ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ
1 2 Радкевич М.В. , Шипилова К.Б.
1Радкевич Мария Викторовна - доктор технических наук, доцент, и.о. профессора,
кафедра экологии и управления водными ресурсами, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства; 2Шипилова Камила Бахтияровна - преподаватель, кафедра технического обслуживания автомобилей, Ташкентский транспортный колледж, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются недостатки современной системы озеленения улиц и дорог г. Ташкента. Учитывая недостаток места для посадки полноценного защитного озеленения с помощью деревьев и кустарников, предлагается использование вертикального озеленения лианами.
Ключевые слова: озеленение, автомобильные дороги, шумопоглощение, пылеосаждение, газопоглощение, лианы.
Для обеспечения здоровой жизнедеятельности человеку необходима благоприятная среда обитания. В Республике Узбекистан в результате быстрого естественного прироста населения и повышения его благосостояния неуклонно растёт степень автомобилизации. Этот процесс вызывает такие проблемы, как увеличение акустического загрязнения окружающей среды и повышение запылённости и загазованности атмосферного воздуха. Учитывая пагубное воздействие этих видов загрязнения на физическое и даже психическое здоровье человека, данная проблема требует оперативного решения.
Одним из известных методов защиты территорий от пыли, вредных газов и шума является озеленение территории.
Нормы озеленения городов зависят от наличия в них промышленных предприятий. Если город имеет статус мегаполиса и количество экологически опасных промышленных производств в нем ограничено, площадь зеленых насаждений должна составлять 50-60% от территории города [1].
Таким образом, для г. Ташкента с площадью 334,8 км2 требуется 16-17 тыс. га зелёных насаждений. В настоящее время этот показатель считают равным 15,2 тыс. га, т.е. 35 % от площади города [2].
Учитывая недостаточность озеленения, особенно в придорожных зонах, Президент Республики Узбекистан издал Постановление «О мерах по совершенствованию системы озеленения и архитектурно-ландшафтного конструирования автомобильных дорог», согласно которому была принята соответствующая Программа озеленения автомобильных дорог [3]. Согласно этим документам озеленение автомобильных дорого должно быть увеличено. Однако в рекомендуемом перечне декоративных растений указаны только кустарники и деревья (как лиственные, так и хвойные). Данные виды растительности относительно медленно достигают полноценных размеров и требуют значительной площади для своего развития, а ведь для защиты прилегающих территорий от шума, газов и пыли часто необходима многорядная посадка. Таким образом, становится очевидно, что производимое озеленение в большинстве случаев будет носить только декоративный характер, так как вдоль дорог и улиц зачастую отсутствует место даже для однорядно посадки защитных насаждений.
Из сказанного становится очевидно, что необходим поиск других вариантов защитного озеленения с использованием быстрорастущих растений, требующих малой площади. На наш взгляд, решению этой задачи может послужить вертикальное озеленение, которое позволяет решить одновременно следующие задачи:
1) снизить уровень шума;
2) уменьшить запыленность и загазованность воздуха;
3) снизить силу ветра;
4) увеличить воспроизводство кислорода;
5) регулировать микроклимат внутри зданий;
6) создавать тень на пешеходных дорожках;
7) скрыть внешние недостатки фасадов зданий.
Существуют технологии вертикального озеленения с помощью травянистых растений [4], применяемая главным образом для декорирования зданий. Однако эта технология слишком дорогостоящая, так как требует больших капитальных и эксплуатационных затрат, поэтому не подходит для защитных целей.
Более перспективным является использование лиан, которые отличаются быстрым ростом и малым коэффициентом ажурности.
Технология вертикального озеленения с помощью лиан, является очевидным средством не только эффектно декорировать фасады зданий, но и позволяет решить проблему нехватки мест для высадки растений в придорожной зоне. При данном виде посадки существует возможность поглощения шума, пыли и углекислого газа с одинаковой эффективностью на различных по высоте уровнях. Применение лиан позволяет отказаться от вынужденного сноса сооружений при расширении инфраструктуры.
Для лиан, которые можно расположить на 1 га территории в составе насаждений, кислородопродуктивность составляет в среднем 1,01 т/год, поглощение диоксида углерода 0,35 т/год, способность к пылеосаждению 0,03 т/год [5].
При подборе лиан для вертикального озеленения населенных пунктов следует учитывать негативные особенности отдельных видов: способность вызывать аллергические реакции (клематис жгучий, и др.), наличие шипов и колючек (роза плетистая), способность быстро распространяться по территории самосевом и т.д. С целью обеспечения круглогодичной шумо-, пыле- и газозащиты целесообразно использовать вечнозелёные растения. На территории Узбекистана наиболее подходящими для целей защитного озеленения растениями представляются в первую очередь плющ, кампсис, жимолость. В настоящее время полные данные о средозащитных свойствах лиан отсутствуют.
Анализируя вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
- для решения проблемы озеленения улиц и автомобильных дорог в Узбекистане следует применять лианы;
- для разработки требований к вертикальному озеленению необходимо установить средозащитные характеристики лиан, произрастающих в Узбекистане и определить необходимые параметры полос защитных насаждений.
Список литературы
1. Нормирование и размещение зеленых насаждений города. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://landscape.totalarch.com/node/13/ (дата обращения 24.09.2018).
2. Сангинов С. Озеленение территорий - основа улучшения экологического
состояния городов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eco.uz/ru/o-nas/2-
mcategorised/2323ozelenenietemtorijosшvauluchshe1niyaekologicheskogosostoyamya
-gorodov/ (дата обращения: 24.09.2018).
3. Постановление Президента РУз «О мерах по совершенствованию системы озеленения и архитектурно-ландшафтного конструирования автомобильных дорог» № ПП-3262 от 11.09.2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=515688_postanovlenie_prezidenta_respuЫiki_uzbekistan_o t_11_09_2017_g_n_pp3262_o_merah_po_sovershenstvovaniyu_sistemy_ozeleneniya_i _arhitektumolandshaftnogo_konstruirovaniya_avtomobilnyh_dorog&products=4_prakti cheskoe_nalogooblojenie/ (дата обращения: 15.09.2018).
4. Чиркова А.И., Литвинов П.В. Зелёные насаждения как метод защиты от шума и вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания в сельской местности // Молодой ученый, 2017. № 11. С. 173-176.
5. Калмыкова А.Л. Использование лиан в вертикальном озеленении населенных
пунктов степи и лесостепи Поволжья. Автореферат дисс..... к. с.-х.н. Волгоград:
ВНИАЛМИ, 2008. 20 с.