Секция
«ЭКОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
УДК 656. 13.502.5
*М. Ж. Анаров **Научный руководитель - А. Г. Кучкин ** Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск *Национальное космическое агентство Республики Казахстан, Казахстан, Астана
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПУСКОВ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ С КОСМОДРОМА «БАЙКОНУР»
Рассмотрены организационные и технологические аспекты экологического обеспечения пусков ракет с космодрома «Байконур». Это является составной частью комплексного подхода позволяющего своевременно выявить признаки неблагоприятного воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения.
В настоящее время экологическое сопровождение пусков ракет с космодрома «Байконур» осуществляется Республикой Казахстан совместно с Россией в соответствии с взаимно согласованно нормативной базой [1]. От Казахстанской стороны по организации работ экологического сопровождения пусков ракет-носителей и МБР с космодрома «Байконур» головным исполнителем является РГП «НИЦ «Гарыш-Экология»
В результате такой совместной деятельности в соответствии с [2] получены фактические данные для оценки влияния пусков ракет-носителей с космодрома «Байконур» на окружающую среду районов падения отделяющихся частей ракет-носителей (РП ОЧ РН). а так же осуществляются мероприятия по устранению или уменьшения нанесенного ущерба.
Количественный химический анализ проб объектов окружающей среды выполняются по методикам выполнения измерений, аттестованным в государственной системе технического регулирования Казахстана и Госстандарта России, на определение содержания:
в атмосферном воздухе - несимметричного диме-тилгидразина (НДМГ);
в почве, снеге, воде и донных отложениях -НДМГ, нитрозодиметиламина (НДМА), тетраметил-тетразена (ТМТ), нитрат- и нитрит-ионов, формальдегида, определение рН;
в растительности - НДМГ и НДМА.
В рамках Плана проведения совместного экологического сопровождения пусков РН и МБР с космодрома «Байконур» на 2011 г. проведены экологические сопровождения 16-ти пусков ракет, в том числе 9-ти пусков РН «Протон-М», одного пуска МБР РС-18, 2-х пусков РН «Союз-2», 4-х пусков РКН «Зенит» и одного пуска МБР РС-20 из позиционного района «Домбаровский».
По результатам экспресс-анализа, на местах обнаружения превышения предельно допустимой концентрации НДМГ и продуктов его трансформации, силами Российской стороны проводится детоксикация почв, и в последующем данные участки берется на контроль.
Работы по экологическому сопровождению пусков состоят из следующих этапов.
1. Выезд совместной рабочей группы в район падения.
2. За 1-2 дня до пуска отбор фоновых проб объектов окружающей среды в районе падения и на сопредельной территории.
3. Послепусковое экологическое обследование района падения, включающего:
- описание мест падения (рельеф, почва, растительность, наличие водотоков и водоемов, наличие жилых построек, пространственное расположение фрагментов отделяющихся частей ракеты-носителя, наличие пролива компонентов ракетного топлива, площадь возгорания растительного покрова, степень нарушенности и загрязнения почвенно-растительного покрова при падении), измерение метеопараметров (направление и скорость ветра, температура воздуха, погодные условия);
- составление ситуационной схемы места падения, определение точек отбора проб, определение географических координат мест и точек обследования;
- измерения концентрации НДМГ в приземном слое атмосферного воздуха в месте падения;
- отбор проб почвы/снега, растительности (весенне-летний период) на месте падения, при наличии - поверхностных вод из открытых водоемов и водотоков, грунтовой воды из колодцев и скважин, донных отложений в РП и на сопредельных территориях с целью определения загрязнений объектов окружающей среды компонентами ракетного топлива и продуктами их распада и трансформации.
Отбор и маркировка проб почвы/снега с места падения первой ступени РН «Протон-М» проводился по следующей схеме:
- в эпицентре места удара ступени о землю (2 пробы);
- в местах падения двигательных установок (1012 проб);
- в местах падения центрального бака и боковых блоков и их фрагментов (порядка 12-14 проб);
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
- в местах пролива КРТ;
- по направлению ветра, присутствующего на момент падения на удалении 1000 м (4-5 проб);
- фоновая проба с наветренной стороны на расстоянии 500 м.
Отбор проб с мест падений фрагментов второй ступени РН «Протон-М» осуществлялся отбор по 2 пробы почвы/снега с места обнаружения каждого фрагмента ступени.
Отбор проб растений осуществляется в точках опробования почвы.
Вес одной пробы почвы - 500 грамм, воды - не менее 1 л, которая разделялась на две части (одна для физико-химических анализов, вторая для определения КРТ консервировалась, добавлением серной кислоты с концентрацией 1 моль/л из расчета 10 мл кислоты на 1 л пробы), снега - 4-5 л (с последующим переводом в талое состояние), растений - 200 грамм сухого вещества.
Координаты точек отбора проб объектов окружающей среды, мест падения фрагментов отделяющихся частей определялись с использованием глобальной системы спутникового позиционирования GPS.
В процессе транспортировки, хранения и анализе проб обеспечивались условия их хранения.
Обработка результатов полевых и лабораторных исследований проводилась с использованием ГИС-технологий.
Отчеты по экологическому сопровождению пусков представлялись заказчикам и представлялись на рассмотрение Научно-технического совета экологических программ экологической безопасности деятельности космодрома «Байконур». Это позволяет оперативно
совершенствовать схему отбора проб в районах и местах падения, определить перечень контролируемых загрязняющих веществ и показателей состояния окружающей среды.
Экологическое сопровождение пусков ракет-носителей является лишь частью проблемы экологической безопасности ракетно-космической деятельности комплекса «Байконур». Без проведения социально-гигиенической оценки среды обитания и состояния здоровья населения, оценки рисков цель обеспечения экологической безопасности не достигается и входит в противоречие с экологическим законодательством РК.
Комплексный подход к обеспечению экологической безопасности позволит своевременно выявить признаки неблагоприятного воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения и принять управленческие решения по их недопущению.
Библиографические ссылки
1. Порядок организации работ по экологическому сопровождению пусков ракет-носителей и МБР с космодрома «Байконур : утв. Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан, Каз-космосом и Роскосмосом в 2009 г.
2. Методические рекомендации по проведению ОВОС в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан. Республиканский нормативный документ. Экологические нормативы. Кокшетау 2002.
© Анаров М. Ж., 2012
УДК 669
З. С. Вербицкая Научный руководитель - Л. А. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОАЭ
Целью работы является рассмотрение структуры промышленности ОАЭ, оценка экологической ситуации и выявление путей решения установленных проблем с точки зрения «области прикладной экологии, которая изучает воздействия промышленности окружающую человека среду, разрабатывает средства регламентации этих воздействий и защиты от них окружающей среды»[1]. В ОАЭ на 2000 г. на долю промышленности приходилось около 46 % ВВП и отмечался рост промышленного производства на 4 % от года к году. [2]. В 2011 году показатель роста производства составил 3,3 %. [3].
ОАЭ - это динамично развивающаяся страна в юго-западной Азии площадью 83 600 км2 с населением 8,26 млн человек на состояние 2011 г. с ВВП на душу населения 57 400 $. [4]. Эта страна согласно экспертам Международного валютного фонда является третьей богатейшей страной в мире. Интересно заметить, что страна получила свою независимость от Великобритании только в 1973 году, и за 40 лет своего существования смогла стать из песка, моря и солнца многоуровневым комплексом. Единственные вопросы, которые возникают в таком случае: создают
ли ее стремительные темпы развития угрозы окружающей природе, и чем представлена эта промышленность в стране?
Экономика ОАЭ держится на нефти и газе, алюминии, цементе. «Эмираты являются третьими по величине добытчиками нефти в Персидском заливе с оценёнными разведанными запасами нефти 98 млрд бареллей добычи нефти в день, т. е. примерно 1/10 мировых запасов, со средним показателем около 2,66 млрд баррелей добычи нефти в день. Запасы природного газа в ОАЭ составляют 5 600 млрд куб. м (4 % от