Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗОНЫ ЗАБРОШЕННЫХ АЭРОДРОМОВ И АЭРОПОРТОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗОНЫ ЗАБРОШЕННЫХ АЭРОДРОМОВ И АЭРОПОРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заброшенный аэропорт / экологические проблемы / разливы нефтепродуктов / заброшенные здания / оценка воздействия на окружающую среду / abandoned airport / environmental problems / oil spills / abandoned buildings / environmental impact assessment

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Н.Г. Черкасова, А.Е. Новокрещенных

В статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением экологических проблем заброшенных аэропортов и предлагаются пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE AREA OF ABANDONED AIRFIELDS AND AIRPORTS

The article discusses issues related to the identification of environmental problems of abandoned airports and suggests ways to solve these problems.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗОНЫ ЗАБРОШЕННЫХ АЭРОДРОМОВ И АЭРОПОРТОВ»

УДК 504.05

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗОНЫ ЗАБРОШЕННЫХ АЭРОДРОМОВ И

АЭРОПОРТОВ

Н. Г. Черкасова, А. Е. Новокрещенных

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

5hat@bk.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением экологических проблем заброшенных аэропортов и предлагаются пути решения этих проблем.

Ключевые слова: заброшенный аэропорт, экологические проблемы, разливы нефтепродуктов, заброшенные здания, оценка воздействия на окружающую среду.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE AREA OF ABANDONED AIRFIELDS AND

AIRPORTS

N. G. Cherkasova, A. E. Novokreschennykh

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

5hat@bk.ru

The article discusses issues related to the identification of environmental problems of abandoned airports and suggests ways to solve these problems.

Keywords: abandoned airport, environmental problems, oil spills, abandoned buildings, environmental impact assessment.

Проблемы отрицательного влияния заброшенных аэродромов и аэропортов на окружающую среду начинает формироваться еще на стадии их строительства.

Исходно, при выборе участка для строительства аэродрома и разработке вариантов конструкции аэродромных покрытий учитывалась степень воздействия аэродрома на окружающую воздушную, водную и наземную среду, как в период строительства, так и во время эксплуатации. Так при строительстве аэродромов (вертодромов) осуществлялись природоохранные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и активизации неблагоприятных для строительства и эксплуатации аэродромов процессов. В состав природоохранных мероприятий были включены инженерные решения, предусматривающие: компенсацию тепло- и массообмена окружающей среды, измененной при подготовке и освоении территории; ограничение и регулирование развития криогенных процессов; организацию и регулирование снежного покрова, ливневых и технологических стоков; биологическую рекультивацию растительного покрова; ограничение и регулирование термоабразии. При этом производилась срезка плодородного слоя почвы с целью последующего использования его для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопроизводительных сельскохозяйственных земель, озеленения района застройки. Чаще всего, такая срезка производилась без учета особенностей грунта и почвы, что позднее сказалось на биотическом потенциале ландшафта территории [1].

Секция «Экологическая безопасность»

Деятельность аэропортов сопровождалась интенсивным образованием отходов, которые складировались, на уровне строительства в прилегающих к аэродрому лесах, а также на берегах и дне водоемов, в процессе непосредственной эксплуатации, на санкционированных свалках. Все отходы, по проектам, должны были перерабатываться или утилизироваться. Не введенная в оборот часть отходов так и осталась в зоне заброшенных аэропортов, что создает предпосылки для образования метана, проникновения фильтрата в подземные грунтовые или поверхностны воды.

Аэродромы с длиной 1500 м и более, имеющие системы водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых), были оборудованы локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки загрязненных вод. При длительном бездействии данных объектов возможен моральный и физический износ оборудования, что в свою очередь может привести к разливу их содержимого и заражению территории большой площадью [2].

Участки аэродрома, предназначенные для обслуживания воздушных судов, используемые для внесения удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве и при лесозащите, и другие спецплощадки (предангарные, доводочные, мойки и антиобледенительной обработки воздушных судов, спецавтобаз, складов горюче-смазочных материалов и др.) также являются потенциальными источниками опасности, хотя и были оснащены сооружениями для химико-реагентной и механической очистки, а также обезвреживания сточных вод, сбрасываемых в канализацию аэропорта.

Брошенные хранилища с керосином приводят к его разливу из разрушающихся от времени и коррозии емкостей, труб, что приводит к загрязнению почв и водоемов.

Здания заброшенных аэропортов опасны созданием различной пыли строительных материалов и разрушающихся конструкций. Пыль по «розе ветров» распространяется на все близлежащие к аэропорту территории, отрицательно влияя на все живые организмы [3].

Хотя здания заброшенных аэропортов могут найти себе применение. Их используют в качестве: площадки для тренировки молодых пилотов; базы, где тренируются спортсмены или проходят соревнования; площадь для торгово-развлекательной зоны или экспоцентра; сохраняются в качестве культурного наследия.

Под каждым аэродромом и рядом с ним - слой почвы, пропитанный бензином. Если вовремя никто не спохватится, не снимут вовремя верхний слой, все уходит вглубь, земля пропитывается керосином и становится легковоспламеняемой. Жить на таких территориях нельзя. Люди ходят по земле, которая от любого воспламенения может загореться. В принципе, очистить все это не сложно, надо только собрать верхний слой. Если это пруд -откачать в цистерны. После откачки слоя топлива в водоем засыпают сорбенты. Но очистка водоемов стоит дорого, поэтому обычно все происходит по другому сценарию: Росприроднадзор составляет акт, а виновные платят штраф [4].

Авторами статьи было проведено исследование по определению населенных пунктов, попадающих под влияние аэропорта «Емельяново», с определением границ приаэродромных территорий (ПАТ). Согласно ч. 2 ст. 47 Воздушного кодекса РФ в редакции Федерального закона № 135-ФЗ приаэродромная территория (ПАТ) - это зона с особыми условиями использования. Близлежащая к воздушной гавани территория делится на семь подзон с разными уровнями ограничений в зависимости от близости к взлетно-посадочной полосе.

Рассматривая зависимость территорий еще действующего междунородного аэропотрта «Емельяново» видим, что в границах первой и второй подзоны населенные пункты отсутствуют. Далее под ограничения попадают следующие районы. В границах третьей подзоны расположены пгт Емельяново, с. Еловое, п. Элита, п. Минино, с. Арейское, п. Снежница, д. Малая Еловая, п. Каменный Яр, п. Памяти 13 Борцов, пгт Кедровый, д. Сухая, д. Крутая, д. Мужичкино, д. Веселая Гора. В границах четвертой подзоны расположены пгт

Емельяново, с. Еловое. В границах пятой и шестой подзон - пгт Емельяново, с. Еловое, п. Элита, п. Минино, с. Арейское, п. Снежница, д. Малая Еловая, п. Каменный Яр, п. Памяти 13 Борцов, пгт Кедровый, д. Сухая, д. Крутая, д. Мужичкино, д. Веселая Гора.

Площадь седьмой подзоны ПАТ согласно проекта составляет 1 122 км . Границы проходят через населенные пункты Емельяновского района (Емельяново, с. Еловое, п. Элита, п. Минино, с. Арейское, п. Снежница, п. Дрокино, п. Памяти 13 Борцов, п. Известковый и другие).

По результатам исследования видно, что даже при эксплуатации аэропорта его влияние распространяется на достаточно удаленные территории, влияя как на состояние окружающей среды, так и на здоровье населения.

Все приаэродромные территории считаются зоной отчуждения от массового их использования, а значит, земли территории заброшенного аэропорта, также не могут быть вовлечены в иную деятельность населения. Всё это сказывается на состоянии почв, приводит к их эрозии и деградации.

По сути, аэропорты превращаются у нас в экологически опасные зоны. В результате, тратятся миллионы на восстановление водоемов и почв после экологических катастроф. Страдают и болеют люди. А заброшенные аэропорты, по-прежнему, продолжают существовать в своей, параллельной реальности.

Библиографический список

1. Международный аэропорт Емельяново. - [Электронный ресурс]. - http://krr.aero/about-airport/information-about-airport/ (Дата обращения 19.10. 2020).

2. Как выхлопные газы самолетов влияют на климат. - [Электронный ресурс]. -https://www.dw.com/ru/как-выхлопные-газы-самолетов-влияют-наклимат/a-15759056 (Дата обращения 21.10.2020).

3. Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению негативного воздействия. - [Электронный ресурс]. - http://method. meteorf.ru/publ/tr/ tr365/ivan_a.pdf (Дата обращения 23.10.2020).

4. Очистные сооружения для аэропортов. - [Электронный ресурс]. -http://www.flotenk.ru/articles/ochistnye-sooruzhenya-dlya-aeroportov/ (Дата обращения 24.10.2020).

© Черкасова Н. Г., Новокрещенных А. Е., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.