Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА: ПРОЕКТ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ'

ЭКОЛОГИЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА: ПРОЕКТ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА: ПРОЕКТ КОМАНДЫ-ПОБЕДИТЕЛЯ»

МАСЛОВА Алиса Владимировна,

ЧУМАРИНА Софья Эдуардовна,

sofyachumarina@yandex.ru

СЕМЕНОВ Руслан Павлович

Волгоградский государственный социально-педагогический

университет

ВОЛКОВ Григорий Алексеевич

Московский городской педагогический университет

ЭКОЛОГИЯ ЧЕРЕЗ ВЕКА Проект команды-победителя

Актуальность. Сохранение и восстановление природы нашей планеты в последние десятилетия для международного сообщества стало одним из важнейших векторов принятия решений. Стоит отметить, что тенденции к ухудшению экологии отмечались уже в XIX - начале XX в., когда по всему миру взрывной характер приобрели развитие промышленности и процессы урбанизации [2]. Важно понимать, что природа в целом представляет собой сложную систему, элементы которой не просто взаимосвязаны, но и оказывают друг на друга влияние. Так, по мнению исследователей А. С. Чешева и Н. В. Алиевой, природа представляет собой «сложно конструктивный механизм по регулированию всего

процесса жизнедеятельности в рамках системы человек-природа-природопользование"» [15]. Один из элементов системы, а именно человек, всегда стремился захватить преимущество над природой для удовлетворения своих целей и потребностей, необходимых для развития технологий, требующих все большего использования природных ресурсов.

Тем не менее потребительское и халатное отношение к использованию ресурсов нашей планеты очень быстро продемонстрировало свои печальные последствия. Сегодня мы наблюдаем коренные изменения климата планеты (возможно, необратимые), уничтожение элементов природного биоценоза, отдельных экосистем [там же]. Активное наращивание темпов производства приводит к постоянным выбросам вредных веществ в атмосферу, что, несомненно, губительно влияет не только на состояние природных систем, но и на самого человека. Как отмечают современные экологи, причины экологических кризисов стремительно становятся «причинами физической, психической и социальной дезадаптации человека в созданной им же новой индустриально-технологической среде» [2, с. 30].

Подчеркнем, что решением современных глобальных экологических проблем занимаются «зеленые» направления государственной политики: например, «зеленая экономика», которая предполагает «сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии» [10, с. 65]. Развертывание «зеленого курса» государственной политики происходит и в России, действия которой на данном этапе заключаются во введении «новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду» [там же, с. 66]. Остается открытым вопрос о том, что может сделать простой человек, в полномочия которого не входит принятие фундаментальных государственных решений в области экологии? Человек XXI в. постоянно сталкивается и с локальными экологическими катастрофами. Такими являются, например, неорганизованные стихийные свалки в городах [8]. Подобные проблемы чаще всего решаются людьми по собственной ини-

Г* и и

циативе, что свидетельствует прежде всего об их высокой гражданской ответственности и активности [6]. Но, к сожалению, зачастую подобная помощь природе не является следствием системного, сознательного и уважительного отношения человека к окружающему миру.

Современные экологи обращают внимание на острую необходимость популяризации экологического знания и придерживаются мнения о том, что основной упор следует делать именно на поколения и «Альфа», которые находятся на этапе формирования экологической культуры [2]. Важно, чтобы еще совсем юное поколение осознавало свою значимость в системе природопользования, своего влияния на окружающий мир.

В рамках нашего проекта мы стремимся популяризировать экологическое знание среди юных посетителей музейного комплекса «Куликово поле», рассказать им о значимости сохранения природы и об исторических способах сохранения природы, об изменениях человеческих воззрений на вопрос сохранения природы. Обратим внимание на то, что нашей задачей становится также и освещение исторического аспекта вопроса сохранности природной системы Куликова поля.

Цель проекта — формирование бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

1) описать музейный комплекс «Куликово поле» как природный объект;

2)сформировать у детей целостное представление о его природных особенностях;

3) раскрыть антропогенное влияние деятельности человека на изменение флоры и фауны Куликова поля.

Целевая аудитория проекта: дети 11-16 лет.

Краткое описание проекта

Проект предполагает участие в двухдневной культурной программе. Первый день программы включает в себя велопрогулку с элементами кве-ста по маршруту Моховое - Монастырщино. Второй день - экскурсия по комплексу «Деревня Комиссаровка» (посещение парка диких животных и птиц (рис. 1).

Рис. 1. Карта маршрута двухдневной программы

Содержание первого дня программы

Маршрут велопрогулки бъл разработан в соответствии со следующим планом (приложение № 1).

Музейный комплекс «Куликово поле» (Центр приема посетителей) (8)

Экскурсовод стоит у места остановки туристических автобусов1.

Экскурсовод ждет, пока группа выстроится в форме полукруга. Экскурсовод приветствует участников.

Приветствую вас! Добро пожаловать в музейный комплекс «Куликово поле». Нам предстоит не простой, но очень интересный маршрут сегодня! Думаю, уже по пути сюда на вашем автобусе вы смогли насладиться тем, насколько красива природа нашего комплекса. Сегодня мы окажемся с вами в эпицентре природного богатства Куликова поля, потому что отправимся в небольшое велопутешествие.

Экскурсовод показывает карту маршрута (приложение № 1).

Нам предстоит с вами проехать достаточно большой маршрут с небольшими остановками, на которых вы не только узнаете больше о природной системе нашего музейного комплекса, но и о том, как люди в прошлом сохраняли окружающую нас природу. А как вы думаете, почему человек должен заботливо относиться к окружающему его миру?

Предполагаемый ответ. Человек существует в огромной природной системе нашей Земли и, конечно, является ее неотъемлемым элементом. Человеку стоит очень бережно относиться к состоянию окружающего его мира, не наносить ему вред, ведь природа - верный друг человека, который защищает человека и обеспечивает его жизнедеятельность.

Мы живем на земле уже много-много лет и долгое время мы придумывали разные способы как помочь природе вокруг нас, как защитить ее от антропогенного (человеческого) влияния и как восстановить ее после губительной бури человеческих необдуманных решений. Таким решением является, например, неограниченная вырубка деревьев с целью их дальнейшего использования в промышленных целях. Очевидно, что это несет лишь негативные последствия - снижение биоразнообразия, появление оврагов, снижение водности рек, а также к довольно глобальным последствиям - увеличению парникового эффекта из-за увеличения уровня СО2 в кислороде (углекислого газа). Парниковый эффект с каждым годом фиксируется как более глобальная проблема, чем прежде [15]. Доказано, что парниковый эффект приводит к повышению температуры атмосферы и, как вы вероятно догадываетесь, к таянию ледников, повышению уровня мирового океана и гибели многих видов животных. На уровень воздействия парникового эффекта влияет и производство,

1 Курсивом выделены: остановки и объекты показа; организационные и методические указания.

токсичные выбросы которого загрязняют атмосферу и приводят к гибели огромных природных систем, загрязняя, уничтожая биоценозы рек, морей, океанов и даже наземных территорий. Климатические перемены, несомненно, влекут за собой уничтожение первозданной природы, ведь они приводят к опустыниванию и гибели животных, которые вследствие этого не могут продолжать свое привычное существование и зачастую истребляют друг друга в ходе межвидовых конкурентных отношений. Действия человека очень тесно связаны с реакцией природы на них. Наши неверные шаги сильно отражаются на ней, поэтому, говоря о воздействии человека на экосистему, мы должны быть разумными и осторожными в принятии решений.

Экскурсовод рассказывает правила прогулки.

Экскурсовод показывает конверты с заданиями, выдает участникам конверты.

Прежде чем мы с вами погрузимся в увлекательную историю природной системы Куликова поля, я расскажу вам небольшие правила нашей прогулки. Для начала я выдам вам небольшие конверты с заданиями. Но не вскрывайте их раньше времени!

На нашей велопрогулке нам надо быть осторожными. Мы идем в гости к природе, поэтому мы не должны отклоняться от уже созданных тропинок, сильно шуметь и пытаться напугать животных, которые могут выйти нам навстречу. Обязательно следите за своим состоянием и, если кому-то вдруг станет плохо, сразу же сообщите об этом экскурсоводу.

Давайте проведем с вами небольшую разминку перед тем, как отправимся на прогулку!

Экскурсовод проводит разминку для участников.

Станция «Яблоня» (10)

Экскурсовод останавливается на обочине пешей тропинки.

Экскурсовод ждет, пока группа выстроится напротив него в форме полукруга. Экскурсовод начинает экскурсию.

Наша планета Земля существует уже более 4-х миллиардов лет, и на протяжении всего своего существования она изменялась, на ней появлялись новые виды существ. Как вы думаете, человек появился на планете раньше, чем природа?

Природа оформилась на нашей планете быстрее, чем появились первые наземные животные. Первый предок человека появился около 7 миллионов лет назад, поэтому он должен был приспосабливаться к окружающей среде, учиться жить вместе с природой [7]. С развитием эволюции и технологического прогресса взаимоотношения природы и человека изменяются. Люди становятся менее зависимыми от природных условий. В связи с этим в средневековье появляется идея о превосходстве человека над природой [9]. Однако на Руси в Х1-Х11 веках природа рассматривалась как непостижимое разумом божественное творение и восприни-

малось на уровне религиозного символа, поэтому в некоторых дубравах не вырубали леса, так как боялись природного гнева. Леса, болота и озера были почти неприкосновенны, так как считалось, что в этих местах обитают злые духи: бесы, лешие, русалки и т. д. [11]. Но вот уже в XVI веке изменения мировоззренческих взглядов человечества приводят к изменению отношения человека к природе. Природа начала восприниматься как данная Богом в услужение человеку, а потому оказалась подвластной его деятельности [12]. Более активно начали вырубаться леса - дома многих животных и птиц. Так, с конца XVII века изменение лесистости территории Куликова поля, а именно сокращение лесов, было связано не с климатом, а с деятельностью человека. С началом заселения людьми новых территорий происходит вырубка лесов для хозяйственных нужд, что привело к почти полному исчезновению дубрав в этой местности [9].

Естественная лесная и степная растительность и животный мир практически полностью уничтожены. Сегодня мы не сможем найти на Куликовом поле ни одного исконного лесного массива - все леса, которые здесь можно увидеть, были высажены в Х1Х-ХХ веках для хозяйственных нужд и борьбы с разрушением почв поверхностными водными потоками и ветром. Многие саженые леса Куликова поля находятся там, где исторически располагалась степь [там же].

Когда человек с помощью своей деятельности влияет на природу, то это называют антропогенным фактором. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К сожалению, самым распространенным является именно негативное, губительное влияние человека на природу. К отрицательным действиям человека можно отнести: накопление мусора, браконьерство, вырубка лесов, избыточная добыча полезных ископаемых.

Помимо человека, другие живые существа тоже могут влиять на экологию. Такой фактор называется биотическим. Он характеризуется отношениями в рамках естественных пищевых цепочек.

Экскурсовод задает вопрос участникам.

Так, в качестве основных биотических факторов можно представить влияние одного вида на другой. Как вы думаете, что происходит в таком случае? Попробуйте привести примеры из животного мира: как эти отношения могут проявляться?

Предполагаемый ответ. В таком случае может возникать конкуренция, в ходе которой в рамках разных видов возникает фактическая «борьба за выживание», борьба за биологические ресурсы, паразитизм, в ходе которого один вид «существует за счет другого», симбиоз, в ходе которого существа разных видов существуют друг с другом (совы иногда селят в своих гнездах маленьких змей. Они питаются мелкими насекомыми, конкурирующими с совятами за принесенную совой добычу). Не стоит его путать с мутуализмом, когда разные виды существуют в системе «взаимовыгодного сотрудничества» (рак-отшельник помогает актинии

добывать пищу, которая защищает рака от нападения врагов). К биотическим факторам относится комменсализм, в ходе которого один из видов получает выгоду от сосуществования с другим видом (цветок и бабочка), в то время как последний не испытывает негативного влияния; аменсализм, когда один вид испытывает негативное влияние на свое существование за счет другого вида, который не получает выгоды от другого (коровы, которые по пути на пастбище вытаптывают травы).

Экскурсовод задает вопросы участникам.

Существуют также отношения внутри видов, которые также оказывают влияние на экологическую систему. Это прежде всего конкуренция, которую мы уже с вами назвали. Как вы думаете, какие еще факторы могут влиять на окружающую среду?

Предполагаемый ответ. Солнце, воздух и температура тоже могут оказывать влияние на экологию. Так, например, близость и качество воды непосредственно способствует выживанию. Объем водных ресурсов зависит от количества выпадающих на определенной территории осадков, а комфортная температура напрямую влияет на жизнь животных и растений. Оптимальный температурный режим варьируется у разных представителей флоры и фауны, на земле и в воде. Поэтому, например, фауна высокогорных районов отличается от фауны равнинных, а в водоемах на разных глубинах обитают представители разных видов. Также свет, главный источник энергии, играет важную роль в существовании живых организмов. Он участвует в фотосинтезе и испарении воды, зрительном восприятии мира животными и человеком, образовании витамина Д, необходимого для роста и укрепления зубов и костей.

Эту группу факторов называют абиотическими, то есть факторами неживой природы.

Экскурсовод вместе с группой открывает конверт; показывает карточку задания (приложение № 2)

А теперь предлагаю вам выполнить небольшое задание. Открывайте ваши конверты. Посмотрите на задание.

Экскурсовод ждет, когда участники выполнят задание.

Давайте проверим ваши ответы! Если вы внимательно слушали экскурсию, то думаю, что для вас задание было очень простым!

Экскурсовод вместе с участниками проверяет правильность выполнения заданий.

Экскурсовод показывает картинку с яблоней.

Экскурсовод задает вопрос участникам.

Каждое яблоко на яблоне связано между собой так же, как факторы, влияющие на экологию, связаны между собой. Мы с вами должны понимать, что мы маленькая часть большой системы природы, как и изображено на картинке. Мы не можем оказать влияния на биотические и абиотические факторы, но в наших силах защитить природу от

губительного влияния антропогенного фактора. А как вы думаете, может ли человек оказывать положительное антропогенное влияние на природу?

Предполагаемый ответ. Человек может строить заповедники и природные парки, высаживать деревья, использовать альтернативную энергию (например, солнечную).

Мы с вами большие молодцы! Предлагаю нам постучаться в гости к природе и отправиться в Зеленую дубраву, которая расположена совсем недалеко от нас.

Станция «В гостях у природы» (13)

Экскурсовод останавливается на обочине пешей тропинки.

Экскурсовод ожидает пока группа выстроится напротив него в форме полукруга.

Экскурсовод продолжает экскурсию. Экскурсовод предлагает учащимся осмотреть местность и прислушаться к звукам природы.

Ребята, давайте с вами понаблюдаем немного за природой в тишине. Присмотритесь, видите ли вы каких-нибудь птиц или животных, может быть, вы заметили какие-то красивые растения? Прислушайтесь к природе вокруг вас.

На самом деле, Куликово поле имеет не только огромное историческое значение, став полем одной из крупнейших битвы XIV столетия, но и огромное значение как природный комплекс. Место, в котором мы находимся, - Зеленая дубрава. На территории музея-заповедника сосредоточено множество памятников природы, среди них «Водяное поле», «Нижний Дубик», «Татинки», «Большеберезовское болото», «Подкось-мовское болото», «Урочище "Березовка"», «Монастырщино», «Балка Березовая» и «Афоничев лес» [3]. Эти участки строго охраняются с целью предотвращения дальнейшего губительного влияния человека на их целостность и состояние в общем. Их особенность заключается прежде всего в том, что они служат своего рода оплотом исторического облика природы Куликова поля. Эти памятники природы являются своего рода эталоном нетронутой природы, живым примером того, как могло бы выглядеть поле без вмешательства человека.

Экскурсовод задает участникам вопрос.

Охраняемая территория поля стала пристанищем для многих редких видов птиц и животных, которые внесены в Красную книгу [3]. Знаете ли вы, что такое Красная книга?

Предполагаемый ответ. Красная книга - это официальный документ, содержащий свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах (подвидах, популяциях) диких животных, дикорастущих растений и грибов. Существует как национальная Красная книга (Красная книга Российской Федерации), так и региональные Красные

книги (например, Красная книга Тульской области). Еще один вид Красных книг - международный.

Экскурсовод задает участникам вопрос.

Создание Красных книг способствует повышению внимания к экологическим проблемам, в частности к такой проблеме, как уничтожение целых видов птиц, животных и растений. Красная книга фактически регламентирует список тех живых существ, которые находятся под угрозой исчезновения, и позволяет принимать решения по вопросам уничтожения природных зон в соответствии с законодательными актами. Существует также Черная книга. Может быть, вы слышали о ней?

Предполагаемый ответ. Черная книга - это официальный документ, содержащий свод сведений о находящихся под угрозой или уже уничтоженных видах (подвидах, популяциях) диких животных, дикорастущих растений и грибов. Черная книга размещается в Красных книгах и в зависимости от уровня действия (региональный, национальный, международный) свидетельствует о великих преступлениях человечества против природы.

Экскурсовод показывает картинки птиц и растений, обитающих на территории музейного комплекса (приложение № 3).

Сегодня мы, к сожалению, мы вряд ли сможем с вами увидеть всех редких обитателей леса. Поэтому предлагаю нам насытить наше визуальное восприятие их яркими фотографиями!

На территории Куликова поля живет и охотится большое количество редких птиц. Среди них кулик, который является одним из символов Куликова поля. Серый сорокопут, который известен своим довольно агрессивным отношением к другим видам птиц, из-за чего он и получил свое название. В степях на мелких грызунов охотится грозный беркут, который признан одной из самых редких птиц ястребиной семьи. В роскошных дубравах поля совсем недавно стали гнездиться красавицы серые цапли. А посмотрите на эту птичку! Когда мы проезжали с вами музей, вы могли заметить, как много ласточек летает около музея. Ласточки являются одним из красивейших и значимых символов музея. В этом месте их особенно берегут и всегда рады их ловкому изящному полету.

Экскурсовод задает вопрос.

Конечно, природная зона Куликова поля изобилует и большим числом растений. Одно из них вы уже наверняка заметили. Это ковыль. На территории заповедника произрастает несколько видов ковыля, один из них - ковыль перистый. Многие растения Куликова поля охраняются на уровне государства, так как они внесены в Красную книгу - лен желтый, василек русский, змееголовник Рюйша, колокольчик персиколистный, горицвет весенний. Одно из самых роскошных растений Куликова поля окружает нас прямо сейчас. Дам вам подсказку: это дерево. Что же это за дерево?

Предполагаемый ответ: дуб. Роскошная дубрава, в которой мы находимся, не может не восхищать. За долгие годы на Куликовом поле

удалось восстановить огромное число дубрав, и с этой целью музей проводит экологические акции по высадке деревьев. Это пример положительного антропогенного влияния на природу.

Экскурсовод с группой открывает конверт и достает карточку задания (приложение № 4). Экскурсовод вместе с участниками разгадывает кроссворд.

Давайте снова заглянем в наши конверты и достанем второе задание. Нам необходимо с вами заполнить кроссворд. Предлагаю разгадать его вместе. Я буду показывать вам карточки с изображением птиц и растений, обитающих на территории нашего комплекса, а вашей задачей будет вписать в кроссворд их название.

Мы молодцы! Нам удалось справиться с кроссвордом, и мы получили слово «Куликово поле»! На протяжении многих веков природная система Куликова поля неизменно менялась. Мы стремимся сохранить ее богатства разными способами, о чем мы и узнаем с вами на следующей остановке.

Но прежде всего предлагаю нам с вами немного размяться!

Экскурсовод проводит разминку для участников.

Станция «Машина времени» (14)

Экскурсовод останавливается на обочине пешей тропинки.

Экскурсовод ожидает, пока группа выстроится напротив него в форме полукруга. Экскурсовод продолжает экскурсию.

Мы с вами оказались в самой настоящей степи. Огромной и необъятной. Мы узнали очень много о том, как люди влияли на природу. Но, как мы с вами сами догадываемся, с течением времени люди все чаще стали обращать внимание на экологические проблемы - гибель экосистем, ухудшение почв, уничтожение отдельных видов. Это все, несомненно, волновало человека прошлого. И тогда он стал предпринимать попытки сохранения и восстановления окружающего его природного изобилия. Но, конечно же, наши предшественники не обладали таким технологическим разнообразием, и единственным их методом сохранения природы было рациональное, бережное использования ее богатств. Например, для поддержания тепла в своих домах они срубали более кривые, сухие деревья с большими дуплами, а не совсем молодые живые деревца. Охотились только на тех животных, которых было много и в пору, когда детеныши лесных животных уже не нуждались в родительском уходе. Сколько бы ни было человек в охотничьей группе, больше 3-4 животных нельзя было убивать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экскурсовод задает участникам вопрос.

Предки регулировали выгон скота на пастбища, предотвращая вытаптывание скотом трав и растений. Помните ли вы, как называется такой тип взаимоотношений в природной среде?

Предполагаемый ответ: аменсализм. Люди учили своих детей тому, что им нельзя было ловить лягушек и издеваться над ними, разбивать муравейники, ведь по преданиям это наказывалось проливными дождями.

Человек передавал своим детям знания о сохранении природы, что формировало у будущих поколений осознанное отношение к миру.

К сожалению, технологический прогресс и растущие нужды человека приводили к постоянной необходимости увеличения объема используемых природных ресурсов. С такой проблемой столкнулось и Куликово поле. Постоянное хозяйственное использование ресурсов местности привело к снижению уровня биологического разнообразия, что повлекло необходимость восстановления первоначальной луговой степи [6; 14]. Учеными проводились длительные геоботанические исследования, которые должны были показать, какие участки местности Куликова поля можно восстановить. Одним из таких участков стало место нашей остановки.

Экскурсовод просит участников обратить внимание на окружающую их местность.

Экскурсовод задает учащимся вопрос.

Осмотритесь. Мы находимся в зоне восстановления степей [5]. А как вы думаете, как именно человек может «восстановить» степь или любую другую природную зону?

Предполагаемый ответ. Можно говорить о двух основных способах восстановления природных зон, и прежде всего степей, в нарушенных местообитаниях: естественном и искусственном (экологической реставрации лугово-степной растительности); возможно их сочетание [14].Основ-ным условием успешного естественного восстановления луговой степи является наличие полноценного источника семян степных видов не просто поблизости, а в непосредственном контакте с восстанавливаемым участком. При искусственном восстановлении степей чаще наблюдается неполноценность восстановления всех видов растений и прорастание различных сорняков [4].

Экскурсовод отвечает на вопросы участников.

Предлагаю нам с вами немного отдохнуть перед тем, как мы отправимся дальше. Можете задать мне интересующие вас вопросы.

Станция «XXI век» (1)

Экскурсовод останавливается на обочине пешей тропинки.

Экскурсовод ожидает пока группа выстроится напротив него в форме полукруга. Экскурсовод начинает экскурсию.

Закончить нашу экскурсию мне бы хотелось двумя важными положениями.

«Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание. Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. Пьесы природы всегда новы, потому что каждый раз появляются новые зрители. Бог прощает и люди прощают. Природа не прощает никогда», - так говорил о природе немецкий мыслитель и поэт Иоганн Вольфганг Гете еще в далеком XVIII в. А ведь его слова актуальны для нас и до сих пор! Мы должны понимать, насколько важна для

нас природа и насколько сильно мы связаны с ней. Нас окружает удивительный мир флоры и фауны, который не заслуживает жестокого и потребительского отношения к себе. «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», -гласит 58 статья Конституции РФ [1]. В завершение нашей экскурсии я хочу призвать вас уважать и беречь природу нашей планеты, которую, к сожалению, мы зачастую не можем восстановить.

Экскурсовод подводит итоги прогулки и экскурсии.

Я думаю, что наша прогулка получилась очень интересной и насыщенной. Сегодня мы с вами совершили настоящее путешествие в прошлое и узнали намного больше об экологии через века человеческой истории. Давайте поаплодируем сами себе и друг другу, ведь мы все успешно добрались до нашей последней точки маршрута.

Экскурсовод хлопает участникам программы. Экскурсовод прощается с участниками.

Завтра нас с вами ждет не менее интересное путешествие! На сегодня я прощаюсь с вами, желаю вам хорошего вечера, ребята! Могу ответить на ваши вопросы.

После возвращения в Монастырщино дети посещают киновечер, посвященный экологической тематике. На выбор для просмотра представляются следующие фильмы.

11—12 лет

1.1. Мультфильм «ВАЛЛ-И», реж. Эндрю Стэнтон. (Мультфильм рассказывает историю маленького робота, который из года в год очищает загрязненную людьми Землю. Фильм показывает детям последствия неосознанного отношения к окружающему миру и демонстрирует, насколько сила человеческой воли способна изменить планету.)

1.2. Документальный фильм «Солнечное такси: с солнцем вокруг света», реж. Эрик Шмитт. (Фильм рассказывает историю школьного учителя, совершившего кругосветное путешествие на экомобиле, питающемся солнечной энергией. Фильм показывает детям интересные способы использования альтернативной энергии.)

1.3. Художественный фильм «Все любят китов», реж. Кен Куопис. (Фильм основан на реальных событиях, произошедших в 1988 году. В маленьком городке на Аляске репортер и его бывшая девушка, активистка «Гринпис», пытаются спасти трех серых китов, попавших в ледяную ловушку в арктических льдах. Фильм демонстрирует, как человек положительно влияет на природу, спасая ее обитателей.)

12—14 лет

2.1. Документальный фильм «2040: Будущее ждет», реж. Деймон Гамо. (Фильм рассказывает об уже имеющихся в мире технологиях, которые позволяют экономить природные ресурсы, но не используются активно человечеством. Фильм наглядно показывает, как эти

технологии можно использовать во всем мире, чтобы в будущем человечество тратило меньше природных ресурсов. Посмотрев фильм, дети понимают, что загрязнять планету - плохо, и что еще можно сделать, кроме сортировки мусора. Данный фильм откроет перед молодым поколением большие возможности в сохранении природных ресурсов.)

2.2. Документальный фильм «Убежище. История о выживании в Альпах», реж. Фредерик Фужа. (История о том, как животные справляются с суровыми условиями места обитания, как взаимодействуют с другими животными, как выживают. Данный фильм знакомит детей с малоизученными обитателями Европы, показывает, насколько тяжело животным справляться с природными условиями; учит взаимоуважению, поддержке, бережному отношению к природе.)

2.3. Короткометражный фильм «Урок экологии», реж. Иван Соснин. (Фильм рассказывает историю молодого учителя биологии, активно отстаивающего идею сохранения природы: сортировке мусора, отказа от вырубки деревьев. Его идеи не нравятся остальному коллективу школы. Дети знакомятся с тем, что представляет собой сортировка мусора, почему важно это делать. Фильм также учит бережному отношению к природе, активному отстаиванию своей позиции.)

14—16 лет

3.1. Документальный фильм «Дом. История путешествия», реж. Янн Артюс-Бертран. (В фильме демонстрируется не только красота планеты, но и последствия разрушений, нанесенных деятельностью человека. Вследствие незаживающих шрамов, нанесенных Земле промышленными производствами, последствиями войн, экологическими катастрофами, зрителю раскрывается реальная ситуация на планете. Дети наглядно могут увидеть, как влияет антропогенный фактор на нашу планету; учит осознанному использованию ресурсов.)

3.2. Художественный фильм «Послезавтра», реж. Роланд Эммерих. (Повествование фильма об уверенном движении Земли навстречу гло-

" ь/ л с/

бальной экологической катастрофе: в одной части света все живое погибает от засухи, в другой - разбушевавшаяся водная стихия сносит города. Ученый-климатоло, пытается найти способ остановить глобальное потепление, отправившись на поиски пропавшего сына в Нью-Йорк, в котором наступил новый ледниковый период. С помощью данного фильма дети могут узнать, к чему может привести дисбаланс в природе, вызванный человеком.)

3.3. Документальный фильм «Спасти планету», реж. Фишер Стивенс. (Новый посол Мира ООН по проблемам климата (в роли посла - Леонардо ДиКаприо) берется за изучение влияния климатических изменений на нашу планету, путешествуя от пустошей Гренландии к лесам

Суматры и залам Ватикана. Путем бесед с активистами и учеными главный герой изучает проблему со всех сторон, он ищет ответ на вопрос: что мы можем сделать, пока не стало слишком поздно? Дети смогут услышать от авторитетных людей о существующих экологических проблемах.)

Маршрут второго дня: Монастырщино - Епифаново подворье / Деревня Комиссаровка (зоопарк «Парк диких птиц и животных») (рис. 1). Сотрудниками зоопарка для детей организуется экскурсия по территории парка.

Во время посещения зоопарка «Парк диких животных и птиц» дети знакомятся с одним из способов сохранения природы и обитателей природных систем - созданием зоопарков [16].

По окончании экскурсии второго дня дети проходят посвящение в «Хранители природы» (приложение № 5). По итогам посвящения учащиеся получают медали или значки с изображением эмблемы «Хранителей природы» (приложение № 6).

Таким образом, проект «Экология через века», разработанный студентами II курса Волгоградского государственного социально-педагогического университета Масловой Алисой, Чумариной Софьей и Семеновым Русланом, а также при участии студента Московского городского педагогического университета Волкова Григория, способствует развитию экологического туризма на территории музея-заповедника «Куликово поле». Реализация данного проекта способствует глубокому усвоению знаний не только об особенностях флоры и фауны Куликова поля, но и с общемировыми экологическими тенденциями в целом и возникающими проблемами в этой области.

Как было подчеркнуто нами ранее, популяризация экологических знаний и приобщение юного поколения к экологической культуре является одной из первостепенных задач в условиях мирового развития. Реализация данного проекта на базе музейного комплекса «Куликово поле»

зейный потенциал актуальной на данный момент экологической состав-

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. Ст. 58.

2. Витязева О. В. Глобальные проблемы современной экологии человека // Проблемы региональной экологии. 2022. № 2. С. 30-37.

Содержание второго дня программы

музейной аудитории, а также включению в му-

ляющеи.

Литература

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-problemy-sovremennoy-ekologii-cheloveka (дата обращения: 10.06.2023).

3. Внимание к природе. Как тульские биологи охраняют земли «Куликова поля»? // Аргументы и факты. 2023. № 3. URL: https://tula.aif.ru/ society/flora_fauna/vnimanie_k_prirode_kak_tulskie_biologi_ohranyayut_ zemli_kulikova_polya (дата обращения: 29.06.2023).

4. Волкова Е. М., Бурова О. В. Естественные степные сообщества Куликова поля (Тульская область) и пути их восстановления // Проблемы изучения и восстановления ландшафтов лесостепной зоны: историко-культурные и природные территории. 2011. Вып. 2. С. 2433.

5. Волкова Е. М., Полянчева С. А., Розова И. В., Бурова О. В. Экспериментальное восстановление степной растительности Куликова поля (Тульская область): некоторые итоги оценки ценотического разнообразия // Изв. ТулГУ. Естественные науки. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-vosstanovlenie-stepnoy-rastitelnosti-kulikova-polya-tulskaya-oblast-nekotorye-itogi-otsenki-tsenoticheskogo (дата обращения: 20.06.2023).

6. «Вы идиоты?» В центре Волгограда жители сами убрали огромную свалку, не дождавшись реакции чиновников : электрон. версия ст. / / Vi.ru URL: https://v1.ru/text/gorod/2023/04/17/72225866/ (дата обращения: 15.06.2023).

7. Зубов А. А. Предшественники человека: (симиальная концепция и современная теория антропогенеза) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 23. Антропология. 2009. № 4. С. 35-33.

8. «Кучи мусора уже перекрывают дороги»: Волгоград стал огромной свалкой - народная карта: электрон. версия ст. // V1.ru. URL: https://v1.ru/text/ecology/2023/06/15/72401750/ (дата обращения: 15.06.2023).

9. Наумов А. Н., Бурова О. В. Тайны и загадки поля битвы. Современные историки и археологи о Куликовом поле. Тула: Гос. музей-заповедник «Куликово поле», 2019.

10. Никольская Ю. В., Субботина Ю. М. Современные проблемы экологии и экономики // Междунар. студенческий науч. вестн. 2015. № 3 (Ч. 1). С. 65-67. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12032 (дата обращения: 10.06.2023).

11. Смирнова Д. С. Превосходство человека над природой в поздней средневековой философии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4(44). С. 396-399. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43089568 (дата обращения: 20.06.2023).

12. Тарасов А. Е. «Большой рай для всех людей»: о чувстве природы русского средневекового книжника (историографические заметки) // Ист. журн.: науч. исследования. 2014. № 5. С. 526-535. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=-33126 (дата обращения: 20.06.2023).

13. Тишков А. А. Экологическая реставрация нарушенных степных экосистем // Вопросы степеведения. 2000. Т. 2. С. 47-61.

14. Чешев А. С., Алиева Н. В. Экологические проблемы окружающей природной среды в современных условиях // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekologicheskie-problemy-okruzhayuschey-prirodnoy-sredy-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 10.06.2023).

15. Щербань А. В. Парниковый эффект и его воздействие на окружающую среду // Экономика и экология территориальных образований. 2021. № 2. C. 59-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parnikovyy-effekt-i-ego-vozdeystvie-na-okruzhayuschuyu-sredu (дата обращения: 29.06.2023).

16. Епифаново подворье: офиц. сайт. URL: https://zooepifan.ru/ (дата обращения: 29.06.2023).

Приложение № 1

Карта маршрута

Приложение № 2

Станция «Яблоня»

Участникам необходимо заполнить пропущенные поля. Внутри яблок необходимо написать конкретный фактор, в пустые поля необходимо написать название группы факторов, которая объединяет отдельные элементы.

Приложение № 3

Птицы и растения

Возможна двусторонняя печать карточек, при которой на обратной стороне карточки не будет названия вида.

Приложение № 4

Станция «В гостях у природы»

Участникам необходимо разгадать кроссворд. Экскурсовод, показывая карточки, закрывает название вида (см. приложение № 3).

Ответы:

1. Змееголовник

2. Кулик

3. Цапля

4. Дуб

5. Горицвет

6. Сорокопут

7. Беркут

8. Ковыль

9. Ласточка

10. Колокольчик

11. Василек

12. Лен

Приложение № 5

Клятва «Хранителей природы»

Экскурсовод произносит текст клятвы, участники повторяют за ним слово «Клянемся».

Быть примером всем в заботе об окружающей среде -

Клянемся!

Поля и луга, леса и дубравы, реки и озера никогда не загрязнять -

Клянемся!

Никогда не сорить и выбрасывать мусор только в урны -

Клянемся!

Всегда тушить костры и убирать за собой после пикника -

Клянемся!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не срывать полевые цветы ради букетов и венков -

Клянемся!

Разделять мусор на стекло, бумагу, железо и смешанные отходы -

Клянемся!

Сдавать батарейки, лампочки, пластиковые крышки и другие вещи на переработку -Клянемся!

Любить нашу планету и передать ее нашим потомкам более чистой -

Клянемся!

Приложение № 6

Эмблема «Хранителей природы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.