Научная статья на тему 'Экологическое благополучие как компонент ценностного сознания личности: программа исследования'

Экологическое благополучие как компонент ценностного сознания личности: программа исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективное экологическое благополучие / ценностная структура / ценности / экономико-психологические характеристики / subjective ecological well-being / value structure / values / economic and psychological characteristics.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хащенко Н. Н., Баранова А. В., Панова Е. М., Смирнова Н. П.

Представлены методологические основания и программа эмпирического исследования, направленного на изучение экологического благополучия как компонента ценностного сознания и его связи с экономико-психологическими характеристиками личности. Экологическое благополучие личности изучается и анализируется с точки зрения ценностного подхода, как самоценность в структуре ценностных приоритетов личности. С целью определения факторов и детерминант субъективного экологического благополучия личности исследуются экономико-психологические характеристики личности (материализм личности, экономическая идентичность, экономическое самочувствие и экономические притязания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хащенко Н. Н., Баранова А. В., Панова Е. М., Смирнова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL WELL-BEING AS A COMPONENT OF VALUABLE CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY: RESEARCH PROGRAM

The methodological foundations and an empirical research program aimed at studying environmental well-being as a component of value consciousness and its connection with the economic and psychological characteristics of the individual are presented. The ecological wellbeing of the individual is studied and analyzed from the point of view of the value approach, as selfworth in the structure of individual's value priorities. In order to determine the factors and determinants of the subjective ecological well-being of an individual, the economic and psychological characteristics of the individual are examined (materialism of an individual, economic identity, economic well-being, and economic claims).

Текст научной работы на тему «Экологическое благополучие как компонент ценностного сознания личности: программа исследования»

2. James F. Moore Predators and Prey: A New Ecology of Competition From the May-June 1993 Issue //https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения: 27.01.2020).

3. Лукша П. Эволюционный кризис и эволюционный переход https Лекторий Кружкового движения//www.youtube.com/watch?v=BPrYPeGjoH4 (дата обращения: 27.01.2020).

4. Сельские фантазии. В шести Буколиках и монологах // Бизнес-журнал. 2015. №9 (233). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskie-fantazii-v-shesti-bukolikah-i-monologah (дата обращения: 27.01.2020).

5. https://www.ashoka.org/en-us/about-ashoka; OECD (2016) Science technology and innovation Outlook (дата обращения: 27.01.2020).

6. https://nti2035.ru/ (дата обращения: 27.01.2020).

7. https://greatbaikaltrail.org/story (дата обращения: 27.01.2020).

8. McKinsey Global Institute Digital globalization: The new era of global flows (2016); Sharma, C. K.. Emerging dimensions of decentralisation debate in the age of globalization (2009).

УДК 159.9

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК КОМПОНЕНТ ЦЕННОС ТНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ9 Хащенко Н.Н.*, Баранова А.В.**, Панова Е.М.**, Смирнова Н.П.**

*ФГБУН Институт психологии Российской Академии наук, Москва, Россия

E-mail: nadin-khash@yandex.ru **НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия

Аннотация. Представлены методологические основания и программа эмпирического исследования, направленного на изучение экологического благополучия как компонента ценностного сознания и его связи с экономико-психологическими характеристиками личности. Экологическое благополучие личности изучается и анализируется с точки зрения ценностного подхода, как самоценность в структуре ценностных приоритетов личности. С целью определения факторов и детерминант субъективного экологического благополучия личности исследуются экономико-психологические характеристики личности (материализм личности, экономическая идентичность, экономическое самочувствие и экономические притязания).

Ключевые слова: субъективное экологическое благополучие, ценностная структура, ценности, экономико-психологические характеристики

ECOLOGICAL WELL-BEING AS A COMPONENT OF VALUABLE CONSCIOUSNESS OF THE PERSONALITY: RESEARCH PROGRAM Khashchenko N.N.1, Baranova A.V.2, Panova E.M.2, Smirnova N.P.2

institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

E-mail: nadin-khash@yandex.ru 2Moscow Institute of psychoanalysis, Moscow, Russia

Abstract. The methodological foundations and an empirical research program aimed at studying environmental well-being as a component of value consciousness and its connection with the economic and psychological characteristics of the individual are presented. The ecological well-being of the individual is studied and analyzed from the point of view of the value approach, as self-worth in the structure of individual's value priorities. In order to determine the factors and determinants of the subjective ecological well-being of an individual, the economic and psychological

9 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00832 А («Экологическое благополучие в ценностной структуре личности во взаимосвязи с ее экономико-психологическими характеристиками»).

characteristics of the individual are examined (materialism of an individual, economic identity, economic well-being, and economic claims).

Keywords: subjective ecological well-being, value structure, values, economic and psychological characteristics.

В экологической психологии постулируется положение о том, что преодоление глобального экологического кризиса на планете может быть обусловлено принятием так называемого экологического императива, который должен стать руководством к действию. Под экологическим императивом понимается такое взаимодействие человека с природой, которое не нарушает экологическое равновесие. Его социальная, научная и практическая реализация связывается с концепцией устойчивого развития, согласно которой технологическое и социальное развитие человечества обязательно должно подчиняться требованию сохранения устойчивости развития экосистемы «человек-планета» в глобальном и региональном масштабах. В современном мире, где преобладает «потребительское» отношение человека к природе и окружающей его природной среде, такое развитие предполагает изменение экологической культуры и экологического сознания человека [4]. Решение этой задачи может быть затруднено без постижения того, какое значение для человека имеют экологические проблемы, насколько человек осознает себя частью природной среды и готов взаимодействовать с природой на равных условиях, значимости для личности ценности природы в ее ценностном сознании. Степень осведомленности и понимания человеком решающей роли окружающей среды в его индивидуальном благополучии, осмысление того, что люди являются частью окружающей среды, что последствия деятельности человека всегда отражаются на окружающей его среде, исследователи связывают с таким понятием, как экологическое благополучие. Но при этом, психологическая природа феномена экологического благополучия личности или ее субъективного экологического благополучия, как основания взаимодействия человека с окружающей его природной средой еще не раскрыта.

Отношение человека к экологическим условиям жизни может определяться через переживание им благополучности-неблагополучности этих условий, т. е. связано с субъективным экологическим благополучием, включенным в систему жизненных целей личности [5]. Жизненные цели и отношение человека к себе, другим людям, явлениям окружающего мира определяются ее ценностными приоритетами, которые в рамках направленности личности создают основу мировоззрения, мотивационной активности, жизненной концепции в целом. Ценностные ориентации, как способ дифференциации индивидом объектов по их значимости, направляют поведение человека, определяют развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Но при этом, эмпирическое изучение ценностей, чаще всего в рамках социологических и социально-психологических исследований, значительно затруднено. Причинами выступают высокая степень абстракции, расхождения между индивидуальными и групповыми ценностями, их культурная обусловленность. Различная степень абстракции ценностей приводит к тому, что важнейшие ценности высокого уровня («жизнь», «добро», «благо», «благополучие») не включаются в списки ценностей [2]. Так, например, в широко используемом в отечественной науке методическом подходе к изучению структуры ценностных ориентаций М. Рокича, «экологонаправленные» ценности представлены только одной ценностью - «Красота природы». Методический подход к изучению индивидуальных ценностей личности Ш. Шварца также включает, в структуре ценностей «Универсализм» - понимания, благодарности, терпимости и поддержания благополучия всех людей и природы, одну ценность - «Забота о природе», предполагающую мотивационную цель «сохранение природной среды».

В социальной и экономической психологии в наибольшей степени разработаны проблемы материальных ценностей и благополучия человека. Утверждают, что влияние ценностной ориентации определяется тем, как она взаимодействуют с типом ценностей среды, в которой люди находятся [8]. Ценностно-смысловое значение экономического благополучия для человека наиболее ярко проявляется в его отношении к деньгам, вещам, собственности, потреблению и той роли, которую они играют в жизни, т. е. в значимости экономических

ценностей [5]. При этом, жизненные ценности не имеют однозначной связи в сознании человека с материальными благами и ресурсами, наоборот, материальное благополучие может быть подчиненно достижению неэкономических терминальных ценностей, таких как любовь, безопасность, свобода, внутренняя гармония, близость с другими и т. д. Так, мета-анализ научных источников, посвященный определению связи между отношением к природе и счастьем (благополучием) человека, показал, что люди, взаимодействующие с природой, как правило, счастливее, контакты с природой улучшают настроение, познание и здоровье [7]. В исследовании, посвященном изучению чувства связи с природой и отношению к глобальным рискам, было установлено, что чувство связи с природой вносит наиболее весомый вклад в озабоченность рисками природных катастроф и экологическими проблемами. Чувство связи с природой выступает одним из предикторов общей экологической ответственности личности [3].

Вместе с тем, важной стороной изучения проблемы экологического сознания и экологического благополучия личности выступает вопрос об определении их детерминант и факторов в процессе жизнедеятельности человека. В исследовании в качестве таких детерминант выступают психолого-экономические характеристики личности (материализм личности, экономическая идентичность, экономическое самочувствие и экономические притязания).

Исследование направлено на изучение экологического благополучия как компонента ценностного сознания и его связи с психолого-экономическими характеристиками личности. В основу разработки программы теоретико-эмпирического исследования взаимосвязи экологического благополучия как компонента ценностной структуры и психолого-экономических характеристик личности положен системный и субъектный подходы в психологии, теоретико-эмпирический опыт, накопленный в философии, в психологии личности, социальной и экологической психологии при изучении экологического, экономического и ценностного сознания личности; психологических проблем взаимодействия человека с природой и их детерминации.

Основным методом исследования выступит персональное формализованное интервью, осуществляемое в технике «лицом к лицу». Общую выборку исследования составят 150-200 человек, разного возраста (от 18 до 50 лет), мужчины и женщины, имеющие различный социальный статус.

Экологическое благополучие личности изучается и анализируется с точки зрения ценностного подхода, как самоценность в структуре ценностных приоритетов личности.

1. Для изучения экологического благополучия, как ценностного феномена в программу опроса войдут следующие показатели:

- значимость для человека природы в целом и различных природных объектов - воздуха, воды, леса и растительности, цветов, солнца, животных и др.;

- оценка и значимость для собственного здоровья и здоровья близких экологических условий жизни и состояния природной среды (чистоты, воздуха, питьевой воды, продуктов и др.);

- выраженность ориентации на безопасность жизненной среды - жизнь без химии, прекращение вырубки лесов, сохранение редких животных, экономия воды, очистные сооружения, переход на безопасный вид топлива и энергии, сохранение природных ресурсов и др.;

- значимость удовлетворения личных потребностей (физиологических, в безопасности, общении и др.), опосредованных экологическими условиями жизни (безопасность, счастье дома, счастливые лица, защищенность, гармония с природой, пища в достатке, свежие продукты и т. д.).

2. Для выявления наиболее значимых индивидуальных ценностей личности используется методика (PVQ-R2) и ее интерпретация, описанная Ш. Шварцем и сотрудниками Высшей школы экономики по результатам уточнения теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца (A Refined Theory of Basic Personal Values) и валидизации на российской выборке [6]. Основное внимание будет уделено положению в структуре ценностей универ-

сальной ценности самоопределения личности «Забота о природе», характеризующей жизненную цель - сохранение природной среды, а также ценности общественной и личной безопасности.

3. С целью определения того, насколько человек ощущает себя частью природы и с чем связано данное переживание используется шкала «Единение с природой» опросника экологического сознания, разработанного сотрудниками лаборатории экопсихологии развития ПИ РАО под руководством В.И. Панова.

В соответствии с данным методическим приемом выделяются три фактора - «Эстетические ощущения», «Телесные ощущения», «Активность» и интегральный показатель «Единение с природой». Под «Эстетическими ощущениями» подразумеваются положительные эмоционально-чувственные переживания, любование природой, т. е. перцептивно-аффективный компонент взаимодействия с природной средой. «Телесные ощущения» представляют собой сочетание интероцептивных ощущений, самочувствия, настроения, общего состояния благополучия. «Активность» отражает проприоцептивные ощущения, тесно связанные с движениями в природной среде, активным взаимодействием с ней [4].

По-нашему мнению, «единение с природой» может быть рассмотрено как ценностной конструкт. Результаты, полученные по данной шкале, позволят не только охарактеризовать основания связи человека с природой, но и выделить наиболее значимые аспекты природной среды в ценностной структуре личности и в детерминации его благополучия.

4. Шкала психологического благополучия К. Рифф, измеряющая выраженность основных составляющих психологического благополучия, которое рассматривается как субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия. Согласно авторскому подходу измеряются такие составляющие психологического благополучия человека, как наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия. Результаты, полученные по данной методике, будут соотнесены с показателями субъективного экологического благополучия и ценностными показателями по другим методикам. Это даст возможность установить имеющиеся взаимосвязи, а также выявить насколько самоотношение личности связано с ценностными характеристиками отношения к природе и окружающему миру [1].

5. С целью изучения психолого-экономических характеристик личности будут применены:

- Опросник ориентации на материализм М. Ричинз (в адаптации В. А. Хащенко, 2016). В основе данного методического приема лежит представление о материализме личности, как ценности, влияющей на восприятие и интерпретацию окружающего человека мира и собственную жизнь; как значимость для субъекта владения и приобретения материальных благ (материального благополучия) в достижении основных целей жизни [5].

Блоки вопросов, направленные на определение:

- экономической идентичности, как результата осознания индивидом своего отношения к собственности (самооценка своего материального благосостояния, переживание своей принадлежности к определенной имущественной группе (бедным, богатым или людям среднего достатка), модальность отношения к своему экономическому статусу);

- экономического самочувствия, как переживания человеком комфортности-дискомфортности собственного положения в экономической сфере, включая удовлетворенность собой (собственными усилиями) в достижении материального (финансового) благополучия и собственным экономическим положением, а также уровнем деловой активности;

- экономических притязаний, как стремления человека к достижению экономических целей (получения максимального дохода, достижения желаемого уровня благосостояния), на которые субъект считает себя способным или уровень которых он полагает достойным для себя.

Выявленные показатели экологического благополучия, как ценностной составляющей экологического сознания, будут соотнесены с выраженностью экономико-психологических характеристик личности. Результаты позволят определить место экологического благополу-

чия, как характеристики отношения человека к окружающей его природной среде, в ценностной структуре личности и ее индивидуальном, психологическом благополучии; а также выявить взаимную обусловленность экологического благополучия и экономико-психологических характеристик личности.

Список литературы

1. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психол. журн. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.

2. Малюгин Д.В. Психологические детерминанты морального выбора. Дисс. ... к.психол.н.. - М.. - 2007.

3. Нестик Т.А., Хащенко Н.Н. Чувство связи с природой и отношение личности к глобальным рискам: результаты эмпирического исследования // Экопсихологические исследования - 5: сборник научных статей / Ред.-сост. С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. Пермь: ОТ и ДО. 2018. С. 62-69.

4. Панов В.И., МдиваниМ.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика // Психологическая диагностика. 2012. № 1.

5. Хащенко В.А. Личность и группа в системе экономических и управленческих отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2016.

6. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Журнал Высшей школы экономики. Психология. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.

7. Capaldi C.A., Dopko R.L., Zelenski J.M. The relationship between nature connectedness and happiness: a meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2014. № 5. P. 976.

8. Sagiv L., Schwartz S.H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and con-gruity effects // European Journal of Social Psychology. 2000. № 30(2). P. 177-198.

УДК 159.9

ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА10

Шамионов Р.М.

ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия

shamionov@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются характеристики формирования, группирования и функционирования дискриминационных установок с точки зрения их влияния на поведение человека в социальной среде. Рассматриваются два основных подхода - по признаку дискриминации и по личностям, придерживающимся близких дискриминационных установок. Подчеркивается значимость общесоциального фактора для формирования и устранения дис-кримиационных установок и социализации личности. На основе анализа результатов исследований делается вывод о связи между приверженностью к дискриминационным установкам и неэкологичного поведения.

Ключевые слова: личность, субъект, установка, дискриминация, развитие, общество, экология.

DISCRIMINATORY ATTITUDES OF THE INDIVIDUAL AS A FACTOR THAT HINDERS THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Shamionov R.M.

Saratov State University, Saratov, Russia shamionov@mail.ru

10 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-00094 А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.