УДК 368.8:502 (571.54) Е.П. Хомутова, А.Б. Иметхенов
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Для предупреждения и уменьшения возникших рисков на производстве, связанных с загрязнением природной среды, предлагается ввести экологическое страхование
Ключевые слова: экологическое страхование, природная среда, природопользование, страховое обязательство, экологический риск.
E.P. Homutova, A.B. Imetkhenov ENVIROMENTAL INSURANCE AS A METHOD OF PREVENTION AND REDUCTION OF POLLUTION OF THE NATURAL ENVIRONMENT
(ON EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
To prevent and reduce risks of pollution of enviroment, appeared in the production, it is proposed to introduce envi-romental insurance.
Key words: enviromental insurance, natural enviroment, natural resources, insurance obligations, enviromental risk.
Одним из необходимых условий реализации принципов устойчивого развития региона является формирование нового образа мышления, основанного на понимании взаимосвязанности социально-экономических и экологических процессов, четкого представления об экологических последствиях различных областей деятельности и ответственности каждого из нас перед будущими поколениями.
Жизнедеятельность населения Республики Бурятия и функционирование большинства отраслей производственной деятельности протекают в условиях нестабильности природных процессов и антропогенного воздействия на окружающую среду, носящих чаще всего негативный, иногда и катастрофический характер для общества. В связи с этим социальноэкономическое развитие республики может столкнуться с определенными трудностями, связанными с соответствующим риском возникновения комплексных ущербов объектам экономики, социальной сферы и окружающей природной среды.
Одним из наиболее эффективных рыночных инструментов экстренной экологической помощи окружающей среде в регионе может стать институт экологического страхования. В соответствии со ст.18 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, № 7-ФЗ экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай возникающих экологических рисков [1].
Под экологическим страхованием нами понимается страхование ответственности пред-
приятий - источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, обеспечивающее возможность компенсации причиняемых при этом убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий и обеспечения экологической безопасности.
Экологическое страхование может обеспечивать права государства как собственника природных ресурсов на поддержание приемлемого качества окружающей среды и необходимого уровня воспроизводства природных ресурсов. В экономическом плане экологическое страхование представляет собой повышенный государственный интерес, так как государство сейчас практически в одиночестве несет убытки по возмещению ущерба. А страхование же является классическим внебюджетным финансовым источником [2].
В мировой практике страхование в сфере природопользования возмещает убытки, наносимые окружающей среде, и «третьим лицам» за счет средств самих участников рынка, а не госбюджета. Это дает возможность государству направлять больше денег на превентивные мероприятия, более четко и эффективно проводить восстановительные работы. Одним из основных мотивов развития экологического страхования является огромный размер экологических ущербов, который на два порядка превосходит ущербы, вызываемые пожарами и стихийными бедствиями.
Е.П. Хомутова, А.Б. Иметхенов. Экологическое страхование как способ предупреждения и уменьшения загрязнения природной среды (на примере Республики Бурятия)__________________________________________________________________
Хорошо развита индустрия экологического страхования в Европе, чему способствовало создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы судебного преследования за экологические правонарушения и формирование развитого общественного экологического сознания [3]. Экологическое страхование в ведущих странах Европы постоянно совершенствуется, вносятся изменения в законодательную базу, страховые компании постепенно уменьшают число исключений и одновременно повышают лимит ответственности. И при этом все больше стран стремятся к созданию системы обязательного экологического страхования, внедрению механизма совместной ответственности за ущерб, нанесенный в результате загрязнения окружающей среды.
Экологическое страхование в Республике Бурятия, по нашему мнению, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. В настоящее время все чаще появляются реальные признаки деградации природной среды, продолжается устойчивый процесс загрязнения окружающей среды, что в конечном итоге приведет к необходимости проведения указанной деятельности.
Непременное условие экологического страхования - взаимная экономическая заинтересованность страховщика и страхователя в предотвращении ущерба окружающей природной среде, снижении риска экологических аварий. В целях снижения экологического риска страхователь обязательно должен принимать ряд предупредительных мероприятий (проводит экологический аудит предприятия, финансирует экологический мониторинг и т.д.).
Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств по договорам экологического страхования страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, должны образовывать из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые и другие резервы. Резерв предупредительных мероприятий формируется путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде.
Величина резерва предупредительных природоохранных мероприятий соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на сумму резерва на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств. Отчисления в резерв предупредительных природоохранных меро-
приятий от поступившей страховой брутто-премии по договорам экологического страхования производятся в соответствии с процентом, предусмотренным в структуре страховых тарифов.
За счет средств резерва предупредительных мероприятий может финансироваться участие в мероприятиях:
- по снижению экологической опасности функционирования страхователя и стимулирующие его к этому;
- по строительству (включая проектирование) и реконструкции испытательных лабораторий и полигонов;
- по приобретению и ремонту средств связи, оборудования, инвентаря сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, для предупреждения аварийного загрязнения окружающей природной среды;
- по совершенствованию противопожарной деятельности;
- по улучшению материально-технической базы санэпидемстанций и состояния воднопитьевых ресурсов;
- по совершенствованию оборудования очистных сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов;
- по проведению профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по охране здоровья населения и снижению травматизма (профосмотр, вакцинация);
- по оплате расходов по найму транспорта (наземного, воздушного, водного), используемого для организации мероприятий по ликвидации последствий аварийного загрязнения окружающей природной среды.
Финансирование природоохранных мероприятий производится исходя из фактического наличия средств на предупредительные мероприятия. А финансирование предупредительных природоохранных мероприятий осуществляется согласно договору о плане предупредительных природоохранных мероприятий, заключенному между страховщиком, страхователем и специально уполномоченным территориальным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды.
Еще до заключения договора с предприятием страховая компания может сыграть определенную роль в части предупреждения экологических бедствий. Страховая компания, проведя оценку риска, может отказать предприятию в предоставлении страхового покрытия в связи с тем, что вероятность наступления страхового
случая у данного страхователя слишком велика. Такие действия стимулируют предприятие, обязанное застраховать данный риск по закону, провести мероприятия, снижающие степень риска с тем, чтобы объект все же был принят на страхование. Также при заключении договора страховщики могут манипулировать ставками страховых тарифов: повышать их при повышенном риске или предоставлять разного рода скидки и льготы при предоставлении положительной статистики за предшествующие годы, свидетельствующей о безаварийной работе; при наличии на предприятии профилактических систем и проведении предупредительных мероприятий; при продлении на следующий срок договоров с клиентом, у которого не было страховых случаев и т.п. Естественно, предприятие-страхователь заинтересовано в максимально возможном удешевлении страхования, поэтому оно начинает профилактику экологических аварий еще до заключения договора.
В качестве примера можно ссылаться на Германию. В этой стране предприятие, не застраховавшее риск, не сможет нормально работать, так как с ним не будут сотрудничать его деловые партнеры. Отказываясь принять риск на страхование или увеличивая тарифы, страховые компании тем самым получают возможность оказывать прямое давление на страхователя, принуждают его принять меры, снижающие риск, отказаться от опасной деятельности, заменить устаревшее оборудование, повысить безопасность и т.п. Тем самым страховая отрасль способствует повышению экологической безопасности производственной деятельности, охране окружающей среды, охране труда и защите интересов потребителей [3].
В рамках экологического страхования страховщиками проводятся регулярные обследования предприятий, направленные на диагностику
и выявление существующих и потенциальных угроз. Страхование дает возможность предприятиям, не прибегая к собственным резервным фондам, обеспечить полную и оперативную компенсацию понесенных издержек в случае причинения вреда окружающей среде.
Введение экологического страхования является общественно необходимым, поскольку последствия экологических катастроф затрагивают интересы большого числа предприятий и организаций, населения и государства в целом. Так, по статистическим данным, в субъектах Российской Федерации практически везде имеются факты неосуществления возмещения ущерба окружающей среде либо вследствие неисполнения обязательств недобросовестными субъектами хозяйственной деятельности, либо в результате банкротства предприятия или приостановки его основной деятельности. В этих случаях расходы по проведению восстановительных мероприятий несут федеральные и местные бюджеты.
За счет создания системы экологического страхования можно обеспечить компенсацию убытков от аварийного загрязнения окружающей природной среды и дополнительное финансирование природоохранных (противоаварий-ных) мероприятий.
Необходимо понимать, что страхование не решает всех проблем природопользования, а является лишь одним из механизмов, с помощью которого можно предпринять конкретные шаги для спасения природной среды.
Литература
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002. - №2.
2. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. -М.: Наука, 1996.
3. Яжлев И.К. Страхование экологических рисков за рубежом // Экология производства. - 2006. - №1.
ХомутоваЕвгенияПавловна - аспирант Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 60-42-60, е-mail: [email protected]
Иметхенов Анатолий Борисович - доктор географических наук, профессор Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 60-42-60, е-mail: [email protected]
ffomutova Evgeniya Pav/ovna - Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel.: 60-42-60, email: [email protected]
Imethenov Anato/ii Borisovich - Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel.: 60-42-60, email: [email protected]