Научная статья на тему 'Экологические проблемы транспорта и пути их решения'

Экологические проблемы транспорта и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
3585
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЗЕМЛИ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ / ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ладонин Д.В., Потапова С.О.

В статье рассматривается вопрос о экологическом загрязнении окружающей среды от транспортно-дорожного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ладонин Д.В., Потапова С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические проблемы транспорта и пути их решения»

часов наработки со дня ввода в эксплуатацию.

1.3.2. Срок службы ПСМ до первого капитального ремонта должен быть не менее 5500 часов эксплуатации.

1.3.3. Показатели надежности ПСМ определяются расчетным путем и уточняются при опытной эксплуатации.

1.4 Требования по эргономике и технической эстетике.

1.4.1 Эстетическая выразительность внешнего вида ПСМ должна обеспечиваться тщательностью исполнения видимых элементов формы и качеством декоративных покрытий, выполненных в цветах окраски спасательной техники.

1.5. Требования по эксплуатации, удобству технического обслуживания, ремонта и хранения

1.5.1. Все узлы, агрегаты и системы должны быть приспособлены для технического обслуживания, ремонта и хранения в условиях Арктики. Выводы, предложения

1. АГЗ МЧС России и заводом ООО «ЕЗСМ «Континент» выполнен

проект Технических требований к ПСМ повышенной проходимости с беспилотниками для выполнения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

2. Ряд машин завода «ЕЗСМ «Континент», разработанные с участием АГЗ МЧС России проходят эксплуатацию в условиях бездорожья и глубокого снежного покрова, в том числе в районах Арктики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кушляев В. Ф. Транспортно-технологические машины повышенной проходимости и применение их в условиях Арктики / Кушляев В.Ф., Леонов В.А., Аграновский A.A., Малышев В.А., Гомонай М.В. // Строительные и дорожные машины. - 2014. - № 12. - С.12-15.

2. Кудрявцев Н.И. Специальные машины завода ООО «Велмаш-С» для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера// Н.И. Кудрявцев, В.Ф. Кушляев, В.Г. Полевой, A.A. Аграновский. Сборник материалов круглого стола на тему: «Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России», 8 сентября 2016 г. ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2016. - С. 60 - 67

УДК 614.7

Д.В. Ладонин, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается вопрос о экологическом загрязнении окружающей среды от транспортно-дорожного комплекса.

Ключевые слова: источники загрязнения окружающей среды, автомобильный транспорт, загрязнение воздуха, загрязнение земли и водных ресурсов, транспортные загрязнители.

D. V. Ladonin, S. О. Potapova

ECOLOGICAL PROBLEMS OF TRANSPORT AND WAYS OF THEIR SOLUTION

The article deals with the issue of environmental pollution from the transport and road complex.

Keywords: sources of environmental pollution, road transport, air pollution, pollution of land and water resources, transport pollutants.

Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды. [2]

Выбросы от автомобильного транспорта в России составляют около 22 млн.т в год. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 наименований вредных веществ, в т.ч. канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных колодок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты. [2]

К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы, передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасываемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели. [2]

Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч. [2]

В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей. [2]

Загрязнение воздуха ухудшает качество среды обитания всего населения придорожных территорий и контрольные санитарные и природоохранные органы обоснованно обращают на него первоочередное внимание. Однако распространение вредных газов имеет все же кратковременный характер и с уменьшением или прекращением движения также снижается. Все виды загрязнения воздуха через сравнительно короткое время переходят в более безопасные формы. [1]

Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследством прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных нами дорог загрязненную не окислившимися металлами почву придется

убирать с поверхности. [2]

Накапливающиеся в почве химические элементы, особенно металлы, охотно усваиваются растениями и через них по пищевой цепи переходят в организм животных и человека. Часть их растворяется и выносится стоковыми водами, попадает затем в реки, водоемы и уже через питьевую воду также может оказаться в организме человека. Действующие нормативные документы требуют пока сбора и очистки стоков только в городах и водоохранных зонах. Учет транспортного загрязнения почвы и водоемов на территории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического класса для оценки состава загрязнения почвы сельско-хозяйственных и селитебных земель, а также для проектирования очистки дорожных стоков. [1]

Наиболее распространенным и токсичным транспортным загрязнителем, считается свинец. По некоторым данным содержание свинца на поверхности почвы на краю полосы отвода обычно составляет до 1000 мг/кг, но в пыли городских улиц с очень большим движением может быть в 5 раз больше. Большинство растений легко переносят повышенное содержание в почве тяжелых металлов, только при содержании свинца более 3000 мг/кг возникает заметное угнетение. Для животных опасность вызывает уже 150 мг/кг свинца в пище. [1]

Загрязнение водных объектов происходит вследствие попадания транспортных выбросов на поверхность земли в бассейнах стока, в подземные воды и непосредственно в открытые водоемы. Вероятно, сбросы неочищенных стоков промышленных предприятий намного опаснее, но без учета дорожных воздействий на качество воды невозможно обеспечить должное качество среды обитания в целом. [1,2]

Органы санитарного надзора обоснованно требуют от дорожных эксплуатационных организаций нормального содержания водоемов, находящихся в зоне непосредственного воздействия (защитной полосе) дороги. Из распространенных выбросов наибольшее беспокойство вызывает попадание в воду нефтепродуктов. Первые признаки в виде отдельных цветных пятен появляются уже при разливе 4 мл/м2 (толщина пленки - 0,004-0,005 мм). При наличии 10- 50 мл/м2 пятна приобретают серебристый отблеск, а более 80 мл/м2 - яркие цветные полосы. Сплошная тусклая пленка возникает при разливе более 0,2 л/м2, а при 0,5л/м2 - она приобретает темный цвет. По приведенным признакам можно ориентировочно подсчитать количество попавшей в водоем нефти, например, для определения ущерба от дорожной аварии. [1,2]

Напомним, что ПДК нефти и нефтепродуктов 0,1-0,3 мг/л.

Наряду с загрязнением воздуха шум стая не менее распространенным следствием технического прогресса и развития транспорта.

Воздействие транспортного шума на окружающую среду, в первую очередь, на среду обитания человека, стало проблемой. Около 40 млн. населения России проживает в условиях шумового дискомфорта, причем половина из них испытывает воздействие шума более 65 дБа.

Общий уровень шума на наших дорогах выше, чем в западных странах. Это объясняется большим относительным числом грузовых автомобилей в составе транспортного потока, для которых уровень шума на 8-10 дБа (т.е. примерно в 2 раза) выше, чем легковых.

Считается, что в городских условиях 60-80% шума создает движение транспортных средств.[2]

Источниками шума в движущемся автомобиле являются поверхности силового агрегата, системы впуска и выпуска, агрегаты трансмиссий, колеса в контакте с дорожным покрытием, колебания подвеска и кузова, взаимодействие кузова с потоком воздуха. В шумовых характеристиках проявляется общий технический уровень и качество автомобиля и дороги. [2]

Транспортные факторы: интенсивность, состав, скорость движения, эксплуатационное состояние автомобилей, вид перевозимых грузов оказывают наибольшее влияние на уровень шума. Немалое значение имеют и дорожные факторы. Для грузовых машин наибольший шум создает двигатель, особенно когда ему приходится работать на пониженных передачах. Но для легковых машин важнее шум качения. Конечно, вряд ли можно ожидать, что в целях сокращения шума будут ограничивать мощность грузовиков или снижать сцепление шин с покрытием, уменьшая этим безопасность движения на высоких скоростях. Проведенные в Германии исследования не выявили особого преимущества пористых или очень гладких покрытий, хотя по данным Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета шероховатые покрытия, особенно в мокром состоянии, могут увеличивать шум на 5-7,5 дБа.

Пути решения:

Наиболее распространенным и вполне логичным способом защиты является создание вдоль дорог полосы зеленых насаждений. Плотная зеленая стена лиственных деревьев с подростом и кустарником в нижнем ярусе изолирует транспортный коридор, дает дополнительную площадь озеленения, особенно полезную в городских и промышленных зонах.

Экологически обоснованное решение представляют земляные валы. Их можно вписать в ландшафт, придать естественный вид. Однако из-за занимаемой территории валы могут иметь большую стоимость, чем защитные экраны.

Защитный экран. Эффективность защитного экрана зависит от возвышения верхнего его края над линией, соединяющей источник шума и защищаемую точку. Наилучший результат, естественно, получается, если эстакада имеет высоту, сравнимую с высотой жилых домов. При размещении экранов с двух сторон происходит отражение звуковых лучей. Они должны поглощаться или отражаться в таком направлении, чтобы не попадали в защищаемый места. Поглощение достигается применением определенных материалов или структурированием поверхности. Регулирование направления отражения производится путем наклона ограждающих панелей в наружную сторону.

Основными мероприятиями по снижению транспортного шума, которые следует сравнивать по затратам, являются:

- исключение пересечений транспортных потоков, обеспечение равномерного свободного движения;

- снижение интенсивности движения, запрет грузового движения в ночное время;

- удаление транзитных магистралей и дорог с грузовым движением из жилых зон;

- устройство шумозащитных сооружений и (или) зеленых насаждений;

- создание на придорожной территории защитных полос вдоль дорог, застройка которых допустима только для сооружений без санитарных ограничений шума.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Денисов В.В., Курбатова A.C., Денисова И.А. и др. Экология города: Учеб. пособие / под ред. проф. В. В. Денисова. — М.-Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.

2. Подгорнова H.A. Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути решения // Молодой ученый. — 2016. — №22.2. — С. 48-50.

УДК 342.97

Е.Ю. Лазарев. И. С. Малышева

ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России

К ВОПРОСУ О ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.