Научная статья на тему 'К вопросу обоснования технических требований на поисково-спасательную машину на базе шасси завода "ЕЗсм "Континент"'

К вопросу обоснования технических требований на поисково-спасательную машину на базе шасси завода "ЕЗсм "Континент" Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ МАШИНА / БЕСПИЛОТНИК / НАЗЕМНЫЙ БЕСПИЛОТНИК / ПОДВОДНЫЙ БЕСПИЛОТНИК / НАЗНАЧЕНИЕ МАШИНЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кушляев В.Ф., Галимуллин Р.М., Кушляева О.В., Леонов В.А.

В статье при обосновании технических требований были учтены природно-климатические условия Арктики, задачи и технологические функции поисково-спасательных машины, опыт разработки, изготовления и испытаний заводом ООО «ЕЗСМ «Континент» ряда моделей специальных машин повышенной проходимости для ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу обоснования технических требований на поисково-спасательную машину на базе шасси завода "ЕЗсм "Континент"»

4. Вытовтов А.В. Применение беспилотных летательных аппаратов при проведении культурно массовых мероприятий / А.В. Вытовтов, В.В. Шумилин, А.В. Калач // Computational nanotechnology. - 2015. - №4. - С. 69-73.

5. Вытовтов А.В. Гибкое нормирование в пожарной безопасности / А.В. Вытовтов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2011. - №1(2). - С. 338-341.

6. Золотарев Д.Н. Предложение по выбору модели развития ОФП для расчёта значений пожарных рисков / Д.Н. Золотарев, А.В. Вытовтов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. -2014. -№1(5). - С. 18-21.

7. Дружинин С.С. Вероятность возникновения пожара на предприятии по производству огнеупорных изделий / Дружинин С.С., Бондарь А.А., Вытовтов А.В. // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2014. - №1(5). - С. 300-302.

8. Увалиев Д. С. Применение математического моделирования при решении прикладных задач / Д.С. Увалиев, А.А. Лысенко, А.В. Вытовтов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2014. - №1(3). - С. 315-317.

9. Вытовтов А.В. Использование полевой модели пожара при расчете распространения ОФП на примере здания с коридорной системой / А.В. Вытовтов, Д.В. Каргашилов // В сборнике: Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2013. - С. 26-28.

10. Каргашилов Д.В. Определение расчетных величин риска в чрезвычайных ситуациях и на пожаре / Д.В. Каргашилов, А.В. Вытовтов // В сборнике: Пожарная безопасность: проблемы и перспективы сборник статей по материалам III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2012. - С. 367-370.

11. Юртаев Е.А. Обеспечение безопасной эвакуации из зданий с массовым пребыванием людей / Е.А. Юртаев, А.В. Вытовтов, Ф.Ф. Курочкин // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2018. - №1(9). - С. 476-479.

УДК 629.017;656.5;69.057

В.Ф.Кушляев1, Р.М.Галимуллин1, О.В.Куш шева , В.А.Леонов3 'фГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» АО «Машлес» эООО «ЕЗСМ «Континент»

К ВОПРОСУ ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНУЮ МАШИНУ НА БАЗЕ ШАССИ ЗАВОДА «ЕЗСМ «КОНТИНЕНТ»

В статье при обосновании технических требований были учтены природно-климатические условия Арктики, задачи и технологические функции поисково-спасательных машины, опыт разработки, изготовления и испытаний заводом ООО «ЕЗСМ «Континент» ряда моделей специальных машин повышенной проходимости для ЧС.

Ключевые слова: поисково-спасательная машина, беспилотник, наземный беспилотник, подводный беспилотник, назначение машины, технические требования, область применения

V.F. Kushljaev, R.M. Galimullin

ТО THE QUESTION OF JUSTIFICATION OF TECHNICAL REQUIREMENTS FOR SEARCH AND RESCUE MACHINE ON THE BASIS OF THE CHASSIS OF THE PLANT "EZSM "CONTINENT»

The article takes into account the climatic conditions of the Arctic, the tasks and technological functions of search and rescue vehicles, the experience of development, manufacture and testing by the plant LLC "EZSM "Continent" of a number of models of special vehicles of high passability for emergency situations.

Key words: earch and rescue machine, drone, ground drone, underwater drone, appointment machine, specifications, application field.

При разработке технических требований были учтены природно-климатические условия Крайнего Севера, арктической зоны РФ, задачи и технологические функции машины при выполнении поисково-спасательных и других неотложных работ, обзор колесных и гусеничных машин, оснащенных различным технологическим оборудованием, анализ компоновочных схем машин, опыт разработки, изготовления и испытаний заводами ООО «ЕЗСМ «Континент» и ООО «ВЕЛМАШ-С» ряда моделей специальных машин повышенной проходимости для ЧС [1-3].

В качестве аналога для разработки машины были приняты технические требования на разработку ПСМ, выполненные заводом ООО «ЕЗСМ «Континент», рис.1. При этом были учтены результаты эксплуатации различных моделей машин в условиях чрезвычайных ситуаций.

В зависимости от назначения и выполняемых функций ПСМ будет оснащаться воздушными, наземными и подводными беспилотниками или различным их сочетанием.

В последние годы в разработке и производстве беспилотников достигнуты значительные успехи. Наряду с летательными (воздушными) беспилотниками все большее применение получают наземные и подводные.

Более 20 лет коллективы ученых, конструкторов активно занимаются разработкой робототехники для различных работ. Большой опыт работы и знания в сфере робототехники позволяют нам разрабатывать и выпускать самые современные образцы, учитывая особенности ее применения в ПСМ в районах Крайнего Севера.

Подробный анализ существующей робототехники и технические требования к ней с целью использования ее для комплектации ПСМ, в том числе машин, предназначенных для применения в арктических зонах РФ будут представлены авторами в следующей работе.

Рис.1. Машина поисково-спасательная на базе двухзвенного 4-гусеничного шасси, оснащенная наземными беспилотниками завода ООО «ЕЗСМ «Континент»

Таблица 1

Основные технические характеристики поисково-спасательной машины

Шасси Четырех-гусеничное ТС

Двигатель, дизельный, мощность кВт/л.с. ЯМЭ-238М2-6, 176/240

Грузоподъемность машины общая, не менее, кг 10000

Максимальная скорость движения с полной нагрузкой, до, км/ч 30

Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 6

Среднее удельное давление на грунт, кПа(кгс/см2) 21,2(0,22), 30,7(0,3)

Максимальный преодолеваемый подъем, %, (О) 580 (30)

Глубина преодолеваемого брода в спокойной воде, м 1,8

Количество размещаемых наземных беспилотников (роботов) 2-4

Количество размещаемых воздушных беспилотников 2-3

Дальность хода, км 500

Масса снаряженной машины, кг 20450 (23 250)

Габаритные размеры, мм 10900x2900x4000

Поисково-спасательная машина оснащается воздушными и наземными беспилотниками и комплектуется поисково-спасательным и аварийно-спасательным оборудованием, инструментом и материалами.

В качестве реальных предложении могут быть Снегоход «Тайга Варяг-500» (рис. 2, таблица 2) и универсальная самоходная машина (УСМ) (рис. 3, таблица 3)

Управление указанными комплектующими ПСМ техническими средствами может быть частично-ручным, с элементами автоматизации и дистанционным.

Рис.2. Снегоход «Тайга Варяг-500»

Таблица 2

Основные технические характеристики снегохода «Тайга Варяг-500»

Шасси Гусеничное

Двигатель, мощность, л.с./кВт двухтактный РМЗ-500, 43,0/31,6

Максимальная скорость движения с полной нагрузкой, до, км/ч Не менее 80

Топливный бак л. 40

Трансмиссия Вариатор, пониженная, повышенная, реверс

Масса кг 260

Габаритные размеры, мм 2990x1050x1380

Рис. 3. Универсальная самоходная машина (УСМ)

Универсальная самоходная машина (УСМ) с дистанционным управлением предназначена для использования в экстремальных ситуациях.

Уникальная комбинация транспортабельности (включая воздушный транспорт), грузоподъёмности и проходимости обеспечивают эффективное использование машины в экстремальных ситуациях. Для снижения риска работы в условиях повышенной опасности, управление УСМ выполнено дистанционным, кроме этого машина может также оснащаться дополнительными захватами и видеокамерами.

Таблица 3

Характеристики УСМ с дистанционным управлением завода ООО «ВЕЛМАШ-С»

Грузоподъемность, кг 2100

Высота подъёма груза, мм 2850

Управление дистанционное, м до 300

Привод гидростатический 4x4

Двигатель дизельный, л.с./кВт 36/26,5

Длина/ширина/высота, мм 2530/ 1820/965

Область применения и функциональное назначение поисково-спасательной машины повышенной проходимости, оснащенной беспилотниками: поиск пострадавших в условиях Арктики и оказание им помощи; контроль и обеспечение безопасности движения грузового и пассажирского транспорта в Арктике; доставка спасателей, медицинских работников, экстренных и ценных грузов в зону ЧС; мониторинг природно-климатической обстановки

по маршруту движения грузового и пассажирского транспорта; патрулирование и информационное обеспечение передвижения аварийно-спасательной и пожарной техники в условиях Арктики; мониторинг с целью контроля, инспектирования территории и обеспечения безопасности деятельности объектов промышленного и гражданского назначения; технический контроль и обеспечение безопасной эксплуатации нефтегазопроводов и линий электропередач;

- обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

- поиск и обеспечение безопасности космонавтов после приземления их в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Технические требования к поисково-спасательной машине

1.1. Требования к четырех - гусеничному шасси.

1.1.1. Общие требования к шасси и машине.

Тип кузова: закрытый металлический модуль-контейнер габаритные размеры не более, мм 12000x3000x2600 масса снаряженная машины, не более, кг 20450 грузоподъемность машины общая, не менее, кг 10 000 количество личного состава с водителем, чел 6 среднее удельное давление на грунт при полной массе, не более, МПа (кгс/см2) 22 (0,22) тип движителя гусеничный

компоновка движителя - двухзвенное сочлененное гусеничное шасси с приводом на четыре гусеницы, с возможностью блокировки бортовых редукторов;

управление маневрированием - поворот секций относительно общей продольной рамы в горизонтальной и вертикальной плоскостях; тип двигателя, дизельный номинальная мощность, не менее, кВт 170 номинальное напряжение бортовой сети, В 24 запас хода, не менее, км 500

максимальная скорость движения по шоссе с полной нагрузкой, не менее, км/час 30 глубина преодолеваемого брода в водоеме с плотным дном, менее, м 1,8 максимальная скорость движения в воде не менее, км/час 3... 5 преодолеваемый подъем на твердом сухом грунте с полной нагрузкой, не менее (°) 30

допускаемый боковой крен на твердом сухом грунте, не менее (°) 20 минимальный радиус поворота, м 12 дорожный просвет, не менее, мм 400

1.1.2. Экологические свойства ПСМ должны соответствовать требованиям: по создаваемому шуму - ГОСТ Р 51616 и ГОСТ Р 52231;

по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями - ГОСТ Р 52160. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

1.2. Требования по живучести и стойкости к внешним воздействиям. ГК с АГП должны сохранять работоспособность в условиях:

температуры окружающей среды от минус 50°С (60°С) до плюс 40°С; повышенной относительной влажности окружающей среды до 98% при 35°С; туман, атмосферные осадки, обледенение, гроза допускаются; при интенсивности дождя не более 5 мм мин-1;

воздействия агрессивных веществ и моющих составов при проведении дезактивации.

1.3. Требования по надежности.

1.3.1. Гарантийный срок службы машины должен быть не менее 12 месяцев или 100

часов наработки со дня ввода в эксплуатацию.

1.3.2. Срок службы ПСМ до первого капитального ремонта должен быть не менее 5500 часов эксплуатации.

1.3.3. Показатели надежности ПСМ определяются расчетным путем и уточняются при опытной эксплуатации.

1.4 Требования по эргономике и технической эстетике.

1.4.1 Эстетическая выразительность внешнего вида ПСМ должна обеспечиваться тщательностью исполнения видимых элементов формы и качеством декоративных покрытий, выполненных в цветах окраски спасательной техники.

1.5. Требования по эксплуатации, удобству технического обслуживания, ремонта и хранения

1.5.1. Все узлы, агрегаты и системы должны быть приспособлены для технического обслуживания, ремонта и хранения в условиях Арктики. Выводы, предложения

1. АГЗ МЧС России и заводом ООО «ЕЗСМ «Континент» выполнен

проект Технических требований к ПСМ повышенной проходимости с беспилотниками для выполнения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

2. Ряд машин завода «ЕЗСМ «Континент», разработанные с участием АГЗ МЧС России проходят эксплуатацию в условиях бездорожья и глубокого снежного покрова, в том числе в районах Арктики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кушляев В. Ф. Транспортно-технологические машины повышенной проходимости и применение их в условиях Арктики / Кушляев В.Ф., Леонов В.А., Аграновский A.A., Малышев В.А., Гомонай М.В. // Строительные и дорожные машины. - 2014. - № 12. - С.12-15.

2. Кудрявцев Н.И. Специальные машины завода ООО «Велмаш-С» для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера// Н.И. Кудрявцев, В.Ф. Кушляев, В.Г. Полевой, A.A. Аграновский. Сборник материалов круглого стола на тему: «Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 2018-2025 годы для спасательных воинских формирований МЧС России», 8 сентября 2016 г. ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2016. - С. 60 - 67

УДК 614.7

Д.В. Ладонин, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается вопрос о экологическом загрязнении окружающей среды от транспортно-дорожного комплекса.

Ключевые слова: источники загрязнения окружающей среды, автомобильный транспорт, загрязнение воздуха, загрязнение земли и водных ресурсов, транспортные загрязнители.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D. V. Ladonin, S. О. Potapova

ECOLOGICAL PROBLEMS OF TRANSPORT AND WAYS OF THEIR SOLUTION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.