Научная статья на тему 'Экологический порядок общества в эпоху техногенных катастроф'

Экологический порядок общества в эпоху техногенных катастроф Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
548
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ОБЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

Статья посвящена анализу экологического порядка общества как неотъемлемого условия социального развития в эпоху техногенных катастроф. Проблема формирования экологического порядка очень актуальна в эпоху оторванности человека от своих природных корней. Мир техники сегодня полностью заполняет жизненное пространство человека, подменяя истинные природные ценности симулякрами, псевдо-ценностями информационного мира. Это приводит к зависимости человека от техники, нанося непоправимый вред его физическому и психическому © 22Крайнов А. Л., 2016 здоровью. Экологическое образование, формирование экологических императивов способно вернуть человеку связь с природным пространством. Развитие и формирование экологического сознания является тем фактором, который сможет восстановить равновесие в системе «общество-природа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический порядок общества в эпоху техногенных катастроф»

Говоря об осмыслении смерти ранними христианами, можно привести много цитат из Священного Писания, в частности, из Нового Завета, свидетельств апостольских преемников и отцов Церкви, но смерть и ее последствия везде объяснялись по-разному. Однако для всех верящих во Христа смерть является лишь переходным этапом в будущую, вечную и блаженную жизнь.

Список литературы

1. Библия. М., 2013. 1248 с.

2. Лосев А. Ф. История античной эстетики : в 8 т. М., 2000. Т. 1. 960 с.

3. Печковский П. В. Сборник кодексов Наг-Хаммади : в 2 т. М., 2015. Т. 1. 430 с.

4. Еланская А. И. Изречения египетских отцов : памятники литературы на коптском языке. СПб., 2001. 384 с.

5. Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994. 448 с.

6. Тертуллиан. Апология. СПб., 2004. 432 с.

7. Barc B., Roberge M. L'Hypostase des archontes. Traité gnostique sur l'origine de l'homme, du monde et des archontes, suivi de Noréa. Québec, 1980. XII + 176 p.

Understanding of Death in the Early Christian Tradition

Y. A. Kirsanova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: k_y1992@mail.ru

The article is devoted to the interpretation of the phenomenon of death in the Old and New Testament, and its understanding in the framework of the early Christian tradition. It describes the meaning

of the word death in the biblical tradition and the tradition of Judaism. We investigate the relation to the death of various groups of the early Christians, the Church Fathers, as well as the understanding of death, the state of the soul after death and soul's posthumous fate within the Gnostic teachings. In the center of the analysis is the Gnostic idea of the transmigration of souls, as well as the Gnostic treatises "The essence of the Archons" and «Pistis Sophia» which are the base of the Gnostics faith. Death and its consequences were evaluated in different ways, but for all who believe in Christ, it is a transitional stage into the future, eternal and blissful life. Key words: death, Old and New Testament, Gnosticism, soul, sin, Christianity.

References

1. Bibliya (The Bible). Moscow, 2013. 1248 p.

2. Losev A. F. Istoriya antichnoy estetiki: v 8 t. (History of ancient aesthetics: in 8 vol.). Moscow, 2000. Vol. 1. 960 p.

3. Pechkovskiy P. V. Sbornik kodeksov Nag - Khammadi : v 2 t. (Collection of codes of Nag - Hammadi: in 2 vol.). Moscow, 2015. Vol. 1. 430 p.

4. Elanskaya A. I. Izrecheniya egipetskikh ottsov: pamya-tniki literatury na koptskom yazyke (Yelanskaya A. I. Sayings of egyptian fathers: Monuments of literature in Coptic). St.-Petersburg, 2001. 384 p.

5. Bindley T. H. The apology of Tertullian for the christians. Oxford, 1890. 104 p. (Russ. ed.: Tertullian. Izbr. soch. Moscow, 1994. 448 p.).

6. Bindley T. H. The apology ofTertullianfor the Christians. Oxford, 1890. 104 p. (Russ. ed.:Tertullian. Apologiya. St.-Petersburg, 2004. 432 p.).

7. Barc B., Roberge M. L'Hypostase des archontes. Traité gnostique sur l'origine de l'homme, du monde et des archontes, suivi de Noréa (The Reality of the Archons. Gnostic treatise on the origin of man, the world and the archons, and Norea). Québec, 1980. XII+176 p.

УДК 101.1:316

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПОРЯДОК ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Крайнов Андрей Леонидович -

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: alkrainov@gmail.com

Статья посвящена анализу экологического порядка общества как неотъемлемого условия социального развития в эпоху техногенных катастроф. Проблема формирования экологического порядка очень актуальна в эпоху оторванности человека от своих природных корней. Мир техники сегодня полностью заполняет жизненное пространство человека, подменяя истинные природные ценности симулякрами, псевдо-ценностями информационного мира. Это приводит к зависимости человека от техники, нанося непоправимый вред его физическому и психическому

здоровью. Экологическое образование, формирование экологических императивов способно вернуть человеку связь с природным пространством. Развитие и формирование экологического сознания является тем фактором, который сможет восстановить равновесие в системе «общество-природа». Ключевые слова: экологический порядок общества, экологическое сознание, экологические ценности.

СЮ1: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -22-27

© Крайнов А. Л., 2016

Л. Л. Крайнов. Экологический порядок общества в эпоху техногенных катастроф

Проблема формирования экологического порядка мало исследована в философской мысли, но сегодня в эпоху экологического и социального кризисов, обусловленных техногенной деятельностью человека, является актуальной и нуждается в детальном анализе.

Понятие «экологический порядок общества» неоднократно упоминается в работах американского социолога лидера Чикагской школы эмпирической социологии Р. Парка [1, 2]. Причем он рассматривает данный феномен как базис развития общества, подразумевая под ним равновесное состояние общества со средой своего обитания. Только после прохождения стадии экологического порядка социальный организм проходит следующие три - экономическую, политическую и культурную. Экологический порядок Р. Парка выражает единство биологического и социального в обществе, общественных процессах и явлениях, с приоритетом экологического (биотического) компонента. Социальный порядок строится только на основе экологического и никак иначе. Учёный даже не выделяет социальный порядок в качестве самостоятельной стадии развития социального организма, подчеркивая тем самым целостность экологического и социального.

Следует отметить, что под экологическим порядком Р. Парк понимал прежде всего территориальный пространственный порядок [3, с. 6], подразумевающий свободу перемещения индивидов и социальных групп. Основой такого порядка выступает миграция как коллективное поведение. Таким образом, Р. Парк ставит знак равенства между экологическим порядком и естественной простотой бытия человека, который в любой момент времени может поменять свои социальные статус и роль согласно природному импульсу - некоему внутреннему позыву. Главное в данном тезисе то, что человек на стадии экологического порядка не обременен техникой (в данном случае она является синонимом культурного порядка) и сложной социальной структурой, которые сдерживают его природный импульс, следовательно, нарушают равновесие в системе «общество-природа». В этом его свобода и независимость. На стадии экологического порядка социальный организм полностью подчинен законам природы и его мобильность обусловлена естественными изменениями условий среды обитания.

Категория экологического порядка, сформулированная Р. Парком в рамках эмпирической социологии и использовавшаяся им преимущественно для исследования миграционных процессов в обществе, имеет огромное значение для социальной философии, когда человечество

пытается выстроить социальный порядок, совершенно забыв при этом, что в основе любых социальных процессов лежат процессы биотические, связанные с качеством среды обитания, с качеством экологии самого человека. Невозможно построить социальный порядок там, где нарушено равновесие «общество-природа», а человек является маргиналом.

Социально-философский анализ проблемы экологического порядка общества по-новому ее рассматривает: возникает вопрос о балансе между влиянием техногенной (потребительской) культуры на бытие человека и сохранением человеком своей внутренней природной свободы, независимости, способности следовать природному импульсу. По-новому рассматривается и понятие «маргинал», исследовавшееся Р. Парком. Если в эмпирическом подходе понимается под маргиналом человек, принадлежащий сразу к двум социокультурным пространствам в результате миграции, обусловленной экологическим порядком [4, с. 471], то в рамках социально-философского подхода к проблеме экологического порядка общества понятием « маргинал» следует обозначать человека, лишенного экологических императивов, воспринимающего природу только как сырье для своих повседневных нужд.

Из этого вытекает очевидность проблемы равновесия в системе «общество-природа». По мере развития техники, призванной служить человеку и всему живому, происходит постепенное планомерное уничтожение качества среды обитания человека, несмотря на заявленные производителями степени экологичности данной техники. Экологический порядок на микроуровне представляет собой некий компромисс между дикарем, живущим по законам природы, и тотальным потребителем, ведущим утилитарный образ жизни временщика. На макроуровне под экологическим порядком можно понимать качество жизни, качество среды обитания. На данном уровне вполне обоснованно ставить знак равенства между экологическим порядком и средней продолжительностью жизни. В обыденном сознании феномен экологического порядка понимается как проведение экологических субботников, уборка свалок и завалов мусора, чистка территории [5].

Действительно, техногенная цивилизация, несмотря на все свои блага, отрывает человека от его природных корней, более того, делает его несвободным. «В древнем Китае старцы-мудрецы не пользовались колесом для водочерпания, предпочитали носить воду из реки в бадейках. Свои действия они мотивировали тем, что технические приспособления отнимают у человека

свободу действий. Техника, согласно их мнению, облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но при этом порабощается человеческое "Я"» [6]. Подобного мнения придерживался и О. Шпенглер, утверждавший, что человек стал рабом машин: « Взбесившаяся упряжь влечет низвергнутого победителя к смерти» [7, с. 491].

На первый взгляд, приведенные выше примеры кажутся абсурдными, но современные реалии, к сожалению, их полностью подтверждают. По мнению ученых-медиков, раннее увлечение детей компьютером может негативно отразиться на их росте, компьютер также мешает ребенку осваивать навыки общения с другими людьми [8, с. 53]. В настоящее время человечество задумывается о влиянии информационных технологий и компьютеров, в частности, на детей, так как сегодня жизнь ребенка всецело подчинена различным гаджетам, начиная от смартфона и планшета, заканчивая посещением интернет-кафе, работой на компьютере в школе.

Многие врачи, психологи и социальные педагоги уверены, что злоупотребление компьютером для ребенка вредно. Мерцание монитора портит зрение, а излучение негативно влияет на общее состояние здоровья. Согласно медицинским исследованиям, у 45% школьников 1-3 классов, пользующихся компьютером, отмечается ухудшение зрения. В дни работы на ПК 55-85% старших школьников жалуются на усталость глаз [8, с. 54].

Информационные технологии занимают все внимание детей, нередко приводя к социальной напряженности в семье. Сегодня обладание модным гаджетом является критерием ребенка. Наиболее отчетливо это видно в школе, когда обладателям престижных флагманских моделей смартфонов и планшетов завидуют все одноклассники, и нередко это становится причиной социальных конфликтов [9].

Интересный эксперимент был проведен в университете Калифорнии в 2014 г. с целью исследования влияния гаджетов на психику детей [10]. Одной группе детей раздали телефоны и попросили пользоваться ими постоянно в течении пяти дней, в то время как вторая группа в течение этого времени отдыхала на свежем воздухе в рекреационном детском лагере без телефонов. Результаты эксперимента показали, что дети, которые всё время занимались с мобильными гаджетами, намного хуже проявляли свои эмоции, совсем не понимали собеседника. У детей, проводивших время на природе, было замечено улучшение восприятия собеседника. Общение вживую, без мобильных устройств улучшало навыки коммуникации. Более того,

дети в первой группе были полностью зависимы от своих мобильных устройств, вычтя пять дней из своей жизни на технику, в то время как дети из второй группы были абсолютно свободны, в том числе и в плане пространственной мобильности, о которой писал Р. Парк. Следовательно, вторая группа детей жила согласно законам экологического порядка: дети были мобильными, активными, не отягощенными атрибутами техногенной культуры.

Существует еще одно подтверждение положению концепции Р. Парка, в котором утверждается, что, двигаясь к культурному порядку, человек становится все более несвободен, тотально зависим от виртуальной реальности. Глобальная компьютерная сеть Интернет и всевозможные сервисы, способствующие коммуникации онлайн, главным образом, социальные сети, отнимают у человека огромное количество времени, заставляя его постоянно думать о новых виртуальных событиях, переживать по поводу неполученных «лайков», искать новых виртуальных друзей, тратить реальные деньги на покупку виртуальных бонусов в социальных сетях и онлайн-приложениях.

Согласно исследованиям Фонда общественного мнения, россияне стали интернет-зависимыми, так как в среднем проводят в Сети (в большинстве случаев в социальных сетях) до трех часов в день [11]. Такие же данные предоставил за апрель 2015 г. исследовательский холдинг «Ромир» [12]. Несложно подсчитать, что из шестнадцати часов активной жизни остается тринадцать, если вычесть среднестатистический 8-часовой рабочий день, то получим в итоге пять часов, большая часть которых занята бытом. Если учесть тот факт, что молодежная аудитория проводит в Интернете гораздо больше среднего показателя исследования, несложно спрогнозировать, какое будущее ожидает человечество.

На первый взгляд, умение работать в Интернете говорит о прогрессивности молодежи, но, с другой стороны, доля такой прогрессивной молодежи очень мала и представлена, в основном, теми, чья работа непосредственно связана с онлайн-технологиями: программистами, веб-дизайнерами, оптимизаторами, системными администраторами и т.д. Остальное большинство использует прогрессивные научно-технические достижения культурного порядка исключительно в целях «убить время». Сегодня стало распространенным понятие «таймкиллер», относящееся к различным играм и интернет-приложениям, использование которых позволяет с легкостью «убить» два-три часа, а то и весь день. О какой свободе может идти речь, когда человек добровольно лишает себя самого ценного в этой

Л. Л. Крайнов. Экологический порядок общества в эпоху техногенных катастроф

жизни - времени? Какие пути следует выбрать обществу, чтобы скорректировать вектор своего развития, не превратиться в придаток машин и технологий?

Для преодоления экзистенциального разрыва между человеком и его природной средой обитания, которую заменила ему техногенная среда, произведя подмену вечных жизненных ценностей псевдоценностями техногенной цивилизации, важно сформировать экологические императивы в сознании подрастающего поколения, привить ему ценности экологической этики, экологическую культуру, основанную на экологическом порядке общества.

Базисом экологической культуры является экологическое образование как непрерывный процесс формирования и привития экологический ценностей человеку, особенно подрастающему поколению. Важность экологического образования для общества трудно переоценить. Такое образование направлено, с одной стороны, на улучшение качества внешней природной среды, с другой - на экологию человека, на ведение здорового образа жизни. Таким образом, цель экологического образования заключается в поддержании равновесного состояния в системе «общество-природа».

Наилучшим способом экологического образования является рекреационный туризм. Именно в такой форме человеком постигаются экологические ценности. Отдыхая на природе, он быстрее понимает, как важно сохранить ее чистоту и целостность, особенно когда сталкивается с горами мусора и стихийными свалками, чей вид и запах сводят на нет эстетическое наслаждение. Такого мнения, в частности, придерживаются представители Общественно палаты по экологии Саратовской области [13].

Термин «зкотуризм» на Западе был официально использован на одной из конференций мексиканским экологом Э. Себальосом-Ласку-райном в первой половине 1980-х гг. Он отражал идею гармонии между рекреацией и экологией и приобрел большую популярность. Сюда же входит экотуризм как активная форма рекреации, основанная на рациональном использовании природных благ. Он предполагает отказ от культа комфорта, массовых коммуникаций, доступности и потребления все более многочисленных туристических благ. Взамен экологический туризм прививает другую систему ценностей, которыми становятся созерцание природы, духовное обогащение от общения с ней, сопричастность к охране природного наследия и поддержке традиционной культуры местных сообществ [14, с. 719].

Рекреационные туристические походы способствуют лучшему усвоению человеком норм и принципов экологической этики, выработке экологического императива. Единожды почувствовав моральное и физическое оздоровление от активного пребывания наедине с природой, человек не захочет в дальнейшем мусорить, захламлять свое природное жизненное пространство. Никакие лекции и беседы не смогут настолько эффективно привить человеку экологические ценности, как может это сделать активный оздоровительный отдых на природе, лучшим вариантом которого является экологический туризм.

Еще один аспект экологического порядка общества в эпоху техногенных катастроф проявляется в заботе человека о теле, т.е. о своем биологическом базисе. Ж. Бодрийяр небезосновательно утверждал, что в современной гиперреальности тело исчезает, превращаясь в профанацию, в симулякр [15, с. 10]. Согласно мнению А. И. Парфёнова, в пространстве современного социума происходит саморазрушение человека, отчуждение его тела в современной культуре [16, с. 112]. Постоянное пребывание за компьютером и работа, лишенная серьезных физических усилий (менеджер, продавец-консультант, программист, офисный работник, занятый в сфере услуг), приводит к физической слабости человека. Это означает, что при любой техногенной катастрофе, количество которых, к сожалению, увеличивается прямо пропорционально развитию научно-технического прогресса, у него будет меньше шансов выбраться из-под завала, доплыть до берега при затоплении судна, спасти своих родственников/друзей/коллег во время пожара. Экология человека выступает неотъемлемым условием реализации экологического порядка общества. Не зря в Античности варваров и людей, которые были не достойны называться гражданами, характеризовали фразой: «Не умеет ни читать, ни плавать».

Подводя итоги проблеме формирования экологического порядка, можно заключить, что данная проблема должна решаться как на институциональном государственном уровне, так и на уровне отдельно взятой семьи. Следует отметить, что первый уровень решения проблемы предполагает систему санкций за любую девиацию от норм экологического порядка, а второй заключается в привитии ребенку с рождения здорового образа жизни, любви к природе, любви к своему телу. Сегодня приятно осознавать, что вновь в школах вводятся нормы ГТО, что на правительственном уровне проходят беседы о важности урока «Экология» в школах. Человечество по-

степенно начинает задумываться, что качество среды обитания непосредственным образом влияет на качество жизни самого человека, на экологию человека. Экологически опасное жизненное пространство способствует рождению больных детей, увеличению различных заболеваний у взрослых, приводит к вырождению физически здоровых людей. И в данном случае, к сожалению, становится актуальным понимание экологического порядка Р. Парком как пространственной миграции. Для того, чтобы выжить, человеку приходится бежать из загрязненного жизненного пространства. Яркими примерами являются события 1986 г. в Украине (авария на Чернобыльской АЭС) и 2011 г. в Японии (авария на АЭС Фукусима-1). Для того, чтобы предотвратить подобные явления, человечеству важно задуматься о равновесии между получением сверхприбылей от использования новых технологий и качеством среды своего обитания, подверженной влиянию данных технологий, - о равновесии в системе «общество-природа».

Список литературы

1. Park R. E. Human communities : the city and human ecology. Glencoe, 1952. 267 p.

2. Park R. E. On social control and collective behavior. Chicago, 1967. 274 p.

3. Баньковская С. П. Современная американская социология. М., 1994. 296 с.

4. Киселева И. В. Marginality in the light of concepts R. Parka and E. Stounkvista // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 470-472.

5. В Нижегородской области должен быть наведен экологический порядок на свалках и водных объектах // Промышленная экологическая безопасность и охрана труда. 2015. № 1 (98). URL: http://prominf.ru/ article/v-nizhegorodskoy-oblasti-dolzhen-byt-naveden-ekologicheskiy-poryadok-na-svalkah-i-vodnyh (дата обращения: 25.09.2015).

6. Философские проблемы технического прогресса. URL: http://zubolom.ru/lectures/philosophy3/55.shtml (дата обращения: 25.09.2015).

7. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век. М., 1995. С. 454-492.

8. СеменоваЕ. Вещи, которые нас убивают. М., 2007. 177 c.

9. В Запорожской области 9-летний мальчик в результате драки в школе провел сутки в коме. URL: http://fakty. ua/125131-v-zaporozhskoj-oblasti-9-letnij-malchik-v-rezultate-draki-v-shkole-provel-sutki-v-kome (дата обращения: 25.09.2015).

10. Влияние планшета на ребенка. URL: http://geektimes. ru/post/252244/ (дата обращения: 25.09.2015).

11. Добрынина Е. Россияне стали интернет-зависимыми // Российская газета. 01.04.2013. URL: http://www. rg.ru/2013/04/01/internet-site.html (дата обращения: 25.09.2015).

12. Сколько времени россияне проводят в социальных сетях. 2013. URL: http://www.the-village.ru/village/ city/city/214995-sotsialnye-seti (дата обращения: 25.09.2015).

13. В ОП просят чиновников обратить внимание на экологическое образование // Взгляд-Инфо. 26.08.2015. URL: http://www.vzsar.ru/news/2015/08/26/v-op-prosyat-chinovnikov-obratit-vnimanie-na-ekologicheskoe-obrazovanie.html (дата обращения: 25.09.2015).

14. Кутузов А. В. Роль экологического туризма в формировании новой системы принципов отношения к окружающей среде // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы : материалы 13-й междунар. конф. молодых ученых. С.-Петербург, 26-30 декабря 2002 г. СПб., 2002. URL: http://mir.spbu.ru./index.php &option=comk2&niew=item&id=314&Itemid=9 (дата обращения: 25.09.2015).

15. БодрийярЖ. Симулякры и симуляция / пер. О. А. Пе-ченкина. Тула, 2013. 204 с.

16. Парфёнов А. И., Крайнов А. Л. Зоологические основы социального порядка. Саратов, 2007. 160 с.

Ecological Order of Society in the Era of Man-made Disasters

A. L. Kraynov

Saratov State Agrarian University named after Vavilov 60, Sovetskaya str., Saratov, 410056, Russia E-mail: alkrainov@gmail.com

This article analyzes the ecological order of society as an essential condition of social development in the era of man-made disasters. The problem of formation of ecological order is very relevant in the era of human isolation that their natural roots. World technology today fills the human environment, replacing the true natural values of simulacra, the pseudo-values of the information world. This leads to man's dependence on technology, causing irreparable harm to their physical and mental health. Environmental education, formation of ecological imperatives can restore a person due to natural space. Development and formation of ecological consciousness is a factor that is not only able to restore the balance in the system «society-nature». Key words: ecological order of society, environmental awareness, environmental values.

References

1. Park R. E. Human communities: the city and human ecology. Glencoe, 1952. 267 p.

2. Park R. E. On social control and collective behavior. Chicago, 1967. 274 p.

3. Bankovskaya S. P. Sovremennayaamerikanskayasotsio-logiya (Modern American sociology). Moscow, 1994. 296 p.

4. Kiseleva I. V. Marginality in the light of concepts R. Parka and E. Stounkvista. Molodoy uchenyy (Young scientist), 2013, no. 10, pp. 470-472.

5. V Nizhegorodskoy oblasti dolzhen byt naveden eko-logicheskiy poryadok na svalkakh i vodnykh obektakh (In the Nizhny Novgorod region must be established ecological order in the dumps and water bodies). Pro-

М. В. Лахонин. Теория как созерцание: к истокам формирования понятия

myshlennaya ekologicheskaya bezopasnost' i okhrana truda (Industrial Environmental Health and Safety), 2015, no. 1 (98). Available at: http://prominf.ru/ article/v-nizhegorodskoy-oblasti-dolzhen-byt-naveden-ekologicheskiy-poryadok-na-svalkah-i-vodnyh (accessed 25 September 2015).

6. Filosofskie problemy tekhnicheskogo progressa (Philosophical problems of technical progress). Available at: http://zubolom.ru/lectures/philosophy3/55.shtml (accessed 25 September 2015).

7. Spengler O. Der Monsch und die Technik. München, 1931. 88 S. (Russ. ed.: Shpengler O. Chelovek i tekhnika. Kulturologiya. XXvek. Moscow, 1995, pp. 454-492.

8. Semenova E. Veshchi, kotorye nas ubivayut (Things that are killing us). Moscow, 2007. 177 p.

9. V Zaporozhskoy oblasti 9-letniy mal'chik v rezul 'tate draki v shkole provel sutki v kome (In the Zaporozhye region 9-year-old boy as a result of a fight in the school spent the day in a coma). Available at: http://fakty. ua/125131-v-zaporozhskoj-oblasti-9-letnij-malchik-v-rezultate-draki-v-shkole-provel-sutki-v-kome (accessed 25 September 2015).

10. Vliyanie plansheta na rebenka (Effect of the tablet to the child). Available at: http://geektimes.ru/post/252244/ (accessed 25 September 2015).

11. Dobrynina E. Rossiyane stali internet-zavisimymi (Russians have become dependent on the Internet). Rossiyskaya gazeta (Russian newspaper). 01.04.2013. Available at: http://www.rg.ru/2013/04/01/internet-site. html (accessed 25 September 2015).

УДК 111

Лахонин Михаил Владимирович -

аспирант кафедры философии и методологии науки, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: sindino@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению происхождения и этимологии термина «созерцание», а также изучению истоков его происхождения. Автором отождествляются понятия «теория» и «созерцание», дается рабочее определение понятия «созерцание», обозначаются греческие и римские корни исследуемого понятия. В качестве истоков происхождения понятия «созерцание» автором предлагается рассмотреть три варианта его трактовки. К таковым следует отнести понимание созерцания как стремления к получению знания как такового, религиозное понимание этого термина через созерцание красоты богов и богослужений и трактовку созерцания как характеристику внутренней жизни. В рамках изучения созерцания как стремления к получению знания анализируется соотношение теоретического и практического (политического) значения изучаемого термина. Ключевые слова: созерцание, разум, гармония, мудрец, Логос.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -27-30

12. Skol'ko vremeni rossiyane provodyat v sotsialnykh setyakh. 2013 (How many Russians spend time in social networks). Available at: http://www.the-village. ru/village/city/city/214995-sotsialnye-seti (accessed 25 September 2015).

13. V OP prosyat chinovnikov obratit vnimanie na eko-logicheskoe obrazovanie (The Public Chamber asked officials to draw attention to environmental education). Vzglyad-Info (View-info). 26 August 2015. Available at: http://www.vzsar.ru/news/2015/08/26/v-op-prosyat-chinovnikov-obratit-vnimanie-na-ekologicheskoe-obrazovanie.html (accessed 25 September 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Kutuzov A. V. Rol ekologicheskogo turizma v formirova-nii novoy sistemy printsipov otnosheniya k okruzhayush-chey srede (The role of eco-tourism in the formation of a new system of principles for the environment). Chelovek. Priroda. Obshchestvo. Aktual'nye problemy: materialy 13-y mezhdunarodnoy konferentsii molodykh uchenykh. 26-30 dekabrya 2002 g. (Man. Nature. Society. Actual problems. Proceedings of the 13th International conference of young scientists. St.-Petersburg, 26-30 December 2002). St.-Petersburg, 2002. Available at: http://mir.spbu. ru./index.php&option=comk2&niew=item&id=314&Ite mid=9 (accessed 25 September 2015).

15. Baudrillard J. Simulaeres et simulations. Paris, 1981. 235 p. (Russ. ed.: Bodriyyar Zh. Simulyakry i simu-lyatsiya. Per. O. A. Pechenkina. Tula, 2013. 204 p.

16. Parfyonov A. I., Kraynov A. L. Zoologicheskie osnovy sotsial'nogo poryadka (Zoological foundations of the social order), Saratov, 2007. 160 p.

Проблема созерцания издавна привлекала внимание философии. В идеалистической философии созерцание понимается как непосредственное сверхчувственное усмотрение истины, добра, красоты (линия Платона) либо как чувственная интуиция, зависящая только от способности трансцендентального субъекта (И. Кант) [1].

Термин «теория» (греч. ввюрга) изначально соотносится с идеей зрения, выражая в разных вариантах значение видения. Первоначально данное понятие означало «повидать страну, наблюдать ее диковинки, людей, происходящие в ней события» [2, с. 14], а в дальнейшем добавились такие значения, как «проявлять заботу»

ТЕОРИЯ КАК СОЗЕРЦАНИЕ: К ИСТОКАМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ

© Лахонин М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.