Научная статья на тему 'Экологический мониторинг окружающей среды как основополагающий фактор предупрежедения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера'

Экологический мониторинг окружающей среды как основополагающий фактор предупрежедения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2391
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ECOLOGICAL MONITORING / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Баринов Михаил Фёдорович

Автором акцентируется внимание на глобальность проблемы и актуальность проведения экологического мониторинга окружающей среды службами МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Баринов Михаил Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL MONITORING OF ENVIRONMENT AS THE MAIN FACTOR OF PREVENTION EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND MAN-MADE DISASTER

The author of the article focuses the attention to globality of a problem and relevance of carrying out ecological monitoring of environment by services EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Экологический мониторинг окружающей среды как основополагающий фактор предупрежедения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

УДК 616.9-022; 636.22/28

М. Ф. Баринов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖЕДЕНИЯ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Автором акцентируется внимание на глобальность проблемы и актуальность проведения экологического мониторинга окружающей среды службами МЧС России.

Ключевые слова: безопасность, охрана окружающей среды, экологический мониторинг, чрезвычайная ситуация.

M. Barinov

ECOLOGICAL MONITORING OF ENVIRONMENT AS THE MAIN FACTOR OF PREVENTION EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND MAN-MADE DISASTER

The author of the article focuses the attention to globality of a problem and relevance of carrying out ecological monitoring of environment by services EMERCOM of Russia.

Keywords: safety, environmental protection, ecological monitoring, emergency situation.

Угроза экологическому равновесию, которая может перейти в глобальную проблему, и наблюдаемые её отклонения возникают как следствие сложного взаимоотношения природной и социальной сред. Прямое или косвенное воздействие человека на экосистемы Земли, образующих в совокупности и взаимозависимости экосистему планеты, влечёт за собой изменения и в его социальной среде. С реальной угрозой распространения как известных опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, так и «нетрадиционных», например, птичий грипп, чума свиней. Мы не исключаем тот факт, что одной из причин мутирования вируса птичьего гриппа H5N1 и расширения ареала восприимчивых к нему птиц и животных явились парадоксальные изменения данного представителя в естественных природных условиях как одно из последствий воздействия антропогенного фактора на окружающую среду. Характеристики экологических ситуаций, при которых возможны возникновения ЧС в социальной среде отражены в табл. 1.

Экологические нормативно-правовые документы в плане охраны окружающей среды в чрезвычайных ситуациях (далее по тексту - ЧС) включают ряд федеральных законов, а именно: от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В Климатической доктрине Российской Федерации согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп сказано, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации.

Таблица 1

Характеристики экологических ситуаций

Экологические ситуации Характеристики районов

Естественное состояние Слабо загрязнённые антропогенной деятельностью с сохранившимся традиционным укладом хозяйства и охраняемые природные территории

Конфликтные Со стабильным социально-экономическим развитием, слабым и умеренным развитием техногенных перестроек ландшафтов, с медленными изменениями структуры, не затрагивающими природную среду

Кризисные Антропогенные нарушения превышают естественно-восстановительные процессы в окружающей среде

Бедственные Интенсивно осваиваемые районы, с угрозой эпидемий, разрушением природной основы и механизмов саморегулирования

Катастрофические Экологического бедствия и старого промышленного освоения с разрушенной природной средой

О национальной безопасности граждан РФ в ЧС и повышению эффективности государственного управления по экологическому, технологическому и атомному надзору ведётся речь в указах Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и от 23 июня 2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Повторяемость ЧС природного характера по регионам России и сравнительная характеристика природных ЧС, имевших место на территории РФ в 2010-2011 гг. представлена в табл. 2 и 3. Как видно из таблиц последствия ЧС несут в себе опасность не только для окружающей среды, но и для населения и экономики [7, 11].

В целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, Президент Российской Федерации издал указ от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций». Создание такой системы Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должно быть осуществлено к 1 января 2014 г.

Таблица 2

Повторяемость чрезвычайных ситуаций природного характера по регионам России

с 1998 по 2008 гг. (кол./год) [10]

№ Региональные центры МЧС России В процентном соотношении (%)

Ветры Наводнения Снегопады Смерчи Град Оползни Снежные лавины Землетрясения Прочие

1 Северо-Западный 56 26 13 - - - - - 5

2 Центральный 30 9 13 26 8 - - - 14

3 Приволжский 44 20 10 7 - - - - 19

4 Южный 10 23 10 - 12 23 9 - 12

5 Уральский 50 28 - 19 - - - - 3

6 Сибирский - 40 - 20 10 - - - 10

7 Дальневосточный 11 57 - - - - 1 11 21

На территории Российской Федерации в 2011 году произошло 65 ЧС природного характера, в которых пострадало 22 419 человек, что на 50,71 % больше по сравнению с 2010 г., но по количеству погибших на 185 % меньше (в 2011 г. - погибло 2 чел., 2010 г. - 37 чел. (табл. 3) [4].

Таблица 3

Сравнительная характеристика природных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в 2010-2011 годах [4]

Чрезвычайные ситуации по виду источников возникновения Количество ЧС, ед. Погибло, чел. Пострадало, чел.

2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г.

Землетрясения *, извержения вулканов 4 8 0 0 0 0

Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели 2 3 1 0 5 0

Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град 2 6 0 0 0 0

Снежные лавины 0 1 0 10 0 8

Заморозки, засуха, суховей, пыльные бури 2 20 0 0 0 0

Отрыв прибрежных льдов 13 14 0 0 429 407

Опасные гидрологические явления 17 8 0 18 21984 27

Крупные природные пожары* * 25 58 1 9 1 856

* Землетрясения и извержения вулканов, приведшие к возникновению ЧС.

** Природные пожары, площадь очагов которых составляет 25 га и более, - для наземной охраны лесов; 200 га и более - для авиационной охраны лесов.

Наряду с природными ЧС проблемы в плане техносферной безопасности также актуальны для социального общества. На территории Российской Федерации ежегодно образуется более 35 млн т только твёрдых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО). Занимаемая площадь оборудованными полигонами ТБО составляет около 3 млн га, а несанкционированными свалками - более 9 млн га. Самым распространённым методом утилизации остается депонирование 90 % несортированных отходов на свалках и полигонах. На 23 тыс. предприятий страны насчитывается более 1 млн источников выбросов загрязняющих веществ, из которых 15-16 млн т выбрасывается в атмосферный воздух без очистки. В поверхностные водные объекты поступает 55-60 км3 сточных вод, из которых 37 % загрязнённых, 60 % нормативно чистых и только 4 % нормативно очищенных сточных вод. В ряде городов России вклад ЖКХ в загрязнение поверхностных водных объектов того или иного субъекта Федерации составляет: в Москве и Омске - более 90 %, в Ульяновске и Санкт-Петербурге - до 80 %, в Волгограде - до 70 %, Нижнем Новгороде, Саратове и Воронеже - около 50 %. В целом по РФ в процессе производства и потребления ежегодно образуется 130-140 млн т токсичных отходов [10].

Социальные аспекты воздействия на окружающую среду проявляются, во-первых, в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей природной среды, лесов, животного мира, рыбных ресурсов, воды, недр в целом. Решения, принимаемые ими, разрабатываемые мероприятия, в конечном итоге не оказывают положительного влияния на улучшение экологиче-

ской обстановки в стране. Основная причина таких негативных последствий - противостояние представительных, исполнительных органов власти и органов самоуправления на местах.

В развитых странах осознание экологической проблемы привело к экологизации экономического развития в промышленности: это выразилось в том, что затраты государства и монополий на охрану окружающей среды резко возросли; налажено производство очистной техники, возникли «экоиндустрия», «экобизнес» - международный рынок экологически чистого оборудования и экологически чистой продукции; сформирована система законов и организаций по защите среды, разработаны программы экологического развития отдельных стран и регионов; усилилась международная координация в области охраны окружающей среды.

Глобальные проблемы современности всё более перемещаются в мир развивающихся стран, где усиливается и экологическое давление, потому что наряду с «доиндустриальным» загрязнением проявляется новое, связанное с вторжением транснациональных корпораций и «экспортом» загрязняющих производств в страны «третьего мира».

Современное «индустриальное» загрязнение в развивающихся странах является следствием перевода многих загрязняющих производств в страны «третьего мира», - это строительство металлургических, химических заводов, химизация сельского хозяйства. Из-за чего растёт концентрация населения в крупнейших агломерациях.

Устойчивое развитие промышленности невозможно без создания системы, обеспечивающей наблюдение за безопасным функционированием опасных промышленных объектов, особенно объектов биотехнологии, и состоянием окружающей среды в районах их расположения. Эта система называется системой экологического мониторинга и обеспечивает накопление, систематизацию и анализ информации: о состоянии окружающей среды; причинах наблюдаемых и вероятных изменений её состояния (т. е. об источниках и факторах воздействия на окружающую среду); допустимости изменений и нагрузок на компоненты природной среды; существующих резервах биосферы.

Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий этих изменений.

Особое внимание при организации экологического мониторинга отводится биологическим методам. По существу мониторинг - это высокотехнологичная, в современной терминологии - интеллектуальная система, допускающая оптимизацию и позволяющая при минимуме привлекаемых средств производить максимально полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды [18].

В Российской Федерации с 2012 г. предусмотрена организация единой системы государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) по всем природным ресурсам и компонентам окружающей среды с действующими федеральными законами: «Об охране окружающей среды» ст. 63, 63.1, 63.2, «Об охране атмосферного воздуха» ст. 23, Водным кодексом ст. 30 и другими федеральными законами (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ).

- 69

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3

В свою очередь, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль, а также наблюдения за состоянием отдельных компонентов окружающей среды в зоне влияния своих объектов, это определено экологической и санитарной нормативно-правовой документацией (СанПиН 2.1.6.1032-01, СанПиН 2.1.5.980-00, СанПиН 2.1.7.1322-03,СанПиН 2.1.7.1287-03). Что, к сожалению, не всегда исполняется, а если и исполняется, то с большими нарушениями, в ущерб природе и здоровью человека.

Поэтому, с целью предупреждения и ликвидации последствий ЧС, связанных с взаимозависимостью природной и социальной сред, службам МЧС необходимо проводить экологический мониторинг по оценке воздействия окружающей среды на устойчивое развитие социального общества, и влияния социального общества на окружающую среду, а также рисков и ущербов, за счёт развития систем наблюдений, оповещения и предупреждения.

Следовательно, актуальной задачей для МЧС России на сегодняшний день является проведение экологического мониторинга окружающей среды с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера и, следовательно, безопасности граждан Российской Федерации. Таким образом, проведение экологического мониторинга на государственном, региональном и субъектном уровнях является неотъемлемой частью систем управления безопасностью и риском сложных технических, технологических, экономических, организационных и социальных систем, а также предупреждения природных катаклизмов [5].

К основным задачам экологического мониторинга, а значит и защищённости населения и объектов, особенно объектов биотехнологии [1, 3, 6, 15, 17], а значит, предупреждения от заноса и распространения на территорию страны возбудителей опасных инфекционных заболеваний в МЧС необходимо использовать высокочувствительные диагностические тест-системы. Например, мобильный комплект биологического контроля «БИОКОН», предназначенный для проведения в полевых условиях работ по выявлению и идентификации биологических агентов методом полимеразной цепной реакции (далее по тексту - ПЦР). Где возможно посредством обратной транскрипции и полиме-разной цепной реакции (далее по тексту - ОТ-ПЦР) выявление нуклеиновых кислот биологических агентов из проб биоматериалов и окружающей среды и выдачу заключения о наличии патогенных возбудителей в анализируемой пробе за минимально короткие сроки [8].

Применение специфического лабораторного оборудования определяется возлагаемыми на него задачами с целью повышения эффективности контроля и выявления в минимальные сроки возбудителей опасных инфекционных заболеваний, определения эпидемиологического и эпизоотологическо-го благополучия территорий, физиологического состояния человека и животных, а также реализацию технических решений и аналитических принципов с одновременной высокой чувствительностью и специфичностью; автоматизацию и компьютеризацию, вплоть до роботизации отдельных этапов или всего лабораторного процесса; миниатюризацию приборов; возможность использования приборов вне лаборатории, то есть в условиях чрезвычайной ситуации; исключение влияния на результаты выполняемых исследований факторов преаналитического, аналитического и постаналитического характера; обработку, выработку рекомендаций и передачу информации в центр.

Мы считаем, что для эффективного и практического решения обозначенных проблем, необходимо определить мероприятия экологического мониторинга окружающей среды как основополагающего фактора по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - РСЧС), в самостоятельную подсистему.

О том, что необходимо совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте Российской Федерации, и что при структуризации целей, задач и функций РСЧС предлагается чётко разграничить понятия надзора и контроля, мониторинга, оповещения, предупреждения, ликвидации, реагирования, разделить функции управления, обеспечения и исполнения, то есть мероприятия экологического мониторинга и оповещения рассматривать как самостоятельные подсистемы РСЧС, ведут речь в своей публикации на страницах журнала «Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций» специалисты-практики МЧС России [14].

Для эффективного и качественного решения задач по предупреждению ЧС природного или техногенного характера, а также проведению аварийно-спасательных работ (далее по тексту - АСР) в зоне ЧС существует объективная потребность использовать программные средства управления, которые должны объединяться в единую автоматизированную систему, учитывающую ответственность органов управления за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на различных уровнях территориального деления зоны бедствия и обеспечивающую возможность выбора рационального решения по организации и технологии аварийно-спасательных работ на всех этапах их проведения с учётом особенностей складывающейся обстановки, даже если проблемы будут нести комплексный характер [19].

Тем более в МЧС России на практике всё шире внедряется система космического мониторинга, которая включает комплексы приёма и обработки космической информации, а также ведомственный геопортал «Космоплан» [2, 9]. На основе космической информации могут быть решены следующие задачи мониторинга ЧС: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка безопасности территорий и опасных производственных объектов; прогнозирование природных, природно-техногенных и социально-биологических ЧС и так далее [16].

Совместные действия специалистов, проводящих экологический и космический мониторинги, позволят значительно сократить время начала проведения мероприятий в зоне ЧС, особенно если это касается ЧС не только природного и техногенного характера, не исключено, и социально-биологического происхождения. В связи с этим поднимается вопрос о профессиональной подготовке специалистов такого уровня, их психофизиологического состояния, поведения, приобретения специфических теоритических и практических навыков. Мы полностью согласны и поддерживаем точку зрения Ю.С. Шойгу [13], в том, что работа в ЧС, при ликвидации их последствий предъявляет серьёзные требования как к профессиональной подготовке специалистов (спасателей, пожарных, кинологов, врачей, инженеров), так и не меньшей степени к их психологической подготовке.

Мы считаем, что проведение экологического мониторинга службами МЧС России, позволят от 5 до 11 % не только уменьшить число пострадавших и погибших, но и от 4 до 14 % снизить экономи-

ческий ущерб. А также одновременно обеспечивать постоянный контроль хозяйственной, военной и экологической деятельности в регионах России [12].

Таким образом, с целью проведения экологического мониторинга окружающей среды как основополагающего фактора по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимо учитывать современные методы контроля окружающей среды, а также подготовку кадров и их специализацию для его осуществления.

Литература

1. В стране назрела необходимость создания Центра независимой экологической экспертизы разработанных биопрепаратов // Государственное управление ресурсами.- М., 2012, № 8 (86) - С. 27-29.

2. Ермоленко А.Д., Ибадулаев В.А., Степанов И.В., Чирков А.И. Совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте Федерации // МОНИТОРИНГ. Наука и безопасность.- М., 2012, № 4 (8) - С. 8-13.

3. Калаев В.Н. Цитогенетический мониторинг: методы оценки загрязнения окружающей среды и состояния генетического аппарата организма / В.Н. Калаев, С.С. Карпова. - Воронеж, 2004.- 80 с.

4. Кальченко Д.В., Руденко А.В., Королева Т.М. Статистика чрезвычайных ситуаций природного характера, произошедших в 2011 г. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М., 2009, № 6 - С. 75- 79.

5. Каякин В.В. Прогноз и предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с техноприродными процессами / В.В. Каякин, А.В. Мулина, И.Л. Дмитриева // Экология и промышленность России. - 1997. - № 4. -С. 41- 44.

6. Кузнецов М.Н. Экологические последствия загрязнения тяжёлыми металлами фитоценозов Центральной России: автореф. дис. ... доктора с.-х. наук / М.Н. Кузнецов. - Брянск, 2009.- 43 с.

7. Методическое пособие по подготовке руководителей субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / В.А. Пучков, В.А. Акимов, В.К. Владимирский. - ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); ЦСИ ГЗ МЧС России, 2005. - 348 с.

8. Мобильный комплект биологического контроля «БИОКОН». Руководство по эксплуатации. КЕЯВ 803100.001 РЭ1. - М., 2007. - 130 с.

9. Молчанов В.П. Космические технологии в работе МЧС России // Земля из космоса - наиболее эффективные решения. - М., 2010, вып. 4. - С. 62.

10. Оценка природной, техногенной и экологической безопасности России / Р.Х. Цаликов, В.А. Акимов, К.А. Козлов, МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. - 464 с.

11. Потапов Б.В., Радаев Н.Н. Экономика природного и техногенного рисков.- М., 2001. - 517 с.

12. Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в северных и других регионах Российской Федерации: Материалы. Документы. Выступления / Под ред. В.А. Пучкова, Н.В. Герасимовой, И.А. Веселова. - М.: Голден-Би, 2009. - 160 с.

13. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ Под общей ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл, 2007. - 319 с.

14. Смелов П.Т., Корягин П.А. Общая постановка задачи совершенствования РСЧС // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М., 2012, № 2. - С. 3-6.

15. Степанов А.М. Биоиндикация на уровне экосистем / А.М. Степанов: в кн. Биоиндикация и биомониторинг.- М.: Наука, 1991. - 288 с.

16. Тертышников А.В., Кучейко А.А. Оперативный космический мониторинг ЧС: история, состояние и перспективы // Земля из космоса - наиболее эффективные решения. - М., 2010, вып. 4. - С. 7-13.

17. Экологическая диагностика: Энциклопедия (серия «Безопасность России») / Ред. В.В. Клюев. - М.: МГФ «Знание» - «Машиностроение», 2000. - 496 с.

18. Экологический мониторинг опасных производственных объектов: опыт создания и перспективы развития (на примере систем экологического контроля и мониторинга объектов по уничтожению химического оружия). Монография. / Под общей ред. проф. В.Н. Чуписа. - М.: Научная книга, 2010. - 526 с.

19. Чумак С.П. Аварийно-спасательные работы в условиях разрушенных зданий. Особенности технологии, организации и управления. Монография; МСЧ России. - ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.