Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в семье'

Экологическое воспитание в семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
671
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / FAMILY TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Несговорова Наталья Павловна, Савельев Василий Григорьевич, Шарапова Надежда Эдуардовна

Статья посвящена экологическому воспитанию в семье на основе семейных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN FAMILY

The article is devoted to environmental education in the family based on the family traditions.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в семье»

УДК 504(7)

Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев, Н.Э. Шарапова Курганский государственный университет

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Аннотация

Статья посвящена экологическому воспитанию в семье на основе семейных традиций.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, семейные традиции.

N.P. Nesgovorova, V.G. Savelyev, N.E. Sharapova Kurgan State University

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN FAMILY

Annotation

The article is devoted to environmental education in the family based on the family traditions.

Key words: ecological culture, environmental education, family traditions.

Согласно определению Ф. Энгельса, данного в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3].

В истории семьи Л.Г. Морган в своей книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» выделил следующие исторические этапы эволюции семьи и брака. Промискуитет — беспорядочные половые связи первобытных мужчин и женщин. Кровно-родственная семья—первая ступень семьи, основанная на групповом браке между братьями и сёстрами двух родов. Семья-пуналуа — основана на групповом браке нескольких сестёр, родных и сродных (двоюродных и троюродных), с мужьями каждой из них. Парная семья - образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок, но без исключения сожительства. Как женщина, так и мужчина могут иметь несколько мужей и жён. Моногамная семья - пожизненное единобрачие отдельных пар с исключением сожительства. Происхождение, наследование устанавливается по отцовской линии [2]. В последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.

Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семей-ныхтрадиций. Семейные традиции-это то, чему люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Они могут выражаться в обычаях,

вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

Семейные традиции должны быть основаны не только на кровно-родственных связях, но и на воспитании детей в духе бережного отношения к окружающей среде и в духе сохранения природы.

Согласно большинству ученых (С.Н. Глазачев, В.А. Игнатова, Г.П. Сикорская), под экологическим образованием следует понимать непрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

С нашей точки зрения, целью экологического образования в семье должно быть формирование у членов семьи такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в разрешении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду. Формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира, воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром также выступают значимыми задачами экологического образования.

Исследователи, в том числе И.В. Булыгина, выделяют следующие направления экологического образования в семье:

обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

формирование у членов семьи культуры потребления и понимания - необходимости вторичного использования бытовых отходов;

организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях [4].

Особое внимание к проблемам экологического образования детей объясняем двумя основными причинами:

- необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего активного периода жизнедеятельности;

- актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

С нашей точки зрения, экологическое воспитание -это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе.

Мы предполагаем, что экологическое воспитание будет успешным, если взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют рачительное хозяйствование на Зем-

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 5

55

ле (в своем дворе, на садовом участке и пр.); своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе; используются семейные традиции (родился ребенок-посади дерево, знакомство с жизнью природы в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и пр.).

На основе анализа накопленных статистических материалов по проблеме формирования экологической культуры, мы выделили показатели экологической культуры:

- знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования, сохранения и приумножения);

- интересы (к природе, к проблемам ее охраны);

- чувства по отношению к природе (нравственные и эстетические);

- мотивы, определяющие поступки по отношению к природе;

- позитивная деятельность и поведение в природе.

Только при соблюдении этих условий возможно

развитие природы и общества как единого целого.

Для проведения исследования необходимо было рассчитать минимальный объем выборки, стой целью, чтобы полученным результатам можно было доверять. Для это использовали следующую формулу:

п= РВ2^2,

где1= ожидаемая вероятность результата выборочного обследования: \=2 для 95% уровня вероятности,

Бх= ошибка опыта (в данном случае 15),

Б = стандартное отклонение (в данном случае 50).

Расчет: 4*2500/225= 44 человека.

Исследование проводилось в период с 2009 по 2011 гг. В исследовании приняли участие 132 респондента.

База для исследования: ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», Курганский областной детско-юношеский центр.

Изучение социального статуса респондентов показало, что их можно объединить в три возрастные группы: а) 18-20 лет; 6)19-23 года; в)25-33 года. Все они являются городскими жителями, две трети не состоят в браке, у всех респондентов нет детей.

На вопрос: «В каком возрасте ребенка нужно учить беречь природу?» - большинство респондентов ответило, что с пяти лет и старше. Не оказалось респондентов, которые в графе «Своя цифра» ответили -с момента рождения. А основной принцип воспитания гласит о том, что учи дитя, пока оно лежит поперек лавки.

На вопрос: «Учили ли Вас беречь окружающую природу в детстве?» - большинство респондентов ответили, что учили. Среди респондентов не оказалось людей, которые ответили бы на данный вопрос отрицательно. Присутствовали респонденты, которые не помнят данного явления.

Не вопрос: «Кто, по-вашему, должен заниматься обучением ребенка ?» - большинство респондентов пришли к мнению о том, что этим должны заниматься

родители.

Степень знакомства респондентов с современными экологическими проблемами (какова сейчас экологическая ситуация в мире; проблема отходов и др.) была выявлена в процессе изучения результатов анкетирования по этим аспектам. Оказалось, что большинство респондентов имеют недостаточно четкое представление о них. Интересными оказались результаты опроса о необходимости экологического воспитания детей в семье. Все респонденты сошлись во мнении о том, что экологическое воспитание в семье необходимо, но для этого нужно повышать экологическую грамотность самих родителей.

Респондентами высказаны следующие предложения по улучшению экологического состояния в мире:

- проведение агитации населения с целью повышения экологической культуры,

- введение штрафных санкций,

- переход к безотходному производству,

- использование новых источников энергии,

- уменьшение выбросов в атмосферу «парниковых газов» за счет инновационныхтехнологий в про-изводстве( использование электродуговых печей при производстве стали),

-увеличение количества мусорных контейнеров,

- сортировка мусора,

- ...и многое другое.

В настоящее время очень мало внимания уделяется экологическому образованию и воспитанию. Если уровень экологической культуры населения планеты станет выше, это приведет к изменению состояния окружающей среды, что в свою очередь повлечет за собой «очищение» нашей планеты от мусора, который накапливался очень долгое время. А если ко всему прочему мы еще добавим безотходное производство и переработку уже существующих отходов, то ситуация в мире начнет изменяться к лучшему. От нашихдетей зависит наше будущее, а они зависят от нас. Наш долг уделять больше внимания экологическому воспитанию, ведь формирование мировоззрения у ребенка складывается с первых дней его жизни, и родители могут дать ему эти знания с самого рождения.

Список литературы

1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследо-

вания и разработки экогуманитарной парадигмы - М.:

Соврем, писатель, 1998. - 432 с.

2. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий

человеческого прогресса от дикости через варварство

к цивилизации,- П., 1933.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственно-

сти и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.- 2 изд,-

Т. 21.

4. ИМр:///гас25. исог. ги/риЫ/гос1Ие15к1е_5оЬгапуа/

еЬко1од1сЬевкое_уо5рИап1е_у_5ете/2-1-0-3.

56

ВЕСТНИК КГУ, 2012. №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.