Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА В КЫРГЫЗСТАНЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА В КЫРГЫЗСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кылчыкбаев Тилек Эмилбаевич, Евграфова Лариса Юрьевна, Иманалиева Акжолтой Айдарбековна

В статье рассматривается взаимосвязь экологического образования, воспитания и культуры, а также поставленные задачи для определения способов совершенствования инновационных образовательных моделей в различных направлениях. Обращается внимание на основные составляющие экологического кризиса в Кыргызской Республике, раскрываются современные способы развития экологического самосознания, включающие в себя экологическое воспитание, образование. В настоящее время экологическое воспитание молодого поколения становится приоритетным направлением государственной стратегии развития Кыргызской Республики. В Кыргызстане проводится много встреч и конференций, направленных на то, чтобы изменить самосознание общества, воспитать у них ответственное отношение к собственному образованию, культуре, окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кылчыкбаев Тилек Эмилбаевич, Евграфова Лариса Юрьевна, Иманалиева Акжолтой Айдарбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION, EDUCATION AND CULTURE IN KYRGYZSTAN

The article examines the relationship between environmental education, upbringing and culture, as well as the tasks set for determining ways to improve innovative educational models in various directions. The author draws attention to the main components of the ecological crisis in the Kyrgyz Republic, reveals modern ways of developing ecological consciousness, including environmental education. Currently, environmental education of the young generation is becoming a priority area of the state development strategy of the Kyrgyz Republic. In Kyrgyzstan, many meetings and conferences are held aimed at changing the self-consciousness of society, educating them to take a responsible attitude to their own education, culture, and environment.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА В КЫРГЫЗСТАНЕ»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И КУЛЬТУРА

В КЫРГЫЗСТАНЕ Кылчыкбаев Т.Э.1, Евграфова Л.Ю.2, Иманалиева А.А.3 Email: Kylchykb aev6110@scientifictext. ru

'Кылчыкбаев Тилек Эмилбаевич — кандидат юридических наук, исполняющий обязанности доцента,

кафедра юридических дисциплин;

2Евграфова Лариса Юрьевна — главный специалист, учебный отдел;

3Иманалиева Акжолтой Айдарбековна — старший преподаватель, кафедра юридических дисциплин, Иссык-Кульский юридический институт Кыргызский государственный юридический университет (КГЮА), г. Каракол, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь экологического образования, воспитания и культуры, а также поставленные задачи для определения способов совершенствования инновационных образовательных моделей в различных направлениях. Обращается внимание на основные составляющие экологического кризиса в Кыргызской Республике, раскрываются современные способы развития экологического самосознания, включающие в себя экологическое воспитание, образование. В настоящее время экологическое воспитание молодого поколения становится приоритетным направлением государственной стратегии развития Кыргызской Республики. В Кыргызстане проводится много встреч и конференций, направленных на то, чтобы изменить самосознание общества, воспитать у них ответственное отношение к собственному образованию, культуре, окружающей среде. Ключевые слова: экология, экологическая политика, экологическое образование, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающая среда.

ENVIRONMENTAL EDUCATION, EDUCATION AND CULTURE IN

KYRGYZSTAN Kylchykbaev T^.1, Evgrafova L.Yu.2, Imanalieva A.A.3

'Kylchykbaev Tilek Emilbaevich - Candidate of Law, Acting Assistant Professor, DEPARTMENT OF LEGAL DISCIPLINES;

2Evgrafova Larisa Yurievna - Chief Specialist, TEACHING DEPARTMENT;

3Imanalieva Akzholtoy Aydarbekovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF LEGAL DISCIPLINES, ISSYK-KUL LAW INSTITUTE KYRGYZ STATE LAW UNIVERSITY, KARAKOL, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Аbstraсt: the article examines the relationship between environmental education, upbringing and culture, as well as the tasks set for determining ways to improve innovative educational models in various directions. The author draws attention to the main components of the ecological crisis in the Kyrgyz Republic, reveals modern ways of developing ecological consciousness, including environmental education. Currently, environmental education of the young generation is becoming a priority area of the state development strategy of the Kyrgyz Republic. In Kyrgyzstan, many meetings and conferences are held aimed at changing the self-consciousness of society, educating them to take a responsible attitude to their own education, culture, and environment.

Keywords: ecology, environmental policy, environmental education, environmental culture, environmental education, environment.

УДК 372.8

Мир меняется динамично, вместе с тем появляются новые знания и меняются технологии. Время диктует новые требования. Интеллектуализация всех форм деятельности в любой современной стране стала общей тенденцией. Кыргызстан - не исключение. Глобальную конкуренцию могут выдержать только образованные общества. Сегодня Кыргызская Республика

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(110). Часть 1. 2021. | 104 |

проводит реформу системы образования и науки, уделяя особое внимание экологическому образованию, воспитанию и культуре [5].

Ожидается, что это будет способствовать решению экологических проблем населения страны в быстро меняющейся окружающей среде. Такое образование призвано сформировать социально-экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, умение применять знания на практике, умение сотрудничать друг с другом; повышать уровень культуры человека и общества в целом, улучшать нравственные качества людей [3, 1].

Однако экологические проблемы тесно связаны не только с вопросами экологического образования, но и с экономикой, политикой, правом, медициной, поэтому экология - сложная дисциплина. Исходя из этого, успешное решение экологических проблем возможно только при участии широкого коллектива специалистов из различных областей науки и техники. Как отмечал французский ученый Жак Ив Кусто, «если человек ужасал природу перед природой, то теперь человек пугает саму природу» Человечество много лет пытается овладеть природой, но недавно сам человек столкнулся с экологической катастрофой. Избавиться от этого страха человечество может вне зависимости от места жительства, работы, учебы, должности только совместными усилиями и содружеством. Некоторые люди из-за своей экологической безграмотности, стремясь к моментальной наживе, наносят непоправимый урон природе. Чтобы этого избежать, мы должны коренным образом изменить образ жизни человека на основе экологических программ. В связи с этим очень остро стоит проблема экологического образования и экологического просвещения населения.

В свою очередь экологическое образование в Кыргызстане должно быть основано на совокупных принципах свободного становления личности в демократическом государстве, которое принимает вес гуманистических ценностей, согласие с крупным обществом, обязанность перед горожанами собственного государства, иных стран и всего населения земли за сбережение природные ресурсы, стабильность биосферы и самочувствие человека [1]. Одним из ведущих моментов обеспечения стойкого становления считается экологическое воспитание.

Экологическое воспитание создает личные, социально-психологические установки интенсивной штатской позиции по отношению к находящейся вокруг среде и к социуму в целом. В итоге экологическое воспитание во всевозможных формах считается необходимым условием демократического становления нашего государства.

Таким образом, формирование экологической культуры жителей Кыргызской Республики, повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении. В решении главных задач экологического просвещения большая роль отводится школе. Помимо школьников и студентов, являющихся постоянной аудиторией, охваченной экологическим образованием, необходимо вводить экологическое образование взрослого населения, так как имен1но его деятельность и является причиной негативного состояния окружающей среды. По мнению Калинина В., мы ограничиваемся работой с организованными в систему школьниками и студентами вместо того, чтобы заниматься экологическим образованием, например военных, деятельность которых даже в мирное время ведет к неоправданному загрязнению территорий и природных вод, нарушению ландшафтов, бездумному расходованию ресурсов [2, 4]. Таким образом, возникает потребность в экологическом образовании взрослого населения.

Список литературы / References

1. Арзиева А. Экология в Кыргызстане. Правовые и экономические аспекты // Рынок капиталов, 2002. № 6. С. 34-36.

2. Калинин В.Б. Ловушка экологического образования // АсЭкО-Информ. № 4(37), 2003.

3. Кыргызстан: Глобальные экологические конвенции/ Программа развития ООН в Кыргызской Республике; Глобальный экологический фонд; Министерство экологии и ЧС Кыргызской Республики. Б.: ОсОО «Дэми», 2004.

4. Маматов Н.Э. Проблемы экологического образования в современных условиях. Б., 2020. С. 163.

5. Сааданбеков Ж.С. // Общественно-педагогическое, научно-популярное издание «Кут Билим». 29.03.2019.№12(10806). С. 1.

| 105 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(110). Часть 1. 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.