologists are involved in developing various practical extra classes to improve the ecological culture. The major method to study the ecology and geography is a geoecological (ecological) mapping. The mapping facilitates programs and projects aimed at environment protection. The findings of the ecological and geographical researches help create geoecological, landscape and ecological maps. Today researchers are actively developing a unified method for creating such maps. The model or the basis of this method should be a landscape map of a territory. This is particularly urgent these days; regions create charts of their ecological framework. The article also reveals the essence and meaning of a territory’s landscape and ecological framework. Such a complicated system shall be developed by people knowledgeable in geography and ecology. Training such specialist is the top priority of the geographical education.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК: 378. 910

Закира Бадретдиновна Латыпова,

кандидат географических наук, доцент кафедры экологии, географии и природопользования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: zakira_latypova@mail.ru,

Мурабек Капбасович Омаров,

старший преподаватель кафедры географии и химии,

Павлодарский государственный педагогический университет (Казахстан, г. Павлодар).

E-mail: murabekomarov@mail.ru

Данир Даутович Давлетбердин,

аспирант,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа).

E-mail: danirdavletberdin@gmail.com

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: географическое образование, геоэкология, экологическая география, эколого-географические исследования, экологическая культура

Аннотация. В последние годы географическое образование претерпевает большие изменения. Принята концепция развития географического образования в России, где отмечается, что география формирует представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой, а географическая информация служит базой для выявления и решения проблем, которые возникают в процессе этого взаимодействия. Одна из задач современного географического образования заключается в его экологизации. При тесном взаимодействии географии и экологии появляется новое направление - геоэкология; в статье раскрыта сущность этого термина, его концептуальная основа. Одной из главных составляющих общей культуры человека является географическая культура, формирование которой обеспечивает географическое образование. Географическая культура способствует формированию экологической культуры. В современной географической и экологической литературе часто обсуждается проблема формирования экологической культуры; методистами разрабатываются различные практические внеурочные мероприятия, способствующие этому.

Основным методом эколого-географических исследований является геоэкологическое (экологическое) картографирование, ориентированное на обеспечение программ и проектов природоохранной направленности. В результате эколого-географических исследований создаются геоэкологические, ландшафтно-экологические карты. Сегодня активно продолжается разработка единой методики создания этих карт. Моделью, или базой, при этом должна быть ландшафтная карта территории. В статье раскрыто значение ландшафтно-экологического каркаса территории. Разработкой этой сложной системы должны заниматься географически и экологически грамотные люди, подготовка которых - первостепенная задача географического образования.

Для цитирования: Латыпова, З.Б. Экологизация географического образования и формирование экологической культуры / З.Б. Латыпова, М.К. Омаров, Д.Д. Давлетбердин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С.35-44.

Zakira B. Latypova,

Cand. Sci. (Geography), Associate Professor, Department of Ecology, Geography, and Natural Resource Management Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa).

E-mail: zakira_latypova@mail.ru

Murabek K. Omarov,

Senior Lecturer, Department of Geography and Chemistry, Pavlodar State Pedagogical University (Kazakhstan, Pavlodar).

E-mail: murabekomarov@mail.ru

Danir D. Davletberdin,

Postgraduate student,

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah (Ufa).

E-mail: danirdavletberdin@gmail. com

ECOLOGIZATION OF GEOGRAPHIC EDUCATION AND FORMING OF

ECOLOGICAL CULTURE

Keywords: geographical education, geoecology, ecological geography, ecological geographical research, ecological culture

Abstract: In recent years geographical education has undergone great changes. Taking into account its significance and current situation, the Concept of the Development of Geographical Education in Russia was adopted. It notes that geography forms the concept of human activity in interaction with the environment at all levels, and geographical information serves as the basis for identifying and solving problems that arise in the process of this interaction. This allows us to conclude that one of the features and tasks of modern geographical education is its greening, which is the subject of this article. As geography and ecology are now closely cooperating, there is a new thread occurring in science. This is geoecology. The article reveals the essence of this term and its conceptual basis. One of the main components of a human culture is the geographic culture. The geographic culture forms thanks to geographical education. Meanwhile, the geographical culture facilitates the formation of the ecological culture. The contemporary literature on geography and ecology often discusses the issue of how the ecological culture is formed. Methodologists are involved in developing various practical extra classes to improve the ecological culture.

The major method to study the ecology and geography is a geoecological (ecological) mapping. The mapping facilitates programs and projects aimed at environment protection. The findings of the ecological and geographical researches help create geoecological, landscape and ecological maps. Today researchers are actively developing a unified method for creating such maps. The model or the basis of this method should be a landscape map of a territory. This is particularly urgent these days; regions create charts of their ecological framework. The article also reveals the essence and meaning of a territory's landscape and ecological framework. Such a complicated system shall be developed by people knowledgeable in geography and ecology. Training such specialist is the top priority of the geographical education.

For citing: Latypova Z.B., Omarov M.K., Davletberdin D.D.(2021). Ecologization of geographic education and forming of ecological culture. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92): 35-44.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-35-44

Введение. Своременные человек привык часто использовать и слышать слово «экология», что вызвано ростом экологических проблем. В средствах массовой информации постоянно звучат «экологическая ситуация», «экологическая катастрофа», «экологический кризис». При этом под экологией подразумевается ухудшение условий жизни людей, хотя в научном плане она является биологической дисциплиной, изучающей влияние среды на живые организмы. В широком понимании термин «экология» означает универсальную науку о «структуре природы», или науку о взаимоотношениях человека с окружающей средой [ 1 ]. В последнем случае явно проявляется связь экологии с географией.

В 80-е годы XX века географическая наука оказалась очень близка к пониманию причин и сущности возникающих экологических проблем. За счет картографического метода география позволяет возникающие экологические противоречия максимально точно указать в пространстве. Это послужило основанием для зарождения внутри географии ее нового направления - геоэкологии. Термин «геоэкология» введен в науку К. Троллем в 70-х гг. XX века [2].

Элементы экологических знаний присутствовали в географии с первых дней ее зарождения, что позволило А.Г. Исаченко утверждать, что география была экологизирована ещё во времена Страбона [1]. В работе «Геоэкологическая культура» академик В.П. Максаковский отмечал, что экологизация - главное направление в развитии географической науки, которое обеспечивает дальнейшее развитие геоэкологии и новых научных областей геоэкологического знания. Ныне это учитывается при разработке методических пособий по развитию идеи экологизации в процессе обучения географии [3].

Методология исследования. В научной и учебной литературе существуют разные трактовки термина «геоэкология». А.А. Чибилев считает, что эколого-географические исследования по содержанию и методам остаются географическими, хотя по результатам - экологическими [4], однако концептуальную основу исследований составляет методический аппарат географии.

Наряду с «геоэкологией» предлагаются термины «экологическая география» и «экография» [6]. По мнению исследователей, предметом экологической географии является изучение географической среды в целях решения экологических проблем человечества с точки зрения гуманитарной экологии [7]. М.Д. Андреев [8] считает, что данная формулировка предмета

экологической географии важна для экологизации научного знания и становления в нём экологической парадигмы.

Концептуальную основу экологической географии составляет физическая география - учение о геосистемах (природных территориальных комплексах). Объектом изучения всех разделов физической географии является географическая оболочка - природный комплекс самого высокого ранга, объединяющая в единое целое все геосферы (атмосферу, литосферу, гидросферу, биосферу). Разные уровни среды обитания человека соответствуют структурным частям глобальной системы - эпигеосферы, или географической оболочки, где стало возможным возникновение человека, для которого она выступает средой обитания и хозяйственной деятельности. В результате преобразовательной производственной деятельности человека появилось понятие «экологическая проблема», что связано с природными и антропогенными факторами. При анализе экологических проблем необходимо учитывать оба эти фактора.

Ф.Н. Мильков определяет экографию как раздел географии и ландшафтоведения, а её предмет - как описание экологической обстановки территории, которая анализируется через призму природных комплексов. При проведении эколого-географических исследований термины «геоэкология», «экологическая география», «экография» применяются как синонимы для обозначения раздела географической науки, «изучающей экологическую обстановку любой территории в целях решения экологических проблем глобального, регионального и локальных уровней»

[4, 46].

Материалы и методы исследования. В современных условиях географическое образование приобретает большее значение, обеспечивая формирование географической культуры как важной составляющей общей культуры личности. Отметим, что география в системе образования представляет единственную интеграционную учебную дисциплину, изучающую природные, культурные и социально-экономические явления в их единстве и взаимосвязи. При этом учитывается единство природы, человека, его хозяйственной и культурной деятельности [9]. В системе непрерывного образования школьное географическое образование является некой базовой основой, отражающей идею взаимодействия природы и общества как условия устойчивого безопасного мира, многообразия культур, международного общения. От этой основы, как считают исследователи, во многом зависит общий образовательный уровень населения России [9]. Экогуманистическая и духовно-нравственная направленность геоэкологии мотивирует многообразную созидательную деятельность обучающихся и определяет стратегию современного географического образования.

Географии, как науке и образовательной области присущ значительный экологический потенциал. Возрастание внимания к проблеме экологизации географии можно объяснить следующими причинами:

- география - единственный предмет, находящийся на стыке естественного и гуманитарного циклов учебных дисциплин, в результате чего охватывающий всю триаду: «природная среда - человек - общество»;

- география раскрывает такие универсалии культуры, как «пространство», «время», «человек», «деятельность»1;

- география как образовательная область более подготовлена к решению задач по созданию условий преодоления экологических проблем педагогическими средствами;

- география - единственный предмет мировоззренческого характера, который формирует представление о Земле как планете людей, способных реализовать принцип «мыслить - глобально, действовать - локально» [10, 261].

Для решения обостряющихся экологических проблем современности потребовалось объединение усилий географов и экологов, что привело к дальнейшей экологизации географии и разработке нового направления -геоэкологии, которая в контексте природосообразной культуры является результатом экологизации географической науки. Её основная задача -рассмотрение экологических отношений между живым и неживым веществом географической оболочки, чем и определяется её мировоззренческий потенциал.

По мнению Н.Ф. Винокуровой, становление геоэкологии осуществлялось на основе принципа гармоничной интеграции, согласно которому географические знания в геоэкологии сохранят свою специфику, а в их содержании проявится некий экогуманоцентризм, позволяющий раскрыть отношение человека в природной и социальной среде. Считается, генезис геоэкологии в то же время объясняет становление и геоэкологического образования, связанного с проникновением экогуманистических идей в географию. Основными методологическими подходами, реализуемыми геоэкологическим образованием, являются ландшафтно-средовой, пространственно-временной и экогуманистический [10].

При эколого-географических исследованиях доминирует ландшафтно -средовой подход, который помогает «вписать» человека в ландшафт. Понятие «ландшафт», будучи объектом изучения физической географии, в геоэкологическом образовании является многомерным и выполняет разные функции. Например, культурный ландшафт, как образец гармоничного развития, играет воспитательную роль, а ареал экологических ситуаций -пример деструктивный - играет разрушительную роль и т.д.

В экологическом образовании педагогическая суть ландшафтно-средового подхода заключается в том, что ландшафт выступает его целью,

1 Некоторые учёные к таким категориям относят понятие «ландшафт», объясняя это тем, что понимание ландшафта - один из эффективных путей к раскрытию человеком самого себя. От степени понимания ландшафта напрямую зависит качество среды обитания человека.

содержанием и средством. Улучшение качества ландшафта, человеческого отношения к ландшафту является целью геоэкологического образования.

При ландшафтно-средовом подходе в процесс географического образования изучаются понятия, термины, закономерности из области экологического ландшафтоведения, ландшафтного планирования, формирования культурных ландшафтов [10]. В связи с этим в географическом образовании появилось понятие экологической культуры. Термин «экологическая культура» стал широко известен после публикации статьи Д.С. Лихачева «Экология культуры», в которой отмечалось, что экология - это взгляд на мир как на дом, поскольку природа - дом, в котором живет человек [11]. По мнению автора, экологическая культура рассматривается как единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Отношение к экологически чистой окружающей среде отражает сущность человека и составляет основу экологической культуры. При этом экологическая культура характеризуется экологической образованностью, экологическим сознанием, стремлением сохранить и улучшить географическую среду, умением использовать экологические знания на практике, способностью видеть существующие экологические проблемы и находить оптимальные решения.

В настоящее время имеется много определений термина «экологическая культура». Они сходятся в одном - это часть общечеловеческой культуры, духовно-нравственная сфера

жизнедеятельности человека, характеризующая особенности взаимодействия с природой. Как правило, экологическая культура включает экологическое сознание, экологическую деятельность и экологическое отношение [8].

Главным методом всех без исключения географических исследований является картографирование. Базой или исходной моделью любого эколого -географического исследования служит схема ландшафтной структуры территории. Обычно таковой является ландшафтная карта, на которой изображаются природные территориальные комплексы разных рангов. Главным преимуществом использования ландшафтной карты в качестве основы является возможность рассмотрения всего комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов природы [12]. Логическое завершение эколого-географического анализа - создание геоэкологических (ландшафтно-экологических) карт с экологической оценкой территории.

Экологическая оценка территории включает:

- характеристику ландшафтной структуры территории;

- оценку эколого-ресурсного потенциала;

- выявление потенциальной способности природных комплексов выдержать антропогенные нагрузки;

- определение антропогенных воздействий на каждый ландшафт;

- оценку состояния природных комплексов по изменениям их компонентов;

- выявление экологических проблем и оценку степени их остроты;

- картографирование экологических проблем и ареалов экологических ситуаций;

- разработку рекомендаций по решению экологических проблем по улучшению экологической ситуации [12].

Кроме карт экологических проблем и ареалов экологических ситуаций, создаются карты, на которых изображается состояние отдельных компонентов природы (рельефа, воздуха, воды, почв, растительности), распространение разных видов загрязнений и т.д. Особую актуальность приобретают прогнозные ландшафтно-экологические карты. На основе изучения и оценки экологического состояния природных компонентов и комплексов, как правило, на карте выделяются по степени опасности для человека разные виды экологической обстановки: «острая», «напряженная», «конфликтная», «критическая», «катастрофическая» и т.д. [4].

В связи с тем, что экологическая информация многообразна по происхождению и по содержанию, универсальным методом ее анализа служит экологическое картографирование, цель которого - анализ экологической обстановки и её динамики. По мнению В.И. Стурман, экологическое картографирование - это «наука о способах сбора, анализа и картографического представления информации о состоянии среды обитания человека и других биологических видов, то есть об экологической обстановке» [13, 6].

Экологическое картографирование в основном ориентировано на обеспечение программ и проектов природоохранной направленности. Картографическое обеспечение экологического просвещения, образования и воспитания состоит в создании картографических материалов, согласованных с учебными программами, соответствующими разделами географии и экологии. Учебные экологические карты являются иллюстративным материалом и выполняют коммуникативную функцию.

Термины «экологическое» и «географическое» по отношению к картографированию применяются как синонимы; частица «гео» означает учёт пространственного аспекта [14]. Объектом геоэкологического (экологического) картографирования служат природные комплексы, состоящие из компонентов с определенными специфическими характеристиками, различным видом и интенсивностью антропогенного воздействия, различной степенью изменения, способностью противостоять антропогенным нагрузкам [15].

Создание комплексных геоэкологических карт - процесс сложный. Он предъявляет высокие требования к информационной базе, которая должна содержать материалы как характеризующие территорию, так и максимально сопоставимые друг с другом [16]. В последние годы внимание ученых сконцентрировано на изучении урбанизированных ландшафтов, при этом

важное место также отводится эколого-географическому картографированию [17].

Заключение. География всегда имела прикладной характер. Это особо важно в связи с необходимостью разработки экологического каркаса территорий. Его называют по-разному - «природный каркас», «ландшафтно -экологический каркас», «природно-экологический каркас» и т.д. Но все эти названия отражают одно - сохранение и поддержание устойчивости природных комплексов [18]. При создании экологического каркаса любой территории исследователи в первую очередь обращаются к ландшафтно-экологическому картографированию.

В настоящее время как в России, так и за рубежом сформировались научные школы по экодиагностике и экологическому картографированию. Ими созданы серии экологических карт и научно-справочных атласов разных территорий. Активное внедрение таких карт и атласов в школьный и в вузовский курсы географии необходимы для формирования высокой экологической культуры населения нашей страны.

1. Исаченко, А.Г. География в современном мире / А.Г. Исаченко. - Москва : Просвещение, 1998. - 160 с.

2. Тролль, К. Ландшафтная экология (геоэкология) и биогеоценология. Терминологические исследования / К. Тролль // Известия АН СССР. Сер. География. -1972. - № 3. - С. 116-120.

3. Максаковский, В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - Москва : Владос, 1998. - 414 с.

4. Чибилев, А.А. Введение в геоэкологию (эколого-географические аспекты природопользования) / А.А. Чибилев. - Екатеринбург : УрО РАН, 1998. - 116 с.

5. Исаченко, А.Г. Экологизированная география от Геродота до наших дней / А.Г. Исаченко // Известия Всероссийского географического общества. - 1994. - Т.126, Вып. 2. - С. 26-34.

6. Мильков, Ф.Н. Экография как новый раздел современного ландшафтоведения / Ф.Н. Мальков // Теоретические и практические вопросы ландшафтной экологии и заповедного дела. Екатеринбург, 1993. - С. 3-7.

7. Исаченко, А.Г. Теория и методология географической науки / А.Г. Исаченко . - Москва: Академия, 2004. - 400 с.

8. Андреев, М.Д. Геоэкология - интегративное научное направление в географии / М.Д. Андреев. - Моска : Спутник+, 2012. - 319 с.

9. Николина, В.В. Ценностно-деятельностная направленность школьного географического образования / В.В. Николина // Проблемы физической географии и геоэкологии: научные и образовательные аспекты. - Нижний Новгород: Деловая полиграфия, 2007. - С. 272-274.

10. Винокурова, Н.Ф. Теоретико-методологические основы и методика экологизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Проблемы физической географии и геоэкологии: научные и образовательные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Деловая полиграфия, 2007. - С. 260-272.

11. Лихачев, Д.С. Экология культуры: памятники отечества / Д.С. Лихачев // Памятники Отечества: альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Москва, 1980. - Вып 2. - С. 33-41.

12. Геоэкологическое картографирование / под ред. Б.И. Кочурова - Москва : Академия, 2012. - 224 с.

13. Стурман, В.И. Экологическое картографирование / В.И. Стурман. - Санкт-Петербург : Лань, 2018. - 180 с.

14. Ласточкин, А.Н. Ландшафтно-геоэкологические исследования на геотопологической основе. I теоретическое обоснование / А.Н. Ласточкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 7. 1992. Вып. 2 (№14). - С. 33-47.

15. Оценка качества окружающей среды и экологическое картографирование / Рук. Н.Ф. Глазовский. - Москва : Изд-во ИГ РАН, 1995. - 214 с.

16. Антипова, А.В. Россия. Эколого-географический анализ территории / А.В. Антипова. - Москва : ИГ РАН; Смоленск: Маджента, 2011. - 383 с.

17. Макаров, В.В.. Эколого-географическое картографирование городов / В.В. Макаров, Б.А. Новаковский, А.Н. Чумаченко. - Москва : Научный мир, 2012. - 196 с.

18. Латыпова, З.Б. Формирование экологического каркаса территории (на примере Павлодарской области) / З.Б. Латыпова, М.К. Омаров // Проблемы региональной экологии. - Москва : Камертон, 2017. - С. 53-58.

References

1. IsachenkoA.G. (1998) Geografija v sovremennom mire [Geography in the modern world]. Moscow, Prosveshhenie. 160 p. (In Russ).

2. Troll'K.(1972) Landshaftnaja jekologija (geojekologija) i biogeocenologija. Terminologicheskie issledovanija [Landscape ecology (geoecology) and biogeocenology. Terminological studies]. Izvestiya AN SSSR. Ser. Geographiya. [ News of the USSR Academy of Sciences. Geographical series.]. No. 3: 116-120. (In Russ).

3. Maksakovskij V.P. (1998) Geograficheskaja kul'tura [Geographical culture]. Moscow: Vlados. 414 p. (In Russ).

4. Chibilev A.A. (1998) Vvedenie v geojekologiju (jekologo-geograficheskie aspekty prirodopol'zovanija) [Introduction to geoecology (ecological and geographical aspects of natural resource management)]. Ekaterinburg: UrO RAN. 116 p. (In Russ).

5. IsachenkoA.G.(1994). Jekologizirovannaja geografija ot Gerodota do nashih dnej [Green geography from Herodotus to the present day]. Izvestiya VGO [ News of the All-Union Geographical Society]. Vol. 126, 2nd ed. Pp. 26-34. (In Russ).

6. Mil'kov F.N. (1993). Jekografija kak novyj razdel sovremennogo landshaftovedenija [Ecography as a new section of modern landscape science]. In: Teoreticheskie i prakticheskie voprosy landshaftnoj jekologii i zapovednogo dela [ Theoretical and practical issues of landscape ecology and practical matters]. Ekaterinburg. Pp. 3-7. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Isachenko A.G. (2004) Teorija i metodologija geograficheskoj nauki [Theory and methodology of geographical science]. Moscow: Akademija. 400 p. (In Russ).

8. AndreevM.D. (2012) Geojekologija - integrativnoe nauchnoe napravlenie v geografii [Geoecology is an integrative scientific direction in geography]. - Moscow: Sputnik+ . 319 p. (In Russ).

9. Nikolina V.V.(2007) Cennostno-dejatel'nostnaja napravlennost' shkol'nogo geograficheskogo obrazovanija [The value-activity orientation of school geographical education]. Problemy fizicheskoj geografii i geojekologii: nauchnye i obrazovatel'nye aspekty [ Problems of physical geography and geoecology: scientific and educational aspects]. Nizhnij Novgorod: Delovaja poligrafija. Pp. 272-274. (In Russ).

10. Vinokurova N.F.(2007) Teoretiko-metodologicheskie osnovy i metodika jekologizacii geograficheskogo obrazovanija [Theoretical and methodological foundations and methods of ecologization of geographical education]. In: Problemy fizicheskoj geografii i geojekologii: nauchnye i obrazovatel'nye aspekty: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of physical geography and geoecology: scientific and educational aspects: materials of the International scientific-practical conference]. Nizhnij Novgorod: Delovaja poligrafija. Pp. 260-272. (In Russ).

11. Lihachev D.S.(1980) Jekologija kul'tury: pamjatniki otechestva [Ecology of culture: monuments of the fatherland]. In: Pamyatniki istorii: al'manakh Vserossiyskogo obshchestva okhrany pamyatnikov istorii i kul'tury [Historical monuments: almanac of the All-Russian Society for the Protection of Historical and Cultural Monuments. Moscow. No. 2. Pp. 33-41. (In Russ).

12. Kochurov B.I. [i dr.] (2012) Geojekologicheskoe kartografirovanie [Geoecological mapping]. Moscow: Akademija. 224 p. (In Russ).

13. Sturman V.I. (2003) Jekologicheskoe kartografirovanie [Ecological mapping]. Saint-Petersburg: Lan'. 180 p. (In Russ).

14. Lastochkin A.N.(1992) Landshaftno-geojekologicheskie issledovanija na geotopologicheskoj osnove. I. teoreticheskoe obosnovanie [Landscape and geoecological studies on a geotopological basis. I. theoretical background]. Vestnik SPb universiteta. Ser. 7 [ Bulletin of Saint Petersburg University]. Ser. 7. No. 14. 2nd ed. Pp. 33-47. (In Russ).

15. Ocenka kachestva okruzhajushhej sredy i jekologicheskoe kartografirovanie [Environmental quality assessment and ecological mapping] (1995). Moscow, Izd-vo IG RAN.214 p. (In Russ).

16. AntipovaA.V. (2011) Rossija. Jekologo-geograficheskij analiz territorii [Russia. Ecological and geographical analysis of the territory]. Moscow: IG RAN; Smolensk: Madzhenta. 383 p. (In Russ).

17. Makarov V.V., Novakovskij B.A., Chumachenko A.N. (2012) Jekologo-geograficheskoe kartografirovanie gorodov [Ecological and geographical mapping of cities]. Moscow, Nauchnyj mir. 196 p. (In Russ).

18. Latypova Z.B., OmarovM.K.(2017) Formirovanie jekologicheskogo karkasa territorii (na primere Pavlodarskoj oblasti) [Formation of the ecological framework of the territory (on the example of Pavlodar region)]. Problemy regional'noj jekologii [ Problems of regional ecology] Moscow: Kamerton. Pp. 53-58. (In Russ).

Заявленный вклад авторов:

Закира Бадретдиновна Латыпова - научное руководство; подготовка теоретической части, критический анализ и доработка текста.

Мурабек Капбасович Омаров - подготовка материала по эколого-географическому анализу и созданию экологического каркаса территории.

Данир Даутович Давлетбердин - подготовка материала по методике экологического картографирования; компьютерные работы.

Authors' contribution:

Zakira B. Latypova - scientific advising; working with theory basis, critical analysis and wording adjustments.

Murabek K. Omarov - preparing materials on ecology&geography analysis, creating a territory's ecological framework

Danir D. Davletberdin - preparing materials on the methods of ecological mapping, computer works.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.