Научная статья на тему 'ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1294
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Автомобильные дороги / транспортная инфраструктура / строительство новых и реконструкция автомобильных дорог / государственная дорожная политика / дорожно-транспортный комплекс / экология и охраны окружающей среды / Highways / transport infrastructure / construction of new and reconstruction of highways / state road policy / road transport complex / ecology and environmental protection.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Шукуров Mансурхон Махкамович, Нурдинов Муродали Алижонович, Солиев Бобуржон Абдурайим Угли, Исмоилов Режабали Искандкадарбек Ўгли

Одной из приоритетных задач, стоящих перед дорожной отраслью, является снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду. Автомобильные дороги, как инженерные сооружения воздействуют на природные ландшафты, вызывая различные формы загрязнения, изменяя режим стока поверхностных и грунтовых вод, способны заметно изменить условия местообитаний флоры и фауны, миграционные пути животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шукуров Mансурхон Махкамович, Нурдинов Муродали Алижонович, Солиев Бобуржон Абдурайим Угли, Исмоилов Режабали Искандкадарбек Ўгли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD AND TRANSPORTATION COMPLEX AND THEIR IMPACT ON THE ENVIRONMENT

One of the priority tasks facing the road industry is to reduce the negative impact of the road transport complex on the environment. Highways, as engineering structures, affect natural landscapes, causing various forms of pollution, changing the flow regime of surface and ground waters, can significantly change the habitat conditions of flora and fauna, the migration routes of animals.

Текст научной работы на тему «ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

Scientific Journal Impact Factor

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС, И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Шукуров Мансурхон Махкамович - старший преподаватель. Нурдинов Муродали Алижонович - ассиссент Солиев Бобуржон Абдурайим угли - студент. Исмоилов Режабали Искандкадарбек угли - студент. Андижанский машиностроительный институт, город Андижан,

Аннотация: Одной из приоритетных задач, стоящих перед дорожной отраслью, является снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду. Автомобильные дороги, как инженерные сооружения воздействуют на природные ландшафты, вызывая различные формы загрязнения, изменяя режим стока поверхностных и грунтовых вод, способны заметно изменить условия местообитаний флоры и фауны, миграционные пути животных.

Ключевые слова: Автомобильные дороги, транспортная инфраструктура, строительство новых и реконструкция автомобильных дорог, государственная дорожная политика, дорожно-транспортный комплекс, экология и охраны окружающей среды.

Abstract: One of the priority tasks facing the road industry is to reduce the negative impact of the road transport complex on the environment. Highways, as engineering structures, affect natural landscapes, causing various forms of pollution, changing the flow regime of surface and ground waters, can significantly change the habitat conditions offlora and fauna, the migration routes of animals.

Keywords: Highways, transport infrastructure, construction of new and reconstruction of highways, state road policy, road transport complex, ecology and environmental protection.

В нормативных актах, для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду обозначен ряд мероприятий, осуществление которых должно сопровождаться в целом повышением экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реализация указанных направлений экологизации автотранспортного комплекса требует определенных знаний и навыков в области экологии и охраны окружающей среды, повышения экологической грамотности будущих инженеров.

РУз.

ВВЕДЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

Автомобильные дороги являются важнейшим богатством государства. За годы независимости нашей страны вопросам улучшения системы транспортной инфраструктуры, в частности, повышения качества автомобильных дорог, строительству новых и реконструкции существующих автомобильных дорог уделяется большое внимание.

По инициативе главы государства и правительства принят ряд нормативных документов по созданию системы автомобильных дорог национального значения в целях совершенствования и расширения системы транспортной инфраструктуры. Данные нормативные документы определяют следующие основные актуальные задачи государственной дорожной политики, как создание международных 6 транспортных коридоров, обеспечивающих условия развития экономики республики, обеспечение надежных транзитных и межобластных транспортных связей, формирование внешней интеграционной и внутренней единой транспортной среды республики. Практическое решение выше указанных задач требует повышения транспортно-эксплуатационных качеств существующей сети автомобильных дорог, доведения технического и эксплуатационного состояния дорог в соответствии с требованиями пользователей ими, обеспечения удобных и безопасных условий движения автомобилей, эффективной организации эксплуатации дорог и дорожных сооружений.

В нормативных актах, для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду обозначен ряд мероприятий, осуществление которых должно сопровождаться в целом повышением экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реализация указанных направлений экологизации автотранспортного комплекса требует определенных знаний и навыков в области экологии и охраны окружающей среды, повышения экологической грамотности будущих инженеров.

Теоретические основы воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду, дается характеристика возможных негативных проявлений в окружающей среде при строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Приводятся сведения по оценке уровня экологической безопасности дорожно-транспортного комплекса, по составу и содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании автомобильных дорог.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Scientific Journal Impact Factor

Проблема взаимодействия между обществом и природой является одной из главных и острых на сегодняшний день. Пройдя длительный путь эволюции и выработав сложную социальную организацию, человек не только сформировал новую среду обитания, но и изменил формы взаимоотношений с природой [1].

Тем не менее, человек представляет собой биосоциальное существо, и окружающая природная среда всегда была и будет основой и источником его жизни, фактором, определяющим его биологические, духовные, и социальные основы.

Особенностью современного периода является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интенсивными и глобальными негативными последствиями, затрагивающими все уровни организации живого.

Природные системы функционируют в соответствии с законом внутреннего динамического равновесия: вещество, энергия, информация и динамические качества отдельных природных систем взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает сопутствующие функционально-структурные количественные и качественные перемены, сохраняющие общую сумму вещественно-энергетических, информационных и динамических качеств систем, в которых эти изменения происходят.

Существование человеческой цивилизации привело к количественным и качественным изменениям биосферы, обусловило появление на планете новой глобальной материальной системы в виде многослойной насыщенной сферы искусственно созданных объектов - техносферы. Созданные техногенные системы отличаются от природных тем, что поток вещества и энергии через производственную систему практически не имеет обратной положительной связи. На входе - это все возрастающее потребление ресурсов и энергии, ведущее к деградации природных систем, на выходе - огромное количество отходов, поступающих в окружающую среду, что является главной причиной ее загрязнения. Энтропия техногенных систем имеет тенденцию к неумолимому росту: возникают аварии, нарушаются связи управления, усиливается хаос. Для поддержания этих систем в рабочем состоянии требуются все увеличивающиеся энергетические затраты. Рост производства, увеличение населения больших городов ведут к обострению экологической обстановки [2].

Результатом хозяйственной деятельности человека является продукция (материалы, услуги, оборудование и пр.). На всех стадиях жизненного цикла

Scientific Journal Impact Factor

продукции или объекта или ресурсного цикла происходит загрязнение окружающей среды. Основными процессами образования загрязняющих веществ являются реакции окисления, восстановления, замещения, разложения, электромеханические, физические процессы и др.

Автомобильная дорога - инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными ее элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки [3].

В более широком смысле автомобильную дорогу следует рассматривать как комплекс инженерных сооружений, предназначенных для экономичной перевозки автомобилями пассажиров и грузов и обеспечивающих круглосуточное, круглогодичное, непрерывное, безопасное и удобное движение легковых автомобилей с расчетными скоростями и грузовых автомобилей с расчетными нагрузками [4].

Источниками воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду является автомобильный транспорт, находящийся на дороге, инженерные сооружения дорог (земляное полотно, мостовые переходы и путепроводы, водоотводные и малые водопропускные сооружения), отдельные конструкции дорожных сооружений (дорожная одежда, обочины земляного полотна), объекты дорожной инфраструктуры (площадки отдыха, автозаправочные станции, пункты питания, остановки общественного транспорта).

Основными (проявляющимися и возможными) видами воздействия автомобильной дороги на окружающую природную и социально-экономическую среду являются [5]:

- изъятие (потребление) невозобновимых природных ресурсов (дорожностроительных материалов - каменных материалов, песка, щебня, грунта; конструкционных - черных, цветных металлов, пластмасс, цемента, битума; эксплуатационных - топлив, масел, противогололедных реагентов, биопрепаратов, пестицидов; энергоресурсов; изъятие земельных ресурсов, воды, кислорода воздуха); воздействие на плодородный слой почвы;

- физическое наличие объекта (сооружение и использование объекта), оказывающее воздействие на ландшафт, гидрологию, климат, социальноэкономические условия жизни, традиционный уклад жизни и природопользование местного населения;

- загрязнение химическими веществами, пылью, твердыми отходами компонентов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности) и 59

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

воздействие на здоровье населения, плодородие сельскохозяйственных земель, биопродуктивность природных ландшафтов и водоемов;

- шум, вибрации, электромагнитное и ионизирующее воздействие на компоненты окружающей среды, население и животный мир;

- динамическое воздействие движущихся машин и механизмов на людей, животных, растительность.

- изменение эстетической и культурной ценности ландшафта (разрушение живописных природных ландшафтов), разрушение памятников истории, культуры и археологии;

- гидрологические, климатические изменения, т.е. изменение регенеративных свойств окружающей среды, концентрации стока рек, поверхностных и грунтовых вод, микроклимата (скорости и направления ветра, температуры, влажности воздуха) и взаимосвязанных с ним экосистем, уровня грунтовых вод. Эти изменения могут вызвать заболачивание (осушение) придорожных территорий, деградацию растительности;

- оползни, осыпи, сплывы, другие виды подвижек земляных масс вследствие их подрезки в процессе строительных работ, эрозия земель изменение береговой линии водных объектов, сечения водотоков, активизация русловых процессов при строительстве мостов, усиление наносов и заиливания русел водотоков продуктами размывов мест строительства, неукрепленного земляного полотна, а также при строительстве опор мостов, а также при прокладке трассы дороги в поймах рек - создание неблагоприятных условий для проживания населения, животных, птиц на придорожных территориях из-за превышения нормативно установленных уровней шума, вибраций, электромагнитных и ионизирующих воздействий;

- снижение плодородия сельскохозяйственных земель, биопродуктивности природных ландшафтов и водоемов в результате эрозии почв, эвтрофикации водоемов;

- загрязнения воздуха, воды, почвы токсичными веществами вследствие движения автотранспорта, наличия в придорожной полосе строительного, бытового мусора, потерь перевозимых грузов, использования противогололедных материалов, продуктов износа автомобильных шин, дорожного полотна, минеральных частиц из-за движения автомобилей по бездорожью, потери ГСМ, спецжидкостей при обслуживании и ремонте техники, использования при сооружении конструктивных слоев дорожного полотна экологически опасных местных строительных материалов и отходов промышленного производства (пиритовых огарков, ртутьсодержащих отходов, каменноугольных дегтей, смол, радиоактивных пород);

693

Scientific Journal Impact Factor

- истощение генофонда популяций людей, животных птиц, растительности в результате динамического воздействия машин и механизмов (при движении транспортных средств), уплотнения почвы, нарушения традиционных сезонных путей миграции животных, а также 60 ихтиофауны из -за переформирования береговой линии, изменения сечения водотока и контуров водоемов, нарушения гидрологического режима, размывов при строительстве мостов (уничтожения нерестилищ, зимовальных ям);

- нарушение традиционного уклада жизни коренного населения (малых народностей), его традиционного природопользования при строительстве дороги в местах освоения новых месторождений полезных ископаемых на территории проживания малых народностей.

Основным источником загрязнения окружающей среды при эксплуатации автомобильных дорог является автомобильный транспорт. Химическое воздействие на стадии эксплуатации автомобильных дорог представляет собой перенос воздушным и водным путем вредных и токсичных веществ, образующихся в результате химических реакций при горении углеводородных топлив в двигателях внутреннего сгорания, а также накопление в придорожной полосе веществ, используемых при летнем и зимнем содержании дорог. В доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 43%, в выбросах парниковых газов - около 10%, в отрицательном акустическом воздействии на население городов - 85-95%. В структуре социально-экологических потерь населения от транспортного загрязнения в городах девять веществ определяют 95 % суммарного ущерба, это: оксиды азота (44,5 %), свинец (21 %), акролеин (7,5 %), сажа (7,4 %), оксид углерода (6 %), диоксид серы (3,4 %), а также формальдегид, бензапирен, ацетальдегид [6].

В аспекте экологической безопасности АТС представляет собой систему, состоящую из двух блоков [7]:

1. транспортные сети, являющиеся стационарным источником экологической опасности;

2. транспортные средства - нестационарные источники экологической опасности.

Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимается совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов.

Scientific Journal Impact Factor

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Автомобильная дорога, как и любое другое техническое сооружение, непосредственно влияет на среду изменением параметров природных систем. С позиций экологической безопасности для проектирования и эксплуатации дорог наиболее важное значение имеют ингредиентные транспортные загрязнения, изъятие земель и расчленение территорий. Экологическая безопасность является одним из основных показателей эффективности инвестиций в развитие автомобильных дорог.

Под экологической безопасностью автомобильной дороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способность обеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной среды прилегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями и конструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильного транспорта. Экологически безопасное состояние АД характеризуется следующими показателями:

1. Техническое состояние АД и дорожных сооружений.

2. Уровень загрязнения природной среды придорожной полосы.

3. Влияние технического состояния АД на выбросы вредных веществ автомобильным транспортом.

Экологическая безопасность автомобильных дорог достигается путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально-экономических условий обитания людей.

Проекты строительства новых автомобильных дорог или реконструкции существующих должны выполняться после завершения Процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в соответствии с РД 119.0027714-

При строительстве автомобильных дорог I и II категорий (автомобильных и скоростных) оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в полном объеме. Для остальных категорий дорог необходимо разработать отчет о воздействии на окружающую среду. В процессе утверждения данного протокола Государственный комитет по природе Республики Узбекистан определит форму и объем мониторинга экологических работ в рамках проекта. Оценка воздействия на окружающую среду и прогноз состояния должны

24-93.

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

основываться на общих и конкретных экологических требованиях для конкретной категории дорог [8].

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ: (REFERENCES)

1. Структура и состав окружающей человека среды (Е. И. Паршина. Охрана окружающей среды в дорожном строительстве: учебно - методический комплекс для студентов всех формы обучения специальности 270205 «Автомобильные дороги и аэродромы» Сыктывкар, 2007 - 72 с.);

2. Промышленная экология: учебное пособие. /Мар. гос. ун-т.; Е.А. Алябышева, Е.В. Сарбаева, Т.И. Копылова, О.Л. Воскресенская. - Йошкар-Ола, 2010. - 110 с.;

3. Справочник дорожных терминов. /под редакцией д.т.н. проф. В.В.Ушакова М. «ЭКОН-ИНФОРМ» - 2005. - 256 с.;

4. Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. /«Высшая школа» Москва 1967. 123 с.;

5. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.; ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв.расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. ШС-1181-р;

6. Рябова О. В., Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы: дис. д-ра техн. наук: 03.00.16 Воронеж, 2006 459 с.;

7. Бажанов А.А. Социальноэкономические аспекты влияния автотранспортоного комплекса на окружающую среду и здоровье населения: автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03. - M, 2008.;

8. ШН^ 2.05.02-07, УзР давлат архитектура ва курилиш кумитаси, Тошкент -2008 й., 12 б..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.