Голубничая Светлана Николаевна
кандидат биологических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.12
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ENVIRONMENTAL EDUCATION
В работе проанализирована роль природоведческих экскурсий в экологическом образовании населения. Рассмотрены особенности методики проведения экскурсий по особо охраняемым природным территориям Донецкого региона.
Ключевые слова: экологическое образование, особо охраняемые природные территории, экскурсии
The role of Natural Science guided tours in the environmental education of population is analized in the article. Specific features of the methods organazing guided tours around Natural Reserves of the Donetsk Region are considered.
Key words: environmental education, natural reserves, guided tours
Современное производство требует от человека больших физических затрат и нервного напряжения, для восстановления сил необходимо прежде всего непосредственное общение с природой. Условия жизни в городе с его высокой концентрацией производств, загрязненной атмосферой, шумом, интенсивным движением транспорта существенно повышают фактор риска заболеваний и отрицательно влияют на процесс восстановления сил человека. Поэтому отдых на лоне природы становится жизненной необходимостью.
С другой стороны, существует тенденция к сокращению природных территорий, изменению их первозданного вида, чему немало способствует нерациональная рекреация, поэтому в настоящее время остро стоит задача комплексного использования рекреационных природных ресурсов. Особенно актуальна данная проблема для Донецкого региона как урбанизированной и промышленной территории.
Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками [4, с.29]. Оно является важнейшим фактором устойчивого развития общества [5, с.201]. На современном этапе развития экологическое образование строится на единстве природы и человеческого общества, на огромной роли природы в формировании личности человека.
Главными принципами экологического образования являются междисциплинарный подход и систематичность, непрерывность изучения природного материала.
Существует три направления развития экологического образования: 1) формирование системы экологических представлений, 2) развитие отношений природы и общества 3) разработка стратегий и технологий. Комплексное решение проблем экологического образования требует интеграции всех направлений в единую систему.
Для обучающихся необходимо не только получение теоретических знаний, но и практические действия. Экскурсионная деятельность является одним из таких направлений.
Объекты природно-заповедного фонда являются теми территориями, где можно и нужно сочетать отдых на природе и охрану окружающей среды. Этому должна способствовать экскурсионная программа, так как одной из функций экскурсий является воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Экскурсионное обслуживание является наиболее демократичным видом туристического обслуживания. В плане повышения туристического имиджа Донецкого региона развитие экскурсионного обслуживания может иметь решающее значение, так как именно оно позволяет охватить наиболее широкие слои населения.
Отсутствие необходимости выезда за пределы постоянного места проживания, относительно невысокая стоимость делают экскурсионное обслуживание особенно популярным среди детей и молодежи (особенно учащихся). Именно экскурсии могут дать толчок к развитию экофильного мышления, что будет способствовать улучшению экологической ситуации.
В Донецком регионе не проводились исследования о возможности использования экскурсий для экологического образования населения. Научно-практические исследования велись главным образом в области изучения экскурсионного потенциала. В работах В.Ф. Горягина [2, с. 21], В.Ф. Данильчука [3, с.61], М.С. Кудокоцева [4, с.27] рассматриваются разные аспекты выявления и использования туристско-рекреационного потенциала.
Целью данной работы является анализ роли природоведческих экскурсий в экологическом образовании населения Донецкого региона.
Для выяснения предпочтений жителей Донецкого региона в выборе экскурсий был проведен опрос 925 респондентов, жителей Донецкого региона: 46% респондентов живут в городах, 31% - в г. Донецк, 23% - в других населенных пунктах, 58% опрошенных - женщины, 42% - мужчины. Возраст респондентов составил от 19 до 35 лет (31%), 36-45 лет (33%), 46-60 лет 16%, от 12 до 18 лет (15%), старше 60 лет (5%).
Изучалась структура рекреационных преимуществ и посещений достопримечательностей жителями Донецкого региона. Так, 37% респондентов выезжают за пределы своего постоянного проживания для отдыха раз в году, 32% - раз в месяц, не выезжают совсем - 31%. В частности экскурсии посещают раз в год 40% респондентов, 15% - раз в месяц, 6% - раз в неделю и 39% совсем не бывают на экскурсиях.
Что касается преимуществ жителей в посещении экскурсий, то 9% хотели бы посещать экскурсии раз в неделю, 40% - раз в месяц, 38% - раз в год, лишь 13% опрошенных совсем не хотели бы посещать экскурсии.
В экскурсиях по городу Донецку большинство респондентов (50%) предпочли экскурсии по паркам и скверам (можно было выбирать несколько вариантов ответов). В то время как на существующем рынке экскурсионных услуг города Донецка такие экскурсии не предлагаются. Доминируют экскурсии по культурно-историческим объектам. Исключение составляет Донецкий ботанический сад, но его экскурсоводы не проводят экскурсии по городским объектам. В тоже время в городе есть, что показать любителям природы: Центральный городской парк культуры и отдыха им А. Щербакова, Городской парк культуры и отдыха, сквер гостиничного комплекса «Виктория», сквер Первомайский (сквер Влюбленных), сквер у здания Администрации Киевского района, Шеффилдский сквер.
Донецк в конце прошлого века не случайно стал одним из самых озелененных промышленных городов Европы и удерживает это звание до настоящего времени. На улицах и в парках города, благодаря ученым Донецкого ботанического сада, произрастает множество интересных растений: бундук, гинго, магнолии. Особого внимания заслуживает работа по озеленению терриконов. Экскурсии по таким объектам интересны не только школьникам, изучающим экологию, но и туристам, многие из которых мечтают совершить «восхождение» на эти рукотворные горы.
Важным ресурсом являются особо охраняемы природные территории, представляющие собой заповедные участки, где сохранились естественные экосистемы. В туризме эти территории получили название природно-антропогенных ресурсов.
Природно-заповедный фонд Донецкой Народной Республики состоит из 38 объектов. Из них биосферных особо охраняемых природных территорий республиканского значения - 1, республиканских ландшафтных парков - 2, заказников - 15 (орнитологических - 3, ботанических - 3, геологических - 1, лесных - 5, ландшафтных - 2,энтомологических - 1, памятников природы - 13 (ботанических - 3, гидрологических - 2, геологических - 7, зоологических - 1), ботанических садов - 1 , заповедных урочищ - 5 (гидрологического типа - 1, геологического типа - 3, заповедное урочище - 1), зоопарков - 1. Общая площадь этих территорий составляет 30,673 тыс. га, из которых 7,746 тыс. га составляет акватория Азовского моря. Совокупность всех особо охраняемых природных территорий образует Природно-заповедный фонд, который является национальным достоянием Донецкой Народной Республики.
Важным фактором при выборе объектов для проведения природоведческих экскурсий является площадь, так как рекреационно-туристская емкость и допустимая рекреационная нагрузка тесно связаны с этим показателем. Из всего количества природоохранных территорий можно выделить территории, которые занимают наибольшую площадь. Среди них Биосферная особо охраняемая природная территория республиканского
значения «Хомутовская степь - Меотида» и два Республиканских ландшафтных парка «Донецкий кряж» и «Зуевский». Территориально в самом выгодном положении оказывается Новоазовский район (20269 га). На втором месте - Амвросиевский (3047 га), затем следуют Шахтерский (1710 га), Старобешевский (152 га) и Тельмановский (80 га). Среди городов лидером является город Снежное, в котором 1290 га занимает Лесной заказник местного значения «Урочище Леонтьево». На втором месте находится г. Харцызск (1252 га), на третьем месте - Горловка, за счет лесного заказника местного значения «Урочище Софиевское» (565 га). Донецк занимает четвертое место с двумя объектами: Донецкий ботанический сад и Ландшафтный заказник местного значения «Ларинский» (273 га).
Наибольшее количество (9) расположено в Старобешевском районе. Второе место разделяют Новоазовский и Амвросиевский районы. На третьем месте - Тельмановский, Шахтерский и Ясиноватский районы. В Донецке, Харцызске и Енакиево находятся по два объекта. В Докучаевске, Горловке и Снежном - по одному объекту природно-заповедного фонда.
Понятие «природоведческая экскурсия» определяется как форма экологического образования по организации учебно-воспитательного процесса. Представляет собой посещение природных комплексов, позволяющее проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях для формирования индивидуальной экологической картины мира с целью воспитания бережного отношения к окружающей среде, формирования экофильного мировоззрения. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе [1, с. 121].
Методика проведения природоведческих экскурсий обусловлена тем, что экскурсанты могут вступать в непосредственный контакт с объектами осмотра. Для показа выбираются самые живописные уголки природы с тем, чтобы экскурсия имела не только научно-познавательную ценность, но и оказывала эстетическое воздействие.
При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, затем подбирается литература, что является специфической чертой природоведческой экскурсии. Выбранный объект должен быть доступным для осмотра, наблюдения, изучения, а его месторасположение - удобным для транспортного сообщения и отдыха.
Отличительной особенностью методики показа объекта природы является то, что источником информации выступает сам объект живой и неживой природы, а не событие, с ним связанное. В отличие от объектов других экскурсий объекты живой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи. При показе объектов применимы естественнонаучный анализ, сравнение, прием зрительной реконструкции. Из методических приемов рассказа используют описание, характеристику, объяснение. Интересным является применение приемов литературного монтажа, цитирования, например А.П. Чехова в Хомутовской степи.
Необходимо использовать «портфель экскурсовода», куда рекомендуется включать фотографии животных, редких растений. Нежелательно использовать гербарные образцы. Абсолютно недопустимо срывать части растений, чтобы экскурсанты могли их лучше рассмотреть.
По форме такие экскурсии могут быть как классическими, так и альтернативными, например, экскурсии-тренинги, экскурсии-прогулки. В природоведческие экскурсии рекомендуется включать посещение музеев, соответствующих теме. В плане предусматривают и отдых. Экскурсию следует заканчивать подтемой «Охрана окружающей среды».
В развитии экологического туризма большое значение имеет наличие квалифицированных гидов, а также строгие меры по охране природы в местах посещения.
При планировании развития экологического туризма следует учитывать, что районы экологического туризма нуждаются в доходах для организации ухода за территорией, большую часть которых можно получить непосредственно от продажи входных билетов и сувениров. Необходимо предусмотреть возможность экологического образования туристов с помощью информационных брошюр, выставок и путеводителей, специальных занятий, а также возможность вовлечения местного населения в развитие экологического туризма в качестве проводников, смотрителей. Это позволит воспитывать у населения экологическое мышление, потребность бережного отношения к окружающей среде.
Таким образом, экскурсии экологической направленности пользуются спросом у жителей Донецкого региона. При комплексном подходе к организации природоведческих экскурсий они играют важную роль в экологическом образовании населения, формировании экологической культуры и мировоззрения. В Донецком регионе достаточное количество природных территорий, относящихся к различным категориям и уровням охраны, которые могут и должны быть задействованы в экологическом образовании населения, что будет способствовать охране окружающей среды и формированию нового уровня отношений в системе «человек-окружающая среда».
ЛИТЕРАТУРА
1. Голубнича С.М. Особливосп методики проведения рiзних тематичних екскурсш / С.М. Голубнича // 1нновацп i якють вищо'1 освт: збiрник тез доповщей учасниюв науково-методичнох конференцп иауково-педагогiчиих працiвиикiв уиiверситету. - Донецьк: ДонНУЕТ, 2013. - С.64-65.
2. Горягин В.Ф. Туристические центры Донецкой области: возможные пути повышения эффективности / В.Ф. Горягин // Вюник Д1ТБ. - 2005. - №9. - С. 118-121.
3. Данильчук В.Ф. Целесообразность создания туристических центров на территории региональных ландшафтных парков/ В.Ф. Данильчук // Вюник Д1ТБ.- №10. - 2006. - С. 20-29.
4. Кудокоцев Н.С. Туристско-рекрационное зонирование территории на пример Волновахского района Донецкой области / Н.С. Кудокоцев, С.Н. Голубничая // Вюник Д1ТБ- №11. - 2007. - С. 208 - 213.
5. Рубанова Е.В. Проблемы современного экологического образования / Е.В. Рубанова // Известия Томского политехнического университета. - Том 315. - 2009. - С.75-78.
6. Рябов А.М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе / А.М. Рябов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - С. 154159.
Махмудов Сарвар Юлдашевич
Кандидат педагогических наук, Главный редактор научно-методических журналов «Народное образование», «Вестник народного образования»
(Ташкент, Республика Узбекистан)
УДК 371
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УГРОЗ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
THE MAIN FACTORS PREVENTING INFORMATION THREATS IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PUBLICATIONS
В статье раскрыты возможности педагогических изданий в обеспечении информационной безопасности путем анализа и мониторинга публикуемых материалов, разработки критериев оценки их содержания; представлена структура концепции предотвращения информационных угроз в научно-педагогических и учебно-методических изданиях.
Ключевые слова: педагогические издания, предотвращение информационных угроз, негативное воздействие, психологические манипуляции сознанием, механизм противодействия информационным угрозам, критерии оценки содержания информации.
The possibilities of pedagogical publications in the provision of information security through the analysis and monitoring of published materials, the development of criteria for assessing their content are disclosed in this article. Here the structure of the concept of preventing information threats in scientific and educational and educational publications is also presented.
Key words: pedagogical publications, prevention of information threats, negative impact, psychological manipulation of consciousness, mechanism for countering information threats, criteria for assessing the content of information.
После достижения нашей страной независимости средства массовой информации, в частности, научно-педагогические и учебно-методические издания превратились в трибуну свободного выражения мыслей, отношений и позиций научно-педагогической общественности и специалистов.
Соответственно перед педагогическими изданиями поставлена задача уберечь получателей образования от негативного воздействия на их культуру и духовность через представляемые в изданиях материалы, информацию и рекомендации. В этом контексте на первый план выдвинуты вопросы