Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ ПИТАНИЯ КАК ОСНОВА БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА)'

ЭКОЛОГИЯ ПИТАНИЯ КАК ОСНОВА БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА) Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биологическая безопасность / органические продукты / органическое сельское хозяйство / экологически чистые продукты / качество продуктов питания / biosafety / organic products / organic agriculture / environmentally friendly products / food quality

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Коданева Светлана Игоревна

Биологическая безопасность человека зависит от множества факторов, одним из которых является качество потребляемого им продовольствия, поскольку некачественные продукты, содержащие остатки вредных и даже опасных веществ, проводят к росту заболеваний. В настоящей статье рассмотрены примеры правового регулирования и практики развития отрасли органического сельского хозяйства в различных странах Тихоокеанского региона. Выявлены основные препятствия для рынка органических продуктов, а также полезный опыт других стран в устранении таких препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Коданева Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nutrition ecology as the basis of human biological safety: legal aspects (on the example of the countries of the Pacific region)

Human biological safety depends on many factors, one of which is the quality of the food they consume, since low-quality products containing residues of harmful and even dangerous substances lead to an increase in diseases. This article examines examples of legal regulation and practice of the development of the organic agriculture industry in various countries of the Pacific region. The main obstacles to the organic market have been identified, as well as the useful experience of other countries in removing such obstacles.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ ПИТАНИЯ КАК ОСНОВА БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА)»

УДК 349, 341

DOI: 10.31249 /iajpravo/2024.02.05

КОДАНЕВА С.И.1 ЭКОЛОГИЯ ПИТАНИЯ КАК ОСНОВА БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА)

Аннотация. Биологическая безопасность человека зависит от множества факторов, одним из которых является качество потребляемого им продовольствия, поскольку некачественные продукты, содержащие остатки вредных и даже опасных веществ, проводят к росту заболеваний. В настоящей статье рассмотрены примеры правового регулирования и практики развития отрасли органического сельского хозяйства в различных странах Тихоокеанского региона. Выявлены основные препятствия для рынка органических продуктов, а также полезный опыт других стран в устранении таких препятствий.

Ключевые слова: биологическая безопасность; органические продукты; органическое сельское хозяйство; экологически чистые продукты; качество продуктов питания.

KODANEVA S.I. Nutrition ecology as the basis of human biological safety: legal aspects (on the example of the countries of the Pacific region)

Abstract. Human biological safety depends on many factors, one of which is the quality of the food they consume, since low-quality products containing residues of harmful and even dangerous substances lead to an increase in diseases. This article examines examples of legal regulation and practice of the development of the organic agriculture

1 Коданева Светлана Игоревна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.

52

industry in various countries of the Pacific region. The main obstacles to the organic market have been identified, as well as the useful experience of other countries in removing such obstacles.

Keywords: biosafety; organic products; organic agriculture; environmentally friendly products; food quality.

Для цитирования: Коданева С.И. Экология питания как основа биологической безопасности человека: правовые аспекты (на примере стран Тихоокеанского региона) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2024. - № 2. - С. 52-68. - DOI: 10.31249 /iajpravo/2024.02.05

Введение

Биологическая безопасность человека зависит от множества факторов, влияющих на его анатомическую, физиологическую и личностную безопасность. При этом базовым условием для нормальной жизнедеятельности является физиологическая безопасность человека, которая обеспечивается за счет сочетания таких факторов, как физическая неприкосновенность, охрана здоровья, качественная и своевременная медицинская помощь, здоровое питание и благоприятная окружающая среда1.

Особую роль в физиологической безопасности человека играет именно качественное питание. Не случайно в последние десятилетия наблюдается рост заболеваемости из-за низкого качества продуктов питания2, в том числе - хроническими болезнями, такими как опасные для жизни аллергии3. Это обусловлено попаданием в

1 См.: Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Право на биологическую безопасность: формирование понятия и перспективы законодательного регулирования // Контуры глобальных трансформаций. - 2023. - Т. 16, № 5.

2 См.: Ng S., Shao S., Ling N. Food Safety Risk-Assessment Systems Utilized by China, Australia, New Zealand, Canada, and the United States // Journal of Food Science. - 2022. - Vol. 87. - P. 4780-4795. - URL: https://www.researchgate.net/ publication/364743289_Food_safety_risk-assessment_systems_utilized_by_China_Aus traliaNew_Zealand_Canada_and_the_United_States (дата обращения: 10.01.2024).

3 См.: Identifying Key Priorities for Research to Protect the Consumer with Food Hypersensitivity: A UK Food Standards Agency Priority Setting Exercise / Turner P.J., Andoh-Kesson E., Baker S. [et al.] // Clinical and Experimental Allergy. -2021. - Vol. 51. - P. 1322-1330. - URL: https://www.researchgate.net/publicati

53

пищу опасных или вредных добавок вследствие загрязнения окружающей среды и использования синтетических препаратов в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что еще относительно недавно - чуть более века назад - сельское хозяйство во всем мире было органическим, т.е. основанным на естественных биологических циклах и севообороте, что обеспечивало самовоспроизводство плодородия почв и достаточно низкий уровень эпизоотий. Однако индустриализация конца XIX - начала XX в. привела к развитию пищевой промышленности, требующей большого количества сырья. Это стало основой для перехода к массовому выращиванию монокультур и крупных поголовий скота и, как следствие, к потере биоразнообразия, снижению плодородия почв, росту заболеваний и т. д. Для решения этих проблем стали в больших объемах использоваться различные химические вещества: пестициды и гербициды, гормоны роста и антибиотики и т.д.

Однако страдают от этого не только потребители, в организм которых остатки указанных вредных веществ попадают с пищей, но и фермеры, непосредственно контактирующие с этими веществами. Неслучайно уже во второй половине ХХ в. стал подниматься вопрос о необходимости ограничения или даже полного отказа от химикатов в сельском хозяйстве. Еще в 1963 г. во исполнение резолюций, принятых в 1961 г. на 11 сессии конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и 16 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения - высшего органа ВОЗ - была создана так называемая Комиссия Codex Alimentarius для реализации совместной программы ФАО и ВОЗ по стандартизации пищевых продуктов. Комиссия разрабатывает и утверждает стандарты, методические указания, нормы и правила, в том числе относящиеся к органическим продуктам1. Эти докумен-

on/353096403_Identifying_key_priorities_for_research_to_protect_the_consumer_ with_food_hypersensitivity_A_UK_Food_Standards_Agency_Priority_Setting_Exercise (дата обращения: 10.01.2024).

1 Согласно Codex Alimentarius, органическое сельское хозяйство - это целостная система управления производством, которая способствует здоровью аг-роэкосистем, включая биоразнообразие, биологические циклы и биологическую активность почвы.

54

ты являются основой для гармонизации национального законодательства, в том числе в соответствии с требованиями ВТО.

В 1972 г. создана Международная федерация экологического сельскохозяйственного движения (далее IFOAM - International Federation of Organic Agricultural Movements), основная задача которой - внедрение более экологичных подходов в хозяйствование. Эта организация разработала несколько стандартов качества сельскохозяйственной продукции, три из которых непосредственно относятся к производству органической продукции: Общие цели и требования органических стандартов (COROS); Стандарт IFOAM для системы органического производства и переработки и Требования аккредитации для органов по сертификации, контролирующих органическое производство и процессы переработки1.

Соответственно, те страны и компании, которые участвуют в международной торговле продуктами питания (и как поставщики, и как потребители), стремятся в той или иной степени соответствовать указанным документам, хотя уровень этого соответствия может достаточно сильно различаться. Рассмотрим это на примере стран Тихоокеанского региона, в число которых входит и Россия. Выбор региона исследования обусловлен тем, что он объединяет как развитые, так и развивающиеся страны, представляющие весь спектр примеров развития органического сельского хозяйства.

Правовое регулирование органической продукции в разных странах

Российская Федерация

В России нормативную базу, регулирующую производство и продажу органической продукции, составляют Федеральный закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об органической

1 Согласно определению 1ЕОЛМ, органическое с/х - это производственная система, поддерживающая здоровье почв, экосистем и людей. Она опирается на экологические процессы, биоразнообразие и циклы, адаптированные к местным условиям, а не на использование ресурсов с неблагоприятными последствиями. Органическое с/х сочетает в себе традиции, инновации и науку, принося пользу общей окружающей среде и способствуя справедливым отношениям и хорошему качеству жизни для всех участников.

55

продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подзаконные акты1.

В целом российское законодательство опирается на стандарты и определения ШОАМ, предусматривая добровольную сертификацию органической продукции. При этом закреплено, что использовать маркировку органической продукции вправе только те производители, которые получили соответствующие сертификаты. Однако никакой ответственности за нарушение этого требования в российском законодательстве не предусмотрено, хотя использование указанной маркировки без сертификации можно рассматривать как введение потребителей в заблуждение, что подпадает под ст. 14.7. КоАП РФ («Обман потребителей»).

1 См., напр.: приказы Министерства сельского хозяйства РФ: от 19.11.2019 № 633 (ред. от 17.04.2023) «Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра производителей органической продукции, в том числе порядка предоставления органами по сертификации сведений, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка предоставления информации о наличии или об отсутствии сведений о производителях органической продукции в едином государственном реестре производителей органической продукции»; от 19.11.2019 № 634 «Об утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01.2.3.2 № 36 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 (ред. от 06.07.2011)), VI раздел которых посвящен органическим продуктам, а также ГОСТы: ГОСТ Р 56104-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые органические. Термины и определения» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 10.09.2014 № 1068-ст); ГОСТ 33980-2016 «Межгосударственный стандарт. Продукция органического производства» (действует на территории ЕАЭС) (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1744-ст (ред. от 01.03.2022)); ГОСТ Р 57022-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 05.08.2016 № 906-ст (ред. от 28.02.2022)); и ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортировки и маркировки» (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 14.04.2021 № 212-ст)).

56

Особенностью российского законодательства до недавнего времени являлась некоторая неопределенность в понятийном аппарате. Так, согласно Закону № 280-ФЗ, органическая продукция -экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует установленным требованиям. При этом использование термина «экологически чистый продукт» в названии и при нанесении информации на потребительскую упаковку пищевого продукта, а также «использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования», прямо запрещено и упомянутыми выше СНИПами, и иными нормативными актами РФ и Таможенного союза1. При этом следует заметить, что никакой ответственности за использование подобных обозначений в законодательстве РФ не установлено.

Это стало основой для научной дискуссии относительно соотношения указанных понятий и наличия различий между такими категориями продуктов, как «органические» и «экологически чистые»2. Действительно, мировая практика показывает, что требования к «экологически чистым» и «органическим» продуктам могут заметно различаться. Тем не менее российский законодатель пошел по пути признания указанных понятий фактически эквивалентными. Согласно Федеральному закону от 24.07.2023 № 367-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (вступает в силу 1 сентября 2024 г.), продукты питания могут быть маркированы

1 См, напр.: Решение Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

2 См., напр.: Проблема кодификации «органических продуктов питания»: теоретико-методологические аспекты системного анализа и правового регулирования / Воронин Б.А., Воронина Я.В., Стожко Д.К., Стожко К.П. // Аграрный вестник Урала. - 2023. - № 5 (234). - С. 97-107; Коваленко М.А. Законодательное регулирование понятий «органическая продукция» и «экологически чистый продукт» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 10, октябрь. - С. 126-132. - URL: http://e-koncept.ru/2019/193061.htm (дата обращения: 10.01.2024).

57

словами «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый», а также обозначениями «эко» и «био». Таким образом, по смыслу статьи получается, что все эти обозначения относятся к органической продукции. Вместе с тем возникает противоречие между нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Таможенного союза, который рассматривает такую маркировку как «научно необоснованную» и прямо запрещает ее использовать. Очевидно, что до момента вступления в силу вышеназванного Федерального закона № 367-ФЗ потребуется устранить это противоречие, либо уточнить условия, при которых подобная маркировка может быть использована (например, на иностранных товарах, имеющих соответствующие сертификаты).

Китай

Китай относительно недавно стал проявлять интерес к органическому с/х, поскольку ранее приоритет отдавался количеству, а не качеству производимого продовольствия. Соответственно, использовались самые жесткие методы хозяйствования, что привело к высокому уровню загрязнения почв и водоемов. Тем не менее по мере экономического роста и повышения покупательной способности населения стал расти и спрос на «чистые» продукты. Сегодня Китай - третья в мире страна по количеству земель, отведенных под органическое земледелие (после Австралии и Аргентины)1.

В 1990 г. Министерство сельского хозяйства страны инициировало программу «Зеленых продуктов питания». В 1992 г. для управления этой программой был создан Китайский центр развития экологически чистых продуктов питания, который занимается сертификацией и выдачей разрешений на использование соответствующей маркировки. В 1994 г. Государственное управление по охране окружающей среды учредило Центр разработки органических продуктов питания при Нанкинском институте наук об окру-

1 См.: Li H. Regulatory Issues on Organic Food in China // Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds Goh B., Price R. - Singapore, 2020. -P. 119-134. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_8 (дата обращения: 11.01.2024).

58

жающей среде, а затем открыло 23 местных филиала для контроля качества органических продуктов на местах. С 2001 г. Министерство сельского хозяйства Китая реализует общенациональный План перехода на экологически чистые сельскохозяйственные технологии. Затем были запущены программы «зеленых» и «органических» продуктов.

Таким образом, в Китае нет путаницы в понятиях, но существует трехуровневая система качества: 1) все продукты питания должны соответствовать минимальным требованиям безопасности, закрепленным в Плане; 2) для признания продукта «зеленым» или «экологически чистым» требуется его сертификация в соответствии с установленными требованиями, в том числе касающимися допустимых остатков синтетических веществ (пестицидов и т.п.); 3) «органические» продукты - это самый высокий уровень качества, также требующий отдельной сертификации. Для признания продукта «органическим» не допускается не только использование синтетических веществ при его выращивании, обработке и упаковке, но и использование ГМО. Сельскохозяйственные производители обязаны соблюдать естественные природные циклы и придерживаться традиционных экологических принципов ведения хозяйства. Китайский стандарт «органических» продуктов, принятый в 2006 г. (затем дважды обновлявшийся в 2011 и 2019 гг.), и процедуры сертификации основываются на документах ШОЛМ и признаны этой организацией. В стране допускается получение сертификатов как в национальных аккредитованных организациях, так и в иностранных (единственное требование - трехлетний стаж деятельности).

Без прохождения процедуры сертификации производители не вправе использовать обозначение «органический» или сходное с ним. Кроме того, каждый продукт, прошедший сертификацию, получает уникальный номер и включается в единую базу, по которой можно проверить его подлинность. Использование органической маркировки без наличия сертификата, а также подделка сертификата влекут штраф. Предусмотрены ежегодные проверки производителей, которые могут лишиться сертификата в случае выявления нарушений. Однако, как отмечает Х. Ли1, штрафы в Ки-

1 См.: Ы Н. Ор. а! - Р. 119-134.

59

тае слишком низкие, а контроль - недостаточно жесткий, что приводит к нарушениям и злоупотреблениям. Кроме того, процедура сертификации слишком длительная и дорогая, что делает ее недоступной для мелких производителей.

Индия

В Индии проблему недоступности лицензирования органической продукции для малых предприятий и фермеров решили посредством создания системы гарантий участия (Р08), похожей на российскую систему саморегулируемых организаций (СРО). Так, мелкие фермеры могут объединяться вместе и проводить друг у друга проверки соответствия установленным требованиям (что эквивалентно сертификации), тем самым гарантируя качество всей продукции, произведенной в рамках объединения. Кроме того, объединения фермеров централизованно реализуют переработку, маркетинг и продажу продукции. На национальном уровне программой Р08 руководит Национальный центр органического земледелия.

Что касается крупных производителей, то они обязаны проходить процедуру сертификации, которая в Индии строже, чем в Китае, и соответствует стандартам ЕС. Нормативной основой системы является Закон о безопасности и стандартах пищевых продуктов 2006 г. и Правила безопасности и стандарты пищевых продуктов (органические продукты питания) 2017 г., которые, помимо требований к качеству органических продуктов, охватывают маркировку, транспортировку, хранение, распространение, розничную продажу и импорт сертифицированных органических продуктов. Правила запрещают любому лицу, не соблюдающему их требования, заниматься любой коммерческой деятельностью, связанной с органическими продуктами питания. Допускается сертификация в Национальном центре органического земледелия, по системе Р08, или в признанных в Индии иностранных аккредитованных организациях. Соответственно, на товаре должно быть указано, в какой из данных систем товар сертифицирован. Начиная с 2019 г. в Индии существует единый национальный логотип «Джайвик Бхарат». Импортируемые товары, если они сертифицированы в стране-экспортере, не требуют повторной сертификации в Индии. В Ин-

60

дии, так же как и в Китае, создана онлайн-платформа прослежи-ваемости органической продукции1.

Канада

В Канаде органическая сертификация - это гарантия того, что все пищевые продукты, в которых используется термин «органические», на самом деле производятся и перерабатываются здоровым и безопасным способом2. Нормативную основу составляют Закон о безопасных продуктах питания для канадцев 2012 г. (вступил в силу в 2019 г.), Стандарты органических продуктов Канады (COS), которые обновляются каждые пять лет, Общие принципы и стандарт управления 2013 г., Списки разрешенных веществ 2013 г. и Общие принципы аквакультуры, стандарты управления и списки разрешенных веществ 2013 г.

Для того чтобы пищевой продукт был сертифицирован как органический, все производители, переработчики и работники цепочки поставок должны соответствовать требованиям, изложенным в COS. Заявитель должен обратиться в орган по сертификации, аккредитованный Канадским агентством по инспекции пищевых продуктов, быть способен продемонстрировать полную прослеживаемость своей продукции и быть открытым для проверки независимой третьей стороной. Как только продукция фермера или предприятия проходит соответствующую сертификацию, ему разрешается использовать как термин «органический», так и логотип Canada organic в маркировке и маркетинге своей продукции. После чего он ежегодно будет подвергаться строгой проверке соблюдения установленных требований.

1 См.: Nathani S.A., Mollah M. Regulatory Framework for Organic Food Safety in India // Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds. Goh B., Price R. - Singapore, 2020. - P. 135-151. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_9 (дата обращения: 11.01.2024).

2 Phillips A.C. Canadian Organics: Enhancing Food Safety and Trade Growth Through Regulatory Harmonization and International Collaboration/ Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds. Goh B., Price R. - Singapore, 2020. -P. 249-262. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_15 (дата обращения: 11.01.2024).

61

Однако указанный логотип не используется на местной продукции, которая не пересекает границ одной провинции Канады. Соответственно, каждая провинция вправе устанавливать собственные требования и правила маркировки для такой продукции. Например, собственные системы сертификации существуют в Нью-Брансвике, Новой Шотландии, Манитобе, Квебеке и Британской Колумбии. В двух последних также существует собственная официальная маркировка, которая может наноситься на всех продуктах, произведенных в этих провинциях.

Что касается импорта, то Канада признает только сертификаты, выданные аккредитованными организациями тех стран, с которыми у нее заключены соглашения об эквивалентности1.

США

Соединенные Штаты Америки были первой страной в мире, где органическое сельское хозяйство стало пользоваться популярностью, поэтому здесь рынок органической продукции наиболее развит. Однако особенностью данной страны является то, что полномочия по регулированию качества продуктов питания разделены между федерацией и штатами, а также между различными органами власти. В результате каждый штат устанавливает собственные стандарты «органической» продукции, которые сильно различаются. Кроме того, не существовало достаточных гарантий безопасности такой продукции, поскольку отказ от синтетических веществ при сохранении индустриальных методов ведения с/х приводит к росту вспышек различных инфекций, в том числе опасных для людей. Это вынудило национальное правительство США принять в 1990 г. Акт об органических продуктах, содержащий единые требования, распространяющиеся не только на продукты, произведенные в США, но и на импортируемые из других стран. Однако контрольные функции оставались по-прежнему крайне фрагмен-тированными. Кроме того, следуя неолиберальной политике, в США, в отличие от других стран мира, реализуется подход, основанный на самопроверках производителей, декларирующих соот-

1 В настоящее время таких соглашений пять: с США (2009), ЕС (2011), Швейцарией (2012), Коста-Рикой (2013) и Японией (2015).

62

ветствие своей продукции установленным требованиям. Предполагается, что они больше всего заинтересованы в качестве, поскольку от этого зависит их репутация у потребителей. Однако в 2011 г. исследователи подсчитали, что 9,4 млн человек в США страдали теми или иными заболеваниями пищевого происхождения, и 56 тыс. из них были госпитализированы1. По меньшей мере 15 вспышек заболеваний были связаны с органической продукцией, поскольку отказ от использования синтетических веществ усиливал риски заболеваний, в том числе опасных для человека. Принятый в том же году Акт о модернизации безопасности пищевых продуктов обязывал уполномоченные органы власти определять научно обоснованные минимальные стандарты безопасности продуктов питания, чтобы реализовать риск-ориентированный подход. Теперь производители и поставщики продовольствия обязаны утверждать и соблюдать превентивные меры контроля, основанные на риске. Большинство импортеров продуктов питания обязаны проверять соблюдение их поставщиками законов США о безопасности пищевых продуктов, а Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами занимается сертификацией продуктов высокого риска, поступающих от иностранных производителей, и вправе инспектировать зарубежные предприятия-производители.

Однако все эти требования закона распространяются только на крупные компании, в то время как фермеры, торгующие на местных рынках, могли по-прежнему не соблюдать требования безопасности. Для устранения этого противоречия в 2015 г. вступили в силу Стандарты выращивания, сбора урожая, упаковки и хранения продуктов для потребления человеком, распространяющиеся на всю плодоовощную отрасль. Кроме того, были утверждены Правила превентивного контроля пищевых продуктов для человека; Программа проверки импортных товаров; Правила санитарной транспортировки и Правила защиты пищевых продуктов от преднамеренной фальсификации.

1 См.: Telesetsky A. Food Safety Law in the United States: Risk Management in the Organic Food Supply Chain // Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds. Goh B., Price R. - Singapore, 2020. - P. 217-228. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_13 (дата обращения: 11.01.2024).

63

Однако общий подход, основанный на самопроверках и риск-ориентированном подходе сохранился. Например, компания, закупающая продукцию за рубежом, обязана или сама провести аудит у своего поставщика, или удостовериться в том, что тот уже прошел необходимый аудит. Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами также вправе проводить выборочные проверки. Но, по данным 2019 г., менее 30% зарубежных поставщиков проходили такие проверки. Как отмечает А. Телесецкий, это имеет существенные последствия для органической промышленности, поскольку фактически далеко не все товары, поступающие в США из более чем 100 стран и маркируемые как «органические», на самом деле являются таковыми в соответствии со стандартами, установленными Национальным советом по органической продукции1.

Кроме того, Министерство сельского хозяйства США позволяет использовать отдельные синтетические вещества в органическом с/х, что стало основанием для судебного иска одного из фермеров, который он выиграл, после чего в Акт об органических продуктах были внесены поправки, закрепившие возможность использования неорганических веществ при переработке «органических» продуктов.

Наконец, так же как и в Канаде, в США штаты самостоятельно устанавливают стандарты в отношении продуктов, весь цикл производства и потребления которых находится на их территории. Соответственно, качество продуктов от штата к штату может сильно различаться.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии рынок органической продукции регулируется рядом законов: Закон о продуктах питания 2014 г., Закон о продуктах животного происхождения 1999 г., Закон о вине 2003 г. и Закон о добросовестной торговле 1986 г. При этом единого стан-

1 См.: См.: Telesetsky A. Food Safety Law in the United States: Risk Management in the Organic Food Supply Chain // Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds. Goh B., Price R. - Singapore, 2020. - P. 217-228. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_13 (дата обращения: 11.01.2024).

64

дарта, устанавливающего требования к «органической» продукции, не существует. В соответствии с Соглашением о совместной системе стандартов на пищевые продукты, заключенном в 1996 г. между Новой Зеландией и Австралией, в этих странах действует Австралийско-Новозеландский кодекс пищевых стандартов, который регулирует использование вспомогательных веществ для обработки, красителей, добавок, витаминов и минералов, состава некоторых пищевых продуктов, включая стандарты для генетически модифицированных продуктов. Он также касается правил маркировки. Однако стандартов для органического производства он также не содержит.

Таким образом, в Новой Зеландии нет законов, регулирующих использование термина «органический» или устанавливающих конкретные стандарты для органического производства. Такие продукты должны соответствовать тем же стандартам безопасности пищевых продуктов и потребительским стандартам, которые применяются ко всем продуктам питания, продаваемым в Новой Зеландии.

Вопросы производства и маркировки органических продуктов в этой стране регулируются различными неправительственными организациями. Основными частными сертифицирующими агентствами являются: BioGro Organic Standards; AsureQuality Organic Standard; Demeter; Hua Parakore и OrganicFarmNZ. Так, например, BioGro является крупнейшей в Новой Зеландии организацией по сертификации органических продуктов и принадлежит Ассоциации почвы и здоровья. Использование логотипа BioGro гарантирует, что продукт изготовлен без испытаний на животных, генетических модификаций или пестицидов. Сертификат BioGro признан на международном уровне и аккредитован IFOAM. Organic Farm NZ предназначена для небольших местных предприятий, поставляющих продукцию на рынок Новой Зеландии, поскольку предлагает недорогой вариант сертификации, при которой группа из трех-пяти производителей проверяет друг друга. Независимый аудитор изучает только документы и ежегодно проверяет одного из членов группы по очереди1.

1 Cm.: Epps T., Wheeler D. Regulation of the New Zealand Organics Sector // Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds. Goh B., Price R. -

65

Таиланд

Аналогичным образом, в Таиланде сертификацией органических продуктов занимаются преимущественно неправительственные организации, крупнейшей из которых является созданный в 2001 г. Фонд сертификации органического сельского хозяйства Таиланда - независимая НКО по сертификации. Фонд утвердил собственные органические стандарты, а его сертификация признана IFOAM, а также рядом иностранных государств. В Северном Таиланде функционирует собственный орган по сертификации -Northern Organic Standards Organization, которая, однако, не имеет международного признания. Кроме того, услуги по сертификации предлагают такие государственные организации, как Департамент риса (предлагает сертификацию органического риса), Институт органического растениеводства при Министерстве сельского хозяйства (предлагает сертификацию иных растительных культур), Ферма органической аквакультуры и центр сертификации продукции при Министерстве рыболовства (предлагает сертификацию для аквакультуры) и Департамент животноводства (предлагает сертификацию для домашнего скота), которые опираются на утвержденные в 2003 г. государственные стандарты для органической продукции («Сельскохозяйственный стандарт Таиланда TAS 9000-2003: Органическое сельское хозяйство, часть 1: Производство, переработка, маркировка и маркетинг органического сельского хозяйства»).

Что касается местных фермеров, то они либо продают свою продукцию на местных рынках без какой-либо сертификации, либо объединяются в союзы и ассоциации, реализуя свою продукцию через специализированные торговые точки. Однако, хотя они и обозначают свою продукцию как «органическую», но сертификации также не проходят, поскольку в Таиланде не существует нормативных запретов на использование слова «органический». Официальным обозначением для органической продукции, прошедшей сертификацию, является «Organic Thailand». Данную маркировку вправе использовать только сертифицированные производители, в

Singapore, 2020. - P. 229-248. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_14 (дата обращения: 11.01.2024).

66

товаре которых 95% составляет органический продукт. Однако, как показало проведенное в 2016 г. исследование, товары с указанной маркировкой имели высокий уровень химического и микробиологического загрязнения: 25% сертифицированных органических продуктов в супермаркетах содержали химические остатки, превышающие допустимые уровни1. Это связано с тем, что никакой ответственности за несоблюдение установленных требований и использование органической маркировки на товарах ненадлежащего качества в Таиланде не предусмотрено.

Заключение

Из рассмотренных в статье примеров разных стран можно видеть, что органическое сельское хозяйство в целом в мире находится на стадии становления. Даже у таких лидеров отрасли, как США, по-прежнему сохраняется множество проблем с обеспечением качества и безопасности органических продуктов. Наиболее общими проблемами и даже преградами для развития органического хозяйства являются общее качество окружающей среды, поскольку многие загрязнения сохраняются в почвах много лет или могут снова попадать в нее с соседних неорганических ферм и даже из отдаленных производственных компаний через воду, поэтому такая почва и вода оказываются непригодными для выращивания органических продуктов, даже если фермеры не используют запрещенные вещества.

Еще одной общей проблемой является сложность, длительность и высокая стоимость процедур сертификации, делающие ее недоступной для большинства мелких производителей. Так, во всех рассмотренных странах установлены переходные периоды, в течение которых производители уже обязаны соблюдать строгие стандарты, но еще не могут маркировать свою продукцию как органическую, а, следовательно, и продавать ее по более высокой цене. В свою очередь, цены на такую продукцию сами по себе яв-

1 См.: Chitov T. Understanding Production and Safety Situations of Organic Food in Thailand // Regulatory Issues in Organic Food Safety in the Asia Pacific / eds. Goh B., Price R. - Singapore, 2020. - P. 171-198. - URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-3580-2_11 (дата обращения: 11.01.2024).

67

ляются сильным препятствием для развития рынка органических товаров, поскольку в большинстве рассмотренных стран (за исключением США и Канады) превышают цены на обычную сельхозпродукцию в три-пять раз, что делает ее недоступной для большинства потребителей.

Наконец, значимым негативным фактором, подрывающим доверие к органической продукции, является «органическое мошенничество» - использование маркировки на товарах, не соответствующих установленным стандартам и / или не имеющим соответствующих сертификатов. Тем не менее изучение опыта различных стран мира, в том числе и представленных в настоящей статье, позволяет находить удачные примеры решения многих из рассмотренных выше проблем, а также заимствовать лучшие практики, что является крайне важным для развития российского рынка органической продукции.

68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.