Научная статья на тему 'Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию'

Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макшеева Анна Ивановна

В статье описываются основные уровни экологического образования в течение всей жизни. Экологическое образование должно во всём мире составлять основное содержание современного образования, так как оно способствует формированию новых знаний, умений, навыков экологически целесообразной деятельности и экологической культуры, что является надежным гарантом устойчивого развития общества и поддержания здоровья среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макшеева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-LONG ENVIRONMENTAL EDUCATION AS AN APPROACH TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article describes major levels of life-long continuous environmental education. Environmental education should constitute significant part of modern education, as it facilitates acquisition of environmentally significant skills and knoweledge as well as environmental culture, which is essential for both sustainable development and environment preservation.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию»

УДК 378

А.И. МАКШЕЕВА, канд., пед. наук, доцент НГПУ им. К.Минина, e-mail: maksheeva@bk.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

A.I. Maksheeva

LIFE-LONG ENVIRONMENTAL EDUCATION AS AN APPROACH TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

В статье описываются основные уровни экологического образования в течение всей жизни. Экологическое образование должно во всём мире составлять основное содержание современного образования, так как оно способствует формированию новых знаний, умений, навыков экологически целесообразной деятельности и экологической культуры, что является надежным гарантом устойчивого развития общества и поддержания здоровья среды. Ключевые слова, экологическое образование, экологическая культура, устойчивое развитие.

The article describes major levels of life-long continuous environmental education. Environmental education should constitute significant part of modern education, as it facilitates acquisition of environmentally significant skills and knoweledge as well as environmental culture, which is essential for both sustainable development and environment preservation.

Keywords: environmental education, ecological culture, sustainable development

Многочисленные исследования, выполненные как в нашей стране, так и в других странах, показали, что мир к концу ХХ века подошел к экологическому порогу, требующему радикального изменения ценностно-мировоззренческих, экономических, технологических основ социального развития. Внимание было акцентировано на том, что все основные элементы глобальной социоприродной системы, численность населения, производство продуктов питания, промышленное производство, потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды - находятся в состоянии экспоненциального роста.

Стало очевидно, что человечество, преследуя одностороннюю прагматическую цель от использования природы, стремительно приближается к глобальному экологическому кризису. Стихийное развитие экономики привело к существенным негативным изменениям качества природных экосистем [2].

Экологический кризис есть негативный результат традиционной экономической политики. Непосредственной причиной экологического кризиса во многом явилась погоня за узко понимаемой прибылью, когда себестоимость продукции уменьшается за счёт загрязнения среды.

Поэтому экологическое образование должно во всём мире составлять основное содержание современного образования, так как оно способствует формированию новых знаний, умений, навыков экологически целесообразной деятельности и экологической культуры.

Страны всего мира на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций единогласно приняли резолюцию о проведении Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в период 2005-2014 гг., чтобы подчеркнуть важность принятия согласованных мер для обеспечения через структуру устойчивого развития высокого качества жизни для всех - как для нынешнего, так и будущих поколений. Они приняли это решение потому, что, как они считают, образование является основным условием - sine qua non - обеспечения устойчивого развития.

Концепции устойчивого развития тесно связаны с различными способами социального и экономического развития. Важнейшие вопросы здесь касаются того, кто

имеет законный доступ к природным ресурсам, контролю за ними и их использованию. Поэтому здесь важен человеческий фактор: в основе определения путей дальнейшего обеспечения устойчивого развития лежат права и обязанности, роль и взаимосвязь между индивидуумами, институтами, странами, регионами и общественно-политическими блоками. Говоря другими словами, прогрессу в деле обеспечения устойчивого развития способствуют или препятствуют как социально-экономические взаимоотношения между народами и учреждениями, так и взаимосвязь между обществом и природными ресурсами [1].

В целом устойчивое развитие должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимостью, социальной справедливостью. Двуединым индикатором устойчивого развития при этом предстает всесторонняя безопасность и высокое качество жизни людей. В таком толковании устойчивое развитие соединяет в единую систему экологические, экономические, социальные и культурологические характеристики.

Очевидно, что надежным гарантом устойчивого развития общества и поддержания здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения.

Традиционно развитие экологической культуры связывают с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих стратегии такого образования (рисунок 1).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

I

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Введение различны в содержание образования на х уровнях отдельного предмета Экологизация всех учебных дисциплин, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер

Рисунок 1 - Направления экологического образования

В послереволюционные десятилетия в нашей стране не существовало единой системы экологического образования и воспитания. С принятием Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» впервые в нашей стране в законодательном порядке была установлена необходимость организации системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. Такая система должна охватывать весь процесс от дошкольного, школьного воспитания и образования до профессиональной подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях, переподготовки и повышения квалификации специалистов. За прошедшее с момента принятия Закона РФ об охране окружающей среды время не удалось еще создать единую и целостную в масштабах страны систему экологического образования и воспитания. Тем не менее, Законом предусмотрена обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях (статья 74):

- овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний;

- в соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

Законом предусматривается также, что лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. А руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории РФ, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку.

Недостатки существующего экологического образования:

- проблемы устойчивого развития, поддержания здоровья среды и повышения ценности природных ресурсов до сих пор не заняли соответствующего положения в образования;

- налицо как недооценка значимости, так и недостаточная научно-методическая разработанность философских, социологических, педагогических и психологических основ организации деятельности по формированию экологической культуры различных категорий населения.

Необходима концентрация усилий специалистов по комплексной разработке стратегии формирования экологической культуры населения на основе идей устойчивого развития и поддержания здоровой среды, включающей:

- создание и распространение новых форм и методов экологообразовательной деятельности;

- соотнесение содержания образования с реальными потребностями и интересами обучающихся;

- применение людьми экологических знаний в практической деятельности;

- активизацию общественного экологического движения.

Целью экологического образования является создание системы эффективного целенаправленного формирования экологического сознания всех категорий населения с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов (рисунок 2).

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач [3]:

1. Формирование у населения представлений о ценности природных ресурсов, об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.

2. Формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм.

3. Освоение населением экологически безопасных способов природопользования.

4. Обучение людей осознанному использованию уникального потенциала, заключенного в духовном общении с миром природы, для собственного, личностного развития.

5. Формирование у людей потребности в активной личной поддержке устойчивого, безопасного развития общества и поддержании здоровья среды.

Эффективное решение поставленных задач позволит:

- сформировать у людей стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов;

- обеспечить возможность грамотного природопользования.

Рисунок 2 - Целеполагание экологического образования (по К.А. Романовой)

Приоритетные механизмы экологического образования:

1. Подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-просветительской работы и экологического образования, их методическое обеспечение.

2. Включение программ популяризации идей устойчивого развития, поддержания здоровья среды и разъяснения ценности природных ресурсов в проекты, связанные с природопользованием, и в процесс непрерывного экологического образования.

3. Всесторонняя поддержка (как методическая, так и финансовая) общественных инициатив по формированию экологической культуры.

4. Поддержка деятельности по пропаганде идей устойчивого развития, здоровья среды и ценности ресурсов, осуществляемой природоохранными структурами, учреждениями культуры, средствами массовой информации, творческими союзами и другими учреждениями и организациями.

5. Усиление роли гуманитарных аспектов экологического образования и экологопросветительской деятельности наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии.

Необходимость в изменении иерархии общественных ценностей может возникнуть не только в результате кризиса внутриобщественных взаимоотношений, но и при нарушении норм отношений общества с внешним природным окружением.

Ученые обнаружили следующую закономерность: если общество попадает в

кризисные отношения с какой-то стороной бытия (с природой, экономикой и т.п.), то для скорейшего выхода из кризиса необходимо найти и сформировать правильную реакцию общественного организма, направленную на изменение отношения общества к кризисной стороне бытия. Реализация этого подхода пролегает, главным образом, через образовательную систему.

Эта закономерность выполняется и во взаимоотношениях общества и природы: надвигающийся экологический кризис сначала активизировал научную мысль в поиске методологического решения проблемы, что привело к признанию необходимости изменения ценностных приоритетов в общественном сознании. Для решения этой задачи

сформировалось направление, называемое экологическим образованием. Это направление в настоящее время разрабатывается учеными-исследователями, общественными деятелями, педагогами и представителями других общественных слоев. Их усилиями происходит разработка содержания экологического образования и методов его осуществления в рамках образовательных и просветительских структур.

Правительство Российской Федерации специальным постановлением провозгласило приоритет экологического образования. Несмотря на то, что этот путь представляется очень долгим, он один из наиболее надежных способов коренной перестройки общественного сознания в направлении приоритетности экологических ценностей. Это является главным условием для преобразования человека из «покорителя природы», в разумную ее

составляющую, развивающуюся в гармонии с природой.

Система непрерывного экологического образования представляет несколько уровней достижения экологической образованности:

Первый, базисный уровень должен приобретаться в дошкольных образовательных учреждениях и в семье при специально организованном процессе познания окружающего мира, в котором акцент делается на формирование первоначальных представлений о взаимосвязях человека и природы.

Многие дошкольные учреждения реализуют на практике идеи устойчивого развития, охватывая целый круг экологических, экономических и социальных вопросов. Однако они рассматриваются разрозненно и нуждаются в переосмыслении с позиции устойчивого

развития. Образование для устойчивого развития предполагает и изменение

взаимоотношений взрослых и детей, переход на диалоговую форму общения, индивидуальный подход к ребёнку, создание педагогической поддержки детской инициативы.

Для российского общества актуальной проблемой является формирование личной гражданской ответственности во всех сферах деятельности. В том числе это касается социально-экологической ответственности каждого человека, начиная с раннего возраста. Осознание связи собственного ежедневного поведения, потребления ресурсов и состояния окружающей среды - одна из главных, проблем образования для устойчивого развития. Поэтому крайне важно найти пути внедрения идей устойчивого развития в повседневную жизнь ребёнка, ведь именно в этом возрасте у него формируется система ценностей,

закладываются основы и мотивация его поведения по отношению к окружающей среде и к людям, основы социальной ответственности [5].

В настоящее время в России большинство детей в возрасте до 7 лет посещают дошкольные учреждения, в которых, как правило, находятся с 8 часов утра до 18-19 часов вечера. Это значит, что значительную часть жизни они проводят в здании, на территории детского сада и в микрорайоне города, где располагается дошкольное учреждение. Детский сад обладает гораздо большими возможностями для внедрения идей устойчивого развития, чем школа: здесь нет урочной системы, и легче внедрить идеи во все виды детской деятельности, включая самостоятельную.

Второй уровень экологического образования дети получают в школе. Здесь экологическое образование должно быть приведено в систему, имеющую общекультурную направленность: экологизация курса «Природоведение» для начальной школы, предметных курсов для среднего звена (насыщение краеведческой информацией, акцент на местные экологические условия и проблемы), введение элективных экологических курсов на предпрофильном и профильном уровнях для старшего звена, развитие кружковой работы, создание эколого-развивающей среды.

Из общеобразовательной сферы система экологического образования плавно переходит в область профессионального образования. Это третий уровень экологического образования. На этом уровне в нем можно выделить три основных направления, которые находятся в зависимости от профессиональной направленности учебного заведения и, следовательно, от того влияния, которое оказывает профессиональная деятельность выпускников на окружающую природную среду. Это гуманитарное, специализированное и профессиональное направления. Каждое из них имеет свою специфику. В гуманитарных вузах оно осуществляется при изучении таких дисциплин, как социальная экология, экология человека, экологическое право и ряда других дисциплин гуманитарной направленности. В учебных заведениях технической направленности содержание и цели экологического образования должны находиться в зависимости от получаемой студентами специальности. Специализированное направление экологического образования в ССУЗах и в ВУЗах технического профиля должно обеспечить подготовку специалиста в области активного природопользования, способного осуществлять рациональное использование природных ресурсов и принимать экологически целесообразные решения на своем рабочем месте в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях.

Профессиональное направление экологического образования в ССУЗах и ВУЗах означает подготовку специалистов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования или преподавателей экологии. Здесь экологическое образование должно обеспечивать выполнение разнообразных профессиональных функций, поэтому его содержание составляют профилирующие экологические дисциплины и курсы, обеспечивающие подготовку по специальности и профессиональной специализации. Удельный вес экологических дисциплин в учебном плане таких учебных заведений должен быть очень высоким.

Образование в интересах устойчивого развития даёт возможность пересмотра устоявшихся традиций в образовании, в том числе в формах и методах, и качественного совершенствования учебного процесса. Это не просто переход на «субъект-субъектные» отношения преподавателя и студента, а совместное формирование обучающей среды, где открываются новые возможности для каждой личности.

Четвертый уровень экологического образования проходит через систему повышения квалификации. После окончания учебных заведений, проработав какое-то время (5-6 лет) на производстве, в школе или на государственной экологической службе, специалисты названных направлений должны проходить обучение в системе повышения квалификации. Содержание экологических знаний на этом уровне должно обновляться и совершенствоваться периодически с изменением требований законодательных и нормативных актов к процессу производственной деятельности, к порядку организации

взаимоотношений с контролирующими структурами и др. В этой системе экологическое образование продолжается в течение всей жизни.

Самый высший уровень экологического образования пролегает через институт аспирантуры, докторантуры, соискательства. Это касается людей, занимающихся самостоятельными исследованиями в области окружающей среды и рационального природопользования, которые вносят вклад в улучшение состояния окружающей природной среды и взаимоотношений общества и природы.

Экологическое просвещение также обращено к той части населения, которое не попадает в систему непрерывного экологического образования. Это пенсионеры, безработные, рабочие и специалисты сфер, не попадающих под действие системы повышения квалификации. Просвещение этой части населения осуществляется через средства массовой информации, организацию различных мероприятий, формирующих экологическую культуру населения: экологических праздников, выставок-продаж цветов, посадочного материала к дачному сезону, пропаганды экологически чистых технологий и материалов, проведение консультаций по агротехнике выращивания различных видов растений, семинаров для любителей живой природы - садоводов, овощеводов, по проведению экологических занятий с малышами и младшими школьниками, по организации и проведению конкурсов рисунков и поделок, выставок букетов и многого другого. Эта работа в регионах ведется различными культурно-просветительскими, общественными, государственными организациями.

Вышесказанное подтверждает очевидную значимость и необходимость непрерывного экологического образования человека в течение всей его жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Десятилетие образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных наций, 2005-2014 гг. Международный план мероприятий.

2. Марфенин, Н.Н. Чему и как учить в современном мире? / Н.Н.Марфенин // XV Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития»: тезисы докладов и презентаций. - СПб, 2009. - С. 9-17.

3. Романова, К.А. Витагенная модель профессионально-экологического образования / К.А.Романова. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 360 с.

4. Романова, К.А. Экологическое сознание человека - ценностная ориентация времени / К.А.Романова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - Оренбург: ОГУ, 2007. - №5. - С. 67-77.

5. Рыжова, Н.А. Реализация идей устойчивого развития в дошкольном образовании / Н.А.Рыжова // XVI Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития»: тезисы докладов и презентаций. - СПб, 2010. - С. 56-65 с.

© Макшеева А.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.