Научная статья на тему 'Экологические аспекты эксплуатации автомобильного транспорта'

Экологические аспекты эксплуатации автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1144
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ АВТОМОБИЛЯ / VEHICLE LIFE CYCLE / ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN HEALTH / HAZARDS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Карелина Анна Сергеевна

В статье рассмотрено негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека. Представлены категории такого воздействия на всех этапах полного жизненного цикла автомобиля, включая добычу сырья, изготовление, эксплуатацию и утилизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental aspects of road transport exploitation

The article deals with the negative impact of road transport on the environment and human health. Presented categories of such effects at all stages of the complete vehicle life cycle, including raw material extraction, manufacturing, operation and recycling.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты эксплуатации автомобильного транспорта»

УДК 502

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Карелина Анна Сергеевна, магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, РФ.

Аннотация: В статье рассмотрено негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье человека. Представлены категории такого воздействия на всех этапах полного жизненного цикла автомобиля, включая добычу сырья, изготовление, эксплуатацию и утилизацию.

Ключевые слова: экология; ресурсы; окружающая среда; жизненный цикл автомобиля; вредные факторы; здоровье человека.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF ROAD TRANSPORT EXPLOITATION

Karelina Anna Sergeyevna, the undergraduate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev State Agrarian University», Moscow, Russia.

Summary: The article deals with the negative impact of road transport on the environment and human health. Presented categories of such effects at all stages of the complete vehicle life cycle, including raw material extraction, manufacturing, operation and recycling. Keywords: ecology; resources; environment; vehicle life cycle; hazards; human health.

На современном этапе развития автомобилестроения и накопления знаний в области экологии становится ясным, что вред, наносимый автомобильным транспортом окружающей среде, не ограничивается выбросами вредных веществ и шумом, которые нормируются. Производство, эксплуатация и утилизация автомобиля порождают целый ряд экологических проблем, существенно влияющих на жизнь и здоровье людей, развитие экосистем и глобальные изменения в масштабах планеты.

До последнего времени оценка вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и человека проводилась лишь на стадии эксплуатации

по выбросу вредных веществ с отработавшими газами [1, 2]. В настоящее время становится понятно, что такой подход не приемлем. На всех стадиях жизненного цикла автомобиля, включая добычу сырья, изготовление, эксплуатацию, переработку и утилизацию, оказывается негативное влияние, как на экологию, так и на здоровье человека. Поэтому учет и снижение такого влияния актуальная тема для исследований.

Развитие знаний в области экологии и взаимодействия человека и природы приводит к выработке все более точных методов оценки этого взаимодействия. Если несколько лет назад ученые выделяли и оценивали 5.. .10 категорий воздействия,

то сейчас их число возросло до 20, и в дальнейшем будет только увеличиваться

[3, 4].

При проведении оценки жизненного цикла автомобиля необходимо выделить какой-то ограниченный круг категорий воздействия. В него должны входить те категории, которые позволят достичь поставленную цель исследования. В то же время категорий не должно быть слишком много, чтобы не делать проведение оценки слишком сложным, длительным и дорогим.

Можно выделить те категории, которые необходимо включать в оценку жизненного цикла автомобиля:

• истощение ресурсов;

• изменение климата;

• разрушение озонового слоя;

• токсическое воздействие на человека;

• образование фотохимического смога;

• кислотные осадки;

• эвтрофикация (загрязнение водоемов водорослями);

• шум;

• истощение почвы;

• тепловое загрязнение;

• неприятный запах;

• несчастные случаи и аварии.

Истощение ресурсов

Истощение абиотических ресурсов (руды, нефти, природного газа, других полезных ископаемых) является чрезвычайно негативным воздействием автомобиля на окружающую среду. Для осуществления жизненного цикла автомобиля требуется огромное количество материалов и топлив, добыча которых связана с истощением ресурсов планеты [5].

Истощение биотических ресурсов (ресурсов растительного и животного происхождения) в жизненном цикле автомобиля связано с использованием таких материалов, как дерево, бумага, картон, натуральная кожа. Необходимо стремиться к снижению индикатора истощения биотических ресурсов. Это возможно путем замены материалов биологического происхождения синтетическими материалами, повторного использования, например, древесины и бумаги [5].

Для оценки истощения ресурсов используют индикатор истощения [6]:

I — У т F

рее / , 1 рес 5 i

где т. - расход i-го ресурса, кг; Fpec - фактор характеризации истощения; i - вид ресурса.

Изменение климата

Глобальное потепление связано с выбросом в атмосферу газов, способных поглощать тепловое излучение земли. Для описания этого явления используется термин «парниковый эффект» [7]. Фактор характеризации изменения климата определяется по следующей зависимости:

т

\aiCi (f)dt

F =_5_

парн Т '

\аСо2ссо2 (r)dt

,

где а. - поглощаемое тепловое излучение на единицу изменения концентрации газа i; c.(t) - концентрация газа i через время t после выброса; Т - число лет, за которое производится интегрирование. В знаменателе приводятся те же величины для диоксида углерода, выбранного в качестве базового вещества, к которому приводятся выбросы всех остальных газов.

Таким образом, индикатор воздействия выражается в эквивалентном выбросе СО2 в кг.

Необходимо обратить внимание на величину периода времени Т, для которого

производится оценка. Для кратковременных прогнозов используют период 20 и 50 лет, а для долговременных 100 и 500 лет (табл. 3) [6].

Таблица 3

Фактор характеризации изменения климата

Вещество Формула Фактор характеризации изменения климата, кг СO2 / кг вещества

20 лет 100 лет 500 лет

Диоксид углерода СО2 1 1 1

Метан сн4 62 25 7,5

Оксид азота 290 320 180

Фреон-11 СТС13 5000 4000 1400

Фреон-13 Ст3° 8100 11700 13600

Проблеме изменения климата на Земле сейчас уделяется повышенное внимание. В Европе поставлена цель снижения выбросов СО2 от легковых автомобилей. Намеченный на 2021 год уровень составляет 95 г/км [8].

Разрушение озонового слоя

Разрушение озонового слоя вызывают хлорфторуглероды, часто называемые фреонами. Попадая в верхний слой атмосферы, эти соединения расщепляются с выделением свободного хлора. Один кг хлора разрушает 137,1 т озона [9]. До последнего времени фреоны находили широкое применение в холодильной технике, в том числе в автомобильных системах кондиционирования. Хлорфторуглероды выделяются также при производстве некоторых материалов, применяемых в автостроении, а также при получении электроэнергии на тепловых электростанциях.

Индикатор разрушения озонового слоя выражается в эквивалентном выбросе одного килограмма фреона-11.

В качестве примера можно рассчитать индикатор разрушения озонового слоя для процессов производства пластмасс, используемых при изготовлении автомобиля ВАЗ (табл. 4). Известно, что при изготовлении таких пластмасс, как поливи-нилхлорид, полиэтилен и полипропилен, выделяется фреон-13В1.

Токсическое воздействие на человека

Выбросы вредных веществ, которые образуются в жизненном цикле автомобиля, оказывают негативное воздействие на организм человека (табл. 5).

В соответствии с «Временной методикой определения предотвращенного экологического ущерба» все выбросы вредных веществ в атмосферу приводятся к диоксиду серы SО2 [10].

Таблица 4

Пример расчета индикатора разрушения озонового слоя при производстве некоторых типов пластмасс, используемых при изготовлении автомобиля ВАЗ

Тип пластмассы Масса в конструкции автомобиля, кг Выброс фре-она-13В1 при производстве 1 кг пластмассы т., мкг Выброс фре-она-13В1 при изготовлении одного автомобиля т., мкг Произведение т. х ¥ ., кг 1 парил7

Поливинилхло-рид 12,753 3,7 47,19 0,00054

Полипропилен 3,606 92 331,75 0,00382

Полиэтилен 11,74 76 892,24 0,01026

Итого (1озон) 0,01462

Таблица 5

Классификация заболеваний, связанных с химическими загрязнениями

Поражаемые органы и системы Химические вещества

Органы дыхания Хлор и его соединения: соляная кислота, фосген, трихлорид фосфора. Соединения серы: диоксид серы, сероводород, диметилсульфат, серная кислота. Соединения азота: оксиды азота, азотная кислота, аммиак. Соединения фтора: фторид водорода, плавиковая кислота и ее соли. Соединения хрома: хромовый ангидрид, оксид хрома. Карбонильные соединения металлов: карбонил никеля. Растворимые соединения бериллия: фторид бериллия.

Система крови Бензол и его хлорпроизводные. Хлорорганические пестициды. Гек-сахлорциклогексан. Свинец, акрилаты. Амино- и нитросоединения бензола. Оксид углерода.

Гепатобилиарная система (печень, желчный пузырь и др.) Хлорированные углеводороды, бензол, анилин, тринитротолуол, свинец, ртутьорганические соединения, фосфор, пестициды, формальдегид.

Выделительная система (почки, мочевой пузырь, мочеточники) Тяжелые металлы и их соединения (ртуть, свинец, кадмий, литий, висмут). Органические растворители (углерода тетрахлорид, дихлорэтан).

Нервная система Металлическая ртуть, марганец, соединения мышьяка, сероуглерод, тетраэтилсвинец.

Кожа Концентрированные неорганические кислоты, некоторые соли тяжелых металлов (Сг, №, Со, Щ), большинство органических растворителей, смазочные масла.

Приведенная масса газового выброса загрязнений в атмосферу определяется по формуле:

я

1=1

где т. - масса газового выброса примеси /-го вида в атмосферу, т/год; А. - показатель относительной агрессивности примеси /-го вида, усл. т/т; N - общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу.

Значение А. определяется на основе показателя а. относительной опасности присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком с учетом ряда поправок.

4=ц-агсЪАА

где а. - показатель относительной опасности присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком; а. - поправка, учитывающая вероятность накопления исходных примесей или вторичных загрязнителей в компонентах окружающей среды и в цепях питания, а также поступления примесей в организм человека неингаляционным путем; а. - принимается равной 1; 1. - поправка на вероятность вторичного заброса примесей в атмосферу после оседания на поверхностях; в - поправка на вероятность образования других загрязнителей, более опасных, чем исходные.

Показатель а. и поправки а., а., 1 и в безразмерные, показателю А. присваивается размерность усл. т/т.

Недостатком описанной методики является то, что уточняющие поправки а., а., и в; приблизительно оценивают возможность химических превращений веществ в атмосфере, накопление их в цепи питания, перенос из одной среды в другую. Достоинство методики - возможность непосредственно оценить экономический ущерб, зная выброс вредных веществ.

Из зарубежных методик следует отметить разработку Национального института здравоохранения и окружающей среды Нидерландов (МУМ). В этой методике в качестве показателя степени воздействия вредного вещества на человека используется доза вещества, поступившая в организм человека в течение одного дня различными путями (с вдыхаемым воздухом, водой, пищей).

В результате определяется фактор, характеризующий токсичность данного вещества. Он называется потенциалом токсичности для человека (НТР [6]:

РОГ ■ АВ1

ИТР =

1,4двнюрбенэш]

ЛП1 • РПТ

1 возд.Ыдихлорбензол

где Р01е[ - дневная доза вещества /, поступившая в организм человека в результате выброса 1000 кг вещества / в среду е; АВ1{ - допустимая (безвредная) дневная доза вещества для человека, кг вещества/ кг веса тела в день.

В качестве базового вещества, используемого для определения единицы токсичности НТР =1, в данной методике принят 1,4-дихлорбензол.

Значения потенциала токсичности для человека определяют для следующих сред, в которых производится первоначальный выброс вещества: воздух, вода, сельскохозяйственные угодья и почвы, используемые техногенными объектами.

Общая оценка по данной категории воздействия представляет собой индикатор токсичности - сумму произведений массы выброса данного вещества в данную среду на потенциал токсичности для человека этого вещества в соответствующей среде [11]:

где те - масса выброса вещества I в среду Пример расчета индикатора токсичное, кг. сти вредного вещества приведен в табл. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Пример расчета индикатора токсичности вредных веществ на 1 км пробега __условного легкового автомобиля _

Вещество Выброс, т., г/км НТР, 17 усл. г/г Произведение т. х НТР.х усл. г/ км Вклад индикатора токсичности, %

Оксиды азота 1,515 1,4 2,121 0,273

Диоксид серы 0,125 0,33 0,041 0,005

Твердые частицы 0,018 0,9 0,016 0,002

1,3-бутадиен 0,031 2400 74,4 9,580

Формальдегид 0,0625 0,91 0,057 0,007

Бензол 0,35 2000 700,0 90,133

Итого 2,1015 776,635 100,0

Результаты представленных расчетов показывают, что наибольший вклад в приведенный выброс вносит выброс бензола, вторым по важности является выброс бутадиена, третьим - оксидов азота.

Другие категории воздействия

Проблема образования смога в городах уже несколько десятилетий беспокоит людей. Наибольший вклад в его образование вносит транспорт. В отработанных газах автомобильных двигателей содержатся летучие органические соединения, оксид углерода и оксиды азота. Скапливаясь в тропосфере, эти соединения активно реагируют друг с другом, а также с кислородом воздуха и водяными парами, находящимися в атмосфере. В результате протекания фотохимических реакций образуются различные высокотоксичные соединения. Основными из них являются

озон и пероксиацетилнитрат [12]. Индикатор смога выражается в эквивалентном выбросе этилена С2Н4 в кг.

Практически все стадии жизненного цикла автомобиля связаны с выбросами оксидов серы и оксидов азота. Они образуются в процессах производства материалов, топлив и энергии, а также в больших количествах выбрасываются с отработавшими газами при движении автомобиля. Попадая в атмосферу, оксиды серы и азота реагируют с влагой, находящейся в воздухе, и образуют серную и азотную кислоты, которые затем выпадают на землю с осадками. Кроме влажных осадков могут быть и сухие кислотные осадки - соли серной и азотной кислоты. Наибольший вклад в образование кислотных осадков дает выброс диоксида серы. Поэтому постоянно ужесточаются нормы на содержание серы в топливе.

Эвтрофикация связана с повышенным

содержанием питательных элементов таких, как азот и фосфор в воде и почве. Изобилие питательных веществ приводит к повышенному росту некоторых видов растений. Так, например, в водной среде резко увеличивается рост водорослей, что приводит к повышенному потреблению кислорода и снижению его концентрации в воде. В таких условиях не могут нормально существовать рыбы и другие обитатели водных экосистем. Повышение содержания питательных веществ происходит в результате выброса оксидов азота и аммиака в воздух либо ионов К03, КН4, в воду [6]. В жизненном цикле автомобиля большие выбросы оксидов азота связаны с процессами сгорания топлива, выбросы соединений фосфора - с применением моющих средств.

Шум является энергетическим загрязнением окружающей среды и сопровождает многие процессы жизненного цикла автомобиля. Наиболее негативное воздействие на людей и окружающую среду оказывает шум, возникающий при движении автомобиля.

Воздействие шума на организм человека приводит к заболеванию системы кровообращения, болезням нервной системы, психическим расстройствам, заболеваниям органов пищеварения, болезням эндокринной системы, нарушению обмена веществ, появлению врожденных аномалий у детей. Шум негативно влияет на экосистемы, отпугивает животных, служит причиной нарушения установившихся путей их миграции.

Экономическая оценка годового ущерба, причиняемого населению шумами от совокупности всех источников в условиях жилых помещений равна:

у =у +у

общ. н.общ. д.общ.

где Ун общ - экономическая оценка годового ущерба, причиняемого населению шумами, действующими на людей в ночное время в условиях жилых помещений, р./ год; Удобщ - то же в дневное время.

Производство и эксплуатация автомобилей связаны с тем, что большие площади земли используются для строительства предприятий автотранспортного комплекса и дорог. Эти площади становятся на десятки и сотни лет выключенными из жизни экосистем. В настоящее время при проведении оценок жизненного цикла эта категория воздействия, как правило, не учитывается, однако специалисты считают, что в ближайшем будущем ее обязательно необходимо будет учитывать и рекомендуют вычислять индикатор по следующей формуле:

где а - используемая площадь, м2; ? - время, в течение которого эта площадь используется, лет.

Тепловое загрязнение окружающей среды играет важную роль в жизненном цикле автомобиля. Наибольший вклад в тепловое загрязнение вносит стадия эксплуатации (65...80 %), поскольку вся теплота, выделившаяся при сгорании топлива, поступает в окружающую среду. Таким образом, автомобили при большом скоплении в городах могут локально повышать температуру воздуха. Поскольку это воздействие локально, то негативный эффект от него незначителен и в оценках жизненного цикла, как правило, не принимается во внимание.

Выбросы вредных веществ, которые оказывают негативное воздействие на здоровье человека, также наносят ущерб растениям и животным. Это воздействие на водные и наземные экосистемы на-

зывается экотоксикологическим воздействием.

Воздействие загрязнения окружающей среды на экосистемы очень разнообразно. Загрязнение воздуха, воды и почвы приводит к вымиранию отдельных видов растений и животных, что ведет к уменьшению биоразнообразия и деградации экосистем.

Другим характерным примером воздействия на экосистемы является вымирание лесов. Длительное действие высоких уровней концентраций некоторых загрязнителей от металлоплавильных заводов может убивать деревья и другую растительность в близлежащих районах.

Несмотря на то, что в настоящее время данная категория воздействия редко учитывается в оценках жизненного цикла, в будущем она может стать одной из наиболее важных.

Выброс загрязняющих веществ с неприятным запахом связан с различными процессами в жизненном цикле автомобиля. Наибольшее количество таких веществ выбрасывается на стадии эксплуатации с отработавшими газами и испарениями топлива из бака и топливной системы. В современных оценках жизненного цикла автомобилей эта категория воздействия не принимается во внимание.

По данным ГИБДД МВД РФ общее количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях водителей и пассажиров легковых автомобилей за период с января по ноябрь 2016 года составило более 218 тыс. человек [13]. Несчастные случаи происходят также при производстве, обслуживании и ремонте автомобилей. При проведении оценок жизненного цикла для этого вида негативного воздействия рекомендуют следующий индикатор [14]:

,

где С - количество несчастных случаев на один автомобиль в течение жизненного цикла.

На основании приведенных данных, можно сделать вывод, что объективная оценка экологической безопасности автомобиля может быть выполнена только на основе концепции полного жизненного цикла с учетом всего комплекса его воздействий на окружающую среду.

Также необходимо отметить, что информация, полученная при оценке автомобиля по полному жизненному циклу, позволяет наметить пути совершенствования, как конструкции автомобиля, так и технологических процессов его производства и эксплуатации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коротких Ю. С. Экологический стандарт Евро-6 в Европе и России // Управление рисками в АПК. - 2016. - № 1. - Режим доступа: http://www.agrorisk.ru/#!korotkih-1/

2. Коротких Ю. С. Перспективы использования газомоторного топлива в России // Международный научный журнал. - 2016. - № 2. - С. 77-80.

3. Виноградов О. В., Карелина А. С. Влияние показателей качества автомобильного бензина и дизельного топлива на состояние окружающей среды // Молодой ученый. -2016. - № 8. - С. 194-199.

4. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. - М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016.

- 116 с.

5. Звягинцев А. А., Прохорова Е. В. Влияние качества автомобильного бензина на экологию // Современные автомобильные материалы и технологии (САММИТ-2016) : сб. ст. VIII Международной научно-технической конференции (Курск, 24-25 ноября 2016 г.). - Курск, 2016. - С. 122-127.

6. Есеновский-Лашков Ю. К., Мельник В. Г. Автомобиль в полном жизненном цикле.

- М. : ООО «УМЦ «Триада», 2010. - 40 с.

7. Википедия - свободная энциклопедия : Парниковый эффект [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BD% D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D1%84%D1%84 %D0%B5%D0%BA%D1%82.

8. ЕС намечает будущие цели по выбросам СО2 для новых автомобилей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dealeron.ru/news/3223-%D0%95%D0%A1-%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0% D0%B5%D1%82-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0 %B5-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D1% 8B%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D0%9E2-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B B%D0%B5%D0%B9/.

9. Кутенев В. Ф., Козлов А. В., Теренченко А. С. Сопоставительный анализ отечественной и европейской методик оценки ущерба от загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. aae-press.ru/j0058/art013.htm.

10. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. - М. : Госстрой СССР, Госплан СССР, АН СССР, 1983 г.

11. Тулохонова А. В., Уланова О. В. Оценка жизненного цикла интегрированных систем управления отходами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. monographies.ru/en/book/section?id=8052.

12. Азаров В. К. Разработка комплексной методики исследований и оценки экологической безопасности и энергоэффективности автомобилей : дис. ... канд. техн. наук. -М., 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nami.ru/uploads/docs/dessert_ sovet_docs3/55a6111c11b88Azarov.pdf.

13. Официальный сайт ГИБДД МВД РФ. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gibdd.ru/stat.

14. Сайкин А. М. Стандарты и методы оценки экологической и активной безопасности горнотранспортного оборудования с дизельным приводом // ГИАБ. - 2011. - № 11. - С.146-154.

REFERENCES

1. Korotkikh Yu. S. Ekologicheskiy standart Evro-6 v Evrope i Rossii // Upravlenie riskami v APK. - 2016. - № 1. - Rezhim dostupa: http://www.agrorisk.ru/#!korotkih-1/lsuyi.

2. Korotkikh Yu. S. Perspektivy ispol'zovaniya gazomotornogo topliva v Rossii // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. - 2016. - № 2. - S. 77-80.

3. Vinogradov O. V., Karelina A. S. Vliyanie pokazateley kachestva avtomobil'nogo benzina i dizel'nogo topliva na sostoyanie okruzhayushchey sredy // Molodoy uchenyy. - 2016. - №2 8. - S. 194-199.

4. Bogdanov V. S., Pulyaev N. N., Korotkikh Yu. S. Tekhnologii i sredstva obespecheniya kachestva toplivno-smazochnykh materialov v APK. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2016. - 116 s.

5. Zvyagintsev A. A., Prokhorova E. V. Vliyanie kachestva avtomobil'nogo benzina na ekologiyu // Sovremennye avtomobil'nye materialy i tekhnologii (SAMMIt-2016) : sb. st. VIII Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii (Kursk, 24-25 noyabrya 2016 g.). - Kursk, 2016. - S. 122-127.

6. Esenovskiy-Lashkov Yu. K., Mel'nik V. G. Avtomobil' v polnom zhiznennom tsikle. - M. : OOO «UMTs «Triada», 2010. - 40 s.

7. Vikipediya - svobodnaya entsiklopediya : Parnikovyy effekt [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BD%D 0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D1%84%D1%84% D0%B5%D0%BA%D1%82.

8. ES namechaet budushchie tseli po vybrosam SO2 dlya novykh avtomobiley [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dealeron.ru/news/3223-%D0%95%D0%A1-%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0% D0%B5%D1%82-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0 %B5-%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D1% 8B%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D0%9E2-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B B%D0%B5%D0%B9/.

9. Kutenev V. F., Kozlov A. V., Terenchenko A. S. Sopostavitel'nyy analiz otechestvennoy i evropeyskoy metodik otsenki ushcherba ot zagryazneniya atmosfernogo vozdukha avtomobil'nym transportom [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.aae-press. ru/j0058/art013.htm.

10. Vremennaya tipovaya metodika opredeleniya ekonomicheskoy effektivnosti osushchestvleniya prirodookhrannykh meropriyatiy i otsenki ekonomicheskogo ushcherba, prichinyaemogo narodnomu khozyaystvu zagryazneniem okruzhayushchey sredy. - M. : Gosstroy SSSR, Gosplan SSSR, AN SSSR, 1983 g.

11. Tulokhonova A. V., Ulanova O. V. Otsenka zhiznennogo tsikla integrirovannykh sistem upravleniya otkhodami [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.monographies. ru/en/book/section?id=8052.

12. Azarov V. K. Razrabotka kompleksnoy metodiki issledovaniy i otsenki ekologicheskoy bezopasnosti i energoeffektivnosti avtomobiley : dis. ... kand. tekhn. nauk. - M., 2014. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://nami.ru/uploads/docs/dessert_sovet_

docs3/55a6111c11b88Azarov.pdf.

13. Ofitsial'nyy sayt GIBDD MVD RF. Svedeniya o pokazatelyakh sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gibdd.ru/stat.

14. Saykin A. M. Standarty i metody otsenki ekologicheskoy i aktivnoy bezopasnosti gornotransportnogo oborudovaniya s dizel'nym privodom // GIAB. - 2011. - № 11. -S.146-154.

Материал поступил в редакцию 23.01.2017

© Карелина А. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.