Научная статья на тему 'Экологическое образование взрослых в Народной школе'

Экологическое образование взрослых в Народной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ФУНКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / ADULT ENVIRONMENTAL EDUCATION / FUNCTIONS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / WORKING OUT A CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухлаева Татьяна Всеволодовна

В статье анализируются роль и функции экологического образования, проблемы его реализации с учетом особенностей и потребностей взрослых людей; рассматриваются принципы деятельности народной школы эффективной формы экологического просвещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental education of adults in folk schoolL

The article considers the principles of adult environmental education and its effective realization in Folk Schools. It analyzes its role, functions, teaching techniques, and ways of raising people's awareness about environmental issues and taking responsibility for them

Текст научной работы на тему «Экологическое образование взрослых в Народной школе»

Т. В. Мухлаева

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ

В статье анализируются роль и функции экологического образования, проблемы его реализации с учетом особенностей и потребностей взрослых людей; рассматриваются принципы деятельности народной школы - эффективной формы экологического просвещения

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто осознание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке. является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Сущностными характеристиками системы непрерывного образования в целом являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве.

Становится необходимым переосмыслить всю образовательную деятельность, ни уровни, ни формы которой, включая высшее образование, не могут больше считаться по-настоящему завершающими или конечными. Учебные курсы, которые не могут оставаться неизменными, застывшими, а должны развиваться, диверсифицироваться, становиться гибче в ответ на развитие общества, его нужд и потребностей, а еще лучше - предвосхищать и направлять их. Поэтому глубокое изменение, которое требуется в области образования, должно идти по пути его становления в качестве непрерывного образования для всех или образования на протяжении всей жизни [3]. Положение «от обучения на всю жизнь» к «обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования.

В XXI веке образование должно стать индивидуальным правом и коллективной ответственностью. Реализация концепции образования в течение жизни является в настоящее время столь же важной социальной целью, какой было введение единого базового образования в начале XX века. Как последствие мы получим в своем роде революцию в образовательных системах, в содержании программ обучения и образования, причем в значительной мере это будет осуществлено благодаря многодисциплинарным подходам в смежных областях [7]. Особую роль в системе непрерывного образования имеет экологическое образование. Экология приобретает все большее значение в образовании и

просвещении благодаря своей социальной значимости и практической направленности, своему интегративному содержанию, формированию системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биоразнообразия, культурное наследие, образовательные доминанты и др.).

Известно, что в рамках традиционного экологического образования в школе и вузе учащиеся прежде всего приобретают определенную осведомленность в области экологических проблем.

Учебные экологические курсы мало связаны с каждодневным опытом педагогов и учащихся, зачастую не дают достаточного понятия о том, что и как можно изменить в повседневной жизни, чтобы уменьшить антропогенную нагрузку на окружающую среду и связанный с этим риск.

Несмотря на декларируемую всеобщность и непрерывность экологического образования, оно охватывает лишь определенные группы взрослого населения. Большая часть общества не имеет никакого представления о его цели, задачах, содержании. Основная аудитория, охваченная экологическим образованием - дети и студенты. Между тем экологические проблемы связаны преимущественно с деятельностью взрослого населения. Значение его экообразования возрастает, в то время как только незначительная часть его включена, в основном в области узкой профессиональной деятельности.

В то же время только при включении в образовательную деятельность взрослых возможно разрешение проблемы отсутствия передающихся от поколения к поколению традиций рационального природопользования, создание новых традиций, отвечающих требованиям современного состояния взаимоотношений общества и природы.

Практическая реализация непрерывности экологического образования и просвещения может быть связана как с дальнейшим совершенствованием отдельных учебных заведений, так и с созданием целостной системы непре-

рывного экологического образования на основе преобразований и интеграции уже существующих видов базового и дополнительного образования, всемерного развития экологического образования на всех его уровнях.

Функции экологического образования взрослых могут быть выделены по различным основаниям. Рассмотрим их через призму традиционно выделяемых функций образования взрослых, к которым относятся:

1. Компенсаторная. Реализация этой функции выражается прежде всего в том, что взрослый наверстывает упущенное в базовом экологическом образовании, ликвидирует имеющиеся пробелы в подготовке, приобретает новые знания в этой области

2. Адаптирующая. Взрослый как субъект деятельности постоянно приспосабливается к меняющемуся миру, требованиям научно обоснованного природопользования, устойчивого развития, направленного на поддержание и сохранение хрупкого равновесия современной цивилизации с уже в значительной степени модифицированной ею природой.

3. Преобразующе-развивающая. Эта функция предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в переустройстве окружающего мира в соответствии с прогрессивными идеями, отражающими понимание роли природы в жизни человека и его долг по отношению к ней. В определенной мере эта задача является доминирующей на современном этапе и включает в себя две первые.

Экологическое образование и просвещение взрослых реализует свои функции благодаря прежде всего своей социальной значимости и практической направленности, своему комплексному содержанию.

При отборе и структурировании содержания экологического образования и просвещения взрослых следует учитывать большое количество факторов. Один из них связан с самой структурой экологического знания. Известно, что наибольший удельный вес в общей системе экологических знаний составляют естественнонаучные знания. Следует отметить, что естественнонаучный компонент экологического образования имеет особое значение в экологическом образовании не только по этой причине. С одной стороны, естественнонаучное образование может на конкретном учебном материале показать физические, химические, биологические основы единства мира. С другой стороны, представить проблему выживания как нравственную проблему. Одним из его основных принципов должна стать гуманизация. Эта проблема

широко рассматривается в современной педагогической литературе. Однако, комментируя возможности ее решения, Ю. Н. Кулюткин отмечал, что в образовании, как и вообще в нашем обществе социальных перемен, проявляется одна и та же болезнь - отсутствие реальных механизмов реализации идей, самих по себе превосходных и высокозначимых [4].

Для решения современных задач экологического образования каркасом учебного материала должны служить регулятивные идеи, раскрывающие единство биосферы и роль человека в ней, задающие интерпретацию всего материала, изучаемого как в процессе формального, так и неформального образования, а также информации, поступающей из других источников. Они способствуют формированию взгляда на мир как единое взаимосвязанное целое, стремлению и умению компетентно участвовать в решении локальных экологических проблем, осознавать глобальные проблемы современного мира. Необходимо, чтобы эти идеи служили основой соблюдения принципов научно обоснованного природопользования в любой сфере деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время имеются существенные объективные затруднения в овладении и принятии взрослыми людьми таких идей, а уровень и структура естественнонаучных знаний значительного количества взрослых не отвечает современным требованиям организации научно обоснованного природопользования в различных сферах жизнедеятельности. Во многом это связано с нереализо-ванностью потенциала естественнонаучного образования, получение которого пришлось у взрослых на период, когда его содержание и структура не определялись приоритетностью концепции гармоничного развития человека и природы, необходимостью принятия ответственности за регуляцию природных процессов. Тем не менее, отношение к естественнонаучной составляющей образования в целом в обществе традиционно было положительным. Очевидно, что в настоящее время ситуация изменилась. В значительной мере это изменение обусловлено особой ролью личностной значимости знаний для взрослых и созвучно усилению прагматичной направленности образования, что является общемировой тенденцией, но в нашей стране в связи со спецификой российских социальноэкономических перемен проявляется особо ярко. Играет роль также определенная девальвация ценностей естественнонаучного образования, происходящая в нашем обществе.

Спектр интересов у взрослых людей более сдвинут в сторону гуманитарных знаний по

сравнению со знаниями естественнонаучного характера, если сравнивать подобное соотношение интересов с детьми и подростками. Подавляющее большинство взрослых людей с большим желанием знакомятся со знаниями гуманитарного характера. Субъективная личностная значимость знаний взрослых зачастую не равнозначна ценности знаний, необходимых для осуществления принципов научнообоснованного природопользования, следования экологическому императиву.

Таким образом, при определении содержания экологического образования и просвещения взрослых необходимо учитывать это противоречие. При отсутствии выраженного интереса к естественнонаучным знаниям у значительного количества взрослых особенно обоснованной становится широкая гуманитаризация при конструировании программ. В то же время целесообразно влияние на когнитивную мотивацию обучающихся, повышение их познавательного интереса и возможностей в области естественных наук, прежде всего при опоре на интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания.

Одним из самых существенных ориентиров при отборе содержания экологического образования и просвещения взрослых является действенный характер приобретаемых знаний, способность конструктивно применять их в разных сферах жизни - бытовой, производственной и т.д.

Необходима нацеленность взрослых на прак-тико-ориентированную деятельность по экологической оценке окружающей среды, выполнение ими социально значимых действий с целью реального улучшения экологического состояния своего окружения.

Программы, безусловно, должны включать овладение конкретными знаниями об экологических проблемах своей местности и умениями, требующимися для улучшения качества окружающей среды. Для того, чтобы выработать у человека способность практически действовать, необходимо обеспечивать широкие возможности использования им экологических знаний в функции средства регуляции действий и поступков в условиях повседневной жизни.

Экологическое образование и просвещение взрослых должно способствовать тому, чтобы люди выдвигали и поддерживали конструктивные инициативы и инновации на всех уровнях; стремились вносить вклад как на основе собственной практической деятельности, так и с помощью влияния на деятельность на уровнях других, в том числе государственных структур.

Эффективной формой в системе непрерывного экологического образования, связанной прежде всего с экологическим просвещением взрослых, может служить деятельность Народной школы. Такая форма характеризуются:

- общественным характером управления;

- добровольным характером обучения;

- вариативностью программ и сроков обучения;

- сочетанием форм популяризации научных знаний с прикладными занятиями;

- созданием комфортной образовательной среды для общения взрослых людей;

- возможностью социально-психологической защиты в условиях социальных перемен.

Десятилетний опыт работы клуба «Природа и экология» в Высшей Народной школе С.-Петербурга показывает, что экологическая проблематика приобретает в просвещении взрослых все больший приоритет. В значительной мере это обусловлено тем, что

- экологические проблемы близки людям, они связаны с качеством их жизни, медициной и другими областями знаний, они волнуют людей, вызывают опасения за свое здоровье и здоровье своих близких - эти проблемы «самоочевидны» (вред от неразумных экологических действий, от рекламы медикаментов, наркомания, алкоголь);

- экология уже давно стало комплексной дисциплиной, включающей деятельность человека в различных ее проявлениях;

- имеется большое количество противоречивой информации, результатов исследований, не отражающих реальную экологическую ситуацию данного региона.

Содержание предлагаемых лекций и занятий в Народной школе весьма разнообразно. На занятиях, посвященных знакомству с ролью экологии в современном мире, рассматривается смысл, вкладываемый в это понятие наукой, культурой, средствами массовой информации; особенности его употребления в быту. Обсуждаются масштаб экологических проблем, глобальные экологические проблемы, городские экологические проблемы, экологические проблемы жилища. Рассказывается о возникновении экологических проблем, их история, анализируются особенности современных экологических проблем.

Слушатели знакомятся с особенностями экологической ситуации в России, влиянием урбанизации на экологическую обстановку. Рассматриваются причины изменения компонентов природной среды Петербурга - атмосферы, растительности, почвы, грунта, климата, пути

решения этих проблем в Петербурге и Ленинградской области. Обсуждаются основные виды загрязнений, их источники, их особенности в Петербурге и Ленинградской области, способы борьбы с загрязнениями и возможности в этом жителей города.

Важное значение придается осознанию проблемы отходов как одной из ведущих проблем современного общества. Рассматриваются пути ее решения в европейских странах, особенности этой проблемы в России и Петербурге. Обсуждаются способы сокращения производства мусора, проблемы сбора мусора, возможности жителей Петербурга в сокращении количества твердых отходов.

Безусловно, особое внимание уделяется экологически сообразному поведению в быту. Изучается экология жилища - дом, мебель, бытовая техника и т.д.; экологически опасные вещества и факторы воздействия в быту. Широко обсуждаются возможности ведения здорового образа жизни в быту.

Важным является раздел, в котором изучаются биохимические основы рационального питания. Слушатели получают общие представления о современных физиологически обоснованных нормативах питания, характеристике белков, жиров, углеводов, витаминов, ферментов, гормонов, основных этапах пищеварения. Осуществляется биологическое обоснование рационов в соответствии с возрастными особенностями для разных групп населения.

Специальный раздел посвящен социальноэкологическим акциям населения в России, их организации, видам, общественному экологическому контролю. Члены клуба регулярно принимают в них личное участие. Следует отметить, что развитие системы непрерывного экологического образования предполагает выработку совершенно нового взгляда на сам характер социального действия. Оно включает целенаправленные усилия сложного, многоуровневого характера и должно затрагивать не только разные субъекты образования и социальные институты, но и порождать различные социокультурные процессы и движения: инициативы граждан или учреждений; сопротивление определенных групп происходящим или намечаемым переменам; развитие определенных сфер деятельности и знаний, свертывание других.

Также слушатели знакомятся с особенностями решения экологических проблем в Европе, европейскими традициями и зарождающимися тенденциями во взаимодействии с окружающей средой, общественными экологическими движениями.

Часть работы посвящена обзору основных функций и задач современной науки, ее основным характеристикам, особенностям становления петербургской и российской науки. Существенный интерес слушателей вызывает обсуждение современного естественнонаучного понятия жизни, в ходе которого разбираются естественнонаучные представления о феномене «живое», биологические и физико-химические основы жизнедеятельности. Рассматриваются представления о биосфере как форме существования живого на планете, современном естественнонаучном обосновании философского понимания жизни в различных аспектах.

Обсуждаются вопросы познания мира человеком, особенности научного и религиозного познания; эстетического, эмоционального, интуитивного и научного познания, специфики социально-исторических условий и взаимодействия различных способов познания мира.

Содержание работы клуба включает также вопросы истории науки. Слушатели знакомятся с наиболее выдающимися в истории науки людьми, условиями их деятельности и тем социокультурным контекстом, который определяет историю развития научных открытий, взаимоотношений природы и человечества в целом.

Большой интерес вызывают занятия под названием «Медицина в зеркале истории». На них рассматриваются истоки душевного и телесного благополучия человека в разные эпохи и в разных культурах. Рассказывается о происхождении медицинских знаний, медицине Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, основных положениях тибетской медицины.

Специальный цикл занятий проводится на базе музеев естественнонаучного профиля Петербурга. Потенциал музеев Петербурга для решения современных задач экологического образования и просвещения неисчерпаем и предоставляет широкое поле для инноваций в этой сфере. Так, в музее почвоведения им. В. В. Докучаева слушатели знакомятся с уникальными коллекциями почвенных монолитов различных географических зон, показывающих разнообразие почв мира, особенностями почв Ленинградской области, проблемами взаимоотношений почвы и человека, современными проблемами землепользования, экологической программой «Спасите наши почвы».

Большой интерес вызывает посещение горного музея Технического университета им. Г. В. Плеханова, где осматриваются коллекции минералов, горных пород, метеоритов, ископаемых, моделей и макетов горной и горнозаводской техники, коллекции высокохудожествен-

ных изделий из камня и различных металлов. Обсуждаются экологические проблемы, связанные с литосферой и взаимодействием человека с ее компонентами.

В музее гигиены Центра медицинской профилактики изучаются различные аспекты гигиены человека (гигиена питания, борьба с вредными привычками, радиационная гигиена), рассматриваются проблемы сохранения здоровья в условиях современной экологической ситуации.

Среди музеев, посещаемых слушателями наших клубов, назовем также музей Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики, музей космонавтики и ракетной техники, Зоологический музей.

Большой популярностью пользуются мемориальные музеи, знакомящие с деятельностью выдающихся ученых-естествоиспытателей -музей М. В. Ломоносова, мемориальный музей-квартиру академика И. П. Павлова, музей-архив Д. И. Менделеева, мемориальный музей-квартиру П. К. Козлова, выдающегося путешественника, исследователя Центральной Азии.

Слушатели также бывают в различных экологических центрах Петербурга, где на практике знакомятся с технологиями ведения экологически целесообразного образа жизни, некоторыми экологическими проблемами города, способами очистки воды, вопросами безопасности пищевых продуктов, участвуют в практических работах по определению качества пищевых продуктов.

В ходе такой работы определяются возможные пути личного участия в решении различных экологических проблем. Важными и интересными являются путешествия по экологическим тропам в ряде мест города, где изучается его природа, последствия ее загрязнения, способы борьбы с этими загрязнениями, возможности горожан в этой деятельности.

Чрезвычайно интересной является экскурсия на мусороперерабатывающий завод в Горе-лово, где наглядно представляется масштабность и многоаспектность проблемы переработки мусора в целом, передовые технологиями в важнейшей в жизни многомиллионного города сфере, осознаются возможности горожан в деле сохранения природных ресурсов и уменьшения загрязнения окружающей среды.

Следует отметить, что все центры ориентированы прежде всего на работу с детьми и подростками, поэтому предварительно мы всегда обсуждаем с сотрудниками и преподавателями их возможности для учета особенностей наших взрослых слушателей.

В заключение отметим, что при организации экологического образования и просвещения взрослых необходимо, чтобы оно укрепляло осознание и восприятие людьми экологических проблем как проблем личных, напрямую отражающихся на их качестве жизни, способствовало реализации перспективы личностного и социального развития на основе принципов научно обоснованного природопользования.

Литература

1. ДаринскийА. В. Организация учебно-воспитательного процесса в народном университете. - М.: Общество «Знание» РСФСР, 1985.

2. Даринский А. В. Народные университеты в системе культурноспортивных комплексов. - Л.: Ленингр. орг. Общества «Знание» РСФСР. - 1987.

3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры : материалы Всемирной конф. ЮНЕСКО по высш. образованию 5-9 октября 1998 г., Париж [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lexed.ru/mpravo/razdel2/?doc21.html

4. Кулюткин Ю. Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. - СПб.: Специальная литература, 2002. - 96 с.

5. Алексеев С. В., Рипачева Е. А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. - № 1-2. - 2006. - С. 18-25.

6. Высшая народная школа: вчера, сегодня, завтра. / Под ред. Н. П. Литвиновой, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной - СПб.: Тускаро-ра, - 2005. - 250 с.4.

7. Gruber Sigi. «Lebenslanges» Lernen - Ein Muss fur die Zukunft / Soll und Haben - eine Bildungbilanz. - Wien, 2001. - S.18-20.

6. Lenz Werner. Crossing Borders - without Limits? / Crossing Borders and Forming Networks. Costs and Benefits for Adult Education. -Vienna, 2003 - p. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.