Научная статья на тему 'Экологический правопорядок: теоретические основы'

Экологический правопорядок: теоретические основы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
теоретические основы / экологический правопорядок / научная база / законодательство / правопорядок / государство / theoretical foundations / environmental law and order / scientific base / legislation / law and order / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухлынина М. М.

статья посвящена краткому исследованию теоретико-правовых основ экологического правопорядка. Автор делает ряд выводов на основе анализа трудов специалистов: во-первых, экологический правопорядок – это сложное системное образование, включающее в себя определенные элементы, такие как состояния упорядоченности в областях, составляющих экологическую сферу и т.д.; во-вторых, авторы проявляют интерес к данной правовой категории довольно редко и бессистемно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental law and order: theoretical foundations

the article is devoted to a brief study of the theoretical and legal foundations of environmental law and order. The author draws a number of conclusions based on the analysis of the works of specialists: firstly, environmental law and order is a complex system formation that includes certain elements, such as states of order in the areas that make up the environmental sphere, etc.; secondly, the authors show interest in this legal category quite rarely and haphazardly.

Текст научной работы на тему «Экологический правопорядок: теоретические основы»

М.М. Мухлынина,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права Института государства и права РАН

M.M. Mukhlynina,

Ph.D (Law), Senior Researcher of the Environmental, Land and Agrarian Law Sector, of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (ISL RAS) muhlyninamm975@mail.ru

DOI:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Аннотация: статья посвящена краткому исследованию теоретико-правовых основ экологического правопорядка. Автор делает ряд выводов на основе анализа трудов специалистов: во-первых, экологический правопорядок - это сложное системное .q образование, включающее в себя определенные элементы, такие как состоянияупоря-доченности в областях, составляющих экологическую сферу и т.д.; во-вторых, авторы S проявляют интерес к данной правовой категории довольно редко и бессистемно.

Ключевые слова: теоретические основы, экологический правопорядок, научная

«5 база, законодательство, правопорядок, государство. §

2 ENVIRONMENTAL LAW AND ORDER:

С

го

THEORETICAL FOUNDATIONS

§ Abstract: the article is devoted to a briefstudy of the theoretical and legal foundations

jS of environmental law and order. The author draws a number of conclusions based on the

'S. analysis of the works ofspecialists: firstly, environmental law and order is a complex system

§ formation that includes certain elements, such as states of order in the areas that make up

С the environmental sphere, etc.; secondly, the authors show interest in this legal category

^ quite rarely and haphazardly.

§ Keywords: theoretical foundations, environmental law and order, scientific base,

® legislation, law and order, state.

I

Государство, осуществляя экологическую функцию, бе-154 рет на себя обязательства перед гражданами по реализации заявленных природоохранным и природоресурсным законодательством эколо-CV гических требований. Результатом действия эколого-правовых норм, ® их правоприменения, является обеспечение экологического правопорядка. Защита конституционных экологических прав граждан является важнейшей задачей нашего государства, где экологические права - это признаваемые и закрепляемые в законодательстве права человека, удовлетворяющие разнообразные потребности человека при взаимодействии с природой. Среди подобных обязательств государства

можно выделить: обеспечение экологической безопасности, укрепление правопорядка и реализация конституционного права гражданина и человека на благоприятную окружающую среду, которая закреплена ст. 42 Конституции Российской Федерации. Негативные тенденции, связанные с перманентным увеличением числа экологических правонарушений, заставляет государство сосредоточить свое внимание на их причинах и разработать актуальный механизм предупреждения и пресечения таковых. Юридическая ответственность является одной из форм государственного принуждения за нарушение норм экологического права, и от эффективности ее применения во многом зависит успешность обеспечения экологического правопорядка. В целом же правопорядок является «фундаментом» цивилизованной жизни общества и человека, важным условием развития правового государства. Это правовое явление, присущее исключительно организованному обществу, которое не возможно без права, выступает одновременно и одним из показателей его действенности. Стабильно реализующийся правопорядок в государстве балансирует работу не только трех вет- ш вей власти - исполнительной, законодательной и судебной, государ- § ственного механизма, но и в целом политической, экономической, 5 социальной сфер жизни общества. |

В теории права правопорядок рассматривается с различных по- * зиций и как «режим правового упорядочения согласованности си- а стемы общественных отношений», и как «особая форма проявления § общественного порядка» [1, с. 176-179]. Современное понимание

правопорядка основывается на многовековом научном поиске, так I

я

как попытки раскрыть содержание правопорядка предпринимались на протяжении всей истории человечества, уходят своими корнями | в античную философскую классику, а впоследствии и европейское ® философское сознание. Величайший мыслитель эпохи античности | Аристотель, чей вклад в развитие правовой и политической мысли | колоссален, в своих трудах, например, в «Политике» создал не только § понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский и государственно-правовой лексикон, но и сам стиль научного 155 мышления, тоже внес свою лепту в разработку правовой категории ^ «правопорядок» [2, с. 492]. В представлении Аристотеля право - это ^ наиболее полное и совершенное выражение справедливости, а по- ,5; литика (от греч. «роШка» - деятельность в публичных интересах) § должна обеспечивать людям наивысшую справедливость, воспитывая | добродетели в гражданах, которые состоят в умении исполнять свой гражданский долг и повиноваться властям и законам (что можно тоже считать правопорядком). Под правопорядком в учениях Платона

и Аристотеля, по мнению Л.В. Ращупкиной [3, с. 6], понимается не только отношения людей в обществе, но и базирующаяся на нормах права организация политической власти, т.е. само государство. Представление Цицерона о правопорядке переплетается с пониманием государства и политики: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». Опустим правовой анализ правовой категории «правопорядок» в другие исторические периоды, отметив лишь, что во все времена правопорядок занимал центральное место в научном осмыслении.

Обратившись к современному пониманию правопорядка, как рамочной юридической категорией, можно привести целый ряд разработанных специалистами определений: «Правопорядок - это итог реализации права; правопорядок - это состояние общественных отношений, являющееся результатом фактического осуществления „о законодательства в условиях режима законности, который обеспечивает осуществление субъективных прав и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений, № а именно органами государственной власти, должностными лицами, § организациями и гражданами; правопорядок - важнейший элемент § юридической формы обеспечения нормального функционирования 2 общественных отношений [4, с. 176-179]; правопорядок - опреде-^ ленное состояние регулируемых правом общественных отношений, — которое характеризуется необходимым уровнем соблюдения закон-§ ности, обеспечения субъективных прав, соблюдения юридических 5 обязанностей всеми гражданами, юридическими лицами и органами § публичной власти, с применением к правонарушителю мер государ-^ ственного принуждения и восстановлением нарушенных субъектив-^ ных прав [5, с. 278] и др.

о Признаками правопорядка исследователи называют: обеспечение ^ всеми государственными мерами; своевременное и полное исполнение С всеми субъектами юридической обязанности; четкая работа государственных органов власти, юридических лиц, системы правосудия

156 и т.д. [1, с. 176-179]. ^ Правопорядок как особое состояние общественных отношений, СЧ за поддержание которых отвечает в первую очередь правоохранитель® ный блок государственного механизма рассматривают А. В. Безруков ^ и А. В. Савоськин - представители науки конституционного права и исследователи конституционного правопорядка [6, с. 25].

Что же касается теоретико-правовых основ отраслевых видов правопорядка, в частности экологического правопорядка, то можно утверждать, что в юридической науке специальных исследований,

посвященных этому виду правопорядка, немного. Активная разработка проблемы правопорядка в экологической сфере относится к 1990-м - началу 2000-х гг., в частности, в ключе общей теории права. Одним из первых отечественных специалистов, посвятивших свое диссертационное исследование исключительно общетеоретическому анализу экологического правопорядка, была Л. В. Ращупкина, где она отмечала, что не смотря на «имеющиеся работы, в которых исследуются отраслевые виды правопорядка (в том числе и экологической правопорядок, рассматриваемый под углом зрения предмета, метода конкретной области научного знания), системного видения правопорядка в экологической сфере, как результата совокупного действия различных отраслей права, сформировано не было». Авторское определение экологического правопорядка Л. В. Ращупкина формулирует, сосредотачивая свое внимание на субъектно-объектных связей в сфере взаимодействия общества и природы, осуществляемых в заданных правом параметрах [3, с. 6].

Впоследствии современная юридическая наука выработала о немало определений понятия «экологический правопорядок», так § Пчельников М.В. определяет экологический правопорядок как сфе- 5 ру взаимодействия общества и природы, в основе которой лежат g правовые нормы, обеспечивающие экологическую безопасность ® граждан [7, с. 183-190]. §

Еще одно серьезное исследование, посвященное теоретическим § проблемам обеспечения экологического правопорядка, осуществил g

в 2000 г. в рамках докторской диссертации Н.А. Духно, делая вы- I

а

вод в своем труде о том, что экологический правопорядок нацелен J

на сохранение безопасного уровня жизни населения, отмечая, что |

«сейчас проблемы безопасности граждан, всего населения России ®

приобретают ярко выраженный экологический оттенок» [8, с. 178]. |

Представители науки уголовного права, исследуя теоретико- |

правовые основы экологических преступлений также не редко за- § трагивают категорию «экологический правопорядок». Ю.Н. Ерофеев

определяет родовой объект экологических преступлений так: «по- 157

тенциальные возможности государства, обществ, организаций, ^

отраслей хозяйства, граждан по удовлетворению своих биологиче- g ских и социальных потребностей путем использования различных

компонентов природной среды и обеспечивающий эти возможности §

экологический правопорядок» [9, с. 8]. А.С. Лукомская же рас- |

сматривает понятие «экологический правопорядок» во взаимос- в вязи и взаимодействии с понятием «экологическая безопасность» как видовые объекты преступлений, предусмотренных главой 26

Уголовного кодекса Российской Федерации, делая вывод о том, что «экологический правопорядок - это система правоотношений по реализации эко норм, являющихся условием для обеспечения экологической безопасности» [10, с. 110].

Примеры законодательного закрепления термина «экологический правопорядок» не многочисленны, то по наблюдениям Л.В. Ращупкиной впервые он был применен в Указах Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24) [3, с. 6], однако исследователь Н.А. Духно обнаруживает его в правовых источниках раньше, еще в преамбуле Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» [8, с. 22], где указывалось, что закон призван способствовать .а формированию и укреплению экологического правопорядка, обеспечению экологической безопасности. Задачей природоохранительного законодательства в тот период являлось регулирование отношений а в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения § естественной среды обитания человека, предотвращения возможного § экологического вреда и т.д. [11, с. 141-150]. Авторы в своих рассуж-2 дениях приходят к одинаковому выводу - термин в законодательстве встречается не часто, обычно его используют «вскользь», в общем — контексте рассуждений на теоретико-правовые темы, раскрывая эко-§ логические проблемы.

5 Проанализированные нами подходы специалистов в целом от-§ ражают фактор, положенный в основополагающий признак, что ^ правопорядок двухкомпонентное явление - объективное и субъективное (объективные закономерности развития общества, объективные о потребности упорядоченности и субъективной деятельности людей). ^ Анализируя научную литературу, приходим в неутешительному С выводу, что авторы проявляют интерес к данной правовой категории довольно редко, вскользь упоминая о ней в своих рассуждениях, 158 и даже если в заголовок их научных трудов попадает дефиниция ^ «экологический правопорядок», это совсем не означает, что в тексте (V мы обнаружим определение этого понятия, классификации, элементу ты и т.д., содержательно обычно эти труды посвящены актуальным

го

правовым экологическим проблемам, теории и практики.

Проблема экологического правопорядка шире, чем может показаться на первый взгляд, она охватывает те области, которые на первый взгляд прямого отношения к ней не имеют: политические, экономические, социо-культурную.

В целом, исследователи соглашаются с общим пониманием измерения экологического правопорядка как элемента системы более высокого порядка - правопорядок в обществе в целом, именно при таком положении возможна гарантия прав и свобод граждан, выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, несение ответственности за собственное поведение. В правовой науке анализ термина «правопорядок» неразрывно связан с термином «правопонимание». Юридическая наука «богата» представлениями о правопонимании, но традиционно выделяют две основные традиции в правопонимании: этатистская (от французского слова «этат» - государство) и либеральная (от лат. liberal - свободный). Согласно этатистской традиции меру свободы государство определяет путем издания юридических норм. Правопорядок, в том числе экологический правопорядок, невозможен без упорядоченности основных сторон общественной жизни, связанных с удовлетворением потребностей и интересов государства, общества и граждан. о

Государство дарует населению свободу, что называется патер- § нализмом (от слова «патер» - отец). В целом, патернализм можно 5 назвать характерной чертой этатистского понимания права, когда g государство предоставляет права и свободы личности, законность ® сводится лишь к соблюдению действующих законов при поглощении g государством общества. Теории патернализма вторит современная § государственная политика, направленная на реализацию жесткого g правопорядка как единственно возможного пути дальнейшего раз- я вития России. Экологический правопорядок - это составная часть J общего правопорядка в обществе, с присущими такими же чертами, | что и другим правопорядках в разных областях общественных от- ® ношений), обеспечивается он посредством тех же механизмов, что | и правопорядок в целом. |

Таким образом, в ходе развития правовой науки дефиниция «эко- § логический правопорядок» выработала немало трактовок. Отметим, несколько своих определений исследуемого термина: экологический 159 правопорядок - это система правоотношений, которая возникает ^ в результате точного осуществления предписаний правовых норм g всеми субъектами права; экологический правопорядок - это система экологических правоотношений, существующая в соответствии § с действующими правовыми предписаниями. I

Список литературы:

1. Vlasova, Yu.V. Environmental law and order: the concept and methods of protection / Yu.V. Vlasova // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-2. - Pp. 176-179.

2. Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения : в 4 т. - Т. 4.

- М. : Мысль, 1983. С. 492.

3. Ращупкина, Л.В. Экологический правопорядок (общетеоретический анализ) : дис. ... канд. юрид. наук / Л.В. Ращупкина. - Владимир, 2006. - 160 с.

4. Абдулаев, М.И. Теория государства и права : учебник для вузов / М.И. Абдулаев. - СПб.: Питер, 2003. - 397 с.

5. Юридический энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Сухарева.

- М., 1984. С. 278.

6. Безруков, А. В. Конституционно-правовые основы деятельности и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения конституционного правопорядка в России / А.В. Безруков, А.В. Савоськин // Административное право и процесс. - 2022. - № 3. - С. 25-31.

.q 7. Пчельников, М.В. Институционализация современного политико-

^ правового порядка в экологических правоотношений / М.В. Пчельников § // Правовой порядок и правовые ценности : сборник научных статей

Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2017.

^ - С. 183-190

8. Духно, Н.А. Теоретические проблемы обеспечения экологического

§

® правопорядка : диссертация ... доктора юридических наук / Н.А. Духно. | - М., 2000. С. 178.

9. Ерофеев, Ю.Н. Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 1994. С. 8. « 10. Лукомская, А.С. Понятие «экологическое преступление» в регули-

ровании отношений об ответственности за совершение преступлений, посягающих на экологический правопорядок и экологическую безопасность // О Вестник Удмуртского университета. 2016. Т. 26, вып. 6. С. 105-110. ю 11. Хлуденева, Н.И. Эффективность правового регулирования охраны

2 окружающей среды в России: от «конфликта целей» к экологическому О правопорядку / Н.И. Хлуденева // Журнал российского права. 2017. № 12. С. 141-150.

С; 12. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Рос. газ. - 2000. - № 11. 160 13. Об охране окружающей природной среды : закон РСФСР от 19 дека_ бря 1991 г. № 2060-1 (в ред. от 10 января 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ.

^ - 1992. - № 10, ст. 457 (утратил силу). «V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.