Вестник КазНМУ, №4 - 2014
Г.К.КАУСОВА, Г.К.Т0ЛЕПБЕРГЕНОВ
ЦР ДСМ цогамдыц денсаулъщ сацтау жогары мектебi Алматы ц. цалалыц кардиология орталыгы
АЛМАТЫ КАЛАЛЬЩ КАРДИООРТАЛЫНЫНДА ЖУРЕК-ТАМЫР АУРУ-СЫРКАУШЫЛЫFЫМЕН АУЫРАТЫН АУРУЛАРFА СТАЦИОНАРЛЫК К0МЕК К0РСЕТУ ¥ЙЫМДАРЫНЫН, ОЦТАЙЛАНДЫРУ МЭСЕЛЕЛЕР1
ТYЙiн: Ма;алада калалы; кардиология орталыгында дэрiгер кадрлармен (физикалы; тулгалар) толык;тыру - темен жэне жалпы б0лiнген ставканыц кемiнде 2/3-iH курайтындыгы белгiленген. Кадрлардыц тапшылыгы жумыста жумысбастылывда жэне K0рсетiлетiн кемектщ сапасыныц T0мендеуiне алып келедi. Кызметкерлердщ санатыныц темендiгi. Медицина ;ызметкерлершщ кемiнде жартысыныц бiлiктiлiк категориясы бар. Емделушiлердiц ;ажеттштне радиожиiлiк аблациясы мен ;ондыргы курылгысы есептелген.
G.K. KAUSOVA, G.K.TULEPBERGENOV
Kazakhstan School Of Public Health Cardiological Center of Almaty
ON THE QUESTION OF OPTIMIZING THE ORGANIZATION OF HOSPITAL CARE FOR PATIENTS WITH CARDIOVASCULAR
DISEASES IN THE CARDIOLOGICAL CENTER OF ALMATY
Resume: The article noted manning (natural persons) medical staff in urban cardiology center - low and is around 2/3 the total number of allocated rates. Deficiency of the staff leads to the congestion in the work and reducing the quality of care. The low categorization of the staff. Less than half of health care workers have the qualification category. Calculated need of patients in implantable devices and radiofrequency ablation.
УДК 611+572]-053.2:574
Н.С. АХМАД
Казахский Национальный медицинский университет им С.Д. Асфендиярова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Экологические аспекты антропометрических исследований включают, в частности, изучение влияния факторов окружающей среды на возрастную изменчивость морфологических признаков как на индивидуальном и на популяционномуровнях. Ключевые слова:ученики, физическое развитие, антропометрия.
Эти исследования являются составной частью, причем наиболее информативной, проблемы «Окружающая среда-физическое развитие (состояние) и здоровье населения».Многочисленные исследования
свидетельствуют о том, что физическое развитие является одной из сторон развития индивидуума и представляет с собой биологический процесс, детерминирующий средовыми и генетическими факторами, которые определяют индивидуальные темпы морфологического и функционального созревания организма (ЦузЫй 0^а1.,2007; 1е1епкошс ей1.,2011).
Объективная оценка физического развития становится возможной лишь при наличии местных показателей, т.е стандартов физического развития в каждом территориальном районе, характеризующемсяоднородным этническим составом, а также идентичными климатогеографическими условиями и социально-экономическими уровнями жизни.
Для характеристики физического развития детей обычно принимается во внимание 3 основных признака, длина и вес тела, окружность грудной клетки. Размерные признаки физического развития и их соотношение являются индикатором социально-гигиенического состояния населения, прогнозом уровня здоровья и биологической ценности популяции в ближайшем будущем. В современном понимании здоровье-это наиболее полной физической, умственной и социальной продуктивности, а не отсутствие болезней.При такой постановке вопроса показатели физического развития,собранные на основе обследования однородных групп населения являются репрезентативным материалом для построения стандартов физического развития, которые по праву считаются важнейшим
инструментом первичного контроля за состоянием здоровья молодого поколения.
В связи с этим,нами обследованы 2603 детей г.Алматы в возрасте от 8 до 17 лет, из них 1378 мальчиков коренной , и 1225 русской национальности. Для изучения влияния окружающей среды на морфологические структуры организма мы провели анализ особенностей роста и развития детей, пооживающих в двух гигиенических зонах (чистая и грязная зоны) с различными суммарными коэффициентами качества атмосферного воздуха. Результаты наших исследований показывают,что суммарный прирост длины тела мальчиков коренной национальности в изученный возрастной интервал (8-17лет) составляет в чистой зоне43,98 см, и не имеет существенных различий в величине этого показателяс экологической неблагоприятной зоной. Однако, при сопавставлении максимальных годичных приростов длины тела мальчиков двух гигиенических зон отмечено, что наибольшие значения в чистой зоне приходятся на 11, 14,15 лет (9,5; 7,35 и 8,18), а в грязной зоне на 11, 15, и 16 лет (7.07; 10,95 и 8,78см). При этом просматривается следующая закономерность: в чистой зоне гоичные приросты длины тела в большинстве изученных возрастных периодов значительно выше, чем в грязной зоне. Кроме того, в 17 лет у мальчиков коренной национальности в чистой зоне процессы роста не снижают своей интетсивности,тогда как в грязной зоне отмечается заметное снижение и даже затухание (Р<0,001). Отсюда следует, что загрязнение окружающей среды обитания субъектов является мощным фактором, существенно влияющим на онтогенетическое развитие детей.
Вестник КазНМУ, №4 - 2014
Высокие пики прироста длины тела у русских мальчиков, проживающих в чистой зоне приходится на 9,12,14, и 16 лет (7,1; 9,7; 13,69;И 9,см соответственно), хотя в 11 и 13 лет также отмечается значительное увеличение величины прироста на 6.1 и 5,4 см. У мальчиков русской национальности, проживающих в грязной зоне в большинстве случаев годичные приросты длины тела достоверно ниже, по сравнению с чистой зоной. При этом наблюдается волнообразный характер изменений величины гоичного прироста; максимальное увеличение показателя приходится на 15 лет и составляет 12, 07см. Суммарный прирост длины тела мальчиков русской национальности в период от 8 до 17 лет в чистой зоне составляет 59.6см, а в грязной зоне-48,3 см.
Сравнительный аеализ показателей длины тела двух этнических зон свиетельствует о достоверном различии в величине суммарных приростов в обеих гигиенических зонах у мальчиков русской национальности. У обследованных мальчиков 8-17 лет обеих этнических групп отмечается значительное увеличение массы тела детей,проживающих в грязной зоне. Суммарный прирост показателя за исследованный возрастной интервал составляет у мальчиков коренной национальности 35,0кг (чистая зона)и 36,9кг (грязная зона); аналогичные величины у мальчиков русской национальности-38,5и 41,5кгсоответственно.
На основании этих двух данных можно предположить, что загрязнение атмосферного воздуха могут приводить опосредованно к снижению обменных процесов в организме детей.
Если судить о возрастной динамике изменений массы тела мальчиков-казахов, то наиболее годичные приросты отмечаются в 12,14,15 и 17 лет, и в чистой зоне в 13,14,15 и 16 лет в грязной зоне. При сопоставлении массы тела мальчиков коренной национальности, проживающих в двух гигиенических зонах города, достоверная разница в величине показателя наблюдается в 9,13,16лет. У мальчиков русской национальности в чистой зоне колебания массы тела в сторону увеличения и приходится на 9.12,14,и 16 лет; в грязной зоне происходит, начиная с 11-летнего возраста, четко выраженный волнообразный характер изменений: периоды резкого повышения показателя сменяющийся лишь некоторым подъемом.
Интересная закономерностьнаблюдается у мальчиков казахской национальности 8-17 лет в скорости роста окружности грудной клетки. В чистой зоне в возрасте 8-9 лет этот показатель остается практически без изменений, затем в 10 лет отмечается резкий подъем, сменяющейся вновь снижением скорости роста. Максимальный пик годичного прироста показателяприходится на 12-летний возраст15,8 см. Следовательно, нарастание величины окружности грудной клетки носит выраженный волнообразный характер: пики увеличения сменяющиесяпиками уменьшения показателя,причем резкое уменьшение скорости роста до 0,3-0,4 см приходится на 9,11,13, и16лет.Суммарный прирост окружности грудной клетки за изученный возрастной интервал мальчиков казахской национальности, проживающих в гигиенической чистой зоне составляет 18,68см, а в грязной зоне 22,5см. Большая величина суммарного прироста ОГКв грязной зоне характеризуется равномерным увеличением показателя во все возрастные периоды.В отличие от чистой зоны максимальная скорость роста окружности грудной клетки приходится на 15-летний возраст, составляя 5,2см. Последнее обстоятельство вероятно, связано с более позднимвключением компенсаторных адаптационных механизмов к изменяющимся условиям окружающекй среды, в частности к загрязнению атмосферного воздуха. У мальчиков русской национальности максимальный годичный прирост окружности грудной клетки так же, так же как у мальчиков казахской национальности, в чистой зоне приходится на 12-летний возраст (7,9см), а в грязной зоне -на 15 лет (5,58см), т.е. в обеих этничесеих группах исследованных детей наблюдается общая направленность процесса. Между тем, суммарный прирост окружности грудной клетки за изученный возрастной период у мальчиков-русских имеет противоположную тенденцтию, т.е. эта величина в чистой зоне несколько выше, чем в грязной зоне (24,4 и 22,3см сответственно). Результаты наших исследований используютсяв лекционном курсе по возрастной анатомии, индивтидуальной изменчивости органов и систем, при рассмотрении вопросов конституцианальных особенностей и пропорций тела, а также по совершенствованию схем возрастной периодизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Livshits G., Kato B., Wilson S., spector T. Linkage of genes to total lean body mass in normal women // J Clin Endocrinol Metab. -2007. -№93. - Р. 3171-3176.
2 Jelencovic A., Poveda A., Rebato E. Quantative genetics of human morphology and obesity-related phenotypes in nuclear families from the Greater bilbao (Spain): comparasion with other populations // Ann Hum Biol. - 2011. - №38. - Р. 471-478.
Н.С. АХМАД
С.Д. Асфендияров атындагы улттыц медицина университетI
ЖЕТК1НШЕК ¥РПАЦТЬЩ ЭКОЛОГИЯЛЬЩ МОНИТОРИНГ1 ЖЭНЕ ФИЗИКАЛЬЩ ДАМУЫ
ТYЙiн: Атмосфералы; ауаныц ластануы децгей мен сипатыэр TYрлi болсада, цазак; балаларыныц всуi мен даму урдктерш мектеп жасыныц он бойында(8-17) эсер етедь «Лас»аймак;тагы балалардыцболалардыц бойларыныц узындыцтары мен дене салма;тары «таза» аймацтагы балалардан жас шамаларыныц барлы; кезендершде элде;айда жогары. «Лас» жэне «таза» аймацтагы цазак; балалардыц кеуде шецбершщ осу ;арк;ыны бiрдей екеш бай;алады ал «лас» аймацтагы балалардыц бойларыныц узын болуы лас аймацтагы балалардыц элйзденуш бiлдiредi. ТYЙiндi свздер: окушылар, физикалы; даму, антропометрия.
BecTHUK Ka3HMY, №4 - 2014
N.S. AHMAD
S.D.Asfendiyarov Kazakh national medical Universiry
ENVIRONMENTAL MONITORING AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION
Resume: Atmosphere pollution influenced on processes of boys Kazakhs height and development for the whole school age period (8-17years), but degree and character of influence were different.A mean value of body length and body mass in boys of dirty zone was higher in boys of clean zone in majority of age periods. Kazakh boys of «dirty» band «clean» zones have similar summary gainingindex of chest circumference chat at simultaneous increase of body length in children of dirty zone causedasthenisation in children,residing in «dirty» zone. Keywords: children. physical development. Anthropometry
UDK 378.016:6111:378:005.6
S.N. ROMANIUK, T.M. DOSAEV
S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty
OPERATION OF THE ANATOMY DEPARTMENT OF THE KAZNMU UNDER CONDITIONS OF EDUCATION REFORMING
Reforms are being carried out in Kazakhstan Medical Universities. The main reason making them necessary has objective and global character: recently qualitative changes in educational sphere have been occurred. The program structure is a decisive factor in a success of education. It must be efficient, balanced in theoretical and clinical directions of training. The program structure must characterize educational programs and arrangements of all courses, ensure efficacy and transparence of medical faculties' activities. Besides, a future doctor must be ready to process information systematically and integrate knowledge of new subjects. That is why not only programs and curricular but teaching methods and forms of education must correspond to these requirements. There is no doubt of using innovative technologies in educational process. But in teaching Anatomy it must be done gradually taking into consideration a level of students' preparation. Keywords: innovative technologies, case-studies, competence.
The use of rating system of knowledge estimation under conditions of module organization of teaching gives a possibility to control educational achievements of a student systematically by current and formative tests, evaluate the level of the acquired knowledge and practical skills objectively at every lesson[1]. In 2012-2013 academic year a credit-module system of education was introduced at the faculties of "General Medicine" and "Stomatology". The 2nd and 3rd year students in speciality "General Medicine" and 1st year students in speciality "Stomatology" were taught at the department of Anatomy during the 1st term. The quantity of academic hours in Anatomy constituted 108 hours including 36 hours of SIW (students' individual work) during the II course according to the linear system. The remaining 72 hours were divided into practical classes (36 hours) and students' individual work (36 hours). Academic plans of classes, students' individual work under the teacher's guidance (SIWTG) and curricular plans have been made up.
Methodical instructions have been done over again .Transition to the credit-module system has shown certain difficulties in teaching and mastering the subject. Academic hours intended for teaching anatomy have been reduced. There were 2 credits at the 1st course and .3 credits at the 2nd course.
These hours were evenly distributed into in - class lessons 1/3 (lecture + practical classes 3) and out-of- class lessons: 1/3 (SIWTG) +1/3(51W). We understand that students' individual work under the teacher's guidance must deepen and supplement topics of practical classes. Unfortunately, it didn't turn so. A great amount of the material in Anatomy did not permit to make up academic plans this way. Topics intended for independent studying which the students had to master under the guidance of a teacher were included into Individual students' work. The negative features are: I. Reduction of time intended for in-class lessons.2. Topics for individual students' work under the guidance of a teacher are very extensive and differ in subject-matter from topics of practical classes. 3. Students independent work is formalized and depends upon the level of a student's training. Students must be interested in the subject by a teacher. It is impossible to abolish the explanation of a material referring to the new approaches because our students are not ready to it, they demand an individual approach in obtaining knowledge.
Credit-module system of education at the faculty of "General Medicine" sets thinking deeply and evaluate all advantages and disadvantages. On the one hand we have no way backwards and on the other hand we are in a hurry.
To our mind, firstly, we had to transform a secondary education. Then, it was necessary to analyse a credit-module system at all faculties and consider its results. The estimation of knowledge is carried out according to five competences. Every student is evaluated according to two competences at each lesson: theoretical knowledge and practical skills. Marks for legal and communicative skills are put down during a formative control. Communicative skills are evaluated by means of checklists. During the first course the students fulfill only one individual work and two at the second course. There are methodical instructions as to the fulfilment of individual student's work (the form of the fulfillment is explained there).
Epoch of reforms occurring everywhere, restructuration of educational process demands veritable understanding and competent approach to the problem.
The main purpose of professional education is the training of a qualified specialist capable to effective professional work in specialty and competitive on labor market.
Traditional training of specialists, directed towards the formation of knowledge, practical skills in object-sphere lags behind more and more of up-to-day requirements. The basis of training specialists must become rather educational subjects than ways of thinking and activities. It is necessary not only to train a specialist of a high level, but to include him (her) already on a stage of training to the development of new technologies, to adapt to the conditions of a definite industrial sphere, make him a provider of new decisions successfully fulfilling the functions of a manager.
Practice shows that students having developed their own social project, are ready to defend, argue their position, carry on discussion with opponents and give reason for this purpose to mastering the theory of the question and keep the material well in memory for a long period of time. The analysis of case-study, the method of activation of educational-cognitive activities, which are described by the following signs: the presence of specific situations; development of variants of situation decisions (by groups, subgroups of students or individually); public recognition of the developed variants of situation decision with