УДК 616.9-022; 636.22/28
М. Ф. Баринов
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ПРЕДУПРЕЖЕДЕНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Автором акцентируется внимание на глобальность проблемы и актуальность проведения экологического мониторинга окружающей среды службами МЧС России.
Ключевые слова: безопасность, охрана окружающей среды, экологический мониторинг, чрезвычайная ситуация.
M. Barinov
ECOLOGICAL MONITORING OF ENVIRONMENT AS THE MAIN FACTOR OF PREVENTION EMERGENCY SITUATIONS OF NATURAL AND MAN-MADE DISASTER
The author of the article focuses the attention to globality of a problem and relevance of carrying out ecological monitoring of environment by services EMERCOM of Russia.
Keywords: safety, environmental protection, ecological monitoring, emergency situation.
Угроза экологическому равновесию, которая может перейти в глобальную проблему, и наблюдаемые её отклонения возникают как следствие сложного взаимоотношения природной и социальной сред. Прямое или косвенное воздействие человека на экосистемы Земли, образующих в совокупности и взаимозависимости экосистему планеты, влечёт за собой изменения и в его социальной среде. С реальной угрозой распространения как известных опасных и особо опасных инфекционных заболеваний, так и «нетрадиционных», например, птичий грипп, чума свиней. Мы не исключаем тот факт, что одной из причин мутирования вируса птичьего гриппа H5N1 и расширения ареала восприимчивых к нему птиц и животных явились парадоксальные изменения данного представителя в естественных природных условиях как одно из последствий воздействия антропогенного фактора на окружающую среду. Характеристики экологических ситуаций, при которых возможны возникновения ЧС в социальной среде отражены в табл. 1.
Экологические нормативно-правовые документы в плане охраны окружающей среды в чрезвычайных ситуациях (далее по тексту - ЧС) включают ряд федеральных законов, а именно: от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В Климатической доктрине Российской Федерации согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп сказано, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации.
Таблица 1
Характеристики экологических ситуаций
Экологические ситуации Характеристики районов
Естественное состояние Слабо загрязнённые антропогенной деятельностью с сохранившимся традиционным укладом хозяйства и охраняемые природные территории
Конфликтные Со стабильным социально-экономическим развитием, слабым и умеренным развитием техногенных перестроек ландшафтов, с медленными изменениями структуры, не затрагивающими природную среду
Кризисные Антропогенные нарушения превышают естественно-восстановительные процессы в окружающей среде
Бедственные Интенсивно осваиваемые районы, с угрозой эпидемий, разрушением природной основы и механизмов саморегулирования
Катастрофические Экологического бедствия и старого промышленного освоения с разрушенной природной средой
О национальной безопасности граждан РФ в ЧС и повышению эффективности государственного управления по экологическому, технологическому и атомному надзору ведётся речь в указах Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и от 23 июня 2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Повторяемость ЧС природного характера по регионам России и сравнительная характеристика природных ЧС, имевших место на территории РФ в 2010-2011 гг. представлена в табл. 2 и 3. Как видно из таблиц последствия ЧС несут в себе опасность не только для окружающей среды, но и для населения и экономики [7, 11].
В целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, Президент Российской Федерации издал указ от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций». Создание такой системы Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации должно быть осуществлено к 1 января 2014 г.
Таблица 2
Повторяемость чрезвычайных ситуаций природного характера по регионам России
с 1998 по 2008 гг. (кол./год) [10]
№ Региональные центры МЧС России В процентном соотношении (%)
Ветры Наводнения Снегопады Смерчи Град Оползни Снежные лавины Землетрясения Прочие
1 Северо-Западный 56 26 13 - - - - - 5
2 Центральный 30 9 13 26 8 - - - 14
3 Приволжский 44 20 10 7 - - - - 19
4 Южный 10 23 10 - 12 23 9 - 12
5 Уральский 50 28 - 19 - - - - 3
6 Сибирский - 40 - 20 10 - - - 10
7 Дальневосточный 11 57 - - - - 1 11 21
На территории Российской Федерации в 2011 году произошло 65 ЧС природного характера, в которых пострадало 22 419 человек, что на 50,71 % больше по сравнению с 2010 г., но по количеству погибших на 185 % меньше (в 2011 г. - погибло 2 чел., 2010 г. - 37 чел. (табл. 3) [4].
Таблица 3
Сравнительная характеристика природных чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Российской Федерации в 2010-2011 годах [4]
Чрезвычайные ситуации по виду источников возникновения Количество ЧС, ед. Погибло, чел. Пострадало, чел.
2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г.
Землетрясения *, извержения вулканов 4 8 0 0 0 0
Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели 2 3 1 0 5 0
Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град 2 6 0 0 0 0
Снежные лавины 0 1 0 10 0 8
Заморозки, засуха, суховей, пыльные бури 2 20 0 0 0 0
Отрыв прибрежных льдов 13 14 0 0 429 407
Опасные гидрологические явления 17 8 0 18 21984 27
Крупные природные пожары* * 25 58 1 9 1 856
* Землетрясения и извержения вулканов, приведшие к возникновению ЧС.
** Природные пожары, площадь очагов которых составляет 25 га и более, - для наземной охраны лесов; 200 га и более - для авиационной охраны лесов.
Наряду с природными ЧС проблемы в плане техносферной безопасности также актуальны для социального общества. На территории Российской Федерации ежегодно образуется более 35 млн т только твёрдых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО). Занимаемая площадь оборудованными полигонами ТБО составляет около 3 млн га, а несанкционированными свалками - более 9 млн га. Самым распространённым методом утилизации остается депонирование 90 % несортированных отходов на свалках и полигонах. На 23 тыс. предприятий страны насчитывается более 1 млн источников выбросов загрязняющих веществ, из которых 15-16 млн т выбрасывается в атмосферный воздух без очистки. В поверхностные водные объекты поступает 55-60 км3 сточных вод, из которых 37 % загрязнённых, 60 % нормативно чистых и только 4 % нормативно очищенных сточных вод. В ряде городов России вклад ЖКХ в загрязнение поверхностных водных объектов того или иного субъекта Федерации составляет: в Москве и Омске - более 90 %, в Ульяновске и Санкт-Петербурге - до 80 %, в Волгограде - до 70 %, Нижнем Новгороде, Саратове и Воронеже - около 50 %. В целом по РФ в процессе производства и потребления ежегодно образуется 130-140 млн т токсичных отходов [10].
Социальные аспекты воздействия на окружающую среду проявляются, во-первых, в недостаточно эффективной работе специальных органов по охране окружающей природной среды, лесов, животного мира, рыбных ресурсов, воды, недр в целом. Решения, принимаемые ими, разрабатываемые мероприятия, в конечном итоге не оказывают положительного влияния на улучшение экологиче-
ской обстановки в стране. Основная причина таких негативных последствий - противостояние представительных, исполнительных органов власти и органов самоуправления на местах.
В развитых странах осознание экологической проблемы привело к экологизации экономического развития в промышленности: это выразилось в том, что затраты государства и монополий на охрану окружающей среды резко возросли; налажено производство очистной техники, возникли «экоиндустрия», «экобизнес» - международный рынок экологически чистого оборудования и экологически чистой продукции; сформирована система законов и организаций по защите среды, разработаны программы экологического развития отдельных стран и регионов; усилилась международная координация в области охраны окружающей среды.
Глобальные проблемы современности всё более перемещаются в мир развивающихся стран, где усиливается и экологическое давление, потому что наряду с «доиндустриальным» загрязнением проявляется новое, связанное с вторжением транснациональных корпораций и «экспортом» загрязняющих производств в страны «третьего мира».
Современное «индустриальное» загрязнение в развивающихся странах является следствием перевода многих загрязняющих производств в страны «третьего мира», - это строительство металлургических, химических заводов, химизация сельского хозяйства. Из-за чего растёт концентрация населения в крупнейших агломерациях.
Устойчивое развитие промышленности невозможно без создания системы, обеспечивающей наблюдение за безопасным функционированием опасных промышленных объектов, особенно объектов биотехнологии, и состоянием окружающей среды в районах их расположения. Эта система называется системой экологического мониторинга и обеспечивает накопление, систематизацию и анализ информации: о состоянии окружающей среды; причинах наблюдаемых и вероятных изменений её состояния (т. е. об источниках и факторах воздействия на окружающую среду); допустимости изменений и нагрузок на компоненты природной среды; существующих резервах биосферы.
Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и её изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий этих изменений.
Особое внимание при организации экологического мониторинга отводится биологическим методам. По существу мониторинг - это высокотехнологичная, в современной терминологии - интеллектуальная система, допускающая оптимизацию и позволяющая при минимуме привлекаемых средств производить максимально полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды [18].
В Российской Федерации с 2012 г. предусмотрена организация единой системы государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) по всем природным ресурсам и компонентам окружающей среды с действующими федеральными законами: «Об охране окружающей среды» ст. 63, 63.1, 63.2, «Об охране атмосферного воздуха» ст. 23, Водным кодексом ст. 30 и другими федеральными законами (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ).
- 69
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'3
В свою очередь, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль, а также наблюдения за состоянием отдельных компонентов окружающей среды в зоне влияния своих объектов, это определено экологической и санитарной нормативно-правовой документацией (СанПиН 2.1.6.1032-01, СанПиН 2.1.5.980-00, СанПиН 2.1.7.1322-03,СанПиН 2.1.7.1287-03). Что, к сожалению, не всегда исполняется, а если и исполняется, то с большими нарушениями, в ущерб природе и здоровью человека.
Поэтому, с целью предупреждения и ликвидации последствий ЧС, связанных с взаимозависимостью природной и социальной сред, службам МЧС необходимо проводить экологический мониторинг по оценке воздействия окружающей среды на устойчивое развитие социального общества, и влияния социального общества на окружающую среду, а также рисков и ущербов, за счёт развития систем наблюдений, оповещения и предупреждения.
Следовательно, актуальной задачей для МЧС России на сегодняшний день является проведение экологического мониторинга окружающей среды с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера и, следовательно, безопасности граждан Российской Федерации. Таким образом, проведение экологического мониторинга на государственном, региональном и субъектном уровнях является неотъемлемой частью систем управления безопасностью и риском сложных технических, технологических, экономических, организационных и социальных систем, а также предупреждения природных катаклизмов [5].
К основным задачам экологического мониторинга, а значит и защищённости населения и объектов, особенно объектов биотехнологии [1, 3, 6, 15, 17], а значит, предупреждения от заноса и распространения на территорию страны возбудителей опасных инфекционных заболеваний в МЧС необходимо использовать высокочувствительные диагностические тест-системы. Например, мобильный комплект биологического контроля «БИОКОН», предназначенный для проведения в полевых условиях работ по выявлению и идентификации биологических агентов методом полимеразной цепной реакции (далее по тексту - ПЦР). Где возможно посредством обратной транскрипции и полиме-разной цепной реакции (далее по тексту - ОТ-ПЦР) выявление нуклеиновых кислот биологических агентов из проб биоматериалов и окружающей среды и выдачу заключения о наличии патогенных возбудителей в анализируемой пробе за минимально короткие сроки [8].
Применение специфического лабораторного оборудования определяется возлагаемыми на него задачами с целью повышения эффективности контроля и выявления в минимальные сроки возбудителей опасных инфекционных заболеваний, определения эпидемиологического и эпизоотологическо-го благополучия территорий, физиологического состояния человека и животных, а также реализацию технических решений и аналитических принципов с одновременной высокой чувствительностью и специфичностью; автоматизацию и компьютеризацию, вплоть до роботизации отдельных этапов или всего лабораторного процесса; миниатюризацию приборов; возможность использования приборов вне лаборатории, то есть в условиях чрезвычайной ситуации; исключение влияния на результаты выполняемых исследований факторов преаналитического, аналитического и постаналитического характера; обработку, выработку рекомендаций и передачу информации в центр.
Мы считаем, что для эффективного и практического решения обозначенных проблем, необходимо определить мероприятия экологического мониторинга окружающей среды как основополагающего фактора по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - РСЧС), в самостоятельную подсистему.
О том, что необходимо совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте Российской Федерации, и что при структуризации целей, задач и функций РСЧС предлагается чётко разграничить понятия надзора и контроля, мониторинга, оповещения, предупреждения, ликвидации, реагирования, разделить функции управления, обеспечения и исполнения, то есть мероприятия экологического мониторинга и оповещения рассматривать как самостоятельные подсистемы РСЧС, ведут речь в своей публикации на страницах журнала «Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций» специалисты-практики МЧС России [14].
Для эффективного и качественного решения задач по предупреждению ЧС природного или техногенного характера, а также проведению аварийно-спасательных работ (далее по тексту - АСР) в зоне ЧС существует объективная потребность использовать программные средства управления, которые должны объединяться в единую автоматизированную систему, учитывающую ответственность органов управления за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на различных уровнях территориального деления зоны бедствия и обеспечивающую возможность выбора рационального решения по организации и технологии аварийно-спасательных работ на всех этапах их проведения с учётом особенностей складывающейся обстановки, даже если проблемы будут нести комплексный характер [19].
Тем более в МЧС России на практике всё шире внедряется система космического мониторинга, которая включает комплексы приёма и обработки космической информации, а также ведомственный геопортал «Космоплан» [2, 9]. На основе космической информации могут быть решены следующие задачи мониторинга ЧС: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка безопасности территорий и опасных производственных объектов; прогнозирование природных, природно-техногенных и социально-биологических ЧС и так далее [16].
Совместные действия специалистов, проводящих экологический и космический мониторинги, позволят значительно сократить время начала проведения мероприятий в зоне ЧС, особенно если это касается ЧС не только природного и техногенного характера, не исключено, и социально-биологического происхождения. В связи с этим поднимается вопрос о профессиональной подготовке специалистов такого уровня, их психофизиологического состояния, поведения, приобретения специфических теоритических и практических навыков. Мы полностью согласны и поддерживаем точку зрения Ю.С. Шойгу [13], в том, что работа в ЧС, при ликвидации их последствий предъявляет серьёзные требования как к профессиональной подготовке специалистов (спасателей, пожарных, кинологов, врачей, инженеров), так и не меньшей степени к их психологической подготовке.
Мы считаем, что проведение экологического мониторинга службами МЧС России, позволят от 5 до 11 % не только уменьшить число пострадавших и погибших, но и от 4 до 14 % снизить экономи-
ческий ущерб. А также одновременно обеспечивать постоянный контроль хозяйственной, военной и экологической деятельности в регионах России [12].
Таким образом, с целью проведения экологического мониторинга окружающей среды как основополагающего фактора по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, необходимо учитывать современные методы контроля окружающей среды, а также подготовку кадров и их специализацию для его осуществления.
Литература
1. В стране назрела необходимость создания Центра независимой экологической экспертизы разработанных биопрепаратов // Государственное управление ресурсами.- М., 2012, № 8 (86) - С. 27-29.
2. Ермоленко А.Д., Ибадулаев В.А., Степанов И.В., Чирков А.И. Совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации в субъекте Федерации // МОНИТОРИНГ. Наука и безопасность.- М., 2012, № 4 (8) - С. 8-13.
3. Калаев В.Н. Цитогенетический мониторинг: методы оценки загрязнения окружающей среды и состояния генетического аппарата организма / В.Н. Калаев, С.С. Карпова. - Воронеж, 2004.- 80 с.
4. Кальченко Д.В., Руденко А.В., Королева Т.М. Статистика чрезвычайных ситуаций природного характера, произошедших в 2011 г. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М., 2009, № 6 - С. 75- 79.
5. Каякин В.В. Прогноз и предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с техноприродными процессами / В.В. Каякин, А.В. Мулина, И.Л. Дмитриева // Экология и промышленность России. - 1997. - № 4. -С. 41- 44.
6. Кузнецов М.Н. Экологические последствия загрязнения тяжёлыми металлами фитоценозов Центральной России: автореф. дис. ... доктора с.-х. наук / М.Н. Кузнецов. - Брянск, 2009.- 43 с.
7. Методическое пособие по подготовке руководителей субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / В.А. Пучков, В.А. Акимов, В.К. Владимирский. - ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); ЦСИ ГЗ МЧС России, 2005. - 348 с.
8. Мобильный комплект биологического контроля «БИОКОН». Руководство по эксплуатации. КЕЯВ 803100.001 РЭ1. - М., 2007. - 130 с.
9. Молчанов В.П. Космические технологии в работе МЧС России // Земля из космоса - наиболее эффективные решения. - М., 2010, вып. 4. - С. 62.
10. Оценка природной, техногенной и экологической безопасности России / Р.Х. Цаликов, В.А. Акимов, К.А. Козлов, МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. - 464 с.
11. Потапов Б.В., Радаев Н.Н. Экономика природного и техногенного рисков.- М., 2001. - 517 с.
12. Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в северных и других регионах Российской Федерации: Материалы. Документы. Выступления / Под ред. В.А. Пучкова, Н.В. Герасимовой, И.А. Веселова. - М.: Голден-Би, 2009. - 160 с.
13. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ Под общей ред. Ю.С. Шойгу.- М.: Смысл, 2007. - 319 с.
14. Смелов П.Т., Корягин П.А. Общая постановка задачи совершенствования РСЧС // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М., 2012, № 2. - С. 3-6.
15. Степанов А.М. Биоиндикация на уровне экосистем / А.М. Степанов: в кн. Биоиндикация и биомониторинг.- М.: Наука, 1991. - 288 с.
16. Тертышников А.В., Кучейко А.А. Оперативный космический мониторинг ЧС: история, состояние и перспективы // Земля из космоса - наиболее эффективные решения. - М., 2010, вып. 4. - С. 7-13.
17. Экологическая диагностика: Энциклопедия (серия «Безопасность России») / Ред. В.В. Клюев. - М.: МГФ «Знание» - «Машиностроение», 2000. - 496 с.
18. Экологический мониторинг опасных производственных объектов: опыт создания и перспективы развития (на примере систем экологического контроля и мониторинга объектов по уничтожению химического оружия). Монография. / Под общей ред. проф. В.Н. Чуписа. - М.: Научная книга, 2010. - 526 с.
19. Чумак С.П. Аварийно-спасательные работы в условиях разрушенных зданий. Особенности технологии, организации и управления. Монография; МСЧ России. - ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. - 232 с.