СТРАХОВАНИЕ И АУДИТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ N АУДИТ ОРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОД ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
И.В.СШРУКОВА, дактар эквввмичесш наук Е.В. ШВЕД, кандидат физико-математических наук Ркымскм эквнвмическая академия им Г.В. Плеханова
В работе сформулированы научные положения, методические и практические рекомендации \ по совместному использованию процедуры экологического аудита и экологического страхования для экономического регулирования сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.
Учитывая воздействие энергетики на экологию и связанное с таким негативным воздействием загрязнение окружающей среды, в современном техногенном обществе на первый план выходит задача охраны окружающей среды, а также сохранения экологической безопасности промышленного производства [1, 2]. Вопросам экологии и охраны окружающей среды в последнее время уделяется большое внимание всеми ветвями власти, в том числе и на правительственном уровне [3-5]. Федеральным законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года предусмотрен комплекс мер по экономическому регулированию в области охраны окружающей среды. Опираясь на российский и зарубежный опыт, в качестве таких мер, направленных на развитие экономического регулирования в области охраны окружающей среды, предложено совместное использование экологического страхования и экологического аудита.
Целью экологического страхования является обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан и юридических лиц в виде полной и частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды [7]. Объектом же экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридичес-
кими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба [8]. В этом случае экономическая сущность экологического страхования состоит в аккумулировании денежных средств в фондах страховых организаций или в специально создаваемых страховых фондах и в перераспределении их между третьими лицами для компенсации причиненных им убытков при наступлении страховых случаев [9].
Принципиальным вопросом является форма проведения экологического страхования. Особенность страхования ответственности в том, что его наибольшая эффективность достигается при обязательной форме проведения по предварительно выделенным экологически опасным объектам. Это обусловлено тем, что наряду со страхователем и страховщиком третьей стороной выступает потерпевший, объективный интерес которого состоит в том, чтобы в любом случае получить причитающуюся ему компенсацию за причинение вреда, а гарантией этого является наличие соответствующих страховых договоров у всех потенциальных его виновников [7-9]. Последнее может быть обеспечено только при обязательной форме страхования. В статье 18 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" впервые дано законодательное обоснование применения в России обязательного государственного экологического страхования.
Для решения этой проблемы можно было бы позаимствовать используемый в ряде случаев за рубежом опыт, связанный с получением лицензии на тот или иной вид деятельности, сопряженный с потенциально опасностью для здоровья и имущества третьих лиц. В принципе, форма такой гарантии не оговаривается, и она может быть раз-
31
1Н«ВМД|ИВВВВ-ДВМИТ1ЧЕСи11УРВДД ДА1Д1ЕСТМНАНСЫ
ной - сумма на депозитном счете, обязательство банка о предоставлении кредита, различного рода резервные фонды. Но, как правило, предпочтение отдается заключению договора страхования как наиболее эффективному способу обеспечения страховой защиты.
Для введения обязательного экологического страхования в нашей стране необходимо для юридических и физических лиц законодательно определить степень возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земли, леса, расходов по очистке загрязненных территорий. В настоящее время не ясно, из каких средств мог бы быть сформирован государственный экологический страховой фонд. Ранее при введении обязательных видов государственного страхования, в частности страхования имущества сельскохозяйственных предприятий, Госстраху были выделены бюджетные ассигнования. В современных условиях выделение средств из бюджета на формирование государственного экологического страхового фонда является проблематичным. Следует учитывать, что при государственном обязательном страховании страховые цлатежи, уплачиваемые предприятиями, учреждениями и организациями, включаются в себестоимость продукции, что также может привести к росту цен.
Объектом страхования является экологический риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. Тарифные ставки для уплаты страховых платежей могут устанавливаться в процентах от размера годового оборота предприятия. Следует отметить, что условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков. Страховое возмещение включает: компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; сумму убытков, связанных с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам.
Экологический аудит в системе управления природопользованием должен проводиться при разработке плана превентивных мероприятий при снижении экологических рисков и при оценке ущерба при наступлении страхового случая. Экологическое аудирование требует ответа на вопросы об оценке вероятности экологического риска и негативных эффектов, принципах определения
размеров потерь, возникающих в народном хозяйстве, методах репрезентативного ранжирования предприятий по степени их экологической опасности.
Риск природопользования предоставляет гипотетическую возможность возникновения событий с отрицательными экономическими, социально-экономическими и экологическими последствиями, выраженными в форме ущерба. Общепринятая интегральная оценка риска /? (в том числе риска природопользования) рассчитывается по формуле [6]:
/
где р- вероятность возникновения /-го фактора риска;
О.- ущерб от реализации /-го фактора риска,
руб.
Риск природопользования с позиций страхования можно рассматривать в нескольких аспектах:
• риск наступления конкретного явления, носящего стихийный природный характер, например паводки и наводнения и т.п.;
• риск при эксплуатации конкретного объекта природопользования, когда непредвиденные события соотносятся с конкретным объектом природопользования;
• риск, сопряженный с вероятностью повреждения или гибели самого объекта природопользования (например, риск гибели ценных экологических систем, утраты плодородия почв и т.п.).
Общепринятая классификация рисков в страховании должна быть конкретизирована применительно к сфере природопользования. Для при-родоэксплуатирующих отраслей в целом с позиций негативных последствий можно выделить техногенные риски, то есть риски, связанные с разнообразным вмешательством человека в природную среду, к которым можно отнести экологические риски. Одна из специфических особенностей экологического страхования заключается в том, что вследствие загрязнения окружающей среды в результате аварии на опасных производствах может быть причинен ущерб как самой окружающей среде, так и населению (здоровью и имуществу граждан).
Сложившийся с начала 1990-х годов механизм регулирования природопользования, действующий в настоящее время, включает, с одной стороны, административный методы управления (лицензирование, выдача разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов, установление предельных размеров изъятия ресурса и т.д.), а с другой стороны - экономические, рыночные методы управления природопользованием, включая плате-
1ШРмчашаА1М1Т1ЧЕС11й шт м мМист-мммш
31
жи за загрязнение, плату за природные ресурсы, компенсацию причиненного ущерба и другие. Таким образом, процедура экологического аудита и экологического страхования как бы дополняет и развивает действующий механизм государственного экономического регулирования применительно к использованию загрязненных земель.
Экологическое страхование как часть механизма ответственности за причинение вреда в результате аварийного загрязнения окружающей среды является более прогрессивным, так как позволяет задействовать резервы предупредительных мероприятий страховых организаций на про-. ведение технологических и природоохранных мер, снижающих экологический риск, что выгодно всем сторонам, участвующим в страховании: и страховой компании, и предприятию, и третьим лицам, и окружающей среде.
Следует учитывать, что при существующей системе ликвидации последствий экологических катастроф средства, выделяемые на эти цели из государственного бюджета, в значительной части расходуется на восстановление объектов, находящихся в зонах повышенного риска. Это поощряет местные органы исполнительной власти, землепользователей к интенсивному освоению указанных территорий и ведет к дальнейшему росту ущерба.
В сложившихся условиях для снижения ущерба, наряду с традиционными мероприятиями, необходимо принятие на государственном уровне политики регламентирования хозяйственного использования указанных территорий, сочетающей экономические регуляторы с рядом администра-тивно-правовых ограничений. Такой механизм обеспечивает права государства как собственника природных ресурсов на поддержание приемлемого качества окружающей среды и необходимого уровня воспроизводства природных ресурсов.
Предлагаемый механизм совместного использования процедуры экологического аудита и экологического страхования для экономического регулирования и управления использованием загрязненных земель выглядит следующим образом. При оформлении лицензий на эксплуатацию опасных производственных объектов, в том числе - сельскохозяйственных предприятий на загрязненных землях, необходимо предъявлять договор страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В свою очередь, договор страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации данного объекта составляется на основании заключения экологического аудита в части идентификации экологически опасных производственных объектов, а также делаются выводы по оценке экологического риска.
Опасность сельскохозяйственного предприятия, организации, учреждения может идентифицироваться:
по перечню опасных веществ, в том числе радиоактивных, имеющихся на используемой территории;
по кратному превышению предельных норм воздействия на окружающую среду;
исходя из расчетных величин риска загрязнения и причиняемого им потенциального ущерба.
В процессе проведения оценки экологического риска устанавливается уровень экологической опасности используемого загрязненного объекта (источника повышенной экологической опасности) по следующим категориям (см. таблицу).
Предложенные методические указания для оценки экологического риска и исчисления размера ущерба, причиненного субъектам предпринимательства вследствие радиационного загрязнения окружающей среды, определяют порядок и процедуру применения экологического аудита для оценки величины вреда, который может быть причинен радиационным загрязнением территории. Исчисленный экономический ущерб в соответствии с ними применяться для определения страховой суммы при страховании гражданской ответственности предприятий и организаций - источников повышенной экологической опасности.
В процессе проведения процедуры экологического аудита и оценки экологического риска
Таблица
Зависимость уровня экологической опасности от характеристики негативного воздействия на состояние окружающей среды
Категория Характеристика негативного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения
1 Производство не связано с использованием сельскохозяйственных земель на радиацион-но загрязненных территориях, а также с хранением и образованием значительных количеств опасных веществ
2 Производство связано с образованием или хранением значительных количеств опасных веществ. Возможны значительные аварийные выделения, но вероятность их возникновения невелика из-за принятых специальных мер
3 Негативные воздействия имеют малую вероятность возникновения за счет принятия специальных мер
4 Возможны кратковременные негативные воздействия. Меры специального характера отсутствуют либо недостаточны при данных условиях хозяйственной деятельности
5 Возможны длительные негативные воздействия. Меры специального характера отсутствуют либо недостаточны при данных условиях хозяйственной деятельности
32
ИМРМЩШНИМИПЕНИ1УПМ ДДЙДЖЕСТ9НЯ1СЫ
устанавливается уровень экологической опасности использования загрязненных сельскохозяйственных земель по различным критериям: а) в зависимости от возможного воздействия на продукцию и здоровье человека; б) в зависимости от среднегодового превышения объемов единовременно содержащихся опасных веществ одной категории над предельным количеством опасных веществ данной категории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев Л.А. Воздействие энергетики на окружающую среду. Методологические проблемы оценки экономического ущерба. М.: Институт проблем безопасного развития атомной энгергетики РАН, 1999. - 47 с.
2. Пахомова Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. - 488 с.
\
3. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236. Российская газета, 1994,9 февраля.
4. Об охране окружающей среды. Федеральный закон РФ от 10.01.2002. Российская газета, 2002, 12 января.
5. Экологическая доктрина Российской Федерации. Спасение, февраль № 6 (264) 2002 года.
6. Сухорукрва И. В. Эколого-экономическая модель оптимального использования загрязненных земель. - М.: Прогресс, 2000. - 302 с.
7. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996. - 192 с.
8. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. (Руководство по экологическому аудированию). Карелов А. М., Потравный И.М., Николаев В.В. и др. т. 2. М.: Тройка, 1999. - 776 с.
9. Сидорчук В.Л. Экологический аудит территории. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. - 130 с.
ттщмт-мштиши ним дМдкст-мшш
зз