Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА'

ЭКОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1222
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЭКОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / БОЛЕЗНИ ОТ ПЛОХОЙ ЭКОЛОГИИ / ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА / TRANSPORT / ECOLOGY / HUMAN HEALTH / DISEASES FROM POOR ECOLOGY / HARMFUL SUBSTANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Духно Н.А.

Статья посвящена актуальной проблеме увеличения заболеваний людей вследствие плохой экологии, усугубляемой транспортной деятельностью. Оценка влияния транспортного комплекса на окружающую среду подтверждает факты роста вредного воздействия транспорта на объекты природы, что стало причиной тяжелых заболеваний людей. Отрицательному воздействию на здоровье плохой экологией подвергаются не только те, кто связан с деятельностью транспорта, но и многие другие обитатели мест, где транспортные средства ухудшают экологию, увеличивая уровень загрязнения окружающей среды, умножая причины роста заболеваний. Страдания больных побуждают к поиску новых способов сохранения окружающей среды в том состоянии, какое не будет наносить вред здоровью человека. Поддерживать хорошую экологию, укреплять здоровье людей и развивать транспорт - это задачи первостепенной важности, которые могут плодотворно решаться, если каждая из них будет подчинена охране прав и законных интересов человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY ON TRANSPORT AND HUMAN HEALTH

The article is devoted to the urgent problem of increasing diseases of people due to poor ecology, exacerbated by transport activities. An assessment of the environmental impact of the transport complex confirms the growth of the harmful effects of transport on natural objects, which has caused serious illnesses in people. Not only those who are connected with the activity of transport, but also many other inhabitants of places where vehicles worsen the environment, increasing the level of environmental pollution, multiplying the causes of the growth of diseases, have a negative impact on health. The suffering of patients prompts the search for new ways to preserve the environment in a state that will not harm human health. Maintaining a good environment, strengthening people’s health and developing transport are tasks of paramount importance that can be fruitfully solved if each of them is subordinate to the protection of human rights and legitimate interests.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»



УДК 349.6

Духно Н.А.,

доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru

ЭКОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена актуальной проблеме увеличения заболеваний людей вследствие плохой экологии, усугубляемой транспортной деятельностью. Оценка влияния транспортного комплекса на окружающую среду подтверждает факты роста вредного воздействия транспорта на объекты природы, что стало причиной тяжелых заболеваний людей. Отрицательному воздействию на здоровье плохой экологией подвергаются не только те, кто связан с деятельностью транспорта, но и многие другие обитатели мест, где транспортные средства ухудшают экологию, увеличивая уровень загрязнения окружающей среды, умножая причины роста заболеваний. Страдания больных побуждают к поиску новых способов сохранения окружающей среды в том состоянии, какое не будет наносить вред здоровью человека. Поддерживать хорошую экологию, укреплять здоровье людей и развивать транспорт - это задачи первостепенной важности, которые могут плодотворно решаться, если каждая из них будет подчинена охране прав и законных интересов человека.

Ключевые слова: транспорт, экология, здоровье человека, болезни от плохой экологии, вредные вещества

Dukhno N.,

doctor of law, professor, Director of the Law Institute of the Russian University of Transport (MIIT)

ECOLOGY ON TRANSPORT AND HUMAN HEALTH

The article is devoted to the urgent problem of increasing diseases of people due to poor ecology, exacerbated by transport activities. An assessment of the environmental impact of the transport complex confirms the growth of the harmful effects of transport on natural objects, which has caused serious illnesses in people. Not only those who are connected with the activity of transport, but also many other inhabitants of places where vehicles worsen the environment, increasing the level of environmental pollution, multiplying the causes of the growth of diseases, have a negative impact on health. The suffering of patients prompts the search for new ways to preserve the environment in a state that will not harm human health. Maintaining a good environment, strengthening people's health and developing transport are tasks of paramount importance that can be fruitfully solved if each of them is subordinate to the protection of human rights and legitimate interests. Keywords: transport, ecology, human health, diseases from poor ecology, harmful substance

С увеличением потребности человека, общества, государства в расширении транспортных услуг ускоряется процесс развития, интенсивной эксплуатации транспортного комплекса, что становится причиной увеличения нагрузки на окружающую среду. Загрязнения, сбросы и разрушения природных объектов функционирующим транспортом создают экологическую опасность. Естественную природную среду сохранить на транспорте, при его состоянии, практически невозможно. Авторитетные источники свидетельствуют, что в XXI в. удельный вес всех вредоносных транспортных воздействий на окружающую среду достигает предельного уровня. Он уже превысил аналогичные показатели в энергетике, металлургии, газовой и многих других отраслях промышленно-

сти [3]. Транспорт является связующим звеном между всеми этими и другими отраслями, и если вредное воздействие на окружающую среду продолжится, то экологическая опасность только увеличится.

Неблагоприятная окружающая среда оказывает сильное влияние на состояние здоровья человека. Показатели здоровья людей, как зеркало, отражают состояние окружающей среды. Плохая экология указывает на появление экологической опасности, угрожающей подрыву здоровья людей, появлению у них различных заболеваний. Угасание жизненных сил у людей под влиянием экологической опасности не может не тревожить. Здравый смысл заставляет задуматься, сколько жизненных сил, энергии затрачивается человечеством на развитие промышленности, на

индустриализацию, результатом которой становится загрязнение и разрушение природных объектов, распространение экологических угроз, опасность которых увеличивается с той же прогрессией, с какой идет процесс уничтожения естественных свойств развития природы. Жажду потребительских интересов можно погасить только изменением мышления, направляя его на развитие способностей проявлять постоянную заботу об укреплении здоровья людей. Чистая окружающая среда становится необходимым условием для предупреждения заболеваний. Пока охрана окружающей среды ограничивается стремлением к снижению загрязнений, сбросов, выбросов вредных веществ, но как отражается на здоровье людей сложившаяся экология на транспорте, ответ на этот вопрос не найден. Развитие транспорта окажется ущербным, если продолжится отравление окружающей среды, поражающей здоровье людей.

Сильные загрязнения окружающей среды продолжаются автотранспортными средствами отечественного производства, которые не соответствуют современным требованиям экологии. Стремительный рост автомобильного парка приводит к возрастанию вредного воздействия на окружающую среду. Доля автомобилей, использующих более чистое газовое топливо, не превышает 2%, а доля автобусов, работающих на дизельном топливе, составляет 13%. К концу 1990-х гг. на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца, 59% оксида углерода и 32% оксидов азота [3], опасно действующих на здоровье человека.

Вредное локальное экологическое загрязнение от автотранспорта в городах и вдоль трасс представляет серьезную опасность для здоровья людей, которые проживают в таких местах. Зависимость здоровья людей от загазованности атмосферного воздуха автомобильным транспортом выше для тех, кто проживает в таких местах, чем тех, кто проживает вдали и испытывают меньшее воздействие вредных выбросов. Самое большое влияние на здоровье человека оказывает экология его рабочего места, или жилища, расположенного вблизи загазованной местности, где сосредоточивается большое количество автотранспорта. Больше всего загрязнителей попадает в организм человека через легкие. Проведенными исследованиями подтверждается, что при ежедневном вдыхании загрязненного воздуха в организм человека проникает больше вредных веществ, чем с водой, с пищей, с грязных рук, через кожу. При этом ингаляционный путь поступления загрязнителей в организм является еще и наиболее опасным, так как:

- воздух загрязнен широким ассортиментом ядовитых веществ, некоторые из них способны усиливать пагубное воздействие при соединении одного с другим;

- загрязнения, попадая в организм через дыхательные пути, минуют защитный биохимический барьер - печень, в результате их токсическое воздействие оказывается в 100 раз сильнее;

- усвояемость вредных веществ, поступающих в организм через легкие, намного выше, чем загрязнителей, проникающих с пищей и водой;

- от атмосферных загрязнителей тяжело укрыться: они оказывают влияние на здоровье человека 24 часа в сутки 365 дней в году [7, 86-88].

От вредного воздействия транспорта на окружающую среду постоянно растет экологическая опасность в районах, занимаемых транспортной системой. Экологическая опасность проявляется в повышенном, по сравнению с естественным состоянием, уровне загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова, а также связана с высоким шумом вдоль транспортных магистралей. Экологическая опасность может возрастать до тех пор, пока не будут устранены основные причины:

- изношенность и старение транспортных средств и транспортной инфраструктуры;

- слабое внедрение современных чистых технологий в работу транспортной системы;

- рост аварийных ситуаций на транспорте;

- несовершенство экологического законодательства;

- низкая экологическая культура, отсутствие у большинства людей умений мыслить о способах укрепления своего здоровья.

Транспорт признается основным источником шума в городах, и его шумовое воздействие постоянно растет. Транспортный комплекс сохраняет лидирующее положение в шумовом воздействии на окружающую среду. По оценкам специалистов, в условиях повышенной шумовой нагрузки от автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта в России проживает около 38 млн человек. Основной причиной повышения уровня шума является интенсивность транспортного потока. Высокий уровень шума фиксируется на магистральных улицах больших городов при росте интенсивности движения от 2 до 3 тыс. автомобилей в час. В Москве по основным радиальным и кольцевым магистралям движение увеличивается от 5 до 7 тыс. автомобилей в час, а часто и того больше. По данным социологических опросов, автотранспортные шумы ощущают 2 млн жителей столицы, железнодорожные шумы в черте города ощущает 500 тыс. человек. Повышенную шумовую нагрузку испытывают жители одной третей части всей территории Москвы. Автотранспорт создает шум в городах, который вызывает у 60% населения различные заболевания. На рост уровня шума оказывают влияние: скорость транспортных потоков; состав транспортных потоков; тип двигателя; качество и тип

дорожного покрытия; наличие разного уровня транспортных развязок; подъемы, извилистость, спуски транспортных магистралей.

Повышенные уровни шума в местах работы и проживания людей являются одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, что вызывает ее перенапряжение. Шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему человека. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови, психическое и нервное расстройство, снижение слуха и постоянное чувство усталости

- встречаются чаще у лиц, проживающих или работающих в условиях постоянного воздействия шума. Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28- 37 лет - 57%, в возрасте 3857 лет - 62%, а в возрасте 58 лет и старше - 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения [3].

Железнодорожный транспорт характеризуется различными неблагоприятными для здоровья факторами, которые превышают предельно допустимые уровни. К главным из них можно причислить пыль, шум и вибрацию [15].

Негативное влияние на здоровье человека оказывает авиационный транспорт: вредные выбросы двигателей; высокий шумовой «вброс»; звуковые удары, характерные для полетов на сверхзвуковых скоростях. Поражая окружающую среду, вредоносное воздействие отражается на состоянии здоровья людей, попадающих под влияние повышенных шумов и загрязненный атмосферный воздух. Но проблемы ограничиваются не только этим, на здоровье людей негативно влияет вода, попадающая для питья из загрязненных транспортными структурами водных объектов.

В настоящее время с аэропорта Шереметьево из-за пришедших в негодность устаревших очистных сооружений вредные отходы попадают в реку Клязьма, образующую Клязьминское и Пироговское водохранилища - крупнейшие водохранилища Московского региона. В Шереметьево пока только обещали очистные сооружения реконструировать к 2020 г., потом, спустя время, уточнили, что справиться с этой экологической проблемой могут в 2021 г. Сколько опасных отходов будет еще сброшено в реку Клязьма, воды которой попадут в водохранилища, и как загрязненная вода может повлиять на здоровье людей

- эти вопросы пока остаются без ответа.

Транспорт, используемый в промышленных районах, усугубляет проблемы экологии. От наступившего в городе Киселевске Кемеровской области экологического бедствия и безвыходного положения

жители вынуждены были обратиться к премьер-министру Канады и генсеку ООН с просьбой предоставить им статус беженцев из-за плохой экологической ситуации в регионе и отсутствия питьевой воды [6]. В районе жилой зоны размещаются объекты первого и второго классов опасности, что запрещено п. 3.1.5 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». В жилой зоне идет процесс добывания угля открытым способом. Грязь, пыль от открытой добычи угля увеличивается от сооружений породных отвалов, что сильно загрязняет объекты природы и подрывают здоровье людей. Статистические данные исследований атмосферного воздуха в жилой зоне скрываются от населения [9]. Процесс загрязнения окружающей среды увеличивается под влиянием транспортировки угля и перевозки отходов, перемещаемых на свалки муниципальным грузовым транспортом. В начале июня 2019 г. губернатор Кемеровской области передал угольным предприятиям еще 21 земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью около 467 га. В мае 2019 г. угольщикам было передано 113 га. Рядом с угольными разрезами в регионе живут более 200 тыс. человек. Жители испытывают постоянное ухудшение здоровья, сопровождаемое тяжелыми заболеваниями, связанными с неблагоприятными экологическими условиями [5] практически живут в условиях экологической катастрофы. Смог из угольной пыли полностью накрывает район. В этом районе нет водопровода. Воду приходится набирать в колодцах, которые есть далеко не на каждой улице, да и не в каждом колодце есть вода, пригодная для питья.

Заболевания сердца и сосудов, онкология и бесплодие у жителей Кемеровской области - это результат не только неправильного образа жизни, но и промышленных, транспортных выбросов. Самое вредное воздействие на организм человека оказывает бензапирен. Количество этого загрязняющего вещества в атмосфере кузбасских городов превышает все допустимые показатели и с каждым годом увеличивается. По данным областного экологического доклада, в 2018 г. среднегодовая концентрация бенза-пирена в атмосфере города Кемерово была в 3,4 раза выше установленной нормы.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, только в 2012 г. твердые частицы, пыль, сажа, песок стали причиной смерти 3 млн человек во всем мире. Был составлен специальный рейтинг стран с наибольшей смертностью из-за экологических факторов. Россия оказалась в первой пятерке с показателем 140 тыс. человек, погибших от загрязненного воздуха, за один год [12].

Экологические причины, вызывающие ухудшение здоровья людей, доводя до летальных исходов,

побуждают призадуматься, как устроен процесс охраны здоровья в нашей стране в целом, и на транспорте в частности, какие установлены государственные гарантии. Федеральное законодательство дает определение понятию охраны здоровья граждан. На законодательном уровне понятие «охрана здоровья» представлено как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпиде-мического, характера. Все указанные меры обязаны осуществлять органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, их должностные лица и иные лица, граждане в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). В числе мер по охране здоровья не выделены способы установления экологического благополучия, сопутствующего укреплению здоровья людей. При существующей экологической культуре отсутствие в нормативных правовых актах четких и полных требований к охране здоровья ведет этот процесс к неудовлетворительным показателям. Вице-премьер Татьяна Алексеевна Голикова 2 июля 2019 г. на совещании с членами научно-образовательного медицинского кластера Северо-Западного федерального округа «Западный» заявила о катастрофической убыли населения России, показав, что за четыре месяца 2019 г. естественная убыль населения составила 149 тыс. человек. Падает рождаемость, увеличивается смертность. Многие регионы России сознательно, в погоне за лучшей статистикой, снижали показатели смертности от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Фактически картина выглядит другой. В Воронежской области повысилась смертность от онкологии за 2018 г., по сравнению с 2017 г., на 1,2%, а за четыре месяца 2019 г. увеличилась - на 20%. Ивановская область демонстрирует увеличение за четыре месяца 2019 г. количества смертей от сердечно-сосудистых заболеваний на 35,9% [10]. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 33% детских заболеваний вызваны экологическими факторами. Ежегодно в мире погибает более 13 млн. людей вследствие экологических проблем. Основными источниками загрязнения воздуха являются автомобили. Из-за отсутствия достоверной экологической информации становится невозможным определить истинную величину заболевших людей от плохой экологии [2].

Проблема использования транспорта в экологически загрязненных регионах, где деятельность

транспорта направлена не на предотвращение экологических угроз, а сопутствует увеличению экологической опасности, должна решаться комплексом мер по недопущению таких явлений. В экологическом и транспортном законодательстве необходимо устанавливать правовые нормы, запрещающие использовать транспорт в экологически опасных местах, где транспортные средства могут существенно увеличить уровень экологической опасности. Повышение экологических рисков не соответствует принципам охраны здоровья граждан и ведет к увеличению заболеваний.

Проблемы экологии на транспорте усугубляются, когда ощущается недофинансирование введения новых технологий и новых экологически чистых транспортных средств, которые во много раз способны снизить нагрузку на окружающую среду, уменьшить вредные выбросы. Пока заметно, что уход от требуемого уровня финансирования влечет за сбой причинение экологического вреда, последствия которого нужно устранять, а это ведет к увеличению затрат. Неправовые способы финансирования охраны окружающей среды ведут к росту проблем, решать которые становится все труднее. Растут также масштабы экологической опасности, на устранение которой требуется значительно больше финансовых средств, в сравнении с теми, какие следовало бы вкладывать на поддержку чистой экологии.

Однако ростки позитивных перемен появляются. 23 апреля 2019 г. на Рижском вокзале Москвы холдинг РЖД представил новый купейный вагон с душем, сейфами, холодильниками и микроволновками [13]. Это вагон нового поколения, выполненный по современным технологиям, из экологически чистых материалов, значительно снижающий нагрузку на объекты природы. Если вагоны такого типа будут введены в эксплуатацию, то экологическая безопасность на железнодорожном транспорте будет обеспечена при выполнении других эколого-правовых требований. Но это только ожидаемые перемены к улучшению экологического благополучия.

По наблюдениям Минздрава России, 20% здоровья людей зависит от экологической обстановки. Минздрав предоставил сведения за 2018 г., в каких регионах страны отмечены самые высокие показатели распространенности злокачественных новообразований. На первом месте Курская область. Здесь онкологических заболеваний зарегистрировано 3331 на 100 тыс. населения. На каждые 30 человек один страдает раковым заболеванием. В целом по стране показатель распространенности злокачественных новообразований в 2018 г. составил 2562 на 100 тыс. населения. Отмечается, что за последние десять лет это значение выросло почти на 40% [8]. Курская область испытывает острый недостаток водных ресур-

сов, особенно питьевой воды. Обеспеченность водными ресурсами в области на одного человека в 14 раз меньше, чем в России в целом.

Подземные воды плохо защищены от загрязнения. Значительную часть питьевой воды потребляют разные предприятия, которые сбрасывают недоочи-щенную или вообще неочищенную сточную воду. В реки и водоемы продолжают поступать загрязненные промышленные и бытовые воды, стоки животноводческих комплексов и ферм, горюче-смазочные вещества от автомашин и тракторов, минеральные удобрения и ядохимикаты с сельскохозяйственных угодий. Поэтому в реках увеличилось содержание солей аммония, железа, меди, нефтепродуктов, нитритов. Питьевая вода плохого качества является причиной многих заболеваний. Если в воде находятся хлорсодержащие органические соединения, обладающие мутагенными и канцерогенными свойствами, которые принято называть тригалометанами, то это угрожает появлению рака мочевого пузыря. В регионах с повышенной концентрацией тригалометанов в воде, которая становится источником питьевой воды, зафиксировано до 20% заболеваний раком.

Загрязненная среда обитания наносит колоссальный вред здоровью людей, процесс наращивания негативного влияния на окружающую среду не угасает, а растет, увеличивая риски заболеваний. Логика мышления должна бы убеждать, что для предотвращения заболеваний следует устранять причины, но вопреки здравому смыслу основная масса людей борется не с причинами, вызывающими болезни, а с самими заболеваниями, тратя огромные средства на изготовление лекарственных препаратов, умножая причины возникновения новых болезней. Попадая под вредное воздействие отравленных природных объектов, человек заболевает, а чтобы заглушить болезнь, принимаются лекарственные препараты. Миллионы тонн разнообразных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, люди их интенсивно потребляют. Неожиданно для многих от массового употребления лекарств произошло отравление уникальных природных объектов. В курортных зонах Альп обнаружили, что подземные питьевые источники отравлены. 30 видов наиболее распространенных лекарств, пройдя через человеческий организм, не расщепляются, сохраняя свои химические свойства, вместе с мочой попадают в сточные воды. Сбросы загрязненной воды попадают в водные объекты, из них отравленная вода проникает в подземные питьевые воды. Оказалось, люди, оздоровляя свой организм, отравили питьевую воду. Такая вода еще больше подрывает здоровье человека, ослабляя его организм. Он становится не способным бороться с вредными микроорганизмами, с вирусами, грибкам, микробами, против которых современные лекарства бессильны. По-

является потребность в изготовлении более мощных лекарственных препаратов, вред от которых трудно предугадать.

Нужно остановить эту бесполезную гонку, перестать отравлять окружающую среду и создавать условия для полноценной жизни, укрепляя здоровье безвредными средствами. Соотношение лекарственных препаратов с естественными средствами оздоровления человека следует измерять уровнем здоровья людей.

Отравленная окружающая среда мешает человеку правильно организовать свою жизнь, не может поставить ее на путь полноценного и здорового обитания. Исследования, проведенные доктором медицинских наук, профессором, главным специалистом Минздрава России по кардиологии в Сибирском федеральном округе Ольгой Барбараш, показали, что продолжительность жизни человека на 30% зависит от уровня здравоохранения, на 33% - от образа жизни и на 37% - от социально-экономических факторов, таких как место жительства; состояние инфраструктуры; состояние экологии. Как утверждает профессор: «Сибирь занимает первое место по экологическому неблагополучию», опираясь на данные государственного экологического доклада по загрязнению атмосферы, доля сердечно-сосудистых заболеваний в уровне смертности в Кузбассе немного снижается, но этот недуг по-прежнему остается главной причиной ухода кузбассовцев из жизни. Если в 2015 г. было 40% смертей от болезней системы кровообращения, то в 2018 г. произошло снижение на два процента и составило 38% [1]. Болезни могут быть самыми разными, и проявляются они не всегда сразу, а через время, отдаляющее факт заболевания человека от факта вредного влияния загрязненной окружающей среды.

Тревогу вызывают свалки, где сосредоточивается много токсических веществ, которые загрязняют почву. Центральное место занимает почва в биосфере, которая является исходным звеном большой цепи, связывающей все природные объекты. Загрязненная почва становится источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, растительного и животного мира. Потом вредные элементы попадают в продукты питания, употребление которых наносит вред здоровью людей. В образовании свалок активно участвуют транспортные средства, доставляя отходы в места свалок. Отношения по поводу отходов, свалок, использования транспорта и обеспечения чистой экологии не урегулированы действующим законодательством. Проблемы решаются путем применения властных распоряжений, при этом не используются правовые регуляторы.

Зависимость здоровья от состояния экологии побуждает к усвоению понимания категории «здоро-

вье». Наиболее удачное определение понятию здоровья дала Всемирная организация здравоохранения. Данное ею понятие здоровья стало общепринятым на международном уровне. Здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Такое определение здоровья дано в Уставе, принятом Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке в период с 19 июня по 22 июля 1946 г. Устав, подписанный 22 июля 1946 г. представителями 61 страны, вступил в силу 7 апреля 1948 г.

В мае месяце 2019 г. Всемирная организация здравоохранения признала болезнью синдром состояния стресса человека. Теперь состояние стресса должно определяться как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться». Признание стресса заболеванием дало основание для внесения его в каталог Международной классификации болезней (МКБ-11). Закрепление в международных правовых нормах стресса как болезни дает возможность страдающим от стресса на работе людям реализовывать право на оказание им медицинской помощи. Многочисленные опросы общественного мнения подтверждают, что этой проблемой следовало давно заняться. Со стрессами на рабочем месте в России сталкиваются 70% работников. Не решенная проблема большого количества людей, подвергающихся стрессовому состоянию на рабочих местах, требует правового регулирования, утверждает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов [11].

Собственно, в нашей стране принимались меры к освоению международного опыта в сфере охраны здоровья (см., к примеру, приказ Минздрава России от 27 мая 1997 г. № 170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра»).

Под влиянием разных факторов законодательство об охране здоровья в России развивается, включая сложившееся в отечественной культуре понятие здоровья, которое определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Приказом Минздрава России от 29 июня 2016 г. № 430н утвержден Административный регламент Росздравнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. Создана и функциониру-

ет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Нормативно правовые акты по определению понятия здоровья, исполнительные органы власти, осуществляющие контроль за объективностью сведений о состоянии здоровья людей, созданы, но как решаются поставленные задачи - люди ощущают на своем здоровье. До тех пор, пока уровень экологии будет опасным, процесс лечения людей уподобляется борьбе со следствием, которая будет только расширяться под влиянием неустраненных причин, умножающих количество заболеваний людей. Чем ближе станет окружающая среда к показателям, определяющим ее как благоприятную, тем меньше будет больных людей и сохранятся средства, какими можно увеличить затраты на профилактические меры, предупреждающие заболевания. Следуя таким курсом, можно достичь высоких показателей в состоянии здоровья людей, которые устремят свои здоровые силы на повышение производительности труда, увеличение его интенсивности в экологически чистой среде обитания. Силами и средствами, какие доведут окружающую среду до уровня благоприятной, устраняются причины появления и развития многих заболеваний. При хорошей экологии в медицине разовьются плодотворные процессы переориентации от лечебных функций к профилактическим мерам, направленным на предупреждение заболеваний, создание условий для здорового образа жизни.

Регуляторами экологических отношения является право, но оно, созданное под усилием правоведов, не может влиять на отношения, в рамках которых меняется окружающая среда. Когда большинство живет не по правовым принципам, а по правилам приспособления к нравам начальника, тогда право остается не тронутым мыслью о сбережении природы. Только усердное изучение права формирует правовое мировоззрение, которое управляет поведением человека. Если право не изучается или изучается формально, и до сознания не доводится убеждение в том, что любая деятельность должна подчиняться правовым принципам, тогда право остается только на бумаге, но не в головах людей. Воспринимая нашу действительность, не сложно заметить, что в большой части деятельности людей видны не правовые поступки, а те, которые ухудшают экологию. Отходы своей деятельности мы не научились использовать так, чтобы они не причиняли вреда окружающей среде. Будет ли прогресс успешным, если последствия деятельности создают опасность, угрожающую жизни и здоровью миллионов людей, а гарантии их защиты остаются формальными.

Желание большинства людей жить здоровой и полноценной жизнью не реализуется в полной мере по многим причинам. Существенными из них следует признать низкий уровень правовой культуры; нравственное состояние общества, где большинство ко всему относится равнодушно; цепкость к старым привычкам рабски, слепо следовать указаниям начальника или чиновника. Плохая экология, рост числа заболеваний - это следствие растущих причин, какие не изживутся до той поры, пока просвещение большинства людей не достигнет уровня, способного охранять природу и права человека. В настоящее время правовые принципы не воплощаются в жизнь. Принимаемые законы не наполняют ум людей правовым знанием, правовые нормы как застывшие остаются на бумаге, между деятельностью и содержанием законов общего почти ничего не заметно. Конституция Российской Федерации провозглашает сущностное понятие социального государства, оно определяет направление внутренней политики, которая должна быть устремлена к обеспечению достойной жизни человека, в том числе в соответствии с ч. 2 ст. 7 и граждан, находящихся в социально незащищенном положении и нуждающихся в государственной поддержке. Это инвалиды и люди пожилого возраста. Вдумайтесь в смысл нашей Конституции и посмотрите на реальную жизнь, и вы заметите, как чиновники формально относятся к конституционным требованиям.

Закономерности развития общества и рост потребительских интересов побуждают к совершенству профессиональной деятельности во всех сферах, в том числе и в транспортной, что возможно при крепком состоянии здоровья, психической устойчивости, физическом развитии человека. Продуктивность профессиональной и социальной деятельности человека полностью обусловлена здоровьем [14, 79-82].

Законодательство России, международно-правовые акты содержат много юридических правил, обращенных к охране здоровья человека. Право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции РФ.

Международно-правовыми нормами право на охрану здоровья признается высшей ценностью, что подтверждает Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Часть 3 ст. 41 Конституции РФ под страхом привлечения к юридической ответственности указывает на недопустимость сокрытия должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Кто из нас знает реальную экологическую обстановку в местах, где мы живем и работаем? Только отрывочные и далеко не объективные вкрапления экологической информации появляются не по требованиям законодательства, а по воле чиновников. Плохую экологию создают люди, не понимая, что их деятельность направлена на подрыв здоровья.

Для развития транспорта, как и всех других отраслей экономики, нужны профессионалы. Воспитание грамотных специалистов возможно при изменении нашего образования. В нем следует освободиться от формальностей, от ненужных дисциплин и наполнить его методиками, которые научат человека учиться на основе достоверных сведений. Сколько сил и средств затрачивает наше образование на изучение материалов, в которых много лишнего и ложного. Не получится воспитать хорошего специалиста на неправдоподобных сведениях. Воспитание следует сопровождать качественным обучением сотрудников, доводя их мышление до понимания необходимости охраны окружающей среды. С глубоким эколого-правовым убеждением специалисты поймут, в какие технологии развития следует вкладывать финансовые средства, как их распределять, в какой последовательности, какими способами развивать производство, чтобы окружающая среда оставалась благоприятной.

В чистой экологической среде человек ощутит крепкое здоровье, появятся новые силы для роста производительности труда, снизится уровень заболеваний, появится возможность увеличить средства на повышение нашей просвещенности.

Список литературы

1. Бегство или вымирание? Как экология влияет на жизнь кузбассовцев // http://www.kuzbass.aif.ru/health/ begstvo_ili_vymiranie_kak_ekologiya_vliyaet_na_zhizn_kuzbassovcev (дата обращения 10.08.2019).

2. Болезни грязного воздуха, воды и еды // Портал о здоровье: http://www.likar.info/coolhealth/article-80592-bolezni-i-ekologiya-ugroza-s-vozduha-vody-pochvy-i-vashego-doma/ (дата обращения 10.08.2019).

3. Влияние разных видов транспорта на экологию: цена комфорта // https://legkopolezno.ru/ekologiya/ prostranstvo-vokrug-nas/vliyanie-transporta-na-ekologiyu/ (дата обращения 10.08.2019).

4. Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека // https://vuzlit.ru/354119/vliyanie_ transporta_okruzhayuschuyu_sredu_zdorove_cheloveka (дата обращения 10.08.2019).

5. В Канаде ответили на просьбу жителей Кузбасса об убежище // http://kuzpress.ru/politics/12-06-2019/68126. html (дата обращения 10.08.2019).

6. Жители российского города массово захотели бежать в Канаду // Лента ру: https://lenta.ru/news/2019/06/10/ gotocanada/? (дата обращения 10.08.2019).

7. Константинов А. П. Экология и здоровье: опасности мифические и реальные // Экология и жизнь. 2012. № 7. С. 82- 85; № 11. С. 84- 87; № 12. С. 86- 88.

8. Названы регионы России с высокой распространённостью рака // https://russian.rt.com/russia/news/641689-regiony-rossii-rak? (дата обращения 10.08.2019).

9. О экологии г, Киселевска Кемеровской области и сносе ветхого жилья // https://napisat-pismo-putinu.ru/ raznoe/o-ekologii-g-kiselevska-kemerovskoj-oblasti-i-snose-vetxogo-zhilya (дата обращения 15.08.2019).

10. Плоды оптимизации: смертность в России поднялась до уровня национального бедствия // https://newizv. ru/news/society/03-07-2019/plody-optimizatsii-smertnost-v-rossii-podnyalas-do-urovnya-natsionalnogo-bedstviya (дата обращения 15.08.2019).

11. Попал под напряжение. Эффект «выгорания на работе» признали болезнью // Российская газета: https:// rg.ru/2019/06/03/effekt-vygoraniia-na-rabote-priznali-bolezniu.html (дата обращения 30.06..2019).

12. Россияне задыхаются как азиаты // https://www.gazeta.ru/science/2016/06/28_a_8338619.shtml (дата обращения 15.08.2019).

13. РЖД показали новый купейный вагон с душем и холодильником // https://ria.ru/20190423/1552961092. html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 15.08.2019).

14. Тюрикова Ю. Б., Тюрикова Г. Н. Социально-правовой аспект проблемы здоровьесбережения // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2017. № 6. С. 79- 82.

15. Факторы формирования хронических заболеваний у железнодорожников // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2010. № 2 (20). С. 10-14 // http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/23131/2-Ponomarenko.pdf?. (дата обращения 15.08.2019).

References

1. Escape or extinction? How ecology affects the life of Kuzbass residents // http://www.kuzbass.aif.ru/health/ begstvo_ili_vymiranie_kak_ekologiya_vliyaet_na_zhizn_kuzbassovcev (accessed 08.08.2019).

2. Diseases of dirty air, water and food // Health portal: http://www.likar.info/coolhealth/article-80592-bolezni-i-ekologiya-ugroza-s-vozduha-vody-pochvy-i-vashego -doma / (accessed 08/10/2019).

3. The impact of different modes of transport on the environment: the price of comfort // https://legkopolezno.ru/ ekologiya/prostranstvo-vokrug-nas/vliyanie-transporta-na-ekologiyu/ (accessed 08.08.2019).

4. The impact of transport on the environment and human health // https://vuzlit.ru/354119/vliyanie_transporta_ okruzhayuschuyu_sredu_zdorove_cheloveka (accessed 08/10/2019).

5. In Canada, they answered the request of the residents of Kuzbass for asylum // http://kuzpress.ru/ politics/12-06-2019/68126.html (date of appeal 10.08.2019).

6. Residents of the Russian city massively wanted to flee to Canada // Lenta ru: https://lenta.ru/news/2019/06/10/ gotocanada/? (accessed date 08/10/2019).\

7. KonstantinovA. P. Ecology and health: mythical and real dangers // Ecology and life. 2012. No. 7. P. 82-85; No. 11. P. 84-87; No. 12. P. 86-88.

8. Are the regions of Russia with a high prevalence of cancer named // https://russian.rt.com/russia/news/641689-regiony-rossii-rak? (accessed date 08/10/2019).

9. On the ecology of the city of Kiselevsk, Kemerovo region and the demolition of dilapidated housing // https:// napisat-pismo-putinu.ru/raznoe/o-ekologii-g-kiselevska-kemerovskoj-oblasti-i-snose-vetxogo-zhilya (date appeals on 08/15/2019).

10. The fruits of optimization: mortality in Russia rose to the level of national disaster // https://newizv.ru/news/ society/03-07-2019/plody-optimizatsii-smertnost-v-rossii-podnyalas-do-urovnya-natsionalnogo -bedstviya (accessed 08.15.2019).

11. Has come under voltage. The effect of "burnout at work" was recognized as a disease // Rossiyskaya Gazeta: https:// rg.ru/2019/06/03/effekt-vygoraniia-na-rabote-priznali-bolezniu.html (accessed June 30, 2019).

12. Russians gasp as Asians // https://www.gazeta.ru/science/2016/06/28_a_8338619.shtml (accessed 08.15.2019).

13. Russian Railways showed a new compartment car with a shower and a refrigerator // https://ria. ru/20190423/1552961092.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (accessed 08.15.2019).

14. Tyurikova Yu.B., Tyurikova G. N. Socio-legal aspect of the problem of health conservation // Actual problems of natural science education, environmental protection and human health. 2017. No. 6. P. 79-82.

15. Factors of the formation of chronic diseases in railway workers // Actual problems of transport medicine. 2010. No. 2 (20). S. 10-14 // http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/23131/2-Ponomarenko.pdf ?. (date of treatment 08.15.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.