Научная статья на тему 'Экологические приоритеты России'

Экологические приоритеты России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клебанер Владимир Самойлович

Предметом данной статьи является анализ накопившихся в России особо опасных экологических проблем, требующих эффективного и срочного решения на базе масштабных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические приоритеты России»

НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ

В. С. Клебанер ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Предметом данной статьи является анализ накопившихся в России особо опасных экологических проблем, требующих эффективного и срочного решения на базе масштабных затрат.

Глобальные экологические проблемы и роль стран—участниц Киотского протокола, включая РФ. В конце ХХ столетия одной из важнейших глобальных проблем было признано предотвращение изменения климата Земли в сторону потепления. Данные многолетних метеорологических наблюдений свидетельствуют, в частности, о том, что за 100 лет, прошедших с конца Х1Х в., средняя температура поверхности нашей планеты поднялась на 0,3-0,6°С. При этом последние годы ХХ в. оказались самыми теплыми после 1860 г. В качестве одной из основных причин таких глобальных изменений, по мнению большинства ученых и специалистов в данной области, являлись промышленные выбросы в атмосферу вредных веществ, прежде всего парниковых газов (ПГ).

Ряд долгосрочных прогнозов свидетельствует о том, что если этот процесс не удастся остановить или существенно замедлить, то к концу ХХ1 столетия температура поверхности Земли может повыситься примерно еще на 2°С. В дальнейшем, даже при стабилизации содержания парниковых газов в атмосфере, возможно продолжение роста температуры. При этом нагревание океанов может вызвать повышение уровня морей, грозящее затоплением ряда крупных приморских городов, в том числе Токио, Лондона, Нью-Йорка и др. Более того, дальнейшее продолжение глобального потепления может угрожать, по существу, и самой жизни на Земле.

Международная конференция, проведенная в декабре 1997 г. в Японии (г. Киото) в рамках Конвенции ООН по изменению климата, приняла решения [1], направленные на существенное сокращение эмиссии парниковых газов (углекислого газа, метана, закиси азота, заменителей фреона и др.). В соответствии с принятым конференцией Киотским протоколом (КП) предполагалось снижение к 2010 г. выбросов парниковых газов на 5,2% от уровня 1990 г. Период до 2008 г. был объявлен льготным; что же касается 2008-2012 гг., то каждая из стран, присоединившихся к КП, могла за этот период эмитировать не более пятикратной нормы определенного для нее базового года (например, с объемом выбросов ПГ на 5,2% ниже, чем в 1990 г.).

В соответствии с положениями Киотского протокола для стран ЕС были приняты нормативы сокращения выбросов ПГ на 8%; для США и Канады - на 7%; для стран Восточной Европы - от 6 до 8%; для Японии - 7%. Возможный объем затрат на сокращение выбросов оценивался в целом по ЕС в 6,5-10 млрд. долл. в год, что к окончанию действия КП могло выразиться в сумме 85-130 млрд. долл. [2]. Примерно такие же расходы ожидали Японию и США (однако США в марте 2001 г. вышли из КП).

Что касается России, то в ней, в связи с резким спадом промышленного производства в 1990-е годы, объем выбросов ПГ в 1997 г. уже сократился на 30% по отношению к уровню 1990 г. Таким образом, обязательства РФ оказались заранее перевыполненными, причем без специальных затрат на снижение эмиссии ПГ.

Нововведением стало предусмотренное КП разрешение двум или более странам, а также фирмам этих стран заключать соглашения о финансировании сниже-

ния эмиссии ПГ другой страной (или фирмой) с зачетом соответствующих квот стране-донору. Предполагалось, что свободная торговля квотами выбросов ПГ может стимулировать общее ускорение снижения выбросов. Однако затраты на содержание контролирующего аппарата, призванного не допускать фиктивных или спекулятивных сделок, существенно снизили эффективность этой инициативы. Вместе с тем опыт реализации задач, поставленных КП перед странами ЕС, дал ряд положительных результатов. Так, Дания, Германия и Великобритания существенно снизили эмиссию ПГ, главным образом, за счет замены части угля другими источниками энергии. В Великобритании, например, за 1990-2000 гг. эмиссия ПГ снизилась почти на 15%. В Германии эмиссия ПГ за 1990-1998 гг. снизилась на 16%, что было обусловлено как уменьшением доли угля в общем энергобалансе с 35 до 25%, так и модернизацией энергетики, оставшейся в стране от бывшей ГДР.

Однако в Испании и Португалии эмиссия ПГ возросла более чем на 15-20%. Рост эмиссии ПГ наблюдался также в Бельгии и Италии. В этом сыграли роль неудачи попыток льготных передач прогрессивных технологий, что снизило заинтересованность участия в КП развивающихся стран, в том числе Китая. Между тем недостаток средств у таких стран заставлял их использовать самые дешевые виды топлива, дающие наибольшее загрязнение атмосферы. В итоге вместо заданного ЕС снижения эмиссии ПГ к 2010 г. на 8% ожидается, наоборот, ее рост на 6-8%. Это свидетельствует о необходимости доработки методологии КП в странах ЕС и ее апробирования развивающимися странами.

При несомненной значимости КП наибольшую ценность для России представляют содержащиеся в нем положения, нацеленные на решение острых современных проблем, особенно в сотрудничестве и с помощью таких организаций, как ЮНЕСКО, GEF (Глобальный экологический фонд - ГЭФ, обеспечивающий осуществление финансового механизма КП [1, с. 22]), ODA (Правительственный фонд помощи развивающимся странам) [1, с. 23]. В частности, Фонд глобальных возможностей совместно с ассоциированным Центром ЮНЕСКО по химической науке и образованию поддерживает проект «Рязанская ГРЭС» по распространению в РФ эффективных технологий снижения выбросов ПГ объектами теплоэлектроэнергетики [3].

Современные экологические проблемы России. В РФ существуют реальные и неотложные экологические проблемы, которые сегодня уносят тысячи жизней. Эти реалии порой десятилетиями ждут разрешения, но с течением времени их значимость и угрозы не только не уменьшаются, но становятся необратимыми.

Россия отличается от многих развитых стран увеличенным выбросом углеводородов и тяжелых металлов - и на душу населения, и особенно, на единицу валового внутреннего продукта (ВВП). Из примерно 25 тыс. предприятий, расположенных в России и являющихся основными источниками выбросов, лишь 38% оборудованы очистными сооружениями (из которых к концу 1990-х годов почти 20% не работали вообще или работали неэффективно). В России высок и выброс пылевых частиц, а при значительном выбросе диоксида серы в воздухе формируется аэрозоль, состоящий из паров серной кислоты, с образованием которого связаны кислотные осадки [4, с. 24]. В стране сейчас, в той или иной степени, наблюдается деградация экосистем и исчезновение биологических видов (от 8 до 21% дикой флоры в России нуждается в экстренных охранительных мероприятиях). Всего в нечерноземной зоне РФ около 500 видов растений находятся под угрозой исчезновения [4, с. 10-17].

Хотя спад производства в России 1990-х годов привел к резкому сокращению выбросов парниковых газов, начиная с 2001 г. на фоне роста промышленного производства эти выбросы вновь начали расти. Глобальное потепление отнюдь не

1 См. статью Б А. Ревича «К оценке влияния деятельности ТЭК на качество окружающей среды» в этом же номере.

безопасно для России. Колоссальные беды и потери принесло бы потепление, прежде всего, в зоне вечной мерзлоты. Весьма серьезным бедствием было бы и повышение уровня морей и океанов.

Одной из серьезных причин накопления в атмосфере основного парникового газа - углекислого (СО2) — является «обезлесивание». Между тем потери леса, главным образом, в результате пожаров, загрязнения и варварской вырубки лесов возрастают темпами, существенно превышающими темпы лесовосстановления. Так, в соответствии с расчетами на основе данных работы [5, табл. 4.2, 4.3], если в 1992 и 1995 гг. в среднем за год сгорало и было повреждено леса на корню - 9,8 млн. куб. м, то за период высоких темпов роста экономики (2000-2006 гг.) - в среднем за год такие потери были больше в 3,2 раза. За тот же период площади лесовосстановления увеличивались гораздо меньшими темпами, чем лесные площади, пройденные пожарами, и при этом еще медленнее росли площади посадки и посева леса.

Результаты расчетов свидетельствуют об отсутствии должного ухода за лесными ресурсами. Так, при относительно близких значениях среднего числа лесных пожаров в год за период 1992-1995 гг. (около 26 тыс.); и период 2000-2006 гг. (около 29 тыс.) лесная площадь, пройденная пожарами, в расчете на один пожар в 2000-2006 гг. более чем вдвое превышает аналогичный показатель 1992-1995 гг. (соответственно 43,8 и 20,3 га). Потери древесины (сгорело и повреждено на корню) от среднего пожара за 2000-2006 гг. почти втрое выше показателей за 19921995 гг. (соответственно 1087 и 378,4 куб. м). Таким образом, число лесных пожаров в год не уменьшается, а средняя мощность одного пожара и приносимый им ущерб увеличиваются в разы. Крайне неудовлетворительна и динамика показателей лесовосстановления. Так, если в 1992 и 1995 гг. площадь лесовосстановления в среднем в 2,7 раза превышала площадь, пройденную пожарами, то за 2000-2006 гг. это соотношение в среднем почти вчетверо уменьшилось (0,7 раза): лесовосстано-вители не успевают за пожарами. Важный показатель лесовосстановления - среднегодовая площадь посадки и посева леса. В 1992-1995 гг. она составляла около 77% от среднегодовой площади, пройденной пожарами за этот период. Этот же показатель, рассчитанный за 2000-2006 гг. более чем вчетверо меньше (18,4%). При таких данных следует ожидать лишь дальнейшей деградации лесов.

Между тем спасение и сохранение русского леса было бы огромным вкладом не только в национальное богатство, но и - одновременно - в решение проблем предотвращения глобального потепления. Если на долю СССР приходилось около 27% территории сомкнутых лесов и почти четверть мировых запасов древесины [6, с. 705], то сейчас на долю РФ приходится около 20% мировой территории сомкнутых лесов, состояние которых оставляет при этом желать лучшего.

Еще в 80-х годах прошлого столетия в результате фотосинтеза на территории СССР ежегодно образовывалось около 150 млрд. т органического вещества, усваивалось зелеными растениями 300 млрд. т диоксида углерода (СО2) и выделялось около 200 млрд. т свободного кислорода [6, с. 1431]. Такова мощь бережно сохраняющихся и восстанавливаемых лесов. Ясно, что они - не только один из важнейших национальных, но и глобальных факторов охраны климата.

По данным ЕС, одна треть выбросов другого парникового газа - метана - образуется в результате разложения органических веществ на свалках. В РФ такая статистика пока отсутствует, но при неудовлетворительной практике сбора, разделения и утилизации бытовых отходов в стране выбросы метана могут быть весьма значительными. Совершенствование сбора и утилизации бытовых отходов — также важный фактор сохранения климата.

Существенным фактором деградации водных объектов России послужило гигантское гидротехническое строительство, начатое после Второй мировой войны. Водохранилища резко меняют режим рек, становящийся далеким от естественного. Кроме того, они аккумулируют загрязняющие вещества, поступающие в реки выше плотин. Особенно пострадали от этих сооружений реки европейской части РФ и Урала, где сосредоточена лишь четверть стока рек, а водозабор составляет 75% его общего объема. Сток Волги составляет лишь 5% стока рек РФ, в то время как в бассейне реки сосредоточена почти половина населения; производится почти половина промышленной и сельскохозяйственной продукции, а гидроэлектростанции Волжско-Камского каскада дают более четверти выработки энергии гидроэлектростанциями России. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по разным показателям превышены на основном протяжении Волги, Дона, Терека, Урала, Оби, Енисея, Амура; в итоге четверть проб воды этих рек не удовлетворяет санитарным нормам. [4, с. 18-21].

В последнее время в стране резко увеличилось на предприятиях число катастроф, в том числе с человеческими жертвами, а также с заражением атмосферы и водоемов. В химических отраслях промышленности ежегодно происходит около 1500 некатегорийных аварий, связанных с утечками вредных продуктов [4, с. 30].

Для примера рассмотрим ситуацию в одном из регионов, находящихся в зоне напряженной экологической обстановки, - Кузбассе [7]. Основные факторы, определившие экологическое неблагополучие региона: концентрация отраслей промышленности (угольная, металлургическая, химическая) с интенсивным загрязнением окружающей среды, роль кладовой полезных ископаемых, расположение в Кузнецкой котловине, высокий уровень урбанизации. Валовой выброс загрязняющих веществ составлял здесь в 1996 г. более 550 тыс. т, т. е. 1,5 тыс. т в сутки. При этом снижение объемов производства не привело к сокращению вредных выбросов ввиду отсутствия средств на технологическое обновление оборудования. Растет сброс сточных вод в реку Томь, содержавших в 1996 г. более 600 тыс. т. загрязняющих веществ. Основные загрязнители: аммонийный азот, железо, соли тяжелых металлов, мышьяк, фтор, формальдегид, фенол, микробы. В связи с износом основных фондов нет условий для переработки отходов, очистные сооружения не реконструируются. Со спутников наблюдается шлейф вредных выбросов, содержащих до 200 веществ (в большинстве - высокотоксичных и канцерогенных), тянущийся далеко за пределы области. Основной вклад в загрязнение атмосферы обеспечивают: металлургия (44%), энергетика (23%), топливная промышленность (11%), а в последнее время - и автотранспорт.

В регионе деградировали почвы, хвойные леса (на 30%). С 1984 по 1996 г. почти вдвое снизилась рождаемость, в то же время смертность возросла на 30% (в основном, в подростковом возрасте и после 30 лет). Растет число онкологических заболеваний и смертность от них. Из федерального бюджета поступает все меньше средств на экологические нужды, сокращаются штаты соответствующих сотрудников; исчезают посты наблюдения, морально стареют аналитические лаборатории.

При добыче одной тонны угля образуется три тонны твердых отходов и выделяется от 5 до 25 куб. м метана. Превышение норм радиации достигает десяти раз. В результате, заболеваемость раком в Кемерово за 1991-1996 гг. возросла на 40%. На одного родившегося в Кемеровской области приходится сейчас двое умерших. В последнее время на 70% возросла так называемая «одногодичная» летальность (результат позднего обнаружения рака). Кузбасс входит в число 13-ти регионов с наиболее острой экологической ситуацией [7, с. 26]. На деле это - зона экологического бедствия.

Приведенный выше ряд конкретных экологических проблем отнюдь не охватывает перечень наиболее серьезных угроз для страны, ее регионов и населения. По данным [4, с. 25-27], к зоне относительной экологической безопасности относятся сейчас лишь 12-17% территории России. На долю зоны экологических катастроф, где восстановление экологического равновесия практически невозможно, приходится 0,1-0,3% территории страны; на зону экологического бедствия - 1,5-2,0%. Зоны на грани бедствия (кризиса) - «Чернобыльский след»; районы, прилегающие к Семипалатинскому ядерному полигону; Республика Коми - 3-5% территории. Зона напряженной экологической обстановки (экологическая ситуация под контролем, но продолжает ухудшаться и может перерасти в бедствие) — 20-25% территории и 103 города с численностью населения более 50 млн. чел. (Урал, Кузбасс, бассейны Волги, Невы; районы, прилегающие к Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям). Зона с нарушенным равновесием экосистем и возникновением угрозы их разрушения (бассейны озера Байкал, рек Обь и Амур, более 600 городов и поселков) - около 45% территории России.

Приведенные выше данные свидетельствуют о первостепенной важности решения наиболее серьезных проблем жизнеобеспечения населения страны, в том числе - сохранения и восстановления экологического равновесия там, где это еще возможно, и повышения ответственности за нарушение экологических требований. Необходимо существенно поднять ранг экологии как важнейшей составляющей настоящего и будущего страны и ее населения, статус работающих и оплату труда в этой сфере. В ближайшее время нужно сконцентрировать внимание государства, ученых, специалистов на разработке долгосрочных прогнозов и комплексных программ модернизации и развития отечественной энергетики, а также обеспечения экологической безопасности со стороны как государства и населения, так и субъектов экономической деятельности.

При постановке и решении задач в области энергетики и экологии, в том числе, связанных с глобальными проблемами, должны учитываться, прежде всего, национальные приоритеты в этих областях и возможности эффективного сотрудничества с международными организациями.

Проблемы и перспективы международных соглашений по экологии. Подведение промежуточных итогов осуществления задач, поставленных КП, не вызывает оптимизма, в том числе и у самих разработчиков этого документа. Так, в работе [1, с. 180] отмечается, что «в ЕС и США политика налогообложения углерода и энергии, по большей части, провалилась»: программы энергосбережения не получили широкого распространения, некоторые страны продолжают субсидировать угледобычу. Официальные прогнозы роста эмиссии ПГ, представленные странами - участницами Конвенции - Японией, США и Австралией - показывают, что их эмиссии возрастут более чем на 20%, т.е. немногим ниже прогнозов Канады. Модели, разработанные командами экспертов, прогнозируют возобновление роста эмиссии в странах ЕС, а прогнозы Международного энергетического агентства предсказывают там рост почти на треть по отношению к уровню 1990 г. Годовое потребление угля в Китае приближается к 2 млрд. т. Эмиссия углекислого газа в быстро развивающемся Китае в 2010 г. может вдвое превысить уровень 1990 г.

В конце сентября 2007 г. в штаб-квартире ООН состоялась встреча, в которой приняли участие около 80 глав государств. Эта встреча была призвана выработать политический консенсус для новых глобальных договоренностей [3].

Глава Росгидромета РФ Александр Бедрицкий, в частности, заявил, что продление действия КП после 2012 г. неэффективно. Многое, по его мнению, свидетельствует о несовершенстве КП и неэффективности его продления в существующем

виде. Докладчик отметил, что «несмотря на принятие рядом стран обязательств по стабилизации и снижению выбросов (ПГ)», они продолжают расти и в большинстве экономически развитых стран, и в странах с динамично развивающимися экономиками. В заключение А. Бедрицкий отметил, что усилия только стран, принявших количественные обязательства до 2012 г., не могут дать ничего существенного для защиты климата. Он заявил, что «международному сообществу необходимо создать систему признания добровольных обязательств стран по снижению выбросов ПГ, предусматривающую механизмы стимулирования таких действий» [3]. Новое соглашение должно было выработать механизм взаимодействия взамен мер, определенных КП, действие которого завершается в 2012 г. При этом Евросоюз должен к этому сроку сократить выбросы на 8%; Япония и Канада - на 6%; Россия и Украина - снизить к 2012 г. среднегодовые выбросы до уровня 1990 г. Конференция на о-ве Бали приняла лишь компромиссное решение: заключить в 2008 г. новое соглашение по нормативам снижения выбросов. Но мировой финансовый кризис, по-видимому, отвлек внимание и от этих планов.

В конце 2009 г. в Копенгагене состоялась очередная конференция ООН, в ходе которой в центре внимания вновь оказались проблемы предотвращения изменения климата Земли в сторону потепления. Однако на сей раз доминировала не теория (после серии «научных скандалов» в Великобритании и США достоверность гипотезы «антропогенного глобального потепления» оказалась под вопросом), а поиски практических методов воздействия на публичные компании, допускающие значительные выбросы парниковых газов в атмосферу. Вероятно, в ближайшее время рядом ведущих государств и их союзов будет разработано законодательство, включающее условия и меры борьбы с потеплением. Активные шаги в этом направлении уже предпринимаются в США и ЕС.

Комиссия США по финансовым рынкам сделает обсуждение информации об изменении климата публичным. В настоящее время она готовит инструкцию по отражению публичными компаниями климатических рисков при раскрытии информации, имеющей существенное значение для инвесторов. Компаниям уже рекомендовано следить за изменениями погоды. Руководство Комиссии проголосовало за эти решения 27 января 2009 г. В ближайшее время будет опубликовано «Руководство по раскрытию корпоративных рисков, связанных с глобальным потеплением». Компании могут столкнуться с уменьшением или увеличением спроса на свои продукты, производство которых приводит к увеличению выбросов парниковых газов. Возможны также подачи против компаний судебных исков, связанных с этой темой. Публичные компании будут обязаны отражать риски, связанные с этой темой, в массиве прочей раскрываемой информации. Ожидается разработка соответствующего законодательства Конгрессом и Президентом США. Президент США Барак Обама, выступая перед Конгрессом 28 января 2009 г., обещал продолжить стимулирование «чистой» энергетики.

В последнее время весьма серьезное отношение к экологическим проблемам и продуктивная деятельность, направленная на предотвращение глобального потепления, наблюдается и в ЕС, где активно разрабатываются новые виды топлива, эффективные двигатели и системы очистки выхлопов. На заседании Совета министров ЕС был принят проект пакета мер, предусматривающий сокращение странами ЕС выбросов ПГ к 2020 г. как минимум на 20%, по сравнению с 1999 г., при увеличении настолько же доли возобновляемых источников в энергобалансе [9, с. 4].

Мировой финансовый кризис 2008 г. резко обострил экологическую ситуацию в странах ЕС. Состоялась дискуссия по Энергоклиматической программе ЕС, известной как «20-20-20». Страны ЕС раскололись на две группы. Преобладала та из

них, страны которой, понесшие наибольшие потери от финансового кризиса, требовали выделения значительных средств на погашение их убытков.

Раскол позиций стран по поводу экономических издержек развития подтвердился и на Копенгагенской конференции ООН в 2009 г. по проблемам изменения климата. Развивающиеся страны считают, что от них нельзя требовать обязательств, равных с развитыми государствами, чтобы не затормозилось развитие их экономик.

Надежды, возлагавшиеся на Копенгагенскую международную конференцию, оказались слишком оптимистичными и недостаточно подготовленными. Предполагалось, что через несколько дней или как максимум несколько недель соглашение будет заключено с учетом предложений разных стран и консенсуса между экономически развитыми и развивающимися государствами. Однако Копенгагенская резолюция принадлежала лишь 28-ми, а не 192-м странам-участницам. Одним из неожиданных ударов оказался внезапный отказ со стороны Китая считать себя ассоциированным членом этого соглашения. До этого Китайская Народная Республика рассматривалась как самый влиятельный участник соглашения, уступающий в этом лишь США, и как несомненный лидер для большинства развивающихся стран. Это особенно ярко проявилось, когда к КНР присоединились: Индия, ЮАР, Судан, Сенегал и страны ОПЕК. Выход КНР и ряда других развивающихся стран из состава ассоциированных членов соглашения остановил дальнейший прогресс, так как без этого крупнейшего эмиттера очень сложно было бы продвигаться вперед.

Идея продления Киотского протокола оказалась неподготовленной, так как не были представлены серьезные обязательства, принятые странами-участницами. В результате, можно считать политические переговоры провалившимися, что же касается самого документа - «СОР-15» - то он после длительных обсуждений был в конце концов лишь «принят к сведению».

Для России одну из самых серьезных экологических угроз представляет резкое повышение температуры в районах вечной мерзлоты, на долю которых приходится около 60% территории страны. Однако в условиях последствий спада промышленного производства еще менее, чем обычно, можно ожидать выделения средств, достаточных для предотвращения этих угроз.

Следует признать, что в большом долгу в связи с этими глобальными и общегосударственными угрозами остается отечественная наука, в том числе - экономическая. В качестве важнейшего показателя состояния экономики фигурирует, прежде всего, ВВП. При этом на заднем плане оказываются такие показатели, как состояние и динамика национального богатства. Эти индикаторы развития в определенной мере зависят друг от друга, но связь между ними и различия в динамике редко выступают в качестве объекта научных исследований. Одной из важных задач было бы конструирование интегрального показателя, отражающего благополучие страны, ее настоящих и будущих поколений. В ряде развитых стран в последнее время уделяется все большее внимание показателю так называемого «чистого накопления»; важнейшее значение в составе национального богатства отводится «человеческому капиталу». В этом направлении заслуживают глубокого изучения и развития исследования по оценке качества здоровья населения России, а также - стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья [10-12].

В последнее время были проведены исследования потенциала экономии топлива, давшие неожиданные результаты. Огромный потенциал в данном случае был обнаружен не в промышленности (в том числе - не в отраслях ТЭК и не в сфере транспорта). Расчеты выявили значительные резервы в строительстве и в секторе недвижимости. Они показали, что при строительстве энергоэффективных зданий с установкой приборов учета тепла возможна экономия до 2030 г. почти 22 млрд. т у.т.

Еще более неожиданными оказались результаты соответствующих исследований потенциала энергоэффективности российской экономики. Фирма MC KINSEY & C0 в декабре 2009 г. опубликовала исследование, где впервые оцениваются рентабельность и эффективность мер, которые могут быть реализованы в России до 2030 г. Прибыль от реализации мер, предлагаемых данной фирмой, оценивается за период до 2030 г. в размере почти 200 млрд. евро. Наиболее потенциальными в этом отношении секторами были названы сельское и лесное хозяйство, с учетом их возможностей сокращения выбросов ПГ.

Лучший, в этом отношении, пример из стран Европы демонстрирует в настоящее время Англия, принявшая на вооружение так называемую «Низкоуглеродную промышленную стратегию», и лидирующая в этом направлении. По заявлению ее премьер-министра, без уменьшения, хотя бы вдвое, выбросов ПГ «возможна гуманитарная и экономическая катастрофа, гораздо более серьезная, чем нынешний экономический кризис» [13].

В начале сентября 2009 г. ООН представила обзор экономического развития мира и связанного с ним ущерба для экологии планеты и ряда городов, включая Москву [14]2.

Принципиальным в данной ситуации остается решение вопроса об источниках средств на преодоление этого ущерба. В этом отношении представляется важным реальное выполнение обещаний развитых стран о льготной передаче развивающимся странам прогрессивных технологий, обеспечивающих снижение выбросов ПГ и их очистку, которые содержались в Киотском протоколе [14]. Кроме этого, следует приветствовать принятое в декабре 2009 г. решение об установленном со времен Киотского Протокола сохранении продажи так называемых квот.

Литература

1 Граб М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол. Анализ и интерпретация. М.: Наука. 2001.

2. Рогинко С.А. Европейский Союз и проблемы глобального потепления. М.: Экслибрис-Пресс. 2001.

3. Сайт: http: // www.fief.ru. 25 сентября 2007 г.

4. Россия в цифрах. 2007. Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2007.

5. Лесные ресурсы // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия. 1988.

6. Сапожников А.А., Молдаванов О.И. Экологически депрессированные территории // Проблемы и методология. Под ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа. 1999.

7. Проблемы обеспечения экологической безопасности в Кузбасском регионе. Кн.1. Кузбасское отделение Российской Экологической Академии / Отв. ред. В.Г. Раскин. Кемерово, 1999.

8. Ильюша А. В. К вопросу совершенствования топливно-энергетического баланса и реформирования энергетики России. Актуальные проблемы управления. М., 2000. Вып. 3. ГУУ.

9. Минеев А. Битва за два градуса. Глобальное потепление стало для ЕС темой номер один // Новые Известия. №38 (2393), 6 марта 2008 года.

10. Прохоров Б.Б., Шмаков Д.И. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья //Проблемы прогнозирования. 2002. № 3.

11. Прохоров Б.Б. Показатели качества общественного здоровья как индикаторы устойчивого развития. // Устойчивое развитие: ресурсы России. М.: Изд. центр РХТУ. 2004.

12. Прохоров Б.Б., Горшкова И.В., Шмаков Д.И., Тарасова Е.В. Общественное здоровье и экономика / Отв. ред. Б. Б. Прохоров. М.: МАКС Пресс, 2007.

13. Анн Принг. Если мы не уменьшим выбросы, то потерпим гуманитарную и экономическую катастрофу // Коммерсант. 5 февраля 2009 г. №20 (4074). с. 7.

14. Калмацкий М. «Дорогой Градус» — ООН подсчитала потери от глобального потепления //Новые Известия. 3 сентября 2009 г. № 157 (2750).

2 На основе модели, подготовленной Массачусетским технологическим институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.