Научная статья на тему 'Экологическое сознание как элемент взаимодействия человека и природы'

Экологическое сознание как элемент взаимодействия человека и природы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL NEEDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симоненко Светлана Николаевна

В статье рассмотрена взаимосвязь понятий: экологическое сознание, экологическое знание, экологическая потребность и экологическая культура. Представлены типы экологического сознания, которые трансформированы на современное состояние отношений человек-природа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological consciousness as an element of human-nature interaction

The article considers the relationship between the concepts: environmental consciousness, environmental knowledge, environmental need and environmental culture. The types of ecological consciousness that have been transformed into the current state of human-nature relations are presented.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание как элемент взаимодействия человека и природы»

Экологическое сознание как элемент взаимодействия человека и природы Ecological consciousness as an element of human-nature interaction

Симоненко Светлана Николаевна

Студент 4 курса Факультет философии и социологии Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: sveta.simonenko2017@yandex.ru

Simonenko Svetlana Nikolaevna

Student 4 term Faculty of philosophy and sociology Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk e-mail: sveta.simonenko2017@yandex.ru

Научный руководитель Ларионова Надежда Сергеевна

Кандидат наук

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Россия, Архангельск e-mail: n.larionova@narfu.ru

Scientific adviser Larionova Nadezhda Sergeevna

Candidate of Science, Assistant professor of department ofphilosophy and sociology

Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk e-mail: n.larionova@narfu.ru

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь понятий: экологическое сознание, экологическое знание, экологическая потребность и экологическая культура. Представлены типы экологического сознания, которые трансформированы на современное состояние отношений человек-природа.

Annotation

The article considers the relationship between the concepts: environmental consciousness, environmental knowledge, environmental need and environmental culture. The types of ecological consciousness that have been transformed into the current state of human-nature relations are presented.

Ключевые слова: Экологическое сознание; экология; экологические потребности.

Key words: Environmental awareness; ecology; environmental needs.

Экологический кризис, набирающий стремительные обороты в XXI веке, был обусловлен постоянными военными действами, перепроизводством товаров, увеличением катастроф техногенного характера, безалаберным отношением к природе и окружающей среде в целом [1]. Перечисленные категории имеют прямое отношение к человеческой деятельности и образе его мышления. Возникшие экологические проблемы невозможно решить без изменения образа мысли человека, его экологического сознания. С.Д. Дерябко и В.А. Ясвин определяют экологическое сознание как отношение человека к природе, способах и технологиях взаимодействия этих субъектов [2].

Ученые выделяют два типа экологического сознания: антропоцентрическое и эколого-центрическое.

Антропоцентрическое экологическое сознание фокусирует внимание на концепции «человеческой исключительности», в которой человек - представитель высшей ценности. Закономерности природы должны быть подчинены человеку, а ее эволюция связана с развитием человека. Данный тип экологического сознания является эгоистической моделью человеческого поведения, которая, по увеличению обсуждаемости экологических проблем, должна уходить в прошлое. Увеличение заинтересованности глав государств, известных лиц неправительственных и межправительственных организации в своих докладах приводят один из элементов данного типа экологического сознание для сохранения природы: необходимость сохранения природной среды для использования ее будущему поколению. Именно поэтому данный тип будет актуален для человеческого общества, цель которого - сохранение своей жизни в хороших условиях. Каждый человек хочет этого как для себя лично, так и в глобальном масштабе.

Экоцентрическому типу экологического сознания, по мнению С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, присущи следующие характеристики: во-первых, человек и природа развиваются в гармонии с друг другом. Во-вторых, человек как сложное живое существо, обладающее разумом, не является высшим элементом иерархической структуры. На нем наоборот существуют дополнительные обязанности по отношению к природной среде. В-третьих, сохранение природы необходимо для нее самой.

Перечисленные типы экологического сознание могут выступить как определенные модели разных полюсов. Но они являются некими условностями, в определенный временной промежуток, правительственный режим или социально-экономическое положение субъекта. Экологическая воспитанность личности выражается в осмыслении и понимании экологических проблем, а в последствии в поиске по их решению и преодолению. Она также формирует экологическое сознание, но не может выступать как единственный его элемент.

Экологическое сознание неразрывно связано с понятием «экологическое знание». Так, Э.В. Гирусов говорит, что сущность экологического знания — это отображение специфической группы природных законов о процессах саморегуляции состояния биосферы, а экологическое сознание является совокупностью взглядов и теории, которые являются средством отображения взаимодействия системы общество-природа [3]. Данные термины на настоящий момент времени не окончательно изучены и требуют новых исследований, а ученые говорят о различии их внутренней структуры. Экологическое знание в первую очередь сфокусировано на достижение истинного экологического знания. А экологическое сознание направлено на выживании человека в природной среде. При этом указанный ранее тип экологического сознания - антропоцентрический ставит данную функцию как самоцель. Понятия взаимодополняют и вытекают друг из друга. В зависимости от уровня экологического знания у человека формируется тот или иной вид экологического сознания. На современном этапе жизнедеятельности человека, мы не можем однозначно сказать, что природа полностью изучена. Многие природные феномены вызывают затруднения и догадки со стороны ученых. Не зная полную картину мира, наше экологическое сознание представляет собой не самую «выигрышную» позицию для отношений человек-природа.

Каждое человеческое действие непрерывно влияет на природную среду. И возникает вопрос: каким образом человек XXI века способен остановить пагубный эффект своего влияния? Экологический кризис, который пытаются предотвратить уже десятки лет, вызван лишь своим глобальным характером. Предотвратив его, человеческое общество стабилизирует опасное экологическое состояние планеты, но при этом, негативное воздействие на природу будет продолжаться. Как показал опрос ВЦИОМ от 6 февраля 2019 года: «среди наиболее острых экологических проблем респонденты называют загрязнение воздуха (22%), мусорные свалки (16%), грязные реки и озера (13%), несвоевременный вывоз мусора (11%), плохое качество водопроводной воды и

проблемы с озеленением парков и лесов (по 6%). Вместе с тем 21% всех опрошенных считают, что первоочередных экологических проблем на сегодняшний день нет».

«Ответственность за состояние экологии сегодня в большей степени возлагается на местные (30%) и региональные (23%) власти. Значима и доля тех (21%), кто осознает значимость роли рядовых граждан в деле сохранения природы. Об ответственности федеральных властей говорят только 7%. Оценки их работы по решению экологических проблем неоднозначны: так, 36% граждан считают, что результаты есть, но не очень значимые, 33% - что их нет» [4]. Представленные данные показывают, что большинство людей все-таки считают, что экологическим вопросом должны заниматься власти на разных уровнях. Но способны ли власти решить экологические проблемы, вызванные антропогенным фактором, при настоящем уровне экологического знания и сознания населения? 21% лишь осознает важность роли каждого отдельного человека в процессе сохранения природе. Но сколько процентов из них действительно ведут «экологичный» образ жизни.

Указанные респондентами экологические проблемы возможно решить, но это займет не один десяток лет, который будет стоить природе ухудшением и регрессом своего жизненного состояния. Но и для человека это останется незамеченным: человек как существо не только с базовыми физиологическими потребностями имеет специфическую потребность - экологическую. Такой вид потребности является важнейшим элементом отношений общество-природа. При этом экологические потребности выражаются не только как обеспечение необходимых и комфортабельных условий жизнедеятельности для общества, но и как положительное отношение человека к природной среде. Экологическая мораль и этикет - одни из элементов, которые побуждают человека для удовлетворения потребностей. Но не только духовно-нравственные элементы могут воздействовать на человека, важным фактором в данной ситуации выступают витальные потребности. Человеку необходимо существовать в природной среде, необходимо пить пресную воду и дышать кислородом. Поэтому экологические проблемы как вырубка лесов, осушение и загрязнение пресных вод и многие другие возникают в первую очередь из-за прогнозируемой угрозы уничтожения человеческого рода.

Существуют две точки зрения на природу экологических потребностей:

1. Натуралистическая - данный подход предполагает, что человеческая деятельность пребывает в активном состоянии, когда человек испытывает в чем-то потребность, а в другом случаи - человеку свойственно бездеятельное состояние.

2. Потребительская - принцип основывается на концепции человек-потребитель. При этом не учитывается уровень развития личности и общества как системы.

Экологические проблемы носят глобальный характер и влияют на будущее планеты и человечества как ее элемента. Так как наша цивилизация стала техногенной, то экологические проблемы не представляется возможным избежать, они являются следствием всей деятельности человека, который существует и выживает. При этом деятельность, носящая глобальный характер, не должна существовать как единственная цель человека, многие экологические проблемы необходимо решать на локальном уровне. Именно для этого человек, по мнению К.В. Храмовой, должен изменить тип экологического сознания на экоцентричексий. При такой модели общество сможет устранять проблемы при их возникновении, проводить прогнозирование их возможности возникновения или избегать их [6].

Важным фактором в изучении экологического сознания также выступает историческая составляющая жизнедеятельности общества. На разных этапах человеческой цивилизации, безусловно, были присущи различные типы экологического сознания. В современных условиях человек не сможет отказаться от главной причины экологического кризиса - производства. Производство и потребности человека находятся во

взаимосвязи. Человек испытывает практическую необходимость производственных благ, без которых сложно представить современную жизнь. Кроме того, они затрагивают важную составляющую жизни человека -медицину. Бесспорно, что без научно-технического прорыва медицина не достигла того уровня, на котором находится сейчас. Поэтому природная среда становится не основополагающей при расстановке вопроса о самовыживании человеческой цивилизации.

Экологические потребности человека хоть и являются как объективная необходимость, но выражаются субъективно для каждой личности. Они могут выражаться в результате практической деятельности человека, в его поступках и действиях. Экологическая потребность может носить как локальный характер для каждой отдельной личности, так и глобальны - для общества. При этом важной составляющей для разного уровня экологической потребности является формирование экологического сознания в процессе социализации человека.

Возникшие проблемы экологического характера показали, что уровень экологического сознания и экологической культуры у населения недостаточно высок для их решения. Взгляд на многие экологические проблемы носит примитивный, и даже искаженный характер. Информационное пространство недостаточно полно отображает экологическую ситуации на федеральном и региональном уровнях. Экологическое направление в СМИ транслируется только при экстренных проблемах, которые могут повилять на уровень жизни населения. Из-за этого поток информации представляет собой только узконаправленное влияние на население, а в своем большинстве затрагиваются проблемы безопасного природопользования. Существующие отраслевые экологические СМИ направлены, как правило, на определенную категорию лиц, которая непосредственно имеют отношение к экологии. Для обычного пользователя будет сложно понять и разобраться в информации узкоспециализированной, которая направлена на профессионалов своего дела. А ведь именно информационное пространство позволяет человеку ориентироваться в определенной проблематике, которая в данном случаи не имеет спроса у самого населения и нежелательна с экономической точки зрения для СМИ, как просматриваема населением [7].

Таким образом, экологическое сознание человека и общества в целом может быть представлено только в форме антропоцентрической, так как воздействие на природную среду будет продолжаться до тех пор, пока существует человеческая цивилизация. Рост промышленности и производственных сил увеличивает свои обороты с каждым десятилетием все больше, и остановить этот процесс невозможно, поэтому современному человеку необходимо уменьшить тот «выброс» от результата своей деятельности. Прогнозируемое увеличение численности населения и дальнейший научно-технический прогресс может в конечном счете уничтожить привычное экологическое состояние планеты. Крайне важно на данном этапе популяризировать разрушаемость природы и ухудшения экологии. Проводимое экологическое воспитание должно быть направлено на изучение природы как сложного механизма, в котором все элементы взаимосвязаны. Ухудшение одного из них повлияет на другой, а человек в данном механизме такой же элемент, как и все в окружающей нас природной среде.

Список используемой литературы:

1. Бегидова С.Н., Макрушина И.В. Структура экологического сознания [Электронный ресурс] / Общие проблемы педагогики. 2014. - С.8. Режим доступа: https://суЬег1ешпка.ш/агйск/пМгикшга-екоЬgicheskogo-soznaniya/viewer (дата обращения: 20.02.2020)

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, - 1996.

3. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. Философские проблемы глобальной экологии. - Москва: Наука, - 1983: - С. 105 - 120.

4. Доронина М.В. О системных основаниях соотношения экологического знания и экологического сознания // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - № 5 (54). - 2015. - С. 465-467.

5. Экологическая ситуация в России: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. - Москва. 6.02.19. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544 (дата обращения: 21.02.20)

6. Афанасьева О.Г. Экологические потребности как основание формирования экологического сознания и экологической культуры личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов. - № 8 (70). - 2016. - С.27-30.

7. Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание // Астраханский вестник экологического образования. - Астрахань. - № 2 (20). - 2012. - С.15-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.