Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: БАЛАНС РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: БАЛАНС РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ФРАГМЕНТАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ЭКОСИСТЕМА / СРЕДА ОБИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванов Д.А., Михайлов А.В.

Проведен обзор активного развития транспортной сети автомобильных дорог - одно из направлений строительной деятельности, экологическая безопасность которой не в полной мере соответствует природоохранным требованиям. Дорожно-транспортный комплекс (ДТК) оказывает отрицательное воздействие на все существующие компоненты экосистем, но наибольшее воздействие связано с образованием отходов. Для минимизации отрицательного воздействия обращения с отходами ДТК на компоненты окружающей среды необходимо дополнить известные приемы оценки создаваемых схем и методов подходами, сопряженными с анализом экологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Иванов Д.А., Михайлов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF ROAD CONSTRUCTION: BALANCE OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

The review of the active development of the transport network of highways is carried out - one of the areas of construction activity, the environmental safety of which does not fully comply with environmental requirements. The road transport complex (DTC) has a negative impact on all existing components of ecosystems, but the greatest impact is associated with waste generation. In order to minimize the negative impact of DTC waste management on environmental components, it is necessary to supplement the well-known methods of evaluating the created schemes and methods with approaches associated with environmental safety analysis

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: БАЛАНС РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (ROAD CONSTRUCTION) УДК 625.7/.8

Иванов Д.А.

Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

Михайлов А.В.

Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)

ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: БАЛАНС РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация: проведен обзор активного развития транспортной сети автомобильных дорог — одно из направлений строительной деятельности, экологическая безопасность которой не в полной мере соответствует природоохранным требованиям. Дорожно-транспортный комплекс (ДТК) оказывает отрицательное воздействие на все существующие компоненты экосистем, но наибольшее воздействие связано с образованием отходов. Для минимизации отрицательного воздействия обращения с отходами ДТК на компоненты окружающей среды необходимо дополнить известные приемы оценки создаваемых схем и методов подходами, сопряженными с анализом экологической безопасности.

Ключевые слова: экология, фрагментация, инновация, экосистема, среда обитания.

Строительство дорог играет жизненно важную роль в развитии инфраструктуры, обеспечивая связь и способствуя экономическому росту. Тем не менее, нельзя игнорировать воздействие строительства дорог на окружающую среду. Поскольку мы стремимся к устойчивому развитию, становится крайне важным исследовать и решать экологические аспекты, связанные со

строительством дорог. Эта статья направлена на то, чтобы углубиться в экологию дорожного строительства, изучить его воздействие и изучить меры по смягчению этого воздействия.

Оценка воздействия дорожного строительства на окружающую среду: Перед тем, как приступить к строительству дорог, необходимо провести всестороннюю оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС оценивают потенциальные экологические последствия строительных работ, помогая в выявлении экологических рисков и разработке соответствующих мер по их смягчению.

При строительстве дорог в игру вступают несколько экологических аспектов. Загрязнение воздуха и воды обычно связано со строительными работами, включая выбросы пыли, химические стоки и шумовое загрязнение. Эти загрязнители могут оказывать пагубное воздействие на качество воздуха, водные ресурсы и близлежащие экосистемы.

Разрушение среды обитания является еще одной серьезной проблемой. Строительство дорог часто связано с расчисткой больших участков земли, что приводит к потере растительности и перемещению диких животных. Фрагментация местообитаний может изолировать популяции, что приведет к сокращению генетического разнообразия и затруднит естественное перемещение видов.

Чтобы свести к минимуму эти воздействия, были разработаны различные меры по смягчению последствий и передовой опыт:

Меры по смягчению последствий и лучшие практики: Усилия по снижению воздействия дорожного строительства на окружающую среду привели к принятию нескольких мер по смягчению последствий и передового опыта. Использование устойчивых материалов приобрело известность, включая использование переработанных заполнителей и разработку низкоуглеродистого асфальта. Эти методы снижают зависимость от нетронутых ресурсов и снижают выбросы углерода.

Надлежащее планирование и проектирование имеют решающее значение для минимизации экологических нарушений. Путем определения уязвимых зон, таких как водно-болотные угодья или места обитания диких животных, можно модифицировать дорожное строительство, чтобы избежать или свести к минимуму воздействие. Такие методы, как строительство мостов или туннелей для пересечения диких животных, могут помочь сохранить связь и уменьшить барьерное воздействие дорог на движение диких животных.

Успешные примеры мер по смягчению можно найти в различных проектах строительства дорог по всему миру. Например, строительство экологических мостов в районах, богатых дикой природой, доказало свою эффективность в обеспечении безопасного перемещения животных, сокращении числа дорожных инцидентов и сохранении экологической взаимосвязанности.

Признавая экологический ущерб, вызванный строительством дорог, восстановление среды обитания играет решающую роль в смягчении последствий. Усилия по восстановлению включают восстановление растительности, восстановление водоемов и создание благоприятных для диких животных мест обитания на строительных площадках и вокруг них.

Концепция коридоров дикой природы получила известность. Эти коридоры служат путями, соединяющими фрагментированные места обитания, обеспечивая перемещение видов и способствуя сохранению биоразнообразия. Включение коридоров дикой природы в проекты строительства дорог может помочь свести к минимуму изоляцию популяций и поддержать устойчивость экосистем.

Несколько успешных тематических исследований подчеркивают эффективность восстановления среды обитания и сохранения дикой природы в смягчении воздействия дорожного строительства на окружающую среду. Благодаря сочетанию инженерного опыта и экологических знаний дорожные проекты превратились в возможности для улучшения состояния окружающей среды.

Технологические инновации, которые способствуют экологичному строительству дорог:

Технологические достижения играют решающую роль в снижении экологического следа дорожного строительства. Исследователи и инженеры постоянно изучают инновационные материалы и методы строительства, чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду.

Использование экологически чистых строительных материалов привлекло внимание, поскольку связующие материалы на биологической основе и переработанные пластмассы исследуются в качестве альтернатив традиционным материалам. Эти материалы обеспечивают снижение выбросов углерода, снижение энергопотребления и снижение зависимости от невозобновляемых ресурсов.

Достижения в области строительных технологий были сосредоточены на энергоэффективных методах, таких как использование интеллектуальных технологий уплотнения и интеграция возобновляемых источников энергии в строительные процессы. Эти инновации способствуют внедрению более устойчивых методов дорожного строительства.

Текущие исследования и разработки в области строительства экологически чистых дорог продолжают прокладывать путь для будущих достижений, создавая возможности для повышения экологической устойчивости развития инфраструктуры.

Роль политики и правил: Эффективные политические рамки и правила играют жизненно важную роль в продвижении экологически устойчивых методов дорожного строительства. Правительства и международные организации признали необходимость включения экологических соображений в развитие дорожной инфраструктуры. На разных уровнях, включая международный, национальный и местный, были приняты различные правила для обеспечения защиты окружающей среды при строительстве дорог. Эти

правила охватывают такие аспекты, как оценка воздействия на окружающую среду, меры по смягчению последствий и требования к мониторингу.

Однако успешная реализация такой политики зависит от сотрудничества заинтересованных сторон, участия общественности и эффективных механизмов правоприменения. Взаимодействие с местными сообществами, природоохранными организациями и соответствующими заинтересованными сторонами имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы проекты дорожного строительства отдавали приоритет экологической устойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит). Учебное пособие. - М : Издательский центр Аккил, 1998. - 207 с.

2. Морозов В.Н., Серов Г.Г1. Экологическая безопасность производств: методология исследования и направления обеспечения: Аналитический обзор. Сер. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Вып. 25. - М.:ВНИТЦ, 1993.-72 с.

3. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Луканина. - М.: Высшая школа, 2001. - 273 с.

4. Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. Минавтодор РСФСР, 1989.

Ivanov D.A.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

Mikhailov A.V.

Orenburg State University (Orenburg, Russia)

ECOLOGY OF ROAD CONSTRUCTION: BALANCE OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

Abstract: the review of the active development of the transport network of highways is carried out — one of the areas of construction activity, the environmental safety of which does not fully comply with environmental requirements. The road transport complex (DTC) has a negative impact on all existing components of ecosystems, but the greatest impact is associated with waste generation. In order to minimize the negative impact of DTC waste management on environmental components, it is necessary to supplement the well-known methods of evaluating the created schemes and methods with approaches associated with environmental safety analysis.

Keywords: ecology, fragmentation, innovation, ecosystem, habitat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.