Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
255
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Окружающей среды / автомобильные дороги / выхлопные газы / окружающей среды / проектные решения / топлива / концентрация / токсичных компонентов / экология. / Environment / highways / exhausts gases / environment / design solutions / fuel / concentration / toxic components / and ecology.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Мирзоев Фарход

в статье рассматриваются экологические исследования строительства новых автомобильных дорог, а также в области экологии и охраны окружающей природной среды. Охрана и использования земель, почв, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов и другие. Также приведена охрана окружающей среды, которая представляет собой весьма многогранную проблему, решением, которой занимаются, в частности, инженерно-технические работники практически всех специальностей, которые связаны с хозяйственной деятельностью в населенных пунктах и на автомобильных предприятиях, которые могут являться источником загрязнения в основном воздушной и водной среды. А также приведены основные выбросы от автотранспорта, которые отрицательно воздействует на жизнедеятельность человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Мирзоев Фарход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL IMPACT OF ROAD TRANSPORT ENVIRONMENT

the article deals with environmental studies of the construction of new roads, as well as in the field of ecology and environmental protection. Protection and use of land, soil, subsoil, water, atmospheric air, flora and fauna, natural resources and others. The protection of the environment is also given, which is a very multifaceted problem, which is dealt with, in particular, by engineering and technical workers of almost all specialties that are associated with economic activities in settlements and at automobile enterprises, which can be a source of pollution, mainly air and aquatic environment. And also the main emissions from vehicles that adversely affect human life are given.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 502.35; 656.1

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

МИРЗОЕВ ФАРХОД

инженер эколог Министерства транспорта и дорого строения Республики Таджикистан, Министерство транспорта и центр реализации проектов реабилитации дорог Республики Таджикистан

Аннотация: в статье рассматриваются экологические исследования строительства новых автомобильных дорог, а также в области экологии и охраны окружающей природной среды. Охрана и использования земель, почв, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов и другие. Также приведена охрана окружающей среды, которая представляет собой весьма многогранную проблему, решением, которой занимаются, в частности, инженерно-технические работники практически всех специальностей, которые связаны с хозяйственной деятельностью в населенных пунктах и на автомобильных предприятиях, которые могут являться источником загрязнения в основном воздушной и водной среды. А также приведены основные выбросы от автотранспорта, которые отрицательно воздействует на жизнедеятельность человека.

Ключевые слова: Окружающей среды, автомобильные дороги, выхлопные газы, окружающей среды, проектные решения, топлива, концентрация, токсичных компонентов, экология.

ENVIRONMENTAL IMPACT OF ROAD TRANSPORT ENVIRONMENT

Annotation: the article deals with environmental studies of the construction of new roads, as well as in the field of ecology and environmental protection. Protection and use of land, soil, subsoil, water, atmospheric air, flora and fauna, natural resources and others. The protection of the environment is also given, which is a very multifacetedproblem, which is dealt with, in particular, by engineering and technical workers of almost all specialties that are associated with economic activities in settlements and at automobile enterprises, which can be a source of pollution, mainly air and aquatic environment. And also the main emissions from vehicles that adversely affect human life are given.

Keywords: Environment, highways, exhausts gases, environment, design solutions, fuel, concentration, toxic components, and ecology.

В настоящее время при бурном развитии транспорта, градостроения и промышленного производства день за днём климатическая система земли изменяет эту сложную систему, описывается такими параметрами, как температура, давление, плотность, скорость движения и т.д.

Поэтому вопросы экологии, защиты окружающей среды, выдвигаются на первый план среди глобальных приоритетов мирового сообщества. Осознание того, что сохранение и оздоровление среды обитания являются неотъемлемыми условиями устойчивого развития, качества жизни людей, в целом - будущего нашей цивилизации, прочно утвердилось во многих международных симпозиумах, на конференциях совещаниях и других мероприятиях.

В связи с важностью вопросов сотрудничества в экологической сфере в рамках Содружества Независимых Государств, были обозначены в начальном периоде его становления. В феврале 1992 года, которое прошло в Москве, в повестке заседания Совета глав правительств первым был вопрос рассмотрения и принятия главами правительств Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В статье 1. Соглашения зафиксировано, что высокие договаривающиеся Стороны вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды. Охрана и использование земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов, континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной территории.

Окружающая среда - это то, что находится вокруг нас, при этом, оно влияет на наше развитие и здоровье. В основном загрязнения природы на сегодняшний день являются автомобильные транспорты и промышленные производства, кроме этого, также на окружающую среду влияют автомобильные дороги, как и любые другие объекты. Как известно, что строительство новых трасс изменяет естественный рельеф местности, структуру землепользования и результат изъятия земель.

Дорожные насыпи и выемки меняют направление и концентрацию стока, уровень грунтовых вод; мосты и трубы стесняют водотоки, вызывая размывы, затопления и подтопления и т.п.

Источником непосредственного влияния автомобильной дороги на окружающую среду который является движущейся по ней транспортного потока. Воздействия автомобильноготранспорта на окружающую среду и, в первую очередь, на среду обитания человека, становятся самыми актуальными задачами на сегодняшний день, которые являются первостепенными проблемами современности.

В связи с бурным ростом парка автотранспорта, развитием инфраструктуры автомобильных дорог и изменением технологий, их содержания, все большую тревогу вызывают последствия воздействия на придорожные экологические системы.

Строительство новых автомобильных дорог сопровождается уничтожением естественной растительности, изменением режимов среды в полосе отвода и на прилегающих территориях, нарушением путей миграции диких животных и земноводных, изменением биопсических условий.

При построение новых асфальтированных автомобильных дорог, движение транспорта увеличивается на нескольких процентов, при этом загрязнение воздуха также пропорционально возрастает, и он имеет определенный цикл, который зависит от типа автомобиля, состояния двигателя, а также качества топлива, от локальной типографии, температуры, атмосферных осадков, ветра, также воздействует на человека, почвой, флорой, и фауной. Надо отметить, что выходящие выхлопные газы автомобиля после сгорание топлива в своем составе содержит более 180 различных химических соединений. Эти выхлопные выходящие газы, после сгорания топлива являются продуктами окисления и неполного сгорания углеводородного топлива. При проведения исследования и изучения состава автомобильного горючего было выявлено, что химический состав выводящихся выхлопных газов из транспорта имеют следующие свойства и химический состав, при использование бензином, в %.№-74-77; 02-0,4-0,8; 112 (поры)-2,5-5,6; СО2 - 0,2-4,5;№0-0,1-0,7;углеводород - 0,1-2,9; альдегиды - 0,1-0,2,а также кроме выхлопных газов, которые выходят из автомобилей имеется и сажа, которая в своем составе имеет 0,0-00,2 г\м3 и бензапирен - 2\м3-10-18-10"5причем, из этих химических элементов, выходящих из транспорта, выбрасывающихся на воздух самые основные вредные газы для окружающие среды являются оксида карбона, оксида азота, углеводороды и альдегиды, которые по своим действиям являются токсичными компонентами, а сажа и бензопирен являются канцерогенными

веществами. При использовании дизельного топлива, выхлопных выходящих газов, которые имеют следующий химический состав в процентах:

N2 - 75-77;

O2 - 1,90-17; OH2O (поры) 0,6-3,90;

СО2 -0,01-0,5; оксиды азота 0,0003-0,4; углероды 0,001-0,008.

Сажа отходящие газы почти являются продуктами напольного сгорания углеводородного топлива. Поэтому во всех выбросах газа из автотранспорта не должна быть допустимая концентрация токсичных и канцерогенных веществ в атмосферу. Иногда для уменьшения детонации сгораемой бензином, производитель добавляет этила свинца, играющую основную роль при загрязнении воздуха. Это опасное вещество являются источником многих заболеваний человека. Наиболее опаснее, чем другие выходящие газы являются оксиды азота, чем угарный газ. Иногда во многих случаях используют неочищенный бензин, из которого может выходить большое количество оксида серы. При применении этилированных бензинов, выходящих выхлопных газов основной являются свинец, (тетра этилен свинец) бром, хлор, а также их соединения. Выход этого выхлопного газа могут быть причиной разных заболевания у человека, как дыхательных путей, гайморита, бронхита и других. Таким образом, при движение автомобильного транспорта, с использованием нефтяных продуктов, выходящих выхлопных газов в своём составе имеют около 200 различных химических соединений. Эти соединения можно разделить на несколько групп; нетоксичные, которые к ним относятся азот, кислород, водяные пары, углекислый газ. Токсичные отходящие газы являются; оксида углерода, оксиды азота, углеводороды, оксиды серы, а также соединения свинца и сажи. Можно отметить что состав выхлопных выходивших газов в основном зависит от двигателя автомобиля и его технического исправления, и состава используемого горючего материала.

Самые экологически чистое по сравнению с другими горючими для автомобильного транспорта являются с использованием энергии (электромобиль), сжиженного и природного газа, метана и других природных источников. Как известно, транспорт по экологическому загрязнению воздуха занимает первое место, и их доля составляет почти до 85%. Основной причиной является неполное неравномерное сгорание топлива, почти 15-30% расходуется для движения транспорта, остальное топливо улетает через трубу, из этого количества почти 1315% идет на испарение бензина. Основные характеры выброса от автотранспорта, являются качество, используемого топлива. Кроме этих выбросов, которые влияют на экологическую среду, а также является причиной шума движения автомобиля, которые отрицательно воздействует на жизнедеятельность человека.

Можно отметить, что выходящие выхлопные газы с автомобиля являются вредными для здоровья человека, так как выходящие вредные газы по плотности не больше чем воздух поэтому они практически находятся в зоне дыхания человека, то есть они находятся на уровне 1,0 до 1,70м от земли. Чтобы избежать дальнейшего воздействия и влияния, выходящих вредных автомобильных газов и при планирование автомобильных дорог надо учитывать все экологические обстановки местности и окружающую его среду. Поэтому при проектировании, надо чётко представлять себе воздействие географического положения местности и принимать правильные грамотные проектные решения при составлении проектирования транспортных дорог и других сооружений. Как известно влияние выходящих токсичных веществ из автомобиля и уровень транспортного шума зависит не только от марки бензина, а также он зависит от интенсивности движения и от дорожных условий.

К этим правилам относятся различные факторы, которые к ним относятся: категория дороги, режимы интенсивности движения, ширина дороги, ширина проезжей части, уровень уклона и радиусов, качество поворотов, тип поперечного профиля (1), и разных уровнях застройки в придорожной полосе и так дали. Также кроме этого, при построении и составлении проекта, проектировщик должен учитывать, основную роль, которую играет рельеф местности, направление и скорость ветра, температуру и влажность воздуха. Также таким образом можно сделать вывод, что для снижения выхода вредного вещества из автомобиля, надо разработать технологию использования альтернативного вида топлива, и в обязательном порядке установить установку нейтрализаторов для улавливания вредных выбросов.

Создание грамотного проектного решения, которое будет являться экологическим решениям, тогда при возможности проектирования автодороги, надо учитывать следующие требования: это энергопотребление, минимальная мощность двигателей, минимальные расходы топлива, возможная интенсивность движения, скорость движения транспортных средств, анализируется влияние транспорта и экономии топлива, альтернативных видов топлива и их влияние на окружающую среду и людей. Также при строительстве дороги учитывались вопросы ее экологического воздействия дорожные условия; уклоны радиусы повороты, расстояния видимости и так далее.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лукатин В.Н., Буслаев А.П., Яшина М.В. «Автотранспортные потоки и окружающая среда» учет пособий для вузов под ред. В.Н. Луканина М; Инфа-М 2001г.-646 стр.

2. Бобко А.К., Пятницкий Т.А. «Количественный анализ» - М: высшая школа 1962г. 361стр.

3. Берковский Б.М., Кузьмин В.А. «Возобновляемые источники энергии на службе человека» М. наука 1982г. 230 стр.

4. Мирзоев Ф., Акбарова М.М., Мирзоев Б. «Влияние некоторых промышленных отходов на окружающую среду и пути его переработки» №51 April, 2021 Proceedings of the 9th International scientific and practical conference. Manchester, Great Britain18-19April 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.