Научная статья на тему 'Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры'

Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / DISEASES OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM / ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / RESPIRATORY DISEASES / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / PHYSICAL THERAPY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Науменко Ольга Александровна, Кабышева Марина Ивановна, Киселева Жанна Ивановна

Проблема повышения адаптационных возможностей организма школьников может решаться с помощью экологии физической культуры, которая изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях различных уровней интенсивности физических нагрузок. Цель исследования: изучение заболеваемости и физической тренированности школьников в условиях различного уровня антропогенного загрязнения при разно уровневой двигательной активности. Результаты: Сравнительный анализ показателей здоровья выявил достоверные различия в распространенности и структуре сердечно сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания среди школьников из двух районов города Оренбурга. Так в районе, где приоритетным является воздействие атмосферного фактора в структуре преобладали врожденные аномалии развития сердца, частые острые респираторные инфекции и бронхиальная астма. Во втором районе, где достоверно выше комплексная нагрузка на организм детей и подростков водного и атмосферного воздействия в структуре преобладали менее тяжелые функциональные заболевания сердца и рецидивирующие бронхиты. В группах школьников с высоким уровнем физической нагрузки из первого и второго районов не выявлено достоверных различий в показателях частоты сердечных сокращений и уровне физической тренированности. Установлены достоверные различия между группами школьников со средним уровнем физической нагрузки, которые проявились в низкой тренированности и урежении частоты сердечных сокращений, что свидетельствует о снижении адаптации организма. Для решения проблемы защиты организма обучающихся от действия неблагоприятных экологических факторов предложена методика обучения специальным типам дыхания: верхнегрудному, нижнегрудному и диафрагмальному, а также комплекс лечебной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Науменко Ольга Александровна, Кабышева Марина Ивановна, Киселева Жанна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECT OF SCHOOLCHILDREN''S HEALTH IMPROVEMENT BY METHODS OF PHYSICAL CULTURE

The problem of increasing the adaptive capacity of the organism of schoolchildren can be solved with the help of the ecology of physical culture, which studies the relationship of man with the environment in conditions of different levels of intensity of physical activity. Purpose of the study: to study the incidence and physical fitness of schoolchildren in conditions of different levels of anthropogenic pollution at different levels of motor activity. Results: Comparative analysis of health indicators revealed significant differences in the prevalence and structure of cardiovascular and respiratory diseases among schoolchildren from two districts of Orenburg. For example, in a district where the influence of the atmospheric factor is a priority, the structure was dominated by congenital anomaly of the heart development, frequent acute respiratory infections and bronchial asthma. In the second region, where the complex loading of children and adolescents with water and atmospheric influence was significantly higher, the structure was dominated by less severe functional heart diseases and recurrent bronchitis. In the groups of schoolchildren with a high level of physical activity from the first and second districts there were no significant differences in the indicators of heart rate and the level of physical fitness. Significant differences are established between groups of schoolchildren with an average load level, which manifested itself in a low heart rate, which indicates a decrease in the body's adaptation. To solve the problem of protecting the body of students from the effects of adverse environmental factors, a method of teaching special types of breathing was suggested: upper chest breathing, lower chest breathing and diaphragmatic breathing, as well as a set of therapeutic physical training.

Текст научной работы на тему «Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры»

педагогические науки

Науменко Ольга Александровна, Кабышева Марина Ивановна, Киселева Жанна Ивановна ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ...

УДК 373:[796.011:613.955](470.56)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2018

Науменко Ольга Александровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры

биохимии и микробиологии, химико-биологический факультет Кабышева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, факультет прикладной биотехнологии и инженерии Киселева Жанна Ивановна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, факультет прикладной биотехнологии и инженерии Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, д.13, e-mail: [email protected])

Аннотация. Проблема повышения адаптационных возможностей организма школьников может решаться с помощью экологии физической культуры, которая изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях различных уровней интенсивности физических нагрузок. Цель исследования: изучение заболеваемости и физической тренированности школьников в условиях различного уровня антропогенного загрязнения при разно уровневой двигательной активности. Результаты: Сравнительный анализ показателей здоровья выявил достоверные различия в распространенности и структуре сердечно - сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания среди школьников из двух районов города Оренбурга. Так в районе, где приоритетным является воздействие атмосферного фактора в структуре преобладали врожденные аномалии развития сердца, частые острые респираторные инфекции и бронхиальная астма. Во втором районе, где достоверно выше комплексная нагрузка на организм детей и подростков водного и атмосферного воздействия в структуре преобладали менее тяжелые функциональные заболевания сердца и рецидивирующие бронхиты. В группах школьников с высоким уровнем физической нагрузки из первого и второго районов не выявлено достоверных различий в показателях частоты сердечных сокращений и уровне физической тренированности. Установлены достоверные различия между группами школьников со средним уровнем физической нагрузки, которые проявились в низкой тренированности и урежении частоты сердечных сокращений, что свидетельствует о снижении адаптации организма. Для решения проблемы защиты организма обучающихся от действия неблагоприятных экологических факторов предложена методика обучения специальным типам дыхания: верхнегрудному, нижнегрудному и диафрагмальному, а также комплекс лечебной физической культуры.

Ключевые слова: школьники, физическая культура, экология, здоровье, заболевания сердечно - сосудистой системы, заболевания органов дыхания, лечебная физкультура.

ENVIRONMENTAL ASPECT OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTH IMPROVEMENT BY METHODS OF PHYSICAL CULTURE

© 2018

Naumenko Olga Alexandrovna, candidate of medical sciences, associate professor, department of biochemistry and microbiology, faculty of chemistry and biology Kabysheva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical education, faculty of applied biotechnology and engineering Kiseleva Zhanna Ivanovna, senior lecturer, department of physical education, faculty of applied biotechnology and engineering Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, prospect Pobedy, 13, e-mail: [email protected])

Abstract. The problem of increasing the adaptive capacity of the organism of schoolchildren can be solved with the help of the ecology of physical culture, which studies the relationship of man with the environment in conditions of different levels of intensity of physical activity. Purpose of the study: to study the incidence and physical fitness of schoolchildren in conditions of different levels of anthropogenic pollution at different levels of motor activity. Results: Comparative analysis of health indicators revealed significant differences in the prevalence and structure of cardiovascular and respiratory diseases among schoolchildren from two districts of Orenburg. For example, in a district where the influence of the atmospheric factor is a priority, the structure was dominated by congenital anomaly of the heart development, frequent acute respiratory infections and bronchial asthma. In the second region, where the complex loading of children and adolescents with water and atmospheric influence was significantly higher, the structure was dominated by less severe functional heart diseases and recurrent bronchitis. In the groups of schoolchildren with a high level of physical activity from the first and second districts there were no significant differences in the indicators of heart rate and the level of physical fitness. Significant differences are established between groups of schoolchildren with an average load level, which manifested itself in a low heart rate, which indicates a decrease in the body's adaptation. To solve the problem of protecting the body of students from the effects of adverse environmental factors, a method of teaching special types of breathing was suggested: upper chest breathing, lower chest breathing and diaphragmatic breathing, as well as a set of therapeutic physical training.

Keywords: students, schoolchildren, physical culture, ecology, health, diseases of the cardiovascular system, respiratory diseases, physical therapy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Заболевания органов сердечно - сосудистой и дыхательной систем приносят обществу существенные экономические потери, поскольку связаны с высокой распространенностью и временной утратой трудоспособности.

Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень заболеваемости населения является антропогенное загрязнение воздуха, почвы и питьевой воды. Наиболее чувствительными к неблагоприятному антропогенному воздействию оказываются так называемые «критические популяции»: дети и подростки, которые характеризуются активными процессами морфофункционального

развития и низким уровнем адаптации [1].

Оренбургская область находится в ряду регионов России с наибольшими объемами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (более 500 тыс. тонн) [2], что сказывается на росте экологически обусловленной патологии среди школьников и студентов [3, 4].

Так, по данным официальной статистики в Оренбургской области в настоящее время в структуре заболеваемости болезни органов дыхания составляют 38,8 %. В первую очередь, наблюдается рост аллергической патологии (бронхиальной астмы, аллергического ринита) и других хронических обструктивных болезней легких. Этот факт отмечается не только в Оренбургской области

Naumenko Olga Alexandrovna, Kabysheva Marina Ivanovna, Kiseleva Zhanna Ivanovna ENVIRONMENTAL ASPECT OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTH IMPROVEMENT ..

pedagogical sciences

и в России, но и во всем мире [1].

Среди обучающихся показатель первичной заболеваемости за последний год снизился на 7,4 %, но в отдельных городах и районах Оренбургской области данный показатель по-прежнему остается выше среднего [4, 5].

Одной из основных причин, в результате которых возникают заболевания органов дыхания и сердечно -сосудистой системы является загрязнение атмосферного воздуха. По данным стационарных постов наблюдения по выбросам в атмосферный воздух загрязняющих веществ на долю предприятий нефтегазовой и металлургической промышленностей в Оренбургской области приходится 74,1 % [1].

В создавшихся неблагоприятных экологических условиях особого внимания заслуживает проблема повышения адаптационных возможностей организма детей и подростков методами физической культуры. Данная проблема решается с помощью экологии физической культуры, которая изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях различных видов физических нагрузок в процессе изменяющихся условий окружающей среды [6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Знание закономерностей и физиологических механизмов адаптации человека к различным климатогеографическим и экологическим условиям, к физическим нагрузкам в зависимости от уровня воздействия антропогенных факторов, позволяет изучить механизмы их взаимоотношений и выработать методы сохранения и укрепление здоровья человека средствами физической культуры, особенно в процессе его роста и развития [6-8].

Как известно, двигательные режимы различной интенсивности можно рассматривать как факторы, вызывающие различные изменения в функциональном состоянии организма человека.

Так, многими работами было установлено, что оптимальная двигательная активность ведет к нормальному росту и развитию детей и подростков, в частности к повышению физических резервов, а также повышает функциональное состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма, что можно принять за физиологическую норму [7-10].

В ряде исследований было изучено влияние на организм детей, подростков и молодежи низкого уровня двигательной активности - гипокинезии. В данных работах было доказано, что гипокинезия приводит к снижению темпов морфо-функционального развития организма, и как следствие к низким показателям функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем [7-9]. Обучающиеся также подвержены информационным и эмоциональным перегрузкам, которые на фоне ухудшения экологических условий, приводят к более тяжелым отклонениям в состоянии здоровья [9].

Правильная организация занятий физической культурой, особенно в школьном возрасте, сохраняет здоровье и продлевает жизнь. Физическая культура также является защитным барьером от отрицательных воздействий окружающей среды [7-9].

Физическая культура улучшает не только дыхательные и сердечно - сосудистые функции, но и повышает адаптационный потенциал всего организма [7-14].

В ряде исследований установлено, что при хронических заболеваниях легких и сердца с помощью специальных физических упражнений происходит нормализация нарушенных функций (О.О. Непронова [15], В.И. Спинов [16], H.A. Hoffman [17]).

Занятия специальной лечебной физической культурой (ЛФК) при рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со специальными дыхательными, а также с разными фазами дыхания, увеличивают лимфо- и, кровообращение в легких [15,16].

Включение лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов дыхания значительно повышает его эффективность и сохраняет работоспособность. С помощью физических упражнений можно добиться нормализации нарушенных функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повысить адаптационный потенциал организма [15-18].

На наш взгляд, с точки зрения экологии двигательной активности, исследования воздействия разнообразной степени интенсивности физических упражнений на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма школьников при различных уровнях антропогенного загрязнения окружающей среды изучены недостаточно и требуют дальнейшего развития.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования являлось изучение адаптации и физической тренированности школьников в условиях различного уровня антропогенного загрязнения при разнообразной степени интенсивности двигательной активности.

В ходе исследовния ставилась задача проведения сравнительного анализа заболеваемости сердечно - сосудистой и дыхательной систем, физической тренированности у школьников с разным уровнем двигательной активности и антропогенного влияния.

Исследования проводились среди 2840 школьников от 7 до 15 лет, проживающих в двух районах города Оренбурга, территориально отдаленных друг от друга, имеющих различный характер антропогенного загрязнения, где одна группа (1440 человек) проживала в районе, где приоритетным является воздействие атмосферного фактора за счет пыли, диоксида азота, сероводорода, оксида углерода и тяжелых металлов (кадмия, меди, свинца), а другая (1400 человек) проживала в условиях комплексного антропогенного загрязнения воздуха и воды. В каждом районе по уровню двигательной активности школьники были разделены на две группы: с высоким и средним уровнем двигательной активности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сравнительный анализ показателей здоровья выявил достоверные различия в распространенности и структуре сердечно - сосудистых заболеваний (ССЗ) и болезней органов дыхания среди школьников из двух районов города Оренбурга. Так в районе, где приоритетным является воздействие атмосферного фактора в структуре ССЗ преобладали врожденные органические кардиопатии (60,6%). У детей были выявлены малые аномалии развития сердца (22,2%) и первичный пролапс митрального клапана сердца (29,3%). Во втором районе, где достоверно выше комплексная нагрузка на организм детей и подростков водного и атмосферного воздействия в структуре ССЗ преобладали менее тяжелые функциональные заболевания сердца: вторичные кардиопатии (23,3%) и функциональные нарушения сердечного ритма и проводимости (13,4%). В структуре заболеваний бронхо - легочной системы также были выявлены существенные различия. В первом районе у школьников преобладали частые острые респираторные инфекции, бронхиальная астма, а во втором районе - рецидивирующие бронхиты, хотя в целом распространенность болезней органов дыхания оказалась не высокой и равнялась средним областным показателям [1].

Проведенные исследования с учетом уровня физической активности показали, что в группах школьников с высоким уровнем физической нагрузки из первого и второго районов не выявлено достоверных различий в показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС) и уровне физической тренированности. Что свидетельствует о том, что при интенсивных физических нагрузках уровень антропогенного загрязнения не отражается на показателях функционального состояния сердечнососудистой системы. Однако были выявлены достовер-

педагогические науки

Науменко Ольга Александровна, Кабышева Марина Ивановна, Киселева Жанна Ивановна ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ...

ные различия между группами школьников со средним уровнем нагрузки. Было зарегистрировано достоверное снижение частоты ЧСС в покое и низкая тренированность у детей из групп с более низким уровнем двигательной активности, что свидетельствует о снижении адаптации организма школьников [9-10].

Для решения проблемы защиты организма обучающихся от действия неблагоприятных экологических факторов и повышения адаптационных возможностей нами была предложена методика трех типов дыхания: верхнегрудного, нижнегрудного и диафрагмального. Данная методика приводится в методических рекомендациях «Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания» и включает следующие дыхательные упражнения [19].

При верхнегрудном дыхании исходное положение принимается лежа на спине. На вдохе грудная клетка должна подниматься вверх, а на выдохе - опускаться вниз. Рука, лежащая на животе, должна контролировать неподвижность брюшной стенки при дыхании. Вдох и выдох должны осуществляться через нос.

При нижнегрудном типе дыхании исходное положение принимается сидя на стуле или стоя. Кисти рук должны обхватывать нижнебоковые отделы грудной клетки, пальцы при этом направлены вперед. На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки должны расширяются в стороны, а на выдохе грудная клетка должна опускаться, возвращаясь к исходному положению. Вдох и выдох должны осуществляться через нос. Для контроля за полнотой выдоха, целесообразнее выполнять его через рот, сложив губы трубочкой.

При диафрагмальном дыхании исходное положение принимается лежа на спине, при этом ноги должны быть слегка согнуты в коленях. Правая рука при этом лежит на животе, а левая - на груди.

На вдохе слегка выпячивается брюшная стенка, а правая рука приподнимается, левая рука лежит неподвижно.

На выдохе живот втягивается, при этом правая рука слегка надавливает на брюшную стенку, левая - неподвижна. Вдох осуществляется через нос, выдох - через рот, губы сложены трубочкой.

При обучении диафрагмальному и верхнегрудному дыханию исходное положение нужно принимать сидя, удобно откинувшись на прямую спинку стула, ноги слегка согнуты в коленях, ступни ног упираются в пол.

Содержание методических рекомендаций включает теоретические и методико-практические аспекты занятий по физической культуре и предназначены обучающимся по всем направлениям подготовки, а также преподавателям физической культуры и инструкторам ЛФК.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Интенсивные физические нагрузки позволяют снизить воздействие на организм обучающихся неблагоприятных экологических факторов.

2. Низкий уровень двигательной активности сопровождается снижением адаптации организма школьников.

3. Проблему повышения адаптационных возможностей организма обучающихся в неблагоприятных экологических условиях можно решить методами физической культуры. Внедрение предлагаемых методик дыхательных упражнений в практику физического воспитания будет способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боев, В.М. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения Восточного Оренбуржья / В.М. Боев, М.Н. Воляник. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 126 с.

2. Стеба, Н.Д. Совершенствование экологического

налогообложения на примере Оренбургской области : Автореф. дис. ... канд. экономических наук. / Н.Д. Стеба

- Оренбург, 2007.

3. Науменко О. А. Эпидемиология и мониторинг факторов риска заболеваний сердечно - сосудистой системы у школьников, проживающих в условиях крупного промышленного города: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. / О.А. Науменко - Оренбург, 1996. - 27 с.

4. Науменко О.А. Влияние внешних средовых факторов на состояние здоровья студентов Оренбургской области / О.А. Науменко, М.В. Фомина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. №510. С. 696 - 698.

5. Музалева О.В. Комплексная гигиеническая оценка антропогенного загрязнения и характеристика стафилококковой аутофлоры у школьников промышленного города. : автореф. дис. ... канд. мед. наук / О.В. Музалева.

- Оренбург, 1999. - 26 с.

6. Абзалова Р.А. Экология физической культуры человека / Р.А. Абзалова, А.И. Зиятдинова // Теория и практика физической культуры. - 1997. №7. С.6

7. Ахмадуллин Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Р. Ахмадуллин - Казань, 2004.

8. Борлакова Л.М. Формирование экологической культуры в процессе физического воспитания младшего школьника : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Л.М. Борлакова - Карачаевск, 2006.

9. Агафонов А.И. Гигиенические основы укрепления здоровья детей и подростков методами физического воспитания : Автореф. дис. ... канд. мед. наук. / А.И. Агафонов - Оренбург, 2005 - 27 с.

10. Зиятдинова А.И. Регуляция функций сердца крысят, развивающихся в условиях гипокинеза и мышечной тренировки: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. / А.И. Зиятдинова - Казань, 1994.

11. Григорьева О.В. Психофизиологическое обоснование роли двигательной активности для здоровья человека // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 50-54.

12. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.

13. Коровин С.С., Малорошвило Л.Н. ценности физической культуры: структура, характеристика // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 287-293.

14. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 273-276.

15. Непронова О.О. Воздействие метеорологических факторов на функциональное состояние и резервные возможности организма спортсменов препубертатного и пубертатного периодов онтогенеза : автореф. дис. ... канд. мед. наук / О.О. Непронова. - Краснодар, 2009.

16. Спинов В.И. Коррекция уровня заболеваемости болезнями органов дыхания у рабочих при производстве 'альфа'-метилстирольного синтетического каучука : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В.И. Спинов - Тула, 2002.

17. Hoffman H.A., Young J., Klessius S. E. Meaningful movement for children. A developmental theme approach to physical education. - Boston: Allyn and Bacon, 1981, 410.

- p.

18. Кабышева М.И. Профилактика заболеваний дыхательной системы средствами ЛФК (на материале физической культуры студентов специальной медицинской группы) / М.И. Кабышева, Н.И. Федотова // Сборник материалов Международной научной конференции: «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации». Ч.2. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. С. 273-278. ISSN 978-5-4417-05592

Naumenko Olga Alexandrovna, Kabysheva Marina Ivanovna, Kiseleva Zhanna Ivanovna ENVIRONMENTAL ASPECT OF SCHOOLCHILDREN'S HEALTH IMPROVEMENT ..

pedagogical sciences

19. Кабышева М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания: методические рекомендации / М.И. Кабышева, Н.И. Федотова, О.В. Подкопаева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2015. - 55 с.

Статья поступила в редакцию 12.01.2018 Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.