Научная статья на тему 'Экология лысухи Fulica atra в Белорусском Поозерье'

Экология лысухи Fulica atra в Белорусском Поозерье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология лысухи Fulica atra в Белорусском Поозерье»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1791: 3064-3069

Экология лысухи Fúlica atra в Белорусском Поозерье

В.В.Кузьменко

Второе издание. Первая публикация в 2002*

Лысуха Fulica atra в Белорусском Поозерье — обычный гнездящийся перелётный вид. Встречается в регионе по всей территории, местами являясь многочисленной птицей водно-болотных угодий. Наряду с тем, что лысуха в значительном количестве (до 15% от числа добытых охотниками водоплавающих) отстреливается в летне-осеннюю охоту, оно является переносчиком опасных для здоровья человека вирусов (Данилов и др. 1969), носителем гельминтов (Павлов 1966), может служить индикатором состояния окружающей среды в связи со способностью к накоплению тяжёлых металлов в тканях. Изученность данного вида как в Белорусском Поозерье, так и в Белоруссии в целом остаётся недостаточной (Гричик 1999).

Основной материал по экологии лысухи собран в 2000-2001 годах на стационарах и в местах однократных посещений. Основные стационары, охватывающие разнообразие стаций лысухи — заболоченный водоём «Журжево» на окраине Витебска, озеро Освейское в Верхнедвинском районе, озеро Струсто в Браславском районе, озеро Добеевское в Шумилинском районе. Для характеристики численности и распределения лысух использованы данные многократных маршрутных учётов с берега или с лодки, визуальное наблюдение, картирование гнёзд.

Степень насиженности яиц определялась по их плавучести (Блум 1973). Всего обследовано 41 гнездо лысухи из разных мест гнездования. В работе использованы также материалы А.М.Дорофеева и В.П. Бирюкова, за что автор выражает им большую признательность.

На гнездовании в Белорусском Поозерье лысуха встречается на водоёмах разных типов — как естественных, так и искусственных. Предпочитает мозаичные стации: эвтрофные дистрофирующие водоёмы с островками надводной растительности и участками открытой воды, средняя плотность гнездования на которых составляет в среднем 0.56 пары на 1 га. Охотно гнездится на мезотрофных озёрах, при условии наличия вдоль береговой линии зарослей жёсткой надводной растительности (тростник, рогоз). В меньшем количестве встречается на ме-зотрофных с элементами олиготрофии озёрах. Избегает только строго олиготрофных и дистрофных водоёмов. Весьма охотно поселяется на

* Кузьменко В.В. 2002. Особенности экологии лысухи (Fulica atra L.) в Белорусском Поозерье IIВестн. Витебск. ун-та 1 (23): 120-125.

рыбоводных прудах, особенно зарастающих, плотность гнездования на которых может составлять 0.1-0.6 пар/га. Отдельные пары гнездятся даже на прудах площадью 0.02-0.06 га (город Витебск, водоём около Ветеринарной академии, 2001 год).

Водотоков, особенно больших рек, лысуха как правило, избегает, хотя по старицам некоторых рек, например Березины, не столь и редка. Не исключено поселение отдельных пар лысухи на заросших магистральных мелиоративных каналах, впадающих в водоёмы.

Во всех районах Белорусского Поозерья лысуха характеризуется относительно стабильной численностью. Возможны сравнительно небольшие её флуктуации, зависящие от уровня воды в водоёмах.

Первые лысухи появляются весной в начале апреля. Регистрация весеннего прилёта велась нами на водоёмах Витебска и Витебского района. В 2000 году первая регистрация лысухи - 3 апреля, в 2001 - 4 апреля. Средняя дата прилёта лысухи для Белорусского Поозерья - 5 апреля. Прилёт лысухи растянут, продолжается до 10 дней, в течение которых количество особей увеличивается более чем в 3 раза. Согласно учётам, проведённым нами на водоёме «Журжево» (северо-восточная окраина Витебска), 5 апреля 2000 отмечено 20 лысух, 12 апреля - 68. Значительную часть появившихся первыми птиц составляют пролётные особи. Так, 4 апреля 2001 на том же водоёме нами было учтено 120 особей, а 5 апреля - 87.

К постройке гнезда лысухи приступают в конце первой - начале второй декады апреля. Гнёзда сооружают в зарослях различной водной растительности, не отдавая особого предпочтения определённому типу последней. Решающее значение имеет площадь, занимаемая доминирующей растительностью. Наиболее типичные гнездовые стации -тростниковые заросли и сплавины рогоза с куртинами осоки, камыша озёрного и кустами ивы. Обследованные нами жилые гнёзда (n = 40) располагались в 47.5% случаев в зарослях тростника, 42.5% гнёзд - на сплавинах рогоза с зарослями осоки, камыша и кустами ивы, 10% -открыто в редких зарослях камыша или на кочках осоки, стрелолиста и телореза.

Часть из найденных гнёзд отмечены в колонии озёрной чайки La-rus ridibundus (n = 5), чомги Podiceps cristatus (n = 3), чёрной крачки Chlidonias nigra (n = 1), серебристой чайки Larus argentatus (n = 1). Нами было отмечено гнездовое соседство лысухи с пастушком Rallus aquaticus, малым погонышем Porzana parva, болотным лунём Circus aeruginosus.

Для постройки гнезда лысуха использует в основном стебли и листья тростника (57.1 %, n = 35) и рогоза (45.7%), а также такие водные растения, как камыш озёрный (20%), осока, хвощ и другие (17.1%). В редких случаях в стенках гнёзд находились ветки деревьев и газетная

бумага (5.7%). Гнёзда, построенные исключительно из тростника, составляют 22.9%, только из рогоза — 17.1%, только из тростника и рогоза — 25.7%. Для постройки 8.6% гнёзд использовался исключительно камыш озёрный. В большинстве случаев основной материал для постройки гнезда — части того доминирующего вида растения, которое его окружает (см. таблицу).

Зависимость выбора строительного материала гнезда от места его размещения

Доминирующая растительность, которая окружает гнездо Основной материал гнезда

Typha sp. Phragmites communis Typha sp. + Phragmites communis Всего гнёзд

Typha sp. 8 1

Phragmites communis 2 11

Typha sp. + Phragmites communis 1 1

Всего: 11 13

3

4 2 9

12 17 4

33

Гнездо достаточно крупное, представляет собой рыхлую корзину со своеобразными сходнями — настилом для подъёма и спуска с гнезда. Обычно у гнезда 1, редко 2-3 сходней, иногда они отсутствуют. Длина настила обычно от 15 см до 1 м, но к одному из найденных нами гнёзд вёл настил из тростника длиной 5 м. Расстояние между соседними гнёздами лысухи 25-70 м, но может быть и меньше (3-10 м).

Гнёзда лысух имеют относительно стабильные размеры независимо от характера расположения и гнездового материала: диаметр гнезда 24-64 см, высота гнезда 12-31.4 см, диаметр лотка 15.5-25.0 см, глубина лотка 4.2-11.0 см.

Начало массовой откладки яиц в Белорусском Поозерье приходится на третью декаду апреля, ещё одна волна кладок проходит в середине мая, возможно, у потерявших первые кладки птиц. Во всяком случае, на это указывает динамика находок гнёзд лысухи с начатой кладкой в разное время репродуктивного периода (см. рисунок).

Апрель Май Июнь

Динамика находок гнёзд лысухи с начатой кладкой (2000-2001 годы)

Насиживание начинается с откладки 2-3 яиц. Насиживают оба партнёра поочерёдно, но в большинстве случаев самка насиживает больше. Длительность инкубации с момента откладки последнего яйца до вылупления последнего яйца составляет 21-26 дней; в среднем 24 дня, насиживание яиц идёт 22-23 дня.

Полная кладка составляет 7-13, в среднем 8-10 яиц. Размеры яиц (n = 183) 46.20-58.40x33.30-40.00, в среднем 53.07±2,01x36.49±1.15 мм. Это практически соответствует (с несколько большей дисперсией) размерам яиц лысухи для Белоруссии в целом (Никифоров и др. 1989), да и во всём Северо-Западном регионе (Witherby et al. 1938-1941; Wagner 1962; Вайткявичюс, Пятрайтис 1965; Блум 1973).

Птенцы вылупляются асинхронно, в течение 3-5 сут. Массовое вы-лупление начинается в конце мая — начале июня.

Во время откладки яиц и на стадии насиживания взрослая птица покидает гнездо задолго до приближения исследователя, но держится неподалёку. При вылуплении птенцов покидает гнездо заранее, но плавает очень близко, взволнованно кричит, иногда ныряет и плавает под водой около самого гнезда. В одном случае лысуха сошла с гнезда только при приближении наблюдателя на расстояние вытянутой руки и не уплыла, а проявляла агрессивное поведение.

Вылупившийся птенец уже через час способен следовать за взрослой птицей. При опасности взрослая птица уводит обсохших птенцов с собой и бывает даже бросает гнездо с надклюнутыми яйцами. Лысухи кормят своих птенцов вплоть до приобретения ими самостоятельности. Но уже с двухнедельного возраста птенцы добывают пищу в основном сами, следуя за родителями. К концу июля выводки начинают собираться в стаи, численность которых постепенно увеличивается. До самого отлёта лысухи ведут стайный образ жизни, и с началом охотничьего сезона большая часть из них постепенно перекочёвывает на ближайшие более обширные водоёмы, где легче найти убежище.

В Белорусском Поозерье отлёт лысух с мест гнездования растянут и идёт на протяжении сентября и до первых чисел октября. Одна особь была замечена 20 октября. Е.В.Завьялов с соавторами (1997) высказывают предположение, что отлёт и молодых и взрослых птиц с гнездовий происходит в разные сроки, а его начало определяется главным образом степенью антропогенного пресса на гнездовые стации.

В местообитаниях, где птиц сильно беспокоят (например, из-за начала осенней охоты), молодые лысухи могут покидать водоёмы сразу после приобретения способности к полёту, т.е. на 70-80-й день после вылупления. С этим же периодом может быть связан и отлёт взрослых птиц с территорий с высоким антропогенным прессом. Однако, на водоёмах в черте населённых пунктов, где охота запрещена, отлёт лысух происходит в обычные сроки.

Характеристика миграций лысухи Белорусского Поозерья затруднена вследствие малого количества данных кольцевания, полученных из этого региона. Так, лысуха, окольцованная в Латвии на озере Баби-те 8 июня 1966, добыта 10 августа 1967 в Белоруссии на озере Освей-ское за 287 км от места мечения. Лысуха, помеченная в Нагли 13 июня 1977, добыта 25 сентября 1978 за 270 км в Браславском районе на озере Дрисвяты. В другом случае птица, окольцованная в Литве на озере Жувинтас 8 августа 1973, добыта вместе с выводком у Полоцка в 370 км от места мечения, а окольцованная там же 20 августа 1977 лысуха добыта 12 августа 1978 в городе Ушачи, за 350 км от места мечения. Это позволяет утверждать, что молодые птицы из Прибалтики после подъёма на крыло разлетаются довольно широко, могут залетать в Поозерье и в последующие годы гнездиться в Северной Белоруссии и, по всей видимости, наоборот.

Осенний пролёт лысух происходит ночью большими рассеянными группами. Зимуют они преимущественно на юге Западной Европы, в Северной Африке, на побережьях Чёрного и Азовского морей, на что указывают данные по зимовкам лысух из Латвии (Блум 1973), Литвы (Вайткявичюс, Скуодис 1965) и более северных районов (Мальчевский, Пукинский 1983). Часть региональной популяции на зимовку не улетает и регулярно отмечается зимой в количестве 200-400 особей на озере Лукомском Чашникского района.

Несмотря на относительно существенное обилие лысухи в регионе, её трофические связи изучены весьма поверхностно. В большей степени лысуха питается растительными кормами. Наиболее часто в качестве корма используются водоросли (Chara, Vaucheria, Cladophora, Spirogy-ra, Ectocarpus, Nostoc), молодые побеги, листья и мелкие корневые части тростника, в меньшей степени — рдест, камыш, рогоз узколистный. Беспозвоночные (Trichoptera, Odonata, Megaloptera и др.) составляют значительно меньшую часть рациона взрослой птицы, однако птенцы в первые 10 дней жизни питаются почти исключительно насекомыми, которых им приносят оба родителя (Блум 1973). Изредка взрослые лысухи едят мелкую рыбу. В обследованных нами желудках (n = 7) 90% содержимого составляли растительные остатки.

Известные причины гибели кладок лысухи — нападение болотного луня, серой вороны Corvus cornix, серебристой и сизой Larus canus чаек. Птенцов лысухи ловят болотный лунь и канюк Buteo buteo. Взрослые лысухи подвергаются нападениям орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla, болотного луня.

Серьёзную опасность для гнёзд представляют весенние пожары -палы, а также внезапные сильные паводки. Весной, когда растительность в месте расположения гнёзд ещё невысокая, большой урон может наносить сильный ветер, дующий со стороны обширных участков от-

крытой водной поверхности. Поднимающиеся нагонные волны выбрасывают яйца из гнёзд или даже переворачивают последние. На озере Лукомское после штормовой погоды дно на мелководье бывает просто усеяно яйцами лысух и гнездящихся рядом нырковых уток.

Какого-либо существенного вреда рыбоводным хозяйствам и сельскохозяйственным посевам лысуха не приносит и заслуживает простейших мер охраны, которыми являются сохранение от выкашивания участков тростниковых зарослей, предотвращение весенних палов, поддержание постоянного уровня воды в искусственных водоёмах в период гнездования, соблюдение сроков охоты.

Литература Блум П.Н. 1973. Лысуха (Fulica atra L.) в Латвии. Рига: 1-156.

Вайткявичюс А.П., Пятрайтис А.К. 1965. Орнитофауна дельты реки Нямунас ll Тр. АН

Литовской ССР. Сер. В. 1 (33): 95-115. Вайткявичюс А.П., Скуодис В.К. 1965. Перелёт птиц (по данным кольцевания в Литве с 1929 по 1959). Вильнюс: 1-194. Гричик В.В. 1999. Взгляд на состояние изученности орнитофауны Республики Беларусь ll Subbuteo 2: 3-10.

Данилов О.Н., Фёдорова Т.Н., Матюхин В.Н. 1969. Результаты обследования птиц северной Кулунды на наличие антител к вирусу омской геморрагической лихорадки ll Перелётные птицы и их роль в распространении арбовирусов. Новосибирск: 333338.

Завьялов E.B., Табачишин В.Г., Шляхтин Г.В., Якушев H.H., Кочетова И.Б. 1997.

Журавлиные и пастушковые птицы Саратовской области ll Беркут 6, 1l2: 67-83. Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Никифоров М.Е., Яминский Б.В., Шкляров Л.П. 1989. Птицы Белоруссии: Справочник-определитель гнёзд и яиц. Минск: 1-480. Павлов А.В. 1966. Цестоды и акантоцефалы пастушковых птиц СССР ll Тр. Гельминтол.

лаборатории АН СССР. М., 17: 104-127. Wagner S. 1962. Über Verhalten und Brutbiologie das Blässhuhn (Fulica atra) ll Beitr. Vo-gelk. 7, 6: 381-441.

Witherby H.F., Jourdaln F.C.R., Ticehurst N.F., Tucker ВЖ 1938-1941. The Handbook of British Birds. London, 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.