Научная статья на тему 'Экологическое образование и приоритеты государственной политики: к проблеме реализации цели и задач образования для устойчивого развития системы «Природа-общество»'

Экологическое образование и приоритеты государственной политики: к проблеме реализации цели и задач образования для устойчивого развития системы «Природа-общество» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / STATE POLICY / ECOLOGICAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шалаева О. В.

Статья посвящена теме государственной политики в области экологического образования или образования для устойчивого развития. Экологическая политика понимается как государственная политика в контексте экологической проблемы. Говорится о необходимости развития концепции экологического образования, приоритетах его содержания, исходящих из основной его цели: содействовать личностному росту и развитию каждого члена общества для сохранения единой системы «природа общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION AND STATE POLICY PRIORITIES:TO THE PROBLEM OF REALIZATION THE PURPOSE AND PROBLEMS OF EDUCATION FOR SYSTEM "NATURE-SOCIETY" FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Article is devoted to the theme of state policy in the field of ecological education or education for sustainable development. The ecological policy is understood as a state policy in environmental problem context. It is told about necessity of development the concept of ecological education, the priorities of its maintenance which are starting with its basic purpose: to promote personal growth and development of each member of society for preservation the common system «nature society».

Текст научной работы на тему «Экологическое образование и приоритеты государственной политики: к проблеме реализации цели и задач образования для устойчивого развития системы «Природа-общество»»

УДК: 37.014:574:37.032

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ «ПРИРОДА-ОБЩЕСТВО»

© 2011 О.В. Шалаева

Ботанический сад Института биологии Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Поступила в редакцию 15.03.2011

Статья посвящена теме государственной политики в области экологического образования или образования для устойчивого развития. Экологическая политика понимается как государственная политика в контексте экологической проблемы. Говорится о необходимости развития концепции экологического образования, приоритетах его содержания, исходящих из основной его цели: содействовать личностному росту и развитию каждого члена общества для сохранения единой системы «природа - общество».

Ключевые слова: государственная политика, экологическое или образование для устойчивого развития, развитие личности

Многие исследователи в области образования и подходов к решению экологической проблемы проводят мысль о том, что экологическая проблема имеет два аспекта, и в обществе реализуются две основные стратегии, направленные на гармонизацию состояния единой системы «природа-общество». Во-первых, технологическая, предусматривающая разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий, а также совершенствование экологического законодательства. Вторая стратегия - гуманитарная, которая призвана содействовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни и основное средство ее реализации - образование, прежде всего экологическое [1]. Л.И. Сергиенко [1], как и многие другие, отмечает, что экологическое образование не отвечает требованиям времени, что получаемые людьми знания далеко не всегда приводят к изменению жизненной позиции человека, от которого зависит конкретное решение, принимаемое им в своем «радиусе действия».

Как пишет известный педагог и мыслитель современности Д .Икеда: «Если до сих пор человеческая цивилизация обеспечивала себе прогресс единственным путем изменения внешней среды своего обитания, то будущее диктует новые условия, приближая ситуацию, когда без усовершенствования нашей внутренней среды, т.е. нравственного роста самого человека, последующий прогресс оказывается невозможным» [2, с. 136-137]. «Устойчивое развитие возможно только как результат этического обновления человечества, формирования новой системы ценностей, новых моральных императивов»

Шалаева Ольга Владимировна, кандидат биологических наук, научный сотрудник. E-mail: [email protected]

[Данилов-Данильян, Лосев, 2000, - цит.по: 3, с. 733]. Н.Н. Моисеев во многих работах, в частности, в последней работе (докладе) 2000 г. «Сохранить человечество на Земле» сказал, что в современных условиях для всей популяции Homo sapiens становится жизненно важным наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности [4]. Таким образом, экологическая ситуация на планете поставила перед человечеством и политиками многих стран очень серьезную проблему: либо это в принципе выбор ориентирования на внешний закон, на реформирование законодательства и его ужесточение, либо выбор в качестве приоритета образование и его реформирование, которое будет нацелено на развитие личности, увеличение числа личностей в обществе, и по сути это будет ориентацией на путь к «обществу элиты», обществу личностей, и путь к истинной демократии. Часто как образец для подражания для России выступают США и европейские страны, где законом регламентируется практически все. Но исторический опыт России ясно показал, что там, где поведение человека регламентируется извне, «внешним законом», там без внутреннего закона - конкретного члена общества - возможны любые трансформации поведения человека при изменившихся условиях. В частности, наглядный пример для всего мира -революция 1917 г., ясно показавшая, что религиозность огромного населения России была практически неосознанной, не являлась внутренним законом, и поэтому практически моментально огромная масса православного населения страны жгла Храмы и т.п.

Стратегия образования - это путь к той или иной «социальности». И это отражение государственной политики и долгосрочной стратегии развития общества. При этом экологическое

1566

Экологическое образование

образование как дополнительное образование для всех возрастных категорий населения, ценно именно тем, что охватывает всех граждан страны в любом возрасте, «работая» на становление и развитие личности каждого человека. Экологическое образование нацелено на становление и развитие «экологического измерения» общей культуры человека, на становление его экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Но - словами Ф. Капры [5], становление экологического сознания фактически равно духовному развитию человека и развитию духовного уровня личности, т.е. экологическое образование может выполнять миссию катализатора духовного развития человека -каждого члена общества.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майер, размышляя о новых стратегиях образования и культуры, заметил: «Образование в самом широком смысле можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества» [6, с. 268]. При этом ведущая роль в создании условий, обеспечивающих реализацию задач и целей устойчивого развития, должна принадлежать государству [6]. Но «антропопо-литика, - пишет В.М. Теребихин, - пока не имеет институционального научного статуса и тем более статуса государственной политики... Ан-тропополитика как комплекс политик и направлений деятельности, направленных на преодоление антропологического кризиса... включает в себя и политику в сфере образования» [7, с. 13]. Цель антропополитики - создание условий для самореализации, духовного развития человека, или личностного развития [7].

В 1949 г. Э. Мунье была издана книга «Персонализм» [8], где во введении И.С. Вдови-на пишет, что понятие личности (персоны) «выступает сегодня в качестве основы всемирной гуманистической стратегии, нацеленной на отстаивание и укрепление общечеловеческих ценностей», что «в постсовременных философско-социальных концепциях речь идет... о становлении нового «персоноцентристского»этноса, где реализуется равноправие и равноценность индивидов, социальных групп, человеческих сообществ. Персоналистская парадигма набирает силу и с связи с общим подъемом правового сознания и движения в защиту гражданских прав личности, которое ищет философско-мировоз-зренческого обоснования» [9, с. 10]. Сам Э. Мунье писал, что «основанием власти может быть только конечная судьба личности, она должна уважать личность и способствовать ее развитию [8, с. 125]. «История может быть только сотворчеством свободных людей» [8, с. 93]. «Свобода ...есть ... способ, посредством которого личность есть все то, что она есть... Избирая то или другое, я каждый раз косвенно избираю самого себя и строю себя через свой выбор [8, с. 79]. «Персонализм не является этикой «великих людей»,

аристократизмом нового вида... «Личностное существование есть не что иное, как собственно человеческий способ существования» [8, с.15]. «Личность принадлежит порядку Духа» [10, с. 133] «Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью» [10, с. 134].

Один из путей к «новой социальности», обществу личностей Г.С. Киселев [11] видит через гуманистическое воспитание, которое положило бы в свою основу представление о человеке как об искусственном создании, самопорождаемом через образование в культурной среде в соответствии с максимами нравственного закона, имеющего абсолютный характер [11]. Дж. Дьюи [12] в работе «Творческая демократия - задача, которая стоит перед нами» пишет о том, что «демократия есть образ жизни, определяемый живой, работающей верой в возможности человеческой природы. Вера в обычного человека -естественная составляющая демократического кредо» [12, с. 48]. В работе Д. Дьюи «Этика демократии», - пишет А.Г. Сытин [13, с. 55] Дьюи проводит мысль, что в каждом человеческом индивиде заключена личность, что «демократия должна начинаться в самом человеке, быть укорененной в нем самом [Дьюи, 2003, с. 161, - цит. по: 13, с. 58].

Известно, что если человек осознает свою сущность как особого вида на планете, свое место в природе, то это осознание уже становится основанием его деятельности, деятельности на благо жизни во всех ее ипостасях. Этому осознанию служит как философия, так и наука, и религия - формы духовной культуры человечества. «Философия, впрочем, как и религия - средство, препятствующее дереализации и деперсонализации... Философия... упорядочивает отношение человека к природе, обществу и самому себе, способствует пребыванию его в здоровом состоянии, то есть в человеческом. Они дают человеку понимание того - в чем состоит человек -понятие человека» [14, с. 11]. Понимание феномена человека, в свою очередь, служит становлению духовного уровня развития человека, следовательно, и становлению экологического сознания.

Видится, что обращение к проблеме содержания дополнительного экологического образования, включение в нее курсов, прежде всего философского содержания, направленных на личностное развитие, духовное развитие каждого человека, на инициирование ими процесса самообразования, саморазвития, нравственного самосовершенствования человека - будет способствовать увеличению личностной «компоненты» в обществе, развитию подлинной демократии и реализации задач экологического или образования для устойчивого развития - духовного развития и личностного роста каждого члена общества и его цели - сохранения человеческой цивилизации и жизни на планете Земля.

1567

Тема устойчивого развития - это тема экологической политики государства, которая в действительности является государственной социальной политикой. Мы много говорим об образовании для устойчивого развития или экологического образования, особенно в последнее десятилетие ХХ столетия и первое - XXI века - как пути решения экологической проблемы, сохранения человеческой цивилизации и жизни на планете Земля. Мы много говорим о том, что целью данного образования, существующего в разных формах, является личность. Но до сих пор данные постулаты не стали основанием государственной политики, по-прежнему в большей степени ориентированной на совершенствование экологического законодательства. Но люди, не обладающие экологическим сознанием, могут обойти любой закон, а главная цель - формирования экологического сознания - пока остается «на задворках» экологической или социальной политики. Ибо формирование экологического сознания или духовного «измерения» общей культуры человека - это задача образования, нацеленного на формирование «общества личностей» в перспективе, поэтому государственная политика должна быть политикой, ориентированной на создание условий для духовного развития каждого человека, каждого члена общества. И только такая экологическая политика будет реально отвечать концепции образования для устойчивого развития, общепризнанной целью которого является личность и увеличение, рост личностной «компоненты» в обществе как путь сохранения единой системы «природа - общество».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сергиенко, Л.И. Развитие экологического образования в высшей школе // Аграрная наука. 2007. №9. С. 10-12.

2. Икеда, Д. Космос. Земля. Человек. Диалоги / Пер. с японского; под общ. ред. Экуко сайто Бенц // Д. Икеда, А. Серебров. - М.: Изд-во Мос-ковск. Госуниверситета, 2006. 310 с.

3. Лисеев, И. К. Экологическая этика в условиях новой экологической культуры // Философия и этика: Сборник научных трудов. К 70-летию академика А.А. Гусейнова. - М: Альфа-м., 2009. С. 723-736.

4. Моисеев, Н.Н. Сохранить человечество на Земле // Заслон Средневековью. Сборник. - М.: Тай-декс Ко, 2009. С. 307-310.

5. Капра, Ф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. - Киев: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. 318 с.

6. Жуков, В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. Изд. 2-е, пе-рер-е и дополн-е. В 3т. Т3. Философия и социология. Образование и культура. - М.:Изд-во РТСУ, 2007. 614 с.

7. Теребихин, В.М. Антропополитика: некоторые антропосоциофилософские и политико-управленческие основания социопроектирования // Гуманитарные исследования. 2007. 32. С. 12-21.

8. Мунье, Э. Персонализм / Институт науч. информации по общественным наукам РАН. - М., 1993. 129 с.

9. Вдовина, И.С. Предисловие к книге Э. Мунье «Персонализм» / Институт науч. информации но общественным наукам РАН. - М., 1993. 129 с.

10. Бердяев, Н.А. Дух и реальность / Н.А. Бердяев. Вступ. Ст. и сост. В.Н. Калюжного. - М.: ООО «Изд-во АСТ». Харьков: «Фолио», 2003. 679 с.

11. Киселев, Г.С. По Образу и Подобию... // Вопросы философии. 2008. №1. С. 3-18.

12. Дьюи, Дж. Творческая демократия - задача, которая стоит перед нами // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.12. Политические науки. 2008. №2. С. 46-51.

13. Сытин, А.Г. Творческая демократия: к осмыслению политико-философского кредо Дж. Дьюи // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.12. Полит. Науки, 2008. 32. С. 52-60.

14. Витязев, А.К. К вопросу о методологии исследования философских моделей онтогенеза // Гуманитарные исследования. 2007. №2. С. 3-11.

ECOLOGICAL EDUCATION AND STATE POLICY PRIORITIES:TO THE

PROBLEM OF REALIZATION THE PURPOSE AND PROBLEMS OF EDUCATION FOR SYSTEM "NATURE-SOCIETY" FOR SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

© 2011 O.V. Shalaeva Botanical Garden of Institute of Biology Komi Science Center UrB RAS, Syktyvkar

Article is devoted to the theme of state policy in the field of ecological education or education for sustainable development. The ecological policy is understood as a state policy in environmental problem context. It is told about necessity of development the concept of ecological education, the priorities of its maintenance which are starting with its basic purpose: to promote personal growth and development of each member of society for preservation the common system «nature - society».

Key words: state policy, ecological education for sustainable development, development of the person

Olga Shalaeva, Candidate of Biology, Research Fellow. E-mail: [email protected]

1568

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.