Научная статья на тему 'Экология первичных религиозных мировоззрений'

Экология первичных религиозных мировоззрений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вахрушев И. Б.

В данной статье мы рассматриваем первобытное мышление и мировоззрение, в которых уже наблюдается зарождение научных знаний и первых догадок древних людей о материальной основе природных явлений, о вечности, противоречивости и изменчивости мира. Мы представляем все эти явления в контексте экологического мышления, зачатки которого уж очень явно прослеживаются в первичных религиозных воззрениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecology of the primary religion ideologies

We investigated primitive thinking and world out-look in our article. This primitive mentality contains appearance of primary knowledge of prohistorical people about material principles of natural phenomena, about eternity and unstability of the world. We showed all these phenomena as ecological way of thinking which took place in primary religious points of view.

Текст научной работы на тему «Экология первичных религиозных мировоззрений»

по принципу: важно только то, что приятно и понятно. Такой взгляд на мир диаметрально противоположен библейскому. В Священном Писании важно все, оно не разделяет заповеди на более и менее важные (Иак.2:10-11; Мф.5:19). И в Библии, и в природе все сделанное, сказанное или сотворенное Богом имеет свой смысл и свою ценность. Для истинного христианина должно быть дорого все, что исходит от любящего Отца, потому, что «...Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор.5:19). Человека, верящего в примирение, отличают покой и доброжелательность к окружающему. Встречающаяся у некоторых экологов ксенофобия не должна быть свойственна тем, кто живет по библейским принципам [7]. Священное Писание учит: «... принимайте друг друга, как и Христос принял вас» (Рим.15:7). В свете Божьей любви к человеку этот принцип можно и нужно применять шире, проявляя дружелюбие и интерес как к необычным людям, так и к редким видам животных и растений.

Библиографический список

1. Кулиев Т. Важнейшие постулаты библейского учения о месте человека в природе и основы правильного подхода к их изучению // Родник. Вып. 2. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - С.14-22. 2. Кэлликотт Б. Природоохранные ценности и этика // Гуманитарный экологический журнал 1(2), 1999. - С.40-67. 3. Борейко В.Е. Постижение экологической теологии. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2003. - С.9. 4. Кулиев Т. Экологический компонент в христианстве: пути изучения // Родник. Вып. 1. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000. - С.20-22. 5. Грищенко В.Н. Охрана природы и религия: от науки к утопии? // Гуманитарный экологический журнал. Т. 2. Вып. 2, 2000. - С.11-26. 6. Хрибар С.Ф. Искупление твари // Во Христе. - 2001. - №1(2). 7. Хрибар С.Ф. Библия о природоохранной этике и ксенофобии // Материалы научной конференции «История взаимодействия природы и общества», секция «Проблемы экологической культуры». - М., 2002.

В данной статье мы рассматриваем первобытное мышление и мировоззрение, в которых уже наблюдается зарождение научных знаний и первых догадок древних людей о материальной основе природных явлений, о вечности, противоречивости и изменчивости мира. Мы представляем все эти явления в контексте экологического мышления, зачатки которого уж очень явно прослеживаются в первичных религиозных воззрениях.

We investigated primitive thinking and world out-look in our article. This primitive mentality contains appearance of primary knowledge of prohistori-cal people about material principles of natural phenomena, about eternity and unstability of the world. We showed all these phenomena as ecological way of thinking which took place in primary religious points of view.

Одним из самых сложных взглядов на окружающую среду в современной философии считается религиозное мировоззрение. До сих пор в современном религиоведении нет четкого определения религии, культа или верования. Определение одного термина часто включает часть определение другого, что порождает очень серьезные споры в научном мире. У. Джеймс указывает о невозможности дать определение религии [7]. Одна часть авторов [3,4,5] относит понятия религии к чисто социальной сфере и сфере общения людей с окружающей средой. Принципиально другое мнение бытует у большинства зарубежных авторов [1,2,8,11], которые относят религию к области психического взаимодействия индивидуумов и к их личному психологическому опыту. Сложность состоит в том, что, несмотря на явное воздействие и важность религиозного мировоззрения в социальной сфере, оно основывается на, так называемом чувственном восприятии мира. Проблема научного объяснения мистического состояния складывается из невозможности его объяснить человеком, который его испытал [7]. Оно в высшей степени субъективно, и те общие понятия, которыми оперируют религии (бог, идол, божественное состояние), каждый воспринимает по-своему. Надо быть грамотным музыкантом

УДК 502.3:2

ЭКОЛОГИЯ ПЕРВИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

© 2007. Вахрушев И.Б.

Таврический национальный университет, Республика Украина

и психологом, чтобы понять сложность чувств, которые вызывает симфония. Надо быть самому когда-нибудь влюбленным, чтобы понять состояние влюбленного. Объяснить это вербально человеку, не испытавшему такого опыта, невозможно. В нашей работе мы будем считать религиозное мировоззрение явлением, синтезирующим в себе как социальные аспекты в среде верующих, так и категорию чувств, объединяющих субъектов по похожим, раннее испытавшим или испытывающим в настоящее время, психологическим переживаниям.

Религиозное представление о мире, как в ранних системах верования, так и в мировых религиях, состоит из духовного, или психологического мироописания, находящее выражение в системе чувственного отношения к окружающей среде, и из материального, отображаемого в обрядах и действиях, которые оказывают непосредственное влияния на природу и общество. Таким образом под экологией религии понимается взаимодействие религиозного мировоззрения с окружающей средой в двух его аспектах: отношения религии с природой и отношения с обществом (в том числе и с другими религиями). Взаимодействие общества и религией, очерчивает круг вопросов, относящихся к социальной экологии религии. Влияние окружающей природной среды на религиозное мировоззрение, а также воздействие верования на природу через обрядность и религиозную специфику жизнедеятельности составляет содержание понятия экологии природы и религии. Проблемы социальной экологии религии из-за своей сложности и многообразия будут рассмотрены в отдельной статье. Здесь же мы приведем краткое описание первичных верований и обрядов, отображающих взаимодействия природы и религии, на ранних стадиях социального развития.

Среди начальных религиозных мировоззрений широкое распространение получили тотемизм, анимизм, шаманизм и магия [1]. Мы остановим наш взгляд на тотемизме, анимизме и шаманстве. Такой выбор был сделан неслучайно, эти мировоззрения являются одними из самых первых, зародившихся на заре человеческого общества, когда еще человек сильно зависел от окружающей среды и связь общества с природой находило свое яркое выражение в социальных отношениях.

Тотемизм - под этим термином принято понимать деление племен на группы, связанные родством по женской или мужской линии, притом каждая из таких групп верит в свое таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов - тотемом [8].

В современной науке эта форма мировоззрения считается одной из самых древних. Многочисленные исследования разных авторов так и не нашли основные причины формирования такой системы верования. Психологи считают, что тотемизм мог зародиться только в самых примитивных общественных образованьях, когда разум дикаря еще, в большей своей части, основывался на интуитивном представлении о мире. Не исключено, что именно это мировоззрение послужило основой для формирования родовых кланов, общин и племен. Основным объектом верования здесь становится материальные предметы: растения, животные и т.д. Тотемизм является настолько древней религией, что почти не сохранился в чистом виде.

Индейцы из штата Каролина, считающие змею своим тотемом, при встрече со змеями проходят по другой стороне тропы, чтобы не причинить им вреда; они полагают, что стоит им убить змею как родня пресмыкающегося в отместку лишит жизни нескольких людей из числа их собратьев, друзей или родственников. Индейцы-семинолы также не трогают змей из боязни того, что душа убитой змеи обладает способностью побудить сородичей, индейцев из клана змеи, отомстить за нее. Индейцы-чироки считают гремучую змею вождем змеиного племени и прародительницу их народа, в силу чего относятся к ней со страхом и почтительностью. Рядовой чирок не осмелится убить волка, если есть возможность этого избежать; у него нет сомнений, что сородичи убитого зверя отомстят за него, ведь индейцы, считающие волка своим тотемом, превосходят чироков численностью [2, 8].

Мужчины и женщины, австралийские аборигены, считали, что их жизнь связана с определенной особью конкретного вида животного, какой - они не знали. В результате мужчина брал под свою защиту всех животных вида, от которого зависела жизнь мужчин, а женщина так же поступала по отношению к виду, в зависимости от которого находилась ее жизнь. Ясно было одно, что за смертью любой особи соответствующего вида последует его или ее смерть. Например, члены племени вотьо-балук в Юго-Восточной Австралии полагают, что в летучей мыши заключена жизнь мужчины, а в козодое - жизнь женщины; умерщвление каждого из таких животных сокращает жизнь кому-нибудь

из мужчин или женщин. В результате у каждого мужчины и женщины возникали серьезные опасения, что жертвой может стать она или он [1,8].

Таких примеров тотемизма в мировой практики религии можно привести очень много. Несомненно, что такой страх перед природой у первобытного человека, вызывали всевозможные природные явления, которые не находили достаточно точного объяснения в разуме дикаря. В связи с этим, возникали опасения, что если нанести природе вред, она отплатит тем же. В принципе это мало чем отличается от упрощенного варианта современного экологического мышления.

Следующей ступенью развития религиозных взглядов принято считать анимизм. Дж. Фрезер [8] определят анимизм как одну из древнейших форм верования, веры в то, что во всех предметах и явлениях заключена таинственная душа, управляющая им. Если раньше страх перед природными явлениями вызывался более материальной стороной мира первобытного человека, т. е. силой и разумом животных, то теперь он верит в беспощадных духов, охраняющих природу. Туземцы племени ваника в Восточной Африке воображают, что каждое дерево, в особенности кокосовая пальма, основа благополучия племени, имеет свою душу. Поэтому срубить кокосовую пальму приравнивается к матереубийству. Басога в Центральной Африке полагают, что дух срубленного дерева может навлечь беду и даже поразить смертью вождя и его семью. Для того, чтобы предотвратить это несчастье, прежде чем повалить дерево, они обращаются за советом к знахарю [12]. В некоторых частях Австралии старые крестьяне продолжают верить, что лесные деревья без особой на то причины не позволяют надрезать их кору. Они наслышались от своих отцов, что дух дерева чувствует надрез не меньше, чем человек рану. Племя диери в Центральной Австралии считает священными деревья, в которые, как гласит предание, превратились их предки: они с почетом отзываются об этих деревьях и делают все возможное, чтобы их не срубили и не сожгли. Когда белые поселенцы просят диери срубить дерево, они серьезно возражают, утверждая, что за такой поступок им перестала бы сопутствовать удача [1].

Подобные представления несут в себе достаточно высокую степень экологичности. В связи с этим, не смотря на довольно сложное и фантастическое мироописание человека такой ступени социального развития, он бережно, уважительно и трепетно относится к окружающей его среде, проявляя заботу и защиту о растениях и животных.

Наиболее поздним и уже очень сложным явлением является шаманизм. Шаманство - это одна из ранних стадий развития религиозных верований, главной идеей которого является необходимость посредника для общения между людьми и духами. Этот посредник - шаман избран самими духами [3]. В шаманизме, главным действующем лицом выступает шаман. Он является и магом, и знахарем: считается, что он исцеляет, как все знахари, и совершает факирские чудеса, как и все первобытные и современные маги. Шаманизм имеет очень много аспектов и трактовок, но, несмотря на это, мы попытаемся сформулировать понятие шаманизма. М. Элиаде [11] давно обратил внимание на психологическую сторону шаманства. Он основывался на работах, проведенных советскими психологами относительно сибирского шаманизма и так называемой арктической истерии [4,5]. Вся сложность сибирского шаманизма состоит в том, что у шамана нет учеников, а если есть, то все они пережили опыт арктической истерии.

Основываясь на этих фактах, мы делаем предположение, что имеем дело с особой формой религии, базирующейся на болезненном восприятии мира шаманом, который, посредством искусственно вызванного экстатического переживания, якобы входит в мир духов и осуществляет там магические действия, имеющие отношение непосредственно к человеку или группе людей, участвующих в сеансе. М. Элиаде [11] утверждает: «Шаманизм - это архаическая техника экстаза», - мы полностью разделяем его мнение. Советским авторам свойственно делать различие между терминами шаманство и шаманизм. Под шаманством принято понимать обряды и поверья, непосредственно связанные с деятельностью шамана, а под шаманизмом - систему воззрений у народов, в жизни которых шаманы играли важную роль [3,9]. По нашему мнению эти два термина являются синонимами. Дело в том, что в английском языке существует только слово «shamanism» - шаманизм, проводя такое деление мы невольно столкнулись бы с проблемой понимания самой сути явления.

Шаманство является более прогрессивной системой мировоззрения. Здесь окружающей природе отводится не такое значительное место как раньше, все суеверия и сказания окружают в основном шамана и мир духов описываемый им. И все же мы наблюдаем в шаманстве осторожное отношение к

окружающей природе, животным и растениям, ведь духи, живущие в лесах, на равнинах и в горах могут навлечь много бед. Основой шаманских сказаний является миф о дереве мира, на котором якобы произрастают души людей и шаманов. Такое представление невольно формирует должное отношение верующих к растениям и деревьям. Действительно оно наблюдается у якогиров и коряков. На Алтае охотники, отправляющиеся за добычей, приходят к шаману за советом: сколько медведей стоит убить, сколько белок и т.д. Шаман утверждает: «Не берите больше своей потребности у тайги, ведь она может когда-нибудь вам отплатить злом» [11]. У алтайцев, гольдов и юраков, шаман на время зимний охоты запрещает убивать какой-либо вид животного, ссылаясь на то, что в этом году они выбраны духами. Примеров такого отношения к природе у народов, исповедующих шаманство, можно привести много, и все-таки мы наблюдаем здесь остатки былого чувственного, трепетного и экологичного отношения природы и общества, чем сами системы отношений.

Таким образом, первобытное экологическое мышление, основанное на тонком, интуитивном восприятии природы составляет значительную часть общей системы первичных религиозных мировоззрений. Взаимоотношения человека и окружающей среды четко определялись установленными правилами, основанными на религиозных взглядах, на человека и природу. Являясь по сути стихийным экологом, человек, исповедующий первобытные верования, как часть социума более гармоничен с окружающей средой, чем представители современного технократического общества. Так было в древности, так есть и сейчас.

Библиографический список

1. Атеистические чтения: сборник. - М.: Политиздат, 1981. 2. Атеистические чтения: сборник. - М.: Политиздат, 1989. 3. Басилов В.Н. Избранники духов. - М.: Политическая литература, 1984. 4. Золоторев А.М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. - Л., 1934. 5. Золоторев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. -М., 1964. 6. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. 7. Уильям Джеймс. Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. 8. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. - М.: Политическая литература, 1980. 9. Черткова А.Б. Об обычаях и обрядах. - М.: Знание, 1976. 10. Швебс Г.И. Прорыв в прошлое. Научно-

эзотерическое миропонимание. Кн. 1. - Одесса: Маяк, 1993. 11. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - София, 1998. 12. KingsleyM. Travels in West Africa. - London, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.