Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ / РЕЖИМ РАБОТЫ / ТОПЛИВА / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ECOLOGY / HARMFUL EMISSIONS / OPERATING MODE / FUEL / HUMAN HEALTH / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Острожная Е.Е.

В статье рассматривается проблема охраны окружающей среды. Сказано, что охрана окружающей среды - животрепещущая проблема. Она жизненно важна для каждого человека во всём мире. Люди осознали это поздно, когда многие города, подземные и наземные водные источники, литосфера стали значительно загрязненными вредными и токсичными веществами. Вопросы очистки и сохранения окружающей среды стали актуальными уже с середины XX годов нашего столетия. Они оказались в центре внимания политиков, экономистов, врачей и всех обывателей. Каждый человек должен знать основы экологии, уметь очищать окружающую среду для сохранения своего здоровья, здоровья своих родных и близких. Однако, с перекосами в организации образования, в последнее время эту дисциплину исключили из учебных планов среднего профессионального и высшего образования. Это, конечно, очень неправильно и недальновидно. В статье также приводятся результаты исследований качества и состава выхлопных газов из труб автомобилей в городе. Краснодаре, работающих на различных видах топлива (бензине и дизтопливе). Результаты исследований позволяют сделать вывод, что применение любого топлива приводит к загрязнению окружающей среды. Б статье также рассказывается о вредном влиянии на организм человека токсических составляющих выхлопных газов. Приводятся рекомендации по снижению вредных выбросов в городе Краснодаре за счет применения более экологичных видов топлива, выбора экономичного и экологичного режима работы двигателя, что приведет к улучшению экологической обстановки в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economic problems of the quality of the ecological component of the environment

The article deals with the problem of environmental protection. It is said that environmental protection is a burning problem. It is vital for every person in the world. People realized this late, when many cities, underground and surface water sources, the lithosphere became significantly contaminated with harmful and toxic substances. Issues of cleaning and preservation of the environment have become relevant since the middle of XX years of our century. They were in the center of attention of politicians, economists, doctors and all inhabitants. Everyone should know the basics of ecology, be able to clean the environment to preserve their health, the health of their loved ones. However, with distortions in the organization of education, recently this discipline was excluded from the curriculum of secondary vocational and higher education. This, of course, is very wrong and short-sighted. The article also presents the results of studies of the quality and composition of exhaust gases from the pipes of cars in Krasnodar, working on different types of fuel (gasoline and diesel fuel). The results of studies allow us to conclude that the use of any fuel leads to environmental pollution. The article also describes the harmful effects of toxic components of exhaust gases on the human body. Recommendations for reducing harmful emissions in the city of Krasnodar through the use of more environmentally friendly fuels, the choice of economical and environmentally friendly mode of operation of the engine, which will improve the environmental situation in the Krasnodar region.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

приятия в глазах потенциальных потребителей (музейные праздники, туристические фестивали и т.п.);

- предприятиям сферы туризма и гостеприимства необходимо использовать разнообразные виды спецсобытий для охвата различных целевых аудиторий (клиентов, деловых партнеров, иных видов общественности): церемонии открытия и закрытия, приемы, посещения, презентации, конференции, круглые столы, выставки, дни открытых дверей, пресс-туры, фестивали, праздники и прочие мероприятия;

- музеям необходимо разрабатывать специальные программы (просмотр световых карт, слайдов, кино- и видеофильмов), которые будут интересны детям и взрослым, создавать залы с использованием видео- и звукозаписи;

- необходимо задействовать в музейной практике всевозможные достижения современной науки и техники, которые открывают неисчерпаемые перспективы их дальнейшей работы, переводя музеи из статуса «только хранителей старины» в прогрессивные научные, культурно-образовательные, досуговые центры.

Источники:

1. Меняйлов, А.А. Историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа дестинации [Текст] / Меняйлов А.А. // Научное наследие Ф.А. Щербины: казачество и история Кавказа: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, 2018. - С. 220-223.

2. Огаркова, И.В. К некоторым вопросам организации PR-деятельности в туризме [Текст] / Огаркова И.В., Осипова Н.Р. // Роль и значение науки и техники для развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018.- В 2ч. - Ч.1. - С.92-96.

3. Огаркова, И.В. Основные направления PR в туризме [Текст] / Огаркова И.В., Осипова Н.Р. // Приоритеты социально-экономического развития евразийского пространства: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - С.55-58.

Sources:

1. Mejaylov, A.A. Historical and cultural potential of the region as a basis for the formation of the tourist image of destination [Text] / Menyaylov AA // The scientific heritage of F.A. Scherbins: Cossacks and the history of the Caucasus: a collection of materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference. - Krasnodar: Academy of Marketing and Socio-Information Technologies - IMSIT, 2018. - P. 220-223.

2. Ogarkova, I.V. To some questions of the organization of PR-activity in tourism [Text] / Ogarkova IV, Osipova NR // Role and significance of science and technology for the development of modern society: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - Ufa: OMEGA SAINS, 2018.- In 2 hours. - P.1. -P.92-96.

3. Ogarkova, I.V. The main directions of PR in tourism [Text] / Ogarkova IV, Osipova N.R. // Priorities of the socio-economic development of the Eurasian space: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - Ufa: OMEGA SAINS, 2018. - P.55-58.

Е. Е. Острожная

К.т.н., доцент кафедры инженерно-технологических дисциплин Краснодарского социально-экономического института, доцент кафедры техники и технологии общественного питания Краснодарского кооперативного института (филиала) Российского университета

кооперации E.E. Ostrojnaya

Ph. D., associate Professor of engineering and technological disciplines of the Krasnodar socio-economic Institute, associate Professor of equipment and technology ofpublic catering of the Krasnodar cooperative Institute (branch) of the Russian University of cooperation

(8-918-349- 73-45, ostrojnaya@rambler. ru)

СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблема охраны окружающей среды. Сказано, что охрана окружающей среды - животрепещущая проблема. Она жизненно важна для каждого человека во всём мире. Люди осознали это поздно, когда многие города, подземные и наземные водные источники, литосфера стали значительно загрязненными вредными и токсичными веществами. Вопросы очистки и сохранения окружающей среды стали актуальными уже с середины XX годов нашего столетия. Они оказались в центре внимания политиков, экономистов, врачей и всех обывателей. Каждый человек должен знать основы экологии, уметь очищать окружающую среду для сохранения своего здоровья, здоровья своих родных и близких. Однако, с перекосами в организации образования, в последнее время эту дисциплину исключили из учебных планов среднего профессионального и высшего образования. Это, конечно, очень неправильно и недальновидно. В

статье также приводятся результаты исследований качества и состава выхлопных газов из труб автомобилей в городе. Краснодаре, работающих на различных видах топлива (бензине и дизтоп-ливе). Результаты исследований позволяют сделать вывод, что применение любого топлива приводит к загрязнению окружающей среды. В статье также рассказывается о вредном влиянии на организм человека токсических составляющих выхлопных газов. Приводятся рекомендации по снижению вредных выбросов в городе Краснодаре за счет применения более экологичных видов топлива, выбора экономичного и экологичного режима работы двигателя, что приведет к улучшению экологической обстановки в Краснодарском крае.

Annotation. The article deals with the problem of environmental protection. It is said that environmental protection is a burning problem. It is vital for every person in the world. People realized this late, when many cities, underground and surface water sources, the lithosphere became significantly contaminated with harmful and toxic substances. Issues of cleaning and preservation of the environment have become relevant since the middle of XX years of our century. They were in the center of attention of politicians, economists, doctors and all inhabitants. Everyone should know the basics of ecology, be able to clean the environment to preserve their health, the health of their loved ones. However, with distortions in the organization of education, recently this discipline was excluded from the curriculum of secondary vocational and higher education. This, of course, is very wrong and short-sighted. The article also presents the results of studies of the quality and composition of exhaust gases from the pipes of cars in Krasnodar, working on different types of fuel (gasoline and diesel fuel). The results of studies allow us to conclude that the use of any fuel leads to environmental pollution. The article also describes the harmful effects of toxic components of exhaust gases on the human body. Recommendations for reducing harmful emissions in the city of Krasnodar through the use of more environmentally friendly fuels, the choice of economical and environmentally friendly mode of operation of the engine, which will improve the environmental situation in the Krasnodar region.

Ключевые слова: экология, вредные выбросы, режим работы, топлива, здоровье человека, окружающая среда.

Key words: ecology, harmful emissions, operating mode, fuel, human health, environment.

Краснодарский край - благодатная земля. Это аграрный и промышленный район одновременно. Много земли, много воды, растений и солнечного света. Живи и радуйся. Несмотря на кажущуюся красоту, экология (взаимосвязь живых организмов с окружающей средой) желает быть лучше.

Как пишет автор [1], город Краснодар - житница России, вокруг сады, зелень, цветы. Райский уголок, но только до тех пор, пока не ознакомишься с его экологией.

В настоящее время об экологии говорят все. Само слово «экология» является популярным. Его широко употребляют для обозначения всех форм взаимосвязи человека с окружающей средой. Охрана окружающей среды - животрепещущая проблема. Она жизненно важна для каждого человека во всём мире. Люди осознали это поздно, когда многие города, подземные и наземные водные источники, литосфера стали значительно загрязненными вредными и токсичными веществами. Вопросы очистки и сохранения окружающей среды стали актуальными уже с середины XX годов нашего столетия. Они оказались в центре внимания политиков, экономистов, врачей и всех обывателей. Каждый человек должен знать основы экологии, уметь очищать окружающую среду для сохранения своего здоровья, здоровья своих родных и близких. Однако, с перекосами в организации образования, в последнее время эту дисциплину исключили из учебных планов среднего профессионального и высшего образования. Это, конечно, очень возмутительно. Составители учебных планов считают, что экологическое образование и воспитание в стране не является необходимостью. [2]. Возможно, этим и объясняется большая заболеваемость населения, связанная с временными аллергическими заболеваниями (цветение амброзии, полыни и т.д.). Необходимо давать знания по экологическому воспитанию студентам всех форм и видов образования хотя бы на внеаудиторных занятиях [3].

В понятие окружающая среда (среда обитания и производственная деятельность человека) можно отнести такие составляющие: воздушную среду (приземистый слой), водную среду (гидросферу), животный мир, почву, недра, климатическую и полевую среду. В данной статье я хотела бы остановиться на состоянии воздушной среды.

Приземная атмосфера является главной составляющей жизнеобеспечения живых организмов. Ее загрязнение оказывает сильное негативное воздействие на человека, рас-

тительность, животных, почвы, грунты, поверхностные и подземные воды и другие компоненты городской среды обитания [4].

К концу ХХ века в г. Краснодаре загрязнение атмосферы обеспечивается главным образом выхлопными газами автомобилей, промышленными газовыми выхлопами, пылью и бытовыми выбросами.

Физические (радиация, электромагнитное излучение) и химические (выбросы углекислого и других газов и химических веществ) загрязнения, проникая в водные источники, огородную растительность, дикорастущие плоды, ягоды и грибы, собранные у автострады, рыбу из реки Кубань, возвращаются бумерангом к жителям города [5]. Они оказывают негативное воздействие на здоровье населения. Сидят люди в очереди в поликлиниках, ждут обследования или приговора. Редкий пациент отдает себе отчет в том, что первая причина его заболевания - состояние окружающей среды, которую он сам создаёт, путем нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды [6].

В неблагоприятных метеорологических условиях автомобильные выбросы взаимодействуют с промышленными газами, пылью и бытовыми отходами, что приводит к эффекту синергизма, с образованием более токсичных веществ, чем те, что выбрасываются в окружающую среду.

Последние скапливаются в приземном слое, выступая в роли ядер консолидации, благодаря чему в атмосфере города наблюдается рост конвективной облачности, увеличивается число дней с туманом и на 30-40 миллиметров количество осадков. Асфальтированные улицы и каменные массивы зданий плохо задерживают и не поглощают влагу, в летнее время микроклимат города приближается к климату пустынь с их жарой и крайней сухостью воздуха. Влажность в городе на 7-8% ниже, чем в окружающей местности

[7].

Вредное влияние загрязнителей воздуха проявляется в снижении солнечной активности на 25-35% по сравнению с пригородом, воздействии на здания (обветшание фасадов, потеря защитных свойств окраски), возрастании скорости коррозии, заболевании и гибели растений и животных.

В последние годы получили распространение неизвестные ранее виды загрязнения воздушной среды: магнитоэлектрическое и радиационное.

В центре города в подвалах и нижних этажах зданий, иногда скапливается радиоактивный газ радон, поступающий через разломные зоны в земле от естественных источников.

Самая главная опасность состоит в воздействии загрязненного воздуха на организм человека. Наиболее опасными являются такие загрязнители, как оксид углерода (воздействует на нервную и сердечнососудистую систему, вызывает отравление крови и удушье), фенол (разрушает нервную систему), диоксид азота (канцероген, вызывающий онкологические заболевания), различные кислоты, цианистый и сернистый водород, аммиак, формальдегид, полициклические ароматические углеводороды, из которых наиболее опасным является бенз(а)пирен (сильный канцероген), диоксин (канцероген и мутаген), соединения свинца, углеводороды ( пары бензина, метана и т.д.), обладающие наркотическими свойствами, и др. Все эти и другие вредности выделяются с выхлопными газами автомобилей.

Известно, что средний автомобиль сжигает около 200 кг кислорода, выбрасывает более 2 кг оксида серы и 100 кг несгоревших углеводородов и оксидов азота. Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. В городские водоемы и почву попадает топливо и масла, моющие средства, грязная вода после мойки транспорта, дорожных покрытий сажа.

Горожане не скажут, чем пахнет из выхлопной трубы автомобиля, так как привыкли к этому запаху. Город Краснодар переполнен автомобилями. Оценить степень загрязнения Краснодарского воздуха можно визуально. При определенном состоянии атмосферы над городом загрязненный воздух не рассеивается, а скапливается в виде громадного купола.

Немые свидетели загрязнения воздуха - деревья и растительность вдоль дорог. В отличие от людей, не всегда связывающих свое плохое самочувствие с загазованностью воздуха, придорожные деревья и кустарники отзываются на загрязнения плохим ростом, изменением формы и цвета листьев, отслаиванием коры и др.

Из чего же состоят выхлопные газы автомобилей? В их состав входит более 200 химических веществ. Это продукты неполного сгорания топлива в виде оксида углерода, кетонов, альдегидов, перекисных соединений, сажи, соединений свинца, тяжелых металлов и др.

Количество и состав выхлопных газов автомобилей зависит от применяемых двигателей (дизельные или бензиновые), режима их работы (холостой, разгон, устойчивая работа, замедление), технического состояния автомобилей и дорог, качества дорожных покрытий, метеоусловий.

Более экологичными считаются дизельные двигатели, так как при применении дизтоплива снижается суммарное количество вредных веществ в выхлопных газах, но повышается содержание сажи, оксидов азота и канцерогенов.

При сжигании одинакового количества топлива (бензина и дизтоплива) относительное количество и качество загрязнителей, выбрасываемых в атмосферу, неодинаково. Нами проводилась работа по исследованию состава выхлопных газов при разных режимах работы машин с различными видами топлива в 3-х городах России (Санкт-Петербург, Норильск, Краснодар).

Состав отобранных из выхлопных труб газов определяли на хроматографе в сертифицированной лаборатории. Как показали результаты исследований, состав выхлопных газов при одинаковом режиме работы и используемом топливе не зависит от города и, примерно, одинаков.

В табл. 1 приведен сравнительный анализ выхлопных газов, отобранных при работе машин с разными видами топлива в г. Краснодаре.

Таблица 1. Сравнительный анализ качественного состава выхлопных газов при сжигании одинакового количества бензина и дизтоплива

Название загрязнителя Бензин Дизельное топливо Анализ

1.Оксид углерода 500 25 Снижается в 20 раз

2.Оксид азота 25 30 Повышается в 1,5 раза

З.Углеводороды 40 8 Снижается в 5 раз

4.Свинец 0,8 - Снижается в 0,8 раза

5.Диоксид серы 4 18 Повышается в 4,5 раза

б.Альдегид 2 2 Не изменяется

7.Свинец 0,7 - Снижается в 0,7 раза

Особенностью работы любого автомобиля являются переменные нагрузки на двигатель. Исследования в г. Краснодаре проводились на 400 машинах (200 работали на бензине и 200 на дизтопливе). Результаты исследований показали, что наиболее высокая концентрация оксида углерода в выхлопных газах наблюдается при работе двигателя на «холостом» ходу и повышенных нагрузках. При разгонке автомобиля и движении в установившемся режиме в выхлопных газах отмечается высокое содержание оксида азота.

Движение машин в г. Краснодаре очень интенсивное. Поездка по городу в часы пик сопровождается простоями на светофорах и в пробках, частым замедлением и разгоном. Например, за 1 час поездки по городу в час пик приблизительно 35 - 40 мин машина стоит в пробках и на светофорах.

В табл.2 приведена характеристика городского ритма движения автомобиля. Усредненные значения параметров даны в процентах к их суммарному значению за полный цикл городского движения.

Таблица 2. Характеристика городского ритма движения автомобиля

Режим работы двигателя Время работы Параметры работы двигателя, %

Расход топлива Объем вы- хлоп-ных газов Газовые выхлопы

Оксид углерода Оксид азота Углеводороды

1. Холостой 45 18 12 25 19 -

2.Разгон 20 37 43 30 32 74

З.Устано-вившийся 25 40 39 35 29 21

4.Замед-ление 10 5 6 10 20 5

5.Полный цикл 100 100 100 100 100 100

На преобладающий режим работы двигателя большое влияние оказывает интенсивность и плотность транспортных потоков. При малой плотности, до 10 автомобилей на километр, возможно движение со свободной скоростью, когда двигатель работает в установившемся режиме. При повышенной плотности, от 10 до 40 автомобилей на километр, падение скорости потока ведет к дополнительному расходу топлива. При движении в сплошном потоке, то есть около 40 автомобилей на километр и больше, скорость потока снижается вплоть до остановки, что также приводит к дополнительному расходу топлива.

Вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, могут вызвать различные заболевания нервной системы, печени, почек, мозга, пневмонию, аллергию, подагру и др.

Полное решение проблемы загрязнения городского воздуха автомобильным транспортом невозможно даже при использовании только дизельных топлив или газобаллонных автомобилей. Применение неэтилированного бензина уменьшает выбросы свинца, но остальные вредные составляющие выхлопных газов остаются.

Для снижения вредности топлив, необходимо применять водородные двигатели. У них отработанные газы представляют собой пары воды и полностью экологичны. Но эти двигатели пока не нашли широкого применения.

Для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха в городе Краснодаре можно рекомендовать:

- применять газобаллонные двигатели вместо бензиновых;

- выбирать рациональный режим работы двигателя;

- качественно регулировать двигатель для уменьшения количества выбросов и их токсичности;

- использовать нейтрализаторы отработавших газов для бензиновых и дизельных двигателей.

Хотя автомобильные выхлопы занимают наибольшее количество среди загрязнителей атмосферы (75%), но они не единственные. Крупнейшим промышленным загрязнителем является ТЭЦ. Она ежегодно сбрасывает до 1млн.т выбросов в атмосферу. Для снижения вредности этих выбросов необходимо проводить более тщательную очистку сбрасываемых газов ТЭЦ.

Если не заниматься вопросами очистки окружающей среды, наступит экологическая токсическая агрессия. Проникнув в организм человека, яды вызовут отравления, произойдет их биотрансформация. Люди не сразу увязывают причины своего недомогания с токсичностью окружающего воздуха и объясняют нарушения своего здоровья переутомлением, семейными и рабочими неурядицами, материальными трудностями, социальными и бытовыми причинами. От токсинов гибнет природа и люди. Что же делать?

Уйти от мира цивилизации, отказаться от автомобиля или других благ человек уже не сможет.

Для сохранения здоровья и обеспечения выживания человека в сложившихся условиях экологического неблагополучия, необходимо периодически очищать организм от токсинов. Но прежде, чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Краснодар город большой, загрязнений выбрасывается много, поэтому всякое загрязнение - это урон нашему здоровью. Если каждый житель города (а большинство из них водители) постарается сделать как можно больше положительного для окружающей среды, он продлит свою жизнь и жизнь своих ближних. Так постараемся сберечь здоровье - богатство, данное нам от природы.

Источники

1.Острожная Е.Е. Экологический механизм борьбы с загрязнением окружающей среды и снижением экологической ёмкости/ Человек и природа. Проблемы экологии Юга России: Сборник научных докладов 2-ой Международной конференции. 5-8 сентября 2008г., ст. Тамань: Департамент биологических ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края, Краснодарское региональное отделение Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (КРеОМАНЭБ). Краснодарский краевой Центр ЮНЕСКО, 2008, 240с.

2.Острожная Е.Е. Разновидность способа экологического воспитания - практическое использование метода проектов в преподавании экологических дисциплин//Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. Сб. статей Международной научно-практической конференции: АЭТЕРНА, 2017. - С.115-119.

3. Острожная Е.Е., Фешина Е.В. Экономические аспекты в воспитательном потенциале внеаудиторных занятий//ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ЗНАНИЙ, 2018.-№ 27(4).- С.190-195

4.Острожная Е.Е. О загрязнении грунтовых вод Краснодарского края токсичными нефтепродуктами/Научный Вестник Южного института менеджмента. 2016. №2(14). С.4-6.

5. Острожная Е.Е. Влияние физических антропогенных загрязнений на живые организмы //Научный Вестник Южного института менеджмента. - 2016. - №2(14). С.24-27.

б.Острожная Е.Е. Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды//Сб. Инновационные технологии. - инновационной экономике». Материалы v Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2016. - С.66-69.

7.Астафурова Н.Н., Острожная Е.Е. Экологическое исследование грунтовых вод Краснодарского края на содержание нефтепродуктов// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. №6. С.154-157.

б.Острожная Е.Е. Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды//Сб. Инновационные технологии. - инновационной экономике». Материалы v Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2016. - С.66-69.

Sources

1. Ostrojnaya. E.E. Ecological mechanism to combat environmental pollution and reduce environmental capacity / Man and nature. Environmental problems of the South of Russia: Collection of scientific reports of the 2nd International Conference. September 5-8, 2008, Art. Taman: Department of Biological Resources and Environmental Protection of the Krasnodar Territory, Krasnodar Regional Branch of the International Academy of Ecology, Human and Nature Safety (KREOMANEB). Krasnodar Regional UNESCO Center, 2008, 240s.

2. Ostrojnaya E.E. A variety of methods of environmental education - the practical use of the method of projects in the teaching of environmental disciplines // Modern problems and perspective directions of innovative development of science. Sat articles of the International Scientific and Practical Conference: AETERNA, 2017. -P. 115-119.

3.Ostrojnaya E.E., Feshina E.V. Ekonomicheskiye aspekty v vospitatel'nom potentsiale vneauditornykh zanyatiy//VESTNIK AKADEMIE ZNANIY, 2018.-№ 27(4).- S.190-195

4. Ostrojnaya. E.E. On the pollution of groundwater of the Krasnodar Territory with toxic petroleum products // Scientific Herald of the Southern Institute of Management. 2016. №2 (14). P.4-6.

5. Ostrojnaya E.E. The influence of physical anthropogenic pollution on living organisms // Scientific Herald of the Southern Institute of Management. - 2016. - №2 (14). P.24-27.

6. Ostrojnaya E.E. Influence of railway transport on the state of the environment. Innovative technologies. -innovative economy ". Materials v International Scientific and Practical Conference of Teachers and Students Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, 2016. - P.66-69.

7. Astafurova N.N., Ostrojnaya E.E. Ecological study of groundwater of the Krasnodar Territory on the content of petroleum products // Basic and applied research of the cooperative sector of the economy. 2014. №6. P.154-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.