С.Н. ФИЛИППОВА, Э.В. ПЕРЕВЕРЗЕВА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:001.891
Представлена концепция практически направленного экологического образования в сфере туриша и педагогики, а также результаты позитивной динамики экологического сознания студентов при практическом обучении естественным наукам. Обоснованы организационные структуры использования инновационных результатов экологических исследований и разработок в вузах в интересах территорий и регионов.
Ключевые слова: экологическая направленность профессионального образования, экологическая культура студентов, антропоцентризм, экоцентризм, природосообразный стиль жизни, социально-экологические инновации.
The article introduces the concept of practically oriented ecological education in the field of tourism and pedagogy and the results of positive dynamics of ecological awareness of students in their practical training in natural sciences. Organizational structures of using innovative results of ecological research and development in higher education in the interests of the territories and regions are proved.
Key words: ecological orientation of vocational education, ecological culture of students, anthropocentrism, ecocentrism, nature oriented lifestyle, social and ecological innovation.
Экологическая ситуация как глобального общемирового, так и локального регионального характера продолжает стремительно ухудшаться. Особое значение приобретают проблемы негативного изменения экологической среды для жителей России. Загрязнения воздушного бассейна, водных объектов и почвы токсическими веществами, твердыми бытовыми отходами, климатические аномалии, такие как затяжные холода в 2012 г. в Центральном регионе или аномально жаркое лето в 2010 г., приобрели большой общественный резонанс. Россияне считают важной жизненной ценностью экологически здоровую среду обитания для обеспечения своей жизнедеятельности. Согласно социологическим опросам |2| более 85% населения Российской Федерации обеспокоены экологическими проблемами, ухудшающимся состоянием систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства, снижени-
ем доступности природной среды вследствие ее порчи, загрязнения, ухудшением экологии городов, других поселений и прилежащих территорий.
В Московском мегаполисе, Московской области среда обитания горожан подвергается большому давлению из-за высокой плотности населения, сложной техногенной инфраструктуры мегаполиса и поселений, примыкающих к городской агломерации. Всвязи с этим повышен уровень заболеваемости детей и молодежи, а также населения в целом аллергией, астмой, онкологическими и эндокринными заболеваниями, болезнями печени, почек, кожи |4|.
Показательным примером является Зеленоград — округ Москвы с населением около 250 тыс., расположенный в Московской области. Этот наукоград строился в 1960-х гг. как «город социально-экологической мечты». Целью было не просто встроить, а «вживить» город в
природу, достигнуть гармоничного взаимоотношения урбоэкологической городской среды и природы. В настоящее время город испытывает нарастающие экологические проблемы, по мнению жителей, ущемляющие их права на здоровую среду обитания.
Для формирования экологической культуры детей и молодежи нами разработана социально-образовательная инновационная концепция, заключающаяся в наращивании экологической направленности образования в вузах туристского и педагогического профиля. Экологизация туристского и педагогического образования диктуется общественной потребностью формирования не только экологического сознания, но глубоко личностного, деятельного и эмоционального отношения молодых поколений россиян к родной земле. Родине, России. Для ее осущест&ления разработан междисциплинарный комплекс образовательных программ, содержательным ядром которых являются как естественно-научные дисциплины, изучающие законы живой природы (ботаника, зоология) и природные начала человека (анатомия, физиология, экология здоровья), так и гуманитарные науки: экологическая психология, педагогическая физиология здорового образа жизни, экологический туризм.Они объединены в целостный концепт методологией синтеза естественно-научного и гуманитарного знания.
На базе экологической направленности туристского и педагогического образования возможно создание структур по внедрению разработок в форме Центров экологии и туризма. Специалисты и студенты туристских и педагогических вузов могут содействовать созданию экологической инфраструктуры городов и населенных пунктов: экотропы, экомаршруты, охраняемые природные объекты, парковые зоны и др. Внедренческие центры при вузах необходимы как постоянно действующие организационно-
просветительские, туристские и учебно-воспитательные учреждения в различных городах страны. Они могли бы служить базой для формирования экологической грамотности, экологической культуры, природосообразного воспитания и образования с использованием туристской деятельности на местном и региональном уровнях, формирования здорового образа жизни детей, подростков экологического просвещения молодежи, жителей городских агломераций.
Важным в современных условиях является осознание того, что улучшение экологической ситуации и здоровья населения связывается специалистами образовательной сферы и законодателями с активизацией вовлеченности прежде всего молодых людей в экологические экскурсии, туризм, походы по родным местам, знакомство с природой страны, проведением экологических молодежных форумов. Придание массовости этой практике народного туризма требует притока специалистов, обладающих системными экологическими знаниями о неразрывности связей познания, зашиты природы с улучшением здоровья горожан, повышением качества жизни россиян, ростом «человеческого капитала» как основы устойчивого развития экономики страны.
В этом должны помочь Центры экологического просвещения и туризма, которые ведут разностороннюю образовател ьно- восп итател ьную,
социально-экологическую и туристскую работу. Специалисты таких Центров разрабатывают и реализуют программы и методики, в том числе с использованием социальной рекламы, просвещения и воспитания детей, молодежи, семей и всего населения в области практической экологии, экологического туризма, социально-бытовой культуры, эко-логии жилища, урбоэкологии. Жителей обучают с учетом их интересов активному взаимодействию с природной средой.
здоровому и природосообразному стилю жизни. На базе экологической направленности туристского и педагогического образования возможно создание коммерческих структур по внедрению разработок Центров экологического просвещения и туризма.
Центры проводят пропаганду экологического туризма и экскурсий, его воспитательного потенциала, организуют тематические выставки и экспозиции по проблемам урбоэкологии, разрабатывают образовательные программы и туристские маршруты для образовательных учреждений, ведут подготовку инструкторов по экологическому туризму с учетом региональной специфики, проводят конкретное социально-психологическое и социологическое изучение экологических проблем и отношения к ним различных групп населения.
Центры экологического просвещения и туризма организуют научно-исследовательскую работу в области социологической, экопсихологической диагностики экологических и туристских потребностей населения, мониторинга состояния и пригодности урбоэкологи-ческой и природной среды с целью развития экскурсионно-туристской деятельности, выявляют острые экологические проблемы, вызывающие озабоченность и тревогу жителей. Просветительские задачи Центров реализуются в разработке инновационных просветительных и образовательных программ непрерывного туристского, эколого-туристского и экологического образования. Центры участвуют в проведении массовых общегородских мероприятий по экотематике: «Чистый город», «Здоровье природы — здоровое население», «Экологические основы туризма», молодежные экологические форумы. Центры инициируют проведение научно-практшюских конференций в учебных учреждениях по экологии, экологической психологии, экологическому туризму, экологических
праздников, читательских конференций в библиотеках города по проблемам экологического воспитания и здоровья и участвуют в этих мероприятиях.
Актуальной задачей экологической психологии является изучение общественного мнения с помощью социологических и психологическихопросов, анкетирования, интервью, особенно такой значимой группы, как люди молодого возраста. Нами проведено обследование учащихся колледжа гуманитарного профиля (средний возраст 17,1 года), студентов 2-го курса педагогического факультета МГПУ (средний возраст 18,5 года) и студентов-юристов (средний возраст 20,3 года) в Зеленограде с помощью методики анкетирования, разработанной А.В. Гагариным [1] с целью вы-явления ряда показателей, характеризующих экологические представления молодежи. У московских школьников старших классов и студентов колледжей в 2008—2009 гг. начатоеь обязательное изучение учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», включающего как теорию, так и экологические экскурсии. Преподавание курса в школах и колледжах Москвы отвечает необходимости воспитания молодежи в соответствии с требованиями экологического императива, который диктует альтернативу: либо человечество изменит свое потребительское отношение к природе на экологическое сознание и культуру сотрудничества с природой, либо население Земли погибнет в глобальных социально-экологических катастрофах.
Практическая значимость экологического обучения и воспитания состоит не только в усвоении экологических знаний, но и в общении с природой, се исследовании на экологических экскурсиях с целью формирования нового, ориентированного на духовность и нравственность отношения молодых граждан России к природе. Результаты обследования приведены в таблице.
Результаты обследования по выявлению показателей, характеризующих экологические представления молодежи
Характеристика группы Ангроноцешрич-ное сознание, % Переходное сознание, % Экоцентричное сознание, % Предметы
Студенты колледжа 70 30 0 Экология Москвы и устойчивое развитие
Студенты-педагоги 80 20 0 Ботаника, зоология
Студенты-юристы 100 0 0 Нет
Из результатов опроса следует, что у 70% студентов колледжа, которые изучили предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие», экологические представления антропоцентричны, основаны на идее потребительской ценности и полезности природы для человека. У оставшихся 30% учащихся экологические представления находятся в переходном состоянии, на пути к признанию важности гармоничного взаимодействия человека и природы. Экоцентричной формы сознания, направленной на сотрудничество с природой, не выявлено.
Среди обследованных будущих педагогов 80% студентов педагогических специальностей имели потребительскую (ан-тропоцентричную) направленность в отношении к природе, а 20% имели переходное сознание. Студенты-педагоги изучали такие науки о живой природе, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экопрактика в форме экскурсий.
У всех 100% обследованных студентов-юристов 3-го курса, не изучавших естественно-научные дисциплины, отсутствовали переходные и эксцентричные формы сознания. То есть они не выявлялись у группы молодежи, которая не получала ни естественно-научных знаний, ни психолого-педагогического воздействия практикой экскурсионно-туристической деятельности, в комплексе формирующих экологическое, а не потреб!(тельскос сознание. Поведение и
деятельность людей с экоцентричным сознанием определяется как экологически культурное поведение, охранительное по отношению к живым существам и растениям. Антропоцснтричнос сознание основано на полезности природы для человека — потребителя природных благ. Такое поведение можно считать потребительским в отношении живых существ биосферы. Факторами, влияющими на формирование экологического сознания молодежи, являются: личностные особенности учащихся, структура ценностных ориентаций, качество и образ жизни, социально-мировоззренческие представления молодежи, духовная направленность.
Следовательно, проведенное анкетирование выявило формирующее, просветительское и образовательно-вое питательное влияние на учащихся естественно-научных знаний и обучающих программ по экологии.
При управляющих воздействиях организационных структур, таких как внедренческие Центры экологического просвещения и туризма, на сложные урбо-экологические системы, критериями результативности являются комплексные показатели:
• снижение экологически обусловленной тревоги, страхов и повышение удовлетворенности урбоэкологической средой различных групп населения;
• снижение заболеваемости болезнями цивилизации по причинам малоподвиж-
ного образа жизни, стрессов, другими экологически обусловленными болезнями. особенно детей и молодежи как наиболее чувствительных к экологическим и социальным деструктивным факторам;
• повышение социальной активности молодежи в осознании глобальных экологических проблем и противоречий современной цивилизации;
• создание и реализация молодежью региональных экологических проектов;
• повышение экологической и бытовой культуры населения, рост активности по поддержанию чистоты городских территорий, лесных и водных объектов;
• возрастание туристской активности, переход к массовому туризму;
• рост числа экологических общественных обтлдинсний;
• доступность для граждан и органов муниципального и территориального упраалення социологической информации о качестве и уровне жизни групп населения, их удоалстворенности экологией городской среды, сферой экологического образования и воспитания, туризма и путешествий.
Практические результаты создания Центров экологического просвещения и туризма:
• организация сотрудничества городов и стран СНГ в области антропоэкологии и экопсихологии;
• проведение совместных исследований практического применения проекта с учетом региональной специфики;
• развитие экологического волонтерского движения в городах;
• инициация социального и экологического проектирования и инноватики в организованных молодежных коллективах (школы, колледжи, вузы);
• разработка проектов охраны уникальных природных памятников нашей страны (Эльбрус, Байкал, заповедники и национальные парки и др.).
Экологические проблемы осознаются людьми через состояние среды жизнедеятельности, условий профессио-нально-трудовой деятельности и активных форм отдыха |3|. Инновации в области туризма и образования неэффективны без разработки и применения новых социальных, социально-психо-логических и эколого-психологических методов подготовки специалистов для работы с детьми, молодежью, социаль-но-активным населением, без их профессионального участия в улучшении урбоэкологическои среды. Эта работа может осуществляться через такие новые организационные структуры, как внедренческие Центры экологического просвещения и туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гагарин А. В. Воспитание Природой. М.: временность. М.: Финансы и статистика,
Изд-во МНЭПУ.2000. 2002.
2. Глухов В.В., Некрасова Т.П. Экономи- 4. Филиппова С.Н., Черкасов А.Г.,Ильин А.Б.
ческие основы экологии. СПб.: Питер,2003. Физиология здоровья и долголетия. М.; Тверь:
3. Квартальное В.А. Туризм: история и со- Изд-во 7ГУ,2007.