Научная статья на тему 'Дискриминационные установки личности как фактор, препятствующий устойчивому развитию общества'

Дискриминационные установки личности как фактор, препятствующий устойчивому развитию общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / субъект / установка / дискриминация / развитие / общество / экология. / personality / subject / attitude / discrimination / development / society / ecology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамионов Р. М.

В статье анализируются характеристики формирования, группирования и функционирования дискриминационных установок с точки зрения их влияния на поведение человека в социальной среде. Рассматриваются два основных подхода – по признаку дискриминации и по личностям, придерживающимся близких дискриминационных установок. Подчеркивается значимость общесоциального фактора для формирования и устранения дискримиационных установок и социализации личности. На основе анализа результатов исследований делается вывод о связи между приверженностью к дискриминационным установкам и неэкологичного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCRIMINATORY ATTITUDES OF THE INDIVIDUAL AS A FACTOR THAT HINDERS THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article analyzes the characteristics of the formation, grouping and functioning of discriminatory attitudes in terms of their impact on human behavior in the social environment. Two main approaches are considered: on the basis of discrimination and on individuals who adhere to similar discriminatory attitudes. The importance of the General social factor for the formation and elimination of discrimination attitudes and socialization of the individual is emphasized. Based on the analysis of research results, it is concluded that there is a link between adherence to discriminatory attitudes and non-environmental behavior.

Текст научной работы на тему «Дискриминационные установки личности как фактор, препятствующий устойчивому развитию общества»

чия, как характеристики отношения человека к окружающей его природной среде, в ценностной структуре личности и ее индивидуальном, психологическом благополучии; а также выявить взаимную обусловленность экологического благополучия и экономико-психологических характеристик личности.

Список литературы

1. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психол. журн. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.

2. Малюгин Д.В. Психологические детерминанты морального выбора. Дисс. ... к.психол.н.. - М.. - 2007.

3. Нестик Т.А., Хащенко Н.Н. Чувство связи с природой и отношение личности к глобальным рискам: результаты эмпирического исследования // Экопсихологические исследования - 5: сборник научных статей / Ред.-сост. С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. Пермь: ОТ и ДО. 2018. С. 62-69.

4. Панов В.И., МдиваниМ.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика // Психологическая диагностика. 2012. № 1.

5. Хащенко В.А. Личность и группа в системе экономических и управленческих отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2016.

6. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Журнал Высшей школы экономики. Психология. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.

7. Capaldi C.A., Dopko R.L., Zelenski J.M. The relationship between nature connectedness and happiness: a meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2014. № 5. P. 976.

8. Sagiv L., Schwartz S.H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and con-gruity effects // European Journal of Social Psychology. 2000. № 30(2). P. 177-198.

УДК 159.9

ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА10

Шамионов Р.М.

ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия

shamionov@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются характеристики формирования, группирования и функционирования дискриминационных установок с точки зрения их влияния на поведение человека в социальной среде. Рассматриваются два основных подхода - по признаку дискриминации и по личностям, придерживающимся близких дискриминационных установок. Подчеркивается значимость общесоциального фактора для формирования и устранения дис-кримиационных установок и социализации личности. На основе анализа результатов исследований делается вывод о связи между приверженностью к дискриминационным установкам и неэкологичного поведения.

Ключевые слова: личность, субъект, установка, дискриминация, развитие, общество, экология.

DISCRIMINATORY ATTITUDES OF THE INDIVIDUAL AS A FACTOR THAT HINDERS THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Shamionov R.M.

Saratov State University, Saratov, Russia shamionov@mail.ru

10 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-00094 А.

Abstract. The article analyzes the characteristics of the formation, grouping and functioning of discriminatory attitudes in terms of their impact on human behavior in the social environment. Two main approaches are considered: on the basis of discrimination and on individuals who adhere to similar discriminatory attitudes. The importance of the General social factor for the formation and elimination of discrimination attitudes and socialization of the individual is emphasized. Based on the analysis of research results, it is concluded that there is a link between adherence to discriminatory attitudes and non-environmental behavior.

Keywords: personality, subject, attitude, discrimination, development, society, ecology.

Дискриминационная установка определяются нами как как предрасположенность личности к поведению, направленному на ограничение активности и лишение определенных прав других людей, основанная на предыдущем опыте социализации, регулирующая целостное отношение и поступки человека к представителям аутгрупп [4]. Наличие дискриминационных установок в обществе связано с множеством обстоятельств, которые происходят из человеческого общежития, из включенности в жизнь сообщества/сообществ. В известной степени, вопрос о существовании этих установок связан с принципиальной возможностью их устранения, что, однако, относится к числу цивилизационных вопросов. Казалось бы, при ориентации общества к равенству, справедливости, достоинству и толерантности, дискриминационные установки должны были бы устраняться, но этого не происходит. Более того, они все более усложняются, вписываются в различные ситуации и контексты взаимодействия людей, в их речь и поведение, тем самым определяя «меру дискриминационного поведения» [5]. Это значит, что система адаптации личности, воспринимающей другого как чужого со всеми характеристиками отношений к нему, в том числе, заложенными установками в культуре в отношении другого, каждый раз становится напряженной и требует установления равновесия. Поэтому устранение дискриминационного отношения значит достижение адаптации представителя аут-группы и его приятие другого как своего, пусть и на уровне более обобщенной группы.

Анализ проблемы формирования и распространения дискриминационных установок в контексте адаптации личности как их носителя, выводит на иной уровень ее решение, поскольку программирует исследовательский взгляд на определение путей и способов адаптации человека как основы снижения дискриминационных установок. Очевидно, речь не только об адаптации человека к инаковости другого, но об адаптации в самом широком ее смысле, как возможности достичь определенного динамического равновесия со средой, в результате которого иной уже не рассматривается как абсолютный конкурент в удовлетворении базовых потребностей, но является партнером. В истории известны случаи интеграции людей в случае внешних угроз, а также снижении предубеждений (в частности, этнических) в условиях свободного социального творчества. Однако, они не всегда могут быть использованы для социального конструирования по этическим или другим основаниям. Тем не менее, адаптация человека к условиям повседневности при относительно комфортном бытии является важным ключом к снижению напряженности от распространения дискриминационных установок в обществе.

Важным аспектом живучести дискриминационных установок является и то, что они «способны» группироваться в единые кластеры по каким-либо основаниям или, по крайней мере, по общности изменчивости. Такое свойство было эмпирически обнаружено еще в исследованиях Дакита в Новой Зеландии [7], затем, в Бразилии [6], наконец, с определенной спецификой - в России [4]. В первых двух случаях эти группы составлены по признакам опасности, диссидентства и униженности. В нашем исследовании к данным трем добавился признак социальной состоятельности. Результаты этих исследований приводят к представлению о предубеждениях как системном явлении. Применительно к определенным сферам предубеждений (к обобщенным их группам) эта системность образуется благодаря весьма конкретным характеристикам групп, которые становятся не основаниями для дискриминационных установок, а, скорее, провоцирующими их характеристиками. Исходя из общих

свойств этих групп установок, можно предположить, что они «обслуживают» области нереализованных потребностей индивидов - в безопасности, уважении, включенности, в определенном статусе. Своеобразная «поддержка» этих дискриминационных установок, возможно, становится способом локализации неудовлетворенности потребностей. Очевидно, поддержки многих предрассудков можно было бы избежать в случае относительной удовлетворенности базовых потребностей индивида. При этом, необязательно неудовлетворенность потребностей одного порядка будут способствовать поддержке соответствующих установок. Очевидно, большое значение для формирования дискриминационных установок имеют социально-личностные потребности, которые во многом основаны на эффектах социального сравнения и, соответственно, сензитивны к формированию завистливости, ревности в отношении даже малых достижений других, и в особенности - к представителям групп, принадлежащих (субъективно или объективно) к более низко оцениваемой социальной общности.

Наконец, немаловажным обстоятельством с точки зрения поддержки личностью дискриминационных установок является общесоциальный фактор, конструируемый институтами общества и прежде всего, власти. Ряд исследований свидетельствует в пользу того, что наличие в стране политики инклюзии, подкрепленной реальными действиями, освещенными в средствах массовой информации, способствует снижению напряженности дискриминационных установок. В частности, в недавних исследованиях было обнаружено, что инклюзивная политика власти уменьшает воспринимаемую угрозу и негативное отношение к беженцам в Европе [8], а политика мультикультурализма способствует интеграции представителей разных культур [1] и, очевидно, аутгрупп вообще.

Как известно, контакты между представителями различных групп, проявляющих в отношении друг друга различные предубеждения способствуют если не устранению, то хотя бы снижению их напряжения. Вместе с тем, речь идет не о любых контактах, ибо какие-либо контакты могут существовать мне всякого контекста, а качестве контакта, его позитивности. Поэтому инклюзия групп меньшинств в общество и общности означает, прежде всего, возможность сотрудничества, возможность устранения определенных дискриминационных установок, хотя такая практика вовсе необязательно их устраняет. Однако, межгрупповые контакты могут влиять также и на поведение, имеющее отношение к окружающей среде. Межгрупповые контакты способствуют снижению значимости установок социального доминирования и за счет этого обеспечивается поддержка установок на бережное отношение к окружающей среде в целом. В данном заключении содержится и предположение о возможном более открытом взгляде на прогресс ценностей в случае расширения межгрупповых контактов (и, в связи с этим, необходимости выражения себя и представления такой возможности партнеру), как предсказывал еще в прошлом веке У.Мак-Даугалл, считая, что в обществе, свободном на разнообразные мнения возможен прогресс этических ценностей.

В исследованиях Т.В. Бесковой, Е.Е. Бочаровой, М.В. Григорьевой, Л.Е. Тарасовой, Р.М. Шамионова и ряда других доказывается, что поддержка личностью дискриминационных установок во многом обусловлена как ценностными ориентациями, личностными образованиями (нетерпимость к неопределенности, тревожность, убеждения о мире и пр.), так и характером социализации, усвоением установок, распространенных в обществе, использованием определенных источников информации в обыденной жизни (Бескова, 2018; Бочарова, 2018; Григорьева, 2019; Тарасова, 2019, Шамионов, 2019). Иначе говоря, выявлены такие характеристики личности и среды, которые имеют двойственную полимодальную природу во взаимосвязях с дискриминационными установками. Их происхождение, очевидно, связано с фрустрацией базовых потребностей на уровне личности и групп, а также соответствующим отношением к жизни и культуре. Если провести аналогию потребностей общества с пирамидой потребностей человека А.Маслоу, то, очевидно, потребность в устойчивом развитии общества оказалась бы на ее вершине. Это бы значило, что актуализация соответствующего ей отношения и поведения предполагало бы относительно более раннюю актуализацию низших потребностей или, по крайней мере, нахождение «обходных путей» для их реализации. В. И. Панов подчеркивает, что устойчивое развитие предполагает не только природоохран-

ную деятельность, но, прежде всего, должно быть направлено на социокультурную среду; изменение потребительского отношения к созидательному, при котором человек становится «субъектом развития Природы и себя самого как одной из ее форм (природных форм бытия)» [2. с.6-7].

Таким образом, дискриминационные установки реализуют ряд функций, негативно отражающихся на всей экосистеме человеческого общества. С одной стороны, их возбуждение, актуализация и реализация связаны с социально-психологическими отношениями, которые во многом обусловлены характеристиками формальных и неформальныхгрупп, большого социума и уровней власти, включая их трансляторов (например, СМИ). С другой, - распространение действия дискриминационных установок происходит не только на, казалось бы, прямые объекты - тех или иных представителей аутгрупп, но и на отношение к среде обитания, и опосредованно, через ограничения активности представителей аутгрупп, а также ограничения на уровне распространения информации, на развитие общества в целом, на среду обитания, ее комфортность, экологичность и для Человека, и Природы. Познание механизмов таких переносов с социальных на несоциальные объекты возможно на основе теоретических принципов структурно-процессуальной анизотропности в живых системах [3], благодаря которому этот перенос понимается естественным продолжением «формопорождаю-щего акта» соответствующего психического процесса, при котором другой, как и все сущее становится объектом в восприятии.

Важнейшей характеристикой устойчивого развития современного общества является открытость не только для различных мнений (как предсказывал Мак-Даугалл), но и открытость в самом широком смысле этого слова, характеризующего возможности информационного, научного, культурного, товарного и в целом, экономического движения в разных направлениях внутри государств и между ними. В условиях нашей страны реализация этого принципа внутри страны, - значит ее выживание, на уровне международном, - значит развитие. Поэтому действие дискриминационных установок, ограничивающее возможности проявлений других на основе не только внешних признаков (цвета кожи, антропологических признаков, этнических и религиозных и пр.), а также поведения, в основе которого лежат те или иные убеждения, ценности или верования или отнесенность к каким-либо аутгруппам, не реализующим антисоциальную деятельность, ведет к усилению внутренней напряженности, сдерживанию социального творчества и становится преградой на пути к устойчивому развитию общества в целом, его стабильности, экологичности и внутренней связанности.

Список литературы

1. Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Берри Д. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 2. С. 92-104.

2. Панов В.И. Пространство, время и движение - парадигмальные сдвиги // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 4. С. 572-581. doi: 10.22363/2313-2302-2017-21-4-572-581.

3. Панов В.И. Стратегия устойчивого развития и экологическая психология (вместо предисловия) // Экопсихологические исследования-5. Пермь: Изд-во Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. С. 3-13.

4. Шамионов Р.М. Индивидуальные ценности и идеологические установки как предикторы предубежденности по отношению к Другим // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 309326. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-309-326

5. Этнолукизм: эмпирическая модель и методы исследования / Под ред. В.А. Лабунской. Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайп, 2018. - 258 с.

6. Cantal C., Milfont T.L., Wilson M.S., Gouveia V.V. Differential effects of RightDWing Authoritarianism and Social Dominance Orientation on dimensions of generalized prejudice in Brazil // European Journal of Personality, 2014. 29(1), 17-27. https://doi.org/ 10.1002/per.1978

7. Duckitt J. Differential effects of right wing authoritarianism and social dominance orientation on outgroup attitudes and their mediation by threat from competitiveness to outgroups. Personality and Social Psychology Bulletin, 2006. 32, 684-696.

8. Silva Ruben L., Oliveira Juliana, Dias Carina с соавторами. How Inclusive Policies Shape Prejudice Versus Acceptance of Refugees: A Portuguese Study // Peace and conflict- Journal of peace psychology, 2018, 24(3), SI, 296-305.

УДК 159.9.072

ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ11 Яркин П.А.

РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия E-mail: petr.yarkin@gmail.com

Аннотация. Методы дистрибутивной семантики активно используются во многих информационных системах (создаются методы для информационного поиска и машинного перевода), но они пока не нашли своего места в психологических исследованиях. В статье раскрывается методический приём исследования коллективного экологического сознания, в основу которого положен анализ текстов, порождаемых испытуемыми. Тексты эссе на заданную тему анализируются с точки зрения частоты использования тех или иных слов, что позволяет охарактеризовать использованный дискурс. Приведен пример анализа частотных таблиц, отражающих экологический дискурс студентов.

Ключевые слова: коллективное экологическое сознание, облако слов, экологический дискурс, частотный анализ, дистрибутивная семантика

ENVIRONMENTAL DISCOURSE ANALYSIS IN THE CONTEXT OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS STUDYING

Yarkin P.A.

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia E-mail: petr.yarkin@gmail.com

Abstract. Distributive semantics methods are often used in many information systems (methods are created for information retrieval and machine translation), but they have not yet found their place in psychological research. The article reveals one of the methodological techniques for the study of collective ecological consciousness, based on the analysis of student generated texts. The texts of the essay on a given topic are analyzed in terms of the frequency of use of certain words. An example of the frequency tables analysis is given, which can be used to characterize environmental discourse, and to describe the content of environmental consciousness on its basis.

Keywords: collective ecological consciousness, ecological discourse, frequency analysis, distributive semantics

Понятие экологического сознания давно находится в сфере интересов психологов, существует большое количество публикаций на эту тему. В последнее время всё больше возрастает запрос на изучение реального экологического поведения. Именно в поведении и реализуется взаимодействие человека и природной среды, поведение придаёт практический смысл изучению экологической психологии. Но, по прежнему, попыток исследовать реальное экологическое поведение не так много, что обусловлено социальными причинами, в частности, отсутствием «стандарта экологичного образа жизни». Можно легко обнаружить отрицательные примеры: загрязнение среды, перепотребление ресурсов, но не так просто опи-

11 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00835.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.