ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В Г. ТАШКЕНТЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Радкевич М.В.1, Пулатова Т.А.2
1Радкевич Мария Викторовна - доктор технических наук, профессор, кафедра экологии и управления водными
ресурсами,
Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства; 2Пулатова Тожинур Асипжановна - преподаватель, кафедра дорожной инженерии, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются экологические проблемы системы автомобильного транспорта в г. Ташкенте. Для обеспечения устойчивости развития транспорта необходимо снижение показателей транспортного загрязнения хотя бы до уровня 1990 года. Для достижения этой цели предлагается использовать создание зеленых экранов вдоль автомобильных дорог. Ключевые слова: автомобильный транспорт, шум, выбросы, устойчивое развитие, озеленение.
За годы независимости в Узбекистане неуклонно наблюдается интенсивный рост автомобилизации. В соответствии с этим постоянно изменяется и расширяется сеть автомобильных дорог. При несомненном положительном влиянии на экономику государства развитие автомобильно-дорожного комплекса приводит к негативным последствиям в виде загрязнения воздушной среды и почвы пылью, газами, эксплуатационными материалами, звуковыми волнами. Учитывая уровень автомобилизации в крупных городах (в г. Ташкенте, например, на 1000 жителей приходится 168 автомобилей) проблема загрязнения
приобретает катастрофический характер и требуют скорейшего принятия мер.
Конечно, такая ситуация наблюдается не только в Узбекистане, но и во всем мире. Ещё 20-30 лет назад вопросы оценки вреда от выбросов автомобильного транспорта рассматривались только на локальном (проектирование грузопотоков) и региональном уровнях (размещение населенных пунктов, лечебных учреждений, курортов и т.п.). Конец ХХ - начало XXI в.в. ознаменованы выходом проблемы защиты окружающей среды (ОС) от выбросов автомобильного транспорта на глобальный уровень. В последние десятилетия стало очевидно, что изменение климата на планете в значительной мере связано с антропогенным воздействием.
Автомобильный транспорт занимает не последнее место в этом процессе, т.к. автомобили выбрасывают значительное количество парниковых газов (различные источники указывают долю выбросов СО2 автомобильным транспортом от 13 до 27 % в составе глобальных выбросов).
Таким образом, можно все экологические проблемы автодорожного комплекса разделить на следующие основные группы:
• выбросы токсичных выхлопных газов;
• выбросы твердых частиц и генерирование пыли за счет износа деталей автомобиля и дорожного покрытия;
• загрязнение почвы и водных ресурсов твердыми и жидкими отходами эксплуатации автотранспорта и дорожного строительства;
• шумовое загрязнение окружающей среды.
Улучшение экологических характеристик автодорожного
комплекса соответствует целям устойчивого развития. В Постановлении Кабинета Министров «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» входит задача к 2030 году обеспечить доступ к безопасным, доступным и экологически устойчивым транспортным системам [1]. В первую очередь устойчивость транспортных систем должна
быть обеспечена в крупных городах, таких как столица Узбекистана г. Ташкент. Несмотря на то, что транспорт не является одним из отдельных аспектов устойчивого развития, он имеет непосредственное отношение к ЦУР «Устойчивые города и населенные пункты». Понятие «устойчивость транспорта» давно применяется в зарубежных научных источниках [2, 3, 4]. И к целям обеспечения устойчивости транспорта к целевому 2030 году относятся именно задачи улучшения его экологических характеристик:
1. Общий объем выбросов СО2 от транспорта должен вырасти не больше чем на 8% по сравнению с уровнем 1990 года [5];
2. Общие выбросы NOx и летучих органических соединений не должны превышать 10 % от уровня выбросов 1990 года[4];
3. Выбросы твердых частиц должны быть сокращены по сравнению с уровнем 1990 года на 55-99% [4];
4. Уровень шума от транспортных поток должен быть не выше 55-65 Дб днем и 45 Дб ночью [4];
5. Использование земель под нужды транспорта должны быть сокращены по сравнению с уровнем 1990 года[3].
Для решения указанных проблем (кроме п. 5) в настоящее время предлагаются различные пути решения: переход на альтернативные виды топлива; усовершенствование двигателей внутреннего сгорания; применение специальных дорожных покрытий, поглощающих шум; изменение эксплуатационных характеристик дорожного покрытия; создание шумозащитных экранов и санитарных зон; организация многоуровневых транспортных развязок.
В г. Ташкенте часть этих мероприятий тоже осуществляется. В частности, производится реконструкция дорожных развязок, а в качестве топлива для автомобильного транспорта все больше применяется сжатый или сжиженный газ. Однако темпы перехода на газовое топливо не слишком высоки: к сегодняшнему дню на газ переведено около 28% автопарка столицы [6]. Кроме того, переход на газовое топливо не решает
полностью проблему выбросов токсичных веществ, и совсем не решает проблему выбросов парниковых газов.
Борьба с выбросами твердых частиц в Узбекистане практически не осуществляется, почти отсутствуют и научные исследования по оценке и снижению выбросов твердых частиц (РМ10, РМ5, РМ2.5).
Давно известно, что для борьбы как с токсичными выбросами, так и с шумовыми загрязнениями от транспорта может эффективно использоваться озеленение [7, 8]. В Узбекистане существует ведомственный нормативный документ МКН 33-07 «Указания по благоустройству и озеленению автомобильных дорог», в котором указываются требования по созданию полос зеленых насаждений вдоль автомобильных дорог. Правильно сконструированные зеленые полосы позволяют улавливать заметную часть загрязнений. Зелёные насаждения уменьшают запыленность воздуха в период вегетации примерно на 42%, при отсутствии лиственного покрова - на 37%. Наибольшей способностью к пылезадержанию обладают такие деревья и кустарники, как вяз, липа, клен, сирень за счет шершавой поверхности листьев.
Зеленые массивы даже небольшой площади повышают влажность воздуха на прилегающей территории на 20—30%. Кроме того, зеленые насаждения снижают скорость ветра на 50-80 %. Рекомендуемая конструкция защитных полос зеленых насаждений показана на рис. 1[9].
Рис. 1. Рекомендуемая схема конструирования полос зеленых насаждений: а — профиль и план конструкции лесозащитной полосы, состоящей из четырех рядов кустарника (1, 2), деревьев вспомогательных пород (3) и основных пород (4); общая ширина полосы 21 м; б — профиль озеленения из трех лесозащитных полос; расстояние между полосами 40 м
Из схемы становится ясно, что для обеспечения необходимых защитных свойств зелёная полоса должна иметь значительные размеры. В г. Ташкенте большинство улиц не имеет достаточных размеров технической и пешеходной зоны для организации защитного озеленения. Поэтому в городе улицы и автомобильные дороги как правило имеют только однорядные посадки кустарников и деревьев, а многие улицы совсем не имеют озеленения.
Следует отметить, что доля городских улиц и дорог с двухсторонним озеленением является одним из индикаторов экологической устойчивости транспорта [2]. В г. Ташкенте эта
доля по результатам исследований, проведенных в Институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства и Институте по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог, составляет всего 26,6 % [10].
Учитывая вышесказанное, мы предполагаем, что озеленение автомобильных дорого следует осуществлять при помощи лиан. Это позволит создать защитные зеленые экраны на очень ограниченной площади и, таким образом, можно будет увеличить процент улиц с двухсторонним озеленением и обеспечить защиту придорожных территорий от транспортного шума и выбросов.
Вертикальное озеленение с помощью вьющихся растений (лиан) широко применяется в мире для декорирования зданий и создания благоприятного микроклимата внутри помещений. Однако в качестве защитных придорожных экранов лианы пока нигде не применялись, хотя такие предложения уже высказывались.
Вместе с тем очевидно, что экранирование дорог с помощью лиан имеет большие перспективы: зеленые экраны могут сформированы любой толщины и высоты в зависимости от уровня транспортных загрязнений на данной дороге, а при наличии достаточной территории экранирование может осуществляться в несколько рядов.
Однако для разработки технических параметров зелёных экранов из вьющихся растений необходимо провести ряд исследования:
1) Изучить агрономические характеристики произрастающих в Узбекистане лиан (предпочтительно вечнозелёных - плющ, жимолость и т.д.) и выбрать наиболее перспективные виды растений.
2) Поскольку отсутствуют данные о пыле- и газозащитной способности вьющихся растений, необходимо провести исследования по определению пылеёмкости, газопоглощающей способности и шумозащитных характеристик выбранных растений.
3) В соответствии с уровнями транспортных загрязнений произвести расчет необходимых конструктивных параметров зелёных экранов.
Внедрение предлагаемых решений будет способствовать оздоровлению городской атмосферы и послужит исполнению Целей Устойчивого Развития.
Список литературы
1. Постановление Кабинета Министров «О мерах по реализации национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Национальная база данных законодательства. 23.10.2018 г. № 09/18/841/2081, 04.06.2019 г., № 09/19/457/3235). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4013358/ (дата обращения: 14.10.2020).
2. Nathan H.S.K., Reddy B.S. Urban Transport Sustainability Indicators - Application of Multi-view Black-box (MVBB) framework. Indira Gandhi Institute of Development Research, Mumbai, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igidr.ac.in/pdf/publication/WP-2011-022.pdf/ (дата обращения: 14.10.2020).
3. Litman T. Well Measured Developing Indicators for Sustainable and Livable Transport Planning. 18 March, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vtpi.org/wellmeas.pdf/ (дата обращения: 14.10.2020).
4. Dobranskyte-Niskota A., Perujo A., Pregl M. Indicators to Assess Sustainability of Transport Activities Part 1: Review of the Existing Transport Sustainability Indicators Initiatives and Development of an Indicator Set to Assess Transport Sustainability Performance. European Communities, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //core. ac. uk/download/pdf/3 8617455. pdf/ (дата обращения: 14.10.2020).
5. European Environment Agency (EMEP/EEA). [Internet]. 2018. Air pollutant emission inventory guidebook 2016 - Update Jul. [cited 2019 October 30]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/publications/emep - eea -guidebook - 2016/part - b - sectoral -guidance - chapters/1 -energy/1 - a - combustion/1 - a - 3 - b - i/ (дата обращения: 14.10.2020).
6. Radkevich M., Shipilova K. et al. Assessment of some indices of environmental sustainability of transport in Tashkent. Waste Forum, 2020. 1. Pp. 16-31
7. Радкевич М.В., Шипилова К.Б. Проблемы озеленения автомобильных дорог в городе Ташкенте // Вопросы науки и образования, 2018. № 21 (33). С. 13-15.
8. Чиркова А.И., Литвинов П.В. Зелёные насаждения как метод защиты от шума и вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания в сельской местности // Молодой ученый, 2017. № 11. С. 173-176.
9. Горохов В.А. Городское зеленое строительство. Серия: Специальность «Архитектура». Стройиздат. Москва, 1991. ISBN 5-274-00737-6.
10. Shipilova K. et al. Land use by transport infrastructure in Tashkent city. Proceedings of International Scientific Conference C0NMECHYDR0-2020. Tashkent, 2020.