Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Токтобаев Болот Токтомышевич
канд. юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, 720033, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Фpунзе, 547
Карабалаева Салтанат Болотовна
старший преподаватель кафедры международного права, аспирантка
Учебно-научно-производственного комплекса «Международного университета Кыргызстана» 720001, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй,255
E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF ECOLOGICAL CULTURE:
LEGAL PECULIARITIES AND WAYS OF THEIR SOLUTION
Bolot Toktobaev
Candidate ofJuridical Sciences, Professor, Head of the Chair "Theory and History of State and Law" of Kyrgyz National University, 720033, Kyrgyz Republic, Bishkek, Frunze str., 547
Saltanat Karabalaeva
Senior lecturer of the Chair "International law ", Postgraduate student of Educational-scientifically-productive complex
"International University of Kyrgyzstan ", 720001, Kyrgyz Republic, Bishkek, Chui ave., 255
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена философскому осмыслению вопросов сохранения окружающей среды киргизами в наши дни. Этнокультурный опыт киргизов имеет различные формы проявления: диалога и общения, в гармонии человека
Токтобаев Б.Т., Карабалаева С.Б. Проблемы экологической культуры: правовые особенности и пути их решения // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2016. № 3 (24) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2985
с природой. Показано, что меры правового регулирования играют важную роль в обществе, формирует правосознание человека и общества по отношению к охране и сохранению природных ресурсов.
На сегодняшний день большая часть населения привыкла жить без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической ориентированности. Такого рода проблема - это, в первую очередь, проблема человеческого сознания. Причиной авторы статьи называют неинформированность, правовой нигилизм, а также потребительское, несознательное отношение человека к природе.
Решением экологических и всех остальных проблем можно считать деятельность, направленную на формирование сознания людей, популяризацию здорового образа жизни человека, сохранение нравственных и патриотических ценностей, как делали далекие предки киргизского народа. В сознании каждого киргиза заложены качества, которые поспособствуют решению этих проблем: отказ от эгоистических, потребительских установок, достижения сиюминутных целей и материальных выгод для себя.
В статье ставится задача рассмотреть эффект от сохранения и усовершенствования экологического просвещения подрастающего поколения, в том числе и в образовательной системе Кыргызской Республики.
Авторами предлагаются некоторые правовые меры и рекомендации.
ABSTRACT
The article is devoted to the philosophical understanding of environmental preservation issues by the Kyrgyz nowadays. The Kyrgyz’s ethnocultural experience has various forms of manifestations: dialogue and communication, in the human’s harmony with nature. It is shown that legal regulation measures play an important role in society, form the society and human’s sense of justice in relation to the protection and preservation of natural resources.
Currently, the most of the population used to live without developed environmental thinking, without environmental ethics and without conscious ecological orientation. Such a problem is, first of all, the problem of the human’s
consciousness. According to the authors of the article, the reason is uninformedness, legal nihilism, as well as consumer, irresponsible human’s attitude to nature.
Activities aimed at people’s conscience formation, promotion of healthy way of human’s life, the preservation of moral and patriotic values, as the ancestors of the Kyrgyz did, can be considered as a solution of environmental and all other problems. In the mind of every Kyrgyz there are qualities that can contribute to solving these problems: to reject selfish, consumer mindsets, to achieve short-term goals and material benefits for yourself.
In the article a problem to examine the effect of the preservation and improvement of environmental education of the younger generation, as well as in the education system of Kyrgyz Republic is set.
The authors offer certain legal measures and recommendations.
Ключевые слова: кыргыз, тотемизм, экологическая культура,
потребительское отношение, правовой нигилизм, экологический кодекс, выгода.
Keywords: the Kyrgyz; totemism; ecological culture; consumer attitude; legal nihilism; environmental code; profit.
Верховенство закона и приоритет защиты прав человека и гражданина должны быть правовой и совершенствующейся частью государственного развития Кыргызской Республики. Одной из важнейших составляющих такого пути развития нашей республики должно стать принципиально новое отношение общества и государства к проблеме охраны окружающей среды и здоровья человека.
Во всем мире экологический фактор начинает оказывать определяющее влияние на эволюцию функций государства. Это можно заметить, обратившись к ст. 48 Конституции Кыргызской Республики, в которой сказано, что «граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу, действиями в области природопользования. При этом основной закон государства обязывает бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру» [2, с. 87].
Таким образом, обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду является одной из главнейших функций нашего государства. Решение этой сложной задачи связано не только с созданием эффективной и работающей рыночной экономики в государстве, обеспечением законности деятельности государства и его органов, но и с преодолением достигшего опасных пределов экологического нигилизма, доходящего ныне до беспорядка во всех сферах государственной и общественной жизни.
С нашей точки зрения, возникновение этого явления связано с тем, что в последнее десятилетие в республике произошли огромные изменения, которые коснулись почти всех сторон нашей жизни. Новая система хозяйствования, изменение структуры государственной власти, а также законодательной базы, непрекращающийся экономический кризис - все это стало причиной того, что в настоящее время ни общество, ни государство не находят той гармонии во взаимоотношениях с окружающей природной средой, которая была свойственна нашим далеким предкам.
В далеком прошлом киргизы были язычниками. Наши прародители были гораздо ближе к природе, чем современный человек. Окружающая среда не просто давала древнему человеку кров, пищу и одежду. Она была Божеством в его понимании, карающим за неуважительное отношение к ней или награждающим благодатью и отличным урожаем, плодовитостью скота и т. д. Характерные черты язычества:
• высшая сила создала мир и управляет им;
• она находится где-то на небе;
• существуют силы, управляющие различными сферами природы вплоть до дождя, снега, ветра;
• силы, управляющие природой и человеком, дуалистичны: они делятся на духов - добра и зла;
• человек может воздействовать на высшую силу путем просьб, заклинаний, молитв и специальных магических обрядов;
• божество природы перманентно: возрождается, умирает и снова возрождается [1, с. 65].
Обратим внимание на еще один аспект взаимоотношений киргизов с окружающей средой, объясняющий гармонию этих отношений. Речь идет об особом виде мифического сознания, которое, основываясь на вере в родственную связь между видом животного или растения, являлось архаичной формой мировосприятия природы, так называемом тотемизме. К тотему люди обращались при рождении, смерти, инициации, успехе на охоте, перед вступлением в брак и перед военными выступлениями и т. д. С тотемом связаны названия различных киргизских племен, таких как бугу (олень), багыш (лось), акбагыш (белый лось), сарыбагыш (желтый лось) и т. д.
Такой этнокультурный опыт киргизов показывает, что существовала особая тесная связь человека с природой. Это доказывает, что кочевые киргизы неизмеримо верят в присутствие божественного: Горы - это мост к небу, где находится верховное божество - Тенгри; все сущее на земле зависит от воли Тенгри. Иначе говоря, небо как часть мировоззрения, Бог или божество, повелитель или господин. Придерживаясь такой веры, язычники киргизы восхваляли Небо, Солнце, Луну, Воздух, Звезды, Огонь и Воду и т. д.
Устраивали моления в специально отведенных священных местах -мазарах. Они поклонялись, просили помощи, совершали жертвоприношения.
На сегодняшний день такие верования частично сохранились, и их придерживаются отдельные представители киргизов. Однако у общества сложилось более потребительское отношение к природным ресурсам и окружающей среде. Естественное истощение природных запасов ресурсов, а также постоянное целенаправленное воздействие антропогенного фактора наносит значительный ущерб окружающей среде. Нерациональное пользование
природными ресурсами создало необходимость совершенствования правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды.
В развитии общества Кыргызской Республики предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов страны. В такой ситуации отсутствует необходимая увязка экологических потребностей человека с экологическими возможностями природы.
В научной литературе сложилась традиция использования таких полярных терминов, как «потребительское отношение к природе» (утилитарнопотребительское) и «сознательное отношение».
По мнению ученого А.Н. Захлебного: «...под потребительским
отношением понимается “бездумное”, “расточительное”, “бесхозяйственное” и т. п. использование природы и ее ресурсов» [3, с. 144]. Хотя экономическое развитие является главным фактором отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, при разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание или принимались в минимальной мере. Мы считаем, что необходим сбалансированный подход к разработке государственных планов экономического развития страны с учетом приоритета сохранения ресурсов природы.
Другая причина - это крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры общества в целом. Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность - вот общий фон, на котором происходит деградация природы.
Социологические исследования и данные природоохранительных органов свидетельствуют о низком уровне знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов,
руководителями предприятий, населения и отдельного граждан. Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически значимые решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными. Каждый гражданин должен быть ответственным за свои действия и нарушения нормы права. Для решения видимых нами проблем, предлагаем следующие правовые рекомендации:
• вести разработку и принятие экологического кодекса (или иного аналогичного правового акта в виде положения), как в практиках зарубежных стран мира.
• установить однозначный механизм экспертизы и согласования серьезных национальных проектов на государственном уровне в случае, когда могут быть затронуты ценности природных объектов;
• целесообразно ввести обязательность страхования экологического риска для хозяйственных проектов, осуществляемых на особо охраняемых территориях Кыргызской Республики;
• принятие соответствующих юридических, научных, технических, административных и финансовых мер для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления природных ресурсов государства;
• содействие в подготовке научных кадров и специалистов-экологов, юристов-экологов в области охраны окружающей среды;
• распространение экологических знаний и осуществление экологопросветительской деятельности в образовательной системе всех уровней, закрепленное отдельной дисциплиной Министерством образования и науки Кыргызской Республики. Мы, считаем, что такого рода осуществление экологопросветительской деятельности молодежи и всего населения по охране окружающей среды будет весьма результативным.
Полагаем, что реальным фактором, способствующим преодолению правового нигилизма у населения, будет повышение удельного веса
имплементированных международно-правовых норм и стандартов
в национальное законодательство.
Список литературы:
1. Болатова Г. Предпосылки становления экологической культуры // Сборник материалов III Международного студенческого форума «Зеленый мост через поколения»: тезисы док. Межд. форума (Алматы, 19-20 апреля 2013 г.). - Алматы, 2013. - С. 64-68.
2. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года / Принята на всенародном референдуме 27 июня 2010 года / Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года// Эркин -Тоо. - 6 июля 2010. - № 6. -87 с.
3. Модели и структуры содержания общего среднего образования:
отечественный и зарубежный опыт / под ред. М.В. Рыжакова, А.Н. Захлебного, Лазебникова А.Ю. - М.: Нестор-История, 2012. -
С. 102-106.
References:
1. Bolatova G. Prerequisite for the development of ecological culture. Sbomik materialov III Mezhdunarodnogo studencheskogo foruma “Zelenyi most cherez pokoleniia” [Collection of the Proceedings of the III International Student Forum "Green Bridge through generations"]. Almaty, April 19-20, 2013, pp. 64-68 (In Russian).
2. The Constitution of the Kyrgyz Republic of 27 June 2010. Erkin-Too, 2010, no. 61, 87 p. (In Kyrgyz).
3. Ryzhakov M.V., Zakhlebnyi A.N., Lazebnikov A.Iu. Models and structures of the general secondary education: national and international experience. Moscow, Nestor-Istoriia Publ., 2012, pp. 102-106 (In Russian).